История медицины





Скачать 140.69 Kb.
НазваниеИстория медицины
Дата публикации05.11.2014
Размер140.69 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________

___________________________ _____________________________

«___»_______________200 г. «___»_______________200 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине История медицины

По направлению подготовки 060105 медико-профилактическое дело

Курс I

Вид промежуточной аттестации зачет

Кафедра Общественного здоровья, здравоохранения и социальной работы

Трудоемкость дисциплины 81 час./ 2,25 зач. ед.

Архангельск, 2012

1. Цель и задачи освоения дисциплины
Цель изучения дисциплины – формирование системы знаний общих закономерностей всемирно-исторического процесса становления и развития врачевания и медицины с древнейших времен до периода новейшего времени.
Задачи изучения дисциплины:

    • Ознакомление студентов с историко-аналитическим методом исследования состояния медицины на различных этапах развития общества.

    • Ознакомление студентов с общемировой историей развития основных концепций и теорий медицины.

    • Освоение студентами фактологического материала, касающегося деятельности выдающихся врачей и ученых-медиков, научных достижений их школ, истории важнейших открытий.

    • Освоение студентами фактологического материала, касающегося дифференциации медико-биологических знаний и преподавания медицины, становления отдельных медицинских специальностей.

    • Выделение основных исторических тенденций и концепций в развитии здравоохранения и его влиянии на здоровье общества.



2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 060105 Медико-профилактическое дело. Дисциплина «История медицины» относится к гуманитарному, социальному и экономическому учебному циклу, к базовой его части.

Для освоения дисциплины «История медицины» необходимо предшествующее освоение дисциплины «История Отечества».

3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


Коды формируемых компетенций

Компетенции

ОК-№

Общекультурные компетенции

ОК-5

готовность к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям, толерантное восприятие социальных и культурных различий, приумножение отечественного и мирового культурного наследия, владение понятийным аппаратом, знание истории цивилизации, психологии культурных архетипов

ОК-8

готовность к самостоятельной, индивидуальной работе, способность к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации

ПК-№

Профессиональные компетенции

ПК-3

способность в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, приобретению новых знаний, использованию различных форм обучения, информационно-образовательных технологий



В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:

    • выдающихся деятелей медицины и здравоохранения, выдающиеся медицинские открытия, влияние гуманистических идей на медицину;

    • структуру базы учебно-методического материала, библиографических источников и Интернет-ресурсов по истории медицины


Уметь:

    • производить научный поиск историко-медицинских материалов;

    • резюмировать необходимые сведения до объемов стандартного доклада;

    • интерпретировать фактические данные применительно к конкретному историческому периоду;

    • формулировать критические суждения относительно историко-медицинских данных;

    • проводить техническое оформление текста доклада в соответствии с общепринятыми нормами


Владеть:

    • основами исторического метода анализа историко-медицинских данных;

    • основами комплексного подхода к анализу историко-медицинских данных



4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2,25 зачетных единиц.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Аудиторные занятия (всего)

54

2

В том числе:







Лекции (Л)

18

2

Практические занятия (ПЗ)







Семинары (С)

36

2

Лабораторные практикумы (ЛП)







Клинические практические занятия (КПЗ)







Самостоятельная работа (всего)

27

2

Экзамен







Общая трудоемкость (час.)

81

2



5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины

п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1

2

3

1

История зарубежной медицины

  • История медицины как наука и учебная дисциплина

  • Врачевание в первобытном обществе

  • Врачевание в древней Месопотамии (Шумер, Вавилония, Ассирия)

  • Врачевание в древнем Египте

  • Врачевание в древней Индии

  • Врачевание в древнем Китае

  • Врачевание в древней Греции

  • Врачевание в древнем Риме

  • Медицина в Византийской империи

  • Медицина народов средневекового Востока

  • Медицина в Западной Европе в периоды раннего и развитого средневековья

  • Медицина в Западной Европе в период позднего средневековья

  • Медико-биологическое направление в медицине нового времени

  • Клиническая медицина нового времени

  • Гигиена и общественная медицина нового времени

2

История отечественной медицины

  • Медицина в Древнерусском государстве (IX–XIV вв.)

  • Медицина в Московском государстве (XV–XVII вв.)

  • Медицина эпохи развитого феодализма в России (XVIII в.)

  • Медицина в период разложения феодализма в России (первая половина XIX в.)

  • Медицина эпохи капитализма в России (вторая половина XIX в. – начало XX в.). Достижения в области медико-биологических наук

  • Медицина эпохи капитализма в России (вторая половина XIX в. – начало XX в.). Достижения в области хирургии

  • Медицина эпохи капитализма в России (вторая половина XIX в. – начало XX в.). Достижения в области терапии

  • Медицина эпохи капитализма в России (вторая половина XIX в. – начало XX в.). Достижения в области педиатрии и акушерства

  • Медицина эпохи капитализма в России (вторая половина XIX в. – начало XX в.). Достижения в области гигиены

  • Отечественная медицина советского периода. Становление и развитие советского здравоохранения

  • Отечественная медицина советского периода. Развитие теоретической медицины

  • Отечественная медицина советского периода. Развитие хирургии

  • Отечественная медицина советского периода. Развитие терапии

  • Отечественная медицина советского периода. Развитие гигиены

  • История медицины Европейского Севера России

  • История Северного государственного медицинского университета

  • Итоговый контроль


5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела
дисциплины


Л

ПЗ

С

ЛП

КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

История зарубежной медицины

18
















18

2

История отечественной медицины







36







27

63



6. Интерактивные формы проведения занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1

История зарубежной медицины

Дискуссия

Групповая работа с иллюстративным материалом

2

2

История отечественной медицины

Дискуссия

Групповая работа с иллюстративным материалом

Обсуждение видеофильмов

10

Итого (час.)

12

Итого (% от аудиторных занятий)

22,2



7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела
дисциплины


Виды самостоятельной
работы


Формы контроля

1

История зарубежной медицины







2

История отечественной медицины

Обзор научной литературы

Доклад

Реферат



8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование, доклад)

- письменные (проверка тестов, рефератов).

8.2. Формы промежуточной аттестации – зачет

Этапы проведения зачета:

1 этап – итоговый тестовый контроль

2 этап – собеседование по вопросам к зачету

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
9.1. Основная литература:

  1. Сорокина Т.С. История медицины : учеб. для студентов мед. вузов / Т. С. Сорокина. -8-е изд., стер.. -М.: Академия, 2008. -558 с.

  2. Лисицын Ю.П. История медицины : учебник для мед. вузов/ Ю. П. Лисицын. -2-е изд., перераб. и доп.. -М.: ГЭОТАР-Медия, 2008. -391 с.


9.2. Дополнительная литература:

  1. История медицины / П. Е. Заблудовский [и др.]. – М.: Медицина, 1981. – 352 с.

  2. Мультановский М. П. История медицины / М. П. Мультановский. – М.: Медгиз, 1961. – 347 с.

  3. Пашков К. А. Развитие важнейших направлений в медицине России второй половины XIX века [Текст] : учеб.-метод. пособие для лечеб. и стомат. фак-тов / К. А. Пашков. - М.: Вече, 2004. - 95 с.

  4. Самойлов В. О. История российской медицины / В. О. Самойлов. – М.: Эпидавр, 1997 – 200 с.

  5. Сидоров П. И. Междисциплинарный образовательный и научный центр Европейского Севера России / П. И. Сидоров, Г. С. Щуров. – Архангельск: Издательский центр СГМУ, 2002. – 520 с.


9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

  1. SunRav TestOfficePro 6.0 – программа для создания тестов, проведения тестирования и обработки результатов тестирования

  2. http://www.studmedlib.ru/ – Электронная библиотечная система (ЭБС) для вузов. Электронная медицинская библиотека «Консультант студента» Издательской группы «ГЭОТАР-Медиа»


10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Оборудованные аудитории: компьютерный класс, действующая экспозиция музейного комплекса СГМУ.

Технические и компьютерные средства обучения: мультимедийные презентации лекций, компьютерный вариант проведения текущего и итогового тестового контроля.

Наглядные пособия: сборники иллюстративных материалов по темам практических занятий.

11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине
Анкета-отзыв на дисциплину «История медицины» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «История медицины». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________
3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________
4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________
5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!
Автор(ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

доцент

Лукашов А. Г.






Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия,
инициалы

Подпись






































МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации




РЕЦЕНЗИЯ НА РАБОЧУЮ УЧЕБНУЮ ПРОГРАММУ ПО

ДИСЦИПЛИНЕ______________________________________
Направление подготовки ___________________________________________
Кафедра _________________________________________________________

Разработчик программы____________________________________________

1. Соответствие рабочей учебной программы требованиям ФГОС ВПО

1.1. Соответствие названия дисциплины___________________________________________

1.2. Соответствие трудоемкости дисциплины в часах и зачетных единицах_____________________________________________________________________

1.3. Соответствие основной литературы

(для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла издание за последние 5 лет, для дисциплин остальных циклов издание за последние 10 лет)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

1.4. Соответствие удельного веса занятий, проводимых в интерактивных формах

(% от аудиторных занятий) ______________________________________________________

_____________________________________________________________________________

1.5. Соответствие содержания рабочей учебной программы требованиям ФГОС ВПО______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Оптимальность содержания разделов и целесообразность их разделения по видам занятий и трудоемкости в часах

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Наличие видов внеаудиторной самостоятельной работы студентов______________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Предложения по улучшению программы

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Заключение о возможности использования рабочей учебной программы в учебном процессе

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Рецензент ____________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, должность, место работы)

_____________________________________________________________________________
Дата «__»__________ 20__ г. Подпись___________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История медицины iconТематический план практических занятий дисциплины «История медицины»
«История медицины» для специальности 060201 «Стоматология» на 2013-2014 учебный год 1курс, 1семестр
История медицины iconТематический план практических занятий дисциплины «История медицины»
«История медицины» для специальности 060103 «Педиатрия» на 2013-2014 учебный год 1 курс, II семестр
История медицины iconТематический план практических занятий дисциплины «История медицины»
«История медицины» для специальности 060105«Медико-профилактическое дело» на 2013-2014учебный год 1 курс, 2 семестр
История медицины iconТематический план практических занятий дисциплины «История медицины»
«История медицины» для специальности 060601 «Медицинская биохимия» на 2013-2014 учебный год 2курс, 3семестр
История медицины iconПрограмма вступительных испытаний в аспирантуру по специальности 14. 03. 05 – судебная медицина
Содержание курса судебной медицины; предмет и содержание судебной медицины, ее история
История медицины iconПримерная программа наименование дисциплины история медицины рекомендуется...
Цель – изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении...
История медицины iconПримерная программа наименование дисциплины история медицины рекомендуется...
Цель – изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности народов мира на протяжении...
История медицины iconРабочая программа по дисциплине: История медицины для специальности...
Целью освоения дисциплины является изучение истории, закономерностей и логики развития врачевания, медицины и медицинской деятельности...
История медицины iconОбщественное здоровье и здравоохранение
В цикле гуманитарных, социальных и экономических дисциплин, в том числе: философия; биоэтика, история Отечества; экономика; психология...
История медицины iconУчение о глазных болезнях и его преподавание на медицинском факультете...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
История медицины iconРеферат по истории медицины, согласованный с научным руководителем...
Институтом философии ран и второй части «История медицины», разработанной Российским Университетом дружбы народов и одобренной экспертным...
История медицины iconПрограмма кандидатского экзамена по курсу "История и философия науки"
Институтом философии ран и программы-минимум «История медицины», разработанной Российским Университетом дружбы народов и одобренной...
История медицины iconИстория медицины­­­­­­­­­
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
История медицины iconРеферат по курсу «История медицины» на тему: «История открытия, изучения...
«Желтая магия», «король антибиотиков», «умная плесень» так называют в мировой литературе желтоватый порошок пенициллина за одержанные...
История медицины iconПримерная программа дисциплины «Анатомия, физиология и основы балетной медицины»
Изучение анатомии, физиологии и основ балетной медицины призвано вооружить будущих выпускников знаниями по анатомии и физиологии...
История медицины iconПримерная программа дисциплины «Анатомия, физиология и основы балетной медицины»
Изучение анатомии, физиологии и основ балетной медицины призвано вооружить будущих выпускников знаниями по анатомии и физиологии...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск