Учебное пособие как способ организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "компьютерный дизайн"





Скачать 73.23 Kb.
НазваниеУчебное пособие как способ организации самостоятельной работы студентов по дисциплине "компьютерный дизайн"
Дата публикации07.03.2015
Размер73.23 Kb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Информатика > Учебное пособие
ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "КОМПЬЮТЕРНЫЙ ДИЗАЙН".
Основная задача высшего образования заключается в формировании творческой личности специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Решение этой задачи вряд ли возможно только путем передачи знаний в готовом виде от преподавателя к студенту. Необходимо перевести студента из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. [1]

Успешное обучение немыслимо без интенсивной самостоятельной работы. Ее эффективность в значительной степени определяет качество профессиональной подготовки.

В Сибирском федеральном университете, в институте педагогики, психологии и социологии, студенты, обучающиеся по специальности «Педагог профессионального обучения (дизайн)» на последнем курсе, в соответствие с учебным планом изучают дисциплину «Компьютерный дизайн», а именно занимаются работой над индивидуальной разработкой «Дизайн интерьера». Для контроля освоения материала по этой дисциплине студенты выполняют курсовой проект, предусматривающий теоретическую (изучение материалов по дизайну интерьера), практическую (построение сцены интерьера в программе 3D Studio Max) и исследовательскую (изучение площади, построение плана, выбор стиля) части.

Во время исследовательской работы, нами было выявлено, что в университетской библиотеке не достаточно литературы для выполнения данной работы. Лекции, дающиеся преподавателем, не могут охватывать все проблемы, с которыми сталкиваются студенты.

В наше время имеются широкие возможности использовать компьютерные технологии в образовании. Поэтому будет актуально разработать электронное учебное пособие (ЭУП), для организации самостоятельной работы по дисциплине «Компьютерная графика» для студентов 5 (6 курса заочного) курса специальности «Педагог профессионального обучения (дизайн)».

Виды самостоятельной работы классифицируются на основании ряда признаков: по месту выполнения, в зависимости от дидактической цели, согласно этапам развития познавательного процесса, основываясь на источнике знаний, по характеру и способу выполнения и т.д. Все классификации приближены к общему разделению видов самостоятельной деятельности учащихся на выполнение заданий, реконструктивно-вариативный тип заданий, частично-поисковые или эвристические задания и творческие, исследовательские задания, несомненно, с допущением в эту общую схему некоторых авторских трактовок. Рассмотренные классификации показывают многообразие способов включения самостоятельной работы в учебную деятельность учащихся. [2]

Получившая распространение в последнее время компьютеризированная форма самостоятельной работы характеризуется как целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом (обучающимся) в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность, реализуемая с использованием компьютерной обучающей программы на основе опосредованного управления со стороны преподавателя. Такой вид самостоятельной работы может осуществляться через использование таких средств мультимедиа, как обучающие компьютерные программы, Интернет-технологии, виртуальные лаборатории, электронные энциклопедии и словари, электронные учебники и электронные учебные пособия.

Преимущества использования электронного учебного пособия как средства организации самостоятельной работы в условиях развивающихся компьютерных технологий очевидны и первостепенны, поскольку оно несет в себе огромный мотивационный потенциал, обеспечивает интерактивность и конфиденциальность обучения, соответствует принципам индивидуального обучения. Использование таких средств в процессе обучения студентов позволяет повысить эффективность самостоятельной работы в овладении определенными дисциплинами, предусмотренными учебной программой. [3]

Технология организации самостоятельной работы с электронным учебным пособием складывается следующим образом:

1. Мотивационный компонент. Сначала предлагается представить пособие студентам, продемонстрировав его преимущества в сравнении с традиционным печатным изданием и его технические и интеллектуальные возможности. Представление пособия в выгодном свете поможет создать у учащихся потребность в усвоении определенного материала, обеспечить эффективность самообучения за счет стимулирования познавательного интереса. Также на данном этапе преподавателю рекомендуется провести инструктаж по эксплуатации учебного пособия с наглядным показом особенностей работы программы.

2. Выбор средств и способов работы. Студенту предоставляется возможность выбора вида самостоятельной работы. Он может выполнять ее либо в компьютерном классе (аудиторно), либо дома при наличии необходимых медийных средств. Кроме того, студенты могут работать фронтально, выполняя одно и то же задание; в группах или парах при индивидуальном задании преподавателя и индивидуально, когда задания предоставляются студентам с учетом их индивидуальных особенностей, склонностей и способностей. Выбор средств работы определяется поставленными целями и задачами и может варьироваться (многократное прочтение материала, дополнение самоконтроля взаимоконтролем в одном случае и однократное прочтение и лишь соотнесение информации, содержащейся в пособии, с уже имеющимися знаниями на более позднем этапе изучения дисциплины и т.д.).

3. Ознакомление с учебным материалом и формирование знаний (как средство получения и закрепления знаний). Решая поставленные задачи, студенты работают с различными источниками пособия: гипертекстом, глоссарием. На этом этапе самостоятельная работа носит репродуктивный характер – здесь студентам предлагается самостоятельное прочтение материалов учебного пособия, а также знакомство с дополнительной и справочной литературой, поскольку не стоит забывать, что данное пособие не является единственным источником знаний, и студенты могут пользоваться рекомендованными печатными изданиями (пособие содержит список рекомендованной литературы). При первоначальном предъявлении рекомендуется следовать логике построения пособия – последовательности, предложенной в навигационном меню. Однако внутри разделов, в которые могут быть объединены модули, возможны вариации в порядке изучения тем.

4. Обобщение и систематизация изученного материала, формирование знаний и умений (как способ формирования и закрепления умений). Данный этап предполагает обобщение изученного материала после ознакомления с ним, когда студенты систематизируют свои знания с помощью само- и взаимоконтроля при выполнении упражнений, завершающих каждый модуль (ошибки следует устранить и выполнить упражнение повторно). Так, переход к упражнениям осуществляется по мере самостоятельного освоения теоретического материала. Данные упражнения позволят оценить, насколько хорошо обучающиеся усвоили содержимое модуля. Задания для самопроверки разделены по блокам тем, что делает выполнение упражнений легкодоступным и быстрым.

5. Самостоятельная работа студентов, может носить как репродуктивно-продуктивный, так и продуктивный характер, так что студент выполняет два вида самостоятельной работы: – познавательно-поисковую, когда можно предложить студентам подготовить сообщение, доклад, выступление на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по учебной проблеме, написание контрольной, реферата, курсовой работы и т.д.; –творческую, которая предполагает написание научных статей, участие в научно-исследовательской работе, подготовку дипломной работы, решение проблемных методических задач, выполнение специальных творческих заданий, проектов, проектирование собственных фрагментов урока и др. Такой вид продуктивной самостоятельной работы, как создание проектов по темам, обозначенным учебным пособием в рамках изучаемой дисциплины, не только преследует практические и образовательные цели, но и обладает воспитательным потенциалом. Проекты могут представлять собой презентацию в программе Microsoft Power Point и подразделяться на следующие виды: конструктивно-практические (например, собственная разработка фрагмента урока, серии упражнений), информационные и исследовательские (проведение исследования в каком-либо методическом аспекте), издательские проекты (например, «книжка-малышка», содержащая советы будущим преподавателям), сценарные проекты, а также творческие работы (свободное сочинение по проблеме, например, о лучших способах снятия трудностей при аудировании), игровые (ролевые) проекты и др.

6. Самооценка результата продукта деятельности. Вышеописанные этапы, несомненно, предполагают руководство со стороны преподавателя, однако его основной задачей является не столько контроль, сколько организация рефлексии студентов, определения того, что им удалось усвоить и применить, и того, что требует доработки, а также поиск причин в случае получения не совсем удачных результатов. Студенты могут участвовать в оценивании работы друг друга и собственной работы, выставлять свою отметку на основе определенных принципов (грамотность, содержательность, информативность и т.д.), а также давать рекомендации, как избежать повторных ошибок в будущем.

7. Необходимый контроль и коррекция деятельности. После окончания изучения курса студенты проверяют свои знания с помощью итоговых вопросов и заданий. В данном случае преподаватель контролирует деятельность студентов и по необходимости проводит диагностику результатов самостоятельного изучения материала.

Итак, грамотно организованное руководство со стороны учителя играет немаловажную роль, поэтому задачи преподавателя при организации самостоятельной работы с пособием должны состоять из нескольких этапов:

- организовать учебный процесс таким образом, чтобы основной объем работы приходился на самостоятельную интеллектуальную деятельность студента при изучении учебного материала, учитывая при этом особенности каждого обучающегося в отдельности;

- спланировать мотивационное поле каждого занятия так, чтобы учащиеся были заинтересованы в работе с данным электронным пособием;

- организовать само- или взаимоконтроль уровня полученных знаний в результате самостоятельного изучения материала.

Можно предположить, что рекомендованная примерная схема самостоятельной работы студента призвана обеспечить формирование его самостоятельности, осуществление контроля, определение требований к результатам деятельности, создание внешних и внутренних условий самостоятельной работы, учет индивидуальных особенностей каждого студента. Возможность планирования и коррекции действий на основе контроля, само- и взаимоконтроля и анализа информации и результативности деятельности студентов.

Проведение занятий с использованием электронного учебного пособия «Дизайн интерьера» интенсифицирует учебный процесс, что позволяет студентам в пределах отведенных часов (предусмотренных учебным планом) сформировать базовые, ключевые и специальные компетенции, включающие расширенные и углубленные теоретические знания, что, безусловно, повышает качество подготовки будущих специалистов по дисциплине «Компьютерный дизайн

 
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Режим доступа: http://works.tarefer.ru/70/100624/index.html

2. Режим доступа: http://englishschool12.ru

3. Режим доступа: http://pedsovet.org

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие как способ организации самостоятельной работы студентов по дисциплине \"компьютерный дизайн\" iconУчебное пособие для организации самостоятельной работы аспирантов и соискателей
Учебное пособие предназначено для аспирантов и соискателей и содержит материалы, необходимые для организации их аудиторной и самостоятельной...
Учебное пособие как способ организации самостоятельной работы студентов по дисциплине \"компьютерный дизайн\" iconУчебное пособие по дисциплине ен. 01 Математика составлено в соответствии...
Учебное пособие предназначено студентам очной формы обучения. Данное пособие методические указания по выполнению самостоятельной...
Учебное пособие как способ организации самостоятельной работы студентов по дисциплине \"компьютерный дизайн\" iconУчебное пособие для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов...
Естиции: Учебное пособие для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов специальности «Финансы и кредит», дневной и заочной...
Учебное пособие как способ организации самостоятельной работы студентов по дисциплине \"компьютерный дизайн\" iconЛ. В. Воронкина Учебное пособие для самостоятельной подготовки студентов...
Учебное пособие предназначено в помощь студентам как информационный материал для самостоятельной подготовки к компьютерному тестированию...
Учебное пособие как способ организации самостоятельной работы студентов по дисциплине \"компьютерный дизайн\" iconУчебное пособие по дисциплине «Биология и биоэкология»
Пища как экологический фактор. Учебное пособие по дисциплине «Биология и биоэкология» для студентов, обучающихся по специальности...
Учебное пособие как способ организации самостоятельной работы студентов по дисциплине \"компьютерный дизайн\" iconУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов...
Правоведение: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов [Текст] / сост. С. И. Гутник. – Красноярск: Сиб федер...
Учебное пособие как способ организации самостоятельной работы студентов по дисциплине \"компьютерный дизайн\" iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов...
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов: учебно-метод пособие/В. С. Ширманов, В. Н. Волков, Е....
Учебное пособие как способ организации самостоятельной работы студентов по дисциплине \"компьютерный дизайн\" iconОсновы педагогического мастерства Учебное пособие
Учебное пособие к п н. Якушевой С. Д. предназначено для преподавателей и студентов (обучающихся по педагогическим специальностям...
Учебное пособие как способ организации самостоятельной работы студентов по дисциплине \"компьютерный дизайн\" iconМетодическое пособие по выполнению самостоятельной работы студентов по дисциплине «информатика»
...
Учебное пособие как способ организации самостоятельной работы студентов по дисциплине \"компьютерный дизайн\" iconЛезина О. В., Федоров И. В. Управление знаниями в организации: Учебное...
Учебное пособие предназначено для студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей высших учебных заведений, а также практиков,...
Учебное пособие как способ организации самостоятельной работы студентов по дисциплине \"компьютерный дизайн\" iconМетодические рекомендации для выполнения самостоятельной работы Томск, 2015
Учебное пособие предназначено для студентов средних специальных учебных заведений при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы...
Учебное пособие как способ организации самостоятельной работы студентов по дисциплине \"компьютерный дизайн\" iconПоложение об организации внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов...
Спо, определяет формы учета и накопления материалов внеаудиторной (самостоятельной) работы студентов, критерии оценки результатов,...
Учебное пособие как способ организации самостоятельной работы студентов по дисциплине \"компьютерный дизайн\" iconТемы работы
Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине...
Учебное пособие как способ организации самостоятельной работы студентов по дисциплине \"компьютерный дизайн\" iconМетодические указания для студентов по организации самостоятельной работы
Поэтому стимулирование самостоятельной, индивидуальной работы студентов, как учебной, так и научной, представляется одним из основных...
Учебное пособие как способ организации самостоятельной работы студентов по дисциплине \"компьютерный дизайн\" iconМетодическая разработка на тему: Рекомендации по организации внеаудиторной...
Рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине Химия
Учебное пособие как способ организации самостоятельной работы студентов по дисциплине \"компьютерный дизайн\" iconПреподаватель: Якушева. В. И. План работы: 1
Учебное пособие разработано в соответствии с программой курса, а также требованиями образовательного стандарта России к учебной дисциплине...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск