Скачать 132.41 Kb.
|
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ КАФЕДРА ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Дисциплина: Нормативно – правовые вопросы защиты информации Реферат по теме: «Современное состояние информационного законодательства в РФ» Подготовил: http://mgupi-do-1.ucoz.ru Специальность: 080505 Проверил: Шилин Алексей Валерьевич Москва 2009 г. План Введение Правовые акты общего назначения, затрагивающие вопросы информационной безопасности Законы, регулирующие информационную безопасность О направлениях развития информационного законодательства Проблемы для России с точки зрения информационной безопасности Заключение Литература Введение Сегодня любой заинтересованный житель нашей страны знает, что в России формируется информационное общество, что наше государство имеет свое место в интернете, что и население, и производственные, научные и управленческие структуры широко пользуются глобальными сетями для получения необходимой информации и предоставляют собственные информационные ресурсы для обозрения всем заинтересованным пользователям всемирной паутины. Действующая нормативно-правовая основа информатики, под которой понимается совокупность и взаимодействие всех составляющих этой сферы – ресурсов, технологий и средств связи (коммуникаций), представляет достаточно сложное образование. По сути, все уровни законодательства имеют самое непосредственное отношение к регулированию процессов в информационной сфере. Конституция РФ, Федеральные конституционные законы содержат немало норм, которые непосредственно посвящены проблемам информации или информатизации, имеется более десятка федеральных законов, имеющих своим предметом исключительно информацию или инфраструктуру информатизации; множество норм об информационных отношениях рассредоточены по другим федеральным законам; активно формируется информационное законодательство субъектов Российской Федерации – около 40 из них уже имеют специальные законы либо об информационных ресурсах, либо об информатизации региона. И все же пока можно только фиксировать длинный список норм и актов в этой области и по-прежнему говорить о необходимости формирования полноценной системы информационного законодательства, так как сохранилось еще немало пробелов и противоречий. Кроме того, жизнь ставит все новые и новые проблемы, которые не могут быть решены без участия права. Процессы глобализации в экономической, культурной, научной и иных областях жизни могут быть реализованы только на основе информационных технологий, которые формируют инфраструктуру обмена документами, мнениями, знаниями и позволяют принимать соответствующие решения. Остро стоит вопрос не только о развитии и применении международного законодательства, международного частного права, но и гармонизации правовых норм в случаях, когда отношения проходят через территориальные границы и национальные системы права. Глобализация ставит вопросы о формировании наднационального права и создании соответствующей нормативной базы. Правовые акты общего назначения, затрагивающие вопросы информационной безопасности
Законы, регулирующие информационную безопасность Закон «Об информации, информатизации и защите информации»
Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»
Закон №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
Федеральный закон №152 «О персональных данных» принят 27 июля 2006 года для обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Все российские организации, обрабатывающие персональные данные, до 1 января 2010 года должны привести свои процессы обработки персональных данных и информационные системы в соответствие с документом. Федеральный закон «О коммерческой тайне», регулирующий отношения, связанные с передачей и охраной такой информации вне зависимости от вида носителя, на котором она зафиксирована. В законе четко прописано, что под «коммерческой тайной» понимается конфиденциальные сведения, позволяющие их обладателю увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров и услуг. Федеральный закон «О техническом регулировании», открывший принципиально новые возможности для выработки современных технических регламентов, определяющих безопасность информационных отношений. ФЗ РФ «О связи» устанавливает правовую основу деятельности в области связи, осуществляемой под юрисдикцией Российской Федерации (федеральная связь, далее — связь), определяет полномочия органов государственной власти по регулированию указанной деятельности, а также права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи. Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 года Федеральный закон № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 9 февраля 2009 года О направлениях развития информационного законодательства Доктрина информационной безопасности (Утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 года). Данный документ, представляющий собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности России, служит основой для формирования государственной политики в сфере информации, позволяет выделить четыре основных составляющих национальных интересов России в информационной сфере. Это:
Концепция национальной безопасности РФ (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300 в редакции Указа Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24) ориентирует на создание системы национального контроля над источниками информационных угроз. Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года разработана Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации совместно с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой охраны Российской Федерации. Под электронным правительством в Концепции понимается новая форма организации деятельности органов государственной власти, обеспечивающая за счет широкого применения информационно-коммуникационных технологий качественно новый уровень оперативности и удобства получения организациями и гражданами государственных услуг и информации о результатах деятельности государственных органов. Концепция региональной информатизации до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2006 г. № 1024-р) направлена на реализацию государственной политики в сфере региональной информатизации в соответствии с задачами модернизации государственного управления и социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Проблемы для России с точки зрения информационной безопасности В 2006 году мировое сообщество обратилось к правительству США с предложением передать право на владение и управление глобальной сетью Интернет какой-либо структуре в рамках ООН - например, Международному телекоммуникационному союзу (ITU). Однако это предложение было отвергнуто. На данный момент сетью фактически безгранично управляет ICANN. Это право формально делегировано ICANN Министерством торговли США, которое в свою очередь получило это право от Пентагона. Договор между Министерством торговли и ICANN действует до 2011 года. На государственном уровне у Российской Федерации нет никаких формализованных документов и процедур, касающихся использования сети Интернет для государственных нужд, ни с правительством США, ни с ICANN. Все субъекты хозяйственной деятельности и граждане Российской Федерации являются пользователями сети Интернет как государственного проекта правительства США и частных компаний, осуществляющих свою деятельность по американским законам и правилам ВОИС. В этой связи важно внимательно рассмотреть вопрос о юридической обоснованности принятия проекта Федерального закона «Об Интернете», подготовленного Институтом развития информационного общества и рассмотренного в январе 2008 года комиссией по информационной политике Совета Федерации. Ряд положений проекта закона носят явную несовместимость с юридическими и фактическими потребностями развития информационной среды России, как независимого государства. Так, п.3, статьи 1 гласит: «Действие настоящего закона не распространяется на правовые отношения в сферах обеспечения свободы доступа к информации, информационной безопасности и охраны интеллектуальной собственности...»; П. 3, статьи 6 указывает: «Нормативные правовые акты органов государственной власти, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, противоречащие установленным настоящим Законом принципам, либо принятые с нарушением порядка, установленного настоящим Законом, не имеют юридическую силу»; П. 1, статьи 12 регулирует: «В случае, если при разрешении споров, связанных с использованием Интернета, возникает коллизия международных договоров и национального законодательства, действуют нормы международного права». Из документа явно следует, что при использовании сети Интернет, приоритетное право по регулированию отношений в среде Интернет на законодательном уровне передаётся неким международным организациям, которые явно не прописаны в проекте закона. Вопросы информационной безопасности и авторского права в сети вообще не рассматриваются. Сложившаяся практика разделила сеть на несколько зон юридического и общественного влияния: 1. Права США на сеть Интернет; 2. Делегирование полномочий по развитию глобальной сети международным общественным организациям; 3. Передоверие полномочий по регистрации доменов в национальных сегментах сети; 4. Транспортные сети передачи информации; 5. Сайты собственников информации. Собственностью субъектов деятельности в глобальной сети Интернет на территории Российской Федерации могут выступать только программные и информационные продукты лицензированных производителей ПО, СМИ, а также владельцы государственных и частных ресурсов. Ни один WWW домен в зоне RU не принадлежит России. В случае отказа США о пролонгации договора с ICANN после 2011 года, последняя обязана передать всю существующую базу доменов глобальной сети Интернет ее законному владельцу - Министерству торговли США. Попытки некоторых российских идеологов от информационных технологий подвести юридический базис, способствующий передаче полного контроля сетевой среды России под контроль международных организаций и США, может привести государство на грань информационной зависимости и ослаблению государства. Анализ, проводимый экспертами на различных конференциях и конгрессах, показал, что Россия нуждается в собственной национальной информационно-коммуникационной среде на принципах Интернет. В основу построения Национальной Сети необходимо заложить такие базовые принципы информационной безопасности как русскоязычное описание и название ресурсов, электронная цифровая подпись в качестве основы идентификации ресурсов, безопасная файлообменная технология, национальная служба обмена сообщениями в реальном времени, защищенная система электронных платежей, национальная сеть видеоконференцсвязи, совмещенная с услугами сотовой связи стандарта 3G. Данную сеть необходимо строить параллельно с глобальной сетью Интернет, не заменяя последнюю, но позволяя России сделать выбор в сторону информационной независимости и самоопределения. Заключение Современное состояние правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации характеризуется фрагментарностью выбора объектов правового регулирования в области противодействия угрозам национальной безопасности в информационной сфере, недостаточной согласованностью используемых для этого правовых механизмов, стохастичностью деятельности субъектов законодательной инициативы по развитию и совершенствованию этих механизмов, недостаточной эффективностью, а зачастую и противоречивостью включаемых в эти механизмы правовых норм. В настоящее время правовое обеспечение информационной безопасности Российской Федерации как единая система правового регулирования общественных отношений в области противодействия угрозам национальным интересам Российской Федерации в информационной сфере развито недостаточно. Это обстоятельство заметно снижает возможности Российской Федерации по противодействию угрозам ее информационной безопасности, не способствует укреплению национальной безопасности России. По мнению заместителя директора Департамента конституционного законодательства и законодательства о безопасности Министерства юстиции Татьяны Поляковой, «Сейчас необходимо проанализировать принятые законы, для того чтобы сформировать наиболее оптимальные направления дальнейшего совершенствования правового регулирования информационных отношений. При этом разработка кодифицированного акта – Информационного кодекса – также имеет право на существование». Список использованной литературы: 1. Гражданский кодекс Российской Федерации (редакция от 15 мая 2001 года). 2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, N Пр-1895. 9 сентября 2000 г 3. Конституция РФ. 4. Консорциум«РОСИНТРАНЕТ» http://ibk.ru/41850.html МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2002-2008 (http://www.ifap.ru/index.htm) 5. Рекомендации по итогам круглого стола «Оценка готовности России к информационному обществу», Женева, 2003г.(http://www.russia-gateway.ru/cms service/stream/asset?asset_id=2809089). 6. Закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года номер 24-ФЗ. 7. Уголовный кодекс. Российской Федерации (редакция от 14 марта 2002 года). |
Реферат на тему: «Современное состояние гидро- и ветроэнергетики.... Современное состояние гидроэнергетики, её место в энергетике и влияние на окружающую среду | Реферат Направление подготовки «Экономика» Налог на доходы физических лиц в Российской Федерации: современное состояние, проблемы и перспективы реформирования | ||
Рабочая программа развитие и современное состояние мировой автомобилизации... Развитие и современное состояние мировой автомобилизации: рабочая программа / авт сост. В. Г. Башкирцев, спб.: Ивэсэп, 2012. – 18... | Реферат по теме: «Проблемы военно-патриотического воспитания и опасность... Современная политология в России и Европе за последние 30 лет не сумела глубоко проанализировать и оценить состояние и опасность... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «История и современное... Цель освоения дисциплины «История и современное состояние молодежного движения в России и за рубежом» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Опорный конспект по теме История развития и современное состояние криминологии | ||
Реферат должен отражать современное состояние вопроса и полностью раскрывать тему Задание №1. Представить творческий отчёт в зоне ответственности по установленной форме (слушателям, проработавшим в должности организатора... | Реферат Число страниц 46, Количество таблиц 5, Количество рисунков 1 Ключевые слова: современное состояние экономики, динамика производственных показателей, swot-анализ, стратегические направления развития,... | ||
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального... ... | Реферат должен отражать современное состояние вопроса и полностью раскрывать тему Цикл «Сестринское дело в работе централизованных стерилизационных отделений» Специальность: Сестринское дело | ||
Реферат по курсу: «Введение в арт-терапию» В данной работе мы рассмотрим историю возникновения, становления и современное состояние одной из форм психотерапии искусствами –... | Реферат представляет собой полноценный отчет рецензента о статье.... России; знать современное состояние исследований в области русской/советской экономической истории; уметь применять экономический... | ||
Тулина Л. А. Использование аутентичных видеоматериалов в обучении... Тулина Л. А. Использование аутентичных видеоматериалов в обучении страноведению в вузе//Российское предпринимательство: современное... | Реферат по курсу «Проектирование Информационных систем» на тему:... ... | ||
Печать кавказских минеральных вод: история, типология, современное состояние | Современное состояние религиозного туризма и его социальная роль в России и за рубежом Современное состояние религиозного туризма и его социальная роль в России и за рубежом 1 |