Старообрядчество в Ножовке





Скачать 173.33 Kb.
НазваниеСтарообрядчество в Ножовке
Дата публикации02.12.2014
Размер173.33 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат


Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Ножовская специальная (коррекционная) общеобразовательная
 школа-интернат VIII вида»

Направление краеведение




Тема реферата: Старообрядчество в Ножовке
Благиных Галина,

ученица 9 класса

Ножовской специальной

(коррекционной) общеобразовательной
 школы-интерната VIII вида


Руководитель

Барагузина Любовь Васильевна,

учитель математики

с. Ножовка, 2013

Оглавление
Введение………………………………………………………..………………3

Основная часть

1. История старообрядчества в Ножовке

1.1.Старообрядцы и единоверцы…………………………………………5

2. Культура и быт старообрядцев ножовцев……………………………….7

Заключение…………………………………………......................................11

Литература………………………………………….………………………...12

Приложение

1. Старообрядческие церкви Ножовки……………………………………..13

2. Основные обычаи и атрибуты старообрядцев………………………….15

Введение

Старообрядчество – самый неизученный и забытый пласт в истории нашего Ножовского края. Среди моих родственников в прошлом было много старообрядцев, а сейчас их почти не осталось. Именно поэтому я выбрала такую тему «Старообрядчество в Ножовке». Я хотела узнать, кто такие старообрядцы и чем они отличаются от православных мирян, живут ли сейчас в Ножовке старообрядцы, сохранившие старую веру 17 века.

Проблема: официально в Ножовке старообрядцы не зарегистрированы, поэтому трудно найти истинных староверов, а молодые (советские) семьи либо утратили тот дух, либо уже ничего не могут рассказать.

Актуальность выбранной темы в том, что в настоящее время возрождается духовная культура в нашем обществе, признаются культуры всех религиозных течений. Мы, молодое поколение, должны знать историю своего родного края и его духовную культуру.

Я выбрала эту тему ещё и потому, что она:

  • актуальная, современная;

  • связана c межпредметным содержанием по обществознанию и других предметов;

- связана с повседневной жизнью.

Целью работы является исследовать и изучить историю старообрядчества на территории Ножовки.

Цель моего реферата определяет следующие задачи

  1. Изучить историю старообрядчества в Ножовке.

  2. Найти людей – старообрядцев в Ножовке, которые придерживаются старой веры, которые могут рассказать об этой религиозной культуре

3. Собрать и оформить реферат «Старообрядчество в Ножовке».

4. Передать собранные материалы в музей.

Объект исследования: история старообрядчества в Ножовке.

Предмет исследования: старообрядчество в Ножовке.
Методы исследования

1. Изучение различных источников информации: литература, печатные издания.

2. Отбор и обработка материалов. Сравнение информации из различных источников.

Ценность реферата будет заключаться в том, что будет собран материал по выбранной теме и им могут воспользоваться другие люди.

Пути решения проблемы

Изучение различных источников информации

Для написания работы изучены статьи:

1. Старовер Прикамья. Газета Пермского благочинья. № 3, 2010

2. Шумилов Е.Н. «Ножовский край». Пермь, 2011

3.Опрос людей

1.История старообрядчества в Ножовке
Старообрядцы и единоверцы

Одним из самых удивительных и самобытных явлений истории России было старообрядчество.

СТАРООБРЯДЦЫ (сторонники старой веры) известны в Ножовке с момента возникновения Рождественского завода. Это были представители беглопоповцев из Нижегородского уезда, которые принимали к себе беглых священников, отошедших от официальной православной церкви.

По вероучению, числу совершаемых таинств поповцы и беглопоповцы почти тождественны православным, отличаются от них лишь сохранением старой обрядности (двуперстное крестное знамение, земные поклоны, движение по солнцу во время богослужения и т.п.).

Беспоповцы сами крестят своих детей и совершают другие оставленные им нужно-потребные таинства. Беспоповцы упрочили свои позиции в Ножовке после отмены крепостного права в 1861 году. В 1884 году на территории Христорождественского православного прихода числилось 259 старообрядцев, преимущественно женщины, в том числе: в Ножовке – 191, в селе Верх-Рождество – 55, в деревне Пьянка – 13 (из числа бывших удельных крестьян). К 1894 году число старообрядцев выросло до 739 человек, из которых 538 составляли беспоповцы, к 1914-му – до 3218. У них имелся свой молитвенный дом, разрешенный властями в 1893 году, который размещался в доме ножовца Бобылева. 7 мая 1901 года молитвенный дом сгорел, и старообрядцы собирались в двух частных домах. Наставниками их выступали Пятунин Василий Георгиевич и Соколов Сильвестр Иудич, известный как активный агитатор своей веры среди православных. Часть беспоповцев (более консервативных взглядов) придерживалась «крепкой веры» или «беловерья». Они молились отдельно, отвергая молитвы за царя, не пили чай, не давали при встрече руки. Моления проходили в доме Никонова Григория Константиновича, который и являлся наставником «беловеров». [2] (Приложение 1)

ЕДИНОВЕРЦЫ – представители группы старооб­рядцев - поповцев, подчинившихся в XIX веке руководству Рус­ской православной церкви, которая обязалась обеспечивать их священниками, но сохранивших свою обрядность.(Приложение 2)

Наиболее интен­сивно переход в единоверие происходил при архиепископе Арка­дии (1831 – 1851 гг.), который, используя крутые меры, сумел подчинить руководству Русской православной церкви десятки тысяч старообрядцев, включая и часть беглопоповцев в Рождественском заводе. Существовавшая здесь деревянная старообрядческая часовня (уже существовала в 1830 г.) была переоборудована в Свято-Николаевскую (Никольскую) единоверческую церковь и 3 апреля 1837 года освящена. Она сгорела 7 мая 1901 года. В 1904 году был сооружен новый деревянный храм «на Гарюшках» (из материалов бывшей православной Христорождественской церкви). Церковь имела 99 десятин земли. В числе ее священников был Иоанн Мичков. Закрыта в 1920-е годы. В 1960-х годах в ней временно находился клуб. В настоящее время едино­верцы, как особое течение старообрядчества, в Ножовке и в Пермском крае, в целом, отсутствуют. [1]

В состав церкви вошли беглопоповцы, в том числе некоторые жители Рождественского завода. В 1894 году здесь был отмечен 201 сторонник Австрийской церкви. Возглавлял местную общину, официально неразрешенную, настоятель Старцев Савватий Козьмич, в доме которого происходили моления. В 1910 году «австрийцы» построили Христорождественскую деревянную церковь. Ее настоятелем стал Шестаков Иаков Дорофеевич. Шестакова сменил священник Мирон Мелкозеров, убитый большевиками 24 ноября 1918 года. В советское время церковь закрыли. Некоторое время (в 1950-х гг.) в ней находился сельский клуб, который сгорел. [2] (Приложение 1)

2. Культура и быт старобрядцев - ножовцев

Староверы в истории России - феномен поразительный. Они впечатляют преданностью вере, сохранением древнерусской культуры на протяжении 300 лет.

Староверов объявили вне закона, лишили всех прав и преследовали за веру.

Староверы уходили от преследования в леса. Строили новые дома, распахивали землю на раскорчеванных участках, осушали болота, осваивали тайгу и даже районы вечной мерзлоты. На новых местах эти сильные люди жили общиной, были религиозно едины, уверены в себе и в товарищах, отличались трезвостью и здоровьем. Любили землю, были выносливыми в борьбе с суровой природой.

Старообрядцы жили так, как жили наши предки. Они покидали насиженные места и уходили на Север, в Сибирь. Селились в самых глухих и труднодоступных районах. В конце XVII века старообрядчество распалось на два основных течения – поповщину и беспоповщину. (Приложение 2)

До сих пор встречаются факты, когда некоторые старообрядцы-беспоповцы не используются водой из водопровода, а берут её из ключа. Не проводят электрический свет и радио в свои дома, не ездят на машинах, а предпочитают ездить на лошадях или ходить пешком. Они разделяют «чистую» и «мирскую» посуду, не оставляют открытыми вёдра с водой. Особенно строго относятся старообрядцы к посуде, которую делят на три группы. Первую группу называют «православная». Из этой посуды соборные люди «молящиеся» употребляют пищу. Обычно эта посуда изготовлена из дерева или глины. Глиняную посуду обязательно калят в протопленной печи. Потом несут к ключу, ополаскивают и сушат на солнце. Затем заворачивают в холщёвую ткань и хранят в открытом месте. Из неё посторонних не кормят, не поят. Каждый имеет свою индивидуальную посуду и на моления обязательно берёт с собой свою чашку, ложку. Чашку не моют, её вылизывают.

Молятся по-старому, по книгам. Руководит молением духовница. Книги, иконы приносят с собой. Руководит собором духовник или духовник и казначей. Не молятся при электрическом свете. Крестики у старообрядцев своеобразные, с орнаментом, и делятся на мужские, женские и детские. Женский крестик круглее и меньше мужского, детский - ещё меньше. (Приложение 2 ,фото 4)

Раньше для духовника были строжайшие правила – запреты. Он, например, не имел права ходить в баню, мылся только дома, чаще в подполье, чтоб никто не видел. Сейчас духовник в баню идёт, но потом просит прощения, замаливая грех.

В последнtе время к староверцам стало более терпимое отношение. Но нынче их становится меньше. Молодые староверы новорожденных чаще крестят по православным обычаям.

Староверы считали грехом пользоваться при мытье мылом. Если посуда вымыта мылом. То она тем самым опоганена; если выстирано бельё, то его нужно прополоскать в проточной, иначе оно будет нечистое. Старообрядцы часто ходили в баню, хотя баня, по их представлению, нечистое место, потому что там нет икон. В бане они пользовались не мылом, а щелоком- водой, настоянной на древесной золе, считая, что огонь очищает воду.

Раскольники носили бороду, так как считали, что брить её – большой грех. Они не курили и не нюхали табак: им представилось, что это злые плоды, с помощью которых антихрист ловит легковерных в свои сети. Употребление табака считалось одним из самых больших грехов. Человеку, пристрастившемуся к табаку, запрещалось ходить в церковь, на моления, возбранялось есть, пить, общаться с настоящими христианами.[1]

Староверам было запрещено пользоваться общей посудой с православными, вместе с ними кушать. (Приложение 2)

Кроме религиозных праздников, старообрядцы в воскресенье не должны были работать: «казённую работу выполнять можно, а домашнюю нет».

Формы проведения досуга у старообрядцев: коллективное чтение книг вслух, толкование канонических правил, обсуждение нужд конфессиональной общины. Собираясь вместе, старообрядцы часто пели стихи на религиозные темы, заставляли задумываться над смыслом жизни и верности христианскому учению. Духовные стихи пели по крюкам, такой стиль исполнения сохранился только у старообрядцев. . В церковь ходить запрещалось. В Ножовке живут беспоповцы, старшая вместо попа у них духовница (всегда были женщины) – Бобылева Мария Николаевна.

Из рассказа Бобылевой Марии Николаевны

«По старообрядческим понятиям, петь, танцевать, слушать радио и смотреть телевизор грешно, но в последнее время строгие запреты стали смягчаться. (Приложение 2)

Повседневный быт старообрядцев во многом определялся религиозными воззрениями. Старообрядцы считали: всё, что их окружает, - от антихриста, нечистое. Поэтому в быту требуется особая чистота.

Перед началом любого занятия обязательно творят Иесусову молитву, осеняя себя двуперстием. Во время моления одевают парадную одежду : длинный сарафан с блузой, на голове должен быть обязательно головной убор – платок (Приложение 2, фото 2,3)

Крестят ножовские старообрядцы маленьких детей в бане, в воде. Взрослых – в реке Ножовке, в Каме, т.е. в воде: человек заходил голым в воду по горло, окунался под воду и 3 раза поворачивался вокруг себя по часовой стрелке (по Солнцу). Читали молитву.

Хоронили умерших на своем староверском кладбище. Одевали их в саван, а на него – сутану – белую одежду с капюшоном, сшитую крупной строчкой вручную. Такую одежду готовили заранее: полоскали в реке, читая молитву, потом сушили на солнце, шили. На ноги надевали обязательно лапти. В подушку и на дно гроба клали опилки, деревянный гроб ничем не обивали. Крест ставили деревянный своей староверской формы. Так продолжается и сегодня.»
Санников Павел Николаевич, 9 октября 1938 года рождения в с Ножовка – старообрядец, образованный человек. Учился в Усинском геолого-разведочном техникуме, потом – в Пермском Политехническом институте по профессии инженер-электрик. Проживает в г. Перми. Работал на стройках, у нефтяников, позднее – на заводе имени В.И. Ленина. Сейчас на пенсии. Постоянно приезжает в Ножовку. Он соблюдает все традиции старообрядцев.

Они много рассказали о старообрядцах в Ножовке. У них сохранились молитвенники, предметы обрядов кадило, ладан, спец. ножницы, свечной ящик, иконы – распятие Христа, 12 святителей – все праздники, железные складни, 3 богородицы, Иван-креститель и другие. Иконы передаются по наследству.

Вывод. В Ножовке имеются старообрядцы, но они уже не совсем придерживаются старых правил.

Заключение

Тема старообрядчества представляет несомненный интерес. Она привлекает внимание многих историков, а также заинтересовала и меня.

В результате изучения материалов при написании реферата достигнута цель работы. Я узнала, кто такие старообрядцы, изучила материалы о старообрядчестве, побеседовала со староверами Ножовки, посмотрела все материалы в Ножовской библиотеке – музее, у старожилов села.

Работа получилась информационной. Поставленные задачи выполнены.

Данная работа позволила сделать выводы:

Немногочисленные материалы о старообрядчестве имеют очень большое значение не только для науки, но и для практического использования в краеведении.

Кстати, мирские жители села Ножовка, не видят ничего странного в жизни старообрядцев, живущих рядом с ними. Они принимают их такими, какие они есть ,общаются на равных ,ходят друг к другу в гости.




Литература



1. Старовер Прикамья. /Одежда староверов/. Газета Пермского благочинья. № 3, 2010

2. Шумилов Е.Н. Ножовский край. Пермь, 2011

6. Юхименко Е.М. Старообрядчество в России. 17-20 века. М., 1999.

Источники

1.Запись рассказа Бобылевой Марии Николаевны

2.Запись рассказа Санникова Павла Николаевича

Приложение

Приложение 1

Старообрядческие церкви Ножовки

ХРИСТОРОЖДЕСТВЕНСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ, существовавшая в Ножовке, была сооружена местными представителями Белокриницкой церкви. Белокриницкая церковь возникла в 1846 году на Буковине, входившей тогда в состав Австрийской империи (отсюда второе ее название – Австрийская). В состав церкви вошли беглопоповцы, в том числе некоторые жители Рождественского завода. В 1894 году здесь был отмечен 201 сторонник Австрийской церкви. Возглавлял местную общину, официально неразрешенную, настоятель Старцев Савватий Козьмич, в доме которого происходили моления. В 1910 году «австрийцы» построили Христорождественскую деревянную церковь. Ее настоятелем стал Шестаков Иаков Дорофеевич. Шестакова сменил священник Мирон Мелкозеров, убитый большевиками 24 ноября 1918 года. В советское время церковь закрыли. Некоторое время (в 1950-х гг.) в ней находился сельский клуб, который сгорел.

ИЛЬИНСКАЯ ДОМОВАЯ ЦЕРКОВЬ В СЕЛЕ ВЕРХ-РОЖДЕСТВО построена в 1914 году. Она находилась в одном здании с церковно-приходской школой, была деревянной, одноэтажной, обшита снаружи и изнутри тёсом. Имела один престол и считалась домовой. Не действовала с 1929 года. Была закрыта 14 января 1936 года.

Священники: Овченков Иосиф Андреевич (с апреля 1912 г., ранее здесь же с июля 1910 г. – диакон), Пьянков Николай Михайлович, Сельков Алек. Федорович, Фастрицкий Стефан Иванович.

ГЕФСИМАНСКАЯ ЖЕНСКАЯ ОБИТЕЛЬ (ПУСТЫНЬ), известная с 1909 года, находилась в 11 км от села Верх-Рождество у горы Брекун. В состав пустыни (небольшого монастыря) входили четыре деревянных сооружения: Успенская однопрестольная церковь, двухэтажное здание с кельями для монахинь и гостиницей для приезжающих, здание с церковной утварью, соединенное с ткацкой мастерской. Монастырь имел земельные угодья и свое хозяйство (коровы и козы). При нем имелось кладбище, на котором хоронили людей со всей округи. В обители подвизались (на 1924 год) 42 монахини. Первой настоятельницей пустыни являлась матушка Досифея (с 1909 г.), затем – Прасковья. С ноября 1917 по январь 1918 года в Успенской церкви служил священник Трубин Михаил Иосифович (1884 – 1937 гг.), позднее известный как обновленческий митрополит, затем – Накоряков Петр Николаевич. В 1926 году обитель закрыли, всё имущество и скот конфисковали. На ее базе был создан колхоз «Гефсимания», в котором трудились 28 человек. Со временем все здания бывшей обители перевезли в соседние селения, в частности одно из них было использовано под клуб в селе Верх-Рождество.

Приложение 2
Основные обычаи и атрибуты старообрядцев

Одежда для молитвы. Среди православных христиан-старообрядцев сохраняется древний благочестивый обычай иметь для молитвы в храме особую одежду.

По сути, она есть то одеяние, которое употреблялось в Древней Руси в повседневном обиходе: кафтан или русская рубашка-косоворотка, носимая навыпуск и под пояс, для мужчин и сарафан для женщин. Одежда эта хранится в доме или в храме, в особо устроенном помещении.

Фото 1. Одежда старообрядцев в старину




Фото 2. Праздничная одежда старообрядцев в наше время
Женщина обязана также покрывать голову платком (а не шапкой или иным головным убором), который (по обычаю староверов Центральной и Северной России, а также Сибири) спереди не завязывается узлом, а по-особому закалывается булавкой. Платок должен быть из непрозрачной ткани, не ярким и не цветастым, а скромным и приличным для молитвы и пребывания в храме. Женщина должна покрывать голову так, чтобы не было видно волос. Размер платка должен быть таков, чтобы накрывались плечи и грудь. В дни воскресные и праздничные принято надевать платки белые и иных светлых тонов, в дни же постные (в том числе такие, как праздники Воздвижения Честнаго Креста, 27 сентября, и Усекновения Главы Иоанна Предотечи, 11 сентября) надевают платки черные и других темных тонов. Замужняя женщина под платком должна носить еще и повойник (кичку) - особый чепец, который благословляет ей священник с молитвой при Венчании.

Те христиане, которые почему-либо не имеют кафтанов или сарафанов, должны стараться их приобрести: обычно в каждом более или менее крупном старообрядческом приходе имеется кто-либо, занимающийся пошивом молитвенной одежды на заказ. Но если с особым одеянием для молитвы все же есть трудности, скажем, материальные, то для посещения храма можно довольствоваться обычной одеждой, но только она должна быть скромной, опрятной, неплотно облегающей части тела, неяркой по цвету, с длинным рукавом. Для женщин недопустимо появление в церкви без платка на голове, а также в брюках и слишком вызывающей одежде (мини-юбке, блузке с декольте, одежде из прозрачных тканей, с коротким рукавом и т.п.). Напротив, платье (юбка) должно быть длинным, значительно ниже колен, без всяких разрезов и прочих «модных украшений внешнего мира, будем помнить наставление Апостола, что дружба с миром есть вражда против Бога. Неприличным также считается и нахождение в храме женщин, носящих обувь на высоких каблуках, ибо не для красования мы вошли в дом Божий; при ходьбе такая обувь производит громкий и резкий стук, отвлекающий от молитвы, кроме того, в такой обуви тяжело совершать земные поклоны и отстоять службу до конца.

Почти все эти наставления обязательны и для молящихся мужского пола. Кроме того, недопустимо входить в храм Божий «при галстуке» и в рубашке (сорочке), заправленной в брюки; а также нельзя в доме Божием, здороваясь, «подавать руку», особенно во время службы. И еще: если уж нет кафтана (для мужчин) и сарафана (для женщин), то должны мы стараться в обыденной одежде, заходясь в храме, быть опрятны. Пальто, плащ, пиджак, жакет, кофточка - в чем бы ни были мы одеты, все должно быть застегнуто.

Той же цели - способствовать сосредоточению на молитве Богу - помимо одежды, служит и лестовка, которую должен иметь в руке, находясь в церкви, всякий молящийся.

Поповщина - одно из основных направлений в старообрядчестве, объединяющее группу толков и согласий, которые признают официальную православною церковь как ересь, порождённую антихристом. Главный центр поповщины – река Керженец в Нижегородской губернии.

С реки Кержанца Нижегородской губернии старообрядчество стало распространяться на Урал, в том числе и в Прикамье.

Все уральские и прикамские организации придерживались идеологии керженецких скитов, откуда им прислали «учителей» и «попов».

Основным сторонниками поповщины являлись купцы и городские жители, и поэтому многие торовые пути и центры оказались сосредоточены в их руках, в том числе и у нас в Прикамье: Усолье, Кунгур и т. д.

Вторым крупным направлением в старообрядчестве является беспоповщина. К нему относятся все общины, не имеющие священства, независимо от их истории, идеологи и социального состава.

Беспоповщина – направление, которое оформилось в концу XVII века. Беспоповцы отвергли всякую церковную иерархию. Из всех христианских таинств они сохранили только крещение и исповедь. Их, наряду с богослужениями, осуществляют наставники, избранные из мирян.

В старообрядческой среде стойко сохранялись самые патриархальные устои. Семейные отношения строились на непререкаемом авторитете старшего в семье. Старшему по возрасту и положению мужчине-большаку подчинялись все члены семьи. Он распоряжался семейным бюджетом, надзирал за бытовыми порядками. Главы семей были властными и грубыми, особенно по отношению к женщине, а детей держали в страхе Божьем. Кроме хозяина, важное положение в семье занимала хозяйка - большуха, которая руководила женской частью семьи, отвечала за детей, кухню, скот и жилище. Младшие члены семей полностью подчинялись старшим, женщины – мужчинам. Замужняя женщина не могла без разрешения мужа отлучать из дома.

Важное место в духовной жизни занимала религия. Религиозный уклад в старообрядческих семьях поддерживался особенно ревностно. У зажиточных крестьян-старообрядцев в задней избе устраивались специальные молельни. Там, где лишнего места не было, делали большой иконостас с иконами в несколько рядов: порою он занимал целую стену в горнице. Изображение распятия помещалось и над входом в избу, на притолоке в воротах («на работу пойдёшь – нужно помолиться»), при выходе из избы и перед воротами.

Старообрядцы поклонялись иконам только старой живописи. Раскольники учат, что уши у святых должны быть изображены естественно: иначе молитвы, приносимые пред ними, не будут услышаны. На православных иконах лики молодые, красивые, на них не отражены страдания; на старообрядческих икона изображения приближены к действительности.






Псалтырь на старославянском языке.
День начинался и заканчивался молениями. Для старообрядцев обязательным ритуалом перед молитвой было умывание, так как они свято верили в очистительную силу воды.

При молении каждый должен был иметь лестовку и подручник.

Лестовка – четки; по представлению старообрядцев, Христова лесенка, по ней молитвы восходили на небо.

Подручник – небольшой коврик или подушечка, которые старообрядцы кладут на пол там, где при земных поклонах руки и голова касаются пола, чтобы их сберечь от нечистоты: молитва, приносимая не совершенно чистыми руками, нечиста.

Религиозные праздники справлялись всей семьёй. У старообрядцев они проходили намного скромнее, чем у православных. Для каждого христианского праздника была определена деревня в круге, куда сходились жители окрестных деревень. В эти дни собирались на «духовную трапезу», где пели духовные стихи и песни.

Кроме религиозных праздников, старообрядцы в воскресенье не должны были работать: «казённую работу выполнять можно, а домашнюю нет».

Формы проведения досуга у старообрядцев: коллективное чтение книг вслух, толкование канонических правил, обсуждение нужд конфессиональной общины. Собираясь вместе, старообрядцы часто пели стихи на религиозные темы, заставляли задумываться над смыслом жизни и верности христианскому учению. Духовные стихи пели по крюкам, такой стиль исполнения сохранился только у старообрядцев.

По старообрядческим понятиям, петь, танцевать, слушать радио и смотреть телевизор грешно, но в последнее время строгие запреты стали смягчаться.

Повседневный быт старообрядцев во многом определялся религиозными воззрениями. Старообрядцы считали: всё, что их окружает, - от антихриста, нечистое. Поэтому в быту требуется особая чистота.



Строительство старообрядческой церкви в Ножовке в 1910 году


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Старообрядчество в Ножовке icon«старообрядчество в отечественной истории и культуре»
Оргкомитет приглашает Вас принять участие в XI краевой религиоведческой школе, которая состоится 20-21 марта 2014 г
Старообрядчество в Ножовке iconПлан. Первые Романовы. Утверждение самодержавия и крепостного права....
Боярская дума, приказы, Соборное уложение, крепостничество, самодержавие, старообрядчество, церковная реформа, мануфактура, барокко,...
Старообрядчество в Ножовке iconВведение 2 глава Старообрядчество 4 глава Исторический портрет Петра I 8
О существенном и коренном изменении говорит тот факт, что в самой истории этот факт нововведений в жизнь русского народа запечатлён...
Старообрядчество в Ножовке iconЗеньковский С. А. «Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века»
Почти что совсем забыт тот факт, что именно старообрядцы сохранили и развили учение о особом историческом пути русского народа, «святой...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск