Крымова И. П., Дядичко С. П





Скачать 104.7 Kb.
НазваниеКрымова И. П., Дядичко С. П
Дата публикации05.03.2015
Размер104.7 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
ПРАКТИКА ВНЕДРЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙ СРЕДЫ MOODLE В ОРЕНБУРГСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Крымова И.П., Дядичко С.П.


Оренбургский государственный университет ,г. Оренбург
Современный мир стремительно меняется. Развитие компьютерной техники и средств связи кардинально меняют образ жизни человека. Человеческий интеллект становится сегодня главной производительной силой, благодаря которой создается интеллектуальный продукт. Государства – мировые лидеры четко определили основу своего могущества – это сфера образования, которая становится решающим фактором развития экономики и общества в целом. Поэтому поиск принципиально новых систем образования удовлетворяющих требованиям современной образовательной парадигмы является одной из первоочередных задач передовых стран. Массовое личностно ориентированное и непрерывное образование необходимое для информационного общества можно обеспечить за счет применения современных технологий дистанционного обучения во всех существующих формах получения образования. [3]

Дистанционное обучение (ДО) – совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.[1]

Использование технологий дистанционного обучения позволяет:

- снизить затраты на проведение обучения (не требуется затрат на аренду помещений, поездок к месту учебы, как учащихся, так и преподавателей и т. п.);

- проводить обучение большого количества человек;

- повысить качество обучения за счет применения современных средств, объемных электронных библиотек и т.д.;

- создать единую образовательную среду.

Современное дистанционное обучение строится на использовании следующих основных элементов:

- среды передачи информации (почта, телевидение, радио, информационные коммуникационные сети);

- методов, зависимых от технической среды обмена информацией.

В настоящее время перспективным является интерактивное взаимодействие с обучающимся посредством информационных коммуникационных сетей, из которых массово выделяется среда интернет-пользователей.

Идея дистанционного Интернет-обучения достаточно прозрачна: преподаватели и студенты взаимодействуют в одном виртуальном пространстве, при этом физически находясь за своими компьютерами в удаленных друг от друга местах. В процессе обучения между участниками учебного процесса обеспечивается обратная связь (в большинстве случаев, интерактивная). Преподаватель может читать лекцию или вести семинар, не выходя из своего кабинета, а его студенты могут находиться в географически удаленном от него месте. При использовании технологий дистанционного Интернет-обучения появляется множество интересных возможностей: загрузка учебных материалов из виртуальной аудитории с помощью Web-браузера; общение с преподавателями и другими обучаемыми в чате, а также через электронную почту и посредством аудиосвязи; участие в видеоконференциях; работа в интерактивных лабораториях и с эмуляторами, а также обновление материалов учебного курса в режиме реального времени.

Существуют два основных вида дистанционного Интернет-обучения: синхронное и асинхронное. При синхронной модели дистанционного обучения общение между участниками учебного процесса осуществляется в реальном времени через виртуальные аудитории (с использованием различных методов передачи информации). При применении же асинхронной модели обучаемый определяет темп своих занятий самостоятельно. Например, он может выбирать различные носители информации, может выполнять задания в соответствии с аудиторной программой или планом, а затем передавать готовую работу преподавателю для оценки. [4]

В 2003 году инициативная группа ADL начала разработку стандарта дистанционного интерактивного обучения SCORM, который предполагает широкое применение интернет-технологий. Введение стандартов способствует как углублению требований к составу дистанционного обучения, так и требований к программному обеспечению. [1]

Этот стандарт применяется для специальной категории программного обеспечения, предназначенной для организации эффективного взаимодействия преподавателя и студента в рамках учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий. К этой категории относят системы дистанционного обучения.

Система Дистанционного Обучения (СДО) - это программное обеспечение для организации дистанционной формы обучения, дополнительной системы поддержки учебного процесса, электронного документооборота, для создания электронных обучающих материалов, администрирования и оценки успеваемости в рамках изучаемой дисциплины, проведения консультаций. [5]

Основу современного образовательного процесса в СДО составляет целенаправленная, контролируемая самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и возможность контакта с преподавателем по электронной почте или в режиме on-line.

Структура учебного курса и содержательный компонент обучения в СДО реализуются через разработанный преподавателем УМК, в котором форма представления учебных материалов зависит от возможностей среды СДО. Технологические возможности среды СДО определяют также и степень контроля преподавателя за самостоятельной работой обучаемого. [6]

СДО позволяет:

- Организовывать дополнительную систему поддержки образовательного процесса.

- Проводить дистанционное обучение, когда учащиеся физически удалены от центра обучения, подписаны на определенный набор предметов/курсов, получают методические указания и консультации преподавателей, выполняют определенный набор тестовых заданий.

- Управлять учебным процессом в образовательных центрах, на курсах и в вузах, с целью тестирования и обучения, улучшения качества образования, увеличения числа одновременно обучаемых слушателей.[5]

Существует большое количество различных систем дистанционного обучения, как коммерческих, так и свободно распространяемых. Среди последних, несомненно, стоит отметить систему Moodle.

Moodle - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда. Moodle - это пакет, который обычно определяют как CMS (course managment system - система управления курсами) или LMS (learning managment system - система управления обучением).

Эта система написана на языке программирования PHP профессором из Австралии Мартином Дунгиамосом.

Эта система переведена на несколько десятков языков и используется для обучения более чем в ста пятидесяти странах мира.

Основной целью проекта Moodle является предоставление преподавателям всегда самых лучших средств для управления и способствования процессу обучения.

Многие организации используют Moodle в качестве платформы для создания полностью онлайновых курсов (известное как смешанное обучение).

Moodle можно использовать для организации:

-дистанционного обучения - при котором преподаватель и студент большую часть времени не встречаются лично друг с другом;

- дистанционной поддержки очного образования - используя средства электронного обучения, студент может получать задания и отправлять их на проверку, используя систему Moodle;

- поддержки очного образования - выполнение отдельных практических заданий, тестов проходит во время учебных занятий в системе электронного обучения Moodle.

Система Moodle может обеспечить:

- выбор удобного времени и места для обучения, как для преподавателя, так и для студента;

- прочное усвоение знаний;

- контакт преподавателем со студентом по мере необходимости;

- индивидуализацию обучения;

- экономию времени и денег.

Многим пользователям нравятся модули элементов курса (такие как форумы, базы данных и вики) за возможность создания удобной среды для обмена информацией по изучаемым темам (в традициях социального конструктивизма), в то время как другие предпочитают использовать Moodle как способ предоставления информации для студентов (например, стандарт пакетов SCORM) и оценки обучения с использованием заданий или тестов.

По уровню предоставляемых возможностей Moodle выдерживает сравнение с известными коммерческими СДО, в то же время выгодно отличается от них тем, что распространяется в открытом исходном коде - это дает возможность «заточить» систему под особенности конкретного образовательного проекта, а при необходимости и встроить в нее новые модули.

Moodle ориентирована на коллаборативные технологии обучения - позволяет организовать обучение в процессе совместного решения учебных задач, осуществлять взаимообмен знаниями.

Широкие возможности для коммуникации – одна из самых сильных сторон Moodle. Система поддерживает обмен файлами любых форматов - как между преподавателем и студентом, так и между самими студентами. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. Форум дает возможность организовать учебное обсуждение проблем, при этом обсуждение можно проводить по группам. К сообщениям в форуме можно прикреплять файлы любых форматов. Есть функция оценки сообщений – как преподавателями, так и студентами. Чат позволяет организовать учебное обсуждение проблем в режиме реального времени. Сервисы «Обмен сообщениями», «Комментарий» предназначены для индивидуальной коммуникации преподавателя и студента: рецензирования работ, обсуждения индивидуальных учебных проблем. Сервис «Учительский форум» дает педагогам возможность обсуждать профессиональные проблемы.

Важной особенностью Moodle является то, что система создает и хранит портфолио каждого обучающегося: все сданные им работы, все оценки и комментарии преподавателя к работам, все сообщения в форуме. Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости. Moodle позволяет контролировать “посещаемость”, активность студентов, время их учебной работы в сети.

Помимо положительных моментов, желающие организовать электронное обучение могут столкнуться и с проблемой - это решение технических вопросов, связанных с этой системой.

Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) использовалась в Оренбургском государственном университете при проведении занятий экономического блока – дисциплины «Организация деятельности Центрального банка» со студентами IV курса специальности «Финансы и кредит». Данная дисциплина относится к разряду дисциплин по выбору студента, согласно Образовательным стандартам II поколения. Целью освоения дисциплины стало получение знаний, умений, навыков в области организации деятельности эмиссионного института РФ.

Предметом изучения курса «Организация деятельности Центрального банка» являются экономические отношения, возникающие в системе регулирования деятельности кредитных организаций и денежного оборота в стране. При подготовке и проведении занятий в системе Moodle в рамках дисциплины «Организация деятельности Центрального банка» был использован набор элементов курса, в который вошли: входная анкета по дисциплине "Организация деятельности Центрального банка", ресурсы (календарно-тематический план, рабочая программа по дисциплине «Организация деятельности Центрального банка», методические указания для написания рефератов и эссе, методика написания синквейна, шкала перевода баллов в числовой эквивалент, вопросы для подготовки к практическим занятиям, вопросы для подготовки к модульным контрольным работам, вопросы к экзаменам, тематика эссе, тематика рефератов), задания (написание эссе, реферата, синквейна), форумы (новостной и тематический). В процессе работы студенты осваивали как новую для них дисциплину «Организацию деятельности Центрального банка», так и новую модульную объектно-ориентированную динамическую учебную среду.

Варьируя сочетания различных элементов курса, мы смогли организовать изучение материала таким образом, чтобы формы обучения соответствовали целям и задачам изучаемой дисциплины.

Для преподавателя система Moodle дала возможность создать и хранить портфолио каждого студента, так как все сданные им работы (реферат, синквейн, эссе), все оценки (за 1 и 2 модульные контрольные работы, за реферат, синквейн и за эссе) и комментарии к каждому заданию студента преподаватель мог в любой момент посмотреть, также доступны преподавателю и все сообщения в форуме. В рамках проводимого курса была использована 100 бальная система оценки работ студентов. Чтобы не только преподаватель, но и сам студент мог оценить свою работу, в качестве ресурса была предоставлена студентам и шкала перевода баллов в числовой эквивалент. Данная система помогла преподавателю также вести и постоянный контроль за работой студентов, так как все посещения студентов модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды фиксировались и доводились до преподавателя, т.е. Moodle позволила контролировать “посещаемость”, активность студентов, время их учебной работы в сети. Имеется в системе Moodle и журнал – отчёт об оценках студентов, где каждая полученная студентом оценка фиксировалась и сохранялась, так что преподаватель в любой момент мог увидеть общую картину оценок студентов группы.

Для студентов использование модульной объектно-ориентированной динамической учебной среды в учебном процессе повысило интенсивность процесса обучения, сделало его прозрачным и гибким. Повысилась и заинтересованность студентов в процессе обучения, а также их активность, что дало возможность подготовить студентов в соответствии с образовательными стандартами и требованиями рынка труда.

Таким образом, Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда) — это свободная система управления обучением, ориентированная прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и студентами. Используя Moodle, преподаватель может создавать курсы, наполняя их содержимым в виде текстов, вспомогательных файлов, презентаций, опросников и т.п. Для использования Moodle достаточно иметь любой web-браузер, что делает использование этой учебной среды удобной как для преподавателя, так и для обучаемых.

Поэтому сегодня Moodle является и центром создания учебного материала и центром обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.
Список литературы
1. Дистанционное обучение [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/.

2. Система дистанционного обучения Moodle [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Moodle.

3. Ткаченко В. Современные технологии дистанционного обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tva.jino.ru/Edu_2_1.htm.

4. Глинских А. Современные технологии дистанционного Интернет-обучения, Компьютер-информ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ci.ru/inform21_01/p_22-23.htm.

5. Что такое Система Дистанционного Обучения – статья на сайте компании «ElearningForce»[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://elearningforce.ru/sistema-distancionnogo-obucheniya-chto-eto.html.

6. Федяинова Н. В., Хирьянова И. С. Опыт разработки курса повышения квалификации «Организация проектной деятельности в начальной школе с использованием ИКТ» в системе дистанционного обучения «Moodle» - Омский государственный педагогический университет: [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/1(33)_2009(21-28).pdf.

7. Преимущества Moodle – статья на сайте компании «Открытые

технологии»:[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.opentechnology.ru/info/moodle_about.mtd.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Крымова И. П., Дядичко С. П iconРеферат на тему «Жизнь и творчество Н. П. Крымова»
Муниципальный общеобразовательный учреждение «Дойнинская основная общеобразовательная школа»
Крымова И. П., Дядичко С. П iconСочинение описание по картине Н. П. Крымова «Зимний вечер»
Предметные: научиться составлять текст описания картины с использованием прилагательных по теме урока
Крымова И. П., Дядичко С. П iconНаталья Крымова «способ тогда знали…»
С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки! Улыбнитесь друг другу!


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск