Моу «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №2» Казань в легендах и преданиях





Скачать 76.16 Kb.
НазваниеМоу «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №2» Казань в легендах и преданиях
Дата публикации10.07.2014
Размер76.16 Kb.
ТипЗадача
100-bal.ru > История > Задача
МОУ «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №2»

Казань в легендах и преданиях «Квадратные корни и квадратные уравнения».

Урок разработала и провела

учитель математики

I квалификационной категории

Тайманова Л.А.


г. Тетюши 2004 год

Тема: Квадратные корни и квадратные уравнения (обобщающий урок в 8 классе, март, 2003-2004 учебный год).
Цель: обобщить изученный материал; развитие интереса к предмету через игровые ситуации; введения исторического материала, использование художественной литературы; патриотическое воспитание учащихся.
Оборудование: доска, плакат о современной Казани в зеркале статистики, изображение древней Казани.
Высказывание: « Казань – это место встречи и свидания двух миров» (А.И. Герцен)
Запись на доске: «Казань в легендах и преданиях».
План:

I. Выступление о Казани.

II. Легенды о возникновении и названии города Казань (выступают учащихся).

III. Задача 1(о дате возникновения Казани).

IV. Выступление учащихся о обнаружении рукописей, карт, находок историками.

V. Задача 2(об окружности стен Казанского кремля и о малых башен).

VI.Легенда о Сююмбике (выступает ученик).

VII. Задача 3(о высоте башни Сююмбике)

VIII. Задача 4(о нахождение площади города Казани в 1675г.).

IX.Современная Казань в зеркале статистики.

Ход урока.

I. В 2005 году Казань отметил 1000-летие. Казань – столица Республики Татарстан, один из самых крупных и древних российских городов, центр татарской и русской культуры.

В истории города немало «чёрных дыр» и неразгаданных тайн. Ведь главное в легендах – не факты, а тот романтический ореал, окружающий их, то сказочное богатство народной мудрости, дающий простор творчеству и фантазии.

Легенд о возникновении и названии города очень много. Расскажут о самых увлекательных легендах Лена и Оксана.
II. Легенда 1-ая. Самая распространенная народная татарская легенда выводит её название из булгарского слова казан-котёл. Легенда повествует о том, что старший сын последнего булгарского правителя Габдуллы - хана Алтынбек, спасаясь от преследования монголов, оказался на берегу неизвестной реки. Он приказал слуге принести воду в золотом котле. Берег был очень крут, и слуга, черпая воду, нечаянно уронил казан (котёл) в реку. Значит, судьба, знак селиться людям? После этого случая реке будто бы дали название «Казань».
Легенда 2-ая. Когда выбирали место для города, то обратились к колдуну-волшебнику, и он сказал: заложите там, где закипит без огня вырытый в землю котёл. А чтобы город стоял крепко и вечно, в фундамент стен заройте того, кто первым встретится в этом месте. Долго слуги хана искали такое место, наконец, нашли. Вода здесь закипала в котле сама собой, без огня. Тут и решили основать город, получивший название Казань (котёл). Когда стали закладывать стены, первым увидели ханского сына, который шёл к ним по поручения отца. Слуги хана пожалели юношу и зарыли под фундаментом города труп собаки.

Когда хан узнал об этом, он и обрадовался и глубоко опечалился. «Не будет стоять долго город, построенный над трупом собаки, - сказал он. – Рано или поздно ему суждено погибнуть от рук неверных…» Собрали учёных людей и спросили у них о будущности города. Учёные мужи обещали, что собака не предвещает ничего дурного, что сын хана остался жив – это признак того, что на этом фундаменте государство, хотя и урывками, будет долго процветать. Эти слова обрадовали хана, он поклялся в честь этого построить мечеть, и говорят, что молитвами этого хана с тех пор в городе продолжают обитать мусульмане и будут жить так во веки вечные.
III. Задача 1-ая. Чтобы узнать дату основания города нам нужно выполнить задание от а) до г), запишите ответ в строчку, соблюдая порядок заданий, и прочтите получившееся число. Класс делится на две команды. Первая команда выполняет I вариант, вторая – II вариант.

В-I а) 1,44/0,36 – 1 = ; б) 1/13  1,69  10 = ; в) 0,01  104  72 = ;

г) ( 5/2 + 2)  2 = ; Ответ: 1177 год.

В-II а) 1,96/0,49 – 1 = ; б) 0,2 – 1/6  1,44 = ; в) 2492 – 36 =

г) (1/2 + 2)  2 = ; Ответ: 1003 год.
IV. Игорь расскажет нам, как и кем был установлен возраст Казани.

За последние 5 лет обнаружено 10 неизвестных и неисследованных доселе рукописей, 56 ранее неизвестных нам карт, где отмечен под разными именами город на месте теперешней Казани. Сделано более 2000 материальных находок – это различная керамика, орудие труда и т.д. Найдены все признаки городского поселения, начало образования которого относился к рубежу 10-11 веков.

И о чём говорят находки? Они говорят о многом. Во-первых, о том, что на территории нынешнего Казанского Кремля в своё время возникало поселение. И не простое, а городское. Во-вторых, возникло это поселение на рубеже 10-11 веков. Таким образом, получается, что у Казани – тысячелетняя история.
V. В первое время Казань была совсем небольшим поселением. Она занимала небольшую часть современного Кремля. Древняя Казань была деревянной крепостью (учитель прелагает рассмотреть изображение древней Казани на репродукциях картин современных татарских художников). Она была обнесена стеной, на которой располагалось сторожевые башни.Но военная опасность со стороны соседей заставила Казанцев строить мощные крепости, способные защитить их от нападения врагов. Один из них – это Кремль. Кремль расположен на высоком холме, отделившемся от города оврагом.

Задача 2-ая. а) Узнайте, какова была окружность стен Казанского Кремля, решив уравнение. Ответ записать в метрах округлив до единиц, так как вы получите корень уравнения в сажень.

Сажень – мера длины. 1 сажень = 213 см.

(1/5 х – 20)2 = 0,04 х2 – 5480. ( Решение: х = 735, 735сажень = 735 231 см = 156555 см = 1565, 55 м  1566 м;)

б) х2 – 4 х – 5 = 0 решить уравнение. Вы узнаете сколько уцелело малых башен по углам крепости на сегоднешний день (ответ: 5, -1, но –1 не подходит по смыслу задачи).
VI. Стены Кремля много пострадали во время разорения Казани Пугачёвым. Благовещенский кафедральный собор, башня Сююмбики – единственный остаток от времени татарского царство.

Долгая история Сююмбике полна легенд и неразгаданных тайн. Название своё башня получила от имени Казанской царицы Сююмбике. Точное время построения башни неизвестно. Самую поэтическую легенду расскажет нам Настя.

Легенда о Сююмбике.

Русский царь, Иван Грозный, увидел портрет Сююмбике и пленился красотой татарской хании, захотел взять её в жёны и сделать царицей в Москве Но гордая Сююмбике ответила отказом. Это по легенде и стало причиной похода русских на Казань. Когда участь города была уже предрешена, Сююмбике вынуждена была согласиться на предложение царя. И гордая царица, не пожелавшая встать на путь предательства своего народа, поставила грозному царю условие: выстроить за неделю башню, такую же стройную и высокую, как она. Семь суток без отдыха трудились мастера, возводя каждый день по ярусу. Когда башня была готова, поднялась на неё неприступная Сююмбике, взглянула в последний раз на родные края и свой народ, да и бросилась с вершины на острые камни, лежавшие у подножия башни. С тех пор и носит башня имя великой казанской царицы.
VII. Задача 3-я: А теперь узнаем высоту (в метрах) знаменитого многоярусного падающего здания – башни Сююмбике выполнив цепочку вычислений по рисунку
( 6 - 1 + 7 + 3 )  5 = ? (ответ: 75 метров)
---- 3 + 3 5  3 5 – 3 =?;

---- 5х2 - 4х – 1 = 0; Брать положительный корень.

---- (2 - 3)2 + 43 =?

----х2 + х – 12 = 0; Брать положительный корень.

----х – 5 = х2 - 25; Брать положительный корень.

Как называются геометрические фигуры, используемые в этом задании?

В Кремле очень много бесценных исторических памятников. Не случайно, что он включён в список Всемирного наследия Юнеско. Казань называют музеем под открытым небом.
VIII. Описание города Казани в 1675 году составляли 253,5 саженей в длину и 106,5 саженей в ширину. Задача 4-ая. Длину и ширину округлите до единиц, узнайте площадь Казанской земли в 1675 году. 1 сажень = 213 см = 2,13 м.
Решение: 253,5 254; 106,5  107; 254 сажень = 254  2,13 м = 541,02 м 541 м;

107 сажень = 107  2,13 = 227,91 м  228 м; S =541  228 = 123348 м2.
IX. По сравнению со всеми этими столетиями Казань очень сильно изменилась. Неизмеримо больше стало в ней жителей. Намного расширилась её площадь. О современном Казане расскажет Саша.

Современная Казань в зеркале статистики:

1). Территория города – 413,2 км2.

2). Численность населения на 12 января 2001 года – 1 099,4 тысяч человек.

3). Национальный состав населения: русские – 54,7 , татары – 40,52 , чуваши – 1,15 , мордва – 0,2  и другие.

4). Всего школ на 2001-2002 год: начальных – 9, основных –5, средних – 173.

5). Всего учащихся – 136 135.

6). Государственных вузов – 18.

7). Негосударственных вузов – 12.

8). Специальные учебные заведения – 23.

Закончим наш урок стихами Габдуллы Тукая:

О Казань, ты грусть и бодрость! Светозарная Казань!

Здесь деянья отцов наших, здесь священные места,

Здесь наука, здесь искусства, просвещения очаг.
И будем помнить, что день города Казани – 30 августа.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Моу «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №2» Казань в легендах и преданиях iconТема: «История пугачевского бунта в произведениях А. С. Пушкина»
Республика Татарстан, г. Тетюши, моу «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №1»
Моу «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №2» Казань в легендах и преданиях iconРасписание уроков для обучающихся 1 4 классов на 2012-2013 учебный...
...
Моу «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №2» Казань в легендах и преданиях iconФорма представления
Образовательное учреждение: моу «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №23с углубленным изучением отдельных предметов»...
Моу «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №2» Казань в легендах и преданиях iconМоу «Карайская средняя общеобразовательная школа»
Моу «Карайская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района по итогам проведения межрегионального семинара...
Моу «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №2» Казань в легендах и преданиях iconМоу «Карайская средняя общеобразовательная школа»
Моу «Карайская средняя общеобразовательная школа» Волжского муниципального района по итогам проведения межрегионального семинара...
Моу «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №2» Казань в легендах и преданиях iconМоу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2»
Классен Светлана Викторовна, учитель математики моу «Красногвардейская средняя общеобразовательная школа №2», Оренбургская область,...
Моу «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №2» Казань в легендах и преданиях iconОбразовательная программа начального общего образования муниципального...
«Средняя общеобразовательная школа №2 п. Пангоды» / Составитель: Прокудина И. В., заместитель директора по учебно-воспитательной...
Моу «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №2» Казань в легендах и преданиях iconПротокол заседания педагогического совета моу «Воскресенская средняя...
Приказ по моу «Воскресенская средняя общеобразовательная школа»» от «30» августа 2011г
Моу «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №2» Казань в легендах и преданиях iconПрограмма информатизации моу «Старокутушская средняя общеобразовательная школа»
Моу «Старокутушская средняя общеобразовательная школа» Черемшанского муниципального района Республики Татарстан
Моу «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №2» Казань в легендах и преданиях iconПротокол заседания педагогического приказом по моу «Воскресенская...
Моу «Воскресенская совета моу «Воскресенская средняя средняя общеобразовательная школа»
Моу «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №2» Казань в легендах и преданиях iconПубличный доклад «Перспективы развития образования в моу «Перфиловская...
«Перспективы развития образования в моу «Перфиловская средняя общеобразовательная школа» в ходе реализации национальной образовательной...
Моу «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №2» Казань в легендах и преданиях iconМо красноуфимский округ моу «Чатлыковская средняя общеобразовательная школа»
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Алексеевки Белгородской области
Моу «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №2» Казань в легендах и преданиях iconМоу "Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1" государственная символика (устный журнал)
«Городищенская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
Моу «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №2» Казань в легендах и преданиях iconНоменклатура дел моу «средняя общеобразовательная школа №4» Г. Сорочинска
Методические указания по применению примерной номенклатуры дел моу «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Сорочинска
Моу «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №2» Казань в легендах и преданиях iconПубличный доклад директора муниципального бюджетного общеобразовательного...
Научно- исследовательская деятельность в моу «Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа»
Моу «Тетюшская средняя общеобразовательная школа №2» Казань в легендах и преданиях iconУрок разработал Лихоманов О. Я., преподаватель-организатор основ...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Волоконовская средняя общеобразовательная школа №2»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск