Скачать 51.01 Kb.
|
АВТОМАТИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ «UNIVERSITY – LYCEUM» А.Н. Цуриков Ростовский государственный университет путей сообщения, Россия tsurik7@yandex.ru Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс является важным звеном повышения качества образования в высших учебных заведениях. Одним из направлений на сегодняшний день является разработка программных продуктов для контроля и оценки знаний студентов. Эти программы позволяют определять уровень освоения материала в автоматическом режиме без непосредственного участия преподавателя, что уменьшает влияние субъективных факторов [3]. При этом актуальность таких программ не уменьшается с переходом к компетентностному подходу в образовании, так как подобное тестирование является лишь одним из инструментов, позволяющих преподавателю выставить объективную оценку. Одна из таких программ была создана автором в среде программирования «Delphi» и получила название «University – Lyceum» («UL»). На программу [4] получено свидетельство о регистрации №2012615567 от 20 июня 2012 г. Изначально программа «UL» создавалась для экзаменационного контроля учеников лицея Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС) по дисциплинам «Информатика» и «ЭВМ» с целью замены «традиционных» бумажных билетов компьютерным тестированием. Однако, в дальнейшем открытая структура, позволяющая снабдить программу базой вопросов по любой теме, дала возможность расширить сферу применения программы и проводить контроль знаний студентов по дисциплинам, преподаваемым уже студентам РГУПС преподавателями кафедры «Информатика». По результатам исследования опыта проведения экзаменов были определены следующие требования к тестирующей программе, позволяющей в режиме диалога проверить знания обучаемого (в соответствии с направлением обучения) с выставлением оценки. Количество вопросов в базе – не менее 50, из которых случайным образом для тестирования выбираются 20 вопросов. Вопросы и ответы хранятся в отдельных файлах с возможностью их коррекции и редактирования. Правильный ответ выбирается из 4 вариантов ответов. Очередность следования вопросов и вариантов ответов на каждый вопрос случайно меняется при каждом тестировании. Ответ оценивается по дифференцированной 10-ти балльной шкале в зависимости от сложности вопроса, при неправильном ответе начисляется ноль баллов. Возможно наличие на один вопрос нескольких правильных ответов, имеющих разный «вес» в баллах, в зависимости от их рациональности. При окончании тестирования на экран должна выводиться следующая информация: - максимально возможная сумма баллов; - набранная сумма баллов и ее процент от максимума; - ответы на вопросы, по которым был дан неверный ответ; - рекомендации по самостоятельному изучению материала с указанием литературных источников, вплоть до страниц; - итоговая оценка. Критерии выставления итоговой оценки: «отлично»: набрано более 90% баллов от максимально возможной суммы; «хорошо»: набрано более 75% баллов; «удовлетворительно»: набрано более 60% баллов; «неудовлетворительно»: набрано менее 60%. При необходимости эти критерии могут быть скорректированы. Данные требования были отражены в созданном программном приложении для IBM PC-совместимых компьютеров на языке «Delphi». Программа обеспечивает: - загрузку баз вопросов по интересующей области знаний; - вывод вопросов и ответов в случайном порядке; - считывание полученных ответов; - сопровождение вопросов аудиовизуальными материалами; - подсчет результатов проверки знаний и их выдачу на экран; - выдачу пользователю справочных данных; - настройку оформления приложения. Так как программа разрабатывалась для проверки знаний по дисциплине «Информатика», то для первой базы вопросов на основе [1, 2] были определены следующие темы тестирования: общие сведения о языке программирования «Pascal», цикл с предусловием, цикл с постусловием, цикл с параметром, операторы завершения цикла, массивы, строки, процедуры и функции, модули, множества, записи, файлы. Внешний вид окна разработанной программы «UL» в режиме тестирования приведен на рисунке 1. Программа «UL» работает следующим образом. После запуска активны кнопки: «Начать!», «Справка» и «Выход в Windows», а также стартовая картинка в поле «Image1». После нажатия на кнопку «Начать!» появляется вопрос и варианты ответов, кнопка «Начать!» становится невидимой. В поле «Image1» демонстрируется соответствующая вопросу картинка. Когда пользователь выбирает один из предложенных вариантов, активной становится кнопка «Подтвердить ответ». После нажатия на нее происходит переход к следующему вопросу. После ответа на заключительный вопрос на экран выводится сообщение об итогах теста (рис 2.) и запрос, желает ли пользователь повторить тестирование. Рис.1. Окно программы «UL» в режиме тестирования. Если пользователь выбирает «Yes», то запускается новый сеанс тестирования, выбор «No» выводит на экран диалоговое окно, требующее подтверждения желания закрыть программу и выйти в «Windows». Во время работы программы активна кнопка «Справка», нажатие которой выводит на экран содержимое ReadMe-файла в отдельном окне справки. Рис.2. Сообщение об итогах теста. Для предотвращения несанкционированного доступа к ответам теста вопросы, ответы и оценки располагаются в отдельных текстовых файлах «Otvet.txt» и «Vopros.txt». Сами файлы могут размещаться на носителях типа «Floppy-disk» или «Flash-drive», подключаемых к компьютеру непосредственно перед началом тестирования. Путь к соответствующим файлам указывается программно. Для быстрого создания новых баз вопросов, а также для редактирования и сохранения уже имеющихся вопросов, ответов и оценок был также создан специальный редактор вопросов, внешний вид которого представлен на рисунке 3. Редактор вопросов является отдельной программой, доступной только преподавателям. Рис.3. Окно программы редактирования вопросов. В целом программа «UL» обладает интуитивно понятным дружественным к пользователю интерфейсом в стиле «Windows». Программный продукт был использован при оценке знаний учеников в технических классах лицея РГУПС. Программа «UL» обладает большим потенциалом, возможностью гибкой настройки для решения задач проведения контроля и оценки знаний по различным дисциплинам. Подходы, примененные в программе «UL», могут быть в дальнейшем использованы и развиты при создании новых приложений. Список использованной литературы1. Гуда, А.Н. Алгоритмизация и программирование: Учебное пособие / А.Н. Гуда, М.А. Бутакова / – Ростов-на-Дону: РГУПС, 2002. – 143 с. 2. Козлов, Г.В. Программирование на языке высокого уровня: Учебное пособие. Часть 1. Язык программирования Паскаль. Под общ. ред. Е.М. Ульяницкого / Г.В. Козлов, В.Н. Смоляков. / – Ростов-на-Дону: РГУПС, 2004. – 95 с. 3. Цуриков, А.Н. Delphi-приложение для автоматизированного контроля и оценки знаний студентов: описание программного продукта // Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов и аспирантов «Технологии электронного обучения в образовательном процессе»: сб. науч. работ, ноябрь 2011 г., Россия, Белгород, Том 2. – С. 229-233. 4. Цуриков, А.Н. Программа проверки знаний «University-Lyceum» (UL). Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2012615567, зарегистрировано 20 июня 2012 г. |
Автоматизация контроля и оценки знаний студентов с помощью программы «university – lyceum» Некоторые истинные высказывания, которые должны быть направлены на достижение поставленной цели | Singularity University (SU), Кремниевая Долина, в партнерстве с Открытым... Открытым университетом Сколково (ОтУС) и Фондом «Сколково» объявляют третий конкурс для студентов старших курсов, магистрантов и... | ||
Margarita bershadskaya, research university higher school of economics | Karl h. Pribram stanford university Росспорта от 12. 12. 2006 г. № Ск-02-10/3685 «Методические рекомендации по организации деятельности спортивных школ в Российской... | ||
Application for admission to kazan state university К сожалению, ввиду нехватки мест в общежитиях в 2008-2009 учебном году мы не сможем предложить размещение в общежитии | Производство присутствия как психотерапия герменевтической навязчивости: гуманитарный проект Лозовая Л. Я. студентка магистерской программы Intercultural Humanities, Jacobs University, Bremen, Germany | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методический комплекс: умк «Get Set Go 4», Oxford University Press, 2007 | Oxford University Press Доступ имеют организации дво ран, Дальневосточный государственный технический университет, Владивостокский университет экономики... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «The Dhimmi: Christians & Jews Under Islam»: Fairleigh Dickinson University Press; Лондон; 1985 | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебное заведение: Международный летний лагерь Embassy ces на кампусе Frenchay University of West England | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебно-методический комплекс: умк «Get Set Go 4», Oxford University Press, 2007 (автор Кэфи Лоудэй) | Professional Education "National Research University Higher School of Economics" Оп – образовательная программа (совокупность всех дисциплин учебного плана и текущего и итогового контроля и других видов учебной... | ||
National Research University Higher School of Economics Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика... | Brunel University, Uxbridge, London Вылет из Екатеринбурга 23. 06 13. 07 В университете есть библиотека и классы для самостоятельных занятий, интернет-классы. По окончании курса школьники получают сертификаты... | ||
Жестокость в компьютерных играх и женщины-игроки: как сказывается... Мэтью Истин (Matthew S. Eastin, School Of Communication, Ohio State University, oh 43210) | Yuliya tsevukh odessa National I. I. Mechnikov University international... Омский институт водного транспорта (филиал) фбоу впо «Новосибирская государственная академия водного транспорта» |