Рабочая программа дисциплины «технические и аудиовизуальные средства обучения»





Скачать 178.38 Kb.
НазваниеРабочая программа дисциплины «технические и аудиовизуальные средства обучения»
Дата публикации02.04.2015
Размер178.38 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Факультет компьютерных наук и информационных технологий
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УМР

__________профессор Е.Г. Елина

_______________________20__ г.


Рабочая программа дисциплины
«ТЕХНИЧЕСКИЕ И АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ»
Направление подготовки

050100.62 Педагогическое образование
Профиль подготовки

Информатика

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Нормативный срок освоения программы 4 года
Форма обучения

Очная
Саратов,

2014

1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Технические и аудиовизуальные средства обучения» (ТАСО) является формирование компетенций и навыков применения современных информационных технологий в профессиональной деятельности учителя информатики.
2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Технические и аудиовизуальные средства обучения» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин, изучение которой запланировано на втором году бакалавриата.

Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами на занятиях по информатике и практико-ориентированным дисциплинам на начальных курсах бакалавриата: «Информационные технологии», «Архитектура компьютера», «Введение в информатику», «Компьютерная графика».

Приобретенные компетенции и навыки будут востребованы при изучении дисциплин профессионального цикла, а также при подготовке к профессиональной деятельности.

Главная задача дисциплины заключается в знании технических параметров и умений эксплуатации современного школьного учебного оборудования.

Курс является так же этапом технологической подготовки будущих учителей к использованию дидактических возможностей современных аудиовизуальных средств обучения. Эта технологическая подготовка должна совершенствоваться в курсах частных методики, т.к. умелое использование данных средств со временем будет приобретать все большее значение в профессионально-педагогической работе учителя.

Дисциплина «Технические и аудиовизуальные средства обучения» формирует мировоззрение обучающегося о структуре информационно-коммуникационных технологий и закладывает возможность продолжения профессионального обучения бакалавра в системе магистратуры
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Технические и аудиовизуальные технологии обучения».

Данная дисциплина частично способствует формированию следующих компетенций:

  1. общекультурных (ОК):

    • владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию

    • информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

    • готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

  1. профессиональных (ПК):

    • способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в

    • различных образовательных учреждениях (ПК-1);

    • готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

    • способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);

Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):

  • способен реализовывать аналитические и технологические решении в области программного обеспечения и компьютерной обработки информации (СК-4);

  • готов к обеспечению компьютерной и технологической поддержки деятельности обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной работе (СК-5);

  • способен использовать современные информационные и коммуникационные технологии для создания, формирования и администрирования электронных образовательных ресурсов (СК-6);

  • умеет анализировать и проводить квалифицированную экспертную оценку качества электронных образовательных ресурсов и программно-технологического обеспечения для их внедрения в учебно-образовательный процесс (СК-7).

В результате освоения данной дисциплины обучающиеся должны:

знать:

  • современные информационные технологии, применяемые при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче учебной информации;

  • знать основные физические параметры, константы и величины, необходимые для оценки работоспособности аудиовизуальных средств обучения.

  • способы профессионального саморазвития с использованием современных информационных технологий;

  • ценностные основы реализации педагогической деятельности в информационно-образовательной среде.

уметь:

  • настраивать, управлять и производить мелкий ремонт школьного учебного оборудования,

  • выполнять обработку фото и аудиовизуальных материалов,

  • производить аудиозапись, фото и видеосъемку,

  • проектировать и создавать аудиовизуальные учебно-методические пособия,

  • самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии для решения профессиональных задач,

  • оценивать преимущества и ограничения в применении информационных технологий при решении профессиональных задач,

  • разрабатывать компоненты информационно-образовательной среды.

владеть:

  • коммуникативными стратегиями и тактиками, нормами и приемами, принятыми в сфере информационного обучения и общения;

  • навыками организации учебного процесса по информатике в информационно-образовательной среде,

  • навыками проектной деятельности в информационно-образовательной среде.

4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных ед. 108 часов, в том числе 64 аудиторных занятий и 44 часов самостоятельной работы.




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Формы промежуточной аттестации (по семестрам)

Всего

Лекции

Лабораторные работы.

Самостоят. работа

1.

Классификация технических средств обучения, особенности восприятия информации человеком. Санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе с аппаратурой.

4

21

4

2




2

Текущий
контроль:
элементы портфолио

2.

Краткая история экранно-звуковых средств обучения, статическая и динамическая проекция.

4

22

6

2

2

2

Текущий
контроль:
элементы портфолио

3.

Аудиовизуальная информация: история, источники, носители, преобразователи, функционирование.

4

23

7

2




5

Текущий
контроль:
элементы портфолио , реферат

4.

Основы звукозаписи: обработка, хранение цифровой аудио информации.

4

24-25

11

2

4

5

Текущий
контроль:
тестирование, элементы портфолио

5.

Цифровая фотография. Обработка графической информации. Фотографирование.

4

26

10

2

4

4

Текущий
контроль:
элементы портфолио

6.

Свет, основные виды освещения, освещение при съемке.

4

27

9

2

2

5

Текущий
контроль:
элементы портфолио

7.

Основы телевидения: история, принципы работы и эксплуатации видеооборудования.

4

28

10

4

2

4

Текущий
контроль:
элементы портфолио, реферат

8.

Цифровое видео: классификация видеостандартов и форматов.

4

29-30

8

4




4

Текущий
контроль:
тестирование, элементы портфолио

9.

Принципы видеосъёмки и редактирования учебного аудиовизуального материала

4

31

21

4

12

5

Текущий
контроль:
элементы портфолио, портфолио проекта.

10.

Мультимедийный проектор, интерактивные обучающие системы. Классификация и принципы работы интерактивных систем и устройств.

4

34

12

4

4

4

Текущий
контроль:
элементы портфолио, реферат

11.

Мультимедийные средства, интерактивные аудиовизуальные технологии обучения.

4

35

6

2

2

2

Текущий
контроль:
элементы портфолио,

реферат

12.

Психолого-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения.

4

36

4

2




2

Текущий
контроль:
элементы портфолио,




ИТОГО




16

108

32

32

44

зачет


Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Классификация технических средств обучения, особенности восприятия информации человеком. Санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе с аппаратурой.

Психофизические основы восприятия аудиовизуальной информации. Свойства слуха. Частотный и амплитудный диапазоны восприятия, время аккомодации слуха. Свойства зрения. Угол зрения. Различимость цвета и формы. Время адаптации зрения. Требования, предъявляемые к электроакустическим приборам и проекционным приборам, используемым в учебном процессе, для обеспечения комфортности слухового и зрительного восприятия. Санитарно-гигиенические требования к кабинету информатики и вычислительной техники.
Тема 2. Краткая история экранно-звуковых средств обучения, статическая и динамическая проекция

История создания и использования проекционных аппаратов в обучении. Оптическая проекция (статическая). Проекция малоформатных диапозитивов и диафильмов. Устройство и принцип работы аппаратов статической проекции. Классификация проекционных аппаратов. Динамическая проекция. Основы кинопроекции. Психофизиологические особенности кинопроекции. Дидактический материал: диапозитивы, диафильмы и кодограммы. Типы светопроекционных экранов применяемых при проекции. Светотехнический контроль проекции.
Тема 3. Аудиовизуальная информация: история, источники, носители, преобразователи, функционирование

Краткие сведения из истории звукозаписи и воспроизведения звука. Понятие о звуке и его основных физических величин и параметров. Природа, источники, преобразователи, носители. Аудиовизуальная культура: концепции, структура, функционирование. Особенности восприятия звука человеком.
Тема 4. Основы звукозаписи: обработка, хранение цифровой аудио информации.

Основы механической, магнитной, и оптической звукозаписи. Моно фоническая и стереофоническая запись звука. Функциональные схемы и принцип работы устройств записи и воспроизведения звука. Условные обозначения в аудиотехнике. Понятие о цифровой звукозаписи. Теоретические основы цифровой электроники.. Носители цифровой аудиоинформации. Форматы и кодеки. Устройство и принцип работы СD–проигрывателя. Запись и монтаж аудиоматериала. Программы Sound Forge 9.0 или AVS Audio Editor.
Тема 5. Цифровая фотография. Обработка графической информации. Фотографирование.

Фотография и фотографирование. Понятие о природе света. Фотоматериалы. Устройство и технические параметры фотоаппарата. Некоторые сведения по фотосъемке: жанры, композиция, монтаж. Программа Adobe Photoshop CS5

Тема 6. Свет, основные виды освещения, освещение при съемке.

Основные понятия освещения; цветовая температура, источники искусственного освещения, виды света. Основной свет объекта (рисующий, ключевой). Заполняющий свет (общий, рассеянный). Выравнивающий и фоновый свет. Моделирующий свет и блики. Контровой свет. Световой эффект изображения. Верхний, нижний и боковой свет. Практические рекомендации о том, как правильно работать со светом при съемке.
Тема 7. Основы телевидения: история, принципы работы и эксплуатации видеооборудования.

Краткие сведения из истории развития телевидения и видеотехники. Поперечно-строчная и наклонно-строчная магнитная видеозапись. Устройство и принцип работы видеомагнитофонов формата VHS и Hi8. Основные технические параметры маркировки видеокамер. Аппаратные средства для производства и монтажа видеопрограмм.
Тема 8. Цифровое видео: классификация видеостандартов и форматов.

Цифровая видеозапись. Общие принципы записи цифровой видеоинформации. Цифровые магнитные видео форматы:digital 8, miniDV. Цифровой универсальный диск формата DVD. Классификация форматов цифровой видеозаписи.
Тема 9. Принципы видеосъёмки и редактирования учебного аудиовизуального материала.

Основы видеосъёмки. Способы и методы видеосъемки. Функциональные параметры видеокамер. Понятие кадра и его свойства. Единство формы и содержания. Методика создания учебных видеоматериалов. Программное обеспечение для обработки и монтажа цифрового видео Pinnacle Studio.
Тема 10. Мультимедийный проектор, интерактивные обучающие системы. Классификация и принципы работы интерактивных систем и устройств.

Устройство и принцип работы мультимедийных проекционных аппаратов. Классификация мультимедийных проекторов. Хранение, подготовка и эксплуатация мультимедийного проекционного аппарата. Интерактивные доски: классификация, принципы работы. Классификация оборудования и основные маркировки.
Тема 11. Мультимедийные средства, интерактивные аудиовизуальные технологии обучения.

Аудиовизуальные технологии обучения: типологии аудиовизуальных компьютерных учебных пособий и учебных видеозаписей. Интерактивные технологии обучения. Понятие об «Электронных учебниках» и обучающих мультимедиапрограммах. Многообразие технологий дистанционного образования. Использования средств интернет.


Тема 12. Психолого-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения.

Процесс изучения основных дисциплин с использованием современных технических аудиовизуальных средства обучения. Проектная деятельность как основной метод создания учебно-методических аудиовизуальных пособий.
План практических занятий
4 семестр (32 часа,16 занятий)

  1. Проекция малоформатных диапозитивов и диафильмов. Устройство и принцип работы аппаратов статической проекции. Классификация проекционных аппаратов.

  2. Интегрированный программный продукт Microsoft Office 2007/2010: назначение, состав, функциональные возможности, технологические особенности, обновления и новые решения. Программы Sound Forge 9.0 или AVS Audio Editor.

  3. Цифровой фотоаппарат. Устройство и принцип работы. Средство обработки графической информации. Использование шаблонов. Создание графических коллажей. Специфика применения программы Adobe Photoshop CS5.

  4. Осветительное оборудование. Установка, настройка и эксплуатация осветительного оборудования. Фильтры, шторки и флаги.

  5. Телевизионные стандарты и системы. Настройка и эксплуатация телевизионных приемников, видеомагнитофонов и DVD проигрывателей.

  6. Оцифровка аналоговых носителей видеоинформации. Захват и конвертация видеофайлов.

  7. Основы видеосъёмки. Настройка и эксплуатация видеокамеры.

  8. Базовые аудиовизуальные возможности Microsoft Office 2007/2010 (использования языковых параметров, диспетчера рисунков, организатора клипов и центра диагностики) и их применение в деятельности учителя информатики.

  9. Средство обработки текстовой информации и визуализации данных. Специфика применения в деятельности информатика. Pinnacle Studio 15 как средство создания видеопрограмм и клипов.

  10. Дизайн и проектирование видео презентаций. Интерактивность и анимация. Специфика применения в деятельности учителя информатики.

  11. Работа с шаблонами и фильтрами. Специфика применения переходов.

  12. Технологические основы вывода видеоинформации. Запись и хранения видео данных.

  13. Интернет. Архитектура web-пространства. Технологии открытых систем и облачных вычислений.

  14. Технологическое решение программ цифрового монтажа: состав, назначение, функциональные возможности и применение в деятельности информатика

  15. Эксплуатация мультимедийных проекционных аппаратов. Настройка интерактивной доски: классификация, принципы работы. Классификация оборудования и основные маркировки. Установка программ и обучающих комплексов. Интерактивные технологии обучения.

  16. Планирование тематического учебного проекта, организация совместной работы над проектом, создание материалов для поддержки проектной деятельности. Создание продуктов проектной деятельности. Представление и защита проекта. Оценивание продуктов проектной деятельности. Вовлечение учащихся в оценочную деятельность. Формирующее оценивание.


5. Образовательные технологии
Для успешного освоения дисциплины в ходе изложения материала используются лекции на основе мультимедийных презентаций. При изложении материала лектор обсуждает проблемные вопросы, направленные на практическую и самостоятельную деятельность студента. Большое внимание на лекционных и практических занятиях уделяется решению задач из курса «Технические и аудиовизуальные средства обучения».

Для развития самостоятельной активности в изучении материала студентам предлагается использование интернет-ресурсов (электронных каталогов, специализированных порталов и сайтов), подготовка к участию в дискуссиях по предлагаемым темам курса, выступление с докладами. По всем практическим и самостоятельным работам студентам предлагается индивидуальное задание.
6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература

  1. Информатика [Текст] : учеб. пособие / А. В. Могилев, Н. И. Пак, Е. К. Хеннер ; под ред. Е. К. Хеннера. - 8-е изд., стер. - Москва : Изд. центр "Академия", 2012. - 840, [8] с.

  2. Информатика [Текст] : учеб. для студентов высш. учеб. заведений / И. В. Елович, И. В. Кулибаба ; под ред. Г. Г. Раннева. - Москва : Изд. центр "Академия", 2011. - 393, [7] с.

Дополнительная литература

  1.   Информатика [Текст] : учеб. для бакалавров / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов ; под ред. В. В. Трофимова. - Москва : Юрайт : ИД Юрайт, 2012. - 910, [1] с. : ил. 

  2. Информатика. Базовый курс [Текст] : учеб. пособие / под ред. С. В. Симоновича. - Москва ; Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2010. - 639, [1] с.


Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Каталоги образовательных ресурсов


  1. http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" предоставляет свободный доступ к каталогу образовательных интернет-ресурсов и полнотекстовой электронной учебно-методической библиотеке для общего и профессионального образования.

  2. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. Сайт ФЦИОР обеспечивает каталогизацию электронных образовательных ресурсов различного типа за счет использования единой информационной модели метаданных, основанной на стандарте LOM.

  3. http://www.edu.ru// Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. В настоящее время в Коллекции размещено более 111 000 цифровых образовательных ресурсов практически по всем предметам базисного учебного плана. В Коллекции представлены наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, рекомендованных Минобрнауки РФ к использованию в школах России, инновационные учебно-методические разработки, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы.

  4. http://www.informika.ru/ Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций

  5. http://interneturok.ru/ru Коллекция видеоуроков по основным предметам школьной программы. Ученики смогут почти «вживую» проходить материал пропущенных уроков. Учителя – посещать «открытые уроки» своих коллег. Для родителей – это способ узнать, чему и как учат в школе их детей; возможность в любой момент получить консультацию виртуального репетитора. Для детей, обучающихся дома, – это имитация школы. В школах – решение проблемы временного отсутствия учителей.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

  1. Учебная литература.

  2. Технические и аудиовизуальные средства обучения

  3. Компьютеры и программное обеспечение.


Для освоения дисциплины в Зональной научной библиотеке СГУ и на кафедре информационных систем и технологий в обучении имеются в необходимом количестве основная и дополнительная литература в том числе учебники, учебно-методические пособия; словари и справочная литература.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для проведения практических занятий требуются компьютерные классы с программным обеспечением (Sound Forge 9.0 или AVS Audio Editor, Adobe Photoshop CS5, Pinnacle Studio 15) рассчитанные на обучение группы студентов из 10–15 человек, удовлетворяющие санитарно-гигиеническим требованиям, работающие под управлением операционной системы Microsoft Windows XP или Windows 2007 с подключением к Internet.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению 050100.62 Педагогическое образование (бакалавр) профилю подготовки «Информатика».
Автор: ведущий программист кафедры информационных систем и технологий в обучении СГУ ______________Н.И. Старостин
Программа одобрена на заседании кафедры информационных систем и технологий в обучении от 14.01.2014 года, протокол № 6.


Подписи:
Зав. кафедрой ИСиТО _____________ Н.А. Александрова
Декан факультета КНиИТ _____________ А.Г. Федорова


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа дисциплины «технические и аудиовизуальные средства обучения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Понятие «средства обучения». Средства материализации умственных действий. Технические и аудиовизуальные средства обучения. Использование...
Рабочая программа дисциплины «технические и аудиовизуальные средства обучения» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
На занятиях французского языка необходимо использовать аудиовизуальные технические средства обучения. Помимо речи преподавателя в...
Рабочая программа дисциплины «технические и аудиовизуальные средства обучения» iconТехнические средства обучения
Технические средства обучения это качественно новое орудие труда преподавателя
Рабочая программа дисциплины «технические и аудиовизуальные средства обучения» iconПо горизонтали. 5
Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7
Рабочая программа дисциплины «технические и аудиовизуальные средства обучения» iconИсламская Цивилизация
Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7
Рабочая программа дисциплины «технические и аудиовизуальные средства обучения» iconТемы к курсу «Философия науки»
Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7
Рабочая программа дисциплины «технические и аудиовизуальные средства обучения» iconВикторина (правильные ответы обозначены *)
Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7
Рабочая программа дисциплины «технические и аудиовизуальные средства обучения» iconИнтеллектуальный марафон по биологии (8-11 классы)
Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7
Рабочая программа дисциплины «технические и аудиовизуальные средства обучения» iconПолезные ссылки государственные природоохранные организации
Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7
Рабочая программа дисциплины «технические и аудиовизуальные средства обучения» iconИ. Ф. Гимадеев Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама
Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7
Рабочая программа дисциплины «технические и аудиовизуальные средства обучения» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «Проблема истины...
Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7
Рабочая программа дисциплины «технические и аудиовизуальные средства обучения» iconРеферат Информационные технологии в геодезии и дистанционном зондировании
Технические средства (требования: мобильные Технические средства, пригодные для работы в поле: по защищённости от внешних воздействий(перепады...
Рабочая программа дисциплины «технические и аудиовизуальные средства обучения» iconОбразовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту
Наземные транспортно-технологические средства, специализация «Технические средства агропромышленного комплекса», код дисциплины В....
Рабочая программа дисциплины «технические и аудиовизуальные средства обучения» iconПрограмма «Современная школа столицы»
Технические решения, разработанные компанией «открытый мир», позволяют в оперативном режиме проводить совещания, педагогические и...
Рабочая программа дисциплины «технические и аудиовизуальные средства обучения» iconЧерникова. Классическая наука. Критерии научности. Типы научности
Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7
Рабочая программа дисциплины «технические и аудиовизуальные средства обучения» iconМеждународная заочная научно-практическая конференция «актуальные...
Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск