Скачать 133.98 Kb.
|
Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 9 VIII вида» с. Ижма Конспект занятия-практикума «Северная береста» Техника: «Аппликация из бересты» Составитель: Пельмегова Неля Гавриловна, Воспитатель. Директор образовательного учреждения: Осокина Татьяна Николаевна с. Ижма, 2011 г. 1. Аннотация. Методическая разработка посвящена проблеме формирования интереса к народным традициям, осуществлению связи теории с практикой на занятиях, социализации и профессиональному самоопределению учащихся в будущем, развитию мелкой моторики, творческого мышления, интереса, фантазии при выполнении работ. Может быть полезна на уроках, занятиях по аппликации с природным материалом; содержит информацию о пользе березовой коры и её применении в старину и в настоящее время. 2. Содержание. Чтобы сформировать интерес к народным традициям, а именно работая в технике «аппликация из бересты», надо сначала узнать историю аппликации. Человек, где бы он не находился, всегда украшал и украшает среду, в которой он живет, работает или отдыхает. Самый интересный, традиционный, простой и доступный способ создания художественных работ – аппликация. Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища. До сих пор ее используют многие народы, несмотря на то, что есть более быстрые и дешевые фабричные способы оформления изделий. Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им можно не только соединять детали одежды, но и украсить ее. Кого и что изображали люди в аппликации? Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни. Со временем аппликация становилась все более разнообразной по использованию материалов. Стали использовать кусочки кожи, меха, войлока, различные ткани (бархат, атлас, шелк), металлические, чеканные пластины, бересту, высушенные растения, дерево и другие природные материалы. Аппликация прочно вошла в нашу жизнь. Что же означает это слово? В переводе с латинского «аппликация» значит «прикладывание» Это изобразительная техника, основанная на вырезании, наложении деталей на фон, закреплении на нем с помощью различных клеев, нитей. Аппликация может быть предметной, сюжетной, декоративной, мозаичной (из ткани и кожи). Аппликация относительно новый способ художественной обработки бересты. Бархатистая, с сеткой тонких ровных полосок, поверхность бересты красива в изделиях сама по себе, даже без росписи и резьбы. Береста – нежный, теплый и мягкий материал. Характерные для окраски бересты оттенки золотисто – медовых, приглушенных и красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют между собой. Эти особенности бересты можно использовать при выполнении различных картин и панно методом интарсии, то есть подбором пластинок бересты, отличающихся друг от друга цветом и текстурой. «Интарсия» - это своего рода инкрустация деревом по дереву или берестой по бересте. Детям с особыми потребностями не хватает воображения, фантазии и поэтому для создания композиции приходится брать картинки, иллюстрации, объясняя, что не надо слепо их копировать, повторять буквально. Используя их как основу, нужно сделать что-то свое, оригинальное, стараться творчески подходить к любому делу, 3. Введение. Почему именно работа с берестой? В наше время технологического прогресса особенно необходимо приводить детей к традиционной культуре, заинтересовывать старинными праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремеслами. В любой цивилизованной стране мира государство заботится, оберегает традиции своего народа. Невозможно полноценное и здоровое развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков каждой конкретной местности. Одной небольшой частью такого культурного наследия является художественная обработка бересты. Детям с особыми потребностями труднее адаптироваться в жизни в силу своих особенностей: недостаток произвольного внимания (не могут долго ни на чем сосредоточиться) , нарушения деятельности (несформированность навыков, трудности планирования, некритичность к своей работе),нарушения мелкой моторики пальцев. Поэтому такая работа в форме коррекционно-развивающих занятий помогает лучше усваивать и закреплять знания, умения, навыки. 4.Целевая аудитория: 5-6 класс. 5. Методическое обоснование темы. Занятие-практикум построен на основе практической работы в парах, по принципу диалога, осуществления связи теории с практикой. Цель: формирование интереса к народным традициям, развитие творческого потенциала учащихся в процессе изготовления. Задачи:
6. Форма реализации – занятие-практикум. Цель творческих работ- внимательное наблюдение жизненного материала, его глубокое осмысление и эстетическая интерпретация в декоративные образы в соответствии замыслом и выбранным материалом, развитие творческого воображения. Нередки случаи, когда удачный творческий рисунок одного ребёнка привлекает внимание другого, воплощающего в материале композицию, созданную товарищем. Поэтому не надо удивляться появлению нескольких работ одного и того же содержания у разных школьников. Подобные занятия насыщенны богатой исторической информацией, которая останется на всю жизнь. Саморазвитие личности по данной теме безгранична и окажись такой человек в тяжелой материальной ситуации, он может найти выход путем сбыта своей не только сувенирной продукции, но и таких вещей, как туеса, короба, ободки (снимают усталость), те же березовые стельки, являющиеся лечебными, которые можно легко сделать своими руками. 7. Оборудование: поделки, картины, предметно-операционный план. Материалы: пустые коробки, цветная бумага, береста, клей ПВА, простые карандаши. Инструменты и приспособления: линейка, ножницы, кисточки для клея, тряпочки. Выставка: цветок, лапоть, бусы, туеса, кувшинчик, картины-рисунки, погремушка – шарган. 8. Ход занятия.
9.Список использованных источников. 1.«Изобразительное искусство», В.С.Кузин, Э.И.Кубышкина, Т.Я.Шпикалова. 2.«Организация и планирование воспитательной работы», Е.Д.Худенко, Г.Ф.Гаврилычева, Е.Ю.Селиванова. 3.«Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок», В.С.Горичева, Г.Ф.Филиппова. 4. «Игротерапия и сказкотерапия», О.Н.Капшук. 10. Приложения. 1.Оформление кабинета. 2.План работы. Технологическая карта. 3.Правила безопасной работы ножницами. 4. Информация о бересте. 5.Иллюстрации картин. 6.Фотография готовых изделий. Приложение 1 Оформление кабинета Вертушки –
Доска - Тема: «Северная береста. Создание картины в технике аппликации из бересты»
Стол – выставка: Лапоть, цветок, погремушка, бусы, туеса, картины. Экологическая стенка:
Приложение 2 План работы:
Приложение 3 Правила безопасной работы ножницами:
Правила личной гигиены: Вытираем руки после работы с клеем мокрой тряпочкой. Приложение 4 Информация о бересте:
Приложение 2 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 6 |
Конспект познавательного занятия План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | Конспект занятия «Зимний пейзаж» План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе | ||
Конспект занятия в средней группе. Тема «Нарымские вечёрки» План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | Конспект занятия в подготовительной к школе группе. «Путешествие в прошлое» План- конспект внеклассного занятия учителя- логопеда моу сош №13 Догадаевой Т. М | ||
Министерство образования и науки РФ моу «Гришенская муниципальная... Элективный курс рассчитан на 17 часов. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение лабораторного практикума,... | Конспект занятия по теме «Прошивание угла» Конспект занятия по теме... Методические разработки к программе дополнительного образования «Играем в экологию» | ||
Рабочая программа и методические указания по прохождению практикума... Цель и задачи практикума учебного ознакомительного (учебной ознакомительной практики) | Павлова Галина Григорьевна Класс: 9 Предмет : химия Тема учебного... Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы) | ||
Конспект занятия Занятие обобщающего повторения при подготовке к... Учитель сообщает тему занятия, его цель, структуру занятия, необходимость его проведения | Оргпроект семинара-практикума Западного округа Ассоциации педагогов... Тема семинара-практикума «Технология коллективных учебных занятий и формирование общих умений коммуникации, познавательных универсальных... | ||
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Музыкальная азбука»... План – конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Волшебный сундучок» в 2 «Б» классе | Конспект практикума «Чтобы ребенок рос здоровым и физически крепким» ... | ||
Конспект внеурочного занятия по фгос кружок «Мой родной край» Класс... Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия | Конспект практикума для родителей «О методах воздействия на ребенка в семье» Пешина Лариса Борисовна, учитель немецкого языка высшей категории моу гимназия г. Нытва, классный руководитель 9 «а» класса | ||
Тема занятия План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе | Конспект занятия 17 Ход занятия Закрепление и повторение знаний учащихся о лексикологии, как разделе русского языка |