АДМИНИСТРАЦИЯ ГРИБАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГРИБАНОВСКАЯ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (5-9 КЛАССЫ)
2012 г Содержание
Целевой раздел…………………………………………………….
| 3
| Пояснительная записка……………………………………………
| 3
| Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования………
|
8
| Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования……………………………………………………………….
|
97
| Содержательный раздел………………………………………….
| 105
| Программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования………………………………..
|
105
| Программа отдельных учебных предметов, курсов…………….
| 125
| Программа воспитания и социализации обучающихся………..
| 219
| Программа коррекционной работы………………………………
| 261
| Организационный раздел…………………………………………
| 271
| Учебный план основного общего образования………………….
| 271
| Система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта……………………
|
280
| Используемые понятия, обозначения и сокращения…………………..
| 290
| Список литературы……………………………………………………….
| 294
| Приложения……………………………………………………………….
| 297
|
Целевой раздел Пояснительная записка
Информационная карта
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Грибановская средняя общеобразовательная школа № 3 (МОУ Грибановская СОШ № 3)
| Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом
| 397240, Воронежская область, п.г.т.Грибановский, ул.Центральная, 2
| Адрес места нахождения
| Руководитеь
| Жукова Татьяна Ивановна, директор
|
| Ф.И.О., должность
| Учредитеь
| Администрация Грибановского муниципального района
| Наименование
| Воронежская область, п.г.т.Грибановский, ул.Центральная, 4
| Адрес места нахождения
| Год основания школы
| 01.09.1964 г. – открыта Грибановская средняя школа №3
| Устав учреждения утверждён постановлением администрации Грибановского муниципального района Воронежской области от 12.12.2009г №1273.
| Свидетельство о государственной аккредитации
| серия ГА 010210, регистрационный № ГУО-2616А от 30.05.2008г, выдано Главным управлением образования Воронежской области.
| Лицензия
| Регистрационный номер И-1779 от 23.12.2010 г., выдана Инспекцией по контролю и надзору в сфере образования Воронежской области. Срок действия лицензии по 23.12. 2016
|
Телефон
| (47348) 3-01-72, 3-03-62
|
| Факс
| (473) 3-03-62
| e-mail
| grbsch3@mail.ru
|
| web-сайт
| http://www.gribsch3.ucoz.ru
|
Структура образовательной среды Основой структуры образовательной среды школы является 3-х ступенчатая модель обучения:
I ступень. Начальная школа.
4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования.
II ступень. Основная (средняя) школа. 5-9-е классы.
5-летний нормативный срок усвоения образовательных программ основного общего образования.
III ступень. Старшая школа. 10-11-е классы.
2-летний нормативный срок усвоения образовательных программ среднего (полного) общего образования; классы профильного обучения: физико-математический профиль (профильное изучение физики, математики, информатики), социальный профиль (профильное изучение обществознания, истории, математики), естественнонаучный профиль (профильное изучение биологии, химии, математики, информатики).
На каждой ступени осуществляется взаимопреемственность с предыдущей.
Связь школы с детскими организациями и общественностью
Детско-юношеская спортивная школа
Детская школа искусств
Детско-юношеский центр
Районная детская библиотека
Центр детского творчества
Борисоглебский государственный педагогический институт
Международный институт компьютерных технологий
Борисоглебский дорожный техникум
Характеристика контингента обучающихся
Структура контингента
| Начальное общее образование
| Основное общее образование
| Среднее (полное)
общее образование
| Всего
| Количество обучающихся
| 226
| 277
| 72
| 575
| Общее количество классов, в том числе:
| 11
| 11
| 4
| 26
| - общеобразовательных
| 11
| 11
| 4
| 26
| - профильных
| -
| -
| -
| 2
|
Средняя наполняемость классов: 22-23 человек
Количество групп продленного дня: 2-3 (по заявлению родителей)
Все дети, достигшие школьного возраста, зачисляются в 1-й класс.
Характеристика образовательных потребностей родителей
У родителей обучающихся начальной школы есть четкая потребность в создании прочной базы знаний обучающихся, которые необходимы для перехода в основную школу. Отмечается запрос на разнообразные профили обучения, повышение уровня комфортности и материально-технической базы, информатизации образовательного процесса и развития ИКТ. Наблюдается стремление большинства родителей к повышению качества дополнительного образования, становятся разнообразнее досуговые потребности.
Режим работы
Учебный план начальной школы ориентирован на 4 – летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Иностранный язык изучается во 2-4-х классах. При проведении занятий осуществляется деление класса на 2 группы (при наполняемости класса 25 человек). Учебный год начинается 1 сентября.
Продолжительность учебного года:
1 класс – 33 учебные недели;
2-4 классы – 34 учебные недели.
Продолжительность урока:
1 класс – 35 минут;
2-4 классы – 45 минут.
Режим работы – шестидневная неделя.
Максимально допустимая учебная нагрузка:
1 класс – 21 час в неделю;
2-4 классы – 26 часов в неделю.
Продолжительность каникул: в течение учебного года не менее 30календарных дней, летом – не менее 8 календарных недель.
В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к условиям школы обучение первоклассников организовано с соблюдением ряда особенностей:
учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии: в сентябре-октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, четвертый урок в форме игры по расписанию с записью в классном журнале, в ноябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый (САНПИН 2.4.2.2821-10 от «03» марта 2011 г. № 19993);
в середине учебного дня организована динамическая пауза 40 минут;
обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий (допустимо предлагать со второй четверти только творческие задания познавательного характера, выполняемые исключительно по желанию детей);
со второго класса задания по предметам предлагаются по принципу «минимакса»: часть задания обязательна для выполнения, часть по желанию ученика. Общее время выполнения заданий по всем учебным предметам во 2-3-х классах – до 1,5 часов (90 минут), в 4-х классах – до 2 часов (120 минут) (САНПИН 2.4.2.2821-10 от «03» марта 2011 г. № 19993);
дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения (САНПИН 2.4.2.2821-10 от «03» марта 2011 г. № 19993);
Школа работает в одну смену, в подсмену с 13.15 занимаются обучающиеся начальной школы:
Понедельник-пятница
| I смена
| 8:30-13:15
| подсмена
| 13:25-17.10
| Суббота
| I смена
| 8:30-13:10
|
Характеристика кадрового состава
МОУ СОШ № 3 обладает необходимым и достаточным педагогическим потенциалом для осуществления образовательного процесса.
Кадровый состав стабилен, текучесть низкая.
Средний возраст педагогических работников 49 лет. Наличие в штате
|
| учителей (начальной школы, предметников)
| 40
| педагогов дополнительного образования
| 1
| других педагогических работников
| 11
|
В том числе имеют образование:
|
| | 48
| | 4
| имеют квалификационные категории
|
| | 6
| | 45
| | 1
| имеют ведомственные знаки отличия
|
| «Отличник народного Просвещения»
| 3
| «Почетный работник общего образования РФ»
| 9
|
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования
1.2.1. Общие положения
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее — планируемые результаты) представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее — системой оценки), выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки — с другой.
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.
Фактически личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты устанавливают и описывают следующие обобщённые классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, предъявляемых учащимся:
1) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку умений и навыков, способствующих освоению систематических знаний, в том числе:
— первичному ознакомлению, отработке и осознанию теоретических моделей и понятий (общенаучных и базовых для данной области знания), стандартных алгоритмов и процедур;
— выявлению и осознанию сущности и особенностей изучаемых объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, созданию и использованию моделей изучаемых объектов и процессов, схем;
— выявлению и анализу существенных и устойчивых связей и отношений между объектами и процессами;
2) учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знако-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения, интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с известным; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, преобразования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной контекст и т. п.;
3) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка разрешения проблем/проблемных ситуаций, требующие принятия решения в ситуации неопределённости, например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или «устранения неполадок» и т. п.;
4) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка сотрудничества, требующие совместной работы в парах или группах с распределением ролей/функций и разделением ответственности за конечный результат;
5) учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом (например, сообщения, комментария, пояснения, призыва, инструкции, текста-описания или текста-рассуждения, формулировки и обоснования гипотезы, устного или письменного заключения, отчёта, оценочного суждения, аргументированного мнения и т. п.);
6) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самоорганизации и саморегуляции, наделяющие учащихся функциями организации выполнения задания: планирования этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, соблюдения графика подготовки и предоставления материалов, поиска необходимых ресурсов, распределения обязанностей и контроля качества выполнения работы;
7) учебно-практические и учебно-познавательные з задачи, направленные на формирование и оценку навыка рефлексии, что требует от обучающихся самостоятельной оценки или анализа собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и/или самостоятельной постановки учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т. п.);
8) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование ценностно-смысловых установок, что требует от обучающихся выражения ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументации (пояснения или комментария) своей позиции или оценки;
9) учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся, требующие педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования всех перечисленных выше ключевых навыков (самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций), а также собственно навыков использования ИКТ. |