Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»





Скачать 285.83 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики»
страница1/3
Дата публикации12.07.2013
Размер285.83 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
  1   2   3




Правительство Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования
«Государственный университет - Высшая школа экономики»

Кафедра всеобщей и отечественной истории
Программа дисциплины

Региональные конфликты в эпоху глобализации

для направления 030200.68 «Политология» подготовки магистра

Автор: д. и. н., проф. Рябинин А.Л.

Рекомендовано секцией УМС Одобрено на заседании Кафедры

всеобщей и отечественной истории


Председатель Зав. кафедрой Рябинин А.Л.


«__» 2011г.

Утверждена УС

Института развития образования
Ученый секретарь.

Сигалов С. В.

« ____» ___________________2011 г.
Москва 2011

. Пояснительная записка
Актуальность курса состоит в том, что различные политические конфликты обусловлены совершенно различными причинами: экономическими, конфессиональными, геополитическими, цивилизационными и т. д. И если некоторые из таких конфликтов, например, обусловленные экономическими причинами, с изменением экономической ситуации, в принципе имеют решение, то конфессиональные, а тем более цивилизационные противостояния – имеют стойкий, длительный характер, а иногда (например, палестинский конфликт) – в принципе не разрешимы. Хотя бы приблизительная типологизация политических конфликтов с точки зрения их исторической обусловленности, с точки зрения коренных исторических противоречий, которые они затрагивают, даст возможность слушателям этого курса лучше ориентироваться в происходящих политических событиях и понимать возможности, трудности, а в некоторых случаях и принципиальную невозможность разрешения различных типов конфликтов.

Новизна курса состоит в том, что в нем в систематизированном виде и в комплексе впервые рассматриваются исторические основы современных политических конфликтов.

Целью курса является обретение у студентов навыков ориентации в степени сложности современных политических конфликтов и понимание трудностей их разрешения.

Связь с другими курсами обеспечивается широким привлечением конкретного исторического материала, который может быть использован в преподавании этих предметов.

В результате изучения курса «Региональные конфликты в эпоху глобализации»

студент должен:

знать учебный материал, предусмотренный данной программой, обязательную литературу историческим основам современных политических конфликтов,

по истории повседневности в новое время, тенденции социального развития народов Запада и Востока в новое время;

иметь представления об основных направлениях развития науки об истории повседневности на современном этапе;

уметь искать и систематизировать найденный материал по истории повседневности в новое время, а также оперировать полученными в процессе усвоения данного курса знаниями;

обладать навыками написания письменных реферативных работ, анализа и критики источников, теорий и концепций по истории повседневности.

Тематический план учебной дисциплины:



Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Лекции

Семинар. занятия

1

Палестинский конфликт и его исторические основания

14

6

0

14

2

Ирано-иракский конфликт и его исторические основы

12

6

2

12

3

Курдская проблема и ее исторические основы

12

8

2

12

4

Индо-пакистанский конфликт и его исторические основы

14

8

2

12

5

Мусульманско-христианский (анимистский) конфликт в Судане и его исторические основы

14

8

2

12

6

Католико-протестантский конфликт в Белфасте и его исторические основы

14

6

2

12

7

Валлоно-фламанский конфликт и его исторические основы

14

4

2

12

8

Квебекский конфликт и его и исторические основы

14

4

2

12

 

Всего

162

50

14

98


Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки:
Текущий контроль, помимо опросов на семинарских занятиях, включает подготовку докладов и их обсуждение, а также написание эссе объемом 10 тыс. знаков (5-6 страниц машинописного теста, набранного 12 кеглем с полуторным интервалом). Студентам предлагается написать работу по проблемам истории повседневности различных народов в новое время.

Обязательные требования к тексту:


  • ясность изложения;

  • отсутствие логически несовместимых утверждений;

  • полнота раскрытия темы;

  • богатство фактологического материала;

  • четкая структурированность материала

  • грамотное оформление научно-справочного аппарата:


Итоговый контроль представляет собой сдачу устного зачета в конце модуля.

Итоговая оценка по факультативу складывается из своевременной сдачи студентом всех форм промежуточного контроля и оценки за устный зачет.

Структура итоговой оценки составляет:

1) устный зачет – 50%;

2) написание эссе – 30%;

3) посещение и работа на семинарах – 20%.
Базовый учебник:

Рябинин А.Л. Ридер по курсу исторические основы современных политических конфликтов. М. 2011 (рукопись, электронный вариант)
Тема №1.
Палестинский конфликт и его исторические основы
До-еврейское население в Палестине: хананейцы и аморейцы. Нашествие филистимлян. Расселение 12 еврейских «колен» на территории Палестины.

Царство Давида и Соломона. Разделение единого государства Давида-Соломона в 926 г. на два небольших государства – южное, Иудейское и северное, Израильское. Уничтожение в 722 г. до х.э. ассирийским царем Саргоном II Израильского царства, а в 587 г. до х.э. вавилонским царем Навуходоносором II – Иудейского царства. Иудея в составе державы Ахеменидов. Палестина в эллинистическо-римский период. Создание государства Хасмонеев в результате Маккавейской войны 167-142 гг. до х.э.

Вхождение Иудеи, сохранившей внутреннюю автономию, в состав Римского государства в 63 г. до х.э. Преобразование Иудеи в 6 г. до х.э. в императорскую провинцию. Восстание зелотов 66 г. х.э. и Иудейская война 66-73 гг. Разрушение Храма и Города. Политика Адриана по искоренению иудейской обособленности. Вторая Иудейская война. Выселение евреев из Иерусалима и окрестностей в 135 г. и запрет приближаться к Городу чаще, чем 1 раз в году. Основание в Иерусалиме римской колонии Элиа Капитолина и возведение на месте разрушенного иудаистского Храма –

- храма Юпитера Капитолийского. Рассеяние еврейского народа по Римской империи. Переименование императором Константином Великим в IV в., после признания христианства, римской колонии Элии Кипитолины в город Иерусалим, ставший священным гордом, не только для Иудеев, но и для христиан. Иерусалим в составе Византийской (Восточно-Римской) империи.

Захват Иерусалима в 638 г. арабами в результате договора с горожанами-

-христианами. Проникновение в Палестину арабских кочевников и организация арабского общества на племенной основе. Поощрение ранними Умайадами возвращения евреев в Иерусалим и Палестину и гонения евреев поздними Умаяадами. Усиление гонений евреев (и христиан) при Аббасидах.

Улучшение полония евреев при Фатимидах (969-1099). Взятие Иерусалима крестоносцами и массовое «избиение» горожан (погибло – 20-30 тыс. чел.), как мусульман, так и иудеев. Первоначальный террор крестоносцев по отношению к еврейскому и мусульманскому населению (изгнание евреев из Иерусалима) и смягчение политики крестоносцев по мере упрочения власти крестоносцев. Призыв Салах-ад-Дина к евреям после завоевания Иерусалима в 1187 г. вернуться в Священный город. Провозглашение крупнейшим талмудистом Нахманидом (вторая половина XIII в.) поселение в Эрец-Исраэль священным долгом каждого еврея. Проведение политики религиозной нетерпимости в период правления мамлюков (1291-1516), увеличение в Палестине численности мусульман, основание новых медресе¸ и в то же время – с охранение еврейской иммиграции из Европы, особенно – после падения Константинополя. Благоприятная политика первых Османов в отношении евреев в Палестине (во второй половине XVI в. – их насчитывалось около 30 тыс. чел.). Усиление гонений в отношении евреев в XVII – XVIII вв. Усиление местных правителей Палестины и их противостояние Стамбулу. Переселение ими евреев из Иудеи в Галилею. Поход Наполеона из Египта в Палестину и возрождение внимания Европы к этой стране. Ухудшение положения ашкеназийской общины в связи с прекращением материальной поддержки со стороны российских и польских евреев во время наполеоновских войн. Малочисленность еврейского населения Палестины в начале XIX в. (5 тыс. евреев, преимущественно сефардов¸25 тыс. христиан и 270 тыс. мусульман – сунитов - из 300 тыс. – на 1800 г.). Удвоение численности евреев (10 тыс.) - к середине XIX в. Покровительство европейских держав различным конфессиям в Палестине: Россия – православным, Франция – католикам, Англия – евреям. Увеличение численности населения в Палестине: к 1880 г. из 450 тыс. – 24 тыс. – евреи. Строительство железной дороги Иерусалим – Яффа в 90-х гг. XIX в. и приток европейцев в Палестину. 1 алия: 1882-1903 гг. – восточно-европейская и русская, доведшая численность евреев в Палестине до 50 тыс. чел. 2 алия:1904-1914 гг. – социалистическая и сионистская восточно-европейская и русская, создавшая еврейский рабочий класс, кредитные, потребительские и производственные кооперативы, профессиональные союзы рабочих и отряды самообороны, увеличившая численность евреев в Палестине до 85 тыс. чел.; в этот же период в Палестине развертывается арабское националистическое движение, связанное, прежде всего, с выборами в парламент Османской империи в 1908 г., а также – усиливаются арабо-еврейские столкновения. 1-ая мировая война: соглашение Мак-Магона – Хусейна, соглашение Сайкс-Пико, декларация Бальфура; уменьшение еврейского населения в Палестине до 56 тыс. чел. 3 алия: 1919-1923 гг.- восточноевропейская социалистическая и сионистская молодежь – еврейское население увеличилось до 108 тыс. чел. в 1925 гг.. 4-ая алия: 1924-1928 – в основном, польская молодежь, увеличила еврейское население Палестины до 160 тыс. чел.; 5-ая алия: 1928-1939 гг. – в страну прибыло около 240 тыс. евреев, спасавшихся от Гитлера, в связи с чем еврейское население Палестины достигло в 1936 г. приблизилось к 400 тыс. чел., составляя около 30 % всего населения страны. Использование иерусалимским муфтием Хаджом Амином ал-Хусейном спора между евреями и арабами о праве евреев молиться у Западной стены (Стены Плача), входившей в религиозный комплекс аль-Акса, для разжигания межконфессиональной ненависти. Столкновения 1929 -1931 гг., 1936-1938 гг. Арабское восстание 1937-1938 гг. Планы раздела странны и их провал. Ограничение иммиграции. Нелегальная иммиграция во время Второй Мировой войны. Решение Генеральной Ассамблеи 29 ноября 1947 г. о разделе Палестины. 6 арабо –израильских войн и две антифады – результата неразрешимого цивилизационого конфликта мусульманской и иудаистской цивилизаций.

Основная литература.

  1. История Востока, т. 1. Восток в древности. С. 351-369, 490-504, 562-577., М., Издательская фирма «Восточная литература», РАН, 1997.

  2. История Востока, т. 2. Восток в Средние века. С. 113-131, 222-225,239-250, М., Издательская фирма «Восточная литература», РАН, 1995.

  3. История Востока, т. 3, Восток на рубеже Средневековья и Нового времени, с. 399-403, М., Издательская фирма «Восточная литература», РАН, 1999.

  4. Новейшая история арабских стран, С. 199-222.

  5. Рябинин А.Л. Ридер по курсу исторические основы современных политических конфликтов. Глава 1. М., 2008 (рукопись, электронный вариант)


Дополнительная литература.



  1. Краткая еврейская энциклопедия, т. 3. Общество по исследованию еврейских общин. Центр по исследованию и документации восточноевропейского еврейства. Еврейский Университет в Иерусалиме. Репринтное издание. Полиграфическая фирма «Красный пролетарий», М. 1996.

  2. Джонсон, П. Популярная история евреев. М., «Вече» 200

  3. Тюменев, А. Евреи в древности ив средние века.


Тема №2.
Ирано-иракский конфликт и его исторические основы
Суннизм и шиизм как религиозные течения внутри ислама. Очаги шиитского влиянии внутри халифата Аббасидов. Распад Аббасидского халифата и образование государства Сельджукидов. Монгольское завоевание Ирана и образование государства Хулагуидов. Распад государства Хулагуидов и образование на его месте государств Джелаиридов, Музафаридов и Куртов.

Осанский бейлик и образование суннитской империи Османов. Создание шиитского государства Сефевидов. Борьба за Ирак между суннитской империей Османов и шиитским государством Сефевидов в XVI-XVII вв.

Мамлюкский Ирак в XVIII в. и его борьба с послесефевидскими правителями Ирана за приграничные территории. Восстания кочевых полунезависимых племен в Ираке и поддержка их иранскими правителями. Восстановление в 1831 г. власти Стамбула над Ираком. Борьба между Османской империей и Ираном за обладание приграничными территориями.

Захват персами Кербелы и ответная резня Османами кербельских шиитов. Образование Ирака как подмандатной английской территории и особенности нового государства. Революция 1906-1911 гг. в Иране и приход к власти Реза-шаха. Ирак под английским протекторатом и формальное обретение независимости в 1932 г. Националистические и проанглийские режимы в Ираке. Персидский национализм Резы-шаха. Правительство «Золотого квадрата» в Ираке и повторный захват английскими войсками в 1941 г. Свержение режима Резы-шаха в 1941 г. и захват Ирана советскими и английскими войсками. Послевоенные национальны проблемы в Ираке и Иране и война 1980-1988 гг. Последующее поражение правительства Саддама Хусейна в двух войнах в Заливе и проблема разделения Ирака на три части.

Основная литература.

  1. История Востока, т. 2. Восток в Средние века. С. 222-225, 268-283, 431-442, М., Издательская фирма «Восточная литература», РАН, 1995.

  2. История Востока, т. 3, Восток на рубеже Средневековья и Нового времени, с. 46-99, 375-390, 395-396, М., Издательская фирма «Восточная литература», РАН, 1999.

  3. История Востока, т. 4 (2). Восток в Новое время. С. 46-52, 70-83, 350-360. М., Издательская фирма «Восточная литература», РАН, 2005.

  4. История Востока, т. 5. Восток в Новейшее время. С. 175-186, 271-291, 350-360. М., Издательская фирма «Восточная литература», РАН, 2006.

  5. Рябинин А.Л. Ридер по курсу исторические основы современных политических конфликтов. Глава 2. М., 2008 (рукопись, электронный вариант)

Дополнительная литература.
Новейшая история арабских стран Азии, Издательство «Наука», Главная редакция Восточной литературы, С. 269-336.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Челябинской области
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Факультет Инноватики и организации производства
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Санкт-Петербургского государственного политехнического университета в г. Череповце
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Приложение 4 к форме Предложение по срокам (Календарный план выполнения ниокр)
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. С, 2005. (Рекомендовано мо РФ для студентов вузов)
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
«Квалификационные методы испытаний и мониторинг смазочных материалов»«производство и применение технических жидкостей и специальных...
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Об утверждении состава экспертного совета по организации, реорганизации и ликвидации особо охраняемых природных территорий областного...
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Исходный уровень знаний и умений студента, приступающего к изучению данной дисциплины, должен соответствовать программе средней школы...
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Тема I: Методологический характер дисциплины «Исследование социально-экономических и политических процессов»
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Охватывает все виды смыслов, имеющих различное терминологическое оформление, а именно
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»...
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Бухгалтерский финансовый учет: Учебно-метод комплекс. Ростов н/Д.: Изд-во рсэи, 2011
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Учебно-методический комплекс предназначен для изучения дисциплины «,Нотариат» как студентами очного, так и заочного отделений специальности...
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет Высшая школа экономики» iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Рабочая программа составлена на основании рабочего учебного плана по фгос утвержденного ученым советом юргту(нпи) протоколом №4 от...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск