Красноярский Государственный педагогический университет реферат





Скачать 131.52 Kb.
НазваниеКрасноярский Государственный педагогический университет реферат
Дата публикации31.03.2015
Размер131.52 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат


Красноярский Государственный педагогический университет

РЕФЕРАТ

Информатика и управление социальными процессами”

Выполнил:

Маркин В.В.

Красноярск 2003

Социальные предпосылки информатики
Социальные предпосылки информатики - это то, что должно быть в об­ществе, чтобы началось успешное развертывание процессов информатиза­ции. Социальные условия информатики - это реальная обстановка, в которой происходит процесс информатизации. Социальные последствия ин­форматизации - реальные и прогнозируемые изменения в обществе, проис­ходящие под влиянием информатики. Необходимо отметить, что понятие "социальное" трактуется в широком и в узком смысле слова: - "социаль­ное" в широком смысле слова тождественно понятию "общественное". Расс­мотрение в этом смысле условий и предпосылок информатизации - это ана­лиз реального и необходимого состояния всех сфер жизни общества с точ­ки зрения их готовности воспринять и развивать информатизацию; - "со­циальное" в узком смысле слова. При этом подходе рассматриваются ин­формационные особенности существования различных социальных групп, уровень их готовности к процессу информатизации, а также изучается со­циальная структура в ее соотношении с процессом информатизации.

Технический аспект социальных условий и предпосылок информатики.
Развитие науки и техники - толчок и средство реализации процессов ин­форматизации. Сейчас в России процесс информатики вступает в 3-ю фазу развития. 1-я фаза - начало 70-х годов - появление вычислительных средств, позволяющих вести автоматизированную обработку символьной ин­формации ("Минск-32", далее ЕС-ЭВМ). На этом этапе создавались АСУ воздушным и ж/д транспортом, энергосистемами, оборонным комплексом. 2-я фаза - 1983 год, когда была разработана общегосударственная прог­рамма по развитию средств вычислительной техники и АСУ до 2000 года (ответ на "вызов" Японии, заявившей о создании машин пятого поколе­ния). В 1989 году уточнялась программа развития информатики и информатизации до 2005 года в связи с необходимостью отражения в ней средств персональной информати­ки. 1993 год - начало 3 этапа. Необходимость создания после распада СССР концепции информатизации РФ.

Рассматривая технический аспект условий информатизации в России отметим, что в стране накоплен достаточно мощный потенциал, который при разумной конверсии позволяет решить технический аспект проблемы информатизации. В качестве обнадеживающих тенденций можно отметить: приближение качества так называемых "красной" и "желтой" сборок компь­ютеров , тот факт, что в 1993 году уже каждый третий проданный в Рос­сии персональный компьютер был собран на ее территории, а также начало работ по мелкосерийному производству супер-ЭВМ "Эльбрус". В обществе создается и динамично наращивает свои возможности развитая коммуника­ционная сеть (КС), представленная узлами переработки данных и линиями связи. По состоянию КС можно оценить на каком этапе информатизации (начальном, срединном, завершающем) находится то или иное общество. Этап наступает при наличии комплекса предпосылок, рассмотрение которых позволяет раскрыть многоаспектность проблемы информатизации.

Экономические условия и предпосылки информатизации. Основной экономи­ческой предпосылкой является демонополизация экономики. Объемы выделя­емых и необходимых для информатизации финансовых средств различаются на три порядка (стоимость супер-компьютера - около 15-20 млн. $). В стране продолжается экономический кризис. Стихийный процесс конверсии не позволяет использовать возможности военной сферы для нужд информатики.
Условия и предпосылки информатики в социальной сфере.
Социальная сфера - это процесс расширенного воспроизводства человека как личнос­ти, как субъекта исторического процесса. Потенциальные способности мозга человека используются в среднем всего на 10%. Значительно улуч­шить этот показатель, приблизить его к объективному рубежу возможнос­тей человека - серьезнейшая задача общества, в которую свою лепту дол­жен внести и прогресс информационной техники ,технологии и информатики. В какой ме­ре сейчас информация, информационные технологии способствуют повышению "качества жизни", способствуют улучшению условий "воспроизводства" личности? Для этого необходим свободный доступ каждого человека к со­циально-бытовой ( информационные центры муниципалитетов, префектур и т.д.), политической, экономической, культурно-духовной и др. информа­ции. Особое социальное значение преобретает сам факт наличия компьюте­ров дома (в семье), в детских садах, школах и вузах.
Социальная структура с точки зрения информатики и информатизации.
Выстраи­вая социальную структуру по одному из критериев: типу собственности, уровню жизни, полу, возрасту и т.д., необходимо дополнить полученную структуру "информационным срезом". Очевидно, например, более позитив­ное отношение к информатизации молодежи по сравнению с людьми более старшего возраста. В других же вариантах структурирования общества не так очевиден "информационный срез", необходимы специальные социологи­ческие исследования. Без подобных знаний невозможно эффективное вовле­чение в процесс информатизации различных социальных групп.

Социальные последствия развития информатики.
1."социализация информации" - увеличение степени направленности инфор­мации на социальную сферу;
2. "преодоление кризиса цивилизации" - соз­дание предпосылок для разрешения глобального экологического кризиса, решение проблемы устойчивого развития цивилизации в целом.
3. "увеличение культурного уровня" - развитие информационной среды создает предпосылки для повышения культурного уровня (доступ по сетям к сокро­вищам библиотек, музеев и т.д.), однако автоматически это не происхо­дит. Возможно резкое увеличение числа людей, являющихся механическими потребителями предоставляемой информации.
4. "элитарное знание" - опасность огромной поляризации знаний в обществе, возможном накоплении их в узком, "верхнем" общественном слое - элите (политической, эконо­мической и т.д.).

5. "выравнивание иерархии власти" в информатизируемом обществе должно происходить за счет вовлечения большего числа людей в политику, создания условий для повышения ими социального статуса.
6. государство- "надзиратель" - Левиафан, "помно­женный" на компьютерные технологии. При современных технологиях возмо­жен контроль не только поведения, но и мыслей людей.
7. "повышение компетентности" и как альтернатива этому - "деквалифика­ция". ЭВМ нейтральна по отношению к человеку, она лишь предоставляет новые возможности для реализации конкретных жизненных целей.
8. "новые профессии и квалификации" и, с другой стороны, возможное исчезновение многочисленных профессий. Появление новые, более интеллектуальных про­фессий не должно исключать сохранение информации не только об исчезаю­щих технологиях, но и о социальных структурах, обеспечивавших их реа­лизацию (типе людей, их отношениях, менталитете). Утеря технологий создания египетских пирамид, дамасской стали, перегородчатой эмали и др., невозможность их восстановления сегодня в значительной степени связана с незнанием их социальной инфраструктуры.

9. "национальная независимость" и, с другой стороны, "уязвимость". Уровень развития информатики, интеллекта нации позволяет государствам выходить на по­зиции национальной независимости. Общеизвестна роль таких факторов как количество и качество вооруженных сил сторон, сформированная направ­ленность общественного мнения, открытость (закрытость) информации о мотивах политических акций при поиске необходимых дипломатических ре­шений. Для общества, вступившего в фазу информатизации фактор техноло­гического отрыва становится более весомым, чем численное превосходство армии. Прежде всего этот фактор проявляется в технологии информацион­но-обменных процессов. Понятия "психологическая война", "пси-оружие", "утечка мозгов", "зомбирование" и т.п. наполняются реальным содержани­ем.
Роль информатики и информационных технологий в обществе. Проблемы адаптации людей с ограниченными физическими возможностями в современной среде.
Люди с ограниченными физическими возможностями требуют особого подхода к раз­работке прежде всего устройств ввода- вывода информации в ЭВМ. Напри­мер: во многих странах мира для слепых и слабовидящих людей широко применяются специальные синтезаторы, позволяющие осуществлять голосо­вой ввод информации; практически полностью потерявшие подвижность мо­гут осуществлять работу на компьютере, ввод информации движением глаз при помощи специальных шлемов. В России создана специальная программа по компьютерной технике, адаптированной для лиц, имеющих различные фи­зические отклонения (например, в Москве разработана и успешно применя­ется компьютерная методика для лечения косоглазия у детей , что очень важно, так как в каждой тридцатой семье ребенок страдает этим заболе­ванием); существуют специальные компьютерные залы, а также центры под­готовки специалистов из числа людей с ограниченными возможностями. Не­обходима разработка программ занятости с использованием компьютеров на дому для людей, не имеющих возможности перемещаться на работу. Реали­зация таких программ позволит обществу не потерять деятельностный, об­разовательный и интеллектуальный потенциал людей, а также снизит соци­альную напряженность.

У людей различна психологическая устойчивость к процессам информа­тизации. Необходимо точное определение предельно допустимых нагрузок на психику у различных социальных групп в условиях возрастающих пото­ков информации. Особого внимания требуют женщины, принявшие на себя основной "удар" в области практической компьютерной работы. Далее, например, известно, что наиболее подвержены "зомбированию" по телеви­дению молодежь и люди пожилого возраста. Необходимо правовое ограниче­ние объема и содержания телевизионного воздействия, разработанное на базе глубоких научных исследований психологов. На повестке дня актив­ное развитие научного направления - информационной (компьютерной) пси­хологии.

Эта наука, видимо, должна исследовать такие проблемы, как: - страх человека перед стремительно совершенствующейся информационной техни­кой, ростом и усложнением информационных потоков (компьютерофобия);

- "информомания" как болезнь человека, отдающего приоритет общению с ЭВМ, а не с людьми; - утомляемость людей при работе на компьютере и т.д. Уже появился термин "киберболезнь", которой подвержены люди, час­то находящиеся в виртуальной реальности. Должны создаваться соответс­твующие рекомендации для разработчиков ЭВМ, специалистов по эргономи­ке, а также пользователей. Значительные наработки в этом направлении уже есть. Так, например, люстра, изобретенная выдающимся русским био­физиком А.Л.Чижевским , насыщая воздух аэроинами, нейтрализует смог положительных ионов в компьютерных помещениях, компенсирует потери от­рицательных зарядов в организме человека, снимает усталость и стрессы. Ряд монохромных ноутбуков имеют большой жидкокристаллический экран , дающий до 64 оттенков серого цвета, что снижает утомляемость глаз. В социально-экономическом отношении очень важна практическая реализация уже имеющегося нормативного положения о доплате лицам, постоянно ис­пользующим в своей работе компьютерную технику.

Каждая социальная группа имеет свой специфический вариант социали­зации, а это значит, что в условиях информатизации все современные средства коммуникации и компьютеры должны делать учет этой специфики более совершенным, а не нивелировать ее, стандартизуя человека. Оста­новимся на основных социальных проблемах и вариантах их решения в ус­ловиях информатизации:

- проблема языковой коммуникации. Языковая коммуникация составляет яд­ро информатизации. Значит, электронные средства информатизации должны органически встраиваться в сеть естественно сложившейся для каждого человека языковой среды. В условиях России широкое распространение

нерусифицированных программных средств, формирование общественного мнения о нормальности подобной ситуации - тяжелая по перспективным последствиям социальная проблема. Должны быть разработаны средства информатики и компьютерной лингвистики массового применения. Имеющие­ся средства не соответствуют социальным потребностям либо по уровню доступности, либо по цене.

- информационная безопасность личности. Под информационной безопас­ностью понимается состояние защищенности информационной среды общест­ва, обеспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, ор­ганизаций и государства. Обеспечение информационной безопасности личности означает ее право на получение объективной информации и пред­полагает, что полученная человеком из разных источников информация не препятствует свободному формированию и развитию его личности. В ка­честве воздействия на личность могут выступать: - целенаправленное ин­формационное давление с целью изменения мировоззрения, политических взглядов и морально-психологического состояния людей; - распростране­ние недостоверной, искаженной, неполной информации; - использование неадекватного восприятия людьми достоверной информации.

Информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по се­бе, сколько тем, что управляют мощными вещественно-энергетическими процессами. Суть влияния информации как раз и заключается в ее способ­ности контролировать вещественно-энергетические процессы, параметры которых на много порядков выше самой информации. Учеными установле­но, что пользователи в псевдореальном мире гораздо в большей степени, чем в мире обычном, подвержены внушению и гипнозу. Запрограммировать игровую программу на ту или иную установку не представляет труда. "Виртуальную" систему можно заразить вирусом, который будет кодировать на слова, что позволит в дальнейшем осуществлять "зомбирование".

За рубежом наблюдение за соблюдением прав граждан в этом отношении - компетенция специальных уполномоченных по защите прав граждан в инфор­мационных системах.

Информационный образ жизни.

Существует два смысла этого понятия: 1. образ жизни людей в информа­ционном обществе, где все стороны жизни в значительной степени прони­зываются информационными отношениями, базирующимися на современных ин­формационных технологиях; 2. информационный аспект образа жизни.

Сегодня учеными и специалистами ставится вопрос о необходимости разви­тия информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде. Соблюдение правил информа­ционной гигиены приводит к сознательно избранному информационному об­разу жизни, на склоне которой человек не жалеет, что прожил ее зря. Под образом жизни понимается система видов жизнедеятельности общества в целом, социальных групп, личности, определяемых социально-экономи­ческими условиями. Главной чертой образа жизни является его систем­ность, проявляющаяся в том, что входящие в его состав виды деятельнос­ти взаимосвязаны между собой: изменение одной из них ведет к изменению другой. Каковы же составляющие образ жизни виды деятельности? Это: - трудовая; - общественно-политическая; - учебная; - бытовая; -социаль­но-культурная; - досуговая деятельность. Рассмотрим новые возможности, предоставляемые информатизацией, для совершенствования ряда из пере­численных слагаемых образа жизни.

- общественно-политическая деятельность обретает новую глубину с ис­пользованием интерактивного телевидения (телевидения с обратной связью). Добавление к обычному телевизору передающего устройства с пультом обратной связи позволяет зрителю реагировать на вопросы веду­щих телепрограмм, принимать участие в анкетированиях, голосованиях и т.д. Создается также новый рынок заказного цифрового телевидения на экране компьютера.

- учебная деятельность. Активно развивающаяся педагогическая информа­тика занимается проблемами создания и реализации концепции образования людей, которым предстоит жить в информационном обществе. Среди це­лей информатизации образования, наряду с универсальными (развитие ин­теллектуальных способностей, гуманизация и доступность образования) определяется и ряд специфических - компьютерная грамотность, информа­ционное обеспечение образования (базы знаний и данных), индивидуализи­рованное образование на основе новых компьютерных технологий обучения. Мультимедиа, в частности, помогут осуществить смену парадигмы образо­вания: от "наполнения сосуда" к "воспламенению факела", т.е. раскрытию и развитию индивидуальных возможностей человека. Появление мультимедиа приводит к созданию не только новых рабочих мест, но и особых возмож­ностей для изменения культуры бытового, производственного (учебного) и экономического поведения . Гипертекст как обучающее средство сегодня начинает активно использоваться в учебном процессе, внося свой вклад в совершенствование индивидуализации обучения. В развитых странах, нап­ример, в Великобритании, в законе об образовании гарантируется право учащихся с 6 лет пользоваться новыми информационными технологиями в учебном процессе.

- бытовая деятельность. Бытовые компьютеры в принципе имеют по сравне­нию с профессиональными более ограниченные возможности (по ресурсам памяти, набору внешних устройств и др.). Однако, сегодня согласно ми­ровым стандартам бытовой (домашний) компьютер представляет собой маши­ну, оснащенную микрофоном, проигрывателем CD-ROM, стереодинамиками, факсимильной связью и т.п. В России под домашним компьютером часто по­нимается пока предельно усеченная модель. Бытовые компьютеры предназ­начены для массового использования в домашних условиях при решении вы­числительных, обучающих, информационно-справочных, игровых и других задач. Важными областями применения бытовых компьютеров также являют­ся: - обеспечение информационных потребностей людей ( доступ к различ­ным базам данных и знаний, общение с владельцами других ЭВМ по линиям связи и др.); - автоматическое управление домашним хозяйством (управ­ление микроклиматом, освещенностью, расходом электроэнергии и отопи­тельной системой, устройствами бытовой техники, обеспечение неприкос­новенности и безопасности жилища и др.).

- социально-культурная деятельность. Развитие мультимедийных техноло­гий и увеличение места, занимаемого ими в жизни современного человека, отразилось, конечно не только на науке и игре, но и на искусстве. Так, например, первый выполненный в технологии мультимедиа CD-ROM "Сокрови­ща России" (стоимость 55$), посвященный русскому искусству Х - начала ХХ веков, содержит карты Российского государства в динамике его разви­тия и так называемую "временную линию", позволяющие вести анализ раз­вития русского искусства во времени и пространстве.

- досуговая деятельность. В мире фиксируется четкая тенденция развития "инфоразвлечений". Развлекательные информационные средства делятся на воспроизводящие средства и средства, обеспечивающие участие (инте­рактивные средства). За одно десятилетие были созданы 4 поколения ин­терактивных средств. Компактные диски знаменуют появление пятого поко­ления. Первые три поколения интерактивных средств объединяют постоянно усложняющиеся версии видеоигр. В четвертом поколении были объединены видеоигры и бытовые компьютеры при одновременном расширении ассорти­мента развлечений за счет включения логических игр, музыкальных и ху­дожественных интерактивных программ. В настоящее время среди последних достижений можно выделить компьютерную мультипликацию. Появившиеся оп­тические диски, предлагающие игроку возможность альтернативного выбора решений, являются первым шагом к продукции пятого поколения.

В США покупаются системы, обеспечивающие воспроизведение полнометраж­ного фильма в режиме CD-Interactive на большом телевизионном экране. По прогнозам ряда специалистов домашний компьютер, вместе с разнооб­разными on-line-службами, текстовыми и аудиовизуальными новостями, ви­деоиграми в перспективе победит телевизор, погубит интерактивное теле­видение.

В условиях стремительного совершенствования информационных технологий и беспредельного развития предоставляемых ими возможностей, самым ак­туальным вопросом продолжает оставаться вопрос о целевых жизненных ус­тановках конкретной личности.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Красноярский Государственный педагогический университет реферат iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
«красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» факультет биологии, географии и химии
Красноярский Государственный педагогический университет реферат iconКонкурс лучших учителей РФ по приоритетному национальному проекту «Образование»
...
Красноярский Государственный педагогический университет реферат iconФгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет...
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Красноярский Государственный педагогический университет реферат iconРоссийской Федерации Красноярский государственный педагогический...
Причем тем сложнее, чем позже начнут предприниматься реальные меры по глобальному восстановлению здоровья человечества
Красноярский Государственный педагогический университет реферат iconКафедра экономической географии экономическая и социальная
Гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Красноярский Государственный педагогический университет реферат iconСравнительная педагогика учебно-методический комплекс дисциплины
Гоу впо «красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Красноярский Государственный педагогический университет реферат iconТ. А. Степанова Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Методические условия развития алгоритмического мышления школьников на уроках информатики
Красноярский Государственный педагогический университет реферат iconЕ. Н. Белова Красноярский Государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Проблемы организации самостоятельной работы студентов по иностранному языку на младшем этапе обучения
Красноярский Государственный педагогический университет реферат iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Фгбоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Красноярский Государственный педагогический университет реферат iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Менеджмент напитков» для...
Гоу впо красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева
Красноярский Государственный педагогический университет реферат iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 100110. 65...
Гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Красноярский Государственный педагогический университет реферат iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева» Кафедра теоретической физики
Красноярский Государственный педагогический университет реферат iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева проводит интерактивную видеотрансляцию (видеоконференцию,...
Красноярский Государственный педагогический университет реферат iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа выполнена на кафедре ботаники гоу впо «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева»
Красноярский Государственный педагогический университет реферат iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «красноярский государственный...
Красноярский Государственный педагогический университет реферат iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск