Рабочая программы по истории 5-9 классов. Пояснительная записка





НазваниеРабочая программы по истории 5-9 классов. Пояснительная записка
страница1/4
Дата публикации13.07.2014
Размер0.61 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3   4


Рабочая программы по истории 5-9 классов.
Пояснительная записка.

Главная цель изучения истории в современной школе - образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Нормативно-правовые документы, на основе которых разработана рабочая программа

Рабочая программа по истории составлена на основе:

- федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования

- обязательного минимума содержания основных образовательных программ по истории в основной

школе (базовый уровень) 2013 г.

- примерной программы основного общего образования по истории базовый уровень 2013 г.

Сведения о рабочей программе.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, распределяет учебные часы по разделам курса и определяет последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Содействует реализации единой концепции исторического образования.

Программа рассчитана на пять лет

Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы

Для разработки рабочей программы мною выбрана примерная программа основного общего образования по истории. Выбор определяется тем, что примерная программа составлена Министерством образования РФ в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования и обязательного минимума содержания основных образовательных программ по истории в основной школе.



  • Задачи изучения истории в основной школе:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

  • формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире:

  • овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

  • воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;




  • развитие у учащихся способности анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в обшении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.


Знание национальной и мировой истории—современный показатель общей культуры человека. Главная задача школьного исторического образования — формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно ориентированной личности. Реализация этой задачи лежит в основе современных образовательных программ по истории.

Рабочая программа предполагает изучение курсов всеобщей истории в 5—9 классах общеобразовательной школы. Содержание программы соответствует требованиям к структуре, результатам усвоения основных общеобразовательных программ федерального государственного образовательного стандарта второго поколения среднего (полного) общего образования, конкретизирует основные положения его фундаментального ядра.

Программа по всеобщей истории определяет инвариантную (обязательную) часть учебного курса для 5—9 классов. Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, предлагает оптимальное распределение учебных часов по разделам курсов: «История древнего мира» (5 класс), «История Средних веков» (6 класс), «История Нового времени» (7—8 классы), «Новейшая история» (9 класс), определяет последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учётом внутрипредметных и межпредметных связей, возрастных особенностей учащихся. Программа обеспечивает реализацию единой концепции исторического образования, при этом учитывает возможности для вариативного построения курсов истории.
Программа по всеобщей истории реализует три основные функции:

— информационно-ориентировочную функцию, обеспечивающую понимание и масштабность образовательного поля предмета, его место в учебном плане и системе исторического образования, а также специфику мировоззренческой значимости конкретного курса всеобщей истории;

— организационно-методическую функцию, которая позволяет с учётом целей, особенности фундаментального ядра содержания курса спроектировать образовательную деятельность и обеспечить достижение качества освоения учебного содержания; решать задачи социализации учащихся средствами учебного предмета «История»;

— социализирующую функцию, которая предполагает обеспечение учащихся знанием основных явлений, процессов и социальных закономерностей, происходящих на протяжении всей всеобщей истории человечества. Это знание подготавливает школьника к восприятию, пониманию и осмыслению сегодняшней социокультурной реальности, в той или иной степени транслирующей элементы прошлого опыта человечества и созидающей новый опыт на основе прежнего.

Главная цель изучения истории в современной школе — образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в делом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Цель изучения курса История Древнего мира:

— освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.

Общие задачи изучения предмета История Древнего мира следующие:

— формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;

— овладение знаниями о своеобразии эпохи древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История древнего мира»

— воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

— формирование способности к самовыражению, само- реализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей древнего мира;

— развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

— формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ древней Греции, древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.

Цель изучения курса «История Средних веков»:

— освоение значимости периода феодализма в истории народов Европы, Азии, и России в частности. а также их места в истории мировой цивилизации.

Общие задачи изучения предмета История Средних веков следующие:

— формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации шестиклассников в процессе освоения историко-культурного опыта народов зарубежных стран;

— овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья (преимущественно с позиции эволюции общественных взглядов);

— овладение учащимися знаниями об истории отдельных стран Западной Европы в V—ХV веках в их социальном, экономическом, политическом и духовно-нравственном контекстах, о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в период Средневековья и его значении для современного Отечества:

— воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и богатства культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки;

— развитие у учащихся способностей выявлять общее и различия в развитии отдельных регионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса:

— формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиям, отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми.

Программа предполагает изучение культуры с позиции культурного многообразия на основе христианского мировоззрения и исламской культуры, а также с учётом особенностей эволюции средневековой личности.

Цель изучения курса «История Нового времени»:

— усвоение значимости периода зарождения, становления и развития идей гуманизма, демократии, ценности прав и свобод человека, законности; появления и развития капиталистических отношений и их качественного преобразования

в истории стран и народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Безусловно, целью также является формирование представлений о прошлом человечества, которые будут служить одной из основ для повышения их общей культуры, ключевых компетентностей.

Общие задачи изучения предмета «История Нового времени» в 7 и 8 классах следующие:

—формирование личности, способной к национальной, культурной самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов, активному применению полученных исторических знаний не только в образовательном процессе, но и в повседневной жизни;

- овладение знания ми об основных событиях и процессах эпохи Нового времени в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и соотнесение их с развитием российского общества; определение места и роли России во всемирно-историческом процессе в Новое время и значение этого периода для страны;

— воспитание толерантности, уважения и интереса к разнообразию культур народов Европы, Азии, Африки и Америки, их взаимодействию в Новое время;

воспитание гражданских, демократических и патриотических представлений и убеждений, усвоение опыта социального общения, взаимодействия и сотрудничества на примерах деятелей эпох Ренессанса, Реформации и Просвещения;

— развитие способности к анализу, обобщению, аргументации, социальному и учебному проектированию, прогнозированию. самопознанию в процессе образовательной деятельности по усвоению истории Нового времени;

— формирование способности применять усвоенные знания о формировании капиталистического общества, индустрии, специфике отношений Нового времени, развитии науки и техники в процессе осмысления современной реальности.

деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет обозначить через ключевые задачи основные личностные, предметные и универсальные результаты образования и воспитания.

Рабочая программа по всеобщей истории обеспечивает уровень компетентности учащихся, позволяющий увидеть неоднозначность основных процессов в развитии человечества, ознакомиться с различным опытом народов мира, ощутить связь времён и извлечь для себя уроки на будущее.

Цели изучения курса «Новейшая история»:

— усвоение знаний о важнейших событиях, процессах всеобщей истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности с российской историей;

— воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

Общие задачи изучения предмета «Новейшая история» в 9 классе следующие:

— формирование у девятиклассников морально-ценностных ориентиров для гражданской, национальной, социальной, культурной самоидентификации в современном обществе с опорой на усвоенные знания о социокультурных, экономических и политических процессах, происходивших в ХХ — начале ХХI в.:

— овладение знаниями об особенностях завершения эпохи индустриального общества и развития постиндустриального; сравнение и соотнесение различных явлений и процессов в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах в разных странах и континентах с акцентированием места и роли России во всемирно-историческом процессе и значения этого периода для неё; о влиянии процессов интеграции и глобализации на национальные системы образования, язык и культуру;

— воспитание у учащихся патриотических чувств, гордости и уважения к своей нации, Отечеству в процессе усвоения ими знаний о расширении направлений сотрудничества России с западноевропейскими державами и США, народами с других континентов;

— воспитание ценности демократии, толерантности, уважения и стремления к взаимопониманию, интеграции с другими народами во имя процветания нации и Отечества, сохранения мира;

— развитие способностей работать с различными источниками исторической информации, выявлять главное и второстепенное знание, группировать информацию по заданному основанию и самостоятельно найденному, анализировать и обобщать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, следуя принципу историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

— формирование у девятиклассников умения применять усвоенные исторические знания по Новейшей истории для понимания и осмысления усложняющейся реальности, в повседневном общении с представителями различных социальных групп и общностей в отношении направлений современной культуры, науки, моделей политического и экономического развития стран мира.


Место и роль учебного курса, предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

5 класс – ФБУП отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета истории из расчета 2 у/ч в неделю. На изучение Истории Древнего мира отводится 58 часов и 10 часов пропедевтики

6 класс – ФБУП отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета истории из расчета 2 у/ч в неделю, из них Всеобщая история – 32 ч, история России – 36 ч.

7 класс – ФБУП отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета истории из расчета 2 у/ч в неделю. Всеобщая история 28 час, история России 40 часов.

8 класс – ФБУП отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета истории из расчета 2 у/ч в неделю. Всеобщая история – 28 часов, история Отечества 40 часов.

9 класс – ФБУП отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета истории из расчета 2 у/ч в неделю. Всеобщая история 28 часа, история России – 40 часов.

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа и последовательность изучения курсов Отечественной и Всеобщей истории по классам.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

  1. Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

  2. Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

  3. Историческое движение:

● эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства,

техники; изменение характера экономических отношений;

● формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных

и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);

● образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизм смены

власти и общества; тенденции и тупи преобразования общества; основные вехи политической

истории;

● история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и

светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие

духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этнических и эстетических

систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

● развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания,

преемственность);проблема войны и мира в истории.
Основные содержательные линии рабочей программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» (занимающего приоритетное место по объему учебного времени) и «Всеобщей истории».

Курс «История России» дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох. Важная мировоззренческая задача курса «Истории России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи в ведущими процессами мировой истории.

При изучении истории России в рабочей программе отводиться время на изучение материала по региональной истории, в которой представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией, поэтому интересен обучающимся.

В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании обучающимися исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

В рабочей программе предусмотрены повторительно-обобщающие уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении отечественной, в том числе региональной, и всеобщей истории, лучшей организации деятельности обучающихся.



5 класс

Пропедевтика.

История древнего мира.


10 часов.

58 часов


6 класс

История средних веков (V-XV в.в.)

История России (с древности до конца XVI в.)

32 часов

36 часов

7 класс

История России (XVII-XVIII в.в.)

Новая история (XVI-XVIII в.в.)

28часов

40часов

8 класс

Новая история (XIX в.)

История России (XIX в.)

28 часов

40 часов

9 класс

История России (XX в. – начало XXI в. )

Новейшая история (XX – начало XXI в.)

40часов

28 часов


Формы организации образовательного процесса.

Комбинированный уроки, лекции, презентации, уроки контроля (тестирование), самостоятельная работа.

Технология обучения.

Проблемно-поисковая, исследовательская, здоровьесберегающая, компьютерное и развивающее обучение. Применение этих технологий обеспечивается строгим соблюдением такого дидактического принципа, как принцип систематичности и последовательности изложения материала.

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся


Ключевая компетенция обучающихся

Целевой ориентир учителя в уровне сформированности ключевых компетенций обучающихся

Общекультурная компетенция (предметная, мыслительная, исследовательская, информационная)

Извлекать пользу из опыта.

Организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний.

Организовывать собственный способ прием обучения.

Социально-трудовая компетенция

Включаться в социально-значимую деятельность.

Оперативно включаться в проекты

Коммуникативная компетенция

Умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Овладение навыками неконфликтного общения.

Способность строить и вести общение

Компетенция с сфере личностной ориентации

Критически относится к тому или иному аспекту.

Уметь противостоять сложностям.

Занимать личную позицию


Виды и формы контроля

Самостоятельная работа, тестирование, контрольная работы, защита творческих работ.

Планируемы уровень подготовки обучающихся

Данная рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

Информация об используемом учебнике.


Класс

Учебник

5

А.А. Вигасин Г.И. Годер И.С. Свецицкая История Древнего мира М. «Просвещение», 2013 г.

6

Е.В. Агибалова Г.М. Донской История средних веков М. «Просвещение» 2013 г.

А.А. Данилов Л.Г. Косулина История России с древнейших времен до конца XVI в. М. «Просвещение» 2013 г.

7

А.Я. Юдовская П. А. Баранов Л.М. Ванюшкина Новая история 1500-1800 гг. М. «Просвещение» 2013 г.

А.А. Данилов Л.Г. Косулина История России конец XVI – XVIII в. М. «Просвещение» 2013 г.

8

А.А. Данилов Л.Г. Косулина История России XIX в. М. «Просвещение»2013 г.

А.Я. Юдовская П. А. Баранов Л.М. Ванюшкина Новая история 1800 - 1913 гг. М. «Просвещение» 2013 г.

9

А. А. Данилов Л.Г. Косулина М.Ю. Брандт История России XX – начало XXI в. М. «Просвещение»2013 г.

Л. Н. Алексашкина. Всеобщая история XX – начало XXI в. 9 класс. «Мнемозина» 2013


Данные учебники рекомендованы Министерством образования, соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, обязательного минимума содержания основных образовательных программ по истории в основной школе (базовый уровень).

Содержание

5 класс.

Пропедевтика.

История как наука. Летоисчисление. Историческая память. Источники знаний о прошлом. Генеалогия. Происхождение имен и фамилий. Геральдика. Символика государства. Историческая карта.

Всеобщая история. История России – часть всеобщей истории.
Всеобщая история.

История Древнего мира.

Понятие «Первобытность» и «Древний мир». Хронологические рамки древней истории.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программы по истории 5-9 классов. Пояснительная записка iconРабочая программа по истории Древнего мира для 5-х классов (фгос) Пояснительная записка
России, планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Примерной...
Рабочая программы по истории 5-9 классов. Пояснительная записка iconРабочая программа По истории для 8 классов Пояснительная записка
Рабочая программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования...
Рабочая программы по истории 5-9 классов. Пояснительная записка iconРабочая программа по истории России 5-9 классы пояснительная записка
Рабочая программа по истории России предназначена для 6—9 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе Федерального...
Рабочая программы по истории 5-9 классов. Пояснительная записка iconРабочая программа По истории ( 5-9 Класс) Пояснительная записка
При составлении программы использовались государственные программы по Всеобщей истории Вигасина аа, Свенцицкой ис,Ведюшкина ва, Ревякина...
Рабочая программы по истории 5-9 классов. Пояснительная записка iconРабочая программа по Истории России 9 класса 68 часов в год ( 2 часа...
Примерной программы по истории для 6-9 классов и адаптирована к учебнику: Данилов А. А., Косулина Л. Г., Брандт М. Ю. История России....
Рабочая программы по истории 5-9 классов. Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
Рабочая программы по истории 5-9 классов. Пояснительная записка iconПояснительная записка рабочая программа по истории для 10 11 классов составлена на основе
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по истории на базовом уровне («Преподавание...
Рабочая программы по истории 5-9 классов. Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 6-11 класс пояснительная записка
Рабочая программа уроков истории для 5, 6, 7, 8, 9 классов составлена в соответствии с нормативными документами
Рабочая программы по истории 5-9 классов. Пояснительная записка iconПояснительная записка Предлагаемая рабочая программа по Всеобщей...
Нове Примерной программы, разработанной Министерством образования. Раздел по Всеобщей истории составлен на основе «Рабочей программы...
Рабочая программы по истории 5-9 классов. Пояснительная записка iconПояснительная записка по введению содержания олимпийского образования...
Разработка модуля уроков истории по олимпийской и паралимпийской тематике для учащихся 5-9 классов
Рабочая программы по истории 5-9 классов. Пояснительная записка iconПояснительная записка к Рабочей программе по Всеобщей истории
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной...
Рабочая программы по истории 5-9 классов. Пояснительная записка iconПояснительная записка к календарно тематическому планированию по...
Настоящая рабочая программа по истории России разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования,...
Рабочая программы по истории 5-9 классов. Пояснительная записка iconРабочая программа по истории 9 класс пояснительная записка
Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе примерной программы и соответствует федеральному компоненту государственного...
Рабочая программы по истории 5-9 классов. Пояснительная записка iconПояснительная записка (базовый уровень) рабочая программа по Истории...
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7-8 классов и реализуется на основе следующих документов
Рабочая программы по истории 5-9 классов. Пояснительная записка iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа составлена на основе...
Программа реализуется с помощью учебно-методического комплекта и дополнитель­ной литературы
Рабочая программы по истории 5-9 классов. Пояснительная записка iconРабочая программа по истории Древнего мира 5 класс Пояснительная записка
Рабочая программа курса истории древнего мира для 5-х классов создана на основе следующих документов


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск