Конспект урока в 6 классе
Тема: "Ах, этот джаз!"
Цель: познакомить учащихся с музыкальным стилем Джаз.
Задачи:
– познакомить историей возникновения джаза, его характерными особенностями.
– пробудить интерес учащихся музыке через творческую деятельность.
– содействовать воспитанию эстетического вкуса учащихся.
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: звукозаписи джазовой музыки, слайды с музыкальными инструментами и портретами джазовых исполнителей.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель показывает классу видеоряд музыкальных инструментов: труба, кларнет, саксофон, банджо, ударные, рояль. Звучит песня в исполнении Луи Армстронга.
II. Актуализация «опорных» знаний учащихся.
Как по – вашему, что общего между прозвучавшей музыкой и картинками? (ответы учащихся)
Эта музыка вам знакома? А музыкальные инструменты?(да, нет)
Что вам известно об этом музыкальном стиле?(ответы учащихся)
Хотите узнать больше?
III. Постановка учебной задачи урока.
Надеюсь, сегодня вы узнаете много нового о джазе, об истории его возникновения и о его особенностях.
IV. Первичное усвоение нового теоретического материала.
1. Рассказ учителя о происхождении джаза.
2. Выполнение практических упражнений.
Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощрённо их чувство ритма. Они словно были заполнены ритмом. В редкие часы отдыха негры пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, жестянкам – всё, что находилось под рукой. Музыкальная одарённость негритянского народа сказалась в удивительном многообразии – свободе и вместе с тем чёткости ритмов с характерным для джаза смещением акцентов с сильной доли на слабую. Синкопа переносит ритмический упор на слабую долю и этим создаёт ритмический перебой, вносящий в музыку напряжённость, остроту. Центральной фигурой в ритм – группе является барабанщик. Именно он задаёт ритм музыки.
Чтобы немного представить себе, что это такое, давайте с вами немного поиграем.
Как, по – вашему, мы можем передать ритмический рисунок «2 на 3»? (Например, на каждые два удара ногами можно наложить три хлопка в ладоши). Можно разделить класс на две половины: первая половина - два удара ногами, вторая – три хлопка в ладоши.)
Джазмен немыслим без умения импровизировать. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партитурой.
В переводе с латинского импровизация – внезапный, неожиданный.
Попробуем поимпровизировать. (Вместе с учителем.)
Так, что же является основой джаза?
Ответ учащихся – ритм, импровизация.
Мне хотелось бы сказать, что джаз – это наверно единственный вид музыки, который предполагает активное прослушивание. Во время джазовых концертов зрители притоптывают, прихлопывают, прищёлкивают, в общем, активно проявляют своё отношение к музыке. И поэтому я попрошу вас, проявите ваши эмоции активно.
3. Рассказ учителя об истоках джаза.
Невероятно тяжела бала жизнь негров, и это глубоко отразилось на их музыке. Именно вера сыграла важную роль в развитии джаза. Негры пели по – своему, вкладывая в них всю боль, всю страстную надежду на лучшую жизнь хотя бы за гробом. Привезя рабов на плантации и пытаясь более успешно управлять ими, рабовладельцы объединяли негров в единую веру, в православную веру.
Так во второй половине XX века возникли негритянские религиозные песнопения СПИРИЧУЭЛС.
Спиричуэлс – песни североамериканских негров религиозного содержания. Послушайте произведение « Молитва».
Выскажете своё мнение о прослушанном произведении, определите лад,темп, динамику, характер.
Как вы понимаете, спиричуэлс имеет серьёзное религиозное содержание.
Но, как и всё остальное, джаз не стоял на месте и появился блюз.
Слово (blue) в художественном переводе звучит как: «кошки на душе скребут». И действительно блюз имеет меланхоличный, немного печальный характер.
Поэзия блюза красочна и проста, в блюзе поётся обо всём на свете: о неразделённой любви, утраченном достоинстве, непосильном труде, о прекрасной природе. Для него характерен текст в котором звучит некая недосказанность и неоднозначность – грусть очень часто соседствует с юмором. Вот такая горькая-сладкая блюзовая смесь.
Блюзы – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. Блюзы писались обычно в сопровождении банджо или гитары.
Слушаем произведение и анализируем.
А теперь давайте с вами подумаем отличается ли спиричуэлс от блюза, и если изменения есть, то какие? (Находим различия.)
И теперь пришло время для следующего истока джаза: рэгтайм. (Слушание.)
Рэгтайм – танцевальная музыка особого склада, музыка использовалась при исполнении полек и кадрилей.
Я увидела, как многие из вас не могли сдержаться и немного пританцовывали, почему же?
Это произведение призывает к танцу. Рэгтайм создан для танца. А какие ещё отличительные черты у рэгтайма? (Яркая, восторженная мелодия, быстрый темп.)
Вот мы и познакомились с основными истоками джаза.
V. Обобщение и закрепление.
Понравилась ли вам услышанная на уроке музыка? Какие эмоции вызвала? Какое настроение сейчас у вас?
VI. Рефлексия.
Я предлагаю составить сиквейн на слово «джаз».
КОМПЕТЕНТНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЗАДАНИЕ ПО ТЕМЕ «ДЖАЗ» для уч-ся 6 класса
ДЖАЗ - форма современного искусства, возникший на рубеже 19-20 веков в Южных штатах США в среде американских негров – потомков африканских рабов. Важнейшие характеристики джаза – наличие в ритмике, во-первых, регулярной пульсации, так называемого «бита». А во-вторых, отклонений от этой пульсации – «свинга» (от английского – «качание», «раскачка»). СВИНГ – одно из выразительных средств джаза. Это причудливая манера джазовых музыкантов «произносить» звуки как бы невпопад. Джаз – искусство, основанное на ИМПРОВИЗАЦИИ. В переводе с латинского импровизация – внезапный, неожиданный. Импровизировать могут одновременно несколько музыкантов, даже если в ансамбле явно слышен солирующий голос. Излюбленные инструменты джазистов – труба, кларнет, рояль, саксофон, банджо, ударные.
Негры удивительно музыкальны. Особенно тонко и изощрённо их чувство ритма. Они словно были заполнены ритмом. Музыкальная одарённость негритянского народа сказалась в удивительном многообразии – свободе и вместе с тем чёткости ритмов с характерным для джаза смещением акцентов с сильной доли на слабую. СИНКОПА переносит ритмический упор на слабую долю и этим создаёт ритмический перебой, вносящий в музыку напряжённость, остроту.
Невероятно тяжела бала жизнь негров, и это глубоко отразилось на их музыке. Негры пели по-своему, вкладывая в песни всю боль, всю страстную надежду на лучшую жизнь хотя бы за гробом. Привезя рабов на плантации и пытаясь более успешно управлять ими, рабовладельцы объединяли негров в единую веру.
Так во второй половине19 века возникли негритянские религиозные песнопения СПИРИЧУЭЛС.
Ещё один вид песенного искусства негров – БЛЮЗ.
Слово (blue) в художественном переводе звучит как: «кошки на душе скребут». И действительно блюз имеет меланхоличный, немного печальный характер.
БЛЮЗ – народная песня американских негров с грустным, печальным оттенком. Блюзы писались обычно в сопровождении банджо или гитары.
Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания .На этой основе сложился музыкальный жанр –РЕГТАЙМ.
Джаз – великая культура. Джаз дал начало рок-н-роллу, открыл дорогу многим певцам. Рок, эстрадная музыка, музыка кино, симфоническая музыка тоже заимствовали многие элементы джаза. Среди джазменов много замечательных музыкантов. Это: Луи Армстронг(труба), Бенни Гудмен (кларнет), Элла Фицжеральд (вокал), Дюк Эллингтон(саксофон),Чарли Паркер(фортепиано).
Тест:
1.Когда и где возник джаз? Отметьте значком правильный ответ.
А) в начале XX века в США; Б) в конце XIX века в США; В) в начале XIX века в США
2.Как называется народная песня американских негров? Отметьте значком .
А) блюз; Б) спиричуэл; В) регтайм
3. Выберите из предложенных инструментов те, которые были популярны в джазовой музыке.
А) саксофон; Б) рояль; В) скрипка; Г) тромбон; Д)Труба; Е)кларнет.
4. Перечислите ( запишите) особенности джаза.
5. Соединить стрелками имена известных исполнителей джаза с их инструментами.
А) Луи Армстронг поёт
Б) Бенни Гудмен труба
В) Элла Фицджеральд кларнет
Г)Дюк Эллингтон фортепиано
Д) Чарли Паркер саксофон
6. Произнесение звуков как бы «невпопад» ( запишите одним словом)
7. Укажите, в сопровождении какого инструмента исполнялся блюз?
8. Синкопа – это: А – смещение акцента с сильной доли на слабую; Б - внезапный, неожиданный. (укажите правильный ответ)
9. Регтайм -это: А –марш; Б – колыбельная; В – танец. (укажите правильный ответ)
10. Найдите в тексте и перечислите (запишите) те жанры, которые использовали элементы джаза.
Ответы на тест: 1. А,Б 2. А 3. А, В, Г, Д, Е 4. Импровизация , сложный ритм, акценты. 5. А- труба; Б- кларнет; В – вокал; Г – саксофон; Д – фортепиано.
6. Свинг. 7. Банджо или гитара. 8. А 9. В
10. Рок-н-рол, эстрадная музыка, симфоническая музыка, музыка кино. |