Скачать 133.88 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет историиПрограмма дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской культуры» для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра Автор программы: Уваров П.Ю., д-р ист. н., член-корр. РАН, проф., oupav@mail.ru Одобрена на заседании кафедры социальной истории «__»____________2013 г. зам.зав. кафедрой А.Ю.Виноградов Рекомендована секций УМС по истории «__»____________2013 г. Председатель Е.Б. Смелянская Утверждена УС факультета истории «__»____________2013 г. Ученый секретарь О.С. Воскобойников Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «Исследовательский семинар». Программа разработана в соответствии со стандартом НИУ ВШЭ.
Целями освоения дисциплины «Исследовательский семинар» (второй год обучения) являются:
В результате освоения дисциплины студент должен:
В результате освоения дисциплины студент получает следующие компетенции:
Настоящая дисциплина относится к циклу «Теоретические и эмпирические основания исторической науки» и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую профессиональную подготовку. Научно-исследовательский семинар является продолжением исследовательского семинар: «Введение в историю и практику университетской жизни», читаемому на 1 курсе бакалавриата. Изучение данной дисциплины имеет целью приобретение первичных знаний о специфике исследовательской работы в рамках исторической профессии. Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении всех других профессиональных и специальных дисциплин. 5. Тематический план учебной дисциплины
6.1. Критерии оценки знаний, навыков Рецензия – продемонстрировать владение первичными навыками рецензирования научной литературы. Презентация – умение продемонстрировать результаты анализа Зачет – умение работать с научной литературой, знание предмета и задач университетской истории, ее места в системе исторического знания, особенностей истории и традиций международных университетов.
Тема 1: Вводная лекция. Тематика и назначение исследовательского семинара. Организация работы в нем. Распределение заданий и определение консультации по ним. Тема 2: Вводный цикл занятий: происхождение университетов, их распространение и эволюция. Феномен университета. Происхождение университетов: споры о датировках. Предуниверситетский период. Городские школы. «Возрождение XII века» и оформление схоластического метода. Формирование новой социальной группы городских интеллектуалов. Структура университетов. Этапы распространения университетов по средневековой Европе. Методы обучения и содержание образования. Университетская культура и её основные черты. Университетские степени («ученые градусы»), их социальная роль. Национальное и универсалистское в университетской культуре. Важнейшие конфликты в университетской среде. Университет и город. Повышение социально-политической роли университетов в XIV-XV вв. Университеты и государственная власть. Университеты и папства. Социальные функции университетов в позднее средневековье. Университеты и гуманизм. Реформация и контрреформация в университетских стенах. «Поздняя схоластика». Университеты в системе «новой монархии» (абсолютизма). Усиление административного контроля над университетами. Изменение формы университетской жизни. Университет и параллельные научно-образовательные структуры (иезуитские коллегии, протестантские академии, научные общества, академии наук). Университеты в условиях так называемого «процесса конфессионализации» конца XVI-XVII вв. Проблема «избыточных» интеллектуалов. Распространение университетов и квазиуниверситетских образований в Восточной Европе и в новом Свете. Университеты в эпоху просвещения. Утилитарный подход к образованию. Университеты в России: трудности и успехи в адаптации. Европейские профессора в России. Начало формирования российской университетской среды. Университеты и власть в 18 веке. Университеты и шотландское просвещение. Просвещенная австрийская монархия и университеты. Передовые протестантские университеты. Университетская среда и гетеродоксальные учения (янсенисты, масоны, квиетисты и др.). Университеты и Французская революция. Формирование французской университетской модели: «наполеоновский университет» и система высших школ. Немецкая (романтическая) модель: Берлинский университет и принципы свободного обучение Вильгельма фон Гумбольдта. Университетские реформы Александра I. Католический университет Джона Ньюмена. Новые принципы университетского образования во второй половине XIX века. Университетские уставы в России. Начало студенческого движения. Университеты в XX веке. Тема 3: История университета Европы и США (по выбору). Представление реферата в виде обзора истории выбранного учебного заведения с учетом того, как используется его исторические традиции для создания имиджевой привлекательности. Порядок самостоятельной работы:
Тема 4: Университет и его представители в памятниках западноевропейской художественной литературы Средневековья и Нового времени. Представление докладов по результатам анализа литературных произведений, рассмотренных под «университетским углом зрения». Представление докладов по результатам проведенной работы. Примерный список тем для докладов:
Тема 5: Рецензирование по теме «Социальные аспекты функционирования университетской культуры». Написание и представление рецензий на научные монографии по истории университетов и интеллектуальной истории. Коллективный анализ рецензий. Примеры исследований, предлагаемых для рецензирования Hobsbawm E., Ranger T., eds, The Invention of Tradition. Cambridge. 1983. Вишленкова Е.А., Галиуллина Р.Х., Ильина К.А. Русские профессора: университетская корпоративность или профессиональная солидарность. М.: Новое литературное обозрение. 2012. 650 с. Иванов А.Е. Мир российского студенчества. Конец XIX – начало XX века. М.: Новый хронограф, 2010. Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения. Перевод с английского Н.С.Розова и Ю.Б.Вертгейм. Новосибирск: Сибирский Хронограф, 2002, 1280 с. Тема 6: Университетские традиции в российских ВУЗах: воспроизведение и развитие. Представление результатов изучения истории университетских традиций на основе интервьюирования представителей различных поколений выпускников советских и российских ВУЗов. Составление интервью выпускников разных поколений конкретного ВУЗа (по выбору). Анализ университетских традиций и ритуалов, динамики их изменений. Презентация материалов и коллективное обсуждение. На материале различных докладов предлагается выявить некоторые общие закономерности.
Данная дисциплина представляет собой семинарский курс. Вводные лекции строятся в виде беседы со студентами, а также дискуссии по отдельным вопросам. Семинарские занятия построены в форме защит докладов, рефератов и составления коллективных рейтингов по результатам исследований.
9.1. Задания для самостоятельной работы
9.2 Перечень вопросов к зачету:
9.3 Примерный список тем рефератов в теме 4.
Преподаватели оценивают самостоятельную работу студентов: степень активности и готовность (с учетом знакомства с рекомендуемой литературой) к обсуждению проблем, рассматриваемых в лекциях – Осам Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты написания реферата – Ореф. Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле: Оитоговый = k1Oзачет + k2Oреф.+k3Oсам
Андреев А.Ю., Посохов С.И. Университетская идея в Российской империи XVIII - начала XX веков. Антология. Учебное пособие для вузов. Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2011. Суворов Н.С. Средневековые университеты. Книжный дом "Либроком". 2013.Уваров П. Ю. История интеллектуалов и интеллектуального труда в средневековой Европе (спецкурс). Москва. ИВИ РАН. 2000. Уваров П. Ю. Университет// Словарь средневековой культуры. Под. Ред. А.Я. Гуревича. Москва. РОССПЭН. 2011. Уваров П.Ю. Университеты Российской империи глазами медиевиста (в защиту «идола истоков»)//Долгое Средневековье. Сборник в честь проф. А. Сванидзе. Москва. Изд-во Кучково поле. 2011. С. 342-357. Anderson R.D. European Universities From the Enlightenment to 1914. Oxford, 2004. A History of the University in Europe. Vol.1. Universities in the Middle Ages/ Ed. By H. de Ridder-Symoens. Cambridge et al., 1992; Vol.2. Universities in Early Modern Europe (1500-1800). Cambridge, 1996; Vol.3. Universities in the Nineteenth and Early Twentieth Centuries (1800-1945). Cambridge, 2004. |
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю... Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. № | ||
Программа дисциплины «Описание и анализ памятников искусства и культуры»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | Программа Программа подготовки магистра по направлению 030600. 68... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Программа дисциплины История искусства и литературы. Часть I для... Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,... | Программа дисциплины История искусства и литературы. Часть I для... Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,... | ||
Программа дисциплины «Введение в историю человечества» для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... | ||
Программа дисциплины «История российской государственности» для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | Программа дисциплины для направления 030600. 62 «История» Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики Санкт-Петербург | ||
Программа дисциплины Syllabus Научно-исследовательский семинар Research... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 03.... | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 030600. 62 «История», обучающихся... | ||
Программа дисциплины Физическая культура для направления 030600.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для... | Программа дисциплины для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»... | ||
Программа дисциплины «Антиковедение» для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину “Антиковедение”; учебных ассистентов и студентов направления подготовки... | Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... |