Скачать 27.2 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 Обобщающий урок Тема: « Иван Грозный и его время» Составил: учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 2 Котова Л.А. г.Лыткарино 2009 г. Обобщающий урок – семинарское занятие по теме: «Иван Грозный и его время» Цели урока. Образовательные: обобщить, систематизировать знания учащихся. Развивающие: развивать логические, образные, оценочные умения. Воспитательные: формировать чувства уважения к общественной жизни, урегулированной и защищаемой нормами права, толерантности. Вид урока - урок обобщения. Тип урока - урок-семинар. Оборудование: компьютер, мультимедийный видеопроектор, презентации по теме «Иван Грозный», программа по истории Отечества «1С Образование», электронное приложение к учебнику Данилова А.А., Косулиной Л.Г. История России: с древнейших времен до конца XVI века. Дополнительная литература: Кобрин В.Б. Иван Грозный. М.,1989; Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.,1991; Ключевский В.О. Курс лекций по русской истории. М., 1987; Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1975; Соловьев С.М. История России с древнейших времен. М. ,1989. План семинара:
Ход семинара: Организационный момент. Учитель знакомит с целями урока и говорит, что сегодня учащиеся будут обобщать изученный материал по эпохе Ивана Грозного, вспоминать наиболее яркие и образные события его противоречивого царствования. Педагог обращает внимание школьников на то, что спор о нем идет более четырех веков. Главное в нем - время сформировало Грозного или сам Грозный сформировал свое время? Учащимся предлагаются к обсуждению заявленные вопросы. I. Школьники анализируют внутренние и внешние изменения в истории развития России XVI в.: - венчание на царство в 1547 г.; - изменения в схеме государственного управления; - реформы Избранной Рады; - опричнина; - внешняя политика. II.На основании изученной дополнительной литературы учащиеся приводят различные оценки деятельности и личности «грозного царя», показывают эволюцию отношения к Ивану IV в исторической науке и обществе на разных этапах развития. Учитель организует обсуждение источников по предложенным вопросам, корректирует и, в случае необходимости, дополняет ответы. III. Учащиеся обосновывают свое мнение о деятельности Ивана Грозного. IV. Заключительное слово учителя. В итоговой беседе учитель делает вывод о том, что в нашей истории мало найдется людей с такой стойкой популярностью. В феномене Ивана IV соединилось многое. И яркость личности. И ужас перед садизмом и жесткостью его правления. Отвечая на главный вопрос темы - время сформировало Грозного или сам Грозный сформировал свое время, учитель подчеркивает, что жестокость «грозного царя» не считалась в средневековом мире чем-то исключительным. Похожими были порядки во всех феодальных государствах. Педагог приводит в подтверждение цитату из популярной монографии Р.Г.Скрынникова: «Да, жестокость эпохи Ивана Грозного – это жестокость эпохи. Но и Ивана Грозного. Это время сформировало личность Ивана Грозного и испытало на себе ее воздействие». V. Выставление оценок. |
Иван грозный тиран или святой «Опричнина Ивана Грозного». Реферат основан на мнениях Скрынникова в его исследовании «Иван Грозный» и работы А. Л юрганова «Страшный... | Реферат Иван Грозный как защитник православия Иван IV васильевич Грозный (25. 08. 1530-18. 03. 1584), Великий Князь с 1533, Русский Царь (1547) 5 | ||
Реферат Тема: Династия Романовых Бешеные вспышки гнева повторялись всё чаще и чаще. В 1582 году Иван IV в припадке гнева смертельно ранил железным посохом царевича... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Литература и история, писатель и его в развитии литературного процесса,... Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны | «Иван Грозный» (История, живопись, литература, музыка.) Эпиграф Задачи: Д/научиться составлять искусствоведческий текст по произведениям живописи (исторический портрет) | ||
Методическая разработка урока по теме "Славы или позора достоин Иван Грозный?" Сахарова А. Н. и Буганова В. И. История России с древнейших времён до конца XVII в | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Время ужаса и страха Служил Иван Васильевич подводником на Балтийском море на крейсере «К-56», в команду которого входило 65 человек,... | ||
Доклад Тема «Предпосылки крещения Руси» Дмитрий Донской, Иван Грозный, Петр I и, конечно, Владимир Красное Солнышко, имя которого должно стоять первым среди перечисленных.... | “Россия-наша Родина.” Иван IV грозный. Установление царской власти. Реформы середины XVI в. Земские соборы. Расширение территории государства (присоединение... | ||
Конспект урока по теме: «Иван IV и его время» Рабочая программа предмета «География» для 6 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе | Литературный вечер «Я вернусь…», посвященный памяти поэта-барда Игоря Талькова «Князь Серебряный», «Иван Грозный», «За последней чертой», -автором книги «Монолог» Игорем Тальковым, чья жизнь трагически оборвалась... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Иван Грозный молится по сыне. Возвращение Филарета. Царь требует выдачи Разина. Разин и девка- астраханка. Солдаты готовятся штурмовать... | Цель: показать на примере фильма «Иван Грозный» стремление власти... Задачи: проанализировать исторические источники (см список литературы), посвященные этой теме, и сделать вывод | ||
Исследовательская работа ученицы 10 класса гимназии 1505 города Москвы... Образ Ивана Грозного в понимании С. М. Эйзенштейна и И. В. Сталина как отражение взаимоотношений художника и власти | Список использованных материалов по теме «Опричнина Ивана Грозного» ИоИоанн Грозный и опричнина в русской живописи. Часть анн Грозный и опричнина в русской живописи. Часть Иоанн Грозный и опричнина... |