Скачать 100.04 Kb.
|
Информационная среда учебного заведения на основе технологий GoogleКадан Александр Михайлович доцент кафедры экономики филиала Государственного учреждения образования «Институт технологий информатизации и управления» Белорусского государственного университета в г.Гродно, кандидат технических наук, доцент, alexander.kadan@gmail.comРассмотрен подход к решению задачи создания корпоративной информационной среды учебного заведения, для которого характерны наличие распределенных ресурсов и схемы удаленного взаимодействия персонала, сотрудников и студентов. Предложена модель информационной среды, базирующейся на использовании Internet-служб компании Google. Описана схема ее реализации, основанная на возможности интеграции распределенных ресурсов и технологий их совместного использования на основе современных Internet-технологий и Служб Google для образовательных учреждений ВведениеОсновным преимуществом применения современных Интернет-технологий в создании системы корпоративных взаимоотношений можно считать возможность интеграции распределенных ресурсов и технологий их совместного использования. Примером организации, ресурсы которой распределены территориально, а для сотрудников наиболее приемлем режим удаленного взаимодействия, может являться филиал Института технологий информатизации и управления БГУ в г. Гродно. Его работа характеризуется наличием центрального офиса с немногочисленным штатом сотрудников, большого количества преподавателей-совместителей, занятых на основной работе, и значительного количества студентов заочной формы обучения, с которыми необходима постоянная связь. Надо отметить также, что весьма немногие организации располагают штатом квалифицированных программистов, способных разрабатывать и совершенствовать программные компоненты информационной среды. Кроме того, разработка и поддержка такой среды требует постоянного расходования довольно значительных финансовых средств - от оплаты труда программистов и оплаты хостинга, до затрат на поддержку созданного программного обеспечения, его обновление и реализацию постоянно возникающих нововведений. Выбор в пользу служб GoogleИтак, в качестве основных целей разработки и использования корпоративной информационной среды филиала были выделены:
При разработке проекта корпоративной информационной среды филиала ИТИУ было принято решение максимально уменьшить долю программных и технических компонент системы, создаваемых как собственными силами так и за счет собственных средств, а использовать бесплатные Интернет-сервисы и службы, предоставляемые компанией Google [1]. Аргументами в пользу выбора Google Services оказались: возможность постоянного доступа к данным независимо от местонахождения пользователя; поддержка крупнейшей Интернет-компании; отсутствие собственной службы технической и программной поддержки; бесплатность предоставляемых услуг; наличие стандартных сервисов, реализующих базовые бизнес-процессы организации - электронная почта, поддержка расписания работы и календарей, средства совместной подготовки документов, службы объявлений и обмена новостями. Службы Google для учебных заведенийКомпания Google предлагает три версии Служб Google, которые, за счет интеграции и технической поддержки по разумной цене, соответствуют потребностям различных организаций - предприятий малого бизнеса, больших корпораций или учебных заведений [1]. Это - базовый пакет, профессиональный пакет и службы для учебных заведений. Отличительной особенностью последних является бесплатное использование, наличие широкого круга приложений (гаджетов), бесплатной электронной почты с неограниченным количеством почтовых ящиков, расписания использования ресурсов и конференц-залов, мобильного доступа к ресурсам, API для интеграции с существующей инфраструктурой организации, предполагающего поддержку системы единого входа, обеспечение пользователей и управление ими, управление почтовым шлюзом, инструменты для миграции электронной почты. Ключевым моментом при переходе на использование служб Google является перенос электронной почты на сервис электронной почты Gmail. Инструменты для миграции электронной почты позволяют легко перенести почту пользователей с собственного сервера организации на сервер Google. С момента перевода на сервис Gmail электронная почта не требует расходов на содержание и обслуживание сервера, а Google гарантирует бесперебойную работу почтовой системы и эффективную фильтрацию спама. Сервис общения с помощью мгновенных сообщений Google Talk интегрирован с электронной почтой Gmail. Вся история чата хранится в почтовом ящике, и всегда можно найти нужную информацию с помощью удобных средств поиска. Google Talk позволяет обмениваться текстовыми сообщениями, разговаривать, как по телефону, пересылать файлы и оставлять сообщения на «автоответчике». Служба Google Документы позволяет работать с текстовыми, табличными документами и презентациями непосредственно в окне браузера. С помощью этого сервиса можно не просто сэкономить на покупке обычного офисного пакета (что пока не слишком актуально для условий РБ), но полностью перестроить свою работу с документами. Все важные документы, которые необходимо иметь под рукой (текущая работа, курсовые, рефераты, резюме) можно хранить в сети, редактировать с любого компьютера, легко отправлять по электронной почте. Но главное — это возможность совместной работы с документами: например, студент может пригласить своего научного руководителя посмотреть очередную главу диплома, а тот - оставить свои комментарии и исправления, которые студент увидит сразу после внесения изменений. Служба Google Календарь - это календарь и планировщик событий, по возможностям и интерфейсу схожий с календарем Microsoft Outlook. С его помощью деканат, например, может сделать календарь сессий по специальностям и курсам. Для добавления события в такой календарь достаточно указать дату, место, время проведения мероприятия (учебного занятия, экзамена или зачета), нажать кнопку «Создать мероприятие», и через несколько минут эта информация станет доступной для всех студентов - каждый из них получит соответствующее уведомление по электронной почте. Служба сайты Google предоставляет доступный и легкий способ создания веб-страниц и совместной работы над ними. Характерными особенностями службы являются: простое создание сложных веб-страниц с использованием визуального редактора; единая система хранения всей необходимой информации; управление правами на просмотр и изменение опубликованной информации. Модель корпоративной информационной среды филиалаВ конце 2008 года начаты работы по созданию корпоративной информационной среды филиала. С компанией «Деловая сеть» заключен договор на предоставление хостинга, согласно которому филиал располагает дисковым пространством в 1ГБ и неограниченным трафиком. Приобретено доменное имя itim.by. В качестве компонентов корпоративной информационной среды рассматриваются (см.рис.2):
Рис. 1. Компоненты корпоративной информационной среды
Организация доступа и информационного наполнения средыПоскольку доступ к ресурсам корпоративной информационной среды (учебной информации на сайте дистанционного образования, службам Google) требует прохождения процедуры авторизации, то была проведена предварительная ознакомительная и разъяснительная работа с сотрудниками и студентами филиала. Каждый сотрудник и студент получил у методиста своей кафедры персональную карточку пользователя, которая содержит логин и пароль пользователя, адрес его электронной почты, а также список доступных ресурсов с указанием их URL-адресов. К настоящему времени все преподаватели и сотрудники филиала (54 человека) и все студенты первого курса (234 человека) зарегистрированы для работы со службами Google, использования LMS Moodle и информационного сайта филиала. Как и в большинстве информационных систем, важной проблемой является традиционная проблема обеспечения единого входа в систему (SSO – Single Sing-On), обычно решаемая путем создания Службы каталогов и использования протокола LDAP. Для обеспечения единого входа в информационную среду, использующую службы Google, согласно рекомендациям компании, используется SSO-сервис, основанный на SAML (Security Assertion Markup Language) – XML-подобном языке. В направлении реализации информационной политики филиала на Сайте Дистанционного Обучения (http://itim.by/sdo) сформированы разделы учебных дисциплин, читаемых на 1-х курсах всех специальностей. Общее количество разделов - более 70. Первоначальное их наполнение методическими материалами (рабочие программы курсов и вопросы к экзаменам и зачетам) произведено методистами кафедр. |
Конкурс профессионального мастерства "Мастер it 2013" Задание Сервисы Google (32 балла + дополнительно до 10 баллов за использование сервисов Google) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Задача: создать образовательный блог, используя сервис, предоставляемый google com (google ru) | ||
Тайны мирозданья. Строение воды Яндекс. ДиректВсе объявленияДобавьте сайт в поиск Google! Помощь при запуске. Получи премию в 1000 рублей! Адрес и телефон services... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Повторить и закрепить навык работы с документами Google, электронной почтой Google, образовательным совместным блогом | ||
Вопросы для теста При помощи Google формы Вы быстро и легко можете создать, разместить в блоге и опубликовать опрос, тест или анкету. Количество, содержание... | Название / ссылка Доклады будут опубликованы Applied Mechanics and Materials Journal (issn: 1660-9336): scopus, Ei Compendex (cpx), Cambridge Scientific... | ||
Название / ссылка Доклады будут опубликованы Applied Mechanics and Materials Journal (issn: 1660-9336): scopus, Ei Compendex (cpx), Cambridge Scientific... | С 16 по 19 июня в курортном поселке Репино под Санкт-Петербургом... В компании Novell с ее руководителями, разработчиками, специалистами по маркетингу проводятся в различных странах мира уже 10 лет... | ||
Группа: гсб-22 Проверил: Нардюжев В. А По популярности с Google может сравниться разве что Яндекс. Стоит отметить, что, во-первых, Google в России появился позже Яндекса,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конституции 12 декабря 1993 года стало поворотным шагом в новейшей российской истории. На референдуме был сделан выбор в сторону... | ||
План Структура служб в гостинице Виды вспомогательных служб Целью охраны труда является сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, как этого требует Трудовой кодекс... | Анкета для родителей, Тест по теме «…», Заявка на участие в …, и... При помощи Google формы Вы быстро и легко можете создать, разместить в блоге и опубликовать опрос, тест или анкету. Количество, содержание... | ||
Руководство для партнеров: бизнес-политика и активация служб В этом руководстве представлен обзор программ лицензирования, бизнес-политик и процедуры активации служб при работе с ключами продукта... | Инструкция : Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных... При помощи Google формы Вы быстро и легко можете создать, разместить в блоге и опубликовать опрос, тест или анкету. Количество, содержание... | ||
Xv апрельская международная научная конференция по проблемам развития... Снг, который основан на совокупности либеральных и ограничительных инструментов. Опыт развитых стран показывает, что для решения... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Холуя. О том, насколько высок уровень местных «гармонных дел мастеров», говорит уже тот факт, что на шуйской гармошке играл автор... |