Скачать 327.21 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт математики и информатики Факультет прикладной информатики Кафедра прикладной информатики в управлении УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСучебной дисциплины «ТЕОРИЯ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ» 080500.62 «Бизнес - информатика» Квалификация (степень) выпускника «бакалавр» Профиль подготовки «Технологическое предпринимательство» Форма обучения очная Курс 2 Семестр 1 Москва 2011 Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 080500.62 «Бизнес - информатика» Автор: доцент кафедры прикладная информатика в управлении факультета прикладной информатики Института математики и информатики, к.т.н. В. Ш. Крупник Рецензенты: д.т.н., профессор Дикарев В.А. к.т.н., доцент Офицеров В.П. Программа одобрена на заседании кафедры прикладной информатики в управлении от «_____» _______________ 20011 г., протокол № _____ Заведующий кафедрой прикладная информатика в управлении В.П. Офицеров ЧАСТЬ I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели дисциплины: изучить подходы к анализу закономерностей функционирования и построения систем, методов и моделей и, как результат, освоить знание технологии принятия управленческих решений. Задачи дисциплины:
Место дисциплины в учебном процесе: 2-ой курс (3-ый семестр) по очной форме обучения (бакалавриат, полный срок обучения). Бакалавры должны предварительно изучить курсы по программе бакалавров или специалистов «математический анализ», «дискретная математика». Общая трудоемкость дисциплины в соответствие с ФАГОС: 3 зачетные единицы (108 час.). Количество аудиторных часов: 38, из них лекции 20 час., практические занятия 18 час. Отчетность по дисциплине: в 5 семестре - зачет. 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций Общекультурные компетенции: способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики (ОК-2); способен самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремится к саморазвитию (ОК-5); способен понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества (ОК-7); способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-8); способен свободно пользоваться русским языком и одним из иностранных языков на уровне, необходимом для выполнения профессиональных задач (ОК-9); Профессиональные компетенции: способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра (ПК-3); способен осуществлять и обосновывать выбор проектных решений по видам обеспечения информационных систем (ПК-5); способен применять к решению прикладных задач базовые алгоритмы обработки информации, выполнять оценку сложности алгоритмов, программировать и тестировать программы (ПК-10); способен принимать участие в реализации профессиональных коммуникаций в рамках проектных групп, презентовать результаты проектов и обучать пользователей ИС (ПК-14); способен проводить оценку экономических затрат на проекты по информатизации и автоматизации решения прикладных задач (ПК-15); способен оценивать и выбирать современные операционные среды и информационно-коммуникационные технологии для информатизации и автоматизации решения прикладных задач и создания ИС (ПК-16); способен применять методы анализа прикладной области на концептуальном, логическом, математическом и алгоритмическом уровнях (ПК-17); способен анализировать рынок программно-технических средств, информационных продуктов и услуг для решения прикладных задач и создания информационных систем (ПК-19); способен применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК-21). В результате изучения дисциплины студент должен: знать: определения, свойства и значения следующих понятий: цель, функция, системность, система, модель, элемент системы, среда, связи между элементами, надсистема, подсистема, управление, обратная связь, многообразие, информация, энтропия, адаптация, формализация, целостность, когнитивность. уметь: применять теоретические понятия и факты для: построения дерева целей создания или изменения заданного объекта, построения теоретико - множественной модели, построения математической модели, классификации построенной системы, организации работы экспертной группы с целью формирования или выбора альтернатив, выбора доминирующих показателей в условиях сложной экспертизы, получения оценок в условиях неопределенности. владеть: знаниями и представлениями об основных этапах становления ОТС как научной дисциплины; о мировоззренческом, научном и прикладном значении ОТС и системного анализа; о месте ОТС и системного анализа в системе научного знания. 4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ (в часах и зачетных единицах)
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ЕЕ РАЗДЕЛОВ Тема 1. Введение. Понятие цели. Общая схема проведения системного анализа Место системного анализа и теории систем в современной науке. Принципы системного подхода. Определение цели, закономерности целеобразования, виды и формы представления структур целей. Последовательность действий при проведении системного анализа. Природа целей системного исследования. Цели и функции. Тема 2. Мозговой штурм Этапы проведения мозгового штурма. Практика проведения мозгового штурма. Использования мозгового штурма для анализа и построения дерева целей. Тема 3. Методики структуризации и анализа целей и функций систем управления Проблематика. Методы структурирования целей. Методики: «Паттерн», «узнать, создать, организовать», «характеристика организации, характеристика управления, цикл принятия управленческих решений», «долгосрочная, среднесрочная и краткосрочная перспективы», диаграмма Исикавы, страты, слои. Ошибки при построении дерева целей. Примеры применения методов структурирования целей к решению конкретных задач. Тема 4. Понятие «Система». Классификация систем. Структуры Системы и закономерности их функционирования и развития. Основные понятия, характеризующие строение и функционирование систем: элемент, связь, подсистема, среда, структура, Тема 5. История развития науки о системах Тектоника, общая теория систем Берталанфи, кибернетика. Тема 6. Модель. Моделирование. Цель как модель Понятие модели. Цель как модель. Познавательные и прагматические модели. Типы моделей. Виды моделирования. Тема 7. Устойчивость и развитие, переходные процессы. Обратная связь, элементы теории адаптивных систем Пространство состояний. Фазовая плоскость. Понятие устойчивости динамической модели системы. Динамическая система. Виды элементарных динамических звеньев динамической модели. Обратная связь. Закон необходимого разнообразия Эшби. Адаптация. Тема 8. Построение систем и их теоретико – множественных моделей. Классификация систем Выделение функциональных связей между элементами системы. Входные и выходные параметры. Теоретико - множественная модель системы. Переход от теоретико – множественной модели к экстремальной задаче. Классификация систем. Тема 9. Классификация методов представления систем. Формальные методы и методы, направленные на активизацию интуиции Формальные методы и методы, направленные на активизацию интуиции. Выбор и условия применения методов. Обзор методов. Тема 10. Критерии. Математические модели в системном анализе Критерии. Свертка критериев. Задачи линейного, выпуклого, целочисленного, динамического программирования. Задачи на графах. Понятие об игровых моделях. Имитационные модели. Тема 11. Постановка экстремальной задачи на примере задач линейного программирования Модели, приводящие к постановке задач линейного программирования. Примеры для самостоятельной работы. Тема 12. Специальные методы теории систем: информационный подход к анализу систем, структурно-лингвистическое моделирование, ситуационное управление Информационный подход. Понятие информации. Измерение информации. Мера Хартли. Мера Шеннона. Энтропия. Семантическая мера информация. Ценность информации. Лингвистические переменные, описание ситуации, управление ситуациями. Тема 13. Схемы систем организационного управления. Протокол IDEFO Цели и функции в различных системах управления. Линейные, штабные, матричные, дивизионные, многомерные системы и их модификации. Понятие бизнес - процесса в организации. Протокол IDEFO. Блок, связи, структура уточнения. Тема 14. Применение метода экспертных оценок. Процедура многомерного выбора Решение задачи многокритериального выбора при нескольких, в общем случае, противоречивых критериях. Тема 15. Оценка сложных систем в условиях риска и неопределенности Условия риска и условия неопределенности. Критерии среднего выигрыша, достаточного основания (критерий Лапласа), осторожного наблюдателя (критерий Вальда), пессимизма-оптимизма (критерий Гурвица), минимального риска (критерий Севиджа). Тема 16. Когнитивный подход в теории систем и системном анализе Когнитивная (познавательно-целевая) структуризация знаний об исследуемом объекте. Когнитивные карты. Построение когнитивной модели. 6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература:
Дополнительная литература:
7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Для проведения лекционных и практических занятий требуется аудитория на курс, оборудованная меловой или интерактивной доской, мультимедийным проектором с экраном. ЧАСТЬ II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И ПЛАН ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. ЛЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ |
Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория систем и системный анализ» Учебно-методический комплекс дисциплины включает следующие документы и материалы | Реферат на тему эссе на тему d. Дисциплина «Методика преподавания классического танца» Дисциплины: «Теория управления», «Исследование систем управления», «Теория организации», «Методология науки, системный подход и системный... | ||
Рабочая программа Учебной дисциплины «теория систем и системный анализ» Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Системный анализ Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и на основании примерной учебной программы данной... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Системный анализ эффективности... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс дисциплины Теория самоорганизации биологических систем Разработчики Учебно-методический комплекс дисциплины Теория самоорганизации биологических систем | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине теория бухгалтерского... При разработке учебно – методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по... Государственный образовательный стандарт по направлению бакалаврской подготовки «Системный анализ и управление» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Системный анализ и теория управления» Цель курса «Системный анализ и теория управления» является формирование у студентов системы знаний по теории управления, развитие... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория экономических информационных систем» Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Контрольная работа №3 по курсу «Теория систем и системный анализ» | Конспект лекций по дисциплине: теория систем и системный анализ санкт-Петербург... Выбор показателя эффективности, математическая постановка задачи | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Теория обучения второму иностранному языку» Специальность: 0226к00 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» | Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «инвестиционный анализ» Учебно-методический комплекс разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Содержит учебно-тематический... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста» Учебно-методический комплекс дисциплины «Филологический анализ текста» составная часть ооп впо по направлению 032700. 62 «Филология»... | Учебно-методический комплекс дисциплины «Лингвистический анализ текста» Учебно-методический комплекс дисциплины «Лингвистический анализ текста» составная часть ооп впо по направлению 032700. 62 «Филология»... |