Реферат восходит к латинскому слову referre «докладывать»





Скачать 123.5 Kb.
НазваниеРеферат восходит к латинскому слову referre «докладывать»
Дата публикации02.08.2015
Размер123.5 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Информатика > Реферат
Реферат

Данный тип работы является конечным продуктом исследовательского труда учащегося. Структура реферата, его оформление, язык и стиль изложения должны соответствовать требованиям, которые предъявляются к любой научной работе. Реферат рассматривается как один из видов начальных научных работ.

Реферат (от латинского refero = сообщаю) - это краткое изложение содержания работы. РЕФЕРАТ (от лат. refero — сообщаю, докладываю), краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме.

Термин реферат восходит к латинскому слову referre – «докладывать», «сообщать». Словари определяют его значение как «краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги, учения, научной проблемы, результатов научного исследования; доклад на определенную тему, освещающий ее на основе обзора литературы и других источников».

Реферат – вторичный документ, представляющий собой результат свертывания информации первичного документа. Под свертыванием принято понимать сжатие, или компрессию, текста первичного документа при его информационной переработке.

Реферат – это сжатое изложение основной информации первоисточника на основе его смысловой переработки.

Виды библиографических рефератов по полноте изложения:

Информативные (рефераты-конспекты), содержащие в обобщенном виде все основные положения первичного документа, иллюстрирующий их материал, важнейшую аргументацию, сведения о сфере применения.

Индикативные (рефераты-резюме), содержащие не все, а лишь основные положения, которые тесно связаны с темой реферируемого документа; все второстепенное для данной темы опускается. Реферат-резюме благодаря минимальному размеру значительно дольше остается в памяти. Это обычно одно-три четких, кратких, выразительных предложения, раскрывающих, по мнению автора, самую суть описываемого объекта.

По количеству реферируемых первичных документов рефераты подразделяются на монографические (составленные по одному документу) и обзорные (составленные по нескольким документам на одну тему). К обзорным можно отнести школьные рефераты, написанные по нескольким источникам (предлагаем их называть учебными).

По читательскому назначению рефераты подразделяются на общие, излагающие содержание документа в целом и рассчитанные на широкий круг читателей, и специализированные, в которых изложение содержания ориентировано на специалистов определенной области знаний.

(По Н.И. Колесниковой)

По характеру изложения материала выделяются два типа рефератов: репродуктивные и продуктивные. Репродуктивные – рефераты, которые только воспроизводят содержание текста-источника. Продуктивные – рефераты, которые обязательно предполагают критическое осмысление материала или творческое отношение к нему.

Это достаточно сложный для учащихся интеллектуальный труд, его выполнение требует определенных знаний, навыков и умений исследовательской работы, в частности:

- работать с научной литературой;

- правильно, без искажений смысла передать содержание, концепцию, позицию автора (авторов)

привлеченных работ;

- анализировать, обобщить результаты собственного исследования;

- оформить правильно текст, соблюдая правила ссылок;

- грамотно, в стиле языка науки оформить изложение.

При этом реферат должен иметь:

-четкое построение;

-последовательное изложение содержания;

-убедительность аргументаций, выводов;

-краткость и точность формулировок;

-доказательность выводов.

1. Структура реферата

Реферат следует оформлять в следующей последовательности структурных частей:

  1. Титульный лист (Приложение 1)

  2. Оглавление

3. Введение

4. Основная часть (= основное содержание)

5. Заключение

6. Список использованной литературы

Во введении следует обосновать выбор темы, ее актуальность, сформулировать и кратко охарактеризовать основную проблему, цель и задачи своей работы, определить объект и предмет исследования, назвать методы, использованные в ходе работы, указать библиографические источники (список использованной литературы).

Тема исследовательской работы должна быть более узкой и достаточно разработанной в науке, что поможет учащемуся углубленно изучить литературу, вычленить главное, определиться в проблемной ситуации по избранной теме.

Под актуальностью понимается недостаточно исследованный вопрос (явление) либо не нашедший освещения в литературе.

Особое затруднение у учащихся вызывает разграничение предмета и объекта исследования. Как показывает практика школы, эти понятия зачастую отождествляются либо подменяются.

Напомним, что объект исследования - это явление или процесс объективной реальности, на который направлен научный поиск автора работы. Объект шире предмета.

Предмет исследования - это лишь фрагмент либо часть объекта, подвергающаяся непосредственному изучению в данной работе.

Методы исследования, которыми пользовался автор, могут быть как общенаучными, так и конкретно научными (в зависимости от области науки), как аналитическими, так и дескриптивными, т.е. описательными.

Основная часть содержит описание поставленной во введении проблемы, степень ее изученности в литературе (основные концепции, точки зрения, разные подходы к решению проблемы), высказывается собственное отношение к ним, что поможет выявить новизну предпринятого исследования. Особой четкости, доказательности требует описание результатов собственной исследовательской работы, практических выводов и предложений. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности результатов работы.

Заключение как завершающая часть реферата содержит описание итогов о проделанной работе. Оно должно быть написано в логической последовательности, т.е. соотноситься с поставленными во введении целью и задачами исследования.

В заключении суммируются итоги проделанной работы. Подводя итоги, необходимо отметить его научную значимость и возможности его практического применения. Рекомендуется при этом указать пути и перспективы дальнейшего исследования проблемы, сформулировать задачи, которые еще предстоит решить.

Список использованной литературы следует после заключения. Каждый источник, упомянутый в библиографии, значится под определенным порядковым номером и должен быть описан в соответствии с принятым в библиографии стандартом.

Приложение - это вспомогательный иллюстративный материал к реферату (чертежи, схемы, диаграммы, графики). Все иллюстрации, представленные в реферате, нумеруются. На иллюстрации делаются ссылки в тексте реферата, при этом следует указать порядковый номер, например «рис.4» либо «как это видно на рис. 5», «Приложение 1 ».

Объем школьного реферата составляет не более 8-10 страниц печатного текста. Рекомендуется соблюдать примерное соотношение структурных частей реферата:

- введение (не более двух страниц),

- заключение (одна страница),

- список использованной литературы (одна страница),

- основная часть: краткий обзор теоретических работ (не более двух страниц), остальное занимает описание полученных результатов исследования.

При выполнении работы важно не только то, как учащиеся раскроют тему, какие используют источники и какую исследовательскую задачу решают. Важными в реферате являются оформление и грамотность работы, язык и стиль изложения.

Прежде всего, необходимо иметь в виду, что реферат - это научная работа, поэтому он должен соответствовать требованиям этого жанра и правилам научного этикета.

В науке принята традиционная композиция текста: членение на логически и пропорционально построенные части: введение, основная часть и заключение.

Научный этикет означает соблюдение корректности в изложении концепций, содержащихся в используемых источниках, отсутствие смысловых искажений, ссылки на авторов работ.

в описании практической или опытно-экспериментальной части работы необходимо указать условия и ход проведенного эксперимента, его стадии и этапы, подвести общие итоги с анализом результатов, сформулировать практические выводы и рекомендации.

3.1.2. Язык и стиль реферата

Для научного текста важны точность, смысловая ясность, которые выражаются в ключевых словах - терминах, принятых в науке, образующих ее понятийный аппарат. Дефиниции (определения), которыми учащиеся пользуются в своей работе, должны быть корректными и сопровождаться в тексте реферата ссылками на источники.

Научная речь предполагает формально-логический способ изложения, т.е. не допускает выражения эмоций, желаний, художественных красот и образов. Неуместна также пустопорожняя риторика, эмоциональные, субъективные оценки. Как избежать этого?

В научном тексте существует традиционная форма - отстраненность личности автора работы от изложения, что достигается использованием специальных синтаксических и стилистических

средств. Например, используются безличные и неопределенно- личные конструкции, краткие страдательные причастия типа «исследован ряд работ», «выявлены особые признаки ... ».

в научных текстах также не принято употребление личного местоимения «я» (типа «я думаю», «я считаю», «я хочу ... »). Там, где автору необходимо назвать себя в первом лице, используют конструкции типа «полагаем», «нам представляется», «по нашему мнению» и т.п.

Научный стиль изложения выражается использованием определенных фразеологических оборотов, слов-связок, вводных слов, назначение которых состоит в том, чтобы показать логическое соотношение данной части изложения с предыдущей и последующей или подчеркнуть рубрикацию текста. Например, вводные слова и обороты типа «итак», «таким образом», «следовательно» показывают, что данная часть текста служит как бы обобщением изложенного ранее. Слова и обороты типа «вначале», «во-первых», «во-вторых», «прежде всего», «наконец», «в заключение сказанного» указывают на место излагаемой мысли или факта в логической структуре текста. Для выражения противоречий между сказанным ранее и тем, что будет далее сказано, используются слова и обороты «однако», «тем не менее», «между тем» и др.

Обороты типа «следует рассмотреть», «необходимо описать ... » также способствуют более четкой рубрикации текста. В научных работах приняты определенные речевые клише, отличающие научный стиль изложения.

Можно рекомендовать следующие клише, которые соотнесены с логической структурой текста и могут быть использованы как «скрепы» для связности и целостности текста реферата. Рассмотрим языковые средства для структурных частей реферата:

а) Тема:

  • Реферат посвящен актуальному вопросу ... (актуальной проблеме)

  • Реферат посвящен решению вопроса о ...

  • Реферат посвящен характеристике проблемы ...

• в реферате рассматривается (что?), обобщается (что?)

б) Актуальность темы (проблемы), которой посвящен реферат:

• Данная тема (проблема) представляет особую актуальность, так как ...

• Данная тема (проблема) привлекает внимание многих ученых (педагогов, критиков и т.д.)

• В настоящее время особую остроту приобретает тема (проблема/какая?)

в) Характеристика первоисточников, используемых автором реферата:

  • Материалом исследования послужили ...

• в основе реферата лежат материалы исследований ...

г) Основные направления, подходы к решению проблемы:

• Существует несколько точек зрения на данную проблему. Первая точка зрения принадлежит (кому?) и занимает в работах (чьих?) и сводится (к чему?). Сущность третьего подхода раскрывается в работах (чьих?) и характеризуется (чем?).

д) Обобщение теоретической части реферата:

• Анализ литературы позволил нам выявить наиболее обоснованную точку зрения (какую?)

• Мы полагаем, что наиболее убедительной является точка зрения (чья?)

• Из вышеизложенного следует, что наиболее убедительным и доказательным является мнение/позиция/ (чья?)

• Нам представляется убедитепьной/интересной/ идея (концепция), выдвинvrая (кем?)



• Мы принимаем точку зрения (какую?) (чью?), так как (почему?) .

В реферате необходимо соблюдать также правила оформления цитат. Назначение цитат - подтвердить либо иллюстрировать свои мысли высказываниями авторитетных ученых как один из способов достоверности. Однако цитирование тоже требует определенных навыков, поскольку на цитируемый источник необходимо грамотно оформить и ссылку. Кроме того, рекомендуется соблюдать меру при цитировании и ссылках. Обилие прямых цитат на каждой странице может произвести впечатление несамостоятельности всей работы в целом.

Цитирование необязательно должно быть прямым, в иных случаях оно может быть косвенным, т.е. близким к тексту переложением мыслей цитируемого автора. Если нужно подчеркнуть, что наряду с процитированным источником высказанную вами мысль подтверждают и другие, то следует использовать оборот: «См., например, ... » или «См., в частности, ... »; «См. также: ... ». Если ссылка направлена к другому источнику для сравнения, принят оборот: «Ср.: ... ». Когда нужно отослать к другим источникам, более подробно освещающим вопрос, которого вы коснулись В своей работе лишь в общих чертах, следует писать: «Об этом подробнее см.: ... ».

Правильный подбор, распределение в тексте и оформление прямых и косвенных цитат во многом характеризуют культуру вашего труда.

3.1.3. Ссылки

При ссылке на произведение после упоминания о нем в тексте реферата проставляют в квадратных скобках номер, под которым оно значится в библиографическом списке.

Ссылки на таблицы, рисунки, приложения берутся в тексте реферата в круглые скобки. Например: (Приложение 1), (Рис. 4.), знак «№» не проставляется. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок с указанием вверху справа слова Приложение. Например: Приложение 1; Приложение 2.
3.1.4. Рубрикация текста
Под рубрикацией текста понимается его членение на логически самостоятельные части. Так, основное содержание работы может иметь рубрики: часть первая, часть вторая. Далее следует более дробная рубрикация - деление текста на абзацы, т.е. отделение фрагментов текста отступом вправо в начале первой строки фрагмента (красная строка).

Абзацы облегчают восприятие текста при чтении, позволяют сделать излагаемые мысли более ясными. Отсутствие абзацев делает текст монотонным, а чрезмерная их частота мешает читателю сосредоточиться на мысли автора.

Необходимо соблюдать логическую связь между абзацами, для этого рекомендуется использовать специальные вводные слова и обороты в начале первого предложения абзаца. Такие слова и обороты дают возможность подчеркнуть, как именно связаны предыдущие и последующий абзацы («Например», «Итак», «Таким образом», «Во-первых» и т.п.).
3.1.5. Оформление печатного текста
Печатать реферат рекомендуется на бумаге стандарта А4 (210х297мм) с полями:

левое поле – 30мм

правое поле - 10мм

верхнее - 15 мм

нижнее - 20мм

Реферат должен иметь сквозную нумерацию страниц (арабские цифры):

титульный лист - первая страница

оглавление - вторая страница

введение - третья страница

Заголовки Оглавление, Введение, Основное содержание,

Заключение, Список использованной литературы печатаются полностью, размещаются посередине листа и точку в конце этих заголовков не ставят.
Языковые и стилистические особенности рефератов:

  • логичность, объективность изложения;

  • термины;

  • отвлеченные существительные, неопределенно-личные предложения;

  • причастные и деепричастные обороты, однородные члены предложения;

  • слова обобщающего характера и клишированные обороты, отсутствующие в тексте первоисточника.

Текст реферата называет:

1) объект исследования (выявляются его свойства, закономерности, признаки);

2) методы проведения работы;

3) результаты проведенной работы (описательные формулировки, цифровые данные, таблицы, графические материалы и формулы);

4) выводы (в полном или сокращенном объеме). Область применения полученных результатов должна быть определена по возможности точно.

Стандартные обороты для реферирования

1. Работа (книга, статья) состоит из предисловия (введения), (двух, трех...) глав (разделов) и заключения.

2. В работе анализируется (исследуется, освещается) проблема...

3. Дается (излагается, обосновывается, описывается, подвергается критике) теория...

4. Особое внимание уделяется (чему?)... Важное значение имеет... Поднимается вопрос (о чем?)... Подчеркивается значение... Отмечается необходимость...

5. В заключение авторы пишут... развивают идею... Завершая работу, автор приходит к выводу, что...

Примерная структура реферата статьи

1. Вступление.

  • Название статьи, где и когда напечатана.

  • Сведения об авторе.

  • Чему посвящена статья?

2. Перечисление основных вопросов, проблем, положений, о которых говорится в статье.

3. Анализ самых важных, по мнению автора реферата, вопросов из перечисленных выше. Задачи анализа – выяснить:

  • почему эти вопросы представляются наиболее интересными;

  • что говорит по этим вопросам автор;

  • что вы думаете по поводу суждений автора.

4. Общий вывод о значении темы или проблемы статьи.

(По Н.И. Колесниковой)

Примерная структура учебного (обзорного) реферата

1. Вступление

  • Актуальность темы, степень ее разработанности, история вопроса и другое.

  • Сведения об авторах и статьях, посвященных данной теме.

2. Основная часть

  • Параллельное изложение общих для всех работ проблем с сопоставлением позиций авторов.

  • Изложение проблем, не являющихся общими для всех работ.

  • Указание на сходство (различие) в материале, подходах, методах рассмотрения проблемы.

3. Заключение

  • Обобщение основных идей, содержащихся в реферируемых работах.

4. Беседа

Как вы думаете, какие критерии оценки реферата существуют? (Соответствие содержания теме; глубина проработки материала (анализ источников, а не их компиляция); правильность и полнота использования источников; соответствие оформления реферата стандартам.)

Прежде всего необходимо помнить, что реферат не является конспектом источников – следовательно, не должен иметь компилятивный характер. В нем не должно быть механически переписанных из книги сложных конструкций. Изложение материала должно быть проблемно-тематического характера и содержать анализ литературных источников.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат восходит к латинскому слову referre «докладывать» iconРеферат восходит к латинскому слову referre «докладывать»
«сообщать». Словари определяют его значение как «краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания книги,...
Реферат восходит к латинскому слову referre «докладывать» iconРеферат (от лат referre докладывать, сообщать) изложение в письменном...
Реферат (от лат referre – докладывать, сообщать) – изложение в письменном виде содержания литературы по определенной теме
Реферат восходит к латинскому слову referre «докладывать» iconРеферат лат referre «докладывать, сообщать»
Доклад на заданную тему, сделанный на основе критического обзора соответствующих источников информации
Реферат восходит к латинскому слову referre «докладывать» iconРеферат (от лат referre докладывать, сообщать)
Ученический реферат – это творческая работа учащегося, в которой на основании краткого письменного изложения и оценке различных источников...
Реферат восходит к латинскому слову referre «докладывать» iconРеферат Составить полное представление о содержании, о самой сути...
Ерат (от лат referre — «докладывать, сообщать») — доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных источников....
Реферат восходит к латинскому слову referre «докладывать» iconРеферат (лат referre докладывать, сообщать) краткое изложение научной...
Проанализировать информацию, приведенную в первичных текстах и дать ее объективную оценку
Реферат восходит к латинскому слову referre «докладывать» iconМетодические рекомендации по выполнению рефератов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Реферат (от лат referre – сообщать, докладывать) – это краткое изложение в письменном виде содержания научной работы, литературных...
Реферат восходит к латинскому слову referre «докладывать» iconМетодические рекомендации по выполнению рефератов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
Реферат (от лат referre – сообщать, докладывать) – это краткое изложение в письменном виде содержания научной работы, литературных...
Реферат восходит к латинскому слову referre «докладывать» icon«реферат» восходит к латинскому
В результате такого «творчества» студент не получает нового знания, теряет время, так как работу приходится делать заново, зато приобретает...
Реферат восходит к латинскому слову referre «докладывать» iconГапоу рк «Колледж технологии и предпринимательства» Общие положения
Реферат (от лат referre – докладывать, сообщать) краткое устное сообщение или письменное изложение научной работы, содержания прочитанной...
Реферат восходит к латинскому слову referre «докладывать» iconРеферат (от лат. Referre- сообщать, докладывать) означает краткое...
На станице: 28-30 строк = 60-65 знаков на строке, т е. ≈ 1800 знаков на странице
Реферат восходит к латинскому слову referre «докладывать» iconРекомендации для учащихся по выполнению реферата( исследования, проекта)по мхк
Реферат (от лат referre докладывать, сообщать) это либо доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих источников,...
Реферат восходит к латинскому слову referre «докладывать» iconМетодические рекомендации к написанию рефератА реферат от латинского «докладывать»
Реферат (от латинского «докладывать», «сообщать») представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих...
Реферат восходит к латинскому слову referre «докладывать» iconРеферат (от лат referre докладывать, сообщать) краткое изложение...
Учебная работа слушателей по изучению курса «Философия» включает в себя такие формы и приемы обучения как: лекции, семинарские занятия,...
Реферат восходит к латинскому слову referre «докладывать» iconРеферат от латинского «докладывать»
Реферат (от латинского «докладывать», «сообщать») представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих...
Реферат восходит к латинскому слову referre «докладывать» iconРеферат от латинского «докладывать»
Реферат (от латинского «докладывать», «сообщать») представляет собой доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск