А. В. Щербаков // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. № С. 39 46





НазваниеА. В. Щербаков // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. № С. 39 46
Дата публикации09.04.2015
Размер172 Kb.
ТипСправочник
100-bal.ru > Информатика > Справочник
Щербаков, А.В. Имидж образовательного учреждения [Текст] / А.В. Щербаков // Справочник руководителя образовательного учреждения. – 2008. – № 9. – С. 39 – 46.
Имидж образовательного учреждения

Щербаков А.В.

С каждым годом в образовании возрастает конкуренция между учреждениями, расположенными в одном микрорайоне, в одном городе или поселке. Как показывает опыт реструктуризации образовательных учреждений в сельской местности, и здесь встречаются элементы конкурентной борьбы между школами за учеников. Введение механизма подушевого финансирования образовательных учреждений обострило процесс конкуренции, внеся в него элементы рыночной экономики. Учреждения на практике вынуждены задуматься о том, в чем же преимущество нашего учреждения по сравнению с другими. И как мы понимаем, стремление школы конкурировать только на основе высоких показателей ЕГЭ или количества победителей в олимпиадах не совсем оправдано. Не все родители ориентированы только на результат обучения, многие, прежде всего, уделяют внимание комфортным условиям в образовательном учреждении, наличию системы дополнительного образования, разнообразию досуга детей, желанию ребенка учиться именно в этой школе, классе и т.д.

Из каких источников получают родители и общественность информацию о своей школе? Пока ребенок учиться его рассказы основной источник положительной или отрицательной информации. К сожалению, чаще всего, отрицательной. Большинство детей на вопрос: «Как у вас в школе?», отвечают – «Нормально» или подробно рассказывают о неприятных моментах: кому-то несправедливо поставили оценку, с кем-то учитель вступил в открытый конфликт и прочее. Естественно у родителей складывается отрицательный образ школы, в котором обижают детей несправедливые учителя. Особую роль в создании негативного мнения о школе стали играть средства массовой информации, которые с удовольствием во всех мыслимых и немыслимых подробностях готовы освещать любую спорную ситуацию, особенно если она носит негативную окраску. К сожалению, стало «доброй» традицией в преддверии праздника «День учителя» показывать передачи, рассказывающие о несправедливых, по отношению к детям, поступках учителей.

Противопоставление родителей, детей и педагогов школы, прежде всего, влияет не на численность учащихся, а на характер и особенности решения проблем возникающих в образовательном учреждении. Мы прекрасно понимаем, что важно не только привлечь потребителей (родителей и учащихся), а создать условия, в которых каждый из участников образовательного процесса стремился к достижению общей цели – повышения качества образования, создания комфортной воспитывающей среды, становлению ответственного гражданина своей страны.

Понятие имидж образовательного учреждения


Одним из механизмов привлечения внимания родителей и общественности к делам школы выступает процесс создания положительного имиджа. Имидж образовательного учреждения – это образ организации созданный в результате целенаправленного непрерывного процесса формирования, согласования и интегрирования представлений педагогов, учащихся, родителей, представителей окружающего социума. В понятие имиджа включают культуру взаимоотношений между людьми, манеру работы с партнерами и клиентами, дизайн оформления помещений и даже одежду сотрудников.

Е. Н. Степанов выделяет следующие компоненты, определяющие имидж (образ) образовательного учреждения: образ выпускника школы; образ жизнедеятельности школы, построения в ней деятельности, общения и отношений между участниками учебно-воспитательного процесса; представление о месте и роли отдельных индивидов и групп в жизни учебного заведения; представление о взаимодействии учебного заведения с окружающей социальной и природной средой.

Создание положительного имиджа и высокой репутации школы является сложным и длительным процессом. Среди основных причин, влияющих на готовность образовательного учреждения тратить временные, людские и финансовые ресурсы на формирование имиджа – потребности в выделении в массе подобных учреждений, завоевании определенной известности, приобретении репутации и высокого статуса, обеспечении привлекательности для потребителей, а, следовательно, создании условий для привлечения финансовых средств для развития учреждения.

Основным преимуществом имиджа является его направленность на создание образа (изображения), призванного оказывать эмоционально-психологическое воздействие на всех участников образования (педагогов, родителей, детей, общественность) своим устойчивым представлением об объекте в целях его упорядочения. Таким образом, созданное представление о школе как об успешном, престижном, комфортном и т.п. учреждении будет оказывать влияние, и на внешнею среду школы, и на внутреннюю.
Подходы к формированию имиджа образовательного учреждения

В формировании имиджа возможны два подхода: от потребностей образовательного учреждения или от запросов потребителей (на практике мы наблюдаем сочетание этих подходов).

Формирование имиджа от запросов потребителей может включать следующие этапы деятельности школы:

1. Проведение маркетингового исследования с целью определения приоритетных направлений учебной и воспитательной деятельности, предпочтительной для родителей и учащихся.

2. Оценка ресурсов образовательного учреждения.

3. Формирование программы развития (или перспективного плана с критериальными показателями).

4. Осуществление плана деятельности.

5. Промежуточный контроль и регулирование деятельности.

6. Оценка результатов деятельности.

При проведении маркетингового исследования необходимо помнить, что имидж одной и той же школы может быть различным для разных групп общественности, поскольку желаемое поведение отдельных групп общественности в отношении школы может различаться. Например, для жителей микрорайона важна социальная позиция школы. Для родителей высокий процент поступления в вузы. Для партнеров (других образовательных учреждений) важная конкурентная позиция организации - склонность к агрессивному отстаиванию своего статуса или к установлению сотрудничества.
Работа с педагогическим коллективом по формированию имиджа ОУ

Естественно, формирование имиджа образовательного учреждения опирающегося только на мнение потребителей, без учета ресурсов учреждения, возможно только в теории. На практике мы должны проанализировать возможности, слабые и сильные стороны образовательного учреждения. Эффективно провести данную работу можно, используя SWOT-анализ, технологию анализа и оценки сильных и слабых сто­рон, возможностей и угроз.

SWOT – это акроним слов «Strengts» (силы), «Weaknesses» (слабости), «Opportunities» (благоприятные возможности) и «Тhreats» (угрозы). Внутренняя обстановка органи­зации отражается в основном в S и W, а внешняя – в О и Т. Для проведения анализа с использованием данной технологии можно использовать возможности всего педагогического коллектива, организовав работу четырех творческих групп по каждому из факторов. Для эффективной и целенаправленной работы групп необходимо выдать таблицу, в которой представлены основные фак­торы, которые целесообразно учитывать в SWOT-анализе организаций.

Таблица 1.

Факторы, учитываемые в SWOT-анализе

Потенциальные внутрен­ние сильные стороны (S):

Потенциальные внутрен­ние слабости (W):

Четко проявляемая компе­тентность

Потеря некоторых аспектов компетентности

Адекватные финансовые ис­точники

Недоступность финансов, необходимых для изменения стратегии

Высокое искусство конкурен­тной борьбы

Рыночное искусство ниже среднего

Хорошее понимание потре­бителей

Отсутствие анализа инфор­мации о потребителях

Признанный рыночный лидер

Слабый участник рынка

Четко сформулированная стратегия

Отсутствие четко выражен­ной стратегии, непоследова­тельность в ее реализации

Использование экономии на масштабах производства, ценовое преимущество

Высокая стоимость продук­ции/услуг в сравнении с клю­чевыми конкурентами

Собственная уникальная тех­нология, лучшие производс­твенные мощности

Устарелые технология и обо­рудование

Проверенное надежное уп­равление

Потеря глубины и гибкости управления

Потенциальные внешние благоприятные возмож­ности (О):

Потенциальные внешние угрозы (Т):

Возможности обслуживания дополнительных групп пот­ребителей

Ослабление роста рынка, неблагоприятные демографи­ческие изменения 

Расширение диапазона воз­можных услуг

Ожесточение конкуренции



Благодушие конкурентов

Законодательное регулиро­вание цены 

Большая доступность ресур­сов

Чувствительность к неста­бильности внешних условий



По окончанию работы в группах заполняется обобщенная таблица SWOT-анализа (таблица 2), которая обсуждается, дополняется и корректируется всем коллективом. Для оценки значимости показателя для разных групп потребителей образовательной услуги можно провести дополнительную работу. Это поможет с данной категорией проводить более целенаправленную работу по формированию положительного образа, представляя им более важную для них информацию в первую очередь.

Таблица 2.

Обобщенные данные SWOT-анализа образовательного учреждения

Потенциальные внутрен­ние сильные стороны (S):

Потенциальные внутрен­ние слабости (W):





Потенциальные внешние благоприятные возмож­ности (О):

Потенциальные внешние угрозы (Т):






Включение педагогического коллектива в обсуждение проблемы создания имиджа школы возможно через организацию и проектирование структурных компонентов имиджа. Предложите педагогам распределиться на восемь микрогрупп по числу структурных компонентов: имидж образовательной услуги; имидж потребителей образовательной услуги; внутренний имидж школы; имидж основных руководителей школы; имидж педагогов (персонала); визуальный имидж школы; социальный имидж школы; бизнес-имидж школы. Каждая из групп должна будет определить структурные элементы и факторы (средства), обеспечивающие формирования данного компонента имиджа в своей школе, выделить, что в данном компоненте является для школы ключевым, в чем будет состоять привлекательность этого компонента для потребителей (родителей, детей, общественности), предложить стратегии создания имиджа.

Для работы групп выдается памятка, кратко характеризующая каждый из структурных компонентов имиджа образовательного учреждения.
Памятка для работы творческих групп по формированию структурных компонентов имиджа образовательного учреждения

Уважаемые коллеги!

Перед Вами стоит серьезная задача разработать содержание и стратегию развития структурных компонентов имиджа нашей школы. Это поможет нам оценить конкурентные преимущества школы, поднять значимость нашей работы в глазах детей, родителей и партнеров. Надеемся, что эта работа будет полезной для каждого из Вас, так как поможет Вам увидеть положительные результаты своей работы и перспективы дальнейшего развития.

В ходе работы вам необходимо решить четыре задачи:

- определить структурные элементы и факторы (средства), обеспечивающие формирования данного компонента имиджа в нашей школе;

- выделить, что в данном компоненте является для школы ключевым, системообразующим;

- обозначить, в чем будет состоять привлекательность этого компонента для потребителей (родителей, детей, общественности);

- предложить стратегии создания разрабатываемого структурного компонента имиджа.

Далее мы предлагаем материал, который поможет Вам более целенаправленно работать над поставленной задачей.

В середине 1980-х г. зарубежные исследователи выделили структуру имиджа организации, которую условно делят на восемь групп (компонентов).

Имидж услуги (товара). Имидж образовательной услуги составляют представления людей относительно уникальных характеристик, которыми, по их мнению, обладает товар, его способность в совершенства выполнять основную функцию и соответствовать показателям качества. Определяется потребительскими свойствами услуги: социальностью, функциональностью, надежностью, экологичностью.

Имидж потребителей образовательных услуг. Для товаров и услуг широкого потребления имидж пользователей товара включает представления о стиле жизни, общественном статусе и характере потребителей.

Внутренний имидж организации. Его основными детерминантами являются культура школы и социально-психологический климат.


Имидж основателя или основных руководителей школы. Формируется за счет не только внешнего вида, но и поведения, речи и умственных способностей руководителей.

Имидж персонала. Формируется, прежде всего, на основе прямого контакта с работниками школы. При этом каждый работник может рассматриваться как «лицо» организации, по которому судят о персонале в целом.

Визуальный имидж организации. Визуальный имидж школы – это представления о школе, субстратом которого являются зрительные ощущения, фиксирующие информацию об интерьере и экстерьере рекреаций, учебных кабинетов, внешнем облике педагогов, а также общешкольной символике (элементы фирменного школьного стиля).

Социальный имидж школы. Формирует представления у широкой общественности о социальных целях и роли школы в социальной, культурной и даже экономической жизни населенного пункта, района (в том числе через развитие некоторых социально-ориентированных проектов).

Бизнес-имидж школы. Здесь в качестве основных детерминантов выступают деловая репутация, соблюдение этических норм деятельности школы в осуществляемой ею предпринимательской деятельности, деятельности по осуществлению неких проектов с привлечением средств из разных источников, а также деловая активность школы.
Формирование имиджа школы с применением PR-технологий

PR (Pablic Relations), в переводе с английского, означает «связи с общественностью». Чаще всего это понятие ассоциируют с политикой, с многочисленными выборами. На самом деле связями с общественностью, даже не подозревая об этом, занимается практически каждое образовательное учреждение. Родительское собрание – это форма, обеспечивающая связь с общественностью. Работа с жителями микрорайона, детскими садами по приглашению первоклассников в определенную школу. Работа со спонсорами, шефскими организациями, депутатами. Все эти примеры говорят о том, что школы уже активно используют средства пиара, но чаще всего используют их по наитию.

Паблик рилейшнз – это попытка удовлетворить интерес к образовательному учреждению и его образовательным услугам путем передачи имеющейся информации через различные каналы, в основном, на бесплатной основе. Целью таких связей выступают различные материальные выгоды, которые получит образовательное учреждение. PR - это организация общественного мнения в целях наиболее успешной работы образовательного учреждения и повышения его репутации. Осуществляется разными путями, но, прежде всего через средства массовой информации.

Существует мнение, что разместить информацию о школе в СМИ можно только за деньги, но это далеко не так. Если у Вас происходит интересные события: социально значимая акция, победа педагогов или детей в престижных конкурсах, открытие нового класса, участие в масштабных событиях и т.д. - это может вызвать интерес журналистов из газет или с телевидения. Но, необходимо помнить, что оно должно быть интересным за пределами вашей школы, то есть быть социально ориентированным, решать чьи-то проблемы.

Сообщить о событиях, происходящих в школе можно рассылая пресс-релизы в печатные, электронные и телевизионные средства массовой информации. В заглавии пресс-релиза необходимо обязательно указать: кто проводит мероприятие, для кого и зачем, место и сроки проведения. Основное содержание должно быть посвящено краткому описанию структуры и содержания мероприятия. При написании текста используйте слова и выражения, которые не требуют от читателя знания специальных педагогических терминов или сущности педагогической деятельности. Грамотно составленный пресс-релиз, сообщающий об интересных для читателей или зрителей новостях, обязательно будет размещен в СМИ. Наряду с рассылкой пресс-релизов, необходимо лично приглашать журналистов печатных и электронных СМИ. Наиболее часто можно обращаться к СМИ районного и городского уровня, сложнее привлечь внимание областных или федеральных СМИ. Но, если вы считаете, что событие может быть интересно на уровне области или даже России, не стесняйтесь, зовите журналистов соответствующего уровня.

Из всех средств массовой информации, приглашение телевидения требует наибольшей предварительной работы со стороны образовательного учреждения. Постарайтесь в работе с журналистами придерживаться следующих правил:

  1. В начале работы корреспондента уточните, в какой передаче и в какой рубрике будет представлен материал о вашем событии, сколько времени в эфире займет рассказ. Важно узнать, сколько по времени и как планируют снимать сюжет, согласуйте свои предложения с планами журналистов.

  2. Следует понимать, что, как правило, оператор и корреспондент имеют достаточно плотный график и могут уделить ваше школе ограниченное количество времени. Поэтому, заранее определите ответственного из педагогов или администрации, кто будет сопровождать корреспондента, по ходу комментировать происходящее, так чтобы у него сложилось ясное представление о целях, особенностях события, о котором они будут монтировать репортаж.

  3. Покажите корреспонденту и оператору наиболее яркие и запоминающиеся эпизоды вашего праздника, события. Поэтому необходимо приглашать телевидение именно ко времени, когда можно будет снять самый яркий эпизод. Помните, телевидение – это, прежде всего, динамичная картинка, следовательно, основные персонажи репортажа должны совершать действия. Если это не возможно, вследствие особенностей события, например, победа учителя в заочном конкурсе, приготовьте диплом, пригласите коллег, учащихся, родителей, которые смогли бы рассказать о своем отношении к успеху данного педагога. Особенно удачным будет приглашение корреспондентов к окончанию последнего урока учителя-победителя, когда оператор может снять работу учителя с детьми на уроке.

  4. Подумайте о постановочных кадрах, так как не все события можно запечатлеть в реальном времени и темпе. Например, вы снимаете репортаж о Ярмарке, где все аттракционы, состязания, торговые ряды и прочие забавы уже давно начали свою работу. Поэтому когда вы будете показывать оператору, что можно снять на камеру, совершенно уместно будет попросить участников специально для телевидения спеть песню, поиграть в игру и т.д. Главное, чтобы приезд журналистов и создание постановочного сюжета не мешали проведению мероприятия.

  5. Если репортаж предполагает выступление, рассказ, заранее подготовьте его. Главное, чтобы текст был кратким, содержательным и понятным любому человеку не знающему специфику педагогической деятельности. Помните, во время монтажа на телевидении из длинного выступления обязательно сделают короткое, корреспондент выберет самое важное, и это «самое важное» может оказаться важным только для него, а не для вас.

  6. При ответах на вопросы интервью будьте краткими и отвечайте на поставленный вопрос без длинных вводных фраз. Помните об особенностях монтажа.

  7. В завершении работы с корреспондентом вручите ему пресс-релиз, в котором будет описано прошедшее событие, а также укажите имена, отчества, фамилии и должности всех, кто был активным участником репортажа (о ком был рассказ, кто давал интервью). Если корреспондент сам вел записи, попросите разрешения и проверьте правильность сделанных записей, особенно анкетных данных участников репортажа. Часто в фамилиях, должностях встречаются опечатки или неточности, потому что корреспондент записывал их на слух и мог допустить элементарную ошибку.

  8. Уточните время выхода репортажа и договоритесь о возможности переписать итоговый репортаж и черновой материал для архива учреждения. Чаще всего, корреспонденты готовы отдать вам весь материал, который вы сможете использовать затем для создания видео-летописи или показа на родительских собраниях, презентациях и других массовых мероприятиях.

Для создания положительного образа образовательного учреждения следует не забывать и о других средствах связи с общественностью:

Прямая (адресная) почтовая рассылка, ежегодная рассылка бывшим потребителям красочно оформленных календарей с символикой школы. Поздравительных открыток, благодарственных писем родителям.

Выставки и семинары. Во время проведения и участия в съездах, конференциях, выставках и других массовых мероприятиях распространять рекламную продукцию, касающуюся основной деятельности школы.

Презентации. Ввести в традицию проведение ежегодной, ежеквартальной презентации в различных районах города на площадках других учреждений. Приурочить проведение презентаций к большим праздникам: День района (города), День учителя, Новый год, Последний звонок, День чести школы и т.п.

Интернет реклама. Используйте возможности собственного Интернет-сайта, а также используйте сайты СМИ, для этого посылайте регулярно пресс-релизы.


Каталоги и буклеты. При разработке содержания и оформления данного вида рекламной продукции учитывайте, прежде всего, особенности восприятия информации потребителем. Для родителей, партнеров, попечителей, спонсоров необходимо правильная расстановка акцентов. Но, при этом не забывайте об учете сложившегося имиджа школы и соответствия разработанной стратегии развития.

Рекламные щиты и наружная реклама. Использование имеющихся микроавтобусов, штендеры или растяжки на территории школы, его фасаде, а также, если есть договоренность с муниципальными властями на оживленных улицах или пешеходных зонах в парках и т. п.

Телефонный маркетинг. Обзванивание родителей, попечителей, спонсоров и т.п. накануне нового учебного года или летних каникул с предложением ответить на краткую анкету по телефону.

Фирменные сувениры. Ручки, календарики, поделки воспитанников и т.п. можно вручать родителям, учащимся, гостям школы.


Использование существующих клиентов для привлечения новых.

Другие способы. Визитные карточки, издание методической литературы с рекламой школы, реклама в школьных печатных изданиях.
Роль Попечительского совета в формировании имиджа ОУ

В формирование положительного имиджа школы может играть Попечительский совет школы, важнейшей функцией которого выступает лоббирование интересов образовательного учреждения. Руководители, правильно понимающие значение данного органа государственно-общественного управления школой, активно привлекают к его работе родителей, депутатов, представителей общественных организаций, бизнесменов и т.п. Поэтому в рамках его деятельности крайне важно проводить PR-акции, привлекающие внимание, а затем и деньги для образовательного учреждения.


Организация работы с членами Попечительского совета и приглашенными на заседания заинтересованными представителями общественности должна быть представлена разнообразными формами. Заседания Попечительского совета могут начинаться с экскурсии по школе, показом приобретенного учебного оборудования в действии, видеоотчетом о проведенной акции и мероприятии, посещения праздника или торжественной церемонии и т.д. То есть, организуя взаимодействие с общественностью, важно, быть наглядным и убедительным, показывать реальную работу, проделанную школой, акцентировать внимание на её пользе для школьников и социального окружения.

Создание Попечительских советов в форме самостоятельной некоммерческой организации позволяет организовать перевод в него внебюджетных потоков из образовательного учреждения. Это является одним из методов налоговой оптимизации и обеспечения реальной самостоятельности образовательного учреждения. Оплата родителям дополнительных образовательных услуг предоставляемых школой через счета Попечительского совета может быть значительно ниже, за счет использования легальных схем оптимизации налогообложения, которые предоставляет государство некоммерческим организациям. Снижение платы за дополнительные образовательные и иные услуги, а, следовательно, возможность их расширения, является для родителей весомым аргументом при выборе образовательного учреждения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. В. Щербаков // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. № С. 39 46 icon3 Справочник руководителя образовательного учреждения

А. В. Щербаков // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. № С. 39 46 iconСправочник руководителя образовательного учреждения №05 май 2003
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 030600. 62 – журналистика (квалификация журналист)
А. В. Щербаков // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. № С. 39 46 iconПравила внутреннего трудового распорядка для работников образовательного...
Приказ руководителя образовательного учреждения о назначении ответственных лиц за организацию безопасной работы (издаётся ежегодно...
А. В. Щербаков // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. № С. 39 46 iconПриказ №1312 "Об утверждении Положения об организации и проведении...
О порядке аттестации лиц, претендующих на замещение вакантной должности руководителя краевого государственного образовательного учреждения,...
А. В. Щербаков // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. № С. 39 46 iconСправочник моя аптечка, Справочник лекарств, Зеленая аптека, Справочник Заболеваний

А. В. Щербаков // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. № С. 39 46 iconИмидж руководителя образовательного учреждения и его роль в управлении персоналом

А. В. Щербаков // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. № С. 39 46 iconПубличный доклад об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности...
Общая характеристика образовательного учреждения и условия его функционирования (экономические. Климатические, социальные и транспортные...
А. В. Щербаков // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. № С. 39 46 iconЗаместитель руководителя по увр
Обеспечивает системную образовательную и административно-хозяйственную работу образовательного учреждения
А. В. Щербаков // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. № С. 39 46 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Адаменко, Л. И. Портфолио дошкольника как инструмент комплексной диагностики / Л. И. Адаменко // Справочник старшего воспитателя...
А. В. Щербаков // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. № С. 39 46 iconСправочник классного руководителя №9, 2013 г
Автор: Пантелеева О. В., педагог-психолог мбоу гимназия городского округа г. Урюпинск Волгоградской области
А. В. Щербаков // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. № С. 39 46 iconДоклад о состоянии и результатах системы образования муниципального...
Основные направления деятельности образовательного учреждения на ближайшую перспективу. 36
А. В. Щербаков // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. № С. 39 46 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Наличие приказа руководителя образовательного учреждения о назначении ответственного за электрохозяйство
А. В. Щербаков // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. № С. 39 46 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Лушпаева Н. В. Русский язык как средство межнационального общения // ж. Справочник классного руководителя. 2013.№7. С. 73 78
А. В. Щербаков // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. № С. 39 46 iconРеферат «Руководитель образовательного учреждения» Модуль «Психология...
Психолого-педагогическая характеристика личности руководителя: его личностные качества и стиль руководства
А. В. Щербаков // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. № С. 39 46 iconПоложение о проведении II
О порядке аттестации лиц, претендующих на замещение вакантной должности руководителя краевого государственного образовательного учреждения,...
А. В. Щербаков // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2008. № С. 39 46 iconИсторический факультет
О порядке аттестации лиц, претендующих на замещение вакантной должности руководителя краевого государственного образовательного учреждения,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск