Новая мировая религия вера бахаи





НазваниеНовая мировая религия вера бахаи
страница1/18
Дата публикации25.07.2014
Размер3.07 Mb.
ТипУказатель
100-bal.ru > История > Указатель
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
Уильям С. Хэтчер, Дж. Дуглас Мартин
НОВАЯ МИРОВАЯ РЕЛИГИЯ

ВЕРА БАХАИ
William S. Hatcher, J. Douglas Martin

THE EMERGING GLOBAL RELIGION THE BAHAI FAITH

(c) Духовное Собрание бахаи России

перевод с английского С. Сухарева
Посвящается памяти тех, кто отдал

свою жизнь за Веру бахаи в Иране (1844—1984)


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ............................................................... .... 5

1. Исторические предпосылки ................................... 11

2. Вера баби ............................................................ 17

3. Бахаулла ............................................................. 41

4. Преемственность руководства ............................... 65

5. Основы вероучения .............................................. 94

6. Бог, Богоявления и человек ..................................123

7. Миропорядок Бахауллы ........................................154

8. Администрация и законы ......................................170

9. Община бахаи .....................................................196

10. Преодоление новых рубежей .................................221

Приложение I. Эдвард Гренвилл Браун .....................244

Приложение II. Вера бахаи в России (Н. Аккерман,

Г. Хассел) ..............................................................2 50

Примечания .............................................................28 5

Указатель ..............................................................3 20

Библиография ..........................................................329

"Эти люди миновали узкие проливы имен и воздвигли свои шатры на берегу моря самоотречения".
ВВЕДЕНИЕ

Вера бахаи — самая поздняя из мировых религий, получивших независимое существование. Возникнув в Иране в середине XIX столетия, она распространилась ныне едва ли не по всему земному шару — ее административные центры находятся более чем в двухстах государствах мира. Она сплотила множество людей, независимо от их расовой и национальной принадлежности, общественного положения, культурных традиций и религиозного воспитания.

Новая вера оформилась как вполне самостоятельная религия, всецело основанная на учении ее основоположника Бахауллы. Она не является культовым ответвлением, реформистским течением или сектой в рамках какой-либо другой религии, нельзя ее назвать и просто философской системой. Вера бахаи — отнюдь не попытка создать новую синкретическую религию из элементов различных вероучений. По словам Арнольда Тойнби:

"Бахаизм — это независимая религия наравне с Исламом, Христианством и прочими признанными мировыми религиями. Бахаизм — это не секта; это отдельно существующая религия, имеющая тот же статус, что и остальные признанные религии" 1.

Настоящая книга ставит целью дать достаточно широкий обзор учения бахаи. Чрезвычайно существенно с самого начала обозначить главную концепцию Веры бахаи — единство человечества. Основная мысль учения бахаи заключается в том, что настало время для объединения человечества в одну мировую семью. По утверждению Бахауллы, Богом приведены в действие силы истории, помогающие народам мира осознать, что весь человеческий род являет собой единое целое. Итогом исторического процесса, в котором, как полагают бахаи, их религии суждено сыграть ведущую роль, должно стать возникновение единой мировой цивилизации.

Даже без учета столь захватывающей перспективы, Вера бахаи представляет особый интерес для тех, кто интересуется историей религии, главным образом, вследствие того, что сохранились документы эпохи, доступные для изучения. Трудно или почти невозможно вскрыть со всей достоверностью побудительные мотивы, некогда породившие и давшие толчок для дальнейшего развития любой из основных мировых религий, появившихся до Веры бахаи. Объяснить сущность учения Будды, установить подлинные события жизни Иисуса, описать эпоху Зороастра и выявить степень его влияния, даже обосновать историческое существование Кришны — все это задачи, практически неразрешимые. Сведения о жизни и личности Мухаммада более доступны, однако и в этом случае множество важных вопросов остается невыясненным.

Одним из первых западных историков, обратившихся к исследованию Веры бахаи, был видный кембриджский востоковед Эдвард Гренвилл Браун2. Именно он отметил, что малораспространенное тогда вероучение открывает уникальную возможность подробного анализа того, каким образом возникшая новая религия обретает независимое, обособленное существование. Браун пишет:

"... ибо здесь он (исследователь религии — авт.) сталкивается вплотную с личностями, которые с течением времени переходят в разряд героев и полубогов, но при этом их облик еще не затуманен пеленой мифов и преданий; здесь — в свете современных исследователю объективных свидетельств — он может наблюдать те удивительные всплески энтузиазма, веры, страстной преданности и несгибаемого героизма (а если угодно, и фанатизма), какие мы привыкли связывать с ранней историей человеческого рода; одним словом, он может присутствовать при рождении веры, которая (что отнюдь не исключено) вполне способна занять место среди величайших мировых религий" 3.

Именно эти моменты отмечают и современные исследователи, не связанные прямо с общиной бахаи:

"Движение баби - бахаи, как ни одна другая религия мира, предоставляет историку религии неоценимые сведения для изучения процесса возникновения и развития новой веры. В пользу этого имеются, по крайней мере, два аргумента. Первый: Вера бахаи возникла совсем недавно, тогда как другие религии насчитывают сотни и тысячи лет существования. Из одиннадцати, так называемых, основных, "живых" мировых религий лишь история Ислама (VII в.н.э.) и Сикхизма (XVI в.н.э.) измерются столетиями; другие — Индуизм, Буддизм, Джайнизм, Даосизм, Конфуцианство, Синтоизм, Зороастризм, Иудаизм и Христианство — существуют уже тысячелетия. Вера бахаи зародилась всего лишь в прошлом столетии ((1844), и только в 1963 году началась, по-видимому, завершающая фаза ее становления: поэтому современная эпоха и открывает наиболее благоприятные возможности для исследования этой религии. Вера бахаи, таким образом, являет собой современную религию и вследствие этого предоставляет гораздо более широкие возможности для ее изучения и понимания, нежели древнейшие религии". 4

В последнее время усиливающиеся преследования приверженцев Веры бахаи в Иране со стороны исламских властей привлекли к себе внимание мировой общественности. Поскольку нападки были вызваны именно принадлежностью к религиозной общине, возрос интерес и к самой Вере бахаи. Ее сущность, положения, которыми она отличается от Мусульманства, и последовательность исторических событий, которые привели к нынешним вспышкам насилия, широко обсуждались в западных средствах массовой информации.

В силу всех выше упомянутых причин Вера бахаи все чаще включается в учебные курсы по истории религии университетов и колледжей. Писания основоположника учения, наряду с глубокими комментариями назначенных им толкователей, доступны читающей публике благодаря их переводам на английский язык. Помимо этих главных источников, существует литература о Вере бахаи, которая делится на две разновидности: это различные комментарии и учебные пособия, имеющие просветительское и образовательное назначение, а также критические выступления противников Веры бахаи из среды христианского духовенства. Все эти публикации имеют вторичный, подсобный характер и ни в коей мере не отвечают задачам объективного рассмотрения истории и сущности Веры бахаи.

Предлагаемый труд затрагивает четыре темы: 1) история Веры баби и Веры бахаи; 2) основные положения вероучения Бахауллы; 3) организационная структура административных учреждений Веры бахаи и 4) эволюция сообщества последователей Веры бахаи. Заключительная глава касается некоторых актуальных проблем, которые в настоящее время стоят перед молодой религией, — проблем, порожденных драматическим ходом всей ее истории, насчитывающей 140 лет.

Изучение любой религии сопряжено с особого рода трудностями. В отличие от большинства явлений, которыми занимается наука, в религии предметом исследования служит сам человек. Религиозное постижение требует не только внимания, но — в конечном итоге — внутреннего самоотречения и глубокой сосредоточенности. Именно поэтому многие религиозные мыслители настаивали на том, что между наукой и религией существует неразрешимый в своей основе конфликт и что сфера религии изначально лежит вне сферы научного познания.

И здесь учение бахаи открывает новые пути перед теми, кто приступает к изучению религии. По словам ее основоположника Бахауллы, величайший дар Господа человечеству — это разум. Сторонники Веры бахаи признают, что все существующие явления, в том числе явления духовного плана, следует постигать разумом, и орудием этого постижения служит метод научного исследования.5 Абдул-Баха, сын Бахауллы, назначенный толкователем его Писаний, утверждает следующее: "Всякая религия, которая противоречит науке или враждебна ей, есть лишь невежество, ибо невежество — противоположно знанию". 6

Таким образом, всякий, кто изучает Веру бахаи, обнаруживает ее редкостную открытость и доступность. Тайны, о которых говорится в ней, подобны загадкам мироздания и отражают всего лишь общепризнанную ограниченность человеческого знания. Иначе говоря, Вера бахаи не утверждает относительно природы ничего такого, что противоречило бы науке и разуму. Минимум обрядности и отсутствие касты духовенства, наделенной жреческими функциями, также способствуют довольно легкому усвоению основных положений Веры бахаи.

Однако же изучение истории религии не имеет ничего общего с палеонтологией. Это рассмотрение явлений жизни, которые следует постигать не только разумом, но и сердцем, если мы хотим получить о них ясные представления. В этой вере воплощены глубочайшие чаяния многих миллионов людей — чаяния, которые определяют жизненно важные решения. Это мировоззрение, за которое многие тысячи бахаи приняли и по сей день принимают муки и смерть.

Авторы настоящей работы пытались в своем историческом анализе гармонично уравновесить обе стороны духовной деятельности — потребности ума и сердца, что является необходимым условием, предъявляемым к каждому, кто приступает к изучению религии.

1. Исторические предпосылки

Утверждение, будто какая-либо религия независима от других вероучений, вовсе не означает, что она возникла на пустом месте. Буддизм возрос на почве традиционного Индуизма, и только после того, как это вероучение распространилось за Гималаями, оно окончательно оформилось в самостоятельную религию, которой предстояло сделаться определяющим культурным фактором в Китае, Японии и странах Юго-Восточной Азии. Иисус Христос и его непосредственные последователи сначала приступили к проповеди своего учения в рамках Иудаизма, и в продолжение приблизительно двух веков народы Ближнего Востока считали Христианство реформированной ветвью породившей его религии. Христианство выступило как самостоятельная религия с собственным Священным Писанием, организационными принципами и обрядностью лишь позже, когда стало привлекать к себе большое количество сторонников несемитского происхождения из различных государств Средиземноморья.

Религией-прародительницей Веры бахаи был Ислам. Подобно тому, как содержащиеся в Иудаизме мессианские упования породили Христианство, так и эсхатологические аспекты Ислама дали жизнь той религии, которой предстояло в будущем стать Верой бахаи. Однако, подобно Христианству, Вера бахаи полностью независима от религии-предшественницы. Справедливость этого еще раз недавно подтвердил один из самых известных авторов, исследующих современный Ислам, Алламах Сейид Табатабаи (Алламах — почетное прозвище, означающее "многоученый"). Он безоговорочно утверждает, что "... общины баби и бахаи ... никоим образом не должны рассматриваться как ветви Шиизма". 1

Вера бахаи зародилась в Персии — стране, где главенствующей религией является Ислам 2. Затем она получила распространение в соседних, населенных мусульманами, регионах Османской и Российской империй и на севере Индии. Хотя на ранней стадии развития новая религия привлекла в ряды своих приверженцев незначительное количество иудеев, христиан и зороастрийцев, все же подавляющее их большинство пришло из Ислама. Они заимствовали религиозные идеи из Корана, и их привлекали, главным образом, те аспекты нового вероучения, которые имели отношение к исполнению исламских пророчеств и толкованию мусульманского учения. Так же и исламское духовенство вначале рассматривало сторонников новой веры как мусульман-еретиков.

Учитывая, что Вера бахаи возникла на почве Ислама, мы считаем необходимым рассмотреть вначале мусульманскую первооснову этого вероучения. Это важно и еще по одной причине: Ислам вписывается в концепцию происхождения и взаимоотношения религий — центральную в учении бахаи. Вера бахаи, возможно, единственная религия, которая в полной мере признает все другие основные вероучения. Бахаи верят, что Авраам, Моисей, Зороастр, Будда, Иисус и Мухаммад равно являются истинными Посланниками единого Бога. Учения этих Посланников Божиих Вера бахаи рассматривает как пути к спасению, благодаря которым осуществляется "продвижение вперед постоянно совершенствующейся цивилизации". 3 Однако бахаи также верят, что все вышеназванные вмешательства Бога в человеческую историю подчинены законам эволюционного развития, каждое новое откровение Господа полнее предыдущего и открывает путь для последующего. В соответствии с этим Ислам, как наиболее молодая из предшествующих религий, и явился той почвой, на которой возникла Вера бахаи. Поэтому не удивительно, что в Писаниях бахаи встречается множество понятий и терминов из Корана.

Некоторые догматы Ислама особенно важны для ясного понимания вероучения бахаи. Бахаи, как и мусульмане, верят, что Бог един и сущность Его совершенно непостижима. Воля Божия проявляется через Его Посланников, которых бахаи называют Богоявлениями, или Явителями Божиими. Миссия каждого Явителя — не только дать верующим совершенное руководство для духовного развития, но и воздействовать на характер общества в целом. Важное различие между обоими вероучениями в этом плане состоит в том, что из всех существующих религий Коран признает Боговдохновенными только Иудаизм, Христианство и сам Ислам, а бахаи полагают, что все религии являются неотъемлемыми составляющими единого Божественного предначертания:

"Нет ни малейшего сомнения, что народы мира, независимо от их национальной или религиозной принадлежности, черпают свое вдохновение из одного Божественного источника и поклоняются одному Богу. Разница в таинствах, которые они исповедуют, объясняется различием нужд и потребностей того времени, когда эти таинства были явлены. Все религии, за исключением тех немногих, в которых находит выход человеческая порочность, посланы Богом и отражают Его Волю и Промысл". 4

Имеется и еще один аспект Ислама, который оказал влияние на эволюцию новой религии и определил отношение к ней мусульман. Повторяя опыт Христианства, Ислам постепенно стал дробиться на ряд сект. Одна из наиболее значительных — шиитская секта. Шииты верят, что, согласно воле Мухаммада, к Его потомкам переходит духовное и светское руководство правоверными. Этим избранным, кого называют имамами, или "руководителями", якобы дарована абсолютная непогрешимость во всем, что связано с их миссией. Большинство мусульман, однако, отвергали подобные притязания и верили, что достаточно поступать в соответствии с сунной. Сунна — значит "путь", то есть такой образ жизни и поведения, который традиция приписывала Мухаммаду. Сторонники этого воззрения известны как сунниты. Хотя на сегодняшний день суннитов значительно больше, чем шиитов, и, говоря о суннитах, ученые обычно употребляют термин "ортодоксальные мусульмане" в противоположность "неортодоксальным" — шиитам, у шиитского Ислама давние и почитаемые традиции, которые в последнее время стали привлекать все большее внимание ученых-немусульман. 5

К 661 году нашей эры, когда со дня смерти Мухаммада прошло всего 29 лет, власть в мусульманском мире оказалась в руках правителей, положивших начало целому ряду династий. Считалось, что таков был выбор правоверных, но фактически это был результат преобладающего влияния нескольких могущественных семейств. Первые две из этих суннитских династий, Омейяды и Аббасиды, считали, что власть имамов ставит под сомнение законность их собственного владычества. В результате последовали казни имамов; первыми были казнены Хасан и Хусейн, внуки Мухаммада. Со временем шииты признали этих имамов — потомков Пророка, святыми и мучениками.

Хотя шиизм возник среди арабов, наибольшего влияния он достиг в Персии. С самого начала новообращенных мусульман Персии привлекала идея имама как духовного руководителя, посланного Всевышним. В отличие от арабов, персы издавна считали своих правителей помазанниками Божиими, и традиционная преданность владыке со временем обратилась на потомков Пророка и назначенных Им наследников 6. После длившегося не одно столетие гнета суннитских халифов в Персии в конце концов восторжествовала традиция имамата. Произошло это в XVI веке, когда к власти пришла первая династия, все члены которой впоследствии исповедовали шиизм — династия Сефевидов.

К тому времени, однако, линия имамов прервалась. Иранские шииты верят в то, что в 873 году двенадцатый и последний Богоизбранный имам, тогда еще ребенок, дабы избежать участи предшественников, удалился в тайное убежище. По преданию, он появится "в конце времен", чтобы установить на земле царство справедливости. Эта традиционная эсхатологическая доктрина (то есть учение о конце света) имеет много общего с ожиданием христианами второго пришествия Христа и с обещаемым в Буддизме Махаяны приходом Будды Майтрейи, то есть Будды вселенской справедливости. Среди других титулов, данных мусульманами Обетованному Спасителю, "Сокрытому имаму", — Махди (Направляемый) и Каим (Тот, Кто Восстанет — имеется в виду из семьи Пророка).

Согласно преданию, в течение 69 лет со дня своего исчезновения двенадцатый, или Сокрытый, имам общался со своими сторонниками через своих представителей. Этим посредникам был присвоен титул "баб" (врата), ибо лишь через них имелся доступ к Сокрытому имаму. Носителями этого титула были четыре человека, и в 941 году четвертый из них умер, не назвав никого своим преемником.

Так как и имам, и его последний баб отказались назвать преемника, правоверным оставалось лишь предать это дело в руки Божии. В должное время появится Божий посланник (или посланники). Имам Махди, или Каим, будет одним из них. Через них Воля Божия вновь будет обращена непосредственно на дела человеческие. Именно из этой традиции в середине XIX века возникла религия бахаи, а до нее — Вера баби.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Новая мировая религия вера бахаи iconРеферат: Религия в философии Фейербаха
Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах,...
Новая мировая религия вера бахаи iconСиднева Вера Павловна
Ориентация на глубинную сущность человека не дает возможность определить христианство как «религию». С одной стороны, христианская...
Новая мировая религия вера бахаи iconВера и знание: единство и противоречия
Ориентация на глубинную сущность человека не дает возможность определить христианство как «религию». С одной стороны, христианская...
Новая мировая религия вера бахаи iconНовая внешнеполитическая повестка дня
Это и сохранение традиций, и религия, и нация, и государство, но это отнюдь не обязательно свободный рынок… Но конкретное наполнение...
Новая мировая религия вера бахаи iconУрок: «мир и милость»
Ее вера изменила ее жизнь. Имена некоторых из самых интересных персонажей Библии нам неизвестны, зато известны их вера и поступки....
Новая мировая религия вера бахаи iconБилеты по обществознанию 9 класс с ответами
Слово «религия» имеет несколько распространенных значений. В общем смысле, религия — одна из форм общественного сознания — совокупность...
Новая мировая религия вера бахаи icon1. Религия, её роль в жизни современного общества
Религия (от латинского religio святыня, набожность, предмет культа) внутренняя убежденность в существовании сверъестественной высшей...
Новая мировая религия вера бахаи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Так в чём же был культ наших предков? Из-за чего новая вера встречала такое сопротивление славян? И как в конечном итоге причудливо...
Новая мировая религия вера бахаи iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Факультет/отделение факультета/Подразделение Мировая экономика и мировая политика / Мировая экономика
Новая мировая религия вера бахаи iconФилософия и основные формообразования культуры: наука, искусство,...
Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия
Новая мировая религия вера бахаи iconРазвитие интеллектуальной одаренности и творческих способностей учащихся...
Маслова Вера Алексеевна, учитель математики, руководитель методического объединения математиков моу сош №65, г. Воронеж
Новая мировая религия вера бахаи iconМагистерские программы «Мировая политика», «Мировая политика и международное...
Рабочая программа по дисциплине «Мировая экономика» для студентов очной формы обучения, экономического факультета по специальности...
Новая мировая религия вера бахаи iconРелигия Древней Греции Эволюция древнегреческой мифологии: от хтонических...
Мифология древних греков была одним из самых замечательных явлений в культуре среди­земноморских народов. Но ни эта мифология, ни...
Новая мировая религия вера бахаи iconВера и наука по книге «Вера глазами физики» План
Автор: Г. А. Бушуева, канд филос наук, доцент кафедры «Социальных наук», О. В. Грашевская, канд ист наук доцент кафедры «Социальных...
Новая мировая религия вера бахаи iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Перми, учителя г. Перми и Пермского края: Алёшкина Татьяна Васильевна, Белова Вера Михайловна, Борцова Вера Владимировна, Караваева...
Новая мировая религия вера бахаи iconТематическое планирование по предмету «Мировая художественная культура»...
Программа “Мировая художественная культура разработана на основе программы “Мировая художественная культура 5-11 класс” Автор Г....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск