Скачать 107.47 Kb.
|
Материаловедение Тема урока: Свойства волокон и тканей. Цель урока: ознакомить учащихся со свойствами текстильных волокон натурального происхождения; дать понятие о свойствах тканей; научить определять свойства тканей; научить использовать знания о свойствах тканей при изготовлении швейных изделий и ухода за ними; развивать логическое мышление; воспитывать внимательность и эстетический вкус. Оборудование: образцы волокон хлопка, льна, шерсти, шелка, образцы хлопчатобумажных, льняных, шерстяных и шелковых тканей, препаровальная игла, лупы, линейка, утюг, рабочая шкатулка, учебник, тетрадь, ножницы, ёмкости с водой, спички, нитки, швейные иглы, мультимедийный проектор, экран, компьютер. Ход урока
Проверка готовности учащихся к уроку
- Как вы считаете, от чего зависит свойства ткани? Ученик: Свойства тканей зависят от свойств волокон, из которых они изготовлены. - Какие свойства волокон вам уже известны? Ученик: Гигроскопичность – свойство волокон впитывать влагу из окружающей среды, Свойлачиваемость - это способность шерсти в процессе валки образовывать войлокообразный застил. Теплозащитность – способность ткани сохранять тепло, выделяемое человеком.
Все правильно. От свойств волокон зависят свойства и качество изготавливаемой ткани. На свойства ткани влияют длина и толщина (тонина) волокон, их прочность, мягкость, извитость и упругость. Из длинных и тонких волокон получают тонкую, прочную и ровную пряжу, следовательно, и ткани, выработанные из такой пряжи, будут тонкими, прочными, мягкими, гладкими. Извитые волокна обладают хорошими теплозащитными свойствами. Ткани из таких волокон часто используют для шитья зимней одежды. Упругость волокон влияет на сминаемость тканей.
Я предлагаю вам, пользуясь учебником, собственными наблюдениями, составить таблицу «Сравнительная характеристика натуральных волокон хлопка, льна, шерсти и шелка», которая поможет нам в дальнейшем проследить свойства тканей. Оборудование: образцы натуральных волокон (шерсти, шелка, хлопка и льна), лупы. Ход работы:
Учащиеся делятся своими наблюдениями, исправляя, если есть, ошибки в своей работе.
По своему назначению ткани делят на бытовые, технические и специальные. Бытовые ткани имеют широкое применение в швейной промышленности. Эти ткани можно подразделить на одежные и декоративные. Одежные ткани применяют для изготовления белья, платьев, костюмов, пальто, а также как подкладочный материал. Декоративные ткани используют для обивки мебели, изготовления портьер, занавесей и др. Как вы уже знаете, свойства тканей зависят от их волокнистого состава, вида переплетения, и особенностей отделки (отбеливания, окрашивания, пропитки различными веществами). К основным свойствам тканей относятся физико-механические, гигиенические и технологические. Эти свойства учитывают при выборе фасона изделия, и способов его обработки, а также режима влажно- тепловой обработки. К физико-механическим свойствам тканей относятся прочность, сминаемость, драпируемость, износостойкость. Прочность тканей зависит от прочности волокна, крутки пряжи и вида переплетения нитей в ткани. В наших условиях прочность ткани можно проверить на разрыв образца: чем больше усилий мы прикладываем тем прочнее ткань. Сминаемость тканей зависит от упругости и эластичности волокон и степени крутки пряжи. Сминаемость ткани в бытовых условиях можно проверить следующим образом: зажать образец в кулачке, подержать несколько секунд и разжать кулачок. Если образец быстро восстанавливает первоначальный вид, то он малосминаем. Драпируемость – это способность тканей образовывать мягкие складки. Давайте определим драпируемость наших образцов: лоскут ткани, длиной 15 см соберем на нитку, сметочной строчкой, и затянем стежки. Жесткие, плохо драпирующиеся ткани образуют крупные, торчащие складки. Мягкие, хорошо драпирующиеся ткани дают частые глубокие складки. Износостойкость – это способность ткани противостоять лействию трения, растяжения, изгиба, сжатия, влаги, света, солнца, температуры, пота. Стойкость к износу зависит от прочности волокон ткани. Гигиенические свойства - это свойства, направленные на сохранение здоровья человека. К ним относятся: теплозащитность, пылеёмкость, гигроскопичность. Гигроскопичность – это способность тканей впитывать влагу из окружающей среды (демонстрирую капли на гладкой поверхности, и касаясь капли краешком образца, наблюдаю поглощение или нет капли воды опытным образцом) Теплозащитность – это способность ткани сохранять тепло человеческого тела. Теплозащитные свойства зависят от волокнистого состава, толщины плотности и вида отделки. Пылеёмкость – это способность ткани удерживать пыль и другие загрязнения. Пылеёмкость зависит от волокнистого состава, структуры и характера отделки ткани (чем больше к ткани ворсинок, тем больше они, электризуясь, притягивают мелкие частички пыли из воздуха). К технологическим относятся свойства тканей, влияющие на их обработку при изготовлении швейных изделий. Это усадка ткани, осыпаемость нитей, скольжение, и раздвижка нитей в швах. Усадка – это уменьшение размеров при влажно- тепловой обработке. (Демонстрирую опыт: вырезаю хлопчатобумажной лоскуток ткани размером 10х10 см и вычерчиваю на листе бумаги такой же квадрат, пропитываю образец ткани водой, отжимаю, высушиваю с помощью утюга. Сравниваю размеры опытного образца накладывая на лекало на бумаге. Хлопчатобумажная ткань, если она новая, обязательно даст усадку до 10 мм и учащиеся увидят изменения) Осыпаемость нитей и раздвижка нитей в швах заключается в том, что нити не удерживаются по открытым срезам материала и выскальзывают, осыпаются, образуя бахрому или раздвигаются в швах. Это зависит от гладкости и упругости нитей, вида их переплетения и отделки тканей. (Демонстрирую опыт: срез лоскутка шелковой ткани расщепляю ногтями или препаровальной иглой, при этом нити охотно выпадают, образуя бахрому. Для сравнения проделываю такой же опыт с образцом из хлопчатобумажной ткани и учащиеся видят, что осыпаемость нитей во втором случае намного меньше, чем в первом). Скольжение может происходить при раскрое и стачивании тканей. Скольжение зависит от гладкости использованных при ткачестве нитей и вида переплетения. (Поясняя учащимся это свойство, я складываю образец саржи в два слоя и смещаю один слой относительно другого, такой же прием проделываю с образцом из хлопчатобумажной ткни. Учащиеся имеют возможность сравнить и сделать выводы относительно этого свойства) Технологические свойства тканей надо учитывать при пошиве изделий. Например, из тканей, обладающих большой раздвижкой нитей, не рекомендуется шить плотно прилегающие изделия.
Я предлагаю вам, пользуясь учебником, собственными наблюдениями, составить таблицу «Сравнительная характеристика свойств ткани». Оборудование: образцы тканей из натуральных волокон (шерсти, шелка, хлопка и льна), лупы, препаровальная игла, утюг, игла, катушка ниток. Ход работы: Проведите опыты с образцами тканей, запишите результаты наблюдений в таблицу.
- Расскажите о свойствах хлопчатобумажных тканей? - Расскажите о свойствах льняных тканей? - Расскажите о свойствах шерстяных тканей? - Расскажите о свойствах шелковых тканей?
- Когда необходимо учитывать физико-механические свойства тканей? Ученик: Физико-механические свойства тканейучитывают при выборе фасона изделия, и способов его обработки, а также режима влажно- тепловой обработки. - Как учитываются технологические свойства тканей? Ученик: Технологические свойства тканей надо учитывать при пошиве изделий. Например, из тканей, обладающих большой раздвижкой нитей, не рекомендуется шить плотно прилегающие изделия. - Как учитываются гигиенические свойства тканей? Ученик: Гигиенические свойства тканей нужно учитывать при выборе назначения одежды.
Составить лексический словарь сегодняшнего урока. |
Конспект урока технологии 5 класс. Тема: Характеристика тканей из... Образовательная: дать начальные представления о процессе производства тканей из натуральных волокон растительного происхождения | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: изучить свойства тканей из химических волокон и способы их обработки | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Натуральные волокна животного происхождения. Свойства волокон и тканей (2 урока по 45 мин.) | Урок технологии по теме «Натуральные волокна животного происхождения» Образовательная ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения, изучить происхождение шерстяных и шелковых... | ||
План-конспект урока технологии 6 класс Тема: «Натуральные волокна животного происхождения.» Образовательная ознакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения, изучить происхождение шерстяных и шелковых... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Краткая характеристика групп тканей и отдельных видов ткани из различных видов волокон; их состав, технологические свойства и применение... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: повторить классификацию и процесс получения химических волокон; повторить натуральные волокна; учить использовать свойства... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ознакомить учащихся со свойствами тканей из искусственных и синтетических волокон | ||
Регулирование свойств синтетических волокон, нитей, тканей и композиционных... Работа выполнена в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования | Исследование зависимости показателей безопасности огнезащитных тканей от волокнистого состава Целью исследования является изучение влияния волокнистого состава огнезащитных тканей с нефтемасловодоотталкивающей пропиткой на... | ||
Методическая разработка урока биологии в 8 классе по теме «Строение... Цель урока: расширить знания обучающихся о тканях, познакомить с видами тканей, их особенностями строения и функций | Методическая разработка урока по алгебре в 10 классе Тема урока:... Цель урока: Формирование экономической грамотности и стимулирование учебно-познавательной деятельности учащихся путем знакомства... | ||
Тема : Дополнительные свойства умножения и деления Сегодня тема нашего урока «Дополнительные свойства умножения и деления». Цель этого урока: повторить и обобщить основные и дополнительные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: ознакомить учащихся с сырьем хлопчатобумажных и льняных тканей, процессом изготовления тканей в текстильном производстве.... | ||
Филиал мбоу избердеевской сош имени Героя Советского Союза В. Кораблина... Образовательная: дать начальные представления о процессе производства тканей из натуральных волокон растительного происхождения | Конспект урока по физике в 11 классе. Тема урока «Волновые свойства света» Цели урока Обучающая: Повторить, обобщить систематизировать знания учащихся по теме «Волновые свойства света» посредствам решения качественных... |