Скачать 0.91 Mb.
|
Соловей Антонина Ильинична Управление образования и науки администрации муниципального района «Алексеевский район и город Алексеевка» Личностно – деятельностный подход в преподавании истории в классах II и III ступеней обучения как средство формирования познавательной активности.Автор опыта: Соловей Антонина Ильинична, учитель истории МОУ Щербаковская СОШ Алексеевского района Белгородской области 2011г. Содержание: I Информация об опыте ______3___________________ - Условия возникновения и становления опыта - Актуальность опыта - Ведущая педагогическая идея опыта - Длительность работы над опытом - Диапазон опыта - Теоретическая база опыта - Новизна опыта II Технология опыта__________11___________________ - Цели и задачи - Содержание образования - Организация учебно – воспитательного процесса III Результативность опыта______34__________________ – Позитивная динамика учебных достижений – Результативность внеурочной деятельности IV Библиографический список ________41_____________ V Приложения к опыту_____________45______________ I Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не одной памяти. Л.Н. Толстой Современный мир предъявляет высокие требования к выпускникам школ. Молодые люди должны помимо знаний обладать такими качествами, как мобильность, коммуникабельность, самостоятельность, а также уметь оперативно решать проблемы, делать выбор и нести за него ответственность, самостоятельно овладевать новыми знаниями. Сегодня педагога волнует проблема результативного использования личностно - ориентированного подхода в обучении. Начиная с 6-7 классов уменьшается количество учащихся, заинтересованных в получении знаний, наблюдается дефицит личностного начала в общении. В итоге многие выпускники школы не имеют навыка самостоятельной творческой деятельности, навыков работы с огромным потоком информации с целью извлечения из нее необходимых знаний. Автора опыта заинтересовали вопросы: - Каким же должен быть личностно-ориентированный урок и какова должна быть деятельность учителя на уроке с личностно-ориентированной направленностью? - Какие критерии личностно-ориентированного урока делают его эффективным и способствуют повышению качества образования? - Как строить образовательный процесс ,чтобы, работая со всем классом , индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности? - Какие существуют требования в разработке дидактического обеспечения личностно-ориентированного процесса? - Что снижает интерес к предмету? Как исправить это положение Эти вопросы подвели педагога к выбору темы опыта работы. Началом работы по теме опыта стало проведение в 6 и 8 классах диагностики по определению исходного уровня познавательной активности учащихся в соответствии с методикой экспертной оценки познавательной активности учащихся, составленной по материалам опросника ,разработанного психологом Пашневым Б.К. (Приложение 7). Оценка познавательной деятельности производилась по следующей шкале : 35 – 42 - высокий уровень 20 – 34 – средний уровень 0 – 19 – низкий уровень
Полученные в результате исследования познавательных процессов данные являются отправной точкой в развитии познавательной активности обучающихся, помогают автору опыта понять каким образом организовать работу учащихся на разных этапах урока, в какой форме лучше представить домашнее задание. Путь решения данной проблемы автор опыта видит в создании таких условий в обучении, которые позволят развивать познавательную активность учащихся, учить добывать новые знания и эффективно применять их на практике, помогут ученикам педагога в осознании себя личностью, а также в выявлении возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение, самореализацию. Педагог полностью разделяет общепризнанную оценку личностно - ориентированного обучения , так как личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность являет собой совокупность всех её психических свойств, которые составляют её индивидуальность. Технология личностно-ориентированного обучения основана на принципе индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, что позволяет содействовать развитию личности ученика. Педагогический опыт осуществлялся в условиях МОУ Щербаковской СОШ в общеобразовательных классах 2 и 3 ступеней обучения. Определяющим условием становления опыта является создание оптимальных условий, содействующих формированию познавательной активности обучающихся на уроках истории через систему личностно – ориентированного обучения. Актуальность опыта Личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность являет собой совокупность всех её психических свойств, которые составляют её индивидуальность. В наше время отдано предпочтение этой технологии обучения , т.к. личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных способностей. Во-вторых, учащийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он - цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлечённого. Но с точки зрения автора опыта, как учителя-практика проблема результативного использования личностно- ориентированного подхода продолжает быть актуальной потому, что обнаруживается противоречие между использованием традиционной методики преподавания с опорой на идею максимальной помощи учащимся в обучении и необходимостью повышения уровня самостоятельности учеников, формирования их познавательной активности. Автор опыта считает, что сегодня необходимо работать над задачей вдумчивого анализа накопленного теоретического и практического опыта в этой области, над созданием на уроках творческой обстановки, направленной на личностно - ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка. В данной работе педагога под термином «личностно – ориентированный подход в обучении» понимается такой подход, при котором учитель предоставляет каждому ученику возможность изучить учебный материал на различных уровнях (но не ниже базового), в зависимости от интеллектуальных способностей и индивидуальных предпочтений Ведущая педагогическая идея опыта Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий для формирования познавательной активности учащихся через систему личностно – ориентированного обучения. В своей работе педагог делает акцент на познавательном интересе как мотиве учебной деятельности. Под познавательным интересом педагог понимает особое положительно-эмоциональное отношение, стремление к знанию и самостоятельной творческой деятельности, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека больше узнать нового, понять, проверить, выяснить, усвоить. В процессе формирования познавательного интереса учитель выделяет следующие этапы: - любознательность; -появление интереса, стимулирующего творческий поиск; - устойчивый интерес к предмету на теоретическом уровне. Автор опыта считает, что осуществление личностно-ориентированного подхода в образовании возможно при соблюдении следующих условий: - осуществление воспитания , саморегулирующего поведения личности; - формирование и развитие мышления; - учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика в процессе обучения; - адаптация учебного процесса к особенностям групп учащихся. Длительность работы над опытом Работа над опытом длилась с сентября 2007г. по май 2011г и была разделена на следующие этапы: 1 этап – начальный, теоретический – (сентябрь – декабрь 2007г.), который предполагал обнаружение проблемы, теоретическое ее изучение, а также выявление уровня познавательного интереса учащихся к изучению дисциплин обществоведческого цикла с использованием подобранного диагностического материала. 2 этап – основной , практический ( декабрь 2007 - февраль 2011года), 3 этап – заключительный(контрольный) – март 2011 - май 2011года Диапазон опыта Представленный опыт работы является единой системой «урок истории – внеклассная работа» по развитию у учащихся II и III ступеней обучения познавательной активности, интереса к предмету. Теоретическая база опыта Теоретическая база опыта включает: - концепции развивающего обучения ( Л.С.Выготский, В.В,Давыдов, И.С.Якиманская, Г.К.Селевко). Идеи и принципы, психолого-педагогические основы личностно-ориентированного обучения, модель которого создана доктором психологических наук И.С. Якиманской - наиболее привлекательны для решения задач развития личности учащегося, раскрытия их индивидуальности через учение. По мнению И. С. Якиманской, признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика. Каковы же цели и ценности современной общеобразовательной школы? И.С. Якиманская отвечает на вопрос так: «Это создание наиболее благоприятных условий для развития личности ученика как индивидуальности. Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на “ усреднённого” ученика, а с каждым в отдельности, с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов”; -общетеоретические положения о личностно – гуманной основе педагогического процесса Ш.А.Амонашвили, согласно которым «на самой верхней грани соприкосновения способностей и эмоций учителя со способностями, силами и эмоциями своих учеников может родиться настоящая, радостная, увлекательная педагогика, действительная духовная общность между учителем и его учащимися. …деловые отношения между мною и детьми не должны терять для них своей правдивости, лишать их чувства свободного выбора, чувства исключительности своего участия в деятельности на уроке.»; - исследования в области технологии личностно-ориентированного обучения ученых Г. Г. Кравцова, Т. А. Матис, Ю. А. Полуянова, В.В. Рубцова, Г. А. Цукерман, И. С. Якиманская. - теорию и практику личностно-ориентированной технологии обучения , разработанную: А. В. Петровским, В. И. Слободчиковым, Г. А. Цукерман, И. С. Якиманской и другими. Все педагоги – исследователи считают, что при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит развитие личности; - теорию проблемного обучения ( М.И.Махмутов, А.М.Матюшкин, Р.И.Малафеев). Педагог считает близкой своему опыту технологию развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, согласно которой развитие познавательной активности осуществляется путем накопления учебно – познавательного опыта. Под активностью ребенка в учебном процессе подразумевается такой вид деятельного отношения, который характеризуется высоким уровнем мотивации , осознанной потребностью к усвоению знаний и умений , результативностью и соответствием социальным нормам При проектировании системы развития познавательной активности учащихся на основе самостоятельной работы автор опыта использует идеи профессора Т.И. Шамовой, профессора Т.М. Давыденко, Ю.А.Конаржевского, И.С.Якиманской.: деятельно – ориентированный подход к пониманию мотивации обуславливает необходимость пробуждать познавательную активность у учащихся непосредственно на уроках. Активное воздействие (сотрудничество) учителя и ученика должно инициировать у обучающегося процесс самовыражения и саморазвития. - теорию «дифференцированного» подхода в обучении (Алексеев Н.А., Бондаревская Е.В., Белухин Д.А., Демакова И.Д., Кушнир А.М., Куканова Е.В., Панюкова С.В., Якиманская И.С., Шадриков В.Д. и др. исследуют и разрабатывают концепции, модели, технологии дифференцированного подхода в обучении). Новизна опыта Новизна опыта заключается в создании системы комбинированного применения традиционных образовательных технологий и технологий на основе личностной ориентации образовательного процесса, способствующих формированию познавательной активности, развитию и саморазвитию личностных качеств учащихся. Главная цель практической работы автора опыта – это адаптация уже известных теоретических личностно - ориентированных методов и средств обучения к конкретным условиям преподавания истории в классах II и III ступеней обучения. Технология опыта Постановка целей и задач педагогической деятельности Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики повышения познавательной активности учащихся в учебном процессе на основе личностно - ориентированного подхода в преподавании истории в классах II и III ступеней обучения. Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач: -изучение теоретических основ личностного подхода в образовании как ведущей тенденции современной педагогики и определение направления своей деятельности; - использование нетрадиционных форм групповых и индивидуальных занятий в целях активизации творчества детей; - использование методов и приемов, педагогических техник и средств, способствующих самостоятельности учащихся в их познавательной деятельности; - создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка ; - решение проблемы успешного обучения учащихся, развитие их познавательной активности на основе дифференцированного подхода к обучению как средству формирования положительного отношения к учёбе, познавательных способностей;. - создание учителем условий для повышения мотивации и качества знаний учащихся и предоставление возможности для самореализации каждого ученика в учебной деятельности. Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со своими особенностями, ценностями, отношением к окружающему миру, субъектным опытом. Учитель помогает каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения Технология личностно-ориентированного обучения основана на принципе индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, что, позволяет содействовать развитию личности ученика. Для выстраивания модели личностно-ориентированного обучения необходимо различать следующие понятия: |
Умк ос «Школа 2100» «Деятельностный подход к обучению как средство формирования ууд ученика» Плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить. Именно эта идея лежит в основе проблемного обучения, главный принцип... | Использование икт на уроках английского языка как средство формирования... Использование икт на уроках английского языка как средство формирования познавательной активности учащихся | ||
Организация самостоятельной работы на уроках химии как средство формирования... Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» р п. Крестцы Новгородской области | Тема: «Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности... Тема: «Личностно – ориентированный подход в педагогической деятельности как средство формирования гармонично развитой личности младшего... | ||
Уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Творческие проекты как средство формирования познавательной активности младших школьников | ||
Уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся Интерактивная доска на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся | О рга низация групповой работы через игровые методики, как средство... Организация групповой работы через игровые методики, как средство повышения познавательной активности обучающихся | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие познавательной активности у учащихся III ступени через эмоциональный подход в обучении | «Системно деятельностный подход в обучении как основа реализации фгос» «Системно – деятельностный подход как условие обеспечения современного образовательного результата» | ||
Калужских Елена Геннадьевна Системно-деятельностный подход как условия... Системно-деятельностный подход как условия эффективно организованного процесса обучения | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса 45 | ||
Театрализация как эффективный метод развития познавательной активности... Театрализация как эффективный метод развития познавательной активности на уроках истории | «Модульные технологии обучения географии как средство повышения познавательной... Оисков новых более эффективных методов была разработана модульная технология обучения. Основная идея модульной технологии состоит... | ||
«Практические работы на уроках права как средство активизации познавательной... Теоретические основы организации практических работ для развития познавательной активности старшеклассников на уроках права 6 | Использование современных образовательных технологий в процессе обучения... ... |