Пояснительная записка Курс, адресованный руководителям образовательных учреждений, интересующимся проблемами информационной культуры личности в контексте инновационной деятельности,





НазваниеПояснительная записка Курс, адресованный руководителям образовательных учреждений, интересующимся проблемами информационной культуры личности в контексте инновационной деятельности,
страница1/7
Дата публикации03.03.2015
Размер0.69 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Информатика > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7
Государственное образовательное учреждение дополнительного

профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Кузбасский региональный институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования

Учебная программа курса


«Информационная культура

руководителя в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения”

Составитель:

Лазарева Л. И., к. п. н.,

доцент кафедры управления, экономики и правового регулирования образования
Утверждена:

на заседании кафедры

_____________________________

Протокол от «___» ___________ 2010 г.

№ ___________

Кемерово 2010

Пояснительная записка

Курс, адресованный руководителям образовательных учреждений, интересующимся проблемами информационной культуры личности в контексте инновационной деятельности, основывается на положениях «Концепции модернизации российского образования до 2010 года», в которой обозначена ориентация образования на формирование целостной системы профессиональных универсальных знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности управленческих кадров, т.е. ключевых профессиональных компетенций, определяющих современное качество образования. Данная установка становится базовой для воплощения идеи непрерывного образования, в котором особое значение имеет информационное образование и повышение информационной культуры личности.

Полномасштабная реализация идей модернизации образования, напрямую зависит от инновационных процессов, в осуществлении которых существенно возрастает роль информационной культуры руководителя образовательного учреждения, под руководством которого педагогический коллектив осуществляет разработку, освоение и внедрение новшеств.

Цель курса «Основы информационной культуры руководителя образовательного учреждения» – освоение системных знаний, связанных с феноменом информационной культуры, инновационными процессами в образовании, исследовательскими подходами в решении педагогических проблем.

Основными задачами при изучении курса являются:

  • осознание важности инноваций в образовательной деятельности в условиях информационного общества;

  • формирование нового информационного сознания, направленного на становление личностного знания, стремления к саморазвитию, активности, способности к целеполаганию, самоанализу, творческой свободе;

  • развитие информационной культуры руководителя образовательного учреждения, причем не статичной, а динамично развивающейся, совершенствующейся в следующих направлениях:

  • ориентация в информационных ресурсах по образованию и педагогике;

  • освоение алгоритмов информационного поиска в соответствии с профессиональными информационными потребностями;

  • овладение формализованными методами аналитико-синтетической переработки информации;

  • изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов управленческой, учебно-методической, опытно-экспериментальной, научно-исследовательской работы;

  • осознание возможностей новых информационно-коммуникативных технологий для успешного осуществления всех видов информационной деятельности в процессе управления образовательным учреждением.

Особенностью данного курса является его практико-ориентированный характер, направленный на практическое применение полученных знаний в условиях управления деятельностью образовательного учреждения, в связи с чем возрастает роль самостоятельной работы слушателей, стимулирующей творческую поисковую активность в приобретении личностных смыслов обучения.

Содержание курса разработано на основе курса Н. И. Гендиной «Основы информационной культуры учителя» и дополнено с учетом современных требований, предъявляемых руководителю образовательного учреждения, активно ведущему управление инновационной, исследовательской деятельностью педагогического коллектива. Введен содержательный блок, раскрывающий суть понятия «Инновация», его типологию, классификацию, критерии, структуру инновационного процесса. Значительно расширен блок «Структура, правила подготовки и оформления результатов управленческой, учебно-методической и научно-исследовательской деятельности руководителя образовательного учреждения» за счет введения тем по технологии подготовки информационно-образовательных продуктов, например: «Технология подготовки проблемно-ориентированного анализа», «Технология подготовки опытно-экспериментальной программы», «Технология подготовки аналитического отчета», «Технология составления концепции управления образовательным учреждением» и т.д.

Существенное значение имеет мировоззренческий аспект данного курса, предполагающий формирование информационной картины мира, мировоззрения личности в информационном обществе, ориентацию образования на социальные составляющие информатизации общества, осознание информационной деятельности как методологической основы любой деятельности в образовательном процессе. Мировоззренческий компонент информационной культуры руководителя образовательного учреждения проявляется также в рефлексии мотивов, смыслов, целей, качества и результатов индивидуальной информационной деятельности в интересах личной самореализации руководителя образовательного учреждения с пользой для себя и для других, общества в целом.

Курс состоит из трёх частей: «Феномен информационной культуры руководителя образовательного учреждения в контексте информационного общества и смены парадигмы образования», «Предметное содержание информационной подготовки руководителя образовательного учреждения», «Использование информационно-коммуникативных технологий как необходимое условие сформированности информационной культуры руководителя образовательного учреждения».

Реализация целей и задач курса идет в соответствии с компетентностным, и культурологическим подходом в организации повышения профессионального мастерства руководителя образовательного учреждения и опирается на следующие принципы:

  • принцип интеграции, устанавливающий связи между тремя основными видами деятельности – проектной, педагогической и информационной, способствующий функционированию целостной индивидуальности руководителя образовательного учреждения, самостоятельно пытающегося совместить названные три вида деятельности;

  • принцип альтернативности, вытекающий из закономерной связи между потребностями и их удовлетворением, что дает руководителю образовательного учреждения осознание своей уверенности в собственных возможностях, регулирует его отношение к себе и выполняемой деятельности. Принцип альтернативы ориентирует на обеспечение возможности выбора проектной деятельности по содержанию, форме, срокам выполнения, а также на обеспечение выбора информационных технологий, применяемых в проектной деятельности в процессе формирования информационной культуры;

  • принципы системности, предполагающий целостность и структурную организацию процесса формирования информационной культуры руководителя образовательного учреждения, способствующий усилению методологической функции профессионально-информационных знаний и умений, превращению их в интеллектуальный инструмент информационной ориентации и средств добывания новых знаний и способов деятельности.

Методические средства и приемы, используемые при проведении курса, включают методы интерактивного общения, поисковой деятельности, проблемного обучения, моделирования содержания и технологических процедур информационной работы в инновационно- образовательной среде.

В результате изучения курса слушатели должны знать:

  • основные понятия по разделам курса;

  • основные классы документов;

  • закономерности функционирования информационного потока;

  • методику структурно-семантического анализа текста

  • возможности информационного сервиса библиотек;

  • назначение аналитико-синтетической переработки информации;

  • рациональные приёмы интеллектуальной работы с текстами;

  • структуру, правила подготовки и оформления результатов учебно-методической и научно-исследовательской деятельности руководителя образовательного учреждения;

  • компьютерные сети.

Слушатель должен уметь:

  • классифицировать документы;

  • осуществлять информационный поиск в системе информационных изданий и компьютерной сети;

  • ориентироваться в структуре библиотеки как информационно-поисковой системе;

  • осуществлять разработку информационно-образовательных продуктов в соответствии с требованиями технологии их подготовки;

  • анализировать информационно-образовательные продукты по критериям полноты структурных элементов и соответствия правилам оформления;

  • пользоваться программами Microsoft Word, Power Point, Macromedia Flash.

Общий объем курса – 16 часов, включая 8 часов лекционных, 8 часов практических занятий. Начало и завершение курса сопровождается тестированием. Итоговый контроль предполагает представление учебно-информационного продукта, его презентацию и защиту.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«Основы информационной культуры

руководителя в условиях инновационной деятельности

образовательного учреждения »




п/п

Наименование разделов и тем курса

Всего

часов

В том числе

лекция

практикум

формы контроля знаний




Раздел 1. Феномен информационной культуры руководителя образовательного учреждения в контексте развития информационного общества и смены парадигмы образования

4










1.1.

Информационное общество и информационная культура.

1

1




Тест

1.2.

Информационная культура руководителя образовательного учреждения: подходы к определению понятия

1

1







1.3.

Содержание компонентов информационной культуры руководителя образовательного учреждения

1

1







1.4.

Инновационная деятельность как фактор развития информационной культуры руководителя образовательного учреждения

1




1







Раздел 2. Предметное содержание информационной подготовки руководителя образовательного учреждения

8










2.1.

Информационные ресурсы в сфере образования и педагогики. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритмы их решения.

2

1

1




2.2.

Аналитико-синтетическая переработка информации в профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения

1

1







2.3.

Технология подготовки информационно-образовательных продуктов. Разработка программы опытно-экспериментальной работы.

2

1

1




2.4..

Разработка методических рекомендаций. Разработка тезисов доклада, научной статьи.

1

1







2.5.

Разработка документов концептуального характера. Разработка описания опыта работы.

1

1







2.6.

Разработка материалов проблемно-ориентированного характера.

1




1







Раздел 3. Использование информационно-коммуникативных технологий как необходимое условие сформированности информационной культуры руководителя образовательного учреждения

4










4.1.

Использование ресурсов Internet по поиску информации для организации самообразования и обучающей деятельности

2




2




4.2.

Использование различных компьютерных программ для оформления информационно-образовательных продуктов

2




2







Итого по курсу

16

8

8

Тест


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

«Основы информационной культуры учителей инновационных

образовательных учреждений»
Раздел 1.

Феномен информационной культуры руководителя образовательного учреждения в контексте развития информационного общества и смены парадигмы образования.
Тема 1.1.

Информационное общество и информационная культура

Информационное общество. Основные ценности и критерии информационного общества. Ведущая роль знаний и образования. Информатизация как социотехнический и социокультурный процесс. Сущность понятия « информационная культура», её роль в общей структуре личности.

Тема 1.2.

Информационная культура руководителя образовательного учреждения

Подходы к определению понятия «информационная культура руководителя образовательного учреждения».Компетентностный и культурологический подход в определении сущности понятия «информационная культура руководителя образовательного учреждения».Информационная культура специалиста. Специфические особенности информационной культуры руководителя образовательного учреждения: управление формированием информационной культуры в педагогической системе образовательного учреждения, создание управленческих и информационно-образовательных продуктов, организация формирование информационной культуры учителей и учащихся.

Тема 1.3.

Содержание компонентов информационной культуры руководителя образовательного учреждения.

Информационная компетентность и информационное мировоззрение как компоненты информационной культуры руководителя образовательного учреждения. Содержание информационной компетентности руководителя образовательного учреждения. Когнитивный, технологический и личностный аспект информационной компетентности руководителя образовательного учреждения. Содержание информационного мировоззрения руководителя образовательного учреждения. Ценностно-смысловой, нравственно-этический и социально-правовой аспект информационного мировоззрения руководителя образовательного учреждения.

Тема 1.4.

Инновационная деятельность как фактор развития

информационной культуры руководителя образовательного учреждения.

Определение понятия «педагогическая инновация». Условия инновационной деятельности, способствующие формированию информационной культуры учителя: научно-методическое, информационно-технологическое и структурно-организационное обеспечение. Инновационный потенциал педагогического работника. Критерии и показатели инновационной активности личности. Должностные инструкции как ориентировочная основа инновационной деятельности руководителя образовательного учреждения. Совершенствование должностных инструкций как инновационная проблема. Мотивация к принятию нововведений. Развитие способностей адаптации к нововведениям. Сотрудничество и кооперация в инновационной деятельности.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Курс, адресованный руководителям образовательных учреждений, интересующимся проблемами информационной культуры личности в контексте инновационной деятельности, iconИнформационная культура личности библиографический указатель кемерово 2006
Библиографический указатель предназначен для исследователей, занимающихся разработкой теории формирования информационной культуры...
Пояснительная записка Курс, адресованный руководителям образовательных учреждений, интересующимся проблемами информационной культуры личности в контексте инновационной деятельности, iconПояснительная записка стр. 3-8 «О преподавании учебного предмета «Технология»
Руководителям органов управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов края, руководителям государственных...
Пояснительная записка Курс, адресованный руководителям образовательных учреждений, интересующимся проблемами информационной культуры личности в контексте инновационной деятельности, iconПояснительная записка Курс «Физические величины и их измерения»
Курс «Физические величины и их измерения» ставит своей целью дать возможность учащимся, интересующимся физикой, познакомиться с основными...
Пояснительная записка Курс, адресованный руководителям образовательных учреждений, интересующимся проблемами информационной культуры личности в контексте инновационной деятельности, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Руководителям муниципальных органов управления образованием Руководителям муниципальных методических служб Руководителям муниципальных...
Пояснительная записка Курс, адресованный руководителям образовательных учреждений, интересующимся проблемами информационной культуры личности в контексте инновационной деятельности, iconПояснительная записка: «Этика и социальная политика» специальный...
Иванов Г. А., к ф н., председатель Совета молодых ученых Мурманского государственного технического университета
Пояснительная записка Курс, адресованный руководителям образовательных учреждений, интересующимся проблемами информационной культуры личности в контексте инновационной деятельности, iconИ. Л. Скипор, Г. А. Стародубова
Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях
Пояснительная записка Курс, адресованный руководителям образовательных учреждений, интересующимся проблемами информационной культуры личности в контексте инновационной деятельности, iconПояснительная записка цель данного курса
Название курса: «Основы информационной культуры». Программа рассчитана на 64 часа и предназначается для учащихся 9-11 классов. Данный...
Пояснительная записка Курс, адресованный руководителям образовательных учреждений, интересующимся проблемами информационной культуры личности в контексте инновационной деятельности, iconУчебная программа для учащихся 8 класса общеобразовательной школы Составители
Ххi века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного...
Пояснительная записка Курс, адресованный руководителям образовательных учреждений, интересующимся проблемами информационной культуры личности в контексте инновационной деятельности, iconПояснительная записка Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»
...
Пояснительная записка Курс, адресованный руководителям образовательных учреждений, интересующимся проблемами информационной культуры личности в контексте инновационной деятельности, iconРуководителям Муниципальных органов управления образования Руководителям...
Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан»
Пояснительная записка Курс, адресованный руководителям образовательных учреждений, интересующимся проблемами информационной культуры личности в контексте инновационной деятельности, iconПояснительная записка Курс «Основы православной культуры»
А. В. Кураева «Основы православной культуры». Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 –...
Пояснительная записка Курс, адресованный руководителям образовательных учреждений, интересующимся проблемами информационной культуры личности в контексте инновационной деятельности, iconПояснительная записка курс «Экономическая география России. География...
Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития,...
Пояснительная записка Курс, адресованный руководителям образовательных учреждений, интересующимся проблемами информационной культуры личности в контексте инновационной деятельности, iconПояснительная записка Задачей средней школы нашей республики становится...
«пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение,...
Пояснительная записка Курс, адресованный руководителям образовательных учреждений, интересующимся проблемами информационной культуры личности в контексте инновационной деятельности, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А. Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и...
Пояснительная записка Курс, адресованный руководителям образовательных учреждений, интересующимся проблемами информационной культуры личности в контексте инновационной деятельности, iconСлужба научной информации по культуре и искусству (Обзорная информация за 2 полугодие 2013 г.)
Правительством РФ в области культурной политики, возрастающая роль учреждений культуры в современных условиях, требуют качественно...
Пояснительная записка Курс, адресованный руководителям образовательных учреждений, интересующимся проблемами информационной культуры личности в контексте инновационной деятельности, iconСлужба научной информации по культуре и искусству (Обзорная информация за 1 полугодие 2013 г.)
Правительством РФ в области культурной политики, возрастающая роль учреждений культуры в современных условиях, требуют качественно...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск