Попытки фальсификации в ущерб интересам России





Скачать 59.13 Kb.
НазваниеПопытки фальсификации в ущерб интересам России
Дата публикации14.07.2013
Размер59.13 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
Попытки фальсификации в ущерб интересам России

(историческая память и историко-культурное наследие в школьном образовании)

Миляева Н.И., г.Михайловск, МБОУ СОШ №1.

В современном гуманитарном знании концепция исторической памяти стала одной из самых востребованных. К ней обращаются не только историки, но также социологи, культурологи, писатели и, конечно, политики. Очень часто история и историческая память воспринимаются как синонимы, однако -это не так.

Изучение истории направлено на наиболее точное отражение прошлого, часто на основе теорий и подходов, заимствованных из других научных дисциплин (например, социологии).

Наоборот, устная традиция передачи информации характеризуется тем, что память сохраняет и «воспроизводит» сведения о прошлом на основе воображения, порожденного чувствами и ощущениями, вызванными настоящим. Как правило, воспоминания о прошлых событиях воспроизводятся через призму настоящего. Отличие между историей и исторической памятью состоит также в том, как интерпретируются возможности познания отдаляющегося от нас времени. Хотя историк, изучающий древние эпохи, подчас сталкивается с недостатком источников, в целом доминирует представление, что с течением лет, по мере того, как прошлые события утрачивают непосредственную актуальность, становится возможным дать их более объективное описание, включающее изложение причин, закономерностей и результатов, к чему и стремится историческая наука.

Наоборот, с естественным уходом людей – современников исторических событий историческая память меняется, приобретает новые оттенки, становится менее достоверной и более «насыщенной» реальностями дня сегодняшнего. То есть в отличие от научного знания о прошлом историческая память как бы со временем еще больше политически и идеологически актуализируется: историческая память – не просто канал передачи сведений о прошлом, это важнейшая составляющая самоидентификации индивида, социальной группы и общества в целом, способствующая консолидации социальных групп в настоящем.

Каждая страна при разнообразии научных и бытовых представлений о прошлом стремится к общей, разделяемой всеми гражданами исторической версии собственного народа и страны. Этот базовый консенсус, если его удается достичь, составляет основу для формирования национальной идентичности (самосознания). Историческая версия обеспечивает возможность преемственности в развитии государства, стимулирует гражданскую солидарность, укрепляет легитимность самого государства, помогает обосновывать его достоинства и отличительную привлекательность для внешнего мира. Каждое поколение желает видеть и находит в истории то, что наиболее значимо для него в сегодняшнем дне. Каждое новое поколение будет открывать в истории те её стороны, которые наиболее значимы для его сегодняшнего существования и восприятия мира, и каждое государство будет выстраивать собственную непрерывную историческую версию.

Специфика исторического образования как ключевого компонента социально-гуманитарного образования заключается в том, что изучение истории в школе стимулирует формирование у школьников индивидуальных образов прошлого и современности, в том числе с опорой на познавательный опыт. «Образ истории» не передается школьникам в готовом завершенном виде, а формируется под влиянием целого комплекса факторов и условий. Это обстоятельство является основой для понимания личностно- и ценностно-ориентированного характера реализации целей и содержания исторического образования в школе. Принципиальная особенность исторического знания обусловлена тем, что познание истории базируется на авторских (субъективных по характеру) версиях исторических событий и интерпретациях исторических источников, информация которых позволяет реконструировать исторические события. При этом достоверность результатов исторического исследования выверяется с помощью специальных процедур, которые применяются профессиональными учеными-историками (критический анализ источников, и др.).

Особенности исторического познания определяют возможности для формирования субъективных версий исторических событий, которые при наличии умысла могут приобретать характер фальсификаций, то есть сознательного искажения исторических событий в интересах достижения определенных, часто политических целей. Цели и мотивы фальсификаций истории могут быть самыми разнообразными: идеологическими, политическими, коммерческими и другими. Можно назвать две основные группы целей и мотивов деятельности фальсификаторов истории. В первом случае речь идет о социально-политических мотивах (политические, геополитические и идеологические), большинство из которых могут быть связаны с целями и задачами антироссийской пропаганды.

Во втором случае имеются в виду личностно-психологические, коммерческие мотивы (желание самоутвердиться, получить славу, известность, общественное признание за короткие сроки путем подготовки «сенсации», способной перевернуть существующие в обществе представления о прошлом). В последнем случае доминирующим фактором, как правило, являются материальные интересы фальсификаторов истории, стремление заработать средства за счет публикации своих произведений большими тиражами, желание «отомстить» конкретным оппонентам, включая представителей органов власти, государственного управления.

Попытки фальсификации истории России в ХХ в., как правило, связаны с текущими политическими и материальными интересами тех или иных заинтересованных сил и призваны способствовать обоснованию материальных претензий к Российской Федерации под видом компенсации за якобы нанесенный когда-то ущерб.

Попытки фальсификации истории нередко являются частью антироссийской пропаганды в странах ближнего и дальнего зарубежья. Противодействие этим попыткам актуально с точки зрения государственных интересов России, защиты социальной памяти россиян. Об этом неоднократно заявляли руководители Российского государства. Ответом Российского государства на этот вызов современности стало создание комиссии при Президенте Российской Федерации по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.

Ярким примером фальсификаций истории СССР-России в ХХ в. является тенденциозная интерпретация событий, связанных с голодом на Украине в начале 30-х гг. ХХ в. («голодомор») при президенте В.А. Ющенко.

Более дискуссионный характер в науке имеет проблема «оккупации» Прибалтики.

В отношении истории Катыни как ключевого события российско-польских отношений произошел политический сдвиг, который показал возможность преодоления спорных проблем истории ХХ века.

Приоритетной задачей фальсификаторов новейшей истории России является обосновать выдвижение территориальных претензий к Российской Федерации на основе фальсификации истории Второй мировой войны, её причин и итогов (проблема Курильских островов, Калининграда, история советско-финляндской войны- «неизвестная война»).

Особого внимания заслуживают обвинения в адрес нашей страны в обоюдной ответственности с нацистской Германией в развязывании Второй мировой войны, умаление роли СССР в достижении победы стран антигитлеровской коалиции над государствами фашистского блока.

Определенную опасность представляют фальсификации истории национальных отношений в нашей стране, направленные на ослабление территориальной целостности Российской Федерации путем искажения истории вхождения в состав России ряда народов и территорий (в частности, народов Кавказа).

Тенденциозные интерпретации истории взаимоотношений народов России направлены на провоцирование роста сепаратистских настроений в ряде национально-государственных субъектов Федерации (Северный Кавказ, Татарстан и др.).

Выводы:

История России 20 века изучается в курсе Истории Отечества в 9, 11 классах. К этому моменту школьники уже могут применять полученные умения и навыки, как то: делать анализ документа на основе текста учебника, дополнительной литературы, рекомендуемой учителем и вопросов, предлагаемых к этому тексту, при этом применяются такие формы работы как поисковая работа, исследовательская деятельность. Таким образом, учащиеся учатся самостоятельно искать ответы на поставленные вопросы, делать собственные выводы и умозаключения. Урок в старших классах должен быть направлен на то, чтобы учащиеся учились открыто высказывать собственные предположения, пусть даже и не всегда правильные, должны учиться отстаивать собственную точку зрения, опираясь не на «голые» факты, а на целую систему полученных знаний, не только по данному предмету, но и по другим учебным дисциплинам. Умение учащихся работать с документами, является немаловажным для определения своего мировоззрения в современном мире, это способствует выработке гражданской позиции учащихся. В своей работе мною делается упор на самостоятельной, практической деятельности учащихся, которая бы способствовала развитию их интеллектуальных способностей, самоорганизации и самоопределению в дальнейшей социальной жизни, определению своего социального статуса в обществе. Для этого мною применяются такие формы урока как урок-исследование, урок-круглый стол, урок-семинар.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Попытки фальсификации в ущерб интересам России iconРабочая программа по дисциплине опд. Р. 01 Физико-химические методы...
Дисциплина «Физико-химические методы распознавания фальсификации товаров» предполагает научить студентов современным методам распознавания...
Попытки фальсификации в ущерб интересам России iconБоев Павел Александрович
Неоднократные попытки реформировать систему ООН и другие международные организации, равно как и попытки добиться координации действий...
Попытки фальсификации в ущерб интересам России iconСтатья посвящена событиям Смутного времени начала XVII в., которые...
России демократических форм социальной интеграции и легитимации власти, попытки установления нового, гражданского типа взаимоотношений...
Попытки фальсификации в ущерб интересам России iconМониторинг факторов угроз суверенитету и геополитическим интересам России 6 апреля 2009 г
Электропривод и автоматика промышленных установок и технологических комплексов (ЭП)
Попытки фальсификации в ущерб интересам России iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Чтобы вылечить ее, необходимо позволить хаосу стать другом и учителем. Любые же попытки скрыться от хаоса, сделать жизнь стабильной...
Попытки фальсификации в ущерб интересам России iconXi российская научная конференция школьников «Открытие» секция истории...
...
Попытки фальсификации в ущерб интересам России iconМониторинг факторов угроз суверенитету и геополитическим интересам России 2 октября 2009 г
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры «Связи с общественностью» протокол № от 20 г
Попытки фальсификации в ущерб интересам России iconМониторинг факторов угроз суверенитету и геополитическим интересам России 19 июня 2009 г
Инструкции по подготовке устных сообщений и оформлению публикаций в сборник докладов международной конференции
Попытки фальсификации в ущерб интересам России iconМониторинг факторов угроз суверенитету и геополитическим интересам России 8 октября 2009 г
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 03060062 – журналистика (квалификация журналист)
Попытки фальсификации в ущерб интересам России iconМониторинг факторов угроз суверенитету и геополитическим интересам России 27 июня 2008 г
Цели: 1 продолжить знакомство с героями поэмы «Полтава»; познакомиться с изображением Полтавской битвы в поэме
Попытки фальсификации в ущерб интересам России iconМониторинг факторов угроз суверенитету и геополитическим интересам России 20 июня 2008 г
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 03060062 – журналистика (квалификация журналист)
Попытки фальсификации в ущерб интересам России iconМониторинг факторов угроз суверенитету и геополитическим интересам России 25 января 2009 г
Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 03060062 – журналистика (квалификация журналист)
Попытки фальсификации в ущерб интересам России iconИдентификация и обнаружение фальсификации непродовольственных

Попытки фальсификации в ущерб интересам России iconМониторинг факторов угроз суверенитету и геополитическим интересам России 6 октября 2009 г
Но скоро туман развеется, воздух согреется, строители проснутся и будут шуметь повсюду: и на объекте, и в прорабской и в тех же спальных...
Попытки фальсификации в ущерб интересам России iconМониторинг факторов угроз суверенитету и геополитическим интересам России 1 октября 2009 г
Публичный доклад подготовлен отделом образования администрации Северного района с целью обеспечения информационной открытости муниципальной...
Попытки фальсификации в ущерб интересам России iconМониторинг факторов угроз суверенитету и геополитическим интересам России 19 марта 2010 г
Россия, 197046, Санкт-Петербург, ул. Малая Посадская, 30; Тел.: (812) 232 59 15; Факс: (812) 232 33 76; e-mail


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск