Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ростовский государственный колледж информатизации и управления»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины “Интернет-технологии и Web-дизайн”
для специальности 2203 -
Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем
г. Ростов-на-Дону
2009
Рассмотрено на заседании
цикловой методической комиссии
____________________________________
_______________________________
Протокол № ___ от
«_____»_________________ ______г.
| УТВЕРЖДАЮ
Председатель методического совета
_________________ М.Н. Гонтарева «_____»________________ ______г.
| Председатель комиссии
______________________________
|
|
Рабочая программа составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности
Согласовано
_____________________
_____________________
«_____»______________200__г.
Автор: __________________________________________________________
Рецензенты:
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебной дисциплины «Интернет-технологии и Web-дизайн» реализует государственные требования к уровню подготовки выпускников по специальности 2203 - Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем среднего профессионального образования.
Учебная дисциплина «Интернет-технологии и Web-дизайн» является дисциплиной по выбору, расширяющей профессиональные знания, необходимые для будущей трудовой деятельности, так как Интернет все больше завоевывает информационный рынок, становясь не только средством общения, передачи информации, но и полноценной экономической и политической средой. Специалисты, использующие Интернет-технологии в профессиональной деятельности, становятся все более востребованными на рынке труда.
Теоретическая часть курса концептуально ориентирована на формирование целостной картины современного состояния Интернет-технологий в технологическом и в социальном аспектах.
Практическая часть курса посвящена освоению студентами практических навыков решения задач Интернет-программирования, включая взаимодействие веб-приложений с базами данных.
Преподавание учебной дисциплины проводиться в тесной взаимосвязи с другими обще-профессиональными и специальными дисциплинами: «Компьютерные сети», «Операционные системы и среды», «Основы алгоритмизации и программирования», «Программное обеспечение компьютерных сетей», «Технология разработки программных продуктов», «Информационная безопасность», «Разработка и эксплуатация удаленных баз данных». Формы проведения учебных занятий выбираются преподавателем, исходя из дидактической цели, содержания материала и степени подготовки студентов.
В результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
о роли и месте знаний по дисциплине при освоении смежных дисциплин по выбранной специальности и в сфере профессиональной деятельности;
об основных стратегиях построения сайтов;
о современных тенденциях Web-мастеринга;
знать:
Основные принципы и технологии организации глобальной компьютерной сети Интернет;
Способы подключения к Internet;
Основные концепции и способы создания Web-страниц;
Синтаксис языка программирования для Web;
Способы публикации Web-страниц;
Характеристики и принципы администрирования сервера MySQL.
уметь:
Проектировать и создавать веб-сайты с использованием языков DHTML, Perl;
формулировать и решать задачи проектирования веб-ориентированных Интернет/Интранет-приложений с использованием современных технологий клиентского и серверного программирования;
формулировать и решать задачи интеграции Интернет/Интранет-приложений с базами данных;
обеспечивать защищенность разрабатываемых приложений с точки зрения требований информационной безопасности.
Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических умений программой дисциплины предусматривается проведение практических занятий.
Программа рассчитана на 54 часа аудиторных занятий, в том числе 34 часа отводится на практические занятия.
Итоговый контроль знаний и умений проводится с помощью зачета в конце курса. 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п
| Разделы и темы учебных занятий
| Макси-мальная учебная нагрузка
| К-во аудиторных часов при очной форме обучения
| Сам. работа студента | Всего
| лабор. работ
| практ. занятий
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
|
| Введение.
|
| 1
|
|
|
|
| Теория. Основные понятия Internet
|
|
|
|
|
|
| История возникновения Internet, принципы работы, возможности, способы доступа
|
| 3
|
|
| 2
|
| Основы Web-технологий
|
| 2
|
|
| 2
|
| Введение в Web-дизайн
|
| 2
|
|
| 2
| Итого по разделу
|
| 7
|
|
| 6
|
| Установка и настройка программного обеспечения Web-сервера
|
|
|
|
|
|
| Настройка веб-узла в Internet Information Services
|
| 4
|
| 2
| 2
|
| Установка программного обеспечения веб-сервера
|
| 2
|
| 2
|
|
| Включения на стороне сервера
|
| 4
|
| 2
|
| Итого по разделу
|
| 10
|
| 6
| 2
|
| CGI- программирование
|
|
|
|
|
|
| Языки программирования для создания CGI-приложений. Синтаксис Perl
|
| 2
|
|
|
|
| Обработка данных
|
| 4
|
| 2
| 3
|
| Использование процедур, подпрограмм, модулей
|
| 2
|
| 2
|
|
| Работа с файлами
|
| 8
|
| 2
| 2
|
| Регулярные выражения
|
| 6
|
| 2
|
| Итого по разделу
|
| 22
|
| 8
| 5
|
| Основы работы с MySQL
|
|
|
|
|
|
| Назначение, характеристики, администрирование сервера
|
| 4
|
| 2
| 1
|
| Проектирование и создание БД MySQL
|
| 2
|
| 2
| 2
|
| Разработка приложений Perl для работы с БД MySQL
|
| 6
|
| 4
|
| Итого по разделу
|
| 12
|
| 8
| 3
| Зачетное занятие
|
| 2
|
|
|
| Итого по дисциплине
| 70
| 54
|
| 22
| 16
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Введение
Предмет и задачи учебной дисциплины «Интернет-технологии и Web-дизайн». Связь с другими обще-профессиональными и специальными дисциплинами.
Теория. Основные понятия Internet История возникновения Internet, принципы работы, возможности, способы доступа История, эволюция сети Internet. Понятия: сетевой протокол, трафик, скорость связи, модем. Принципы работы Internet. Системы адресации. Основные сервисы интернет. Выбор провайдера.
Поисковые машины, системы, каталоги.
Способы доступа в Internet.
Студент должен:
знать:
Основные понятия Интернет
системы адресации в Интернет, механизм функционирования DNS;
Принципы работы сетевых протоколов IP, TCP;
алгоритмы передачи информации в сети Интернет;
назначение основных сетевых протоколов: HTTP, FTP, SMTP, POP3;
Возможные виды каналов связи, их характеристики, оборудование.
Характеристики, различия внешних и внутренних, аппаратных и софт-модемов.
уметь:
настраивать учетную запись почтового клиента;
создавать правила для почтовых сообщений;
создавать, рассылать, принимать почтовые сообщения;
анализировать имеющиеся возможности подключения к Интернет;
осуществлять выбор провайдера для соединения с Интернет;
осуществлять поиск информации в Интернет
Основы Web-технологий Средства создания веб-сайтов. Внутреннее устройство и принципы работы HTTP-сервера. Сравнительные характеристики популярных веб-серверов. Теоретические основы ряда применяющихся в современном Интернете web-технологий. Основные принципы публикации web-ресурсов в сети Интернет. Виды кодировок кириллицы.
Особенности работы с разными браузерами IExplorer, Opera, Netscape.
Анализ преимуществ и недостатков платного и бесплатного хостинга.
Студент должен:
знать:
аппаратную и программную структуру веб-сервера;
принципы публикации ресурсов в сети Интернет;
виды хостинга;
принципы построения взаимодействия клиента и сервера.
уметь:
осуществлять выбор аппаратного и программного обеспечения веб-сервера в зависимости от поставленных задач;
изменять кодировку для правильного отображения текста в браузере;
устанавливать кодировку кириллицы на странице HTML$
публиковать веб-ресурсы в Интернет
Введение в Web-дизайн Введение Web-дизайн. Необходимый инструментарий. Основные правила Web-дизайна. Размер. Форма. Классификация сайтов по их компоновке. Навигация. Порядок работы над сайтом.
Студент должен:
знать:
цели создания веб-сайтов;
основные элементы веб-страниц;
базовый набор программного обеспечения для веб-мастеринга;
правила создания сайтов, адаптированных к различному аппаратному и программному обеспечению пользователей Интернет;
основные стилистические приемы использования цвета, размеров, форм на веб-страницах;
алгоритм создания нового Интернет-проекта.
уметь:
создавать рисунок логической и физической схемы сайта;
использовать статическую и динамическую компоновку веб-страниц;
грамотно организовать навигацию по сайту.
Установка и настройка программного обеспечения Web-сервера Настройка веб-узла в Internet Information Services Установка Internet Information Services (IIS) в операционной системе Windows Server 2003. Формирование веб-узла, создание виртуальных каталогов.
Веб-сервер Apache – характеристика, установка, настройка.
Студент должен:
знать:
назначение программы IIS;
способы организации веб-сайта;
возможные настройки веб-узла;
уметь:
устанавливать дополнительные компоненты Windows;
создавать веб-узлы в IIS;
настраивать права доступа к каталогам сайта;
определять свойства журнала событий;
добавлять или изменять сопоставления расширений.
Установка программного обеспечения веб-сервера
Источники, способы приобретения программного обеспечения веб-сервера. Установка Perl, MySQL, модулей для работы с базой данных.
Студент должен:
знать:
адреса интернет-сайтов программного обеспечения веб-серверов
последовательность действий по установке и настройке программного обеспечения
уметь:
устанавливать интерпретатор PERL.
выполнять установку и предварительную настройку БД MySQL.
устанавливать модули DBI, DBD-MySQL для работы с базами данных.
Включения на стороне сервера
Включения на стороне сервера. Порядок обработки директив
Студент должен:
знать:
основные директивы SSI.
расширения файлов, содержащих включения
уметь:
использовать директивы сервера для включения в веб-страниц готовых (отдельных, повторяющихся) модулей.
запускать приложения и включать выводимую ими информацию в веб-страницу.
выполнять сопоставление приложения, обрабатывающего директивы с файлами, имеющими расширения отличные от используемых по умолчанию.
CGI- программирование Языки программирования для создания CGI-приложений Возможности CGI- программирования. Структура CGI-программы. Характеристика языка PERL. Программные компоненты, необходимые для использования PERL. Этапы создания скрипта. Синтаксис языка. Команды. Скалярные переменные и списки. Массивы, хеши. Операторы.
Студент должен:
знать:
инструменты взаимодействия с веб-серверами через Common Gateway Interface (CGI) – общий интерфейс взаимодействия.
виды страниц, создаваемых PERL.
Альтернативы PERL
Что требуется для запуска PERL.
Основные части PERL-скрипта.
Основные команды языка.
Синтаксис языка
уметь:
Писать код программы PERL.
Формировать списки, массивы, ассоциативные массивы, выполнять программные действия с ними
применять условные операторы, циклы, операторы генерации HTML-текста
Тестировать скрипт на локальном компьютере с установленным веб-сервером.
Обработка данных Переменные окружения сервера. Методы передачи данных. Алгоритм обработки данных в зависимости от метода передачи. Формирование массива параметров. Процедура обработки параметров. Обращение к массиву параметров.
Студент должен:
знать: уметь:
Создавать формы, обрабатываемые скриптом.
Считывать и обрабатывать передаваемые параметры.
Использование процедур, подпрограмм, модулей Команды создания и вызова процедур. Передача параметров. Локальные переменные в процедурах.
Студент должен:
знать:
порядок создания процедур и вызов процедур;
область действия объявленных переменных;
определение переменных, ограничение области видимости переменной;
уметь:
оптимизировать код программы;
объявлять и создавать процедуры;
передавать параметры;
обрабатывать переданные параметры;
использовать специальную переменную @_;
управлять областью видимости переменной.
Работа с файлами Команды для работы с файлами. Чтение из файла. Запись в начало, конец файла. Использование закладок для записи информации в середину текстового файла. Загрузка двоичных файлов.
Построение алгоритма работы гостевой книги с сохранением сообщений в текстовый файл
Студент должен:
знать:
форматы команд для работы с файлами;
способы считывания из файла из записи информации в файл;
способы обработки исключительных ситуаций;
уметь:
сохранять переданные данные в новый текстовый файл;
осуществлять чтение из файла, запись информации в существующий текстовый файл;
загружать двоичные файлы на сервер;
удалять существующие файлы.
Регулярные выражения Использование регулярных выражений. Оператор проверки совпадений. Оператор подстановки. Оператор замены текста.
Студент должен:
знать:
форматы операторов, работающих со строками;
особенности работы команд;
компоненты регулярного выражения;
уметь:
использовать регулярные выражения для поиска выражений, подстановки и замены текста.
Основы работы с MySQL Назначение, характеристики, администрирование сервера Характеристики сервера БД MySQL. Управление доступом. Создание учетных записей. Типы таблиц MySQL.
Управление правами пользователей. Команды Grant, Revoke.
Студент должен:
знать:
назначение сервера БД MySQL;
механизмы хранения таблиц разных типов;
команды управления доступом к БД;
уметь:
устанавливать и настраивать БД MySQL;
создавать учетные записи пользователей;
устанавливать пользовательские привилегии.
Проектирование и создание БД MySQL Проектирование БД. Типы данных MySQL. Создание таблиц, индексов. Модификация и удаление таблиц.
Студент должен:
знать:
принципы проектирования БД;
этапы проектирования;
типы данных MySQL;
команды создания, модификации, удаления таблиц, индексов.
уметь:
выполнять проектирование БД;
нормализовать отношения;
создавать и модифицировать таблицы БД;
Разработка приложений Perl для работы с БД MySQL Предоставление доступа к базам данных. Запуск MySQL. Основные команды MySQL. Создание базы данных MySQL. Создание таблиц БД. Интерфейс взаимодействия MySQL и PERL. Соединение с базой данных. Выполнение и обработка запросов.
Студент должен:
знать:
команды языка SQL CREATE TABLE, ALTER TABLE, SELECT, DELETE, INSERT, UPDATE.
инструменты языка PERL для работы с данными MySQL.
уметь:
осуществлять запуск MySQL;
создавать БД MySQL;
создавать таблицы БД.
выполнять программное соединение с БД.
выполнять запросы к БД, и обрабатывать данные с помощью PERL.
ПЕРЕЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ВНЕАУДИТОРНЫХ РАБОТ
№ Тем
| Тема
| Кол-во часов
| Вид заданий
| Контроль
| 1
| 2
| 3
|
| 5
| 1.1
| Поисковые машины, системы, каталоги.
Способы доступа в Internet.
| 2
| Поиск, анализ и конспект дополнительной литературы
| Реферат
| 1.2
| Особенности работы с разными браузерами: IExplorer, Netscape Navigator, Opera.
Анализ преимуществ и недостатков платного и бесплатного хостинга.
| 2
| Анализ и выводы по пройденному материалу темы
| Устное обсуждение в учебное время
| 1.3
| Теория цвета
| 2
| Поиск, анализ и конспект дополнительной литературы
| Доклад в учебное время
| 2.1
| Веб-сервер Apache – характеристика, установка, настройка
| 2
| Поиск информации в интернет, самостоятельная установка и настройка веб-сервера
| Отчет по выполненной работе. Файл конфигурации Apache
| 3.2
| Модуль CGI
| 3
| Поиск, анализ, конспект дополнительной литературы.
| Выполнение практического задания с использованием модуля CGI
| 3.4
| Построение алгоритма работы гостевой книги с сохранением сообщений в текстовый файл
| 2
| Домашняя практическая работа
| выполнение практической работы учебное время
| 4.1
| Управление правами пользователей. Команды Grant, Revoke.
| 1
| Анализ дополнительной литературы
| Устное обсуждение в учебное время
| 4.2
| Нормализация отношений
| 2
| Домашняя практическая работа
| Схема БД
| 3.ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
№ п/п
| № Тем
| Тема
| Кол-во часов
| 1
| 2
| 3
| 4
|
| 2.1
| Настройка веб-узла в IIS
| 2
|
| 2.2
| Настройка программного обеспечения сервера
| 2
|
| 2.3
| Использование SSI
| 2
|
| 3.2
| Процедура обработки данных
| 2
|
| 3.3
| Структурирование программы. Использование процедур, модулей
| 2
|
| 3.4
| Работа с файлами
| 2
|
| 3.4
| Разработка Perl-скрипта гостевой книги
| 2
|
| 3.5
| Проверка данных, введенных в форму
| 2
|
| 4.1
| Администрирование БД MySQL
| 2
|
| 4.2
| Проектирование БД
| 2
|
| 4.3
| Разработка Perl-скрипта форума
| 4
| Итого
| 22
|
ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ
Колберн, Рейф. Освой самостоятельно CGI за 24 часа. : Пер. с англ. : Уч. пос. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2001.
Муштоватый, И.Ф. Самоучитель по работе в Интернет [Текст] /И.Ф. Муштоватый; под общ.ред. М.И.Монастырского. -2-е изд., доп. и перераб. -Ростов н/Д.: Феникс,2002
Уильям Р. Станек. Internet Information Services 5.0. Справочник администратора Пер. с англ. — М.: Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2002
Веллинг Л., Томсон Л. MySQL. Учебное пособие.: Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2005
Практика создания Web-сайтов. СПб.: БХВ-Петербург, 2005
Холзнер С. Perl: специальный справочник - СПБ:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
Дунаев В.В. Сам себе Web-мастер – СПб.: БХВ-Петербург; Арлит. 2000
Шевченко Н.А «Internet как средство познания», Москва 2000 г.
Петр Шетка. Microsoft Windows Server 2003. Практическое руководство по надстройке сети. – СПб.: Наука и техника, 2006
Гурский Ю.А., Гурская И.В., Жвалевский А.В. Эффективная работа: трюки и эффекты в Corel Draw11 – СПб.: Питер, 2004
Андреев А.Г. и др. Microsoft Windows 2000: Server и Professional. Русские версии/ Под общей редакцией А.Н. Чекмарева и Д.Б. Вишнякова. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Компьютеры класса Pentium
Локальная сеть.
Программное обеспечение:
OC MS Windows XP;
MS Virtual PC;
MS Windows Server 2003;
Microsoft Internet Explorer 8.0;
текстовый редактор Блокнот;
Internet Information Services 6.0;
сервер БД MySQL;
интерпретатор Perl 5.6.1;
DBForge Studio for MySQL
Web Development Studio (WDS)
Рисунки и схемы в электронном виде
Инструкции к практическим и лабораторным работам
Карточки-задания для самостоятельных и контрольных работ
|