Скачать 310.29 Kb.
|
ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» Экономико-технологический колледж РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Архитектура ЭВМ и вычислительных сетей» для специальности 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям)». Москва 2010 СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа учебной дисциплины «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления» (по отраслям) и 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» среднего профессионального образования и является единой для всех форм обучения. Учебная дисциплина «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем» является общепрофессиональной дисциплиной, формирующей базовый уровень знаний студентов для освоения специальных дисциплин. Преподавание дисциплины имеет практическую направленность. В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление:
знать:
уметь:
Рабочая программа учебной дисциплины рассчитана на 80 часов аудиторных занятий. В разделах предусмотрены теоретическая часть и практические занятия в компьютерном классе. В содержании рабочей программы по каждой теме приведены требования к формируемым представлениям, знаниям и умениям. У специальности 230103 «Автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям)» дисциплина изучается в первом семестре. Текущий контроль проводится при выполнении самостоятельных работ по разделам и темам программы и обязательной контрольной работы. С целью систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений в рабочей программе учебной дисциплины предусмотрено 24 часа на самостоятельную внеаудиторную работу студентов. По окончании курса проводится экзамен. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИНЫ
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ Студент должен иметь представление: • о роли и месте знаний по дисциплине в сфере профессиональной деятельности;
Роль и место знаний по дисциплине «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем» в сфере профессиональной деятельности. История развития вычислительных средств. Классификация ЭВМ по физическому представлению обработки информации, поколениям ЭВМ, сферам применения и методам исполнения вычислительных машин. Раздел I. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ В ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ Тема 1.1 Арифметические основы ЭВМ Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Системы счисления. Непозиционные и позиционные системы счисления. Системы счисления, используемые в ЭВМ. Свойства позиционных систем счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Представление чисел в ЭВМ: естественная и нормальна формы. Форматы хранения чисел в ЭВМ. Алгебраическое представление двоичных чисел: прямой, обратный и дополнительные коды. Операции с числами в прямом двоичном, восьмеричном и шестнадцатеричном кодах. Использование обратного и дополнительного двоичных кодов для реализации всех арифметических операций с помощью суммирующего устройства. Преимущество дополнительного кола по сравнению с обратным кодом. Практические занятия:
Тема 1.2 Представление информации в ЭВМ Студент должен знать:
Виды информации и способы представления ее в ЭВМ, Классификация информационных единиц, обрабатываемых ЭВМ. Типы данных, структуры данных, форматы файлов. Числовые и нечисловые типы данных их виды. Структуры данных и их разновидности. Кодирование символьной информации. Символьные коды: ASCII, UNICODE и др. Кодирование графической информации. Двоичное кодирование звуковой информации. Сжатие информации. Кодирование видеоинформации. Стандарт MPEG. Раздел 2 АРХИТЕКТУРА И ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ОСНОВНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ БЛОКОВ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ (ВС), Тема 2.1 Логические основы ЭВМ, элементы и узлы. Студент должен знать:
Уметь:
Базовые логические операции и схемы. Таблицы истинности. Схемные логические элементы ЭВМ: регистры, вентили, триггеры, полусумматоры и сумматоры. Таблицы истинности RS-,JK- и Т-триггера. Логические узлы ЭВМ и их классификация. Сумматоры, дешифраторы, программируемые логические матрицы, их назначение и применение. Практические занятия: 3. Работам особенности логических элементов ЭВМ. 4. Работа логических узлов ЭВМ. Тема 2.2. Основы построения ЭВМ Студент должен знать:
Понятие архитектуры и структуры компьютера. Принципы (архитектура) фон Неймана. Основные компоненты ЭВМ. Основные типы архитектур ЭВМ. Тема 2.3 Внутренняя организация процессора Студент должен знать:
Студент должен уметь: • выстраивать последовательность машинных операций для реализации простых вычислений. Реализация принципов фон Неймана в ЭВМ. Структура процессора. Устройство управления: назначение и упрощенная функциональная схема. Регистры процессора: сущность, назначение, типы. Регистры общего назначения, регистр команд, счетчик команд, регистр флагов. Структура команды процессора. Цикл выполнения команды. Понятие рабочего цикла, рабочего такта. Принципы распараллеливания операций и построения конвейерных структур. Классификация команд. Системы команд и классы процессоров: CISC, RISC, M1SC, VLIM. Арифметико-логическое устройство (АЛУ): назначение и классификация. Структура и функционирование АЛУ. Интерфейсная часть процессора: назначение, состав, функционирование. Организация работы и функционирование процессора. Практические занятия: 5. Построение последовательности машинных операций для реализации простых вычислений. Тема 2.4 Организации работы памяти компьютера Студент должен знать:
Иерархическая структура памяти. Основная память ЭВМ. Оперативное и постоянное запоминающие устройства; назначение и основные характеристики. Организация оперативной памяти. Адресное и ассоциативное ОЗУ; принцип работы и сравнительная характеристика. Виды адресации. Линейная, страничная, сегментная память. Стек. Кэш-память; назначение, структура, основные характеристики. Организация кэш-памяти; с прямым отображением, частично-ассоциативная и полностью ассоциативная кэш-память. Динамическая память. Принцип работы. Обобщенная структурная схема памяти. Режим работы: запись, хранение, считывание, режим регенерации. Модификации динамической оперативной памяти. Основные модули памяти. Наращивание емкости памяти. Статическая память. Применение и принцип работы. Основные особенности. Разновидности статической памяти. Устройства специальной памяти; постоянная память (ПЗУ), перепрограммируемая постоянная память (флэш-память), видеопамять. Назначение, особенности, применение. Базовая система ввода/вывода (BIOS); назначение, функции, модификации. Тема 2.5 Интерфейсы Студент должен знать:
Студент должен уметь;
Понятие интерфейса. Классификация интерфейсов. Организация взаимодействия ПК с периферийными устройствами. Чипсет: назначение и схема функционирования, Общая структура ПК с подсоединенными периферийными устройствами. Системная шина и ее параметры. Интерфейсные шины и связь с системной шиной. Системная плата: архитектура и основные разъемы. Внутренние интерфейсы ПК: шины ISA. EISA. VCF, VLB, PCI. APG и их характеристики. Интерфейсы периферийных устройств IDE и SCSI. Современная модификация и характеристики интерфейсов IDE/ATA и SCSI. Внешние интерфейсы компьютера. Последовательные и параллельные порты. Последовательный порт стандарта RS-232: назначение, структура кадра данных, структура разъемов. Параллельный порт ПК: назначение и структура разъемов. Назначение, характеристики и особенности внешних интерфейсов USB и IEEE 1394 (FireWire). Интерфейс стандарта 802.11 (Wi-Fi). Практические занятия:
9. Параллельные и последовательные порты и их особенности работы. Тема 2.6 Режимы работы процессора Студент должен знать:
Режим работы процессора. Характеристика реального режима процессора. Адресация памяти реального режима. Основные понятия защищенного режима. Адресация в защищенном режиме. Дескрипторы и таблицы. Системы привилегий. Защита. Переключение задач. Страничное управление памятью. Виртуализация прерываний. Переключение между реальным и защищенным режимами. Тема 2.7 Основы программирования процессора Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Основы программирования процессора. Выбор и дешифрация команд, Выбор данных из регистров общего назначения и микропроцессорной памяти. Обработка данных и их запись. Выработка управляющих сигналов. Основные команды процессора: арифметические и логические команды, команды перемещения, сдвига, сравнения, команды условных и безусловных переходов, команды ввода-вывода. Подпрограммы. Виды и обработка прерываний. Этапы компиляции исходного кода в машинные коды и способы отладки. Использование отладчиков. Практические занятия:
Тема 2.8 Современные процессоры Студент должен знать:
Студент должен уметь: * идентифицировать и устанавливать процессоры. Основные характеристики процессоров. Идентификация процессоров. Совместимость процессоров. Типы сокетов, Обзор современных процессоров ведущих мировых производителей. Процессоры нетрадиционной архитектуры. Клеточные и ДНК-процессоры. Нейтронные процессоры. Лабораторное занятие: 14. Идентификация и установка процессора. Раздел 3 Вычислительные системы Тема 3.1 Организация вычислений в вычислительных системах Студент должен знать,
Назначение и характеристики ВС. Организация вычислений в вычислительных системах. ЭВМ параллельного действия, понятия потока команд и потока данных. Ассоциативные системы. Матричные системы. Конвейеризация вычислений. Конвейер команд, конвейер данных. Суперскаляризация. Тема 3.2 Классификация вычислительных систем Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Классификация ВС в зависимости от числа потоков команд и данных: OKOД(SlSD), OKMД(SlMD),MKOД(MISD ),МКМД(МIМD). Классификация многопроцессорных ВС с разными способами реализации памяти совместного использования: UMA, NUMA, COMA. Сравнительные характеристики, аппаратные и программные особенности. Классификация многомашинных ВС: МРР, NDW и СОМ. Назначения, характеристики, особенности. Примеры ВС различных типов. Преимущества if недостатки различных типов систем, Практические занятия: 15. Выбор вычислительной системы.
5. Перечень отчетных работ.
|
Учебной дисциплины «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем» предназначена... Учебная дисциплина «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем» является общепрофессиональной дисциплиной, формирующей базовый уровень... | Рабочая программа дисциплины «архитектура ЭВМ и вычислительных систем» (наименование дисциплины) Составлена в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности... | ||
История создания локальных вычислительных сетей Компьютерная сеть объединение нескольких ЭВМ для совместного решения информационных, вычислительных, учебных и других задач | «архитектура ЭВМ и систем» Новосибирск сгга содержание Эвм различных классов; параллельные системы понятие о многомашинных и многопроцессорных вычислительных системах; матричные и ассоциативные... | ||
Программа дисциплины «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 230100. 62 "Информатика... | Программа дисциплины «Архитектура вычислительных средств» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 230401. 65 «Прикладная... | ||
Рабочая программа дисциплины «вычислительные машины, системы и сети» Вычислительные машины, системы и сети ” призвана познакомить студента, обучающегося по направлению 220700 “Автоматизация технологических... | Образовательное учреждение высшего профессионального образования... Цель курса «Архитектура вычислительных систем» состоит в изучении теоретических принципов, конструктивных и технологических основ... | ||
Реферата. Список элементов библиографической записи Максимов, Н. В. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем [Текст]: учеб для вузов / Н. В. Максимов, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. — М.:... | Методические рекомендации по освоению учебной дисциплины «организация... М является усвоение базовых знаний о принципах организации современных ЭВМ и систем, на основе которых студенты могли бы самостоятельно... | ||
Рабочая программа дисциплины «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем»... «Автоматизированные системы обработки информации и управления» (по отраслям) и 230105 «Программное обеспечение вычислительной техники... | Программа дисциплины «Архитектура вычислительных систем» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 010400.... | ||
Рабочая программа дисциплины «Архитектура ЭВМ и систем» Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена на основании фгос впо, утвержденного Министерством образования и науки рф, и учебного... | Рабочая программа дисциплины «архитектура ЭВМ и систем» Рабочая программа дисциплины (модуля) составлена на основании фгос впо утвержденного Министерством образования и науки РФ и учебного... | ||
Методы и средства программирования софт-архитектур для реконфигурируемых вычислительных систем Специальность 05. 13. 11 Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей | Методы и средства организации обработки потоковой информации на распределенных... Специальность 05. 13. 11 Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей |