Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости





Скачать 137.32 Kb.
НазваниеКонкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости
Дата публикации03.07.2013
Размер137.32 Kb.
ТипКонкурс
100-bal.ru > Информатика > Конкурс


Конкурсная работа №

Конкурс

научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости


ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ЗАВИСИМОСТИ

У СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА МЕНЕДЖМЕНТА СГМУ

Г. АРХАНГЕЛЬСКА

Авторы: * Игнатенко Александр Олегович

Студент 2 курса специальности «Туризм»

ОСПО института менеджмента СГМУ
**Петровская Юлия Сергеевна

Студентка 2 курса специальности «Туризм»

ОСПО института менеджмента СГМУ
Адрес авторов: *г. Архангельск, ул. Севстрой, 30-5,

т. (8952)255-63-20

** г. Архангельск, ул. Урицкого,6/1-1,

т. (8950)660-26-14
e-mail: pat-lesya@mail.ru

Научный руководитель: Мальцева Олеся Владимировна

преподаватель факультета менеджмента

СГМУ

Архангельск

2010 год

Содержание
Стр.

Введение

  1. Обзор литературы

1.1. Компьютерная зависимость

1.2. Зависимость от компьютерных игр

  1. Объект и методы исследования

  2. Обсуждения результатов и выводы

Список литературы

Приложение

3

4

4

6

10

10

13

14



ВВЕДЕНИЕ

Научно-технический прогресс, набравший к концу минувшего столетия невероятную скорость, стал очевидной и закономерной базой для создания компьютера, без которого современный человек уже практически не может жить. Компьютерные технологии, войдя в нашу повседневную жизнь, стали «мостом», который соединил уже имеющиеся научные разработки и новейшие идеи будущих проектов. Повсеместная компьютеризация привносит в нашу жизнь не только положительные, но и отрицательные аспекты. Безусловно, все сферы общественной и промышленной деятельности получили дополнительные возможности развития с помощью компьютера и Интернета. На этом фоне можно смело говорить о высокой вероятности того, что в недалеком будущем человек уже не сможет полноценно жить без компьютера или Интернета.

Цель работы: оценка уровня компьютерной зависимости студентов факультета менеджмента СГМУ г. Архангельска.

Задачи:

  1. Определить уровень зависимости студентов факультета менеджмента СГМУ г. Архангельска от компьютера и компьютерных игр.

  2. Выяснить какова проблема нарушения физического и психологического здоровья подрастающего поколения.



  1. Обзор литературы

    1. КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 1990 г. Специалисты относят подобный вид зависимости к специфической эмоциональной «наркомании», вызванной техническими средствами. Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом, люди уходят от решения различных проблем в своей жизни.

По данным российских психологов от 10 до 14% людей, играющих в компьютерные игры, становятся зависимыми от них. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются подростки.

Однако психологи и психиатры до сих пор спорят, каких людей считать зависимыми, а каких - нет. Если брать за критерий время, проведенное за компьютером, - тогда всех программистов, за редким исключением, придется признать зависимыми. Но это не совсем так. В отличие от действительно зависимых людей у программистов нет патологического стремления постоянно работать на компьютере. Просто, подо лгу службы им приходится это делать. Поэтому психологи пришли к выводу, что зависимый от компьютера человек - прежде всего тот, кто проводит слишком много времени за компьютером не по делу, и при этом осознанно (или неосознанно) вредит своему здоровью.

Психологи выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера:

- хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

- нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером;

- раздражение при вынужденном отвлечении;

- неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;

- расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения (в т.ч. игр) компьютера;

- забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;

- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;

- человек предпочитает есть перед монитором;

- обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

Конечно, чаще всего зависимость возникает у подростков и школьников (7-10 лет). [1]

Можно отметить группу риска подростков, для которых попасть в компьютерную зависимость легче, чем их сверстникам.

1. Отсутствие или недостаток общения и тёплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребёнку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребёнка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребёнка, не слышат его. Конечно, по указанной причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и другие виды зависимости, а также различные формы отклонений в поведении.

2. Отсутствие у ребёнка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером.

3. Неумение ребёнка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей.

4. Общая неудачливость ребёнка. Например, ребёнок и в школе учится неважно, и в компании ребят не заводила, и с родителями отношения не блещут. Если такое положение вещей не устраивает ребёнка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он – главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель). В сети Интернет такой ребёнок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация.

У многих людей возникает вопрос о том, кто виноват, если ребенок целыми днями просиживает у компьютера. Ответ напрашивается как бы сам собой: конечно, родители. Они не занимаются ребенком, и вот результат! К несчастью, нередко родители выступают в роли без вины виноватых. Ритм нашей современной жизни, необходимость обеспечить семье приемлемый уровень существования и пропитания заставляют работать всех членов семьи (естественно, способных на это по состоянию здоровья). Отсюда и возникает следующая закономерность: по возвращении с занятий «брошенного отпрыска» ожидает в квартире лишь его преданный товарищ – компьютер.

В настоящее время выделяют 5 типов компьютерной зависимости:

  • путешествие по сети;

  • виртуальные знакомства;

  • страсть к онлайновым биржевым торгам и азартным играм;

  • виртуальные знакомства;

  • киберсекс;

  • компьютерные игры.



    1. ЗАВИСИМОСТЬ ОТ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

Игра – это, можно сказать, способ самовыражения. Каждый убитый монстр, разгаданная загадка или пройденный уровень поднимают самооценку игрока, и, наоборот, какая-то проблема или неразгаданный ребус способны довести до психоза даже самого спокойного игрока. Каждый, кто работает (или играет) за компьютером, наверняка смог почувствовать притягательность игр, видимо, игра заложена в саму природу человека, причем она обязательно сопровождается азартом. Но теперь мы лишены этого в жизни, а все свои первобытные потребности в играх заменяем компьютерными играми. Это в некоторой степени подтверждает тот факт, что мужчины подвержены компьютерным играм разного рода, например 3D-action («стрелялки», скоростные трассы), в десятки раз больше чем женщин.

Наверно, такая статистика возникает на основе того, что природа мужчины – это прежде всего сущность охотника, воина, выслеживающего добычу, находящегося в постоянной борьбе за свои права, территорию.

Первые компьютерные игры появились очень давно, когда еще сами ПК напоминали калькуляторы-переростки (размером с динозавра и медлительные как черепаха), хотя на тот момент времени даже они были чудом техники. [2]

Первой компьютерной игрой, появившейся в 1958 г. прошлого века, считается «Теннис для двоих», ее создатель – американский ученый Вильям Хайджинботэм. Эта игра заключалась в том, что два человечка перекидывали друг другу мячик через черточку посередине экрана, т. е. сетку на экране осциллоскопа.

Сейчас количество компьютерных игр, по некоторым данным, давно перевалило за 10000. Это не предел. Несмотря на огромное их количество можно все игры компьютерные поделить на следующие группы [3]:

1. игры, которые стимулируют преимущественно формально­логическое, комбинаторное мышление

2. азартные игры.

3. спортивные игры, которые апеллируют к ловкости и проворству игрока, сенсомоторной координации, концентрации внимания

4. военные игры и игры-единоборства, содержащие, как правило, элементы жестокого единоборства или насилия.

5. игры типа преследование-избегание

6. авантюрные игры (игры-приключения, или «Аркады»)

7. игры-тренажеры

Даная классификация условная и не лишена недостатков. Очень часто современные трёхмерные игры часто содержат элементы игры-тренажера, авантюрной игры, азартной игры и охватывают множество аспектов психической и моторной деятельности человека [1].

Некоторые компьютерные игры пропагандируют насилие и жестокость, возвеличивание войн и насилия, правого экстремизма, что негативно влияет на здоровье, особенно, на психическое и эмоциональное состояние. У психически неуравновешенного человека (особенно, таких много среди подростков) такая компьютерная игра может спровоцировать беспочвенный приступ агрессии. В качестве негативных последствий можно отметить сужение круга интересов подростка, стремление к созданию собственного мира, уход от реальности. Занятия с компьютером один на один, часто в ущерб общению со сверстниками, приводят к социальной изоляции и трудностям в межличностных контактах. Негативную картину дополняют соматические нарушения (снижение остроты зрения, быстрая утомляемость и др.).

Исследование пользователей 9-16 лет в течение 5 месяцев показало, что введение компьютерных игр в структуру увлечений изменяет предпочтения других видов досуговой активности и их интенсивность лишь на несколько недель; в течение трех месяцев у большинства пользователей восстанавливается прежняя структура хобби. Интересен и другой результат, который опровергает расхожее мнение: у игроков в компьютерные игры, по сравнению с их сверстниками, наблюдается более адаптивное социальное поведение. У подростков не обнаружили и серьезных нарушений психической деятельности или симптомов "компьютерной" зависимости. Есть лишь данные о переутомлении, боли в ногах (у игроков с компьютерными автоматами), боли в кистях рук (от судорожного сжимания джостика), рези в глазах, общей возбужденности, трудности с засыпанием.

С другой стороны, по результаты исследований британских ученых, проведенных в 2002 году, показали, что подростки, проводящие перед монитором в среднем по два-четыре часа в день, лучше успевают в школе, имеют больше друзей и социально активнее, чем их сверстники, которые не увлекаются компьютерными играми.• В ходе исследования, проведенного британским МВД в начале 2002 года, выяснилось, что те молодые люди, которые регулярно посвящали время компьютерным играм, чаще поступали в университеты, а в дальнейшем получали более престижную и высокооплачиваемую работу. [4]

Исследования Национального Института семьи при Государственном университете Айовы США показали, что те хирурги, которые посвящают, по крайней мере, три часа в неделю видео играм, совершают на 37% меньше ошибок в лапароскопической хирургии и выполняют задания на 27% быстрее, чем те, кто не играет в игры. Исследования проводили на 33 докторах. Каждый из них прошел три видео игры, которые тренировали такие умения как моторика пальцев, время реакции и координация. [1]

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что компьютерные игры, не содержащие сцены насилия и жестокости, могут иметь право на существование среди подростков. Но важен тот факт, что подрастающее поколение должно помнить о количестве времени проведенном за компьютером, соблюдении правил и норм безопасности при работе ПК, о вреде, исходящем от компьютера.

  1. ОБЪЕКТ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом нашего исследования явились студенты факультета менеджмента СГМУ г. Архангельска, которым в декабре 2009 года и январе 2010 года было предложено заполнить анкету (ПРИЛОЖЕНИЕ). В анкете предлагалось ответить на 10 вопросов.

Затем, заполненные анкеты обрабатывались, а результаты заносились в таблицы, на основании которых были построены диаграммы и проведен анализ.


  1. ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ

В анкетировании приняло участие 86 человека (юноши и девушки) – студенты факультета менеджмента СГМУ г. Архангельска в возрасте от 15 до 22 лет. Студенты ответили на вопросы предложенной нами анкеты, для определения уровня компьютерной зависимости.

На первый вопрос «Если у Вас дома компьютер?» 92% респондентов ответили утвердительно. При этом варианты «нет» выбирали только иногородние студенты. Возраст опрошенных студентов составляет в основном 18-20 лет -65% (15-17 лет – 20%, 20-22 года – 15%).

На вопрос о количестве времени, количество студентов, выбравших вариант ответа – более 4 часов, составило 56% . Меньше часа за персональным компьютером проводит всего лишь 10% среди опрошенных (ПРИЛОЖЕНИЕ, диаграмма 1).

По результатам следующего вопроса «Сколько времени вы проводите в сети Интернет?» можно сделать вывод о том, что большую часть времени студенты посвящают именно сети Интернет. Тогда как именно подготовка к занятиям у 89% студентов занимает всего лишь меньшую часть времени при работе с компьютером.

Хотелось отметить тот факт, что приобретают себе друзей в большем количестве посредством сети Интернет именно подростки 15-17 лет (Таблица 1).

Таблица 1.

Количество новых друзей, найденных с помощью сети Интернет.

Возраст

респондентов

Кол-во

новых

друзей

15-17 лет

18-20 лет

20-22 года

не более 1

2%

17%

58%

от 1 до 3

47%

30%

13%

более 3

51%

45%

27%


Но среди студентов в возрасте 20-22 года и 18-20 лет есть опрошенные, которые вообще не имеют таких друзей (2% и 8% соответственно).

По результатам анкетирования 23% студентов предпочитают игры-симуляторы, а 32% играют в компьютерные игры по сети. Кроме этого, 12% среди опрошенных предпочитают игры-стратегии. Остальные респонденты (33%) увлекаются играми, которые включатся в себе и игру-стратегию, и игру – симуляторы. Причем около 80% всех студентов могут прекратить игру не ранее чем, через 1 час.

Наибольший интерес вызвал вопрос о самочувствии молодежи во время работы с персональным компьютером. Проведенное анкетирование выявило, что 86% опрошенных студентов хотя бы раз ощущали дискомфорт при работе за ПК, среди них 53% эти боли испытывает очень часто (ПРИЛОЖЕНИЕ, диаграмма 1).

Однако 20% студентов вообще не соблюдают правила работы за компьютером для сохранения своего здоровья. Более 45% респондентов соблюдают лишь технические меры безопасности: не разбирать компьютер во время его работы, не допускать попадания влаги в ПК, убирать пыль с монитора и проветривать помещение. 10% от всех опрошенных не смогли ответить на данный вопрос и лишь 25% выполняют наиболее важные правила работы за компьютером: ограничение по времени, правильная осанка, специальная гимнастика.

На основании проведённого исследования выяснено, что:

1. Многие участники анкетирования большую часть свободного времени «общаются» с компьютером, приобретая новых знакомых в глобальной сети, увлекаются сетевыми играми.

2. Полученные данные указывают на важность, актуальность проведения профилактики компьютерной зависимости среди молодёжи. Её целью должно являться донесение информации о правилах работы с компьютером, рисках развития различных заболеваний, способах поддержания здорового образа жизни, а также помощь молодёжи в преодолении проблем компьютерной зависимости.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Как справиться с компьютерной зависимостью /под ред. С. В. Красновой, Н. Р. Казарян, В. С. Тундалевой и др. М.: Дельта, 2007. -204 с.

  2. Юрьева Л. Н., Больбот Т.Ю. Компьютерная зависимость: формирование, диагностика, коррекция и профилактика: Монография. – Днепропетровск: Пороги, 2006. – 196с.

  3. Шапкин С. К. Компьютерная игра: новая область психологических исследований //"Психологический журнал", № 1, 1999, с.14 - 17

  4. Шмелев А.Г. Мир поправимых ошибок. Вычислительная техника и ее применение //"Компьютерные игры" – №3, 1988, c. 27

  5. www.cactus-net.ru/

  6. www.psystat.at.ua/publ

  7. www.newsland.ru/News/


ПРИЛОЖЕНИЕ

АНКЕТА

Уважаемый студент! Просим Вас ответить на предложенные вопросы, выбрав один из предложенных вариантов.



1. Если у вас дома компьютер?

  • да

  • нет


2. Сколько времени в день вы проводите за компьютером?

  • не более часа

  • от 1 до 3 часов

  • более 4 часов

  • _____________(свой вариант)



3.Из этих часов вы проводите в Интернете…

  • не более часа

  • от 1 до 3 часов

  • более 4 часов

  • ______________(свой вариант)


4. Сколько новых друзей вы «приобрели» в Интернете?

  • не более 1

  • от 1 до 3

  • более 3

  • _____________(свой вариант)



5.Какие компьютерные игры вы предпочитаете?

  • «стратегии»

  • «стрелялки»

  • «симуляторы»

  • сетевые

  • ______________(свой вариант)



6. На сколько быстро вы можете прекратить компьютерную игру?

  • не более 10 мин

  • от 10 мин до 1 часа

  • очень сложно

  • _____________(свой вариант)


7.Как много времени вы с помощью компьютера готовитесь к занятиям?

  • только работаю на компьютере

  • большую часть времени работы с ПК

  • половину всего времени работы с ПК

  • меньшую часть времени работы с ПК


8. Укажите ваш возраст:

  • 15-17 лет

  • 18-20 лет

  • 20-22 года



9. Испытываете вы боли в голове или суставах, чувство жжения в глазах после долгой работы с ПК?

  • всегда

  • очень часто

  • иногда

  • не испытываю


10. Напишите основные правила безопасности при работе с ПК, которые вы соблюдаете.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ПРИЛОЖЕНИЕ
Диаграмма 1.

Количество времени, проводимое студентами за ПК в день

Диаграмма 2.

Ощущение боли студентами при длительной работе на ПК



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости iconНаучных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности...
«Олимпиада научных и студенческих работ в сфере профилактики наркомании и наркопреступности»
Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости iconКонкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости...
Автор: Третьякова Юлия Александровна, студентка 1 курса специальности «Стоматология ортопедическая» медицинского колледжа сгму
Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости iconКонкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости
...
Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости iconКонкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости интернет-зависимость
Сейчас ситуация несколько изменилась — телевизору пришлось потесниться и уступить часть занимаемого им пространства компьютеру. Причем...
Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости iconПоложение о вузовском туре регионального конкурса студенческих научных работ 2011 года
Внутривузовский конкурс студенческих научных работ (далее – конкурс) проводится в целях
Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости iconСочинение-эссе «Нелегко быть молодым»
«Профилактика наркомании и наркопреступности» в рамках Пятой Всероссийской Олимпиады научных и студенческих работ в сфере профилактики...
Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости iconКонкурса на лучший реферат среди студенческих землячеств на тему:...
Республиканский конкурс в области научной деятельности среди студенческих землячеств Республики Тыва в 2014 году (далее Конкурс)...
Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости iconПоложение о вузовском конкурсе студенческих научных работ (далее конкурс) Основные положения
Конкурс проводится по двум направлениям: гуманитарные и естественные науки, в рамках которых планируется работа секций
Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости iconНаучных студенческих работ

Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости iconПоложение о Конкурсе научных работ
...
Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости iconПравила оформления работ, представляемых на республиканский конкурс...
Правила оформления работ, представляемых на республиканский конкурс научных работ студентов вузов Республики Беларусь: методические...
Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости iconКонкурс проводится
Областной конкурс студенческих творческих работ «Альтернатива» проводится в рамках областной целевой программы «Комплексные меры...
Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости iconКонкурс исследовательских работ студентов проводится на базе вузовских...
На основе всей этой информации по методу принн рассчитывается комплексный творческий рейтинг работы, используемый для подведения...
Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости iconОформление научных студенческих работ
Пановой; сост. H. A. Левенштейн, Л. И. Громова; науч ред и отв за вып. В. В. Изыкин. 4-e изд., испр. Йошкар-Ола, 201 г-28 с
Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости iconСистема хранения данных о студенческих научных достижениях
База данных о студенческих научных достижениях предназначена для хранения и обработки данных о научно-исследовательских работах студентов...
Конкурс научных и студенческих работ в сфере профилактики зависимости iconПоложение о конкурсе студенческих научных работ в области социологии,...
Опредаление 10 кандидатур педагогов и руководителей для награждения отраслевами наградами


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск