Скачать 157.38 Kb.
|
АННОТАЦИЯ рабочей учебной программы по дисциплине ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ 060103 «Педиатрия» 1. Название дисциплины: Оториноларингология 2. Трудоемкость:
Требования к уровню освоения содержания дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО: Перечень формируемых компетенции
3.2. В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: этиологию и патогенез, клинические проявления основных заболеваний ЛОР-органов в типично протекающей форме; варианты течения заболеваний и синдромов, возможные осложнения и прогноз; основные направления диагностики и принципы определения лечебной (в том числе хирургической) тактики заболеваний ЛОР-органов; методы клинического, лабораторного и инструментального исследования уха, носа, глотки и гортани (основные, дополнительные, специальные); последовательность выполнения и объём проводимых исследований, необходимых для определения диагноза (предварительного, окончательного); оборудование и назначение специализированных кабинетов отделений (рентгенологического, ЭКГ, УЗИ, и др.); основные клинические синдромы, характеризующие патологические изменения органов и систем; основные методы хирургических вмешательств, их обоснование и принципы выполнения Уметь: обследовать больного с различными заболеваниями ЛОР-органов в условиях стационара; оформлять историю болезни; использовать данные физикального обследования; проводить эндоскопический осмотр уха, носа, ротоглотки, носоглотки и гортани (передняя риноскопия, задняя риноскопия, фарингоскопия, ларингоскопия, отоскопия); - исследовать дыхательную и обонятельную функции носа, исследовать слух речью, камертонами; -оценивать результаты основных и дополнительных методов исследования: тональной пороговой и речевой аудиограмм, надпороговых тестов, тимпанограмм, магнитно-резонансной и компьютерной томограмм околоносовых пазух, гортани и уха; интерпретировать и использовать данные лабораторного обследования (клинического анализа крови, мочи,ликвора, биохимического анализа крови); определить показания к хирургическому вмешательству; выполнять основные манипуляции (смазывание носовых ходов, взятие мазков из носа, глотки, уха, инсуффляция лекарственных веществ в нос, наложение пращевидной повязки на нос, смазывание глотки, наложение согревающих компрессов, обращение с трахеоканюлей, туалет уха, техника введения в ухо турунд с лекарственными веществами, промывание уха, продувание ушей) исполнять обязанности дежурного врача, докладывать на конференции по клиническому разбору больных; оказать помощь при неотложных состояниях (удаление инородных тел из носа, тампонада носа с целью остановки кровотечения, промывание уха с целью удаления инородного тела уха) дать рекомендации больному при выписке из стационара с изложением стандарта реабилитации, диспансерного наблюдения. Владеть: - методами обследования пациентов с патологией ЛОР - органов; - алгоритмом постановки предварительного диагноза при основных ЛОР-заболеваниях; - схемами лечения основных заболеваний ЛОР – органов. 1.4. Перечень предшествующих смежных дисциплин: 1. Патологическая физиология 2. Патологическая анатомия 3. Оперативная хирургия Раздел 1. Введение в оториноларингологию. Пропедевтика (анатомия, физиология, методы исследования ЛОР органов) Тема 1. Введение Введение в оториноларингологию, ее содержание, задачи, место оториноларингологии среди других отраслей медицинских знаний. История развития отечественной оториноларингологии, её достижения и проблемы. Анатомо-физиологические особенности ЛОР органов. Патология верхних дыхательных путей и уха. Взаимосвязь заболеваний ЛОР органов с патологией других органов и систем. Организация ЛОР помощи. Тема 2. Пропедевтика (анатомия, физиология, методы исследования ЛОР органов). Клиническая анатомия и физиология носа, околоносовых пазух, глотки, гортани, трахеи, пищевода. Методы исследования. Клиническая анатомия уха. Возрастные особенности анатомии и физиологии ЛОР органов. Строение, функции и свойства слухового анализатора. Строение, функции и свойства статокинетического анализатора. Методика и техника исследования ЛОР органов: наружный осмотр, пальпация, перкуссия ЛОР органов инструментальный осмотр: вестибулоскопия, передняя риноскопия, фарингоскопия, отоскопия. Исследование дыхательной и обонятельной функции носа. Раздел 2. Заболевания носа и околоносовых пазух Тема 3. Заболевания носа и околоносовых пазух Морфолого-физиологические особенности носа и околоносовых пазух. Патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения заболеваний носа и околоносовых пазух: травмы носа, атрезия хоан, искривление носовой перегородки, фурункул носа, гематома и абсцесс носовой перегородки, острый ринит, хронические риниты (катаральный, гипертрофический, атрофический, вазомоторный, аллергический), острый и хронический синусит. Дифференциальная диагностика с патологией челюстно-лицевой области. Внутричерепные и внутриглазничные осложнения воспалительных заболеваний носа и околоносовых пазух. Раздел 3. Заболевания глотки Тема 4. Заболевания глотки. Морфолого-физиологическая характеристика лимфоэпителиального кольца глотки. Распространенность, этиология, патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения острых и хронических заболеваний глотки. Острый фарингит. Гипертрофия небных и глоточной миндалин. Острый аденоидит. Ретрофарингеальный абсцесс. Классификация тонзиллитов. Острые первичные тонзиллиты – катаральная, лакунарная, фолликулярная и язвенно-пленчатая ангины. Возможные осложнения: острый паратонзиллит, паратонзиллярный абсцесс, парафарингит и парафарингеальный абсцесс, тонзиллогенная аденофлегмона шеи, медиастинит, сепсис. Острые вторичные тонзиллиты – ангины при инфекционных заболеваниях (дифтерии, скарлатине, туляремии, брюшном тифе) и при заболеваниях системы крови (инфекционном мононуклеозе, агранулоцетозе, алиментарно-токсической алейкии, лейкозах). Классификация хронических тонзиллитов: специфические при инфекционных гранулемах и неспецифические (компенсированная и декомпенсированная формы). Значение тонзиллитов в клинике внутренних и детских болезней. Профилактика хронических заболеваний глотки. Раздел 4. Патология гортани Тема 5. Патология гортани. Распространенность, этиология, патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения острых и хронических заболеваний гортани: острый ларингит, острый ларинготрахеит у детей, гортанная ангина, флегмонозный ларингит, хондроперихондрит гортани, дифтерия гортани, хронический ларингит – катаральный, гипертрофический, атрофический, миогенные и нейрогенные парезы и параличи гортани. Синдром стеноза гортани. Операции коникотомия и трахеотомия. Раздел 5. Патология уха Тема 6. Заболевания наружного и среднего уха. Распространенность, этиология, патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения заболеваний наружного и среднего уха: травмы наружного уха, серная пробка, острый и хронический наружный отит, отомикоз, тубарная дисфункция и экссудативный средний отит, острое воспаление среднего уха и его осложнения. Мастоидит, отоантрит. Тема 7. Хроническое воспаление среднего уха в детском возрасте. Распространенность, этиология, патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения хронических заболеваний среднего уха: хронический гнойный средний отит – мезотимпанит и эпитимпанит. Отогенные внутричерепные осложнения: менингит, абсцессы головного мозга и мозжечка, синус-тромбоз. Тема 8. Негнойные заболевания уха и тугоухость. Распространенность, этиология, патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения негнойных заболеваний уха: болезнь Меньера, адгезивный средний отит, отосклероз. Тугоухость и глухота. Слухопротезирование и кохлеарная имплантация. Вестибулярная дисфункция. Раздел 6. Неотложная оториноларингология Тема 9. Ургентная ЛОР помощь. Неотложные заболевания и состояния ЛОР органов: носовые кровотечения, инородные тела, травмы ЛОР органов. Раздел 7. ЛОР онкология Тема 10. Опухоли и опухолевидные образования ЛОР органов. Распространенность, клиника, диагностика и принципы лечения доброкачественных (папилломы, гемангиомы, фибромы, остеомы), пограничных (юношеская ангиофиброма основания черепа, тимпаноюгулярная параганглиома) и злокачественных (рак, саркомы, меланобластомы) опухолей верхних дыхательных путей и уха. Распространенность, этиология, патогенез, клиника, диагностика и принципы лечения инфекционных (туберкулез, склерома, сифилис) и неинфекционных (гранулематоз Вегенера) гранулем верхних дыхательных путей и уха. Раздел 8. ЛОР патология при общих инфекционных и заболеваниях внутренних органов Тема 11. Патология ЛОР органов при общих инфекционных и заболеваниях внутренних органов. Раздел 9. ВТЭ и профпатология ЛОР органов Тема 12. Врачебно-трудовая экспертиза в оториноларингологии. Профессиональные заболевания ЛОР органов. Сущность профессионального отбора. Значение профессиональных консультаций. Профессиональный отбор по слуховой и вестибулярной функции. Врачебно-трудовая экспертиза. Определение степени и характера утраты трудоспособности в связи с заболеваниями ЛОР органов. Формы контроля __ Система текущего контроля: контроль посещения и работы на занятиях; тестовые задания, контрольные ситуационные задачи, история болезни. реферативные работы (темы) контроль выполнения студентами заданий для самостоятельной работы; самопроверка (вопросы) и тренинг-тесты контроль знаний, умений, навыков усвоенных в данном курсе в форме письменных контрольных работ и итоговой контрольной работы Оценочные средства: Оценочные средства: Вид контроля: зачет Итоговая оценка по циклу оториноларингологии ставится с учетом текущей успеваемости студента, оценки защиты клинической истории болезни и результатов практического и теоретического этапов компьютерного тестирования Зав. кафедрой ______________________________ . |
Название дисциплины: Оториноларингология Написание рефератов, научных тезисов и статей, участие в научно-исследовательской работе | Рабочая программа учебной дисциплины «Оториноларингология» | ||
Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки... Образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалиста с высшим медицинским образованием по специальности... | Оториноларингология Цель дисциплины овладение студентами специальными методами диагностики и лечения, наиболее часто встречающихся заболеваний уха и... | ||
Оториноларингология Цель дисциплины овладение студентами специальными методами диагностики и лечения, наиболее часто встречающихся заболеваний уха и... | Оториноларингология Цель дисциплины овладение студентами специальными методами диагностики и лечения, наиболее часто встречающихся заболеваний уха и... | ||
Оториноларингология Цель дисциплины овладение студентами специальными методами диагностики и лечения, наиболее часто встречающихся заболеваний уха и... | Оториноларингология Цель дисциплины овладение студентами специальными методами диагностики и лечения, наиболее часто встречающихся заболеваний уха и... | ||
Курсоваяработ а по дисциплине «Название дисциплины» «название темы точно в соответствии с утвержденным заданием» | Программа дисциплины Культурология для направления 030500. 62 подготовки... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
Тест итогового контроля по дисциплине «оториноларингология» раздел | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Т. Г. Морозова, доктор географических наук, профессор взфэи, кафедра «Региональная экономика» | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Учебно-методическое пособие по курсу «Философия права». Таганрог: Изд-во трту, 2005. 23 с | ||
Методика балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений... Методика балльно-рейтинговой системы оценивания учебных достижений студентов по учебной дисциплине Оториноларингология | Оториноларингология Ознакомить студентов с распространенностью и значимостью заболеваний уха, носа и горла в общей патологии |