Скачать 308.66 Kb.
|
Стоимостные характеристики информационной деятельности Современные информационные технологии обеспечиваются средствами компьютерной и коммуникационной техники. Естественно, что их использование требует капитальных вложений (приобретение техники, программного обеспечения и др.). Поэтому, внедрению информационных технологий должно предшествовать экономическое обоснование целесообразности их применения, обоснования выбора платформы и т.д. Иными словами, должна быть рассчитана эффективность применения информационных технологий. Под эффективностью автоматизированного преобразования информации понимают целесообразность применения средств вычислительной и организационной техники при формировании, передаче и обработке данных. Различают расчетную и фактическую эффективность. Расчетная эффективность определяется на стадии проектирования автоматизации информационных работ. Фактическая эффективность рассчитывается по результатам внедрения автоматизированных информационных технологий. Обобщенным критерием экономической эффективности является минимум затрат живого и овеществленного труда. При этом установлено, что чем больше участков прикладных работ автоматизировано, тем эффективнее используется техническое и программное обеспечение. Экономический эффект от внедрения вычислительной и организационной техники подразделяют на прямой и косвенный. Под прямой экономической эффективностью информационных технологий понимают экономию материально-трудовых ресурсов и денежных средств, полученную в результате сокращения численности персонала, связанного с реализацией информационных задач (управленческий персонал, инженерно-технический персонал и т.д.), уменьшения фонда заработной платы, расхода основных и вспомогательных материалов вследствие автоматизации конкретных видов информационных работ. Косвенная эффективность проявляется в конечных результатах деятельности организаций. Например, в управленческой деятельности ее локальными критериями могут быть: сокращение сроков составления сводок, повышение качества планово-учетных и аналитических работ, сокращение документооборота, повышение культуры и производительности труда и т.д. При анализе косвенной эффективности основным показателем является повышение качества управления, которое, как и при прямой экономической эффективности, ведет к экономии живого и овеществленного труда. Оба вида рассмотренной экономической эффективности взаимоувязаны. Экономическую эффективность определяют с помощью трудовых и стоимостных показателей. Основным при расчетах является метод сопоставления данных базисного и отчетного периодов. В качестве базисного периода при переводе отдельных работ на автоматизацию принимают затраты на обработку информации до внедрения информационной технологии (при ручной обработке), а при совершенствовании действующей системы автоматизации информационных работ затраты на обработку информации при достигнутом уровне автоматизации. При этом пользуются абсолютными и относительными показателями. Например, на ручную обработку документов следует затратить 100 чел./час. (T0), а при использовании информационных технологий 10 чел./час. (T1). Абсолютный показатель экономической эффективности TЭК составляет: TЭК = T0 – T1 = 100 – 10 = 90 (чел./час.) Относительный индекс производительности труда JПТ = T1/T0 = 10/100 = 0,10 означает, что для обработки документов при автоматизации требуется по сравнению с ручной обработкой только 10 % времени. Используя индекс производительности труда JПТ, можно определить относительный показатель экономии трудовых затрат. В примере, при обработке документов в результате применения информационной технологии экономия составит 90 %. Наряду с трудовыми показателями, рассчитываются и стоимостные показатели, т.е. определяются затраты (в денежном выражении) на обработку информации при базисном (C0) и отчетном (C1) вариантах. Абсолютный показатель стоимости CЭК определяется соотношением: CЭК = C1 - C0. Индекс стоимости затрат рассчитывается по формуле Jст.зат = C1 / C0. Срок окупаемости затрат Tок устанавливается по формуле: Tок = ( (ЗО + ПО) Кэф ) / (C0 – C1), где ЗО затраты на техническое обеспечение; ПО затраты на программное обеспечение; Кэф коэффициент эффективности. Технологические стадии разработки автоматизированных информационных технологий и систем регламентируются российскими и международными стандартами. Информационные ресурсы общества Традиционными видами общественных ресурсов являются материальные, сырьевые, (природные), энергетические, трудовые, финансовые ресурсы. Одним из важнейших видов ресурсов современного общества являются информационные ресурсы. Со временем значимость информационных ресурсов возрастает. Информационные ресурсы становятся товаром, стоимость которого на рынке сопоставима со стоимостью традиционных ресурсов. В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» понятие информационные ресурсы определяется следующим образом: Информационные ресурсы — это отдельные документы или массивы документов, а также документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, банках данных и т. д. К информационным ресурсам также относятся все научно-технические знания, произведения литературы и искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированной в любой форме, на любом носителе информации. Информационные ресурсы общества в настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым ресурсам. Однако между информационными ресурсами и всякими иными существует одно важное отличие: Всякий ресурс, кроме информационного, после использования исчезает. Сжигается топливо, расходуются финансы и т.п., а информационный ресурс остается «неуничтожимым», им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений. В документах и массивах документов, о которых говорится в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», в различных формах представлены знания, которыми обладали создавшие их люди. Таким образом, информационные ресурсы — это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе. Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их создавали, накапливали, обобщали и анализировали. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы и науки. Информационные ресурсы признаются одним из важнейших видов ресурсов в любой стране. В наиболее развитых странах они являются объектом особого внимания. Так, например, в США действует специальная программа «Национальная информационная инфраструктура». Она должна обеспечить государственную поддержку производителей информационных ресурсов, а также доступа к ним для любого пользователя. Главными приоритетами этой программы являются:
Аналогичная программа «Европейская информационная структура» принята Европейским союзом. Информационные ресурсы страны, региона или организации должны рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости запасам материальных ресурсов: сырья, энергии, полезных ископаемых. Развитие мировых информационных ресурсов позволило:
Таким образом, главной целью государственной политики любой страны должно являться создание благоприятных условий для создания информационных ресурсов. Классификация информационных ресурсов Любая классификация информационных ресурсов общества оказывается неполной. Внутри каждого класса можно проводить дополнительное, более детальное разделение.
Образовательные информационные ресурсы Активное внедрение в учебный процесс образовательных учреждений компьютерных технологий, оказывающих существенное влияние на повышение качества подготовки студентов, является неотъемлемой частью современного образования. С целью оказания помощи образовательным учреждениям реализована комплексная программа информационно-аналитической и методической поддержки, включающая:
Интернет-тренажеры в сфере образования Одним из направлений работы НИИ (Научно-исследовательского института) мониторинга качества образования является система «Интернет-тренажеры в сфере образования», представляющая собой программный комплекс, в основу которого положены оригинальная методика оценки знаний, умений, навыков студентов и целенаправленная тренировка обучающихся в процессе многократного повторного решения тестовых заданий. Интернет-тренажеры позволяют самостоятельно подготовить учащихся образовательного учреждения не только к внешним процедурам контроля качества знаний (ФЭПО, аккредитационному тестированию в рамках комплексной оценки деятельности образовательного учреждения, внеплановым контрольно-надзорным процедурам), но и к внутренним (входному контролю знаний первокурсников, промежуточным и итоговым аттестациям учащихся, приему экзаменов и зачетов). Интернет-тренажеры содержат теоретический минимум по отдельным дисциплинам, правильные решения заданий, подсказки к неправильным вариантам ответов, несущие практическую пользу при закрепления знаний и умений учащихся. Диагностическое тестирование Диагностическое тестирование дает возможность определить реальный уровень знаний и умений студентов-первокурсников, чтобы использовать его как фундамент при изучении вузовских дисциплин. Диагностика знаний студентов проводится в режим on-line, при этом образовательное учреждение самостоятельно выбирает удобное время проведения тестирования. Интеренет-олимпиады С 2008 года в образовательных учреждениях Российской Федерации проводятся Интернет-олимпиады по отдельным дисциплинам высшего профессионального образования с использованием технологии Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования в форме компьютерного тестирования (режим on-line). Начиная с 2008/2009 учебного года Интернет-олимпиада проходит в три этапа:
Дистанционное обучение Дистанционное обучение в современном понимании – особая форма обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий позволяют преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их достоинства. Некоторые ВУЗы страны предлагают дистанционное обучение, которое осуществляется с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ) и основано на использовании глобальных и локальных компьютерных сетей для обеспечения доступа студента к информационным образовательным ресурсам ВУЗа независимо от его места нахождения. Технология дистанционного образования предоставляет студенту следующие возможности и преимущества:
Дистанционное обучение (ДО) - это обучение на расстоянии, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно и когда все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. Отличительной особенностью ДО является предоставление обучаемым возможности самим получать требуемые знания, пользуясь развитыми информационными ресурсами, предоставляемыми современными информационными технологиями. Информационные ресурсы: базы данных и знаний, компьютерные, в том числе мультимедиа, обучающие и контролирующие системы, видео- и аудиозаписи, электронные библиотеки - вместе с традиционными учебниками и методическими пособиями создают уникальную распределенную среду обучения, доступную широкой аудитории. Проведение видео- и телевизионных лекций, круглых столов, компьютерных видео- и текстовых конференций, возможность частых, вплоть до ежедневных, консультаций с преподавателем по компьютерным коммуникациям делают взаимодействие обучаемых с преподавателями даже более интенсивными, чем при традиционной форме обучения. |
Содержание Источники финансового права Но во всех случаях нормы права имели некоторую общность: схожее содержание, охватывающее властные, имущественные, стоимостные, организационные... | Программа внеурочной деятельности «Основы информационной грамотности младших школьников» Большими возможностями для ее реализации располагают образовательные учреждения, в том числе библиотека. Именно в условиях библиотечно-информационной... | ||
Инструкция по заполнению информационной базы 8 9 Внесение изменений 22 Настоящий Регламент определяет порядок работы с информационной базой показателей деятельности нпр и расчета на её основе рейтинговых... | Мультимедийные технологии библиотечно-информационной ... | ||
Мультимедийные технологии библиотечно-информационной ... | Темы рефератов по дисциплине “Технология проектирования информационных систем” Основные подходы к проектированию распределенной организационной информационной системы регионального масштаба. Структура информационного... | ||
Применение информационных технологий в работе посольства Популярный ныне термин «информационная эпоха» как никакой другой пригоден для характеристики нашего времени. XXI век будет в первую... | Классификация угроз. Формализация подхода к обеспечению информационной... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Пропедевтический курс Л. Л. Босовой выбран потому, что позволяет сформировать у школьников представления об информационной деятельности... | Пояснительная записка Курс, адресованный руководителям образовательных... Данная установка становится базовой для воплощения идеи непрерывного образования, в котором особое значение имеет информационное... | ||
Основы информационной деятельности врача с использованием иностранного языка (немецкий язык) По дисциплине Основы информационной деятельности врача с использованием иностранного языка (немецкий язык) | А. Р. Лурия потерянный и возвращенный мир Понятие, структура, виды и функции криминалистической модели (характеристики) преступной деятельности | ||
Какие угрозы являются внутренними Настоящий Регламент определяет порядок работы с информационной базой показателей деятельности нпр и расчета на её основе рейтинговых... | Министерство образования и науки мурманской области Настоящий Регламент определяет порядок работы с информационной базой показателей деятельности нпр и расчета на её основе рейтинговых... | ||
Протокол №1 Примерная тематика дипломных работ по курсу «Криминалистика» Понятие, структура, виды и функции криминалистической модели (характеристики) преступной деятельности | Представляем вашему вниманию открытый отчет о деятельности общеобразовательного... Доклад подготовлен администрацией школы с целью обеспечения информационной открытости для широкой общественности и, прежде всего,... |