Скачать 193.3 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет истории Программа дисциплины «История подделок и фальсификаций» для направления 030600.68 «История» подготовки магистра Автор программы: М.Н.Никогосян…………………………………………… Одобрена на заседании кафедры ………………………. «__»____________2013 г. Зав. кафедрой ………………………………. Рекомендована секцией УМС по истории «__»____________2013 г. Председатель Е.Б.Смилянская Утверждена УС факультета истории «__»____________2013 г. Ученый секретарь О.С. Воскобойников Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента магистратуры и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.62 «История», обучающихся по программе магистратуры «История художественной культуры и рынок искусства» и изучающих дисциплину «История подделок и фальсификаций» Программа разработана в соответствии
Целями освоения дисциплины «История подделок и фальсификаций»
В результате освоения дисциплины «История подделок и фальсификаций» студент магистратуры должен - знать основных представителей знаточеского метода - овладеть терминологией, используемой для классификации и описания подделок - иметь представление о современных методах атрибуции, направленных на распознавание подделок Студент магистратуры в ходе изучения дисциплины «История подделок и фальсификаций» осваивает следующие компетенции:
А) инструментальными (ИК): Выпускник должен быть способен
в научно-исследовательской деятельности(НИД): ПК 1; ПК2; ПК3; ПК4; ПК5; ПК6 в экспертно-аналитической деятельности: (ЭД_АД) ПК 3, ПК 5, ПК6 в культурно-просветительской деятельности: (КПрД) ПК 3, ПК 5, ПК 6, ПК18 в редакционно-издательской деятельности(РИзД) ПК 3, ПК 5, ПК 18, ПК19 Б) социально-личностными (СЛК):
в научно-исследовательской деятельности(НИД) СЛК1,СЛК2,СЛК3,СЛК5,СЛК7 в экспертно-аналитической деятельности: (ЭД_АД) СЛК1,СЛК2,СЛК3,СЛК5,СЛК6,СЛК7 в организационно-управленческой деятельности: (ОУД, АД) СЛК1,СЛК2,СЛК3,СЛК4, СЛК5,СЛК6,СЛК7 в педагогической и преподавательской деятельности(НИД_ПЕД) СЛК1,СЛК2,СЛК3,СЛК4, СЛК5,СЛК6 в культурно-просветительской деятельности: (КПрД) СЛК1,СЛК2,СЛК3,СЛК4, СЛК5,СЛК6 в редакционно-издательской деятельности(РИзД) СЛК1,СЛК2,СЛК6,СЛК7
Настоящая дисциплина относится к блоку факультативов первого года обучения в магистратуре по направлению «История художественной культуры и рынок искусства» и тесно связана с дисциплинами как базовой части «Реставрация и хранение художественных ценностей и предметов материальной культуры», так и вариативной «Техники живописи и скульптуры», «Романтизм и реализм в искусстве XIX века». Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: история архитектуры и декоративно-прикладного искусства, реставрация и хранение художественных ценностей и предметов материальной культуры. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Методы научного исследования и экспертиза произведений искусства», «История коллекционирования и художественных выставок».
При подготовке реферата (устное выступление с прилагаемым текстом 2-3 тыс.слов), студент должен показать способность критически оценивать источники и литературу, в том числе на иностранных языках. Реферат делается в письменном виде и оформляется в соответствии с правилами оформления научных публикаций (СК-М2; СК-М6; СЛК-М2; СЛК-М3.И; СЛК- М8.И; ИК-М 1.1.ПД; 1.1.НИД; ИК –М2.2/3.1/2_3.1 (И) история; ИК-М2.5.2_3.1_3.2). В устных выступлениях на семинарах студент должен продемонстрировать знание основной проблематики курса, содержания вопросов лекционных и семинарских занятий, историографической традиции (СК-М-7, СК-М1; ИК-М2.1_2.2._2.4.1; ИК –М2.1/3_3.1(И); ИК-М2.5.2_3.1_3.2). 6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине. Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: оценивается активность студентов в дискуссиях, правильность решения задач на семинаре. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: оценивается полнота освещения темы, которую студент готовит для реферата. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед итоговым контролем – Осам. работа. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Онакопленная= k1* Отекущий + k2* Оауд + k3* Осам.работа Результирующая оценка по учебной дисциплине формируется по следующей формуле: Орезульт = k1·Онакопл + k2·Оитоговый
Раздел 1. Основные понятия и термины. История фальсификаций до XIX века. Фальсификаторы XIX - первой половины XX века. (6 часов лекции + 7 часов семинарские занятия). Неоднозначность понятия «подлинник» и «фальсификация». Толкование понятия «оригинал» в разное время и в различных видах искусства. Различные уровни приближения к оригиналу: авторское повторение, автор и мастерская, соавторство нескольких художников, незаконченное произведение, реплики мастерской. Различные уровни понятия «копия»: позднейшие копии, авторские копии, коллекционные копии, реплики и факсимиле, отливы. Подражания и пастиши. Понятия «фальсификация» и «подделка», мистификация. Фальсификации XVIII века, связанные с модой на античность. Подделки, созданные реставраторами из фрагментов подлинных памятников: Кавачеппи, Альбачини, Пиранези. XIX. - первая половина XX века: золотой век фальсификации. Мания собирательства, рост числа и разнообразие фальсификаций произведений различных эпох и видов искусства. «Великие мастера» фальсификации и подделки произведений итальянского и северного Возрождения Самостоятельная работа студента (19 час.): подготовка к семинарскому занятию и по выполнению работы по реферированию литературы. Основная литература:
Дополнительная литература:
Раздел 2. История фальсификаций в XX-XXI вв. (4 часа лекции + 5 часов семинарских занятий). История фальсификаций ХХ века: Отто Ваккер (1898–1970) и подделки картин В.Ван Гога, Ханс ван Мегерен (1889-1947) и подделки картин Я.Вермеера, братья Риккарди и подделки предметов старины, Эльмир де Ори (1905-1976), Давид Стайн (1935-1999), - фальсификации произведений живописи ХХ века. Бунт против общества: Томас Китинг (1917-1984) – изучение техники старых мастеров, Эрик Хебборн (1934-1996) – подделка произведений графики. Психология фальсификатора ХХ века, внимание к личности фальсификатора со стороны масс-медиа. Написание автобиографий, книг, сценариев, создание фильмов. Фальсификаторы конца ХХ – начала XXI века. Работа в «команде», подделка провенанса. Дело Джона Миатта и Джона Дрю в 1990-х, Вольфганг Бельтракки, Шон Гринхол. Кен Перени – фальсификация малозначимых художников и реставрационных процессов. Коммерческий характер фальсификаций. Скандалы на европейском и отечественном художественном рынке последних лет. Новые приемы фальсификаторов в связи с появлением методов научного исследования. Самостоятельная работа студента (18 час.): подготовка реферата Основная литература:
Дополнительная литература:
Раздел 3. Метод знаточества. Основные представители. (5 часов лекции + 6 часов семинарские занятия). Место знаточества в истории искусств. Традиция знаточества до XIX века. Собирательство «древностей» и деятельность антикваров. Развитие «научного» знаточества в XIX в. «Итальянские исследования» Карла-Фридриха фон Румора (1785-1843) и критический метод изучения письменных источников. И.Д. Пассаван (1787-1861) – монография о Рафаэле, первый научный каталог резоне. Густав Фридрих Вааген (1797-1868), атрибуции на основе изучения музейных и частных собраний. Метод атрибуции Джованни Морелли (1816-1891), использование фотографий. Джованни Батиста Кавальказелле (1819-1897), совместные труды с Дж.Кроу. Вильгельм фон Боде (1845-1929), Корнелис Хофстеде де Гроот (1863-1930), Фриц Лугт (1884-1970). Знаточество в ХХ веке: Бернард Бернсон (1865-1959) и его метод, основанный на изучении подлинников, использование фотографий, составление индексов. Макс Фридлендер (1867-1958), исследования нидерландской живописи и методологические сочинения. Роберто Лонги (1890-1970), изучение манеры художника и его взаимосвязей с другими художниками. Герман Фосс (1884-1966) атрибуции картин XVII-XVIII века, открытие забытых художников. Ричард Оффнер (1899-1965), его корпус флорентийской живописи. Федерико Дзери (1921-1998) и его фонд. Самостоятельная работа студента (23 час.) : подготовка реферата Основная литература:
Дополнительная литература:
Раздел 4. Традиция знаточества в России. Современные методы атрибуции и их роль в распознавании подделок. (5 час лекций + 5 час. семинарские занятия). Коллекционеры-знатоки XIX века: П.П.Семенов Тянь-Шанский (1827-1914), П.Деларов (1851-1913), Г.С.Строганов (1829-1910). Знатоки ХХ века: Б.Р.Виппер (1888-1966), В.Н.Лазарев (1897-1976), его атрибуции древнерусской и западноевропейской живописи и семинар, М.Я.Либман (1920 – 2011?), труды по немецкой скульптуре и живописи. Н.Н.Никулин (1923-2009) и исследования нидерландской живописи. И.В.Линник. Современное состояние знаточества. Знаточество и антикварный рынок. Сертификаты. Погоня за именами. Методики распознавания фальсификаций, методики атрибуции. Формально-стилистический анализ, историографический метод (изучение письменных источников, провенанса), изучение иконографии, истории костюма, фалеристики и т.д. Задачи атрибуции и аутентификации. Самостоятельная работа студента (19 час.): подготовка к семинару Основная литература:
Дополнительная литература:
Данная дисциплина преподается в форме лекций и семинарских занятий. Семинарские занятия построены в виде беседы со студентами. В процессе занятий студенты знакомятся с рекомендуемой литературой, представляют рефераты, осуществляют самостоятельный поиск литературы и источников по теме семинара, готовят рефераты и выступают с ними, участвуют в обсуждении.
9.1. Самостоятельная работа студента. 9.2.1: Литература для подготовки рефератов в письменной форме объемом 2-3 тыс. слов выбирается студентом из числа монографий/ подборки статей объемом не менее 300 стр., помещенных в разделе 10.1. настоящей программы. 9.3. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины и задания для итогового контроляПримерный перечень вопросов к итоговой аттестации по курсу «История подделок и фальсификаций»:
Основная литература:
Дополнительная литература:
Электронные ресурсы:
11.Материально-техническое обеспечение дисциплины:При чтении лекций и проведении семинарских занятий используется профессиональная аудио и видео аппаратура, видеопроектор, персональный компьютер, авторские полевые материалы (аудио и фото) преподавателя. |
Программа дисциплины История искусства и литературы. Часть I для... Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,... | Программа дисциплины История искусства и литературы. Часть I для... Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 62 «история» подготовки бакалавра,... | ||
Программа дисциплины «формы знания в исторической ретроспективе»... Программа предназначена для преподавателей, ассистентов и студентов направления / специальности 030600. 68 «история» подготовки магистра,... | Программа дисциплины «Исследовательский семинар: Введение в историю... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Программа дисциплины «История российской государственности» для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | Программа дисциплины Физическая культура для направления 030600.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ для... | ||
Программа дисциплины для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»... | Программа дисциплины «Антиковедение» для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину “Антиковедение”; учебных ассистентов и студентов направления подготовки... | ||
Программа дисциплины «Теория и история исторического знания» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления для направления... | Программа дисциплины Английский язык для профессиональной деятельности... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 030600. 62 История, (уровень... | ||
Программа дисциплины Английский язык для начинающих 1 для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки 030600. 62 История, (уровень... | Программа дисциплины европа в V xvii вв для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Европа в V-XVII вв.»; учебных ассистентов и студентов направления... | ||
Программа дисциплины История культуры и искусства для специальности «Графический дизайн» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа дисциплины «История правовых и политических учений (часть... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | ||
Программа дисциплины История и социология гуманитарного знания для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 030600.... | Программа дисциплины «Философия» для направления 030600. 62 «История» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030600. 62 «История»... |