Лысенко Лилия Петровна Управление образованием администрации муниципального образования Крымский район Педагогический опыт





Скачать 405.08 Kb.
НазваниеЛысенко Лилия Петровна Управление образованием администрации муниципального образования Крымский район Педагогический опыт
страница1/2
Дата публикации26.11.2014
Размер405.08 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2

Лысенко Лилия Петровна



Управление образованием администрации муниципального образования

Крымский район

Педагогический опыт

Роль исторического краеведения в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Автор опыта: Лысенко Лилия Петровна

Учитель истории и обществознания

МОУ СОШ № 57

г. Крымск

2010 год
Содержание:


  1. Условия возникновения опыта стр. 2

  2. Актуальность опыта стр. 2-3

  3. Ведущая педагогическая идея опыта, его цели и задачи стр. 3

  4. Теоретическое обоснование опыта стр. 3-4

  5. Технология опыта стр. 4-9

  6. Результативность опыта стр. 10

  7. Приложение к опыту стр. 11


«Патриотизм есть любовь к благу и

славе Отечества и желание способствовать

им во всех отношениях»
Н. М. Карамзин

  1. Условия возникновения опыта.

Лихие 90-е ворвались в нашу жизнь подобно ураганному ветру. Они разрушили привычный уклад жизни, уничтожили сложившиеся стереотипы, растоптали и осмеяли многие идеалы и ценности, на которых выросло ни одно поколение советских людей. Мы вдруг узнали, что все эти годы жили не в такой стране, как думалось, и имели далеко не всё, что могли бы. Вдруг оказалось, что могущественный СССР – это не одна шестая часть света, а колос на глиняных ногах, а трудящиеся первого в мире государства рабочих крестьян –это не хозяева жизни , а слуги малочисленной группы олигархов, и живётся им намного хуже, чем их собратьям по классу в странах загнивающего и умирающего капитализма, в чём небезуспешно долгие годы убеждали советское общество теоретики марксизма-ленинизма. Многих охватили недоумение, растерянность, страх, злоба. Охмелев от пьянящего потока демократии и неограниченной свободы, бывшие «совки» восприняли их как вседозволенность. И пока коммунисты и демократы спорили «быть или не быть», а если быть, то кому и как, в духовной жизни образовался идеологический вакуум. Всё советское подверглось обструкции, а новые демократические идеалы были большинством ещё не осознаны и не стали жизненным кредо. С одной стороны – раздавленная глубочайшим политическим и экономическим кризисом страна, выпрашивающая кредиты у благополучного Запада и рассчитывающаяся за них безбожным разбазариванием за гроши своих недров; с другой – притягивающая взоры неоновыми вывесками модных бутиков, улыбающаяся с обложек глянцевых иностранных журналов такая манящая, сытая и счастливая заграничная жизнь. В такой безыдейной атмосфере незаметно подрастало поколение, от которого напрямую зависело будущее России.

Во имя будущего новой России на первые рубежи борьбы за души подрастающего поколения встало российское учительство. Верная своему гражданскому долгу, имея немалый опыт воспитания детей, я тоже искала наиболее действенные педагогические средства воздействия на сознание подрастающего поколения, позволяющие каждому учащемуся усвоить позитивные нравственные ценности, социальные нормы, стать достойным гражданином своей страны, и пришла к выводу, что патриотическое воспитание и умело построенная воспитательная работа по данному направлению, как ничто другое, позволят мне достичь желаемых результатов. По моему глубочайшему убеждению, неисчерпаемые возможности для реализации усилий педагога в этом направлении представляло историческое краеведение, которое органично вплеталось во всю систему школьного исторического образования.

Так возник мой опыт, который, возможно, будет представлять интерес для преподавателей кубановедения.

  1. Актуальность опыта.

Я полагаю, что актуальность выбранной мною темы доказана самой историей моего государства. Во все переломные моменты истории, в годы лихолетья и тяжких испытаний только чувство патриотизма, которое всегда было неотъемлемой чертой характера русского человека, спасало русское государство от гибели. Вспомним полки, ведомые Александром Невским на битву с врагами Руси, Куликово поле, ополчение Минина и Пожарского, подвиг защитников Брестской крепости и жителей осаждённого Ленинграда – не это ли примеры подлинного героизма, который является высшей формой проявления патриотизма. И в наши дни у каждого нашего воспитанника должно быть своё Кулико поле, на котором он получит возможность закалить идейно-нравственные убеждения, укрепить свой духовный и гражданский характер и ни на словах, а на деле проявить свой патриотизм. Вспомним бессмертные пушкинские строки:

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

За всех нас Пушкин сказал, что истинная любовь к Родине, в которой проявляется истинная сущность патриотизма, требует не слов, а «порывов» - подвигов, дел. В условиях модернизации всех сторон общественной жизни новой России, создания свободного гражданского общества и всемирной глобализации общество не может позволить себе воспитывать пассивного бесхарактерного человека - «Ивана, родства непомнящего». Слова, сказанные несколько десятилетий назад И.Ильиным, не теряют актуальности и в наши дни: « Народ, не умеющий и не могущий преодолеть состояние бесхарактерности и найти из него творческий выход, то есть укрепить свой духовный характер и насадить его в новых поколениях, не сможет удержаться на исторической арене: его смоет волна других народов. И потому у России нет выбора: она должна вступить на указываемый путь. И кто воспитает теперь хоть одного такого человека – укрепит ли он себя самого, или поможет другому, или взрастит в этом духе сына или дочь, - тот оправдается перед лицом России и её истории. Если враги России чего-нибудь опасаются, то именно этого. Если разрешение какой-нибудь задачи нельзя откладывать, то именно этой задачи!».

Таким образом, гражданское, патриотическое воспитание - это путеводная звезда, одно из важнейших направлений которая поможет российскому учителю выбрать верный путь в воспитании подрастающего поколения.

  1. Ведущая педагогическая идея опыта, его цели и задачи.

Ведущая педагогическая идея опыта эффективное использование неограниченных возможностей исторического краеведения в патриотическом воспитании подрастающего поколения.

Цели:

Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира.

Сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
Воспитание личности гражданина - патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
Формирование исторических знаний, личностных суждений и мотивированного отноше-ния к прошлому.

Развитие исторического мышления учащихся.

Задачи:

Отобрать наиболее эффективные методы формирования гражданско-патриотических качеств личности. Организовывать и проводить мероприятия, направленные на развитие патриотизма через практическую деятельность.

Обеспечить возможности для самореализации, социализации  подростков.

Демонстрировать подросткам значимость их деятельности, признание и востребованность обществом проявления их гражданских и патриотических качеств

Развивать интерес к предмету и историческое мышление.

  1. Теоретическое обоснование.

В развитии школьного краеведения заметную роль сыграл ещё русский педагог К.Д.Ушинский, который теоретически обосновал «родиноведческий принцип» в обучении, показал большое воспитательное и образовательное значение изучения своего края. Однако в современной российской педагогической науке слово «воспитание» отсутствовало долгое время, как будто ни этого понятия, ни самой проблемы не существовало. Школа всё больше представляла собой школу ума, школу знаний, и в значительно меньшей степени – школу воспитания. Положение изменилось на рубеже 20 – 21 веков, когда наука повернулась лицом к решению проблем воспитания. Ведущие учёные и практики в области воспитания начали системные научные исследования, вариативные разработки концептуальных подходов к воспитанию. Одновременно с ними и образовательные учреждения России вели интенсивный поиск новых педагогических средств, которые способствовали бы духовно-нравственному становлению молодёжи, формированию социально значимых ценностей и образцов гражданского поведения и воспитанию патриотов России. Так совместным усилиями теоретиков и практиков появились на свет Программа развития воспитания в системе образования России, которая назвала основные принципы организации воспитания и позволила каждому типу образовательного учреждения иметь свою концепцию и программу воспитания с учётом специфики региона и отдельно взятого образовательного учреждения, их традиций, культуры и т.д. и «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.», в которой были определены приоритетные направления образования, среди которых важнейшим является увеличение воспитательного потенциала образовательного процесса. Ставится задача формирования у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма. Проблемы патриотического воспитания личности нашли отражение и в нормативных документах Министерства образования РФ: государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы»  (от 11.06.2005г. №422).

Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что  именно в школе воспитание гражданина-патриота страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

  1. Технология опыта.

Приступая к решению поставленной задачи, я должна была для себя чётко уяснить:

  1. Что включает в себя это понятие «патриотизм».

  2. Что значит быть патриотом.

  3. Посредством чего я смогу добиться поставленной задачи.

Патриотизм определяются в педагогике как «такое нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, проявление к ней любви и верности, осознание и переживание ее величия и славы, своей духовной связи с ней, стремление беречь ее  честь и достоинство, практическими делами укреплять могущество и независимость».     Приведенное определение позволяет уяснить содержание понятия патриотизма. Оно включает в себя:

    • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;

    • уважительное отношение к языку своего народа;

    • заботу об интересах Родины;

    • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);

    • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;

    • гордость за социальные и  культурные достижения своей страны;

    • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;

    • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;

    • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;

    • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Воспитание высоких нравственных качеств и ценностей современного общества я пытаюсь осуществлять посредством системы патриотического воспитания, которая может быть реализована через учебную и внеучебную деятельность, пронизанную творческим началом, инициативой учащихся, исследовательским духом, эмоциональным накалом. Система включает следующие основные направления и формы деятельности:
Основные направления и формы деятельности.

Учебная

деятельность

Внеучебная деятельность

Различные типы уроков исторического краеведения в классах II-III ступеней школы.

Изучение данного раздела в предметных областях базисного учебного плана.

Внеклассная воспитательная работа

Школьный музей

Экскурсионная деятельность

Классные часы.

Вечера памяти.

Вахта памяти.

Акция «Ветеран» .

Уход за памятниками павшим в Великой Отечественной войне.

Предметные недели.

Предметные олимпиады.

Интеллектуальные игры.

Поисковая деятельность.

Научно-исследовательская деятельность.

Встречи с ветеранами В.О. войны и ветеранами локальных войн.

Музейные уроки.

Экскурсионные поездки по памятным местам Кубани.

Посещение военных, историко-этнографических и краеведческих музеев.

Прогулки по историческим местам станицы.


Родина! Как много значит это слово для человека. В нем – радость и счастье, в нем – смысл жизни. Среди человеческих чувств выделяется необыкновенно прекрасное по-своему благородству и бескорыстию чувство любви к Родине. Яркое и чистое, как родник, оно хранится где-то глубоко в тайниках человеческой души и по мере надобности проявляет себя.

Если скажут слово родина,
Сразу в памяти встаёт…

А какие образы возникнут у моих учеников при слове родина? О чём они будут вспоминать, оказавшись вдали от родных мест? Какое духовное богатство смогут передать в дар своим детям? Всё это во многом будет зависеть и от меня, простого сельского учителя . Когда ученики заканчивают школу, учитель должен быть уверен, что генеральные понятия человеческой жизни проникли в их души настолько, что стали убеждениями. И уроки кубановедения дают такую прекрасную возможность зародить в детях эти чувства.

Уроки исторического краеведения, основной принцип которого - взаимосвязь истории края с историей страны, содержат в себе неограниченные возможности, благодаря которым учитель может изучать важнейшие события и явления отечественной истории через призму местного материала-«живой истории», которая смотрит на детей фотографиями семейных альбомов, нарядами из бабушкиного сундука, музейными экспонатами, глазами очевидцев, домами и улицами населённых пунктов - свидетелями давно прошедших дней. Из своего личного опыта школьной жизни я знаю, что то, к чему человек прикоснулся обнажённым сердцем, пропустил через себя, осознал, понял и принял, на всю жизнь врезается в память. Поэтому я стараюсь, чтобы мои уроки отличались эмоциональностью и образностью, чтобы учащиеся на них были не просто зрителями и слушателями, а становились активными участниками учебно-познавательной деятельности. Этого я достигаю посредством использования различных типов уроков, разнообразием методов, приёмов и современных средств обучения: от традиционного комбинированного урока до уроков, проводимых в нетрадиционной форме (видео-уроки, музейные уроки, уроки путешествия и др.). Вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность осуществляется через работу с различными первоисточниками как в ходе самого урока, так и при подготовке к нему: учащиеся работают со статистическим данными (сравнивают, сопоставляют, делают выводы), словарями, готовят сообщения по материалам периодической печати и интернета, составляют кроссворды, пишут рефераты, готовят презентации. Программный материал, изучаемый на уроках краеведения, распределён по годам обучения таким образом, что позволяет учащимся разных возрастных групп не только усвоить знания об историческом пути, пройденном народами Кубани с глубокой древности до наших дней, но и осознать неразрывность исторической связи и единства истории Кубани и отечественной истории в целом. Планируя уроки по отечественной истории и кубановедению, я добиваюсь максимального обеспечения этой связи. Например: базовые знания, полученные учащимися 5 класса на уроках истории по темам «Великая греческая колонизация», «Олимпийские игры и эллинистический мир», углубляются знаниями краеведческого материала по теме «Жизнь греческого полиса». Учащиеся узнают о греческих колониях Фанагория, Гермонасса , Горгиппия и др., расположенных на территории края. И оказывается, что Горгиппия (Анапа)- один из самых древних городов России и в древности в ней проходили Пансиндские «Олимпийские» игры, в которых принимали участие меоты, греки, скифы и представители других народов Причерноморья. Полученные знания учащиеся увязывают с современностью - зимними Олимпийскими играми 2014, которые будут проходить в Сочи. Так я обеспечиваю на уроках «времён связующуу нить» и прививаю учащимся гордость за свою уникальную малую родину. При изучении темы «Кубань в русско-турецких войнах XVIII-XIX вв.» перед учащимися разворачивается не только панорама героических сражений на Кубани, но и незримо встаёт образ казака- воина, верного царю и Отечеству, а не только смутьяна и бунтаря. Благодаря урокам исторического краеведения многие из моих учащихся знают, что казак – воин, хлебопашец, чьей воинской доблестью и неустанным трудом осваивалась территория Кубани и превращалась в цветущий край, это не просто «дела давно минувших дней», это их исторические корни. На своих уроках, даже если рассказываемая мною историческая правда горька (например: при изучении в 11 классе темы, раскрывающей сущность процессов коллективизации и расказачивания на Кубани, великого голодомора и его последствий для казачьего населения), я стараюсь прививать детям чувство любви к своей малой родине и гордости за её народ, много перенёсший, но не утративший своей самобытности. Для достижения поставленной цели я широко использую на уроках огромнейший потенциал темы «Краснодарский край в годы Великой Отечественной войны» и материалы о трудовой доблести кубанцев второй половины XX века и настоящего времени. Так исторические факты из разных периодов истории Отечества и Кубани, собранные воедино, показывают значимость и величие тех, кто прославлял и прославляет малую родину боевыми и трудовыми подвигами, спортивными и иными достижениями.

И чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родном крае и лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственного чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, - они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной. Сухомлинский писал: «От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу отцов и дедов, зависит нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины».

Для учащихся нашей школы дорога к постижению чувства Родины, Отечества пролегает и через бесценные экспонаты, хранящиеся в школьном историко-этнографическом музее.

Модернизация музея, осуществлённая в 2008 году, окончательно определила его профиль как историко-этнографический. Пополнение фондов музея, обновление старых экспозиций и возросший интерес к казачеству способствовал вовлечению учащихся в поиск и сбор разнообразного исторического материала. Учащиеся получили возможность не только углубить полученные базовые знания на уроках отечественной истории и исторического краеведения, но и применить их в практической поисковой деятельности. Буквально по крупицам писалась история родной станицы. Мои учащиеся и их родители собирали бесценные экспонаты: старинные фотографии, домашнюю утварь, предметы быта; записывались рассказы старожилов, просматривалась научно-популярная краеведческая литература, пролистывались подшивки старых газет. Так дети вовлекались в углубленный исследовательский поиск, результатом которого становилось написание научно-исследовательских проектов по различным темам. (Приложение 1.) .

Обновлённый музей стал центром патриотического и нравственного воспитания, способствуя формированию мировоззрения и системы ценностей, консолидации ученического и учительского коллективов, социализации и развитию творческой, активной личности. Высокая оценка, которую музей получил из уст общественности станицы, продемонстрировала детям значимость их деятельности, признание и востребованность обществом проявления их гражданских и патриотических качеств. Условно пространство музея можно разделить на три экспозиционные зоны, экспонаты которых содержат значительный материал, который можно использовать при проведении музейных уроков. (Приложение 3)

I экспозиция. «История станицы». Лейтмотив экспозиции: «Чем дальше от нас уходит время, тем ближе сердцу дела и подвиги тех, кто вписал незабываемые строки в историю нашей станицы…» Материалы экспозиции: стенды « Дела давно минувших дней», «История станицы в лицах», «Станичная школа», «История колхоза «Память Ильича», «У истоков школьного музея» и пр.

II экспозиция. «С казачьего подворья». Лейтмотив экспозиции:

«Умный, сильный наш народ далеко глядит вперёд.

Но преданья старины забывать мы не должны.

Слава нашей старине! Слава нашей стороне!»

Материалы экспозиции: казачье подворье, орудия труда, домашняя утварь, одежда и пр.

III экспозиция. «Подвиг станичников в годы Великой Отечественной войны». Лейтмотив экспозиции:

«Ушли сурово, без оглядки, в сердца стучала им война.

Сюда, где их следы остались, -вернулись только имена.»

Материалы экспозиции: Стена памяти, карта «Битва за Кавказ», стенд «Мы этой памяти верны», макет «Освобождение станицы», письма с фронта, фронтовые фотографии, страшные находки войны, материалы, посвященные Г.К.Жукову и пр.

Материалы двух названных ранее экспозиций я широко использую при ознакомлении учащихся с историей казачества. Наша станица возникла на левом берегу Кубани как казачье военное укрепление для борьбы с горцами за эти земли во второй половине 19 века. Казаки - те люди, которые обладают воспитательной силой. В них ярко отразился образ настойчивых, сильных людей, их быт, труд, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, выносливостью, проявлять выдержку, находчивость, волю и стремление к победе. Кубанские казаки, испокон веков проживающие здесь, защищали свою родную землю, несли из поколения в поколение традиции своих дедов и прадедов. Эти традиции дошли и до наших дней. На этой бесценной казачьей мудрости я стремлюсь воспитывать подрастающее поколение:

  1. Честь и доброе имя для казака дороже жизни.

  2. Служи верно своему народу, а не вождям.

  3. Держи слово! Слово казака дорого!

  4. Чти старших, уважай старость.

  5. Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.

  6. Погибай, а товарища выручай.

Показывая через яркие, образные примеры значимость традиций для казаков прошлого столетия и их актуальность для воспитания настоящего мужчины наших дней, стараюсь убедить моих учеников в том, что казачья мудрость может быть руководством к действию и для моих учеников, тогда они смогут не только сохранить традиции казачества, но и передавать их из поколения в поколение, а значит быть настоящими патриотами. Материалы III экспозиции я использую для всесторонней пропаганды подвига кубанцев и всего советского народа в период Великой Отечественной войны, которая является могучим средством военно-патриотического воспитания. Знакомясь с материалами музейной экспозиции, школьники как бы переживают события грозных лет, приобщаются к трудовому и ратному подвигу народа, равняются на лучших его представителей, учатся на героических примерах жизни и деятельности дедов и прадедов беззаветному служению Отчеству, готовности встать на его защиту. Одной из форм проведения музейных уроков являются литературно-музыкальные композиции, посвящённые каким-либо важным событиям военного времени. (Приложение 2.). Такая форма проведения урока способствует погружению учащихся в особую эмоциональную среду, которая оставляет в сердце каждого неизгладимый след.

Время беспощадно стирает следы войны. Не только исчезают с лица земли окопы и траншеи, но и всё меньше остаётся на свете людей, вынесших на своих плечах все тяготы войны, видевших войну собственными глазами. К.Паустовский писал: «Ничто не может дать такого ощущения прошлого, как встреча с живым его свидетелем». Поэтому столь важны для патриотического воспитания подрастающего поколения встречи с ветеранами Великой Победы, инициатором которых выступает школьный музей. Такие выступления ветеранов войны и труда перед ребятами запоминаются надолго. (Приложение 4).

Использование материалов музея получает естественное продолжение в тех вахтах памяти, которые проводят музей и школа накануне Дня Победы. Ребята дежурят у памятников павшим, убирают могилы, возлагают цветы к мемориалу сожжённым заживо фашистами жителям хутора Индия. Так вместо механического соединения музея и школьного коллектива возникает творческое содружество, создаётся единая музейно-образовательная воспитывающая среда.

Краеведческий материал я использую и во внеклассной работе: в проведении классных часов (Приложение 3.), предметных олимпиад, предметных недель, интеллектуальных игр, в проведении вечера памяти, посвящённого матерям, чьи сыновья проходили воинскую службу в Афганистане и Чечне. Одна из предметных декад, проведённая методическим объединением учителей истории, основывалась полностью на краеведческом материале. Такая работа содержит богатейший познавательный материал, помогает активизировать творческую деятельность учащихся, приближает изучаемый на уроке материал к действительности, расширяет круг знаний исторического краеведения, воспитывает чувство патриотизма.

Важную роль в патриотическом воспитании школьников выполняет и такая, практикуемая мною, форма внеурочной деятельности как экскурсия. Взяла за правило: вовлечение учащихся в экскурсионную деятельность начинать с экскурсий по родной станице и её окрестностям. Когда учащимся 5-6 классов я объявляю об экскурсии и её целях, многие недоумевают, считая, что смотреть у нас нечего. Как же меняются взгляды ворчунов, когда ничем непримечательные здания вдруг заговорят языком истории. Проснувшийся интерес к истории родной станицы стараюсь подкрепить вовлечением учащихся в поисковую деятельность. После экскурсии дети обычно получают задания. Например: составить небольшой рассказ о своей улице по предложенному плану.

Примерный план:

  1. Чьё имя носит улица, на которой ты живёшь? Что ты знаешь об этом человеке?

  2. Узнай у старших, как улица выглядела раньше (до войны, после)?

  3. Какие изменения произошли на ней?

  4. Какой бы ты хотел видеть улицу?

  5. Что ты уже сейчас можешь сделать для этого?

Так учащиеся узнавали о Гражданской войне, подвиге Зои Космодемьянской и Николая Примака, о деятельности комсомола и о многом другом. Незаметно листая тоненькую историю своей малой родины, они становились читателями истории своей страны.

Когда дети поймут познавательную ценность экскурсий и у них возникнет к ним интерес, я начинаю расширять экскурсионное поле. Иногда сами дети, побывав с родителями в каких-либо интересных местах, предлагают экскурсионные маршруты, иногда пользуюсь услугами экскурсионных бюро, порой маршрут разрабатываем совместно с коллегами. Проведение экскурсий по памятным местам края, района, к храмам и мемориалам, на места боевых действий минувших войн, к памятникам, в музеи – пробуждает в детях интерес к своим историческим корням и отеческим святыням, формирует из них настоящих патриотов, гордящихся своими историческими корнями и стремящихся быть достойными великой России. Мои ученики побывали в музеях г. Крымска и Славянска на Кубани, на легендарной Малой земле, Сопке Героев, познакомились с дольменной культурой, посетили Краснодарский государственный историко-археологический музей - заповедник им. Фелицына, святые места в посёлке Горном и на Святой руке, музей военной техники в Краснодаре и музей «Военная горка» под Темрюком. Незабываемой стала и поездка в Атамань (Приложение 3). Результаты экскурсий находят отражение в практической деятельности учащихся: написании отчетов об увиденном, заметок в школьную стенгазету, выступлений перед одноклассниками, фотовыставок и презентаций.

Таким образом, благодаря посредству разнообразных форм работы по патриотическому воспитанию, мои ученики начинают осознать, что Родина-это не просто имя существительное. Это нечто такое, без чего не может жить человек полной жизнью. Она имеет душу. «Надо её познать, живую! Не землю только, не символ, не флаг, не строй. Она смотрит в душу родным небом, солнцем и непогодами. Она говорит нам родною речью – душою слов, своими далями и путями… Вяжет с собой могилами. Вливается в сердце образами Великих, раскидывается в летописях и храмах, в куполах , в колоколах… Чуется вся в свершённом, зовёт, увлекает далями». Так мои воспитанники становятся патриотами.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Лысенко Лилия Петровна Управление образованием администрации муниципального образования Крымский район Педагогический опыт icon2. Пояснительная записка Концептуальная часть программы
Управление образованием администрации муниципального образования «Бичурский район»
Лысенко Лилия Петровна Управление образованием администрации муниципального образования Крымский район Педагогический опыт iconКонкурс исследовательских работ Муниципальным учреждением Управление...
Управление образования администрации муниципального образования «Кузоватовский район» направлены для участия в областном конкурсе...
Лысенко Лилия Петровна Управление образованием администрации муниципального образования Крымский район Педагогический опыт iconДоклад Главы администрации муниципального образования «Чердаклинский...
Приуральский район, решением Районной Думы муниципального образования Приуральский район от 18 апреля 2013 года №17 «О структуре...
Лысенко Лилия Петровна Управление образованием администрации муниципального образования Крымский район Педагогический опыт iconДоклад Главы администрации «О достигнутых показателях социально-экономического...
Приуральский район, решением Районной Думы муниципального образования Приуральский район от 18 апреля 2013 года №17 «О структуре...
Лысенко Лилия Петровна Управление образованием администрации муниципального образования Крымский район Педагогический опыт iconПостановление «11» января 2012г. № П-3 с. Красноселькуп Об утверждении...
Госстандарта России от 30. 09. 2003г. №276-ст, штатного расписания Администрации муниципального образования Красноселькупский район...
Лысенко Лилия Петровна Управление образованием администрации муниципального образования Крымский район Педагогический опыт iconПостановление 26 апреля 2013г. №603 с. Аксарка Об утверждении Положения...
Приуральский район, решением Районной Думы муниципального образования Приуральский район от 18 апреля 2013 года №17 «О структуре...
Лысенко Лилия Петровна Управление образованием администрации муниципального образования Крымский район Педагогический опыт iconАдминистрации муниципального образования крымский район
Это достигается путем создания адаптивной педагогической системы, благоприятных условий для общеобразовательного, умственного, нравственного...
Лысенко Лилия Петровна Управление образованием администрации муниципального образования Крымский район Педагогический опыт iconУправление образованием администрации муниципального образования...
Егэ (например, вам предлагают купить «задания егэ» и даже «готовые ответы» егэ). Рособрнадзор предостерегает вас от обращений к услугам...
Лысенко Лилия Петровна Управление образованием администрации муниципального образования Крымский район Педагогический опыт iconПостановление 29 апреля 2009г. №389 с. Аксарка о внесении изменений...
Пр-212, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-фз «О противодействии коррупции» и в целях совершенствования структуры официального...
Лысенко Лилия Петровна Управление образованием администрации муниципального образования Крымский район Педагогический опыт iconСероссийская олимпиада школьников по истории 2010/2011 гг. Муниципальный этап
Приуральский район, решением Районной Думы муниципального образования Приуральский район от 18 апреля 2013 года №17 «О структуре...
Лысенко Лилия Петровна Управление образованием администрации муниципального образования Крымский район Педагогический опыт iconДавно отмеченный Грибоедовым недуг части русской общественности в XVIII-XIX вв
Приуральский район, решением Районной Думы муниципального образования Приуральский район от 18 апреля 2013 года №17 «О структуре...
Лысенко Лилия Петровна Управление образованием администрации муниципального образования Крымский район Педагогический опыт iconАнонимности нет, смиритесь. Steven Rambam, The Next hope
Приуральский район, решением Районной Думы муниципального образования Приуральский район от 18 апреля 2013 года №17 «О структуре...
Лысенко Лилия Петровна Управление образованием администрации муниципального образования Крымский район Педагогический опыт iconАлександр Михайлович Кондратов Атлантиды моря Тетис
Приуральский район, решением Районной Думы муниципального образования Приуральский район от 18 апреля 2013 года №17 «О структуре...
Лысенко Лилия Петровна Управление образованием администрации муниципального образования Крымский район Педагогический опыт icon«Утверждаю» Директор гбоу сош №1621
Приуральский район, решением Районной Думы муниципального образования Приуральский район от 18 апреля 2013 года №17 «О структуре...
Лысенко Лилия Петровна Управление образованием администрации муниципального образования Крымский район Педагогический опыт iconВсероссийский образовательный проект razvitum
Приуральский район, решением Районной Думы муниципального образования Приуральский район от 18 апреля 2013 года №17 «О структуре...
Лысенко Лилия Петровна Управление образованием администрации муниципального образования Крымский район Педагогический опыт icon2011 г. Часть «Эзотеричка» На работе
Приуральский район, решением Районной Думы муниципального образования Приуральский район от 18 апреля 2013 года №17 «О структуре...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск