Методические рекомендации
по разработке планов эвакуации
для объектов образования
Методические рекомендации
по разработке планов противопожарной защиты (планов эвакуации) В соответствии с требованием п.16. Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) в зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре.
На объектах с массовым пребыванием людей (50 и более человек) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей, по которой не реже одного раза в полугодие должны проводиться практические тренировки всех задействованных для эвакуации работников. О проведении тренировок делается соответствующая запись в журнале противопожарного инструктажа.
Для объектов с ночным пребыванием людей (детские сады, школы- интернаты, больницы и т. п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и в ночное время. Руководители указанных объектов ежедневно в установленное Государственной противопожарной службой (далее - ГПС) время сообщают в пожарную часть, в районе выезда которой находится объект, информацию о количестве людей, находящихся на каждом объекте.
План эвакуации состоит из графической и текстовой части - инструкции к плану эвакуации людей при пожаре. ( Приложение 1.)
Графическую часть плана разрабатывают следующим образом. На бумаге стандартных размеров в зависимости от сложности планировки здания (помещений) вычерчивают планы этажей здания. При разной поэтажной планировке планы эвакуации составляют для каждого этажа, а при одинаковой выполняют один план с указанием этажей, к которым он относится.
Эвакуационные выходы следует разделить на основные (надежные), маршруты, к которым обозначают сплошными зелеными стрелками, и резервными (менее надежные), маршруты движения, к которым наносят пунктирными зелеными стрелками. В примечании к графической части указывают, что направлять людей по резервным маршрутам эвакуации не рекомендуется, если можно использовать основные маршруты.
Кроме маршрутов движения обозначают места нахождения ручных пожарных извещателей, огнетушителей, пожарных кранов, телефонов, и другого оборудования в соответствии с международным стандартом ИСО 6790-86 «Средства противопожарной защиты и борьбы с пожарами. Графические символы для планов противопожарной защиты» и ГОСТ 28130-89 "Огнетушители, установки пожаротушения и пожарной сигнализации. Обозначения условные графические". Размеры символов стандарт не устанавливает. Они должны соответствовать масштабу или размеру чертежей или планов. Символы, приведенные в одном плане, должны быть выполнены в одном масштабе.
С целью улучшения условий пространственной ориентации при выполнении планов пожарной защиты (эвакуации) следует использовать знак в виде капельки ( ) со смысловым значением "Вы находитесь здесь», указав об этом в примечании к плану. Допускается заштрихованными участками на путях эвакуации показывать зоны, которые запрещается загромождать.
На планах эвакуации элементы условные изображения элементов зданий, сооружений и конструкций на чертежах выполняются в соответствии с ГОСТ 21.107-78* "Условные изображения элементов зданий, сооружений и конструкций".
На графической части плана эвакуации делают такие надписи, например: «План эвакуации людей из здания школы». Далее обозначают номер этажа. Ниже графической части в левом нижнем углу приводят условные обозначения и располагают пояснительную записку. В правом верхнем углу под словом «Утверждаю» оставляют место для подписи руководителя организации, а в правом нижнем углу располагают экспликацию помещений и подпись составителя плана. (Приложение 2).
План эвакуации в рамке под стеклом вывешивают на видном месте, обычно у входа на этаж.
Справочные материалы используемые при разработке
планов противопожарной защиты (планов эвакуаций):
ГОСТ 21.107-78*" Условные изображения элементов зданий, сооружений и конструкций".
Международный стандарт ИСО 6790-86 «Средства противопожарной защиты и борьбы с пожарами. Графические символы для планов противопожарной защиты».
ГОСТ 28130-89 "Огнетушители, установки пожаротушения и пожарной сигнализации. Обозначения условные графические"
ГОСТ 12.1.114-82 "Пожарные машины и оборудования"
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)
При оборудования зданий и помещений знаками пожарной безопасности руководствоваться НПБ 160-97 "Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования".
Ниже приведены примеры инструкций к плану эвакуации людей в случае возникновения пожара для образовательных учреждений (школ), объектов с круглосуточным пребыванием людей (школ-интернатов) и дошкольных учреждений (приложения 1,2).
Приложение 1
1.Пример инструкции к плану эвакуации
при возникновении пожара в МОУ Н-ского района
№
п/п
| Действия
Персонала
| Порядок исполнения
| Исполнитель
| 1.
| Вызов пожарной охраны
| Звонить «01» по телефону, установленному в кабинете дежурного. Сообщить: «В средней школе №1 пожар. Адрес: ул. Ленина, дом 50. Горит в подвале. Сообщил дежурный учитель Иванов»
| Сотрудник, первым обнаруживший пожар
| 2.
| Оповещение о пожаре и порядке эвакуации.
| Включить систему оповещения нажатием кнопки «Пуск системы оповещения о пожаре», находящейся в помещении дежурного. При отсутствии системы оповещения людей о пожаре для оповещения использовать установленный в школе сигнал (повторяющиеся 3 коротких звонка)
| Сотрудник, первым обнаружив-ший пожар
| 3.
| Открывание дверей эвакуационных выходов
| Открыть двери эвакуационных выходов. Всех выходящих из здания учеников и работников школы направлять к месту сбора – на школьный стадион, в зимнее время - в здание клуба.
| Гардеробщицы М.С. Попова,
К.С. Сомова.
| 4.
| Эвакуация школьников и персонала
| Организовать и соблюдать порядок при следовании по установленным маршрутам эвакуации. Показать направление движения. После выхода людей плотно закрыть двери всех лестничных клеток и лифтового холла.
| Классные руководители, учителя предметники
| 5.
| Спасение отрезанных от путей эвакуации
| В случае необходимости принять меры к спасению учеников и персонала, не успевших эвакуироваться. Школьникам и работникам собраться в классе, закрыть двери, законопатить влажной тряпкой (имеющимися подручными средствами) щели в дверном проеме, открыть окна и подавать сигналы (звать на помощь). Учителям и старшеклассникам следить за малышами, принять меры по недопущению паники.
| Классные руководители, учителя и старшеклассники
| 6.
| Проверка количества эвакуированных
| После эвакуации на установленном месте собрать учащихся по классам и проверить наличие учеников по классным журналам, доклад директору или лицу его замещающего о количестве эвакуированных.
| Классные руководители, учителя предметники
| 7.
| Вынос материальных ценностей
| По обстановке выносить на улицу все самое ценное, документацию и оргтехнику.
| Работники
члены ДПД
| 8.
| Встреча пожарных подразделений
| Выйти на улицу к главному подъезду, открыть въездные ворота. Дождаться прибытия пожарных подразделений. Показать места расположения пожарных гидрантов, искусственных водоемов для целей пожаротушения (приспособленных водонапорных башен). Указать место пожара. Кратко проинформировать руководителя тушения пожара о месте возникновения пожара, путях его распространения и о результатах эвакуации учащихся и работников школы.
| Дежурный по школе, члены ДПД
| 9.
| Тушение пожара
| По возможности имеющимися средствами пожаротушения (огнетушители, внутренний пожарный кран и т.д.) приступить к тушению очага возгорания до прибытия пожарных подразделений. После прибытия пожарных оказывать практическую помощь по тушению пожара.
| Преподователи, технический персонал, члены ДПД
| 2. Пример инструкции к плану эвакуации
при возникновении пожара в спальных корпусах школ-интернатов
(для объектов с круглосуточным пребыванием людей предусматривается 2 варианта действий - в дневное и ночное время суток).
2.1.Инструкция к плану эвакуации
при возникновении пожара в спальном корпусе №1 МОУ «Н-ская школа–интернат № 5» в дневное время.
№
п/п
| Действия
Персонала
| Порядок исполнения
| Исполнитель
| 1.
| Вызов пожарной охраны
| Звонить «01» по телефону, установленному в кабинете дежурного. Сообщить: «В спальном корпусе №1 МОУ «Н-ская школа–интернат № 5» пожар. Адрес: ул. Ленина, дом 50. Горит в подвале. Сообщил дежурный воспитатель Иванов»
| Сотрудник, первым обнаруживший пожар
| 2.
| Оповещение о пожаре и порядке эвакуации.
| Включить систему оповещения нажатием кнопки «Пуск системы оповещения о пожаре», находящейся в помещении дежурного. При отсутствии системы оповещения людей о пожаре для оповещения использовать установленный в спальном корпусе сигнал (повторяющиеся 3 коротких звонка). Для оповещения слабослышащих (глухих) использовать системы оповещения включающую дублированную световую, звуковую и визуальную сигнализацию.
| Сотрудник, первым обнаружив-ший пожар
| 3.
| Открывание наружных дверей
| Открыть двери эвакуационных выходов. Всех выходящих из здания учеников и работников направлять к месту сбора – на школьный стадион, в зимнее время - в здание клуба.
| Воспитатели М.С. Попова,
К.С. Сомова.
| 4.
| Эвакуация школьников и персонала
| Организовать и следить за порядком при следовании по установленным маршрутам эвакуации. Показать направление движения. После выхода людей плотно закрыть двери всех лестничных клеток и лифтового холла.
| Воспитатели
члены ДПД
| 5.
| Спасение отрезанных от путей эвакуации
| В случае необходимости принять меры к спасению учеников и персонала, не успевших эвакуироваться. Школьникам и работникам собраться в спальной палате, закрыть двери, законопатить влажной тряпкой (имеющимися подручными средствами) щели в дверном проеме, открыть окна и подавать сигналы (звать на помощь). Учителям и старшеклассникам следить за малышами, принять меры по недопущению паники.
| Воспитатели
члены ДПД старшеклассники
| 6.
| Проверка количества эвакуированных
| После эвакуации на установленном месте собрать учащихся и проверить наличие учеников по списку, доклад коменданту или лицу его замещающего о количестве эвакуированных.
| Воспитатели
| 7.
| Вынос материальных ценностей
| По обстановке выносить на улицу все самое ценное, документацию и оргтехнику.
| Работники
члены ДПД
| 8.
| Встреча пожарных подразделений
| Выйти на улицу к главному подъезду, открыть въездные ворота. Дождаться прибытия пожарных подразделений. Показать места расположения пожарных гидрантов, искусственных водоемов для целей пожаротушения (приспособленных водонапорных башен). Указать место пожара. Кратко проинформировать руководителя тушения пожара о месте возникновения пожара, путях его распространения и о результатах эвакуации учащихся и работников.
| Дежурный воспитатель члены ДПД
| 9.
| Тушение пожара
| По возможности имеющимися средствами пожаротушения (огнетушители, внутренний пожарный кран и т.д.) приступить к тушению очага возгорания до прибытия пожарных подразделений. После прибытия пожарных оказывать практическую помощь по тушению
| воспитатель технический персонал, члены ДПД
|
2.2. Инструкция к плану эвакуации
при возникновении пожара в спальном корпусе №1 МОУ «Н-ская школа–интернат № 5» в ночное время
№
п/п
| Действия
Персонала
| Порядок исполнения
| Исполнитель
| 1.
| Вызов пожарной охраны
| Звонить «01» по телефону, установленному в кабинете дежурного. Сообщить: «В спальном корпусе №1 МОУ «Н-ская школа–интернат № 5» пожар. Адрес: ул. Ленина, дом 50. Горит в подвале. В спальном корпусе находится 27 учащихся и 3 дежурного персонала. Сообщил дежурный воспитатель Иванова»
| Сотрудник, первым обнаруживший пожар
| 2.
| Оповещение о пожаре и порядке эвакуации.
| Включить систему оповещения нажатием кнопки «Пуск системы оповещения о пожаре», находящейся в помещении дежурного. При отсутствии системы оповещения людей о пожаре для оповещения использовать установленный в спальном корпусе сигнал (повторяющиеся 3 коротких звонка). Для оповещения слабослышащих (глухих) использовать системы оповещения включающую дублированную световую, звуковую и визуальную сигнализацию. Включить аварийное освещение.
| Сотрудник, первым обнаружив-ший пожар
| 3.
| Открывание дверей эвакуационных выходов
| Открыть двери эвакуационных выходов. Всех выходящих из здания учеников и работников направлять к месту сбора – на школьный стадион, в зимнее время - в здание клуба.
| Воспитатели М.С. Попова,
К.С. Сомова.
| 4.
| Эвакуация школьников и персонала
| Организовать и следить за порядком при следовании по установленным маршрутам эвакуации. Показать направление движения. После выхода людей плотно закрыть двери всех лестничных клеток и лифтового холла. При отсутствии электрического освещения использовать имеющиеся у дежурных воспитателей ручные электрические фонари.
| Воспитатели
члены ДПД
| 5.
| Спасение отрезанных от путей эвакуации
| В случае необходимости принять меры к спасению учеников и персонала, не успевших эвакуироваться. Школьникам и работникам собраться в спальной палате, закрыть двери, законопатить влажной тряпкой (имеющимися подручными средствами) щели в дверном проеме, открыть окна и подавать сигналы (звать на помощь). Учителям и старшеклассникам следить за малышами, принять меры по недопущению паники.
| Воспитатели
члены ДПД старшеклассники
| 6.
| Проверка количества эвакуированных
| После эвакуации на установленном месте собрать учащихся и проверить наличие учеников по списку, доклад коменданту или лицу его замещающего о количестве эвакуированных.
| Воспитатели
| 7.
| Вынос материальных ценностей
| По обстановке выносить на улицу все самое ценное, документацию и оргтехнику.
| Работники
члены ДПД
| 8.
| Встреча пожарных подразделений
| Выйти на улицу к главному подъезду, открыть въездные ворота. Дождаться прибытия пожарных подразделений. Показать места расположения пожарных гидрантов, искусственных водоемов для целей пожаротушения (приспособленных водонапорных башен). Указать место пожара. Кратко проинформировать руководителя тушения пожара о месте возникновения пожара, путях его распространения и о результатах эвакуации учащихся и работников.
| Дежурный воспитатель члены ДПД
| 9.
| Тушение пожара
| По возможности имеющимися средствами пожаротушения (огнетушители, внутренний пожарный кран и т.д.) приступить к тушению очага возгорания до прибытия пожарных подразделений. После прибытия пожарных оказывать практическую помощь по тушению
| воспитатель технический персонал, члены ДПД
|
3. Пример инструкции к плану эвакуации
при возникновении пожара в ДОУ «Детский сад »
№
п/п
| Действия
персонала
| Порядок исполнения
| Исполнитель
| 1.
| Вызов пожарной охраны
| Звонить «01» по телефону, установленному в кабинете дежурного. Сообщить: «В детском садике «Золотая рыбка» пожар. Адрес: ул. Ленина, дом 50. Горит в подвале. Сообщил дежурный воспитатель Иванова»
| Сотрудник, первым обнаруживший пожар
| 2.
| Оповещение о пожаре и порядке эвакуации.
| Включить систему оповещения нажатием кнопки «Пуск системы оповещения о пожаре», находящейся в помещении дежурного. При отсутствии системы оповещения людей о пожаре для оповещения использовать установленный в деском садике сигнал (повторяющиеся 3 коротких звонка). О возникновении пожара в детском садике оповестить только служебный персонал.
| Сотрудник, первым обнаружив-ший пожар
| 3.
| Открывание дверей эвакуационных выходов
| Открыть двери эвакуационных выходов. Всех находящихся детей вывести из здания детского сада под предлогом прогулки. Детишек и работников школы направлять к месту сбора – на игровую площадку, в зимнее время - в здание соседней школы (клуба).
| Воспитатели, нянечки в группах
| 4.
| Эвакуация детишек и персонала
| Организовать и соблюдать порядок при следовании по установленным маршрутам эвакуации. Показать направление движения. После выхода людей плотно закрыть двери всех лестничных клеток.
| Воспитатели, нянечки в группах
| 5.
| Спасение отрезанных от путей эвакуации
| В случае необходимости принять меры к спасению детишек и персонала, не успевших эвакуироваться. Воспитателям и нянечкам собраться в группе, закрыть двери, законопатить влажной тряпкой (имеющимися подручными средствами) щели в дверном проеме, открыть окна и подавать сигналы (звать на помощь). Воспитателям следить за малышами, принять меры по недопущению паники.
| Воспитатели, нянечки в группах
| 6.
| Проверка количества эвакуированных
| После эвакуации на установленном месте собрать детей по группам и проверить наличие учеников по спискам, доклад директору или лицу его замещающего о количестве эвакуированных.
| Воспитатели, нянечки в группах
| 7.
| Вынос материальных ценностей
| По обстановке выносить на улицу все самое ценное, документацию и оргтехнику.
| технический персонал, члены ДПД
| 8.
| Встреча пожарных подразделений
| Выйти на улицу к главному подъезду, открыть въездные ворота. Дождаться прибытия пожарных подразделений. Показать места расположения пожарных гидрантов, искусственных водоемов для целей пожаротушения (приспособленных водонапорных башен). Указать место пожара. Кратко проинформировать руководителя тушения пожара о месте возникновения пожара, путях его распространения и о результатах эвакуации детей и работников школы.
| Воспитатели, нянечки в группах
| 9.
| Тушение пожара
| По возможности имеющимися средствами пожаротушения (огнетушители, внутренний пожарный кран и т.д.) приступить к тушению очага возгорания до прибытия пожарных подразделений. После прибытия пожарных оказывать практическую помощь по тушению пожара.
| технический персонал, члены ДПД
|
№
п/п
| Действия
персонала
| Порядок исполнения
| Исполнитель
| 1.
| Вызов пожарной охраны
| Звонить «01» по телефону, установленному в кабинете дежурного. Сообщить: «В средней школе №1 пожар. Адрес: ул. Ленина, дом 50. Горит в подвале. Сообщил дежурный учитель Иванов»
| Сотрудник, первым обнаруживший пожар
| 2.
| Открывание наружных дверей
| Открыть двери эвакуационных выходов. Всех выходящих из здания учеников и работников школы направлять к месту сбора – на школьный стадион, в зимнее время - в здание клуба.
| Гардеробщицы М.С. Попова, К.С. Сомова, Э.В.Цветкова
| 3.
| Оповещение о пожаре и порядке эвакуации.
| Включить систему оповещения нажатием кнопки «Пуск системы оповещения о пожаре», находящейся в помещении дежурного.
| Сотрудник, пер-вым обнару-живший пожар
| 4.
| Эвакуация школьников и персонала
| Прошу соблюдать порядок и следовать по лестнице установленным маршрутам эвакуации. Показать направление движения:, После выхода людей плотно закрыть двери, двери обеих лестничных клеток и лифтового холла. В случае необходимости принять меры к спасению учеников и персонала, не успевших эвакуироваться.
| Классные руководители, учителя предметники
| 5.
| Проверка количества эвакуированных
| После эвакуации на установленном месте собрать учащихся по классам и проверить наличие учеников по классным журналам, доклад директору о количестве эвакуированных.
| Классные руководители, учителя предметники
| 6.
| Вынос материальных ценностей
| В связи со сложившейся обстановкой выносить на улицу все самое ценное, документацию и оргтехнику.
| Работники
(члены ДПД)
| 7.
| Встреча пожарной команды
| Выйти на улицу к главному подъезду. Дождаться пожарной команды. Показать места расположения трех пожарных гидрантов. Проводить начальника караула к месту пожара. Кратко проинформировать руководителя тушения пожара о месте возникновения пожара, о месте возникновения пожара, путях его распространения и о результатах эвакуации учащихся и работников школы.
| Дежурный по школе, члены ДПД
|
Приложение 2
Утверждаю
Директор МОУ СОШ № 1
Г.А.Шпак
25 августа 2004 г.
План (ПРИМЕР)
эвакуации при пожаре с помещений МОУ СОШ
Условные обозначения
| Вы находитесь здесь
|
| Запасный эвакуационный выход
|
| Выход
|
| Запасные пути эвакуации
|
| Пути эвакуации
|
| Телефон
|
| Огнетушители
|
| Ручной пожарный извещатель
|
| Электрощит
|
| Дымовой извещатель
|
| Приемно-контрольный прибор со звуковой и световой сигнализацией
|
| Тепловой извещатель
|
1
| Спортзал
| 2
| Бухгалтерия
| 3
| Главный бухгалтер
| 4
| Директор
| 5
| Заведующий складом
| 6
| Кладовка
| 7
| Контора
| 8
| Санузел
| 9
| Главный инженер
| 10
| Бытовое помещение
| 11
| Пандус
|
Экспликация
Исполнитель: А.М.Шпак
Инструкция при возникновении пожара
|