МБОУ «СОШ №24» г. Череповец
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ
2013 – 2014 учебный год
Составила – Жильченкова Г.И.
Пояснительная записка Курс «История Древнего мира» для 5 класса основной школы является первым систематическим научным курсом истории. Этим обусловлены как цель и значение курса, так и трудности его изучения. Общая цель исторического образования состоит в приобщении учащихся к национальным и мировым культурным традициям, в воспитании патриотизма, формировании гражданского самосознания. Эта общая цель определяет и задачи курса истории Древнего мира. На материале древней истории начинается формирование основ системных исторических знаний, в более широком плане — основ гуманитарной и гуманистической культуры учащихся. Учащиеся впервые узнают о далеком прошлом человечества, получают представление об истории как научной дисциплине, знакомятся с большим объемом исторических понятий и терминов.
Структурно курс разделен на четыре части:
Жизнь и открытия первобытных людей;
II. Древний Восток;
III. Древняя Греция;
IV. Древний Рим.
Каждая часть состоит из разделов, которые в свою очередь делятся на темы, соответствующие школьным урокам.
Обучение предполагается по УМК:
Учебник: Михайловский Ф.А. Всеобщая история. История древнего мира. Учебник для пятого класса. – М.: Русское слово - РС, 2010г.
2. Программа: Михайловский Ф.А. История древнего мира: для пятого класса общеобразовательных учреждений. Программа курса – М.: Русское слово - РС, 2008
Материал учебника соответствует государственному минимуму содержания образования по всемирной истории. Учебник входит в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для преподавания в школе.
Цели курса:
Формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;
Развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
Приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:
Основными образовательными задачами курса являются:
Формирование исторического мышления учащихся;
Развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
Формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
Формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
Формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии древних обществ, о политическом и социальном строе древнего мира, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
Формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в древнем мире;
Формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (деспотизм, закон, гражданин, суверенитет и т.д.).
В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
Формирование правовой культуры школьников;
Формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
Развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
Формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
Развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории древнего мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
На изучение истории Древнего мира в 5 классе учебным планом предусматривается 70 учебных часов – из расчета 2 часа в неделю. Требования к уровню подготовки учащихся в 5-м классе Знать/Понимать:
Основные даты, ключевые события и понятия древнего мира с момента зарождения человечества до падения Западной Римской империи (орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство);
Временные границы первобытной и древней истории человечества, особенности первобытного общества и общества, находящегося на этапе цивилизации
Уметь:
Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.
Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.
Оперировать историческими понятиями и датами.
Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.
Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
№ урока
|
Тема урока
|
Краткое содержание
|
Основные понятия
|
Тип урока, форма
|
Деятельность обучающихся
|
Домашнее задание
| 1/1
| Введение. Что изучает история Древнего мира.
| История Древнего мира как часть Всеобщей или Всемирной истории. Письменные и вещественные памятники. Археологические раскопки.
| История Древнего мира, история, Всеобщая история, исторические памятники.
| Водный урок.
| - Объяснять смысл понятий и терминов;
- приводить примеры письменных и вещественных источников;
- уметь высказывать свою точку зрения.
| Введение с. 3-6, вопрос 3 письменно
| Раздел I. Жизнь первобытных людей и их открытия (7 ч.)
| Тема 1. Собиратели и охотники каменного века – 3 ч.
| 1/2
| Первые люди на земле.
| Предки человека. Выделение человека из мира животных. Условия жизни древнейших людей, их отличия от животных и современных людей. Древнейшие орудия труда. Овладение огнем. «Человек разумный».
| Человеческое стадо, «человек разумный», собирательство, охота.
| Изучение нового материала, беседа
| - составлять словесный портрет первобытного человека;
- уметь сравнивать (находить сходство и отличия) первобытного человека и животного; первобытного человека и современного человека.
| § 1 с. 8-12, вопрос 7
| 2/3
| Открытия и изобретения древних охотников.
| Расселение людей на земле. Охота и собирательство. Важнейшее значение охоты в жизни людей. Понятие «каменный век». Орудия каменного века. Великое оледенение. Охота на мамонтов и других крупных животных. Потепление на земле. Изобретение лука и стрел, топора, плота, лодки.
| Прародина, каменный век, орудия труда.
| Комбинированный, беседа.
| - умение работать с картой;
- умение работать с иллюстративным материалом;
- составлять рассказ, отвечать на вопросы;
- умение высказывать свою точку зрения,
- умение устанавливать причинно-следст. связи
| § 2 с. 13-18
| 3/4
| Искусство и религия первобытных людей.
| Пещерная живопись. Что такое искусство. Возникновение религиозных представлений. Первобытная магия. Идолы и колдуны. Мифы.
| Искусство, религия, магия, идол, миф.
| Комбинированный, беседа
| - проводить поиск необходимой информации, используя текст учебника, иллюстративный материал;
- объяснять взаимосвязь искусства и религии у первобытных людей.
| § 3 с. 18-24, вопросы
| Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы. – 4 ч.
| 1/5
| Возникновение земледелия и скотоводства.
| Образование родовых общин. Племя. Организация родоплеменной власти. Вожди и советы старейшин. Приручение животных. Возникновение скотоводства из охоты, земледелия – из собирательства. Мотыжное земледелие. Развитие ремесел. Гончарное керамическое ремесло и ткачество.
| Родовая община, племя, вождь, совет старейшин, мотыжное земледелие. Присваивающее и производящее хозяйство.
| Изучение нового материала, беседа.
| - устанавливать причинно-следственные связи;
- высказывать свою точку зрения;
- работать с текстом по заданному алгоритму,
- объяснять смысл понятий.
| § 4 с. 25-30, вопросы
| 2/6
| От первобытности к цивилизации.
| Открытие меди, изобретение бронзы. Понятие «бронзовый век». Появление обмена, денег, торговли. Возникновение социального неравенства. Переход от родовой общины к соседской. Общинники и знать. От вождей к царям. Войско. Города. Письменность. Переход к цивилизации.
| «Бронзовый век», соседская община, общинники, знать, неравенство.
| Комбинированный урок, беседа.
| - сравнивать соседскую и родовую общины;
- называть признаки первобытного общества и цивилизации.
| § 5 с.30-34, повторить
§ 1-5
| 3/7
| Счет лет в истории.
| Как считали время в древности. Наша эра. Счет лет до нашей эры. Понятие «дата». Обозначение дат на линии времени.
| Счет времени
| Изучение нового материала, практическая работа.
| - умение устанавливать хронологическую последовательность;
- умение соотносить год и век;
- умение решать задачи на хронологию.
| § 6 с. 34-38, вопросы, задачи
|
4/8
| Повторительно- обобщающий урок.
| Закрепление и обобщение изученного материала по теме: «Жизнь первобытных людей»
|
| Повторительно- обобщающий урок.
|
|
| Раздел II. Древний Восток (19 часов)
| Тема 3: Цивилизации речных долин – 5 ч.
| 1/9
| Египет – дар Нила.
| Местоположение и природные условия страны. Южный и Северный Египет (Дельта). Разливы Нила. Труд земледельцев. Ирригационные сооружения. Папирус. Иероглифическая письменность. Объединение Южного и Северного Египта. Мемфис- столица единого государства.
| Цивилизация, папирус, рельеф, фараон, иероглиф, речные цивилизации, Древний Восток.
| Изучение нового материала.
| - умение работать с картой;
- умение работать с историческим источником
- умение устанавливать причинно- следственные связи
| § 7 с. 40-45
| 2/10
| Страна двух рек.
| Природные условия и население. Южное Междуречье (Двуречье). Шумеры. Разливы Евфрата и Тигра. Города из глиняных кирпичей. Город Ур. Храмовая архитектура (зиккураты). Клинопись. Глиняные книги. Поэма о Гильгамеше. Сказание о потопе.
| Шумеры, зиккурат, клинопись.
| Комбинированный,
| - работать с исторической картой;
- сравнивать географическую среду Египта и Двуречья;
- работать с историческим документом.
| § 8 с. 46-50
| 3/11
| Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
| Возвышение Вавилона. Законы Хаммурапи - важнейший исторический источник. Открытие памятника, его структура. Понятие «закон». Вавилонское общество по законам Хаммурапи.
| Законы
| Комбинированный, лабораторная работа.
| - проводить поиск необходимой информации;
- анализировать исторический источник;
- определять его значение для жителей эпохи.
| § 9 с. 51-56, вопросы, задание 3.
| 4/12
| Индия и Китай в древности.
| Возникновение цивилизации в Древней Индии и Китае. Страна между Гималаями и океаном. Природные условия и население. Древнейшие города в долине Инда. Археологические находки. Местонахождение и природа Китая. Хуанхэ- «река надрывающая сердце» Первые государства в Китае.
|
| Комбинированный урок, беседа
| - сравнивать особенности истории 2 ранних цивилизаций Индии и Китая;
- хронологические умения;
- работа с картой;
- умение высказывать и аргументировать свою точку зрения.
| § 10 с. 56-60
Повторить §7-10
| 5/13
| Повторительно - обобщающий урок по теме «Цивилизации речных долин»
| Где и почему возникли первые цивилизации.
|
| Повторительно - обобщающий урок.
| - сравнивать, характеризовать первые цивилизации.
| Вопросы
| Тема: Древний Египет – 5ч.
| 1/14
| Фараоны и пирамиды.
| Вещественные и письменные памятники истории Египта. Дешифровка иероглифов Шампольоном. Пирамиды Египта. Строительство пирамиды Хеопса. Мумии и представления египтян о загробной жизни. Фараон – повелитель Египта. Обожествление фараонов. Восточная деспотия. Вельможи, чиновники, писцы. Налоговое обложение.
| Фараон, мумия, налоги, писцы, вельможи. Восточная деспотия.
| Изучение нового материала, лабораторная работа.
| - установление причинно- следственных связей;
- умение работать с историческими документами, проводить поиск необходимой информации;
- умение анализировать.
| § 11 с. 61-65, вопросы.
|
2/15
| Жизнь в Древнем Египте.
| Трудовой год крестьян- земледельцев. Шадуфы. Древнеегипетские ремесленники. Жизнь простого египтянина. В усадьбе вельможи. Быт, развлечения. Жречество и его роль в жизни страны. Исторические свидетельства о народном восстании в Египте. Завоевание Египта гиксосами.
| Шадуфы, храм, жрецы.
| Комбинированный урок, игра
| - анализировать исторические факты;
- распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп;
- устанавливать причины народного восстания в Египте.
| § 12 с.66-69
| 3/16
| Завоевания фараонов.
| Египетское войско и освобождение страны от власти гиксосов. Фивы - столица Египта. Правление Хатшепсут, фараона – женщины. Завоевания Тутмоса III. Поход на Мегидо. Ограбление завоеванных стран. Фараон Эхнатон и победители жрецы. Последующее ослабление Египта.
| Дротик, дань
| Комбинированный урок, беседа
| - работать с исторической картой;
- работать с историческим документом;
- определять последствия военных походов фараонов Древнего Египта.
| § 13 с.70-75, карта
| 4/17
| Культура Древнего Египта.
| Особенности древнеегипетской скульптуры и живописи. Большой сфинкс. Древнеегипетская религия и мифология. Боги египтян. Миф об Осирисе и Исиде. Научные знания египтян в области математики, астрономии, медицины.
| Культура, скульптура, архитектура.
| Изучение нового материала, групповая работа.
| -умение самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации.
| § 14 с.76-80, повторить
§ 11-14
| 5/18
| Повторительно - обобщающий урок.
| Систематизация и контроль качества знаний обучающихся по теме: «Древний Египет»
|
| Повторительно – обобщающий урок, игра
|
| Вопросы
| Тема 5: Западная Азия в первом тысячелетии до н.э. – 5 ч.
| 1/19
| Финикийские мореплаватели.
| Местоположение и географические особенности страны. Финикийские города Библ, Сидон, Тир. Занятия населения. Торговля и пиратство. Финикийские колонии. Основание Карфагена. Путешествия финикийцев. Плавание вокруг Африки. Создание финикийцами алфавита.
| Железный век, колония, держава.
| Изучение нового материала, практическая работа
| - называть основные открытия и достижения финикийцев;
- работать с исторической картой.
| § 15 с. 81-85, карта Финикийская колонизация
| 2/20
| Древняя Палестина.
| Страна и население. Филистимляне и евреи. Монотеизм. Библия и библейские сказания. Саул. Царство Давида и Соломона. Иерусалимский храм. Распад страны на Израильское и Иудейское царства.
| Единобожие, предания, заповеди, завет, Библия.
| Комбинированный, самостоятельная работа.
| - работать с текстом учебника;
- составлять рассказ на основе текста учебника и исторических документов.
| §16 с.85-90, вопросы
| 3/21
| Ассирийская военная держава.
| Местоположение страны. Создание и организация армии. Ассирийские завоевания. Разрушение Вавилона Синаххерибом. Управление Ассирийской державой. Ограбление завоеванных стран. Ниневия и библиотека Ашшурбанапала. Гибель Ниневии.
|
| Комбинированный, практическая работа.
| - работать с исторической картой,
- анализ исторических документов;
- установление причин возникновения и гибели Ассирии.
| § 17 с.91-96
| 4/22
| Победители Ассирии.
| Карта мира после гибели Ассирийской военной державы. Новое возвышение Вавилона. Завоевания Навуходоносора II. «Вавилонское пленение» евреев.
|
| Комбинированный, беседа.
| - характеризовать развитие стран Западной Азии после падения Ассирийской военной державы.
| § 18 с.96-100, повторить
§ 15-18
|
|
| Город Вавилон при Навуходоносоре. Научные знания вавилонян. Развитие астрономии. Вавилонский календарь. Мидийцы и персы в Древнем Иране.
|
|
| - работать с исторической картой.
|
| 5/23
| Повторительно- обобщающий урок по теме «Западная Азия в век железа»
| К каким изменениям в истории древних народов привело освоение железа. Сравнительная характеристика политического и культурного развития государств Западной Азии.
|
| Повторительно - обобщающий, контрольная работа.
|
|
| Тема 6: Великие державы Древнего Востока – 4 ч.
| 1/24
| Образование державы Маурьев в Индии.
| Арийское проникновение в Индию. Начало железного века в Индии. Образование государств. Освоение джунглей в долине Ганга. Брахманизм и индийские варны. Держава Маурьев при царе Ашоке. Будда и возникновение буддизма.
| Железный век, варна, брахман, шудра, буддизм.
| Изучение нового материала, беседа.
| - работать с исторической картой;
- сравнивать природные условия разных стран;
- работать с историческим источником.
| § 19 с.101-106
| 2/25
| Единое государство в Китае.
| Начало железного века в Китае. Расширение территории древнекитайской цивилизации. Причины и условия объединения страны. Завоевания Цинь Шихуана и его правление. Борьба с гуннами. Строительство Великой китайской стены. Великий шелковый путь. Изобретения древних китайцев.
| Конфуций, гунны.
| Комбинированный, самостоятельная работа.
| - работать с текстом учебника, проводить поиск необходимой информации;
- объяснять значение образования единого Китая и изобретений китайцев;
- оценивать роль Конфуция
| § 20 с. 107 -111
| |