Скачать 39.07 Kb.
|
А.К.Петрова, Е.Е.Кобелева МБОУ лицей №1 города Кунгура Компьютерное тестирование и формирование самооценочного суждения как компонента УУД (на примере обучения химии в 8 и 10 классах) В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. Это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Между тем проверка показывает, что именно навык самоконтроля обычно оказывается наиболее слабо сформированным у учащихся. Исследования, проведенные нами, только подтверждают данную мысль. Так, при изучении химии в 8 классе после проведения диагностики уровня сформированности самооценочного суждения, оказалось, что учащиеся данного возраста либо не хотят себя оценивать, либо склонны к завышенной самооценке. Таким образом, нами была выявлена проблема и намечены пути её решения. Целью данной работы является выявление применения компьютерного тестирования учащихся на формирование их самооценочного суждения. Объектом исследования были учащиеся 8 и 10 классов МБОУ лицея №1 города Кунгура, содержание тестовых заданий было выстроено на содержании материала химии. Задачи:
Первый путь, с которого мы начали выстраивать работу – это обучение учащихся пониманию того, а зачем человеку необходимо себя оценивать? Мы начали выстраивать этот процесс, обучая действиям через сравнение по образцу, взаимооценку и самоконтроль. Второй путь, который мы выделили – это вовлечение самих учащихся в оценку своей учебной деятельности. Для этого нами была придумана игровая форма – тренажерный зал. В рамках этой формы, используя пакет программ для создания тестов My TestStudent, нами были созданы компьютерные тесты для самоконтроля по изучаемым темам и вопросам курса химии 8 и 10 класса. Программа MyTestEditor из данного пакета позволяет создавать тестовые задания различных типов: Кроме того, имеется возможность работать не только с текстами, но и с изображениями, иллюстрирующими вопрос либо ответ. Результаты решения теста сохраняются в файле (для преподавателя) и выводятся на экран в виде круговой диаграммы (для учащегося). Тестирование в педагогике выполняет три основные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную. Если диагностическая функция самая явная, то для формирования обучающей и воспитательной функции нами были использованы дополнительные меры стимулирования учащихся, а также возможность применения тестовых заданий для дополнительной тренировки и совместный разбор результатов теста. Содержание заданий было самым разнообразным – на понимание, тренировку памяти, определение того или иного понятия, обобщение понятий, объяснение, перенос знаний в незнакомую ситуацию. Такой подход к составлению заданий учит мыслить самостоятельно и постепенно приводит к принятию задачи и пооперационному выполнению всех предлагаемых действий, что и является основными критериями сформированности регулятивных учебных действий. Как относятся к тестам ученики? Для ответа на этот вопрос учащимся 8 и 10 классов была предложена небольшая анкета: Выделите (обведите) свой вариант ответа. Класс________________ 1. Обычно я осмысленно отвечаю на вопросы теста, не рассчитывая на удачу Да / Нет. 2. Если бы я мог (могла) выбирать между ответом на вопросы теста и выполнением письменной работы с развернутым ответом, то я бы предпочел (предпочла) тест Да / Нет. 3. При решении теста я предпочитаю вопросы с одним вариантом ответа / задания разных типов. 4. Я предпочитаю решать электронные тесты / печатные тесты. 5. Я считаю, что оценка за тест объективно оценивает мои знания по теме (в случае отрицательного ответа поясните завышена эта оценка или занижена, на ваш взгляд) Да/ Нет. _____________________________________________________________________________ 6. При решении теста я понял, что в данной теме я разобрался / не понял некоторые моменты / совсем не разобрался 7. Ваши пожелания / ваше мнение школьной о тестовой системе _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ По результатам анкетирования можно сказать следующее. Учащиеся старших классов предпочитают решать тесты, а не выполнять полнотекстовые контрольные работы (100%). Подавляющее большинство учащихся действительно решают тест, а не пытаются угадать ответ (88%), хотя не все и не всегда полностью разбираются в теме. Учащиеся предпочитают решать печатные тесты (85%), а не электронные. Одним из недостатков тестовой системы называются возможность случайно угадать ответ, либо возможность списать у соседа. Тем не менее, учащиеся предпочитают решать альтернативные задания, задания по одиночному выбору – с одним возможным вариантом ответа (77%). Выводы:
Литература:
|
Правила приема граждан на обучение по программам подготовки научно-педагогических... На основании решения ученого совета фгбу «нии онкологии им. Н. Н. Петрова» Минздрава России от 21. 04. 2015, протокол №5 | Рабочая программа по истории 9 класса. По учебникам Н. В. Загладина,... По учебникам Н. В. Загладина, С. Т. Минкова, С. И. Козленке, Ю. А. Петрова История России ХХ век; Н. В. Загладина Всеобщая история.... | ||
Учебном году учителя школы реализуют умк «Планета знаний» под редакцией... В 2013-2014 учебном году учителя школы реализуют умк «Планета знаний» под редакцией И. А. Петрова | Программа минимум кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 09 «Фольклористика» Протокол №1 от Г. В. Негодова З. И. Петрова | ||
Рабочая программа по курсу географии «Землеведение» 5 6 классы Протокол №1 от Г. В. Негодова З. И. Петрова | I. Характеристика состава учащихся Петрова И. А. (Кудинова И. А.) находится в отпуске по уходу за ребенком до трех лет | ||
Публичный доклад моу сош им. А. С. Попова Калиниченко Т. С., Петрова Е. В., Тарасова Л. А., заместитель директора по вр – Синицына Г. В.] | Петрова Н. Н. Психология для медицинских специальностей Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития | ||
Доклад учителя физической культуры мбоу сош №3 Петрова Е. М Организация индивидуального подхода на основе классификации учащихся по психологическим особенностям личности | Петрова Алла Викторовна 2012 год пояснительная записка рабочая программа Муниципальное образовательное учреждение «Абакановская средняя общеобразовательная школа» | ||
Управление по делам образования г. Челябинска Петрова Татьяна Рудольфовна заместитель директора по учебно-методической работе, руководитель «Школы молодого учителя» | Сведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой и оборудованием* Рецензенты: Е. И. Петрова, доцент, зав кафедрой трудового и экологического права Юридического института | ||
О. С. Петрова Рассмотрено и принято Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №10 разработана Методическим... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Петрова Елена Анатольевна, учитель изобразительного искусства, I квалификационная категория | ||
Новгородский государственный университет имени ярослава мудрого Журнал "Весы" (1904-1909 гг.). Указатель содержания / Составители: Т. В. Игошева, Г. В. Петрова. Великий Новгород, 2002. с | Т. А. Петрова Управление образования Администрации Тяжинского района Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |