Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/6
Дата публикации11.12.2013
Размер0.58 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
  1   2   3   4   5   6
Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях
Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А.
Гендина Н.И., Колкова Н.И., Скипор И.Л., Стародубова Г.А. Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях (2002).
Формирование информационной культуры в России получило развитие, прежде всего, как практическая деятельность библиотек и образовательных учреждений, осуществляемая в большей мере стихийно, методом проб и ошибок. Оно закреплялось в общественном сознании и практической деятельности людей через частные правила, методы и средства, в соответствии с уровнем развития сферы информационной деятельности.

Если исходить из накопленного опыта фор­мирования информационной культуры, то ее компонентами в порядке их появления были: библиотечно-библиографические знания, куль­тура чтения, компьютерная грамотность.

Изучение истории вопроса свидетельст­вует, что формирование у детей, подрост­ков, юношества библиотечно-библиографических знаний и культуры чтения имеет не только в достаточной мере богатую исто­рию развития, но и характеризуется множе­ственностью подходов к ее теоретическому осмыслению и практическому решению.

Труды по истории детской литературы свидетельствуют, что даже в 16 веке в первых рукописных и печатных книгах для детей обращается внимание на необходимость формирования у детей умений понимать прочитанное. Так, Ла­врентий Зизания включает в свою книгу "Наука к читаню и разуменю письма словенского" тол­ковый словарь "Лексис". Тем самым впервые на языке славянской письменности в состав учебной книги, адресованной непосредственно юному читателю, включается элемент, направ­ленный на содействие углубленному само­стоятельному изучению и практическому освоению учебного материала. Следует от­метить, что именно справочные и энциклопеди­ческие издания, отличающиеся разнообразием целевого и читательского назначения, домини­руют в последующем среди печатных изданий, адресованных детям, подросткам, юношеству.

В трудах выдающихся писателей, общест­венных деятелей, педагогов и библиотековедов прошлого получает обоснование идея воспита­ния у детей стремления к самостоятельному, со­знательному чтению. В частности, известный отечественный педагог К.Д. Ушинский, утверж­дая, что книга для ребенка - основа умст­венного развития, подчеркивал необходи­мость воспитания у него с раннего детства уме­ний и навыков самостоятельного сознательного чтения. Особое внимание он придавал выработ­ке у учащихся потребности приобретать новые знания как необходимого атрибута личности ребенка уже в первые годы его учения. Так, в статье «Воскресные школы» К.Д. Ушинский пи­сал: "Должно постоянно помнить, что следует передавать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание само­стоятельно, без учителя приобретать новые познания. Эта способность должна остаться с учеником и тогда, когда учитель его оставит "(Собр.соч.,т.2.М.—Л., 1948. С.300).

В последующий период идея формирования потребности в самостоятельном сознательном чтении была реализована через выпуск ряда из­даний, обеспечивающих ориентацию в мире знаний. Так, во 2-й половине 19-го века созда­ются первые библиографические указатели, адресованные детям (Ф.Г. Толль, В.И. Водово­зов); беседы для детей о книге (В.И. Водово­зов); беседы о чтении, о библиотеке (Н.В. Че­хов). В 1908 году вышла книга "Спутник самооб­разования" Н. В. Чехова, где впервые было уделено внимание специальным умениям и на­выкам, которые необходимы юному читателю при выборе книг в библиотеке.

Организационные вопросы, связанные с ре­шением проблемы специальной подготовки чи­тателей, рассматривались на Всероссийском съезде по библиотечному делу (1911 г.), на пер­вом Всероссийском съезде по вопросам на­родного образования (1914 г.), на Московском городском съезде по народному образованию (1912г.). На государственном уровне эта про­блема была поставлена после октября 1917 г. наряду с задачей ликвидации неграмотности. В первое послеоктябрьское десятилетие приоб­щение детей к книге и библиотеке рассматри­валось в единстве с обучением грамоте, со ста­новлением всеобщего начального образования. Осуществление этой работы возлагалось на школу и педагогов.

Однако уже в конце 20-х годов наблюдается повышение роли библиотеки и детского библи­отекаря как организатора всей внеклассной ра­боты с детьми и особенно их внеклассного чте­ния. За библиотекой закрепляется статус учреждения, осуществляющего пропаганду специальных библиотечно-библиографических знаний среди читателей. С этой целью в практике массовых библиотек стали использо­ваться беседы, экскурсии, библиотечные уро­ки. Следует отметить, что обучение носило не­обязательный характер и проводилось главным образом среди членов кружка "Друзья книги". Проводимые же библиотекарями библиотеч­ные уроки предназначались скорее библиоте­карям-профессионалам, нежели пользовате­лям библиотек. Они были перенасыщены спе­циальными знаниями и предусматривали формирование профессиональных библиотеч­ных умений и навыков (изучение порядка веде­ния библиотечной статистики и читательских формуляров, особенностей обслуживания чи­тателей в читальном зале и на абонементе и т.п.). Таким образом, библиотечные уроки не выполняли задачу подготовки учащихся к про­дуктивной самостоятельной работе с источни­ками информации.

В конце 30-х годов появляются первые само­стоятельные программы обучения школьников. Однако они носили лишь ориентировочный ха­рактер. На специальных библиотечных заня­тиях рассматривались такие темы, как: «Знакомство с библиографическими спра­вочниками и как с ними работать», «Исполь­зование словарей, справочников, энцикло­педий», «Знакомство с элементами книги, состав книги», «Как выбирать книгу для ра­боты и книгу, интересную для чтения». Это было определенным шагом вперед, но в этих программах не рассматривался вопрос о соот­ветствии предлагаемых тем и заданий возрасту читателя, в них отсутствовало психолого-педа­гогическое обоснование объема знаний, умений, навыков, ориентированных на конкретную возрастную группу учащихся.

В 40-50-е годы программы обучения по-прежнему носят ориентировочный характер. В содержание специальной подготовки при этом входят: знание правил описания книг для заполнения заявок на литературу (составление картотеки прочитанных или намеченных к прочтению книг); правил пользования библиотеками, их фондами, структурой.

Качественно новый этап в решении проблемы наступает после принятия Постановления ЦК КПСС "О состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране" (1959 г.). Начи­нается серьезная экспериментальная работа. Ее результатом стали первые проекты про­граммы по пропаганде библиотечно-библиографических знаний, первые методические руководства по проведению библиотечных занятий среди различных групп читателей. Программы давали целостное представление об организации работы в этом направлении с учащимися 1-8 классов. Материал распола­гался в последовательном усложнении по го­дам, раскрывалось содержание минимума библиотечно-библиографических знаний и умений, необходимых учащимся конкретного класса.

Существенный вклад в решение рассматриваемой проблемы был внесен в 1989 г. в связи с появлением самостоятельной научно-обоснованной программы «Библиотечно-библиографические знания - школьникам», определяющей направленность и содержание работы с учащимися 1-9 классов. В определенной мере это издание учитывало перемены, происшедшие в организации работы средней школы, в частности, переход к обучению детей с шестилетнего возраста. Вместе с тем и этой программе были присущи недостатки прежних изданий: отсутствие систематичности обучения, разрыв связей со школьной программой, недостаточная ориентация на реальные потребности школы. По-прежнему программа носит не обязательный, а лишь рекомендательный характер.

В 90-е годы с увеличением в составе библио­течных фондов новых видов документов, в том числе аудио- и видеокассет, компакт-дисков, электронных изданий в структуре пропаганды библиотечно-библиографических знаний уси­ливается внимание к обучению работе с инфор­мацией на нетрадиционных носителях. Актив­ное внедрение в жизнь Интернет заставило библиотеки вести обучение пользователей на­выкам поиска информации в удаленных отечественных и мировых информационных ресурсах.

Типичными формами работы библиотек по распространению библиотечно-библиографи­ческих знаний и развитию культуры чтения яв­ляются:

• индивидуальные консультации по библио­графическому разысканию и методике рабо­ты с литературой;

• групповые консультации, беседы, лекции об информационной системе страны, мира и правилах ее использования;

• экскурсии по библиотеке;

• проведение практических занятий по ис­пользованию традиционных и электронных информационных ресурсов, включая Интер­нет;

• библиотечные уроки по обучению методи­ке оформления списков использованной ли­тературы;

• игровые мероприятия, такие как «Информина» (от сочетания слов «информация» и «викторина») — это библиотечная игра-соревнование, посвященная конкретной теме, выявляющая уровень библиотечно-библиографической грамотности участников, их знания, умения и навыки пользоваться справочно-библиографическим аппаратом биб­лиотеки, справочной литературой, библио­графическими указателями и т.д.

В помощь овладению библиотечно-библиографическими знаниями библиотеками изда­ются различные рекомендательные указатели литературы, планы чтения, памятки, путеводи­тели по библиотеке и библиотечно-информационным службам, инструкции, методические ре­комендации и т. д.

При оценке уровня овладения читателем библиотечно-библиографической грамотнос­тью и культурой чтения в библиотеках принято ориентироваться на следующие знания и уме­ния:

♦ знания возможностей библиотек и информа­ционных центров различных уровней;

♦ умения использовать справочно-библиографический аппарат библиотек, справочно-поисковый аппарат информационных изданий и т. п.);

♦ знания особенностей отбора источников для чтения, осознанный выбор тематики;

♦ знания рациональных приемов чтения (техника продуктивного или динамического чтения и др.);

♦ умения усваивать и воспринимать прочитан­ное (составление планов, конспектирование, аннотирование, рецензирование и т.п.);

♦ умения бережно обращаться с произведениями печати.

Важность работы по формированию библиотечно-библиографической грамотности, культуры чтения была осознана библиотека­ми различных типов — от детских и школьных до универсальных научных. В соответствии с профилем библиотек она была ориентирова­на на различные социальные группы общест­ва: дети, юношество, специалисты. Но эта работа не дала и не могла дать ощутимых ре­зультатов, поскольку формирование инфор­мационной культуры личности зачастую под­менялось обучением азам библиотечной ра­боты. В обобщенном виде ограниченность этого направления охарактеризована изве­стным библиографом Э. Л. Шапиро: «Пропа­ганда библиотечно-библиографических знаний ... имеет почти трехсотлетнюю историю. Но до сих пор стремились к тому, чтобы чита­тель получил некоторые, хотя бы самые на­чальные, знания библиотечного дела. Про­граммы такого обучения нередко мало чем от­личались от программ краткосрочных библиотечных курсов, например, для начина­ющих библиотекарей-общественников. При этом читатель получал общее представление обо всем том, что должен знать и сам библио­текарь (разумеется, в сильно сокращенном объеме)». ( Шапиро Э.Л. Логические схемы для обучения читателей поиску информации в библиотеках // Науч. и техн. б-ки СССР. -1975. - Вып.1 (133). - С. 36-37).

Значительная часть библиотечно-библиогра­фических знаний и умений, а также знаний и умений, характеризующих культуру чтения, в деятельности общеобразовательных учрежде­ний (школ, гимназий, лицеев) трактуются как общеучебные знания и умения. Они широко ис­пользуются в учебном процессе и обеспечивают организацию учебной деятельности в целом. Их формирование справедливо рассматривает­ся в педагогике в качестве задачи особой важ­ности, результаты решения которой во многом определяют успешность учебной деятельности школьников. Недостатки в сформированности общеучебных знаний и умений являются перво­степенной причиной низкой школьной успевае­мости учащихся.

В состав общеучебных знаний и умений традиционно принято включать умения уча­щихся самостоятельно подготовить выступ­ление, доклад, конспект и т.п. В свою очередь, это требует знания возможностей биб­лиотеки, умения найти нужную литературу, составить план, сделать выписки, оформить подготовленный текст в виде сообщения за­данной формы (сочинение, реферат, рецен­зию и др.).

Именно общеучебные знания и умения явля­ются основой любой деятельности, связанной с переработкой информации: учебной, научно-познавательной, самообразовательной, досуговой и др. Они дают возможность учащимся эф­фективно осуществлять самообразование. Вместе с тем, это те знания и умения, без кото­рых невозможно становление информационной культуры личности.

С целью выявления состава общеучебных знаний и умений, формируемых в 1-11 классах, нами было проведено исследование содержа­ния (контент-анализ) программ всех (кроме ин­форматики) учебных дисциплин общеобразова­тельных учебных заведений различного типа. Как показывают результаты проведенного ис­следования, на формирование информацион­ной культуры учащихся общеобразовательных учреждений в определенной степени «работа­ют» все учебные дисциплины, однако роль кон­кретных учебных дисциплин неравноценна. На­ибольший вклад в приобретение знаний и уме­ний в области обработки информации вносит такая дисциплина как русский язык,, где форми­руются представления о типах и жанрах, стилях текстов, вырабатываются умения работы с раз­личными текстами.

В результате исследования установлено, что все общеучебные знания и умения, фор­мируемые в школе, распределяются по четы­рем тематическим направлениям, традицион­но включаемым в состав библиотечно-библиографической грамотности: источники информации (55,5%); аналитико-синтетическая переработка информации (27,3%); библи­отечное дело (16,3%); новые информацион­ные технологии(0,9%). При этом наибольший объем общеучебных знаний приходится на изучение разнообразных источников инфор­мации, а наибольший объем общеучебных умений — на овладение способами аналити-ко-синтетической переработки информации. В освоении учащимися основ библиотечного дела преобладают умения, а такое направле­ние как новые информационные технологии практически не получило отражения в обсле­дованных учебных программах. Сведения о со­ставе общеучебных умений, связанных с под­готовкой наиболее распространенных инфор­мационных продуктов, представлены в таблице.
Таблица

СОСТАВ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ, ФОРМИРУЕМЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ




Ключевое слово

КЛАССЫ





1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Автобиографии - написание







1













1







1

2

Аннотации - составление







2

1



















1

3

Выводы - формулирование



















1













4

Выписки - формирование




























1




5

Выставки книжные авторские - составление




1




























6

Выставки книжные по авторам - озаглавливание




1




























7

Выставки книжные по видам изданий - составление




1




























8

Выставки книжные по жанрам - озаглавливание




1




























9

Выставки книжные по жанрам изданий - составление

1































10

Выставки книжные по теме - озаглавливание




1




























11

Выставки книжные тематические - составление

1

1




























12

Выступления - подготовка




























1

1

13

Выступления - составление плана




























1

1

14

Выступления публичные - составление конспекта




























1

1

15

Гипотезы - высказывание













1

1
















16

Дайджесты - составление




























1




17

Дискуссии - подбор материалов

























1







18

Доклады - оформление




























1




19

Доклады - подбор материалов






















1

1







20

Доклады - подготовка



















1




1






  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск