Министерство образования и науки Российской Федерации Владивостокский государственный университет экономики и сервиса _________________________________________________________
ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ
Учебная программа курса по специальности 032401.65 «Реклама»
Владивосток Издательство ВГУЭС 2014 ББК **.**
Учебная программа разработана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта России. Содержит организационно-методические указания и описание дисциплины, а также контрольные вопросы для самостоятельной проверки освоенного материала. Предназначена для студентов специальности 031401.65 «Реклама».
Составитель: Лаврушина Е.Г., ст. преподаватель кафедры ИСПИ
Утверждена на заседании кафедры информационных систем и прикладной информатики от 22.04.2014 г., протокол № 10
Утверждена на заседании Ученого совета института Информатики инноваций и бизнес-систем от 03.06.2014 г., протокол № 8
© Издательство Владивостокского государственного университета экономики и сервиса, 2014
ВВЕДЕНИЕ Работа с компьютерной графикой – одно из самых популярных на-правлений использования персонального компьютера, причем занимаются этой работой не только профессиональные художники и дизайнеры. На любом предприятии время от времени возникает необходимость в подаче рекламных объявлений в газеты и журналы или просто в выпуске реклам-ной листовки или буклета. Крупные фирмы заказывают такую работу специальным дизайнерским бюро или рекламным агентствам. Малые пред-приятия, имеющие ограниченный бюджет, часто обходятся собственными силами и доступными программными средствами. Без компьютерной графики не обходится ни одна современная мультимедийная программа. Работа над графикой занимает до 90% рабочего времени программистских коллективов, выпускающих программы массового применения. Основные трудозатраты в работе редакций и издательств тоже составляют художественные и оформительские работы с графическими программами. Дисциплина «Основы компьютерной графики» предназначена для формирования у студентов специальности «Прикладная информатика (в экономике)» общих знаний о системе и системном подходе при рассмотрении различных объектов экономического, социального и технического плана, применению основ системного подхода при решении задач управления в сфере сервиса. Особое внимание уделяется изучению практических приемов работы с современными пакетами компьютерной графики и закреплению теоретических основ компьютерного дизайна по формированию композиций, создания единого стиля оформления, передаче образа и так далее. В дисциплине «Основы компьютерной графики» основное внимание уделяется изучению принципов создания и обработки изображений с использованием графических пакетов, теоретических основ восприятия графических изображений, физики цвета и света, видов графики, особенностей использования и принципов формирования различных видов графики. Дисциплина «Основы компьютерной графики» является для студентов специальности «Реклама», формирующей представление о современном подходе к разработке и реализации различных изображений с использованием графических пакетов. Для успешного усвоения материала по дисциплине «Основы компьютерной графики» студентами должны быть прослушаны дисциплины: «Информатика», «Математика».
Так как в процессе изучения курса акцентируется внимание на методологии решения тех или иных задач, связанных с вычислительными процессами и алгоритмами преобразования изображений. Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения дисциплины, необходимы для подготовки к изучению дисциплин, связанных с управлением экономическими объектами в сфере экономики и сервиса, созданием графических изображений, использованием современного программного обеспечения для создания и размещения программных и рекламных разработок в сфере бизнеса. Это, например, такие дисциплины как: «Информационные системы маркетинга», «Разработка и технологии производства рекламного продукта», «Дизайн в рекламе». Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и отражает следующие основные разделы дисциплины:
понятие компьютерной графики, ее использование на современном этапе развития технологий;
аппаратное обеспечение для графических работ;
основные понятия цвета и света;
физика цвета;
особенности восприятия цвета человеком;
цветовые модели;
системы соответствия цветов и режимы;
виды графики;
основные виды моделей: 2D и 3D модели;
основные понятия растровой, векторной, фрактальной графики;
характеристики объектов растровой и векторной графики;
области применения и использования различных видов графики;
моделирование изображения;
методы улучшения изображений растровой и векторной графики;
классификация графического программного обеспечения;
перспективы развития графических пакетов;
форматы файлов графических изображений;
виды сжатия информации в форматах;
алгоритмы сжатия изображений;
практикум работы с графическим программным обеспечением.
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 1.1. Цель и задачи учебного курса Целью изучения дисциплины «Основы компьютерной графики» является изучение студентами принципов создания и обработки изображений с использованием графических пакетов, теоретических основ восприятия графических изображений, физики цвета и света, видов графики, особенностей использования и принципов формирования различных видов графики, а также формирование у студентов знаний и умений, необходимых для успешного применения на практике основ восприятия, анализа графических образов, применения программных средств при дальнейшем профессиональном самообразовании в области дизайнерской и компьютерной подготовки. В ходе достижения цели решаются следующие задачи:
- изучение основополагающих принципов теории построения изображения;
- рассмотрение основных положений компьютерной графики;
- ознакомление с основами векторной, растровой и фрактальной графики;
- рассмотрение вопросов связанных с форматированием изображений;
- получение навыков использования графического программного обеспечения;
- выработка умения самостоятельного решения задач связанных с разработкой графических изображений;
- изучение различных областей применения компьютерной графики в современном обществе. 1.2. Знания, умения и навыки, которые должен приобрести студент
в результате изучения дисциплины
результате изучения курса студент должен знать:
- понятие компьютерной графики, ее использование на современном этапе развития технологий;
- аппаратное обеспечение для графических работ; разрешающие способности устройств;
- основные понятия цвета и света; физика цвета;
- элементы цвета;
- характеристики цвета;
- метрология цвета;
- управление цветом;
-
- особенности восприятия цвета человеком;
- биология восприятия (строение глаза, чувствительность к спектру);
- психофизиология цвета (ощущение цвета, динамический диапазон и т.д.);
- цветовые модели; системы соответствия цветов и режимы; виды графики;
- основные виды моделей: 2D и 3D модели;
- двухмерная графика
- основные понятия растровой, векторной, фрактальной графики;
- характеристики объектов растровой и векторной графики;
- области применения и использования различных видов графики;
- трехмерная графика;
- моделирование изображения; текстуры;
- анимация;
- методы улучшения изображений растровой и векторной графики;
- цветокоррекция;
- классификация графического программного обеспечения;
- виды графического программного обеспечения;
- коммерческое программное обеспечение;
- свободнораспространяемое программное обеспечение;
- перспективы развития графических пакетов;
- форматы файлов графических изображений;
- область применения графических форматов;
- особенности использования графических форматов;
- виды сжатия информации в форматах;
- особенности сжатия форматов;
- алгоритмы сжатия изображений.
Кроме того, студент должен уметь:
- применять на практике методы формирования графических объектов; - производить обработку изображений в векторных и растровых графических пакетах;
- использовать на практике принципы компьютерной графики; работать с различными цветовыми моделями; - пользоваться различными функциями графических пакетов векторной и растровой графики;
- производить моделирование объектов; разрабатывать новые графические изображения; - использовать систему цветовых сочетаний при разработке графических изображений;
- осуществлять оценку графических изображений. 1.3. Объем и сроки изучения курса Курс «Основы компьютерной графики» общим объемом 153 часа изучается в течение 7 семестра, из них аудиторных - 51 час., самостоятельная работа – 102 часа. Итоговая аттестация по курсу – зачет. 1.4. Основные виды занятий и особенности их проведения при изучении дисциплины Программой курса предусмотрено чтение лекций, проведение лабораторных занятий, выполнение контрольных и тестовых заданий. При проведении лабораторных занятий для выполнения ряда групповых и индивидуальных заданий по данной дисциплине студентам необходим доступ к глобальной сети Интернет, установка в компьютерных ауди-ториях компьютерного центра ВГУЭС дополнительного программного обеспечения: CorelDRAW – программный пакет векторной графики для создания иллюстраций и редактирования графических образов; 3D Studio MAX – трехмерная адаптируемая среда интерактивного моделирования, анимации и визуализации; Adobe Photoshop – среда растровой графики для обработки изображений; MS Office последних версий.
Формой аттестации студентов по дисциплине «Основы компьютер-ной графики» является зачет, получение которого помимо компьютерного тестирования по дисциплине предусматривает:
- для студентов очной формы обучения выполнение всех предусмотренных учебной программой видов работ;
- для студентов таких форм обучения как заочная, очно-заочная и экстернат с использованием дистанционных технологий обучения написание и защиту реферата по тематике дисциплины с демонстрацией слайд-шоу (презентация, выполненная средствами MS Power Point), а также выполнение контрольной работы, включающей комбинированное комплексное задание по тематике данной дисциплины.
1.4.1. Лекционные занятия Лекционные занятия по дисциплине «Основы компьютерной графики» проводятся в в виде 2-часовых занятий в лекционных аудиториях.
При проведении лекционных занятий, посвященных вопросам, связанным с рассмотрением теоретических вопросов, изучения основ компьютерной графики может быть использовано специальное оборудование (персональный компьютер, оснащенный проектором с демонстрационным экраном). 1.4.2. Лабораторные занятия Лабораторные занятия по дисциплине «Основы компьютерной графики» проводятся в объеме 34 часов в виде 2-часовых занятий раз в неделю в специализированных аудиториях вычислительного центра ВГУЭС. Для проведения лабораторных занятий для выполнении студентами ряда групповых и индивидуальных заданий по данной дисциплине необходим доступ к глобальной сети Интернет, установка в компьютерных аудиториях компьютерного центра ВГУЭС дополнительного программного обеспечения: CorelDRAW, 3D Studio MAX; Adobe Photoshop; MS Office последних версий. При проведении лабораторных занятий, посвященных вопросам, связанным с рассмотрением различных вопросов создания и восприятия изображений, особенностей работы графических пакетов программ, алгоритмов преобразования изображений, построения композиций, анализа графических объектов и других особенностей практического применения компьютерной графики должны быть использованы персональные компьютеры и другие средства вычислительной техники, а также может быть использовано специальное оборудование (персональный компьютер, оснащенный проектором с демонстрационным экраном). 1.4.3. Самостоятельная работа Самостоятельная работа для студентов всех форм обучения (очная, за-очная, очно-заочная и экстернат с использованием дистанционной технологии обучения) подразумевает подготовку по темам лекционных и практических занятий на основании материалов лекций и рекомендованных программой учебников и учебных пособий, реализацию индивидуальных вариантов графических заданий по предлагаемым темам. Помимо этого для студентов таких форм обучения как заочная, очно-заочная и экстернат с использованием дистанционных технологий обучения необходимо подготовить реферат по одной из предлагаемых тем с презентацией по нему, подготовленную в MS Power Point и сделать контрольную работу, включающую в себя три графических задания по предлагаемым согласно индивидуального варианта темам.
1.5. Техническое и программное обеспечение дисциплины Для проведения лабораторных занятий необходима специальная аудитория оснащенная персональными компьютерами не менее Pentium III-500МГц с оперативной памятью не менее 96 Мбайт и памятью на жестком диске 8 Гбайт и выше. На персональных компьютерах должно быть установлено следующее программное обеспечение: операционная система Windows 2000 и выше, а также интегрированный пакет MS Of-fice 2000 и выше, CorelDRAW – программный пакет векторной графики для создания иллюстраций и редактирования графических образов; 3D Studio MAX – трехмерная адаптируемая среда интерактивного модели-рования, анимации и визуализации; Adobe Photoshop – среда растровой графики для обработки изображений; последних версий, браузер Internet Explorer или Opera.
Виды текущего, промежуточного и
итогового контроля знаний студентов по дисциплине и способы их проведения Текущий, промежуточный и итоговый контроль осуществляются с использованием организационных форм и количественных показателей контроля, закрепленных для данной дисциплины в соответствии с действующей системой оценки успеваемости студентов во ВГУЭС. Текущий контроль осуществляется в означенные преподавателем сроки по результатам работы студентов над своими индивидуальными графическими заданиями и на каждом практическом занятии преподавателем, проводящим эти занятия по активности работы аудитории. Промежуточный контроль осуществляется путем проведения про-межуточных аттестаций в виде тестирования преподавателем, проводящим лекционные занятия. Изучение курса завершается зачетом, который включает проверку теоретических знаний студента и приобретенных им практических навыков работы. Обязательным условием допуска студента очной формы обучения к зачету является выполнение всех лабораторных работ и индивидуальных графических заданий. Для получения зачета студентами таких форм обучения как заочная, очно-заочная и экстернат с использованием дистанционных техно-логий обучения необходимо написание и защита реферата по тематике дисциплины с демонстрацией слайд-шоу (презентация, выполненная средствами MS Power Point), а также выполнение контрольной работы, включающей три графических задания по предлагаемым согласно индивидуального варианта темам.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Перечень тем лекционных занятий
|