Скачать 0.69 Mb.
|
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Учебная программа курса «Информационная культура руководителя в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения” Составитель: Лазарева Л. И., к. п. н., доцент кафедры управления, экономики и правового регулирования образования Утверждена: на заседании кафедры _____________________________ Протокол от «___» ___________ 2010 г. № ___________ Кемерово 2010 Пояснительная записка Курс, адресованный руководителям образовательных учреждений, интересующимся проблемами информационной культуры личности в контексте инновационной деятельности, основывается на положениях «Концепции модернизации российского образования до 2010 года», в которой обозначена ориентация образования на формирование целостной системы профессиональных универсальных знаний, умений и навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности управленческих кадров, т.е. ключевых профессиональных компетенций, определяющих современное качество образования. Данная установка становится базовой для воплощения идеи непрерывного образования, в котором особое значение имеет информационное образование и повышение информационной культуры личности. Полномасштабная реализация идей модернизации образования, напрямую зависит от инновационных процессов, в осуществлении которых существенно возрастает роль информационной культуры руководителя образовательного учреждения, под руководством которого педагогический коллектив осуществляет разработку, освоение и внедрение новшеств. Цель курса «Основы информационной культуры руководителя образовательного учреждения» – освоение системных знаний, связанных с феноменом информационной культуры, инновационными процессами в образовании, исследовательскими подходами в решении педагогических проблем. Основными задачами при изучении курса являются:
Особенностью данного курса является его практико-ориентированный характер, направленный на практическое применение полученных знаний в условиях управления деятельностью образовательного учреждения, в связи с чем возрастает роль самостоятельной работы слушателей, стимулирующей творческую поисковую активность в приобретении личностных смыслов обучения. Содержание курса разработано на основе курса Н. И. Гендиной «Основы информационной культуры учителя» и дополнено с учетом современных требований, предъявляемых руководителю образовательного учреждения, активно ведущему управление инновационной, исследовательской деятельностью педагогического коллектива. Введен содержательный блок, раскрывающий суть понятия «Инновация», его типологию, классификацию, критерии, структуру инновационного процесса. Значительно расширен блок «Структура, правила подготовки и оформления результатов управленческой, учебно-методической и научно-исследовательской деятельности руководителя образовательного учреждения» за счет введения тем по технологии подготовки информационно-образовательных продуктов, например: «Технология подготовки проблемно-ориентированного анализа», «Технология подготовки опытно-экспериментальной программы», «Технология подготовки аналитического отчета», «Технология составления концепции управления образовательным учреждением» и т.д. Существенное значение имеет мировоззренческий аспект данного курса, предполагающий формирование информационной картины мира, мировоззрения личности в информационном обществе, ориентацию образования на социальные составляющие информатизации общества, осознание информационной деятельности как методологической основы любой деятельности в образовательном процессе. Мировоззренческий компонент информационной культуры руководителя образовательного учреждения проявляется также в рефлексии мотивов, смыслов, целей, качества и результатов индивидуальной информационной деятельности в интересах личной самореализации руководителя образовательного учреждения с пользой для себя и для других, общества в целом. Курс состоит из трёх частей: «Феномен информационной культуры руководителя образовательного учреждения в контексте информационного общества и смены парадигмы образования», «Предметное содержание информационной подготовки руководителя образовательного учреждения», «Использование информационно-коммуникативных технологий как необходимое условие сформированности информационной культуры руководителя образовательного учреждения». Реализация целей и задач курса идет в соответствии с компетентностным, и культурологическим подходом в организации повышения профессионального мастерства руководителя образовательного учреждения и опирается на следующие принципы:
Методические средства и приемы, используемые при проведении курса, включают методы интерактивного общения, поисковой деятельности, проблемного обучения, моделирования содержания и технологических процедур информационной работы в инновационно- образовательной среде. В результате изучения курса слушатели должны знать:
Слушатель должен уметь:
Общий объем курса – 16 часов, включая 8 часов лекционных, 8 часов практических занятий. Начало и завершение курса сопровождается тестированием. Итоговый контроль предполагает представление учебно-информационного продукта, его презентацию и защиту. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА «Основы информационной культуры руководителя в условиях инновационной деятельности образовательного учреждения »
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «Основы информационной культуры учителей инновационных образовательных учреждений» Раздел 1. Феномен информационной культуры руководителя образовательного учреждения в контексте развития информационного общества и смены парадигмы образования. Тема 1.1. Информационное общество и информационная культура Информационное общество. Основные ценности и критерии информационного общества. Ведущая роль знаний и образования. Информатизация как социотехнический и социокультурный процесс. Сущность понятия « информационная культура», её роль в общей структуре личности. Тема 1.2. Информационная культура руководителя образовательного учреждения Подходы к определению понятия «информационная культура руководителя образовательного учреждения».Компетентностный и культурологический подход в определении сущности понятия «информационная культура руководителя образовательного учреждения».Информационная культура специалиста. Специфические особенности информационной культуры руководителя образовательного учреждения: управление формированием информационной культуры в педагогической системе образовательного учреждения, создание управленческих и информационно-образовательных продуктов, организация формирование информационной культуры учителей и учащихся. Тема 1.3. Содержание компонентов информационной культуры руководителя образовательного учреждения. Информационная компетентность и информационное мировоззрение как компоненты информационной культуры руководителя образовательного учреждения. Содержание информационной компетентности руководителя образовательного учреждения. Когнитивный, технологический и личностный аспект информационной компетентности руководителя образовательного учреждения. Содержание информационного мировоззрения руководителя образовательного учреждения. Ценностно-смысловой, нравственно-этический и социально-правовой аспект информационного мировоззрения руководителя образовательного учреждения. Тема 1.4. Инновационная деятельность как фактор развития информационной культуры руководителя образовательного учреждения. Определение понятия «педагогическая инновация». Условия инновационной деятельности, способствующие формированию информационной культуры учителя: научно-методическое, информационно-технологическое и структурно-организационное обеспечение. Инновационный потенциал педагогического работника. Критерии и показатели инновационной активности личности. Должностные инструкции как ориентировочная основа инновационной деятельности руководителя образовательного учреждения. Совершенствование должностных инструкций как инновационная проблема. Мотивация к принятию нововведений. Развитие способностей адаптации к нововведениям. Сотрудничество и кооперация в инновационной деятельности. |
Информационная культура личности библиографический указатель кемерово 2006 Библиографический указатель предназначен для исследователей, занимающихся разработкой теории формирования информационной культуры... | Пояснительная записка стр. 3-8 «О преподавании учебного предмета «Технология» Руководителям органов управления образованием администраций муниципальных районов и городских округов края, руководителям государственных... | ||
Пояснительная записка Курс «Физические величины и их измерения» Курс «Физические величины и их измерения» ставит своей целью дать возможность учащимся, интересующимся физикой, познакомиться с основными... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Руководителям муниципальных органов управления образованием Руководителям муниципальных методических служб Руководителям муниципальных... | ||
Пояснительная записка: «Этика и социальная политика» специальный... Иванов Г. А., к ф н., председатель Совета молодых ученых Мурманского государственного технического университета | И. Л. Скипор, Г. А. Стародубова Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях | ||
Пояснительная записка цель данного курса Название курса: «Основы информационной культуры». Программа рассчитана на 64 часа и предназначается для учащихся 9-11 классов. Данный... | Учебная программа для учащихся 8 класса общеобразовательной школы Составители Ххi века ориентироваться в массивах информации, используя ее себе во благо, подготовить его к жизни и деятельности в условиях информационного... | ||
Пояснительная записка Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» ... | Руководителям Муниципальных органов управления образования Руководителям... Гоу впо «башкирская академия государственной службы и управления при президенте республики башкортостан» | ||
Пояснительная записка Курс «Основы православной культуры» А. В. Кураева «Основы православной культуры». Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 –... | Пояснительная записка курс «Экономическая география России. География... Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития,... | ||
Пояснительная записка Задачей средней школы нашей республики становится... «пасует» перед проблемами, а стремиться их разрешить. Ведь проблема – это всегда препятствие. Преодоление препятствий – движение,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скипор И. Л., Стародубова Г. А. Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и... | ||
Служба научной информации по культуре и искусству (Обзорная информация за 2 полугодие 2013 г.) Правительством РФ в области культурной политики, возрастающая роль учреждений культуры в современных условиях, требуют качественно... | Служба научной информации по культуре и искусству (Обзорная информация за 1 полугодие 2013 г.) Правительством РФ в области культурной политики, возрастающая роль учреждений культуры в современных условиях, требуют качественно... |