Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской культуры»  для направления 030600. 62 «История»





Скачать 133.88 Kb.
НазваниеПрограмма дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской культуры»  для направления 030600. 62 «История»
Дата публикации08.12.2014
Размер133.88 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > История > Программа дисциплины



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"


Факультет истории


Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской культуры»


для направления 030600.62 «История» подготовки бакалавра


Автор программы: Уваров П.Ю., д-р ист. н., член-корр. РАН, проф., oupav@mail.ru


Одобрена на заседании кафедры социальной

истории «__»____________2013 г.

зам.зав. кафедрой А.Ю.Виноградов
Рекомендована секций УМС по истории «__»____________2013 г.

Председатель Е.Б. Смелянская
Утверждена УС факультета истории «__»____________2013 г.

Ученый секретарь О.С. Воскобойников

Москва, 2013

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

  1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по бакалаврской программе и изучающих дисциплину «Исследовательский семинар».

Программа разработана в соответствии со стандартом НИУ ВШЭ.



  1. Цели освоения дисциплины.

Целями освоения дисциплины «Исследовательский семинар» (второй год обучения) являются:

    • Закрепление полученных навыков академической работы и научной деятельности;

    • Знакомство с принятыми в академическом сообществе практиками реферирования и рецензирования научных изданий;

    • Овладение навыками анализа исторических источников;

    • Овладение навыками работы с образовательными сайтами ведущих международных университетов;

    • Овладение первичными методами «устной» истории;

    • Закрепление технологии работы с научной литературой;

    • Закрепление опыта структурированного интервьюирования.




  1. Компетенции обучающегося, формируемые в ходе освоения дисциплины


В результате освоения дисциплины студент должен:

    • Иметь базовые представления о сущности университетского феномена, об основных вехах истории университетов, о характерных чертах университетской культуры

    • Овладеть навыками социального анализа университетской жизни (история идеей, формирование и борьба научных школ, этический кодекс и поведенческие стереотипы «университетского человека»)

    • Обрести навыки рецензирования и историографического анализа научной литературы

    • Научиться работать в жанре устной истории


В результате освоения дисциплины студент получает следующие компетенции:

Компетенция

Код по НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Владение практическими навыками применения общепрофессиональных знаний теории и методов исторического исследования; способностью выявлять, понимать, критически анализировать и излагать ретроспективную и актуальную информацию

ПК12, ПК14, ПК15, ПК16

Выявляет признаки университетской культуры в анализируемых источниках, обосновывает выбор источников и методики работы с ними, владеет социально-функциональным подходом к явлениям университетской культуры, умеет писать рецензии на научные монографии, собирает и анализирует интервью

Семинарские и практические занятия, дискуссии, написание рецензии, проведение интервью.




  1. Место дисциплины в структуре образовательной программы

Настоящая дисциплина относится к циклу «Теоретические и эмпирические основания исторической науки» и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую профессиональную подготовку. Научно-исследовательский семинар является продолжением исследовательского семинар: «Введение в историю и практику университетской жизни», читаемому на 1 курсе бакалавриата.

Изучение данной дисциплины имеет целью приобретение первичных знаний о специфике исследовательской работы в рамках исторической профессии.
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:

  • Знание отечественной и всемирной истории на уровне программы средней общеобразовательной школы и базовых знаний, полученных в первый год обучения

  • Знание обществознания на уровне программы средней общеобразовательной школы и базовых дисциплин, полученных в первый год обучения

  • Понимать термины и категории исторической науки

  • Владение иностранными языками

  • Умение работать с компьютером, ориентироваться в Интернет-ресурсах,


Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении всех других профессиональных и специальных дисциплин.
5. Тематический план учебной дисциплины



Название темы

Всего часов по дисциплине

Аудиторные часы

Лекции Сем.и практич

Самостоятельная работа

1

Вводное занятие. Распределение тем докладов и рефератов

2

2







2.

Вводный цикл занятий: происхождение университетов, их распространение и эволюция.

8

8






3.

История университета Европы и США (по выбору)..

10




2

8

4.

Университет и его представители в памятниках западноевропейской художественной литературы Средневековья и Нового времени.

40




20

20

5.

Рецензирование по теме «Социальные аспекты функционирования университетской культуры».

18




2

16

6.

Университетские традиции в российских ВУЗах: воспроизведение и развитие

28




8

20

9.

Зачет

2




2






Итого:

108




44

64



  1. Формы контроля знаний студентов.

Тип контроля

Форма контроля




Кафедра

Параметры

Промежуточный

Презентация, доклад, интервью, рецензия




КСИ




Итоговый

Зачет




КСИ





6.1. Критерии оценки знаний, навыков

Рецензия – продемонстрировать владение первичными навыками рецензирования научной литературы.

Презентация – умение продемонстрировать результаты анализа

Зачет – умение работать с научной литературой, знание предмета и задач университетской истории, ее места в системе исторического знания, особенностей истории и традиций международных университетов.



  1. Содержание дисциплины


Тема 1: Вводная лекция. Тематика и назначение исследовательского семинара. Организация работы в нем. Распределение заданий и определение консультации по ним.

Тема 2: Вводный цикл занятий: происхождение университетов, их распространение и эволюция.

Феномен университета. Происхождение университетов: споры о датировках. Предуниверситетский период. Городские школы. «Возрождение XII века» и оформление схоластического метода. Формирование новой социальной группы городских интеллектуалов. Структура университетов. Этапы распространения университетов по средневековой Европе. Методы обучения и содержание образования. Университетская культура и её основные черты. Университетские степени («ученые градусы»), их социальная роль. Национальное и универсалистское в университетской культуре. Важнейшие конфликты в университетской среде. Университет и город. Повышение социально-политической роли университетов в XIV-XV вв. Университеты и государственная власть. Университеты и папства. Социальные функции университетов в позднее средневековье.

Университеты и гуманизм. Реформация и контрреформация в университетских стенах. «Поздняя схоластика». Университеты в системе «новой монархии» (абсолютизма). Усиление административного контроля над университетами. Изменение формы университетской жизни. Университет и параллельные научно-образовательные структуры (иезуитские коллегии, протестантские академии, научные общества, академии наук). Университеты в условиях так называемого «процесса конфессионализации» конца XVI-XVII вв. Проблема «избыточных» интеллектуалов. Распространение университетов и квазиуниверситетских образований в Восточной Европе и в новом Свете.

Университеты в эпоху просвещения. Утилитарный подход к образованию. Университеты в России: трудности и успехи в адаптации. Европейские профессора в России. Начало формирования российской университетской среды. Университеты и власть в 18 веке. Университеты и шотландское просвещение. Просвещенная австрийская монархия и университеты. Передовые протестантские университеты.

Университетская среда и гетеродоксальные учения (янсенисты, масоны, квиетисты и др.). Университеты и Французская революция.

Формирование французской университетской модели: «наполеоновский университет» и система высших школ. Немецкая (романтическая) модель: Берлинский университет и принципы свободного обучение Вильгельма фон Гумбольдта. Университетские реформы Александра I. Католический университет Джона Ньюмена. Новые принципы университетского образования во второй половине XIX века. Университетские уставы в России. Начало студенческого движения. Университеты в XX веке.

Тема 3: История университета Европы и США (по выбору).

Представление реферата в виде обзора истории выбранного учебного заведения с учетом того, как используется его исторические традиции для создания имиджевой привлекательности.

Порядок самостоятельной работы:

  1. Выбор конкретных университетов Старого или Нового Света для анализа (выбрать любой из так называемых исторических университетов, т.е. основанных до 1800 года).

  2. Знакомство с базовыми элементами их истории и способами репрезентации собственных университетских традиций на основе интернет-ресурсов и информационных систем выбранного университета.

  3. Написание и предоставление текста в электронном виде, доступном для всех участников семинара.

  4. Защита рефератов.

  5. Ознакомление с работами других участников семинара и составление коллективного рейтинга исследовательских работ.

  6. Составление коллективного рейтинга результатов исследований и выборочные презентации и обсуждения наиболее характерных работ.

Тема 4: Университет и его представители в памятниках западноевропейской художественной литературы Средневековья и Нового времени.

Представление докладов по результатам анализа литературных произведений, рассмотренных под «университетским углом зрения». Представление докладов по результатам проведенной работы.

Примерный список тем для докладов:

  • «История моих бедствий» Петра Абеляра сквозь призму университетской культуры

  • Поэзия вагантов и зарождение университетской культуры

  • Университет и элементы университетской культуры в «Романе о розе» Жана де Мена

  • Студенты и интеллектуалы в итальянских новеллах XIII-XIV вв.

  • Студенты и ученые в «Кентреберрийских рассказах Д. Чосера»

  • Письма темных людей: взгляд на позднесредневековый университет изнутри

  • Университетские мотивы в творчестве Ф. Рабле.

  • Университетский человек в цикле легенд о Докторе Фаусте

  • Образ студента в испанском плутовском романе

  • Повседневность французских студентовXVII в. « по Правдивому комическому жизнеописание Франсиона

  • Философы, врачи и юристы в комедиях Мольера

  • Традиции университетской культуры в романе Л. Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди»

  • Бурши и филистеры в произведениях немецких романтиков

Тема 5: Рецензирование по теме «Социальные аспекты функционирования университетской культуры».

Написание и представление рецензий на научные монографии по истории университетов и интеллектуальной истории. Коллективный анализ рецензий.
Примеры исследований, предлагаемых для рецензирования
Hobsbawm E., Ranger T., eds, The Invention of Tradition. Cambridge. 1983.

Вишленкова Е.А., Галиуллина Р.Х., Ильина К.А. Русские профессора: университетская корпоративность или профессиональная солидарность. М.: Новое литературное обозрение. 2012. 650 с.

Иванов А.Е. Мир российского студенчества. Конец XIX – начало XX века. М.: Новый хронограф, 2010.

Социология философий: глобальная теория интеллектуального изменения. Перевод с английского Н.С.Розова и Ю.Б.Вертгейм. Новосибирск: Сибирский Хронограф, 2002, 1280 с.

Тема 6: Университетские традиции в российских ВУЗах: воспроизведение и развитие.

Представление результатов изучения истории университетских традиций на основе интервьюирования представителей различных поколений выпускников советских и российских ВУЗов. Составление интервью выпускников разных поколений конкретного ВУЗа (по выбору). Анализ университетских традиций и ритуалов, динамики их изменений. Презентация материалов и коллективное обсуждение. На материале различных докладов предлагается выявить некоторые общие закономерности.


  1. Образовательные технологии

Данная дисциплина представляет собой семинарский курс. Вводные лекции строятся в виде беседы со студентами, а также дискуссии по отдельным вопросам. Семинарские занятия построены в форме защит докладов, рефератов и составления коллективных рейтингов по результатам исследований.


  1. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента.


9.1. Задания для самостоятельной работы

  • Восстановление истории университетов Старого и Нового Света

  • Воссоздание образа «университетского человека» по памятникам литературы

  • Рецензирование книг по социальной истории университетов

  • Анализ университетских традиций на основании интервьюирования выпускников одного и того же ВУЗа разных поколений

9.2 Перечень вопросов к зачету:

  • Исторические условия возникновения университетов

  • Структура средневековых университетов: методы обучения и содержание образования

  • Этапы распространения университетов по регионам Старого и Нового Света

  • Социальные функции средневекового университета и политическая власть в Средние века

  • Национальное и универсалистское начало в университетской культуре

  • Проникновение гуманистических идей в позднесредневековые университеты

  • Университеты, реформация и контрреформация

  • Университеты в эпоху Просвещения

  • Университеты в начале 19 века: выбор модели развития

  • Особенности российских университетов


9.3 Примерный список тем рефератов в теме 4.

  1. Порядок формирования оценок по дисциплине.


Преподаватели оценивают самостоятельную работу студентов: степень активности и готовность (с учетом знакомства с рекомендуемой литературой) к обсуждению проблем, рассматриваемых в лекциях – Осам

Результирующая оценка за текущий контроль учитывает результаты написания реферата – Ореф.

Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле:

Оитоговый = k1Oзачет + k2Oреф.+k3Oсам


  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины


Андреев А.Ю., Посохов С.И. Университетская идея в Российской империи XVIII - начала XX веков. Антология. Учебное пособие для вузов. Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН). 2011.

Суворов Н.С. Средневековые университеты. Книжный дом "Либроком". 2013.


Уваров П. Ю. История интеллектуалов и интеллектуального труда в средневековой Европе (спецкурс). Москва. ИВИ РАН. 2000.

Уваров П. Ю. Университет// Словарь средневековой культуры. Под. Ред. А.Я. Гуревича. Москва. РОССПЭН. 2011.

Уваров П.Ю. Университеты Российской империи глазами медиевиста (в защиту «идола истоков»)//Долгое Средневековье. Сборник в честь проф. А. Сванидзе. Москва. Изд-во Кучково поле. 2011. С. 342-357.

Anderson R.D. European Universities From the Enlightenment to 1914. Oxford, 2004.

A History of the University in Europe. Vol.1. Universities in the Middle Ages/ Ed. By H. de Ridder-Symoens. Cambridge et al., 1992; Vol.2. Universities in Early Modern Europe (1500-1800). Cambridge, 1996; Vol.3. Universities in the Nineteenth and Early Twentieth Centuries (1800-1945). Cambridge, 2004.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской культуры»  для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской культуры»  для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю...
Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. №
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской культуры»  для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Описание и анализ памятников искусства и культуры»...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской культуры»  для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма Программа подготовки магистра по направлению 030600. 68...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской культуры»  для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины История искусства и литературы. Часть I для...
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,...
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской культуры»  для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины История искусства и литературы. Часть I для...
Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,...
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской культуры»  для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Введение в историю человечества» для направления/...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности...
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской культуры»  для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,...

Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской культуры»  для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «История российской государственности» для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской культуры»  для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины для направления 030600. 62 «История»
Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики Санкт-Петербург
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской культуры»  для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины Syllabus Научно-исследовательский семинар Research...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 03....
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской культуры»  для направления 030600. 62 «История» iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 030600. 62 «История», обучающихся...
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской культуры»  для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины Физическая культура для направления 030600....
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для...
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской культуры»  для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»...
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской культуры»  для направления 030600. 62 «История» iconПрограмма дисциплины «Антиковедение» для направления 030600. 62 «История»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину “Антиковедение”; учебных ассистентов и студентов направления подготовки...
Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю и практику университетской культуры»  для направления 030600. 62 «История» iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск