Скачать 178.38 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского Факультет компьютерных наук и информационных технологий УТВЕРЖДАЮ Проректор по УМР __________профессор Е.Г. Елина _______________________20__ г. Рабочая программа дисциплины «ТЕХНИЧЕСКИЕ И АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ» Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование Профиль подготовки Информатика Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Нормативный срок освоения программы 4 года Форма обучения Очная Саратов, 2014 1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Технические и аудиовизуальные средства обучения» (ТАСО) является формирование компетенций и навыков применения современных информационных технологий в профессиональной деятельности учителя информатики. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина «Технические и аудиовизуальные средства обучения» относится к базовой части профессионального цикла дисциплин, изучение которой запланировано на втором году бакалавриата. Для изучения данной дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами на занятиях по информатике и практико-ориентированным дисциплинам на начальных курсах бакалавриата: «Информационные технологии», «Архитектура компьютера», «Введение в информатику», «Компьютерная графика». Приобретенные компетенции и навыки будут востребованы при изучении дисциплин профессионального цикла, а также при подготовке к профессиональной деятельности. Главная задача дисциплины заключается в знании технических параметров и умений эксплуатации современного школьного учебного оборудования. Курс является так же этапом технологической подготовки будущих учителей к использованию дидактических возможностей современных аудиовизуальных средств обучения. Эта технологическая подготовка должна совершенствоваться в курсах частных методики, т.к. умелое использование данных средств со временем будет приобретать все большее значение в профессионально-педагогической работе учителя. Дисциплина «Технические и аудиовизуальные средства обучения» формирует мировоззрение обучающегося о структуре информационно-коммуникационных технологий и закладывает возможность продолжения профессионального обучения бакалавра в системе магистратуры 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Технические и аудиовизуальные технологии обучения». Данная дисциплина частично способствует формированию следующих компетенций:
Выпускник должен обладать следующими специальными компетенциями (СК):
В результате освоения данной дисциплины обучающиеся должны: знать:
уметь:
владеть:
4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных ед. 108 часов, в том числе 64 аудиторных занятий и 44 часов самостоятельной работы.
Содержание учебной дисциплины Тема 1. Классификация технических средств обучения, особенности восприятия информации человеком. Санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе с аппаратурой. Психофизические основы восприятия аудиовизуальной информации. Свойства слуха. Частотный и амплитудный диапазоны восприятия, время аккомодации слуха. Свойства зрения. Угол зрения. Различимость цвета и формы. Время адаптации зрения. Требования, предъявляемые к электроакустическим приборам и проекционным приборам, используемым в учебном процессе, для обеспечения комфортности слухового и зрительного восприятия. Санитарно-гигиенические требования к кабинету информатики и вычислительной техники. Тема 2. Краткая история экранно-звуковых средств обучения, статическая и динамическая проекция История создания и использования проекционных аппаратов в обучении. Оптическая проекция (статическая). Проекция малоформатных диапозитивов и диафильмов. Устройство и принцип работы аппаратов статической проекции. Классификация проекционных аппаратов. Динамическая проекция. Основы кинопроекции. Психофизиологические особенности кинопроекции. Дидактический материал: диапозитивы, диафильмы и кодограммы. Типы светопроекционных экранов применяемых при проекции. Светотехнический контроль проекции. Тема 3. Аудиовизуальная информация: история, источники, носители, преобразователи, функционирование Краткие сведения из истории звукозаписи и воспроизведения звука. Понятие о звуке и его основных физических величин и параметров. Природа, источники, преобразователи, носители. Аудиовизуальная культура: концепции, структура, функционирование. Особенности восприятия звука человеком. Тема 4. Основы звукозаписи: обработка, хранение цифровой аудио информации. Основы механической, магнитной, и оптической звукозаписи. Моно фоническая и стереофоническая запись звука. Функциональные схемы и принцип работы устройств записи и воспроизведения звука. Условные обозначения в аудиотехнике. Понятие о цифровой звукозаписи. Теоретические основы цифровой электроники.. Носители цифровой аудиоинформации. Форматы и кодеки. Устройство и принцип работы СD–проигрывателя. Запись и монтаж аудиоматериала. Программы Sound Forge 9.0 или AVS Audio Editor. Тема 5. Цифровая фотография. Обработка графической информации. Фотографирование. Фотография и фотографирование. Понятие о природе света. Фотоматериалы. Устройство и технические параметры фотоаппарата. Некоторые сведения по фотосъемке: жанры, композиция, монтаж. Программа Adobe Photoshop CS5 Тема 6. Свет, основные виды освещения, освещение при съемке. Основные понятия освещения; цветовая температура, источники искусственного освещения, виды света. Основной свет объекта (рисующий, ключевой). Заполняющий свет (общий, рассеянный). Выравнивающий и фоновый свет. Моделирующий свет и блики. Контровой свет. Световой эффект изображения. Верхний, нижний и боковой свет. Практические рекомендации о том, как правильно работать со светом при съемке. Тема 7. Основы телевидения: история, принципы работы и эксплуатации видеооборудования. Краткие сведения из истории развития телевидения и видеотехники. Поперечно-строчная и наклонно-строчная магнитная видеозапись. Устройство и принцип работы видеомагнитофонов формата VHS и Hi8. Основные технические параметры маркировки видеокамер. Аппаратные средства для производства и монтажа видеопрограмм. Тема 8. Цифровое видео: классификация видеостандартов и форматов. Цифровая видеозапись. Общие принципы записи цифровой видеоинформации. Цифровые магнитные видео форматы:digital 8, miniDV. Цифровой универсальный диск формата DVD. Классификация форматов цифровой видеозаписи. Тема 9. Принципы видеосъёмки и редактирования учебного аудиовизуального материала. Основы видеосъёмки. Способы и методы видеосъемки. Функциональные параметры видеокамер. Понятие кадра и его свойства. Единство формы и содержания. Методика создания учебных видеоматериалов. Программное обеспечение для обработки и монтажа цифрового видео Pinnacle Studio. Тема 10. Мультимедийный проектор, интерактивные обучающие системы. Классификация и принципы работы интерактивных систем и устройств. Устройство и принцип работы мультимедийных проекционных аппаратов. Классификация мультимедийных проекторов. Хранение, подготовка и эксплуатация мультимедийного проекционного аппарата. Интерактивные доски: классификация, принципы работы. Классификация оборудования и основные маркировки. Тема 11. Мультимедийные средства, интерактивные аудиовизуальные технологии обучения. Аудиовизуальные технологии обучения: типологии аудиовизуальных компьютерных учебных пособий и учебных видеозаписей. Интерактивные технологии обучения. Понятие об «Электронных учебниках» и обучающих мультимедиапрограммах. Многообразие технологий дистанционного образования. Использования средств интернет. Тема 12. Психолого-педагогические основы использования технических и аудиовизуальных средств обучения. Процесс изучения основных дисциплин с использованием современных технических аудиовизуальных средства обучения. Проектная деятельность как основной метод создания учебно-методических аудиовизуальных пособий. План практических занятий 4 семестр (32 часа,16 занятий)
5. Образовательные технологии Для успешного освоения дисциплины в ходе изложения материала используются лекции на основе мультимедийных презентаций. При изложении материала лектор обсуждает проблемные вопросы, направленные на практическую и самостоятельную деятельность студента. Большое внимание на лекционных и практических занятиях уделяется решению задач из курса «Технические и аудиовизуальные средства обучения». Для развития самостоятельной активности в изучении материала студентам предлагается использование интернет-ресурсов (электронных каталогов, специализированных порталов и сайтов), подготовка к участию в дискуссиях по предлагаемым темам курса, выступление с докладами. По всем практическим и самостоятельным работам студентам предлагается индивидуальное задание. 6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основная литература
Дополнительная литература
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы Каталоги образовательных ресурсов
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)
Для освоения дисциплины в Зональной научной библиотеке СГУ и на кафедре информационных систем и технологий в обучении имеются в необходимом количестве основная и дополнительная литература в том числе учебники, учебно-методические пособия; словари и справочная литература. 7. Материально-техническое обеспечение дисциплины Для проведения практических занятий требуются компьютерные классы с программным обеспечением (Sound Forge 9.0 или AVS Audio Editor, Adobe Photoshop CS5, Pinnacle Studio 15) рассчитанные на обучение группы студентов из 10–15 человек, удовлетворяющие санитарно-гигиеническим требованиям, работающие под управлением операционной системы Microsoft Windows XP или Windows 2007 с подключением к Internet. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению 050100.62 Педагогическое образование (бакалавр) профилю подготовки «Информатика». Автор: ведущий программист кафедры информационных систем и технологий в обучении СГУ ______________Н.И. Старостин Программа одобрена на заседании кафедры информационных систем и технологий в обучении от 14.01.2014 года, протокол № 6. Подписи: Зав. кафедрой ИСиТО _____________ Н.А. Александрова Декан факультета КНиИТ _____________ А.Г. Федорова |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Понятие «средства обучения». Средства материализации умственных действий. Технические и аудиовизуальные средства обучения. Использование... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На занятиях французского языка необходимо использовать аудиовизуальные технические средства обучения. Помимо речи преподавателя в... | ||
Технические средства обучения Технические средства обучения это качественно новое орудие труда преподавателя | По горизонтали. 5 Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7 | ||
Исламская Цивилизация Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7 | Темы к курсу «Философия науки» Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7 | ||
Викторина (правильные ответы обозначены *) Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7 | Интеллектуальный марафон по биологии (8-11 классы) Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7 | ||
Полезные ссылки государственные природоохранные организации Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7 | И. Ф. Гимадеев Программа курса повышения квалификации по истории и культуре ислама Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7 | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Проблема истины... Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7 | Реферат Информационные технологии в геодезии и дистанционном зондировании Технические средства (требования: мобильные Технические средства, пригодные для работы в поле: по защищённости от внешних воздействий(перепады... | ||
Образовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту Наземные транспортно-технологические средства, специализация «Технические средства агропромышленного комплекса», код дисциплины В.... | Программа «Современная школа столицы» Технические решения, разработанные компанией «открытый мир», позволяют в оперативном режиме проводить совещания, педагогические и... | ||
Черникова. Классическая наука. Критерии научности. Типы научности Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7 | Международная заочная научно-практическая конференция «актуальные... Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля с. 7 |