Урок в 9 классе по теме: «Моделирование как метод познания»





Скачать 56.42 Kb.
НазваниеУрок в 9 классе по теме: «Моделирование как метод познания»
Дата публикации28.09.2013
Размер56.42 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Урок в 9 классе по теме: «Моделирование как метод познания»

Цели урока:

  • Обучающие:

    • добиться усвоения учащимися понятия "моделирование" и "модель";

    • отработать навыки работы с рабочим столом, программой БРОУН.

  • Воспитательные:

    • воспитание внимания при работе  с компьютером, точности, развитие памяти;

    • формирование потребности в здоровом образе жизни;

  • Развивающие:

    • развитие умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы при повторении и закреплении;

    • развитие умения пользоваться компьютерной техникой.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедиапроектор, презентация по теме урока;

ПО: модель броуновского движения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Структура урока (порядок связей между элементами урока):

  1. Актуализация прежних знаний (контроль преподавания за состоянием знаний ученика, который осуществляется в форме фронтального опроса);

  2. Формирование новых понятий и способов действий (организация деятельности учащихся по самостоятельному раскрытию сущности новых понятий: анализ  ситуаций, работа с книгой);

  3. Формирование практических умений и навыков при работе на ПК.

Оформление (запись на доске):

дата:                   тема урока:   Моделирование как метод познания.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Учитель: Изучение новой темы мы начнём с её определения. Для этого определим тему нашего урока по первым буквам предложенных вам понятий из информатики (слайд 1)

  • монитор;

  • операционная система;

  • дискета;

  • e-mail;

  • логическая схема;

  • Интернет;

  • расширение;

  • окно;

  • видеопроектор;

  • алгоритм;

  • накопители;

  • истина;

  • ель (пример модели).

Прочитайте из выделенных букв тему сегодняшнего урока (моделирование).

Сегодня на уроке  мы познакомимся с понятием "моделирование", "модель", покажем на примерах использование моделей и их значение в различных науках.
(Работа с презентацией по данной теме и последовательный комментарий по теме.)

III. Объяснение новой темы учителем информатики.

Человечество в своей деятельности (научной, образовательной, технологической, художественной) постоянно создает и использует модели окружающего мира. Строгие правила построения моделей сформулировать невозможно, однако человечество накопило богатый опыт моделирования различных объектов и процессов.

Модели позволяют представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия (очень большие или очень маленькие объекты, очень быстрые или очень медленные процессы и др.). Наглядные модели часто используются в процессе обучения. В курсе географии первые представления о нашей планете Земля мы получаем, изучая ее модель — глобус, в курсе физики изучаем работу двигателя внутреннего сгорания по его модели, в химии при изучении строения вещества используем модели молекул и кристаллических решеток, в биологии изучаем строение человека по анатомическим муляжам и др. (слайд 2-3)

Модели играют чрезвычайно важную роль в проектировании и создании различных технических устройств, машин и механизмов, зданий, электрических цепей и т. д. Без предварительного создания чертежа невозможно изготовить даже простую деталь, не говоря уже о сложном механизме (слайд 4).

В процессе проектирования зданий и сооружений кроме чертежей часто изготавливают макеты. В процессе разработки летательных аппаратов поведение их моделей в воздушных потоках исследуют в аэродинамической трубе.

Разработка электрической схемы обязательно предшествует созданию электрических цепей и так далее.

Развитие науки невозможно без создания теоретических моделей (теорий, законов, гипотез и пр.), отражающих строение, свойства и поведение реальных объектов. Создание новых теоретических моделей иногда коренным образом меняет представление человечества об окружающем мире (гелиоцентрическая система мира Коперника, модель атома Резерфорда-Бора, модель расширяющейся Вселенной, модель генома человека и пр.). Адекватность теоретических моделей законам реального мира проверяется с помощью опытов и экспериментов (слайд 5).

Все художественное творчество фактически является процессом создания моделей. Например, такой литературный жанр, как басня, переносит реальные отношения между людьми на отношения между животными и фактически создает модели человеческих отношений. Более того, практически любое литературное произведение может рассматриваться как модель реальной человеческой жизни. Моделями, в художественной форме отражающими реальную действительность, являются также живописные полотна, скульптуры, театральные постановки и пр. (слайд 6).
[В тетрадях делаем запись конспекта] (слайд 7).

Моделирование — это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. (слайд 8)

Модель. Каждый объект имеет большое количество различных свойств. В процессе построения модели выделяются главные, наиболее существенные для проводимого исследования свойства (слайд 9). В процессе исследования аэродинамических качеств модели самолета в аэродинамической трубе важно, чтобы модель имела геометрическое подобие оригинала, но не важен, например, ее цвет. При построении электрических схем — моделей электрических цепей — необходимо учитывать порядок подключения элементов цепи друг к другу, но не важно их геометрическое расположение друг относительно друга и так далее.

Разные науки исследуют объекты и процессы под разными углами зрения и строят различные типы моделей. В физике изучаются процессы взаимодействия и изменения объектов, в химии — их химический состав, в биологии — строение и поведение живых организмов и так далее.

Возьмем в качестве примера человека: в разных науках он исследуется в рамках различных моделей. В рамках механики его можно рассматривать как материальную точку, в химии — как объект, состоящий из различных химических веществ, в биологии — как систему, стремящуюся к самосохранению, и так далее (слайд 10).

Модель — это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса (слайд 11).

География, военное дело, судоходство и пр. невозможны без информационных моделей поверхности Земли в виде карт. Различные типы географических карт (политические, физические и пр.) представляют информационные модели, отражающие различные особенности земной поверхности, то есть один и тот же объект отражают несколько моделей (слайд 12).
С другой стороны, разные объекты могут описываться одной моделью. Так, в механике различные материальные тела (от планеты до песчинки) могут рассматриваться как материальные точки (слайд 13).

Один и тот же объект может иметь множество моделей, а разные объекты могут описываться одной моделью (слайд 14).

Никакая модель не может заменить сам объект. Но при решении конкретной задачи, когда нас интересуют определенные свойства изучаемого объекта, модель оказывается полезным, а подчас и единственным инструментом исследования.

Вопросы для размышления

  • Может ли объект иметь несколько моделей? Приведите пример.

  • Могут ли разные объекты описываться одной и той же моделью? Если да, приведите пример.

IV. Компьютерный эксперимент

– Посмотрим на примере модели Броуновское движение частиц и молекул (слайд 15). В тетради зарисуем графики движения частиц.

V. Домашнее задание.

Учить конспект урока (слайд 16).

VI. Итог урока.

– Теперь вы можете привести примеры моделей из различных наук, дать мотивированное пояснение о том, какие существенные признаки необходимо отображать в той или иной модели (слайд 17).

– Спасибо за урок! До свидания!

Используемая литература:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11: Лаборатория Базовых Знаний. – М:, 2002.

  2. Иванова И.А. Информатика. 9 класс: Практикум. – Саратов: Лицей, 2004. с.30

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в 9 классе по теме: «Моделирование как метод познания» iconУрок по теме: «Моделирование как метод познания»
Развитие приемов умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, сравнение), памяти (лучше всего запоминается то, что связано...
Урок в 9 классе по теме: «Моделирование как метод познания» iconРешение кафедры
Моделирование как метод познания, основные понятия, связанные с компьютерным моделированием
Урок в 9 классе по теме: «Моделирование как метод познания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Моделирование как метод познания, основные понятия, связанные с компьютерным моделированием
Урок в 9 классе по теме: «Моделирование как метод познания» iconМодель – некоторое упрощенное подобие реального объекта (предмета,...
Моделирование как метод познания. Классификация моделей. Информационные модели. Методы моделирования
Урок в 9 классе по теме: «Моделирование как метод познания» iconМоделирование как метод познания
Тогда лучшим способом их изучения и становится построение модели, отображающей лишь какую-то грань реальности. И многовековой опыт...
Урок в 9 классе по теме: «Моделирование как метод познания» iconТема урока : Моделирование как метод познания
Человек” автора Н. И. Сонина, Е. Т. Захаровой \\Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс, биология 6-11...
Урок в 9 классе по теме: «Моделирование как метод познания» iconУрок обществознания в 10 классе. Тема: Человек
Здравствуйте. Тема сегодняшнего урока – виды познания. В прошлый раз мы уже познакомились с одной типологией видов познания, базирующейся...
Урок в 9 классе по теме: «Моделирование как метод познания» iconТема урока: «Моделирование лифа путем перевода нагрудной вытачки»
Методы обучения: метод мозговой атаки, метод контрольных вопросов, частично проблемно-поисковый, метод упражнений
Урок в 9 классе по теме: «Моделирование как метод познания» iconУрока по технологии и информатике в 5 классе по теме «Моделирование...
Создать условия для изучения понятия «Моделирование», рассмотреть художественный вид моделирования
Урок в 9 классе по теме: «Моделирование как метод познания» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок информатики и икт в 9 классе по теме «Моделирование в среде графического редактора»
Урок в 9 классе по теме: «Моделирование как метод познания» iconУрок по русскому языку в 9 классе по теме: «Роль указательных слов...
Метод по типу познавательной деятельности: частично- поисковый, исследовательский
Урок в 9 классе по теме: «Моделирование как метод познания» iconУрок английского языка в 9 классе по теме «Путешествие способ познания мира»
Оборудование: презентация к уроку, аудиозапись песни «Титаник», презентация учащихся
Урок в 9 классе по теме: «Моделирование как метод познания» iconСинергетика метод познания окружающего мира, требующий развития
Методическая разработка интегрированного урока географии и информатики в 8 классе
Урок в 9 классе по теме: «Моделирование как метод познания» iconУрок по теме: «Опера- сказка»
Методы урока: объяснительно-иллюстрированный с элементами репродуктивного, словесный метод обучения (объяснение, беседа), наглядный...
Урок в 9 классе по теме: «Моделирование как метод познания» iconУрок математики в 1 «а» классе по теме «Знакомство с задачей»
Урок химии в 10 классе по теме «Карбоновые кислоты: строение, номенклатура, физические свойства»
Урок в 9 классе по теме: «Моделирование как метод познания» iconПри правительстве российской федерации
Сложно переоценить значимость такого метода теоретического познания как моделирование для развития экономикой теории


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск