Руководство для решения повседневных проблем. М.: "Приор-издат", 2003. 272 с.  Введение





НазваниеРуководство для решения повседневных проблем. М.: "Приор-издат", 2003. 272 с.  Введение
страница1/35
Дата публикации20.08.2013
Размер4.4 Mb.
ТипРуководство
100-bal.ru > Информатика > Руководство
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35










Добротворский И.Л.
Самоменеджмент: Эффективные технологии:
Практическое руководство для решения повседневных проблем.
– М.: "Приор-издат", 2003. – 272 с. 


ВВЕДЕНИЕ

Вопрос: Какой главный совет Вы могли бы дать
среднему, обычному человеку?


Ответ: Не быть средним.

Игорь Добротворский

В данный момент Вы держите в руках книгу, которая представляет собой огромную силу, и я верю, что Вы так же серьезно отнесетесь к ее чтению, как я серьезно подошел к ее написанию.

То, что Вы сейчас видите перед своими глазами, - это просто слова, напечатанные на листе бумаги.

Нашей целью - Вашей и моей - будет трансформирование этих напечатанных слов в идеи и эмоции, которые станут инструментами, с помощью которых можно будет создавать новую жизнь с новыми целями и новым твердым решением достичь того, что Вы хотите, и быть тем, кем Вы хотите.

Большинство книг пишется для того, чтобы развлечь или проинформировать читателя. Эта книга написана, чтобы изменять, превращать и вдохновлять всех тех, кто читает ее.

Поскольку она попала к Вам в руки, то с большой долей вероятности можно предположить, что Вы уже находитесь в процессе поиска чего-либо.

Вполне возможно, что в Вашей жизни есть что-то, что Вам хотелось бы изменить.

Может быть, Вы чувствуете, что стоите большего, чем Вам платят на данный момент, или Вы обладаете большим талантом и способностями, чем позволяет Вам раскрыть Ваша нынешняя профессиональная деятельность.

Или Вы стоите перед какой-нибудь личной дилеммой, которая загнала Вас в тупик.

Что бы ни привело Вас к нынешнему моменту - моменту, когда Вы приступили к тому, чтобы изучить идеи, содержащиеся в этой книге, - можно предположить, что Вы находитесь в поиске ответов. Вы относитесь к тому счастливому типу людей, которые готовы к переменам.

И как раз об этом вся книга, а именно: как перевести жизнь отдельного человека из того состояния, в котором она протекает, в то состояние, в котором ему хотелось бы, чтобы она протекала.

Игорь Добротворский.

http://www.dobrotv.ru

E-mail: dobrotv@mail.ru

ЧАСТЬ I
КАК ОБЫЧНЫЕ ЛЮДИ СТАНОВЯТСЯ ЭКСТРАОРДИНАРНЫМИ


ЧТО ТАКОЕ УСПЕХ?

Поскольку на протяжении всей книги постоянно будут встречаться слова "успех" и "успешный", по-видимому, стоит с самого начала дать определение этим терминам в собственной трактовке.

Успех в моем понимании не имеет ничего общего с символами общественного престижа, а ассоциируется лишь с творческими достижениями. Если быть точным, каждый может и обязан быть преуспевающим. Стремление непременно пользоваться успехом в смысле приобретения символов социального престижа ведет к неврозам, разочарованиям и огорчениям. Стремление быть преуспевающим не только обеспечивает материальное благополучие, но и порождает чувство удовлетворения, обретения счастья.

Ноа Вебстер говорил, что успех - это удачное достижение желаемой цели. Творческое стремление к цели, которая именно для вас представляется важной как следствие глубоко прочувствованных потребностей, желаний и дарований, приносит счастье и успех, ибо в данном случае вы действуете в гармонии с собой. Ведь человек от природы существо, постоянно направленное на какую-то цель. И поскольку он создан именно таким, то не может быть счастлив, если не функционирует так, как ему предопределено природой, то есть целенаправленно. Таким образом, подлинный успех и истинное счастье не только идут рука об руку, но и дополняют и усиливают друг друга.

"Синтетический" опыт

Повседневная жизнь может оказаться суровым, безжалостным учителем. Бросьте человека в воду, где глубоко, и жестокая необходимость заставит его плыть. Но тот же самый эксперимент может привести к тому, что человек все-таки утонет. Из многих молодых парней военная служба делает "настоящих мужчин", но и немалое число из них превращает в тяжелых невротиков. Уже давно признано, что успех способствует успеху. Мы учимся действовать успешно на собственных успехах. Память о прошлых удачах играет роль "банка информации", который придает нам уверенность в собственных силах и способностях при решении очередной задачи или проблемы. Но откуда черпать воспоминания об успехах, если в прошлом были сплошные неудачи? Такая ситуация в какой-то мере сравнима с положением молодого человека, который не может получить работу из-за отсутствия практического опыта, который он не в состоянии приобрести, так как не может получить работу.

Данную проблему удалось разрешить благодаря одному важному открытию, которое позволяет синтезировать или искусственно воспроизвести и контролировать практический опыт в лаборатории нашего сознания. Экспериментальные и клинические психологи неопровержимо доказали, что нервная система человека не в состоянии отличить фактическую ситуацию от ситуации, созданной ярко и в деталях нашим воображением. И хотя это может показаться несколько необычным, в настоящей книге мы считаем возможным упомянуть некоторые проведенные под контролем лабораторные эксперименты, когда "синтетический" опыт - созданный в нашем сознании - использовался для весьма ощутимого повышения достижений в метании дротиков, забрасывании мяча в баскетбольную сетку, для совершенствования ораторского искусства, преодоления страха перед зубным врачом, укрепления уверенности в своих силах, успехов в профессиональной деятельности, для повышения шахматного мастерства, а также для успехов вообще в любой мыслимой житейской ситуации, в которой успех связан с накоплением практического опыта.

Мы постараемся показать, как вечно несчастливые люди могут научиться радоваться жизни, узнав на собственном опыте, что такое счастье!

Открытие такого феномена, как образ собственного Я, ознаменовало собой прорыв в психологии и в области исследования особенностей творческой личности. Но, как ни парадоксально, на эту тему написано сравнительно немного, и вовсе не потому, что влияние данного феномена оказалось недостаточно выраженным, а как раз из-за его слишком заметного воздействия.

Один мой коллега, в частности, сказал: "Я не отваживаюсь публиковать результаты моих наблюдений, особенно для широкой публики, потому что, если изложить известные мне истории с поразительно яркими примерами позитивной трансформации личности, боюсь, меня обвинят в преувеличении или в стремлении создать некий новый культ, а может быть, и в том и в другом".

То обстоятельство, что этот прорыв явился результатом усилий математиков и физиков, не должен нас удивлять. Подобные перевороты весьма часто совершаются людьми, стоящими вне конкретной научной системы. Новые знания нередко приходят со стороны: не от специалистов, а от лиц, лишь косвенно связанных с данной научной сферой.

Ведь Пастер не был доктором медицины, братья Райт не являлись специалистами в аэронавтике, а были лишь механиками по ремонту велосипедов. Если оставаться до конца точным, то и Эйнштейн был математиком, а не физиком. Однако его открытия в математике произвели полный переворот во всех наиболее упорно отстаиваемых физических теориях. Госпожа Кюри была физиком, а не врачом, но принесла много чрезвычайно полезного медицине.

Разгадка - в опыте

В своей книге я не только пытаюсь дать вам новые знания, но и показываю, каким образом вы сможете использовать их в жизни для достижения важных для вас целей.

Образ собственного Я - ключ к вашей личности и поведению.

Но этим дело не ограничивается. Образ собственного Я определяет и рамки ваших возможностей - то, что вы в состоянии или не в состоянии сделать. Раздвигая границы образа, вы расширяете для себя и сферу возможного. Выходит, что выработка адекватного, реалистичного представления о самом себе словно наделяет человека новыми способностями, новыми талантами, в буквальном смысле превращая неудачи в успехи.

Психология образа собственного Я позволяет понять давно известные феномены, которые, однако, не находили однозначного объяснения. Имеются, например, неопровержимые клинические свидетельства о наличии так называемых типов людей "преуспевающих" и "неудачников", "счастливых" и "несчастливых", преимущественно здоровых и склонных к заболеваниям.

Психология образа собственного Я проливает новый свет на концепцию позитивного мышления и - что еще важнее - объясняет, почему оно в одних случаях дает положительный результат, а в других - эффект отсутствует. Дело в том, что позитивное мышление проявляет себя только тогда, когда оно совпадает с представлением человека о себе. Если такого совпадения нет, нужно изменить само представление.

Чтобы постичь образ собственного Я и использовать полученные знания в повседневной жизни, вам нужно кое-что знать о механизме, который помогает решать поставленные задачи. Человеческий мозг и вся нервная система действуют целенаправленно, в соответствии с принципом осуществления личностных целей. Они функционируют как великолепный, "направленный на заданную цель механизм", как своего рода внутренняя автоматическая система наведения, которая работает на вас, как "механизм успеха" или "механизм неудач", в зависимости оттого, как ВЫ, оператор, управляете им и какие устанавливаете ему цели.

Образ собственного Я меняется в лучшую или худшую сторону не только путем рассуждений или накопления теоретических знаний, но, прежде всего в процессе накопления практического опыта. Вольно или невольно в ходе прошлой созидательной деятельности вы сформировали собственный образ под впечатлением переживаний. Но вы можете изменить его.

Здоровый, счастливый и уравновешенный человек вырастает не из того ребенка, которому рассказывали о любви, а из того, который сам в полной мере испытал любовь. Наша уверенность в себе, самообладание - результат личного практического опыта, а не чистого знакомства с теорией.

Овладев психологией образа собственного Я, вы создаете базу для самовнушения. Для построения лучшего образа собственного Я в той или иной мере необходимо воспроизвести "лечебную ситуацию" по следующей схеме:

никогда не критиковать себя, не выражать неодобрения, не заниматься нравоучениями, никогда не высказывать ни малейшего удивления, слушая, как "пациент" признается в своих страхах, явных пороках, недостойных поступках или мыслях, ощущении вины.

Тогда, пожалуй, впервые в жизни "пациент" может подлинно ощутить себя обыкновенным человеком; он "почувствует", что его собственному Я присущи определенная ценность, достоинство, начинает "принимать" самого себя, видеть себя в новом свете.

Отложите приговор на три недели

Не отчаивайтесь, если вам покажется, что никаких сдвигов не происходит, несмотря на добросовестное выполнение рекомендованных упражнений и приемов, призванных изменить образ собственного Я. Лучше отложите окончательный вывод, как минимум, на 21 день. Это тот минимальный период, который требуется для сколько-нибудь заметных перемен в мысленных представлениях. Когда ампутируют руку или ногу, "конечность-фантом" (отсутствующая конечность) часто продолжает ощущаться в течение 21 дня. Во множестве и других жизненных ситуаций давно подмечено, что для замены прежних мысленных представлений на новые требуется примерно три недели.

Вы извлечете больше полезного из этой книги, если согласитесь воздержаться от ее критики, по крайней мере, на этот срок. В течение этого периода не старайтесь все время "оглядываться назад" и скрупулезно измерять собственные успехи; не оспаривайте, не пытайтесь опровергнуть изложенные тезисы, не дебатируйте с самим собой относительно того, возымеют ли они действие именно на вас или нет.

Выполняйте рекомендованные упражнения даже в том случае, если они покажутся вам абсолютно бесполезными. Неуклонно продолжайте играть взятую на себя новую роль: представьте себя уже наделенным новыми качествам, если даже вам будет казаться, что вы в данном случае несколько лицемерите, или если новый образ собственного Я станет вызывать чувство неловкости, выглядеть, по вашему мнению, "неестественным".

Вы не в состоянии ни опровергнуть, ни доказать справедливость предложенных в книге идей и концепций путем теоретических рассуждений или в ходе обыкновенных дискуссий. Вы можете убедиться в их эффективности, только испробовав и оценив конечные результаты. Я еще раз прошу воздержаться от всякой критики и окончательной оценки всего на три недели, чтобы в процессе личных практических переживаний решить вопрос об их действенности.

КЛЮЧ К СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ

Из фактов и данных, накопленных психологами, практикующими психиатрами и психотерапевтами, возникли новые концепции личности человека. На их основе были созданы новые методы, которые позволили добиться довольно радикальных перемен в индивидуальных характеристиках, в состоянии здоровья людей и даже в заложенных природой способностях и талантах. Неисправимые неудачники добивались успехов на работе, студенты, регулярно получавшие двойки, за какие-то несколько недель превращались, чуть ли не в отличников. Робкие, застенчивые, заторможенные люди делались общительными и счастливыми.

Значительным событием в области психологии явилось открытие так называемого образа собственного Я. Сознаем мы это или нет, но каждый из нас носит в себе мысленный образ, или портрет, самого себя. Порой перед нашим внутренним взором он предстает несколько туманным, недостаточно четко очерченным или вообще сознательно не воспринимается. Но он есть, он присутствует в нас во всех мельчайших деталях. В этом образе воплощена наша концепция своей личности, представление о самом себе как о человеке, сформировавшееся на основе нашего собственного мнения о себе.

А это мнение, в свою очередь, в большинстве случаев сложилось бессознательно, под впечатлением прошлого опыта, наших успехов и неудач, пережитых обид и триумфов, а также на основании отношения к нам других людей, особенно в детские годы. Из этих "кирпичиков" мы мысленно конструируем образ собственного Я. Какая-нибудь идея или мнение о самом себе, случайно вкрапливаясь в общую картину, сразу же становится для нас "реальной", "правдивой". Мы уже не сомневаемся в подлинности вновь приобретенного качества и действуем так, словно оно соответствует истине.

Этот образ собственного Я является "золотым ключиком" к более плодотворной, счастливой жизни благодаря двум важным условиям.

Первое. Все наши действия, чувства, поступки (даже способности) всегда согласуются с этим образом собственного Я.

Мы всегда будет действовать "подобно" той личности, с которой, по нашему убеждению, отождествляемся. Но не только это. Мы просто не в состоянии поступать иначе, несмотря на сознательные усилия. Человек, вообразивший себя "типичным неудачником" и искренне поверивший в свою несчастную судьбу, всегда найдет способ (и причину) провалить дело, невзирая на благие намерения и волевые усилия, даже при наличии благоприятной возможности добиться успеха. Лицо, уверовавшее в то, что является жертвой несправедливости, что ему "самой судьбой предопределено страдать", непременно обнаружит доказательства, подтверждающие подобную точку зрения.

Представление о самом себе - это та предпосылка, база, фундамент, на котором покоится наша индивидуальность, и оно предопределяет особенности нашего поведения и, если угодно, наше материальное положение. Поэтому и создается впечатление, будто весь наш повседневный опыт подтверждает, а значит, и постоянно усиливает наш образ собственного Я. Так возникает, в зависимости от обстоятельств, порочный (или благоприятный) круг.

Молодая девушка, которая по какой-либо причине убедила себя в том, что никому не нравится, действительно на танцах чаще других остается без партнера. Дело в том, что всем своим видом, своим поведением, обусловленным ложным представлением о себе, она может буквально отпугивать потенциальных кавалеров; для подобных людей характерны хмурое выражение лица, заискивающая манера обращения, навязчивость или, наоборот, вызывающая поза по отношению к мнимым обидчикам.

Имея под рукой "неопровержимые доказательства справедливости оценки собственной личности, человек и не догадывается, что корень зла в созданном им самим ложном образе собственного Я.

Скажите какому-нибудь школьнику, который не в ладах с математикой, что ему только кажется, будто он не в состоянии справиться с алгеброй, и он усомнится, в здравом ли вы уме? В подтверждение отсутствия способностей такой школьник, прежде всего, предъявит свой дневник. Или попробуйте доказать какому-нибудь средней руки коммерсанту, что он только воображает, будто не может заработать выше определенной суммы, и он опровергнет вас с помощью бухгалтерских книг. Ведь ему лучше, чем кому-либо другому, известно, как он старался и что из этого ничего не вышло.

Тем не менее, и с отметками школьника, и с доходами коммерсанта произошли поистине удивительные метаморфозы, после того как удалось их уговорить изменить образ собственного Я.

Второе. Представление о себе, в самом деле, можно изменить. Бесчисленные примеры свидетельствуют о том, что никогда не поздно переменить образ собственного Я и, следовательно, начать новую жизнь.

Как показала практика, одна из причин трудностей, с которыми сталкивается человек, решивший изменить свои привычки, черты характера, образ жизни, состоит в том, что очень часто все усилия направляются, так сказать, на внешние обстоятельства, на оболочку, а не на сердцевину проблемы. Многие пациенты говорили мне: "Вот вы ведете речь о позитивном мышлении. Я уже пробовал, и у меня ничего не получилось". Однако в ходе непродолжительного опроса неизменно выясняется, что метод позитивного мышления они применяли или пытались применить к каким-то конкретным внешним обстоятельствам, отдельным негативным привычкам или качествам характера ("Я непременно получу данную работу"; "В будущем я стану вести себя более выдержанно и спокойно"). Но им никогда не приходило в голову изменить собственное представление о своей Личности, которой, по сути, и предстояло реализовать все упомянутые пожелания.

Еще Иисус Христос не советовал нам ставить новую заплату на истлевшие одежды и не вливать молодое вино в старые мехи. Точно так же позитивное мышление нельзя использовать эффективно в качестве заплаты или клюки к старому образу собственного Я. Более того, совершенно невозможно позитивно воспринимать какую-либо конкретную ситуацию, если сохранилось негативное представление о самом себе. Многочисленные эксперименты абсолютно четко продемонстрировали, что, как только менялся образ собственного Я, проблемы и задачи, согласующиеся с этим новым образом, решались легко, без чрезмерных усилий.

Наиболее убедительные эксперименты в данном направлении провел Прескотт Леки - один из первых исследователей психологии образа собственного Я. Личность он считал "системой идей", каждая из которых должна быть согласована со всеми остальными. Несогласующиеся идеи отвергаются, не признаются "истинными", не служат руководством к действию. Воспринимаются лишь идеи, которые кажутся согласованными с системой. В центре системы идей расположен некий краеугольный камень, базис, на котором воздвигается "идеальное Я" индивида, его образ собственного Я или представление о самом себе. Будучи преподавателем, Леки имел возможность проверить справедливость своей теории на тысячах студентов.

По мнению Леки, если у студента возникали трудности при изучении какого-нибудь предмета, то только потому, что, с точки зрения студента, работа над данным предметом противоречила сложившейся системе идей. Леки полагал, что, изменив Я-концепцию студента, которая лежала в основе упомянутой точки зрения, можно радикально изменить его подход к данному предмету. Таким образом, рассуждал Леки, если побудить студента скорректировать его, представление о себе, то произойдет перемена в его способностях к обучению.

Практика подтвердила правильность этих рассуждений. Студент, допускавший орфографические ошибки в 55 словах из 100, через год стал одним из лучших в правописании. Известны и другие аналогичные примеры из практики П. Леки.

Эти студенты не были глупы, способностей им хватало. Но всем был присущ неадекватный образ собственного Я ("У меня нет математического мышления"; "Я от природы слаб в правописании"). Они отождествляли себя со своими ошибками и неудачами. Вместо того чтобы сказать: "Меня постигла на экзамене неудача" (что было бы верно со всех точек зрения), они говорили: "Я - неудачник".

В моей картотеке предостаточно историй не менее убедительных. В них есть запись о человеке, который настолько стеснялся незнакомых людей, что редко отваживался выходить из дома. Теперь он профессионально выступает перед большими группами людей. Есть история и об одном коммивояжере, который уже составил заявление об увольнении по собственному желанию ("Я просто не создан для коммерческой деятельности"), а через шесть месяцев стал лучшим работником среди 100 коллег.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   35

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Руководство для решения повседневных проблем. М.: \"Приор-издат\", 2003. 272 с.  Введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гончарова Н. Е. «Организационная культура. Конспект лекций». – М.: Приор-издат, 2007
Руководство для решения повседневных проблем. М.: \"Приор-издат\", 2003. 272 с.  Введение iconСергей Сергеевич Степанов Психологические шпаргалки
«карманный консультант» для решения повседневных вопросов и сложных проблем. Эта книга будет очень полезна и тем, кто хочет разобраться...
Руководство для решения повседневных проблем. М.: \"Приор-издат\", 2003. 272 с.  Введение iconБезопасность жизнедеятельности и медицина катастроф
Проблем, угроз и рисков, связанных с жизнедеятельностью человека в повседневных условиях
Руководство для решения повседневных проблем. М.: \"Приор-издат\", 2003. 272 с.  Введение iconБезопасность жизнедеятельности и медицина катастроф
Проблем, угроз и рисков, связанных с жизнедеятельностью человека в повседневных условиях
Руководство для решения повседневных проблем. М.: \"Приор-издат\", 2003. 272 с.  Введение iconЭкстремальная медицина, безопасность жизнедеятельности
Проблем, угроз и рисков, связанных с жизнедеятельностью человека в повседневных условиях
Руководство для решения повседневных проблем. М.: \"Приор-издат\", 2003. 272 с.  Введение iconРабочая программа по обществознанию 9 класс на 2012-2013 уч год. Учитель Игнатюк И. А
...
Руководство для решения повседневных проблем. М.: \"Приор-издат\", 2003. 272 с.  Введение iconРуководство пользователя
Руководство предназначено для специалистов Администрации города Екатеринбурга. В нем описываются возможности автоматизированной информационной...
Руководство для решения повседневных проблем. М.: \"Приор-издат\", 2003. 272 с.  Введение iconИсследования «болевых точек» в структуре цикла решения жилищных проблем республики Вьетнам
Структуру – Объективного стандарта на процесс решения проблем (оспрп). Имея эту структуру (приложения 1 и 2), можно последовательно...
Руководство для решения повседневных проблем. М.: \"Приор-издат\", 2003. 272 с.  Введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Б 42 Гипноз XXI века — М.: Независимая фирма “Класс”, 2003. — 272 с. — (Библиотека психологии и психотерапии, вып. 106)
Руководство для решения повседневных проблем. М.: \"Приор-издат\", 2003. 272 с.  Введение iconРуководство по летной эксплуатации книга 1 введение
Руководство предназначено для летного состава, имеющего соответствующую общую летную и техническую подготовку, необходимую для эксплуатации...
Руководство для решения повседневных проблем. М.: \"Приор-издат\", 2003. 272 с.  Введение iconМенеджер Мафии Руководство для корпоративного Макиавелли 1
Менеджер Мафии. Руководство для корпоративного Макиавелли : эт сетера паблишинг; Москва; 2003
Руководство для решения повседневных проблем. М.: \"Приор-издат\", 2003. 272 с.  Введение iconКомитет по культуре санкт-петербурга
Некрасова ул. 10-12, лит. А, Санкт-Петербург, 191014, тел.: (812) 272-55-67, факс (812) 272-57-73
Руководство для решения повседневных проблем. М.: \"Приор-издат\", 2003. 272 с.  Введение iconФгбоу впо «Орловский государственный университет» race68@yandex ru
ФЗ. Обозначен ряд проблем в их развитии и обоснованы пути решения данных проблем. Сделан вывод об актуальности и перспективе развития...
Руководство для решения повседневных проблем. М.: \"Приор-издат\", 2003. 272 с.  Введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Винценты Оконь понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам...
Руководство для решения повседневных проблем. М.: \"Приор-издат\", 2003. 272 с.  Введение iconПлан лекции: Глобальные проблемы человечества и их влияние на изменение...
Существуют также различные классификации глобальных проблем. Но обычно среди них выделяют
Руководство для решения повседневных проблем. М.: \"Приор-издат\", 2003. 272 с.  Введение iconА. А. Афанасьева "Современные аспекты решения проблем демографического...
А. А. Афанасьева "Современные аспекты решения проблем демографического развития на региональном уровне"


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск