Скачать 50.82 Kb.
|
АВТОМАТИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ С ПОМОЩЬЮ ПРОГРАММЫ «UNIVERSITY – LYCEUM» А.Н. Цуриков Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Ростовский государственный университет путей сообщения, Россия tsurik7@yandex.ru Внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс является важным звеном повышения качества образования в высших учебных заведениях. Одним из направлений на сегодняшний день является разработка программных продуктов для контроля и оценки знаний студентов. Эти программы позволяют определять уровень освоения материала в автоматическом режиме без непосредственного участия преподавателя, что уменьшает влияние субъективных факторов [3]. При этом актуальность таких программ не уменьшается с переходом к компетентностному подходу в образовании, так как подобное тестирование является лишь одним из инструментов, позволяющих преподавателю выставить объективную оценку. Одна из таких программ была создана автором в среде программирования «Delphi» и получила название «University – Lyceum» («UL»). На программу [4] получено свидетельство о регистрации №2012615567 от 20 июня 2012 г. Изначально программа «UL» создавалась для экзаменационного контроля учеников лицея Ростовского государственного университета путей сообщения (РГУПС) по дисциплинам «Информатика» и «ЭВМ» с целью замены «традиционных» бумажных билетов компьютерным тестированием. Однако, в дальнейшем открытая структура, позволяющая снабдить программу базой вопросов по любой теме, позволила расширить сферу применения программы на дисциплины, преподаваемые уже студентам РГУПС в рамках кафедры «Информатика». По результатам исследования опыта проведения экзаменов были определены следующие требования к тестирующей программе, позволяющей в режиме диалога проверить знания обучаемого (в соответствии с направлением обучения) с выставлением оценки. Количество вопросов в базе – не менее 50, из которых случайным образом для тестирования выбираются 20 вопросов. Вопросы и ответы хранятся в отдельных файлах с возможностью их коррекции и редактирования. Правильный ответ выбирается из 4 вариантов ответов. Очередность следования вопросов и вариантов ответов на каждый вопрос случайно меняется при каждом тестировании. Ответ оценивается по дифференцированной 10-ти балльной шкале в зависимости от сложности вопроса, при неправильном ответе начисляется ноль баллов. Возможно наличие на один вопрос нескольких правильных ответов, имеющих разный «вес» в баллах, в зависимости от их рациональности. При окончании тестирования на экран должна выводиться следующая информация: - максимально возможная сумма баллов; - набранная сумма баллов и ее процент от максимума; - ответы на вопросы, по которым был дан неверный ответ; - рекомендации по самостоятельному изучению материала с указанием литературных источников, вплоть до страниц; - итоговая оценка. Критерии выставления итоговой оценки: «отлично»: набрано более 90% баллов от максимально возможной суммы; «хорошо»: набрано более 75% баллов; «удовлетворительно»: набрано более 60% баллов; «неудовлетворительно»: набрано менее 60%. При необходимости эти критерии могут быть скорректированы. Данные требования были удовлетворены в созданном программном приложении для IBM PC-совместимых компьютеров на языке «Delphi». Программа обеспечивает: - загрузку баз вопросов по интересующей области знаний; - вывод вопросов и ответов в случайном порядке; - считывание полученных ответов; - сопровождение вопросов аудиовизуальными материалами; - подсчет результатов проверки знаний и их выдачу на экран; - выдачу пользователю справочных данных; - настройку оформления приложения. Так как программа разрабатывалась для проверки знаний по дисциплине «Информатика», то для первой базы вопросов на основе [1, 2] были определены следующие темы тестирования: общие сведения о языке программирования «Pascal», цикл с предусловием, цикл с постусловием, цикл с параметром, операторы завершения цикла, массивы, строки, процедуры и функции, модули, множества, записи, файлы. Внешний вид окна разработанной программы «UL» в режиме тестирования приведен на рисунке 1. Программа «UL» работает следующим образом. После запуска активны кнопки: «Начать!», «Справка» и «Выход в Windows», а также стартовая картинка в поле «Image1». После нажатия на «Начать!» появляется вопрос и варианты ответов, кнопка «Начать!» становится невидимой. В поле «Image1» демонстрируется соответствующая вопросу картинка. Когда пользователь выбирает один из предложенных вариантов, активной становится кнопка «Подтвердить ответ». После нажатия на нее происходит переход к следующему вопросу. После ответа на заключительный вопрос на экран выводится сообщение об итогах теста (рис 2.) и запрос, желает ли пользователь повторить тестирование. Рис.1. Окно программы «UL» в режиме тестирования. Если пользователь выбирает «Yes», то запускается новый сеанс тестирования, выбор «No» выводит на экран диалоговое окно, требующее подтверждения желания закрыть программу и выйти в «Windows». Во время работы программы активна кнопка «Справка», нажатие которой выводит на экран содержимое ReadMe-файла в отдельном окне справки. Рис.2. Сообщение об итогах теста. Для предотвращения несанкционированного доступа к ответам теста вопросы, ответы и оценки располагаются в отдельных текстовых файлах «Otvet.txt» и «Vopros.txt». Сами файлы могут размещаться на носителях типа «Floppy-disk» или «Flash-drive», подключаемых к компьютеру непосредственно перед началом тестирования. Путь к соответствующим файлам указывается программно. Для быстрого создания новых баз вопросов, а также для редактирования и сохранения уже имеющихся вопросов, ответов и оценок был также создан специальный редактор вопросов, внешний вид которого представлен на рисунке 3. Редактор вопросов является отдельной программой, доступной только преподавателям. Рис.3. Окно программы редактирования вопросов. В целом программа «UL» обладает интуитивно понятным дружественным к пользователю интерфейсом в стиле «Windows». Программный продукт был использован при оценке знаний учеников в технических классах лицея РГУПС. Программа «UL» обладает большим потенциалом, возможностью гибкой настройки для решения задач проведения контроля и оценки знаний по различным дисциплинам. Подходы, примененные в программе «UL», могут быть в дальнейшем использованы и развиты при создании новых приложений. Список использованной литературы 1. Гуда, А.Н. Алгоритмизация и программирование: Учебное пособие / А.Н. Гуда, М.А. Бутакова / – Ростов-на-Дону: РГУПС, 2002. – 143 с. 2. Козлов, Г.В. Программирование на языке высокого уровня: Учебное пособие. Часть 1. Язык программирования Паскаль. Под общ. ред. Е.М. Ульяницкого / Г.В. Козлов, В.Н. Смоляков. / – Ростов-на-Дону: РГУПС, 2004. – 95 с. 3. Цуриков, А.Н. Delphi-приложение для автоматизированного контроля и оценки знаний студентов: описание программного продукта // Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ студентов и аспирантов «Технологии электронного обучения в образовательном процессе»: сб. науч. работ, ноябрь 2011 г., Россия, Белгород, Том 2. – С. 229-233. 4. Цуриков, А.Н. Программа проверки знаний «University-Lyceum» (UL). Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2012615567, зарегистрировано 20 июня 2012 г. |
«university – lyceum» Некоторые истинные высказывания, которые должны быть направлены на достижение поставленной цели | Правила Рейтингового контроля знаний студентов факультета инженерной... Рейтинговая система оценки знаний студентов принята ректората университета от 28. 12. 2009 г | ||
Различные формы и методы контроля знаний учащихся Различные формы... Краткая характеристика тестовых заданий, методики их составления и применения для проведения различных видов и способов контроля... | Рабочая программа по географии для учащихся 5 6 классов Структура программы Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний | ||
Положение о балльно-рейтинговой системе оценки знаний студентов,... Лльно-рейтинговой системы оценки знаний является комплексная оценка качества учебной работы студентов на основе регламентации семестровых... | Ргу нефти и газа им. И. М. Губкина Юридический факультет Кафедра... Рейтинговая система оценки знаний студентов вводится в соответствии с приказом ргу нефти и газа им. И. М. Губкина от 11. 09. 2008... | ||
Урок контроля и оценки знаний При проведении анализа контроля особенно важным является накапливание информации о динамике качества знаний, выработка мер по устранению... | «Формы и виды контроля знаний учащихся по химии» С помощью контроля устанавливается степень достигнутости целей и осуществляется управление обучением. Главное требование к контролю... | ||
Рабочая программа педагога чичиленко Галины Владимировны Критерии и нормы оценки знаний, умений навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения (для разработки... Формы и методы контроля и оценки результатов обучения (по профессиональному модулю) | ||
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... Ной дисциплине «Уголовное право» выстраивается в соответствии с учебным планом основной образовательной программы, определяющем виды... | Контрольная работа до 10 баллов Для текущего контроля знаний и оценки работы студентов используется 100-балльная система. В течение учебного семестра фактическая... | ||
4. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной... Проверка прочности знаний, уровня речевых навыков и умений студентов осуществляется в форме текущего, промежуточного и итогового... | Инструкция пользователя, аттестуемого в пункте проведения оценки... Просвещение, 2008. В планировании учтены различные формы урока: изложение нового материала учителем самостоятельно, в диалоге с классом,... | ||
Сборник тестов для контроля знаний студентов неязыковых факультетов... Охватывают материал по дисциплинам: «Русский язык» и «Основы делопроизводства», и предназначены для опроса и контроля знаний студентов... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Критерии и нормы оценки знаний, умений навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний |