А. К. Петрова, Е. Е. Кобелева





Скачать 39.07 Kb.
НазваниеА. К. Петрова, Е. Е. Кобелева
Дата публикации18.08.2013
Размер39.07 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы
А.К.Петрова, Е.Е.Кобелева

МБОУ лицей №1 города Кунгура

Компьютерное тестирование и формирование самооценочного суждения как компонента УУД (на примере обучения химии в 8 и 10 классах)

В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. Это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Между тем проверка показывает, что именно навык самоконтроля обычно оказывается наиболее слабо сформированным у учащихся. Исследования, проведенные нами, только подтверждают данную мысль. Так, при изучении химии в 8 классе после проведения диагностики уровня сформированности самооценочного суждения, оказалось, что учащиеся данного возраста либо не хотят себя оценивать, либо склонны к завышенной самооценке. Таким образом, нами была выявлена проблема и намечены пути её решения.

Целью данной работы является выявление применения компьютерного тестирования учащихся на формирование их самооценочного суждения.

Объектом исследования были учащиеся 8 и 10 классов МБОУ лицея №1 города Кунгура, содержание тестовых заданий было выстроено на содержании материала химии.

Задачи:

  1. составление компьютерных тестов для организации тренировочного самоконтроля учащихся;

  2. проведение анкетирования учащихся;

  3. сравнение анкет по результатам тестирования для учащихся разного возраста.

Первый путь, с которого мы начали выстраивать работу – это обучение учащихся пониманию того, а зачем человеку необходимо себя оценивать? Мы начали выстраивать этот процесс, обучая действиям через сравнение по образцу, взаимооценку и самоконтроль.

Второй путь, который мы выделили – это вовлечение самих учащихся в оценку своей учебной деятельности. Для этого нами была придумана игровая форма – тренажерный зал. В рамках этой формы, используя пакет программ для создания тестов My TestStudent, нами были созданы компьютерные тесты для самоконтроля по изучаемым темам и вопросам курса химии 8 и 10 класса. Программа MyTestEditor из данного пакета позволяет создавать тестовые задания различных типов:

Кроме того, имеется возможность работать не только с текстами, но и с изображениями, иллюстрирующими вопрос либо ответ. Результаты решения теста сохраняются в файле (для преподавателя) и выводятся на экран в виде круговой диаграммы (для учащегося).
Тестирование в педагогике выполняет три основные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную. Если диагностическая функция самая явная, то для формирования обучающей и воспитательной функции нами были использованы дополнительные меры стимулирования учащихся, а также возможность применения тестовых заданий для дополнительной тренировки и совместный разбор результатов теста.

Содержание заданий было самым разнообразным – на понимание, тренировку памяти, определение того или иного понятия, обобщение понятий, объяснение, перенос знаний в незнакомую ситуацию.

Такой подход к составлению заданий учит мыслить самостоятельно и постепенно приводит к принятию задачи и пооперационному выполнению всех предлагаемых действий, что и является основными критериями сформированности регулятивных учебных действий.

Как относятся к тестам ученики? Для ответа на этот вопрос учащимся 8 и 10 классов была предложена небольшая анкета:
Выделите (обведите) свой вариант ответа.

Класс________________

1. Обычно я осмысленно отвечаю на вопросы теста, не рассчитывая на удачу Да / Нет.

2. Если бы я мог (могла) выбирать между ответом на вопросы теста и выполнением письменной работы с развернутым ответом, то я бы предпочел (предпочла) тест Да / Нет.

3. При решении теста я предпочитаю вопросы с одним вариантом ответа / задания разных типов.

4. Я предпочитаю решать электронные тесты / печатные тесты.

5. Я считаю, что оценка за тест объективно оценивает мои знания по теме (в случае отрицательного ответа поясните завышена эта оценка или занижена, на ваш взгляд) Да/ Нет.

 _____________________________________________________________________________
6. При решении теста я понял, что в данной теме я разобрался / не понял некоторые моменты / совсем не разобрался

7. Ваши пожелания / ваше мнение школьной о тестовой системе

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________
По результатам анкетирования можно сказать следующее. Учащиеся старших классов предпочитают решать тесты, а не выполнять полнотекстовые контрольные работы (100%). Подавляющее большинство учащихся действительно решают тест, а не пытаются угадать ответ (88%), хотя не все и не всегда полностью разбираются в теме. Учащиеся предпочитают решать печатные тесты (85%), а не электронные. Одним из недостатков тестовой системы называются возможность случайно угадать ответ, либо возможность списать у соседа. Тем не менее, учащиеся предпочитают решать альтернативные задания, задания по одиночному выбору – с одним возможным вариантом ответа (77%).

Выводы:

  1. у учащихся 8 и 10 классов возможно формировать как регулятивные учебные действия, так и прежде всего, навык самоконтроля.

  2. использование игровых форм даёт возможность формировать не только деятельностный, но и эмоциональный, и когнитивный компоненты учебных действий.


Литература:

  1. Лернер Г.И. Стандарты нового поколения и формирование универсальных учебных действий // Биология в школе №7, 2011, с. 24 – 31.

  2. Цейтлина Е.Ю. Развитие оценочной самостоятельности учащихся в современной школе. Автореферат дисс. http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-01

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. К. Петрова, Е. Е. Кобелева iconПравила приема граждан на обучение по программам подготовки научно-педагогических...
На основании решения ученого совета фгбу «нии онкологии им. Н. Н. Петрова» Минздрава России от 21. 04. 2015, протокол №5
А. К. Петрова, Е. Е. Кобелева iconРабочая программа по истории 9 класса. По учебникам Н. В. Загладина,...
По учебникам Н. В. Загладина, С. Т. Минкова, С. И. Козленке, Ю. А. Петрова История России ХХ век; Н. В. Загладина Всеобщая история....
А. К. Петрова, Е. Е. Кобелева iconУчебном году учителя школы реализуют умк «Планета знаний» под редакцией...
В 2013-2014 учебном году учителя школы реализуют умк «Планета знаний» под редакцией И. А. Петрова
А. К. Петрова, Е. Е. Кобелева iconПрограмма минимум кандидатского экзамена по специальности 10. 01. 09 «Фольклористика»
Протокол №1 от Г. В. Негодова З. И. Петрова
А. К. Петрова, Е. Е. Кобелева iconРабочая программа по курсу географии «Землеведение» 5 6 классы
Протокол №1 от Г. В. Негодова З. И. Петрова
А. К. Петрова, Е. Е. Кобелева iconI. Характеристика состава учащихся
Петрова И. А. (Кудинова И. А.) находится в отпуске по уходу за ребенком до трех лет
А. К. Петрова, Е. Е. Кобелева iconПубличный доклад моу сош им. А. С. Попова
Калиниченко Т. С., Петрова Е. В., Тарасова Л. А., заместитель директора по вр – Синицына Г. В.]
А. К. Петрова, Е. Е. Кобелева iconПетрова Н. Н. Психология для медицинских специальностей
Ставропольская государственная медицинская академия Министерства здравоохранения и социального развития
А. К. Петрова, Е. Е. Кобелева iconДоклад учителя физической культуры мбоу сош №3 Петрова Е. М
Организация индивидуального подхода на основе классификации учащихся по психологическим особенностям личности
А. К. Петрова, Е. Е. Кобелева iconПетрова Алла Викторовна 2012 год пояснительная записка рабочая программа
Муниципальное образовательное учреждение «Абакановская средняя общеобразовательная школа»
А. К. Петрова, Е. Е. Кобелева iconУправление по делам образования г. Челябинска
Петрова Татьяна Рудольфовна заместитель директора по учебно-методической работе, руководитель «Школы молодого учителя»
А. К. Петрова, Е. Е. Кобелева iconСведения об обеспеченности образовательного процесса учебной литературой и оборудованием*
Рецензенты: Е. И. Петрова, доцент, зав кафедрой трудового и экологического права Юридического института
А. К. Петрова, Е. Е. Кобелева iconО. С. Петрова Рассмотрено и принято
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №10 разработана Методическим...
А. К. Петрова, Е. Е. Кобелева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Петрова Елена Анатольевна, учитель изобразительного искусства, I квалификационная категория
А. К. Петрова, Е. Е. Кобелева iconНовгородский государственный университет имени ярослава мудрого
Журнал "Весы" (1904-1909 гг.). Указатель содержания / Составители: Т. В. Игошева, Г. В. Петрова. Великий Новгород, 2002. с
А. К. Петрова, Е. Е. Кобелева iconТ. А. Петрова Управление образования Администрации Тяжинского района
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск