Единое графическое пространство школы





Скачать 69.84 Kb.
НазваниеЕдиное графическое пространство школы
Дата публикации14.04.2015
Размер69.84 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
Единое графическое пространство школы.
Алтынбекова Фатима Митхатовна, учитель ИЗО и черчения, МБОУ СОШ №5 г.Учалы, fat5ima@mail.ru
В едином образовательном пространстве школы обязательно должно найтись место для формирования единых графических умений и навыков. Ведь ни для кого не секрет, что всем нравится работать с чистыми, аккуратными, красиво и грамотно оформленными бумагами. При этом неважно, что это за документ: заявление на работу, ученическая тетрадь по какому-либо предмету, школьный дневник, отчет о проделанной работе, реферат, таблица, график или чертеж.

В наше время, когда во всех сферах деятельности в разы выросло количество различных бумаг (учителя испытали это на себе в первую очередь), очень важно, чтобы информация была ясно и четко оформлена.

Главная роль в развитии графических умений и навыков отводится урокам изобразительного искусства и черчения, но и учителя других предметов не должны оставаться в стороне. В каждой школе должно быть создано единое графическое пространство, включающее общие требования к оформлению тетрадей, дневников, альбомов, рефератов и определенный минимум графических знаний и навыков на каждый год обучения.

С чего же все начинается? В 1 классе графические навыки развиваются, в первую очередь, в процессе обучения детей письму. Процесс этот очень трудный и кропотливый и, как утверждают учителя начальных классов, он требует развития и закрепления умений и навыков, отличающихся от тех, что нужны при рисовании и черчении. И все-таки, приложив колоссальные усилия, эти учителя добиваются того, что почти все выпускники начальной школы приходят в среднее звено с хорошим почерком и умением оформлять работы чисто и аккуратно. Последнее напрямую связано с тем, что за грязь и неряшливость снижаются оценки.

В начальном звене дети изучают типы линий, геометрические фигуры, развертки, а по программе «Школа России 2100» изучают и геометрические тела. Первоначальные графические навыки даются детям на уроках ИЗО, технологии и математики. К сожалению, при переходе в среднее звено, преемственность в отработке и закреплении графических навыков теряется. Происходит это потому, что в 5-6 классе в математике нет геометрических построений, а часы технологии сокращены до такой степени, что для теории и практики по выполнению чертежей не осталось места.

В среднем и старшем звене графические навыки продолжают развиваться на уроках геометрии, физики, биологии, географии. От того насколько графически доступно и понятно может ученик передавать информацию в чертеже, схеме, рисунке, таблице или карте зависит поймет ли его учитель или любой другой человек, потому и нужна каждому ученику определенная графическая культура.

Главным предметом, который совершенствует графические навыки учащихся, остается изобразительное искусство. Но при одном единственном часе в неделю времени для отработки и закрепления навыков явно недостаточно. Изобразительная деятельность включает практическую деятельность учащихся в области графики и живописи. Это предполагает развитие художественно-графических умений и навыков учащихся, сознательное использование средств выразительности в процессе самостоятельной художественно-творческой работы. Линия, штрих, тон, точка, пятно, цвет рассматриваются как основные средства выразительности. Знание выразительных средств, различные приемы работы разнообразными материалами позволяет учащимся создавать неповторимые художественные образы.

В нашей школе вошло в традицию вывешивать в коридорах лучшие работы детей. Во-первых, рисунок в красивой рамке с подписью повышает самооценку ученика и является предметом его гордости, во-вторых, он еще и школу украшает.

На уроках декоративно-прикладного искусства графические навыки развиваются более целенаправленно. Так как черчение сейчас не изучают, на уроках ДПИ приходится обучать детей проведению различных типов линий, делению отрезков на равные части, делению окружностей и построению правильных многоугольников, построению сопряжений, выполнению разверток и моделированию. Составляя геометрически правильные орнаменты, ребята учатся ритму, точности и четкости, а раскрашивая их, они приобретают твердость руки, хороший глазомер и умение гармонично сочетать цвета.

Несколько часов в каждом классе приходится посвящать шрифтовой работе. Считаю необходимым знакомить с различными шрифтами, техникой их написания, материалами для шрифтовой работы и правилами оформления стенгазет. В любой школе регулярно выпускаются стенгазеты. Увы, они не всегда привлекают внимание из-за неграмотного оформления. Газеты выпускаются к различным датам, по предметам, общешкольные, поздравительные. Для стенгазет в школе должны быть строго определенные места, чтобы не портить стены. Главное в газете – мысли, высказанные в заметках и статьях, а не огромный заголовок, ненужные украшения. Статьи лучше печатать на отдельных листах, так же как и рисунки, и карикатуры. Перед вывешиванием газету должен проверить и одобрить редакционный совет, созданный из учеников и учителей. Красивая, грамотная и аккуратная газета украсит школу и повлияет на художественный вкус учеников.

Красивый и выразительный шрифт в надписи необходим и при рисовании плакатов. В течение учебного года нашим ученикам приходится неоднократно участвовать в конкурсах, проводимых МЧС, ГИБДД, Башкирским заповедником и другими организациями. В плакатах на темы «Ради жизни на земле», «Безопасная дорога детства», «Спасите первоцветы» и многих других рисунок должен гармонично сочетаться с надписью, которая к тому же несет важную информацию. Поэтому изучение разных видов шрифта, технику выполнения шрифтовых работ различными материалами я включаю в уроки ИЗО с 5 по 9 класс включительно.

Графические изображения понятны народам разных стран и у многих народов есть очень похожие графические знаки и символы, которые пришли к нам из окружающего мира. Графическая основа башкирского искусства – одна из составляющих графической грамотности учащихся. На уроках башкирского языка, истории и культуры Башкортостана, изобразительном искусстве есть много возможностей вести целенаправленную комплексную работу по изучению башкирского народного искусства. Народное искусство на уроках изобразительного искусства, несомненно, является действенным средством эстетического воспитания. Народное искусство, национальное по содержанию, способно воздействовать на духовное развитие человека, на формирование патриотических и интернациональных чувств, передачу богатого многовекового опыта народа. Народное искусство должно занимать особое место в школьной системе образования.

Более всего в народном искусстве для развития графических навыков подходит орнамент. Ученые считают, что в народном орнаменте отложилась тысячелетняя мудрость народа. Башкирский орнамент, основу которого составляет тотемическая тамга, вобрал в себя самые сильные свойства духа башкирского народа. При рисовании кускара учащиеся используют элементы сопряжения, при составлении орнамента из ромбов, многоугольников, восьмиконечных звезд пользуются измерительными инструментами, при переводе орнаментов в аппликацию они развивают мелкую моторику пальцев, а при подборе цвета используют свои знания по его символике. Изготовление орнамента в технике силуэта развивает творческие способности детей, приучает к усидчивости, аккуратности, дает возможность воспитания чувства взаимопомощи и поддержки при работе в парах и в коллективе. После оформления и выставки готовых работ увидев красоту, сотворенную своими руками, ребята чувствуют себя мастерами, причастными к культурному наследию своих предков.

Наибольший эффект при изучении народного искусства достигается благодаря интегрированным урокам: ИКБ+музыка («Башкирский народный эпос»), ИКБ+ИЗО («Народное промыслы»), башкирский язык + музыка+ИЗО (« Сабантуй»).

Мой многолетний опыт привел меня к убеждению, что графическая грамота – одна из дисциплин, в изучении которой учащиеся ВУЗов и ССУЗов испытывают наибольшую трудность. Вероятно, это объясняется недооценкой графической грамоты, которая в школьных расписаниях именовалась «черчением». Если и раньше разрыв в освоении курса графики между школьными и вузовскими программами ощущался довольно остро, то сейчас, когда предмет «черчение» исчез из учебных планов общеобразовательных школ, студентам технических ВУЗов не позавидуешь…

В существовавших ранее программах по черчению говорилось, что «Черчение» понимается как учебная дисциплина, изучающая графический язык общечеловеческого общения, основанный на системе методов и способов графического отображения, передачи и хранения информации. Целью обучения является формирование графической культуры, развитие мышления и творческого потенциала личности. Формирование графической культуры – это процесс овладения графическим языком, используемым в технике, науке, производстве, дизайне и других областях деятельности. В этом процессе развивается пространственное, логическое, абстрактное мышление, формируется конструкторская смекалка.

Потеряв черчение, мы теряем будущих Кулибиных, Ползуновых, Циолковских. Большинство выпускников нашей школы поступают в технические учебные заведения, так как мы живем в промышленном городе. Те, кто изучал черчение в 10 физико-математическом классе, кто участвовал в олимпиадах по черчению, особых трудностей в учебе не испытывают. Остальным студентам начертательная геометрия и инженерная графика дается с большим трудом. А ведь для процветания нашего государства нужна грамотная и творческая техническая интеллигенция, высококвалифицированные рабочие, и потому черчение в школу нужно вернуть.

Вернуть черчение нужно на качественно новом уровне. Нужно развивать способности учащихся выражать мысли графическими средствами как на бумаге, так и на компьютере. Современные программы по черчению с компьютерными технологиями уже разработаны и апробированы Ботвинниковым А.Д., Степаковой В.В., есть интересные разработки преподавателей БГПУ им. Акмуллы.

Г.Ф.Хакимов – доцент кафедры графики БГПУ на протяжении многих лет занимается вопросами практической графики. Учителям ИЗО и черчения нашей республики хорошо знакомы его работы. Благодаря Гансу Фатхылбаяновичу и его единомышленникам у нас еще существует черчение в виде спецкурсов в профильных классах, в виде включений практической графики в уроки изобразительного искусства и в виде Республиканской олимпиады по черчению.

Хотелось бы верить, что формирование графической культуры современных школьников не будет заканчиваться в 9-х классах на уроках изобразительного искусства, а пройдя красной нитью через весь школьный период, найдет достойное завершение и в выпускных классах школы. В результате мы получим инженеров и технологов, архитекторов и дизайнеров, клерков и учителей, владеющих высокой графической культурой, умеющих создавать, передавать и хранить любую информацию, прекрасных специалистов в своей области.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Единое графическое пространство школы iconАнализ учебно воспитательной работы школы за 2012 2013 учебный год
«Единое информационное пространство школы как средство социализации личности» решая поставленные задачи
Единое графическое пространство школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Единое графическое пространство школы iconТема школы: Формирование ценности образования в адаптивной системе...
Воспитательная: Способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность
Единое графическое пространство школы iconХарактеристика
Сетевой Город. Образование – комплексная программная информационная система, объединяющая в единую сеть школы и органы управления...
Единое графическое пространство школы iconБилеты по истории. Билет №1
Анализ социокультурной сферы интеграции в Единое экономическое пространство 30
Единое графическое пространство школы iconВведение в философскую феноменологию
Анализ социокультурной сферы интеграции в Единое экономическое пространство 30
Единое графическое пространство школы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Система представляет собой непрерывный процесс вхождения ребёнка в единое образовательное пространство. Но вследствии рассогласованности...
Единое графическое пространство школы iconИнструкция для родителей по использованию аису «Сетевой город. Образование»
Сетевой Город. Образование – комплексная программная информационная система, объединяющая в единую сеть школы и департамент образования...
Единое графическое пространство школы iconПрограмма вступительных испытаний по истории Восточные славяне в...
Анализ социокультурной сферы интеграции в Единое экономическое пространство 30
Единое графическое пространство школы iconОтчет по результатам социологического исследования социокультурных последствий интеграции в еэп
Анализ социокультурной сферы интеграции в Единое экономическое пространство 30
Единое графическое пространство школы icon«Единое образовательное пространство в мсош№40 (дошкольное отделение...
Разработка методов государственного регулирования процессов рождаемости, смертности, брачности и разводимости
Единое графическое пространство школы iconПлан работы и решения секционных заседаний рмо азнакаевского муниципального...
Тема: «Единое информационное пространство, обеспечивающее современное качество образования»
Единое графическое пространство школы iconВсемирная история: единое научно-образовательное пространство
России и за рубежом, овладения современными исследовательскими методами и методиками, обсуждения животрепещущих проблем и реализации...
Единое графическое пространство школы iconРеферат по информатике Дементьев Евгений, ученик 9«А» класса
Сегодня множество людей неожиданно для себя открывают существование глобальных сетей, объединяющих компьютеры во всем мире в единое...
Единое графическое пространство школы iconУрок-исследование по теме: "Графическое исследование уравнений"
Развить навыки решения целого уравнения высших степеней, графическое решение систем уравнений
Единое графическое пространство школы iconМетодические рекомендации по организации самостоятельной учебной,...
Методические рекомендации для учителей и школьников по работе с современными социальными веб-сервисами для включения информационных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск