Тема: Обыкновенные дроби
(урок – экспедиция по родному краю).
Задачи:
Образовательные :
Систематизация и обобщение знаний учащихся по теме: «Обыкновенные дроби».
Формирование навыков работы с обыкновенными дробями в ходе творческой деятельности.
Познакомить учащихся с историческим материалом по данной теме.
Развивающие:
Развивать мышление школьников, внимание, речь, самостоятельность.
Развитие интереса к предмету, расширение кругозора учащихся.
Воспитательные:
Воспитывать уверенность в себе, умение работать в коллективе, стремление достигать поставленную цель, развитие самооценки.
Продолжительность урока: 45 минут.
Тип урока: Урок – повторения, обобщения и систематизации знаний.
Формы организации учебной деятельности: Устный опрос и счёт; работа в тетрадях, направленная на развитие ранее приобретенных знаний и умений, мыслительных операций; самостоятельная работа.
Приёмы деятельности учителя: Эвристическая беседа. Организация работы учащихся по плану урока; использование презентации для замены классной доски.
Деятельность учащихся: Решение пунктов плана урока. Ведение записи в рабочей тетради; работа по карточкам.
Оформление доски: На доске написаны дата, тема урока, основные моменты урока отражаются на экране мультимедиа проектора.
План урока.
Этапы урока
| Дидактические
задачи
| Приёмы и методы
| Время (мин)
| Показатели
Реального результата
Решения задачи
| Организация начала урока
| Подготовка учащихся к работе на занятии
| Видеометод
(упражнения
с использованием компьютера)
| 2мин
| Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.
| Устный опрос
| Актуализация опорных знаний и умений. Знакомство с историческим материалом по данной теме.
| Словесный. (беседа), упражнения с использованием компьютера, сообщение учащегося.
| 10 мин
| Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности, определение цели урока.
| Обобщение и систематизация знаний
| Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, расширение знаний о родном крае.
| Взаимообучение (работа в малых группах), объяснительно – иллюстративный метод(беседа с использованием компьютера)
| 10 мин
| Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификация и систематизация знаний и умений по теме.
| Контроль и самопроверка знаний.
| Выявления качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.
| Дифференци-
рованная самостоятельная работа.
| 15 мин
| Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
| Подведение итогов занятий
| Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
| Проблемный (обобщение)
| 3мин
| Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.
| Информация о домашнем задании
| Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.
|
| 3мин
| Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задании я всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.
| Рефлексия
| Мобилизация учащегося на рефлексию своего поведения(мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
| Ответы на поставленные вопросы.
| 2мин
| Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
| Ход урока.
Этап урока
| Деятельность учителя
| Деятельность ученика
| Организация начала урока
| Вступительное слово учителя:
- Здравствуйте, ребята!
Прошу занять свои места.
Урок сегодня не простой,
Мы будем путешествовать
По области родной.
Слушайте меня внимательно,
На вопросы отвечайте,
Ничего не забывайте.
И в этом нам поможет особа одна, давайте угадаем, кто она?
На экране компьютера появляется
(см. слайд №1,2)
| Отгадывают загадку, определяют тему урока.
| Устный опрос
| Учитель демонстрирует презентацию (слайд №3), сопровождая её вопросами, направленным на повторение основных понятий по теме(правильные и неправильные дроби, сравнение дробей, запись дробей, чтение дробей, нахождение дробей на координатной прямой) слайд №4
Предлагает обратиться к сведениям из истории математики.
- А теперь определим цели урока.
Обобщает цели (слайд №5)
-обобщить и систематизировать знания по теме;
- сформировать навыки работы с обыкновенными дробями;
- познакомиться с достопримечательностями родного края.
| Отвечают на поставленные вопросы
( см. приложение 1)
Ученик делает краткое сообщение из истории дробей (слайд №6,7 и приложение№2 )
Учащиеся предлагают свои варианты.
| Обобщение и систематизация знаний
| Предлагает отправиться в путешествие по Костромской области, знакомиться с её достопримечательностями при этом выполняя различные задания. При выполнении заданий координирует действия учащихся.
- А сейчас мы отправимся в увлекательное путешествие по нашей Костромской области, которая образовалась 13 августа 1944 года, в её состав входят: 24 административных района, 8 городов областного подчинения, 4 города районного, 8 посёлков городского типа. Наша земля славиться лесом, ювелирными промыслами и сыроделием, неповторимыми историческими памятниками, храмами и монастырями.
65 – достопримечательностей земли Костромской, о некоторых из них мы сегодня и поговорим .
Для этого отправимся в разные уголки нашей области. Куда именно? Вы узнаете, выполнив задания на ваших маршрутных листах.
Демонстрирует презентацию
(слайд №8.9), сопровождая кратким рассказом(см. приложение №4)
Физкультминутка:
Давайте отдохнём.
Закрыли глаза, расслабились, посмотрели на лево, на право, вверх, вниз (2 раза)
А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли.
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.
|
Работают в малых группах, выполняя дифференцированные задания.
(см. приложение №3 )
В результате их работы на доске появляются следующие слова:
Кологрив, Галич. Чухлома, Буй.
| Контроль и самопроверка
знаний.
| Раздаёт дифференцированные кодированные задания трёх уровней:
Для учащихся с индивидуальной программой обучения:
Для учащихся обязательного уровня:
Задания :
Пробежав всей дистанции, спортсмен был
в 700м от финиша. Какова длина дистанции?
Выделите целую часть: .
Представьте дробь в виде неправильной.
Кодированные ответы:
2) 2450; 6) ; 3) 245; 0) ; 4) 1; 0) ; 5) 3; 0).
Для учащихся продвинутого уровня:
Задания:
1.На склад привезли уголь в двух вагонах. В одном
вагоне было т угля, а в другом на т меньше.
Сколько всего угля привезли на склад?
2. Сравните дроби и укажите, какая из них больше
и на сколько?
3. Решите уравнение: 15 – (Х + ) =
4. Составьте выражение и найдите его значение.
Найдите разность числа .
Кодированные ответы:
2) ; 1); 3) ; 4) ; 5)1; 6) ; 2) .
После выполнения заданий учитель расшифровывает коды: 60 200 км2 площадь, занимаемая Костромской областью, 2632 рек, протекает по нашей области.
| Решают 2 учащихся.
Решают 5 учащихся. В результате получают код 60 200.
Решают 2 учащихся. В результате получают код:
2632
Оценивают свои работы.
| Подведение итогов занятий
| Раздаёт бланки (см. приложение №5) с таблицей для накопления отметок каждым учащимся по основным этапам урока. Устная работа оценивается учителем.
| Заполнение таблиц, самооценка.
| Информация о домашнем задании
| Даёт пояснения по дифференцированному домашнему заданию.
1 уровень: составить задания для соседа по парте на различные действия с обыкновенными дробями(сложение и вычитание) по 4 примера.
2 уровень: найти в справочном материале историческую справку по теме.
3 уровень: написать сочинение на тему: «Обыкновенные дроби»
| Записывают домашнее задание.
| Рефлексия
| Предлагает взять карточки самооценки (см. приложение №6 ) и оценить свою работу:
- Я работал(а) отлично, в полную силу своих возможностей, чувствовал(а) себя уверенно.(красная карточка)
- Я работал(а) хорошо, но не в полную силу, испытывал(а) чувство неуверенности, боязни, что отвечу неправильно.(зелёная карточка).
- У меня не было желания работать. Сегодня не мой день.( синяя карточка).
Заключительное слово(учитель благодарит ребят за интересную работу, хорошие отметки, прекрасное настроение и отличные знания)
Учитель: я очень рада, что вам было интересно, не скучно на уроке. Что вы уйдёте с хорошим настроением и хорошими отметками. Урок окончен.
| Учащиеся оценивают свою работу, выбирая карточку и показывают её.
| Список литературы:
1. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока математики. –М.: Просвещение 2005 г.
2. В.М.Лизинский. Приемы и формы в учебной деятельности. М.: Центр «Педагогический поиск»,2002-160с. 3. Лебединцева Е.А, Беленкова Е.Ю. Математика 5 класс. Тетрадь 1. Задания для обучения и развития учащихся. –М.: Интеллект-Центр, 2003г.
4. Степурина С.Е. Математика. Тематический и итоговый контроль. –Волгоград: Учитель.
5. Историко-краеведческий журнал «Страницы времён» №1 2009г. E-mail: st@kostroma.org
|