Скачать 56.42 Kb.
|
Урок в 9 классе по теме: «Моделирование как метод познания» Цели урока:
Оборудование: компьютерный класс, мультимедиапроектор, презентация по теме урока; ПО: модель броуновского движения. Тип урока: урок изучения нового материала. Вид урока: комбинированный. Структура урока (порядок связей между элементами урока):
Оформление (запись на доске): дата: тема урока: Моделирование как метод познания. ХОД УРОКА I. Организационный момент II. Актуализация знаний Учитель: Изучение новой темы мы начнём с её определения. Для этого определим тему нашего урока по первым буквам предложенных вам понятий из информатики (слайд 1)
Прочитайте из выделенных букв тему сегодняшнего урока (моделирование). Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием "моделирование", "модель", покажем на примерах использование моделей и их значение в различных науках. (Работа с презентацией по данной теме и последовательный комментарий по теме.) III. Объяснение новой темы учителем информатики. Человечество в своей деятельности (научной, образовательной, технологической, художественной) постоянно создает и использует модели окружающего мира. Строгие правила построения моделей сформулировать невозможно, однако человечество накопило богатый опыт моделирования различных объектов и процессов. Модели позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия (очень большие или очень маленькие объекты, очень быстрые или очень медленные процессы и др.). Наглядные модели часто используются в процессе обучения. В курсе географии первые представления о нашей планете Земля мы получаем, изучая ее модель — глобус, в курсе физики изучаем работу двигателя внутреннего сгорания по его модели, в химии при изучении строения вещества используем модели молекул и кристаллических решеток, в биологии изучаем строение человека по анатомическим муляжам и др. (слайд 2-3) Модели играют чрезвычайно важную роль в проектировании и создании различных технических устройств, машин и механизмов, зданий, электрических цепей и т. д. Без предварительного создания чертежа невозможно изготовить даже простую деталь, не говоря уже о сложном механизме (слайд 4). В процессе проектирования зданий и сооружений кроме чертежей часто изготавливают макеты. В процессе разработки летательных аппаратов поведение их моделей в воздушных потоках исследуют в аэродинамической трубе. Разработка электрической схемы обязательно предшествует созданию электрических цепей и так далее. Развитие науки невозможно без создания теоретических моделей (теорий, законов, гипотез и пр.), отражающих строение, свойства и поведение реальных объектов. Создание новых теоретических моделей иногда коренным образом меняет представление человечества об окружающем мире (гелиоцентрическая система мира Коперника, модель атома Резерфорда-Бора, модель расширяющейся Вселенной, модель генома человека и пр.). Адекватность теоретических моделей законам реального мира проверяется с помощью опытов и экспериментов (слайд 5). Все художественное творчество фактически является процессом создания моделей. Например, такой литературный жанр, как басня, переносит реальные отношения между людьми на отношения между животными и фактически создает модели человеческих отношений. Более того, практически любое литературное произведение может рассматриваться как модель реальной человеческой жизни. Моделями, в художественной форме отражающими реальную действительность, являются также живописные полотна, скульптуры, театральные постановки и пр. (слайд 6). [В тетрадях делаем запись конспекта] (слайд 7). Моделирование — это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. (слайд 8) Модель. Каждый объект имеет большое количество различных свойств. В процессе построения модели выделяются главные, наиболее существенные для проводимого исследования свойства (слайд 9). В процессе исследования аэродинамических качеств модели самолета в аэродинамической трубе важно, чтобы модель имела геометрическое подобие оригинала, но не важен, например, ее цвет. При построении электрических схем — моделей электрических цепей — необходимо учитывать порядок подключения элементов цепи друг к другу, но не важно их геометрическое расположение друг относительно друга и так далее. Разные науки исследуют объекты и процессы под разными углами зрения и строят различные типы моделей. В физике изучаются процессы взаимодействия и изменения объектов, в химии — их химический состав, в биологии — строение и поведение живых организмов и так далее. Возьмем в качестве примера человека: в разных науках он исследуется в рамках различных моделей. В рамках механики его можно рассматривать как материальную точку, в химии — как объект, состоящий из различных химических веществ, в биологии — как систему, стремящуюся к самосохранению, и так далее (слайд 10). Модель — это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса (слайд 11). География, военное дело, судоходство и пр. невозможны без информационных моделей поверхности Земли в виде карт. Различные типы географических карт (политические, физические и пр.) представляют информационные модели, отражающие различные особенности земной поверхности, то есть один и тот же объект отражают несколько моделей (слайд 12). С другой стороны, разные объекты могут описываться одной моделью. Так, в механике различные материальные тела (от планеты до песчинки) могут рассматриваться как материальные точки (слайд 13). Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью (слайд 14). Никакая модель не может заменить сам объект. Но при решении конкретной задачи, когда нас интересуют определенные свойства изучаемого объекта, модель оказывается полезным, а подчас и единственным инструментом исследования. Вопросы для размышления
IV. Компьютерный эксперимент – Посмотрим на примере модели Броуновское движение частиц и молекул (слайд 15). В тетради зарисуем графики движения частиц. V. Домашнее задание. Учить конспект урока (слайд 16). VI. Итог урока. – Теперь вы можете привести примеры моделей из различных наук, дать мотивированное пояснение о том, какие существенные признаки необходимо отображать в той или иной модели (слайд 17). – Спасибо за урок! До свидания! Используемая литература:
|
Урок по теме: «Моделирование как метод познания» Развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, сравнение), памяти (лучше всего запоминается то, что связано... | Решение кафедры Моделирование как метод познания, основные понятия, связанные с компьютерным моделированием | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Моделирование как метод познания, основные понятия, связанные с компьютерным моделированием | Модель – некоторое упрощенное подобие реального объекта (предмета,... Моделирование как метод познания. Классификация моделей. Информационные модели. Методы моделирования | ||
Моделирование как метод познания Тогда лучшим способом их изучения и становится построение модели, отображающей лишь какую-то грань реальности. И многовековой опыт... | Тема урока : Моделирование как метод познания Человек” автора Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой \\Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс, биология 6-11... | ||
Урок обществознания в 10 классе. Тема: Человек Здравствуйте. Тема сегодняшнего урока – виды познания. В прошлый раз мы уже познакомились с одной типологией видов познания, базирующейся... | Тема урока: «Моделирование лифа путем перевода нагрудной вытачки» Методы обучения: метод мозговой атаки, метод контрольных вопросов, частично проблемно-поисковый, метод упражнений | ||
Урока по технологии и информатике в 5 классе по теме «Моделирование... Создать условия для изучения понятия «Моделирование», рассмотреть художественный вид моделирования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок информатики и икт в 9 классе по теме «Моделирование в среде графического редактора» | ||
Урок по русскому языку в 9 классе по теме: «Роль указательных слов... Метод по типу познавательной деятельности: частично- поисковый, исследовательский | Урок английского языка в 9 классе по теме «Путешествие способ познания мира» Оборудование: презентация к уроку, аудиозапись песни «Титаник», презентация учащихся | ||
Синергетика метод познания окружающего мира, требующий развития Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе | Урок по теме: «Опера- сказка» Методы урока: объяснительно-иллюстрированный с элементами репродуктивного, словесный метод обучения (объяснение, беседа), наглядный... | ||
Урок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей» Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства» | При правительстве российской федерации Сложно переоценить значимость такого метода теоретического познания как моделирование для развития экономикой теории |