Многообразие жизненных увлечений н. А. Алексеева





Скачать 103.31 Kb.
НазваниеМногообразие жизненных увлечений н. А. Алексеева
Дата публикации13.10.2014
Размер103.31 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
МНОГООБРАЗИЕ ЖИЗНЕННЫХ УВЛЕЧЕНИЙ Н.А. АЛЕКСЕЕВА

(открытие именной аудитории)
Тысячами нитей человек связан с эпохой, в которой проходит его жизнь. Его психологическое и социальное становление, трудовая и общественная деятельность всегда являются, в некоторой степени, отражением тех исторических событий, которые характерны для данного периода развития страны в целом и родного края в частности. Причем эти связи взаимны. С одной стороны исторические особенности бытия оказывают действенное влияние на существование человека, а с другой – действия каждого человека вносят свой существенный вклад в развитие страны.

Существуют профессии, без которых функционирование здорового общества невозможно. И есть люди, чьё служение призванию становится ярким примером для многих поколений. Жизнелюбие, творчество, разнообразие интересов и верность профессии, стремление во всем быть максимально полезным людям, быть первооткрывателем чего-то нового, полезного для общества – вот далеко не полный перечень характерных черт уникальной Личности.

Говорить и писать о нашем земляке – гидрохимике и экологе, педагоге, краеведе и путешественнике Николае Александровиче Алексееве – с одной стороны легко. Всё, за что брался этот человек, оставило свой яркий след в истории Мелитопольщины, Запорожского края, Украины. Но, с другой стороны, судить об этом человеке – очень ответственно и сложно. Просто теряешься в его разбросанности интересов и дел. И удивляешься, как всё это их многообразие можно было не только воплотить в жизнь, но и сделать это, можно сказать, «со знаком качества».

Вспомним основные вехи биографии Н.А. Алексеева. Родился он в г. Сувалки Гродненской губернии 6 апреля (25 марта по старому стилю) 1912 г. в семье потомственного военного (сейчас это территория Польши). Отец его был участником «боксерской войны» в Китае, русско-японской войны, инвалид 1-й Мировой войны. В 1918 году семья Алексеевых переезжает из Новгорода в Мелитополь. Здесь в 1922-1928 гг. Николай Алексеев учился в 6-й трудовой школе (находилась в здании коммерческого училища). После окончания школы – «с отличием» закончил Бердичевский кожевенный техникум ( 1928-1931 гг.), работал на Бердичевском кожевенном заводе. А затем поступил (и тоже «с отличием» окончил) Мелитопольский завод-ВТУЗ (второй выпуск МИИМСХ). Одновременно с учёбой в институте, работал в его лабораториях лаборантом-химиком. Во время службы на Дальнем Востоке в Красной Армии два года проработал в лаборатории ВСУ 1-ой ОКа (1938-1940 гг.). Во время ВОВ, находясь в оккупации, работал в химической лаборатории Мелитопольского маслоэкстракционного завода. Состоял в подпольной группе сопротивления Ф.К. Чухрая, а с октябре 1943 по ноябрь 1945 года находился на фронте. В рядах 51 Армии 4-го Украинского и 1-го Прибалтийского фронтов прошёл боевой путь от Севастополя до Кёнигсберга. Вернувшись после войны в Мелитополь, работал на маслоэкстракционном заводе, а с января 1948 по апрель 1981 года – химиком-лаборантом, заведующим химической лаборатории городской СЭС.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов нанесла огромный ущерб народному хозяйству Украины. Надо было восстанавливать города и села, промышленность и сельское хозяйство страны, разрушенные гитлеровцами.

В конце 1948 года на Украине начало воплощаться в жизнь постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоёмов для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР». В печати выполнение этого постановления назвали «Сталинским планом преобразования природы». Этот план предусматривал строительство в начале 50-х годов в районе Мелитополя Южно-Украинского канала. Претворению в жизнь этого плана предшествовало интенсивное научное изучение природных и исторических богатств края. По всей будущей трассе канала проводились геологические и гидрологические исследования. Были пробурены сотни артезианских скважин, многие из которых продолжали затем свободно фонтанировать в течение ряда лет. Севернее Мелитополя, в районе Каменной Могилы, проектировалось сооружение плотины на реке Молочной. Поэтому в начале 50-х годов на Каменную Могилу прибыли украинские археологи, во главе с доктором исторических наук М.Я. Рудинским. В это же время проводилось интенсивное палеонтологи-ческое изучение края известными украинскими учёными И.Г. Пидопличко и Г.И. Малявко. А еще в Мелитополе и районе надо было восстанавливать разрушенное войной городское водоснабжение…

С присущей ему энергией, Алексеев участвовал и в работах по Южно-Украинскому каналу, и в археологическом изучении Каменной Могилы, и в палеонтологических исследованиях. И везде находился в роли не праздного наблюдателя, а специалиста, с которым на равных можно было дискуссировать, решая возникавшие научные проблемы. Для археологов он был специалистом по геохимии и исторической геологии края, для палеонтологов – специалистом по геологии, для геологов – большим знатоком истории и природы края, но особенно гидрохимии Мелитопольщины.

К этому времени Н.А. Алексеев был уже известным в городе специалистом-химиком. Он до войны получил хорошее химическое образование, имел опыт практической работы лаборантом-химиком различных организаций. Но ему хотелось заняться такой работой, чтобы были свобода действия и высоко социальная значимость. Поэтому, когда его в начале 1948 года пригласили на работу в Мелитопольскую санэпидстанцию на должность химика-лаборанта, он сразу согласился. В тоже время, как творческий и любознательный человек, Алексеев стал выполнять не только ту работу, которая ему была положена по штату, а дополнительно, в свободное от основной работы время, стал включаться в научно-исследовательскую деятельность, осуществляемую разными научными организациями в природе края.

Оказалось, что его химические знания и умения широко востребованы. Он подключается к исследованиям подземных и поверхностных вод по трассе проектируемого Южно-Украинского канала, начинает химическое изучение артезианских вод Мелитополя, реки Молочной, Молочного лимана… Причём, не просто делает анализы воды, а пытается выяснить и обосновать геологию происхождения и хозяйственное значение каждого водоисточника, перспективы его использования. В то время еще не были хорошо изучены разные водные артезианские горизонты края. Н.А. Алексеев подключается к этому изучению, картографирует границы распространения подземных вод разного геологического возраста, описывает их качество.

В конце 60-х - 70-е годы в городе и районе, в связи с ростом населения (в 1979 году в Мелитополе зафиксировано уже более 160,5 тысячи жителей), проблемой №1 стала нехватка питьевой воды. Скважины бучакского горизонта уже не могли обеспечить все потребности в качественной питьевой воде. Н.А.Алексеев подключается к поиску решения этой важной для города проблемы. Он проводит изучение вод верхнемелового горизонта в городе и его окрестностях. Доказывает возможность использования для питьевых целей воды мелового горизонта скважин Ново-Филипповского водозабора. До сих пор горожане пьют именно эту воду, правда, уже смешанную с водами других горизонтов.

Когда встал вопрос о сооружении Каховской водомагистрали для целей обеспечения питьевой водой Приазовского, Приморского и Бердянского районов Запорожской области, а также для орошения полей Акимовского и Мелитопольского районов, Н.А. Алексеев также принимает активное участие в многолетних гидрохимических исследованиях по трассе канала. Можно сказать, что благодаря и его работам сейчас жители юго-восточной части Запорожской области имеют возможность регулярно пить воду хорошего качества.

По каждой выполненной исследовательской работе Н.А. Алексеев писал рефераты-отчёты, в которых и отражал всё-то новое о водах, что удавалось открыть. А так, как знания его были обширными и не ограничивались только гидрохимией, его стали постепенно привлекать к сотрудничеству уже не только различные проектные организации, но и крупные научно-исследовательские центры Академии Наук: НИИ Курортологии, НИИ Гидробиологии, НИИ Гигиены и Санитарии…

Сотрудничая с НИИ курортологии Украины, Н.А. Алексеев доказывает наличие в городе и его окрестностях лечебных и столовых минеральных вод. Результатом его исследований стало строительство в городе завода минеральной воды, на котором стали производить разлив «Мелитопольской минеральной». Причём эта вода пользовалась успехом не только у жителей города и района. Большие партии минеральной воды направлялись в разные уголки страны и, даже, отправлялись на Южный полюс и в космические полёты. Таким же успехом пользовалась, в своё время, и вода, добываемая из Бабановской скважины села Ботево Приазовского района (в разливе она известна как «Бабановская минеральная» и «Запорожская минеральная»). К признанию этой минеральной воды (лечебной и столовой) также приложил свои руки Н.А. Алексеев. Большие запасы минеральных лечебных вод были изучены им и в Акимовском районе. Так, например, по многолетним его исследованиям, вода скважины Алтагирской биостанции Мелитопольского государственного педагогического университета им. Б.Хмельницкого является почти полным аналогом минеральной воде «Феодосия», которая, в свою очередь, близка минеральным водам – Ижевской, Московской, Ессентуки №20 и Джалалабад №14.

В шутку Н.А. Алексеев называл себя «коллекционером водных богатств Мелитопольщины». В его гидрохимической картотеке были собраны химические анализы всех известных в крае наземных и подземных водоисточников.

Н.А. Алексеев стоял у истоков создания в городе ряда научных общественных организаций: Мелитопольского отдела Географического общества УССР, отделения Гидробиологического общества Украины, отделения Украинского общества охраны природы. В рамках этих обществ он проводил активную работу по гидрохимическому изучению Северо-Западного Приазовья. Активно участвовал в работе различных научных съездов, симпозиумов, конференций. Был инициатором создания и автором ряда книг о крае, выпущенных Мелитопольским отделением Географического Общества УССР, автором статей о водах края в научных журналах и сборниках, а также многочисленных статей краеведческого характера в периодической печати.

Н.А. Алексеев был не только ученым и краеведом. Он проявил себя и как хороший педагог.

В 1954 году газета «Пионерская Правда» объявила о начале «Всесоюзной экспедиции пионеров и школьников 1954-1955 годов». Это было связано с тем, что в это время в стране получают развитие идеи организации школьной и внешкольной воспитательно-образовательной деятельности на краеведческом принципе. Школам предлагалось организовывать экспедиционные отряды, изучать родной край, ходить в походы, а летом проводить многодневные путешествия и выполнять задания учёных различных научных центров страны.

Прочитав это объявление в газете «Пионерская Правда», Н.А. Алексеев пришёл в СШ №11 и предложил учащимся шестых классов принять участие в этой экспедиции. Так началась преподавательская внеклассная краеведческая работа Алексеева на общественных началах.

Летом 1955 г. школьным краеведческим кружком было совершено первое многодневное путешествие-экспедиция, получившее название «В поисках побережья Киммерийского моря». Обосновывая маршрут этого летнего путешествия, Н.А. Алексеев рассказывал учащимся о древних морях, которые миллионы лет назад были на территории Мелитопольщины. Одни моря оставляли после себя мощные отложения песков, другие – известняков, третьи – глин. Так, Понтическое море оставило после себя понтические известняки, выходы которых хорошо прослеживаются в с.Терпение и ряде других сел Мелитопольского района. Более позднее по времени существования Киммерийское море находилось в других климатических условиях, было более теплое и мелкое. Оно занимало меньшую площадь по сравнению с Понтическим морем. А главное, воды Киммерийского моря разложили отложения понтических известняков. Следовательно, если сейчас идти походом по границе отложения известняков, то можно считать, что идешь по берегу Киммерийского моря.

Это первое путешествие кружковцев Алексеева принесло им известность. Отряд вошел в число победителей Экспедиции. Последующие путешествия школьников под руководством Н.А. Алексеева были столь же интересны и успешны: 1956 г. – путешествие «По берегу Азовского моря», 1957 г. – «По могилам кристаллического массива», 1958 г. – «По просторам Северной Таврии и следам дивизий, громивших Врангеля». В каждом путешествии выполнялись задания учёных различных научных организаций (краеведческих музеев, научно-исследовательских институтов, университетов). Как было отмечено Институтом Геологии АН УССР по итогам работы отряда в 1956 году, «…кружок провёл летние каникулы с пользой, разумно и методически правильно: разумный отдых сочетался с интересной и общественно-полезной работой…»

Доцент Мелитопольского педагогического института М.Е. Миллер в своей статье «Элементы научных исследований в краеведческой работе в школе и вузе» (1965 г.) тоже высоко оценил работу Алексеева со школьниками: «Хорошим примером соединения краеведения с элементами научно-исследовательской работы является многолетний опыт Н.А. Алексеева… Глубокая эрудиция, многосторонность интересов, умение сплотить детский коллектив и направить его энергию на решение часто нелегких заданий, обеспечивали успешное выполнение юными краеведами поручений ряда научно-исследовательских учреждений по самым, казалось бы, несовместимым отраслям науки…»

По итогам Всесоюзных экспедиций пионеров и школьников все эти годы отряд №10, руководимый Н.А. Алексеевым, находился в списках победителей и награждался ценными подарками.

Педагогический талант Алексеева проявился и во время работы в педагогическом институте, где он разрабатывал и читал такие специальные дисциплины, как «Динамическая и историческая геология», «География почв», «Практикум краеведения», проводил географические полевые практики. Он разработал и проводил со студентами-географами полевые практики «По Нижнему Приднепровью», на велосипедах «По югу Украины» и «Вокруг Азовского моря», «По Центральной Украине». Одно из самых интересных студенческих путешествий – велосипедное «Вокруг Азовского моря» (1968 г.). Оно совершалось, в основном, по береговой кромке моря. За 21 день пути было пройдено вокруг моря 1346 км. Поход был 3-й категории сложности: приходилось не только ехать на велосипеде, но и с трудом тащить его на себе, переходить вброд болотистые места, речушки…

К концу своей жизни ( он умер 7 апреля 1981 года на своём рабочем месте в горСЭС), Н.А. Алексеев был Почётным членом Географического общества и Украинского общества охраны природы. Много раз награждался Почётными грамотами, медалями ВДНХ.

Весной прошлого года в Мелитополе широко отмечалось 100–летие со дня рождения Н. А. Алексеева. В рамках этого юбилея была проведена международная научная конференция «Наш родной край Мелитопольщина», на которой собрались ученые, краеведы, преподаватели и учителя из Москвы, Белгорода, Смоленска, Киева, Симферополя, Днепропетровска, Запорожья, Бердянска, Геническа, Мелитополя.

В решениях конференции было записано пожелание открыть на естественно-географическом факультете МГПУ имени Богдана Хмельницкого именную аудиторию Н.А. Алексеева. И вот сейчас мы присутствуем на открытии этой аудитории. От имени организации «Союз краеведов Мелитопольщины» поздравляю всех присутствующих с этим событием. Мы благодарим руководство университета, преподавателей и специалистов, принявших активное участие в создании этой именной аудитории, которая, надеемся, внесет достойный вклад в дело воспитания и обучения студентов – будущих учителей и краеведов.

Лев Николаевич Толстой, размышляя о жизни человека, писал: «Самое короткое выражение смысла жизни такое: мир движется, совершенствуется; задача человека – участвовать в этом движении, и подчиняться, и содействовать ему».

Жизнь Н.А. Алексеева, его трудовая и общественная деятельность гармонично вписались в период социалистического развития нашего края, особенно в послевоенный период истории. В своих трудах, книгах, путешествиях и учениках он предстаёт сейчас перед нами, как учёный-гидрохимик, как педагог, эколог, краевед и путешественник. Как человек, жизнь и творческая деятельность которого достойны нашей памяти и подражанию.

20. 06. 2013.
Председатель Правления

ОО «Союз краеведов Мелитопольщины»,

Почетный Гражданин Мелитополя В.И. Резник
Член Правления

ОО «Союз краеведов Мелитопольщины»,

кандидат педагогических наук, доцент А.Н. Алексеев

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Многообразие жизненных увлечений н. А. Алексеева icon«Память бережно хранит»
У меня много увлечений. Я сочиняю стихи, очень люблю читать различную литературу, а также занимаюсь спортом. В свободное от увлечений...
Многообразие жизненных увлечений н. А. Алексеева iconУрока в теме Дата Тема урока Тип урока
Знать: многообразие жизненных форм растений, особенности органов растений, давать характеристику общих признаков растительных организмов,...
Многообразие жизненных увлечений н. А. Алексеева iconУрок биологии в формате тркм. 7 класс, тема: «Многообразие видов...
Учебник: «Биология. Многообразие живых организмов»; В. Б. Захаров, Н. И. Сонин. Москва : «Дрофа», 2000г
Многообразие жизненных увлечений н. А. Алексеева iconМетодическая разработка по проведению лекционного занятия Тема №...
Алексеева А. И, Васильев Ю. В., Малеева А. В., Ушвицкий Л. И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное...
Многообразие жизненных увлечений н. А. Алексеева iconОсновы библиотечно-информационного дела
Алексеева, И. В. Основы библиотечно-информационного дела : учебно-практическое пособие для студентов 1 курса всех специальностей,...
Многообразие жизненных увлечений н. А. Алексеева iconМетодические указания Содержание
Многообразие реальных конкретных ситуаций, характеризующих объекты действительности. Основные типы ситуаций, составляющих предметную...
Многообразие жизненных увлечений н. А. Алексеева iconГород вылета: Москва Примечание
Школа alls образовалась с увлечений, знаний и опыта команды педагогов и учителей английского языка. Они создали и разработали на...
Многообразие жизненных увлечений н. А. Алексеева iconРабочая программа По предмету «Биология. Многообразие живых организмов»...
Программа предназначена на изучение предмета «Биология. Многообразие живых организмов» в образовательных учреждениях
Многообразие жизненных увлечений н. А. Алексеева iconРабочая программа по курсу «Биология. Многообразие живых организмов»
Н. И. Сонин, В. Б. Захаров, Е. Т. Захарова «Биология. Многообразие живых организмов». Программа является продолжением линии Н. И....
Многообразие жизненных увлечений н. А. Алексеева iconУрока: «Урок-практикум» Тема урока: «Мир моих увлечений»
Хорошее, доброе увлечение способствует духовному обогащению растущего человека, формирование у него эстетического вкуса, делает,...
Многообразие жизненных увлечений н. А. Алексеева iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели урока: Расширить представления о семейном досуге, свободном времени подростка как времени развития своих способностей, реализации...
Многообразие жизненных увлечений н. А. Алексеева iconМир наших увлечений. Социально – ориентированный классный час
Земле, их природе, методах измерений и способах интерпретации полученных данных. Представлены данные о методах профилирований тт...
Многообразие жизненных увлечений н. А. Алексеева iconАлексеева Людмила Ивановна, учитель географии, мбоу сош №29 посёлка...
Фио: Алексеева Людмила Ивановна, учитель географии, мбоу сош №29 посёлка Приморского Темрюкского района
Многообразие жизненных увлечений н. А. Алексеева iconСонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс
Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 класс. М.: Дрофа, 2006. 138с. 11, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями,...
Многообразие жизненных увлечений н. А. Алексеева iconНгту им. Р. Е. Алексеева реферат по английскому языку

Многообразие жизненных увлечений н. А. Алексеева iconПрограмма кружка «В мире танца»
Благодаря танцам происходит активное общение детей, ведь из всех видов увлечений танец наиболее ярко выражает непосредственность,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск