Рабочая программа учебноЙ дисциплины (модуля)





Скачать 152.46 Kb.
НазваниеРабочая программа учебноЙ дисциплины (модуля)
Дата публикации16.12.2014
Размер152.46 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

«Утверждаю»

Декан факультета

________________________________

«____»___________________201_ года
рабочая Программа учебноЙ дисциплины (модуля)

М.2.В.04

ГЕНДЕРНАЯ ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН: ОТ АНТИЧНОСТИ ДО РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ
Трудоемкость (в зачетных единицах) 4

Направление подготовки: 050100.68 Педагогической образование
Магистерская программа: Актуальные проблемы всеобщей истории
Квалификация (степень) выпускника: Mагистр
1. Цели изучения дисциплины (модуля).

Цель дисциплины - дать магистрантам представление о возможностях применения гендерного подхода к анализу исторического материала. Дисциплина соотносится с общими целями ООП, в том числе имеет междисциплинарный характер, связана с задачами воспитания толерантности.

2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.

Дисциплина относится к циклу М.2.В.00 «Вариативная часть», раздел «Дисциплины, устанавливаемые вузом (факультетом)». Она логически и содержательно-методически взаимосвязана с другой составляющей ООП учебной дисциплиной М.1.01 «Современные проблемы науки и образования» и М.1.02 «Методология и методы научного исследования». Для освоения настоящей дисциплины необходимы приобретенные в результате освоения указанных дисциплин знания, умения, навыки и компетенции обучающихся.

Изучение данной дисциплины необходимо как предшествующее для успешного освоения учебных дисциплин М.2.В.02 «Культура Запада в Новое и Новейшее время», М.2.В.03 «Междисциплинарный подход в современной методологии истории», М.2.В.06 «Магистерский семинар», М.2.В.08 «Культура Византии», М.2.В.09 «Восточная Европа: проблемы модернизации в Новое время» («Этнический фактор в истории Балкан XX-XXI вв.»), М.2.В.10 «Идеология и политика мультикультурализма» («Проблемы межэтнической (межкультурной) коммуникации»), М.2.В.11 «Социокультурное развитие Востока в Новое и Новейшее время» («Модернизация на Востоке: социокультурный аспект»).
3. Требования к уровню освоения программы.

Освоение дисциплины должно содействовать формированию следующих компетенций:

Общекультурные компетенции (ОК):

способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);

готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14);

Профессиональные компетенции (ПК):

Общепрофессиональные (ОПК):

владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

Специальные компетенции (СК):

способен анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2);

готов соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8);

В результате изучения курса студент должен:

знать:

особенности развития культуры и общества стран Запада в гендерном измерении;

важнейшие события, процессы и явления истории и культуры в странах Запада в заданном временном диапазоне в их связи с эволюцией политического и социально-правового положения обоих полов.

уметь:

давать характеристику важнейших культурно-исторических явлений и процессов, основываясь на владении приемами гендерного анализа;

применять знания по гендерной истории в научно-исследовательской, образовательной, культурно-просветительской деятельности.

владеть:

приемами критического и самостоятельного мышления, мировоззренческой рефлексии при анализе проблем развития культуры и общества стран Запада от античности до Нового времени в гендерном измерении;

методами самостоятельной организации своей учебной деятельности на основе предъявляемых требований и собственных образовательных потребностей, способностью нести ответственность за достигнутые результаты.
4. Общая трудоемкость дисциплины 4 зачетных единицы и виды учебной работы.


Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)

Всего

1 семестр

Общая трудоемкость курса

144

144

Аудиторные занятия

36

36

Лекции

18

18

Лабораторные работы

0

0

Практические занятия

18

18

Занятия в интерактивной форме

14

14

Самостоятельная работа

81

81

Курсовая работа

0

0

Реферат

0

0

И (или) другие виды самостоятельной работы

81

81

Формы текущего контроля

Тесты

Тесты

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Экзамен

Экзамен


5. Содержание учебной дисциплины (модуля).

5.1. Разделы учебной дисциплины (модуля).


Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)

лекции

практические (семинары)

лабораторные работы

Самостоятельные

Тема 1. Введение в гендерную проблематику.


6

6




27

Тема 2. Специфика гендерных отношений

в традиционных восточных обществах

6

6




27

Тема 3. Европейская цивилизация в поисках идентичности: от средневековья к раннему Новому времени.

6

6




27

Итого

18

18




81


5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля).

Раздел 1. Введение в гендерную проблематику.

Представления о социальной детерминированности мужского и женского поведения. Необходимость изучения влияния социокультурного климата различных эпох и цивилизаций на формирование гендерных представлений. Вариативность полоролевой дифференциации поведенческих норм в различных этнокультурных и социальных контекстах.

Формирование половой идентичности и принятия соответствующих ей социальных ролей в ходе социализации личности. Различия культур по степени репрессивности/пермиссивности регуляции индивидуального поведения, а также по содержанию стереотипов маскулинности/феминности.

Вопрос о роли гендера в распределении властных полномочий. Лишенность женщин доступа к официальным институтам политической власти. Разграничения между обладанием легитимной властью с одной стороны, и возможностью неформального влияния - с другой.

Агональный характер отношений полов в сфере власти. Игра и состязание как форма выстраивания поведения мужчин и женщин в элитарной среде. Элита как среда, где отрабатываются различные варианты и стили поведения и взаимоотношений, затем принимаемые либо отвергаемые другими социальными слоями.

Раздел 2. Специфика гендерных отношений в традиционных восточных обществах.

Влияние цивилизационных черт на специфику гендерных отношений. Особенности восточного гендерного кода.

Древний Египет. Порочность и коварность как отличительные качества женского начала согласно источникам. Полная власть мужчины над женой, вплоть до распоряжения жизнью. Исключительные примеры женщин-правительниц: Хатшепсут и Нефертити. Роль мужских и женских божеств в космогонической картине мира.

Цивилизации Междуречья. Зависимость женщины от мужчины. Храмовая проституция в Вавилоне. Распространенность обычая левирата. Патриархальные черты общества по ассирийским законам, женщина как собственностью мужчины.

Индия. Главенство мужчины в обществе и семье. Обряд самосожжения, изгойство вдов. Культ половой любви с признанием равенства потребностей мужчины и женщины как своеобразие индийской культуры.

Китай. Изменение положения женщины во времени. Эпоха Шан: женщины-воительницы, охотницы. Доступ женщин к высшим государственным постам в эпоху Хань. Идеи даосской любви, гармонии мужского и женского начала. Ухудшение положения женщины в средневековом Китае. Многоженство в высших слоях общества. Обычай бинтования ног девочек.

Япония. Женское поэтическое творчество. Распространение детоубийства в народной среде. Выбивание зубов замужней женщине, заимствование обряда бинтования ног из Китая. Дислокальный брак в зрелом средневековье.

Мусульманский мир. Полная зависимость женщины от мужчины. Многоженство. Замкнутое существование женщины, полное бесправие, ношение паранджи. Отсутствие женского образования. Длительная консервация неравноправия во времени.

Раздел 3. Европейская цивилизация в поисках идентичности: от Средневековья к раннему Новому времени.

Синтез римской и варварской традиций, характеризующихся относительно высоким положением женщины. Утверждение отличной от них христианской доктрины, обозначившей негативный образ женщины и закрепившей традицию мужского господства. Формирование средневековой мизогении.

Всплеск интереса к эмоционально-интимной стороне человеческих отношений в среде аристократии. Феномен куртуазной любви. Игровой характер куртуазной культуры. Демонстрация социального аспекта гендерных отношений. Куртуазия как отражение культурного своеобразия европейской властной элиты. Расхождение между эстетизированным литературным образом и жизненными реалиями. Наличие «двойного стандарта» в отношении рыцаря к женщине. Несогласованность христианской и феодальной иерархий ценностей. Сохранение традиционных черт мужского превосходства (сексуальной свободы, контроля над поведением женщин, допущения физического насилия).

Европейское придворное общество раннего Нового времени. Образование придворного общества как особого политического пространства. Появление трактатов по придворным манерам и хорошему воспитанию (Б.Кастильонеи др.). Предъявление знатным женщинам при дворе требований владения гуманистической культурой и образованностью. Праздность и игровой характер придворной культуры. Свобода нравов как признак аристократизма. Формальность и прагматичность брачных отношений. Сексуальные отношения как средство достижения материальных целей и повышения престижа. Определенное равенство полов в свободе сексуального поведения при дворе. Феномен женских салонов. Экстраполяция элитарных норм поведения на другие социальные слои, в первую очередь на бюргерство.
5.3. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Основная литература

Пушкарева Н.Л. Гендерная теория и историческое знание. СПб., 2007.

Репина Л. П. Женщины и мужчины в истории: Новая картина европейского прошлого: Очерки: Хрестоматия. М., 2002.
6.2. дополнительная литература:

Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при Старом порядке. Екатеринбург, 1999.

Бродель Ф. Структуры повседневности: Возможное и невозможное // Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV - XVIII вв.: в 3 т. М., 1986, т.1.

Вардиман Е. Женщина в древнем мире. М, 1990.

Введение в гендерные исследования. Хрестоматия: в II ч. СПб., 2001.

Введение в гендерные исследования: в 2 ч. Учебное пособие / Под. ред. И.А. Жеребкиной. Харьков. 2001.

Европейское дворянство XVI - XVII вв.: Границы сословия. М., 1997.

Женщины и общество. Сборник научных статей. / Под ред. В.И. Успенской. Вып. 2. Тверь, 2002.

Индийская жена: Исследования, эссе. М., 1996.

Китайский эрос / сост. и отв. ред. А.И. Кобзев. М, 1993.

Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Этническая история китайцев на рубеже Средневековья и Нового времени. М, 1987.

Оссовская М.И. Рыцарь и буржуа: Исследование по истории морали. М., 1987.

Фукс Э. EROTICA. Ренессанс: буйство плоти. Интимный мир эпохи. М., 2001.

Хрестоматия к курсу «Основы тендерных исследований». М., 2001.

Человек в кругу семьи. Очерки по истории частной жизни в Европе до начала Нового времени. М., 1996.

Человек в мире чувств. Очерки по истории частной жизни в Европе и некоторых странах Азии до начала нового времени / Отв. ред. Ю.Л. Бессмертный. М., 2000.

Элиас Н. О процессе цивилизации: в 2 т. М., СПб., 2001.

Элиас Н. Придворное общество. М., 2002.

Этнические стереотипы мужского и женского поведения. / Отв. ред. А.К. Байбурин, И.С. Кон. СПб., 1991.
Исторические источники:

Августин Аврелий. Исповедь. Петр Абеляр. История моих бедствий. / Августин Аврелий. Петр Абеляр. М., 1992.

Антология педагогической мысли христианского Средневековья: в 2 т. М., 1994.

Бокаччо Дж. Декамерон. Разл. изд.

Гендерная история Западной Европы: в 4 кн. Хрестоматия. М. 2006-2007.

Законы среднеассирийского царства // Хрестоматия по истории древнего Востока. В 2 т. Т. 1. / Под ред. И.С. Кацнельсона, М.А. Коростовцева, В.И. Кузищина. М., 1980.

Законы Хаммурапи // Хрестоматия по истории древнего Востока. М., 1997.

Луиза Лабе. Сочинения. М., 1988.

Маргарита Наваррская. Гептамерон. М., 1993.

Монтень М. Опыты. Разл. изд.

Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV веков. М., 1991.

Хрестоматия// Репина Л.П. Женщины и мужчины в истории: новая картина исторического прошлого. Очерки. Хрестоматия. М. 2002.

Шпренгер Я. Молот ведьм. СПб., 1992.
6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.

Рабочая программа, составленная на кафедре всеобщей истории ТГПУ.

Учебная, учебно-методическая литература, библиотечные фонды.

При изучении дисциплины рекомендуется также обратиться к веб-ресурсам:

Библиотека Максима Мошкова: http://lib.ru/

Всемирная история: http://historic.ru/books/

Всемирная электронная библиотека: http://www.universalinternetlibrary.ru

Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru

Электронная библиотека Восточной литературы: http://eastlib.ru/

Электронная библиотека Российской государственной библиотеки (РГБ): http://www.rsl.ru/ru/s2/s101/

Хронос. Всемирная история в Интернете: http//www.hrono.ru

Электронная библиотека Восточной литературы: http://eastlib.ru/
6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).

Перечень рекомендуемых интерактивных обучающих, справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых при изучении дисциплины:


№п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1

Введение в гендерную проблематику

Компьютерная презентация «Исторические гендерные исследования в России»

ММУ, ноутбук

2

Специфика гендерных отношений в традиционных восточных обществах

Компьютерные презентации «Женщины в древнем Египте», «Женщины на Востоке»

ММУ, ноутбук

3

Гендер на средневековом Западе

Компьютерная презентация «Женщины на Западе в средние века»

ММУ, ноутбук


7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю

Данная дисциплина направлена на теоретико-практическую подготовку студентов-историков. Ее преподавание предполагает проведение ряда лекционных и практических занятий. Лекции проводятся в основном посредством метода устного изложения с элементами проблемного подхода и беседы. В лекционном курсе отводится место как общетеоретическим проблемам исторического развития, так и выяснению специфических особенностей изучаемого периода в их конкретно-историческом измерении.

Семинарские занятия могут иметь разные формы (работа с исследовательской литературой, анализ исторических памятников эпохи, слушание докладов, коллоквиум и др.), выбираемые преподавателем в зависимости от интересов студентов и конкретной темы.

Самостоятельная работа студентов включает в себя элементы реферирования и конспектирования научно-исследовательской литературы, подготовки и написания научных текстов, отработку навыков устных публичных выступлений.

Содержание предлагаемой программы дисциплины, ее объем и характер обусловливают необходимость оптимизации учебного процесса в плане отбора материала обучения и методики его организации, а также контроля текущей учебной работы.

Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной форме, путем обсуждения проблем, выводимых на семинарах и письменной, путем выполнения студентами разных по форме и содержанию работ и заданий, связанных с практическим освоением содержания дисциплины. Студенты демонстрируют в ходе проверки умение анализировать значимость и выявлять специфику различных проблем и тем в рамках изучаемой дисциплины и ее компонентов (разных сфер жизнедеятельности общества рассматриваемого исторического периода), знание научной и учебно-методической литературы. Текущая проверка знаний и умений студентов также осуществляется через проведение ряда промежуточных тестирований.
    1. Итоговая аттестация по дисциплине предполагает устный зачет и экзамен, на которых проверяется усвоение теоретического и конкретно-исторического материала, усвоение базовых понятий дисциплины.


Широкое использование в учебном процессе имеют активные и интерактивные формы проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, рецензирования студентами работ друг друга, оппонирования студентами рефератов, проектов курсовых, дипломных, исследовательских работ, экспертных оценок группами студентов совместно с преподавателями, компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, работы студенческих исследовательских групп) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.
8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

8.1. Перечень вопросов для промежуточной аттестации (к экзамену):

Основные положения гендерной теории.

Женщина и семья в античных Греции и Риме.

Куртуазная культура в средневековой Европе.

Гендерные отношения в придворном европейском обществе раннего Нового времени.

Гендерная система в культуре традиционного Востока.

Гендерные отношения и положение женщин на Древнем Ближнем Востоке.

Гендерные основания традиционной исламской культуры.

Мужчина и женщина в культуре древнего и средневекового Китая.

Гендерные особенности индо-буддийской цивилизации древности и Средневековья.

Японское общество Средневековья: специфика гендерных взаимоотношений в народной и элитной культурах.
8.2. Темы контрольных работ и заданий.

Анализ оглавления исторического альманаха «Адам и Ева»

Анализ оглавления журнала «Гендерные исследования»

Гендерный анализ текста «Песнь песней»

Гендерный анализ визуальных источников по Древней Месопотамии и Древнему Египту в сравнительном плане.
Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование, магистерская программа Актуальные проблемы всеобщей истории.
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена:

к.и.н., доцент, зав. кафедрой всеобщей истории Т.И. Зайцева
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) утверждена на заседании кафедры всеобщей истории

протокол № __ от ____________ 201_ года.
Зав. кафедрой Зайцева Т.И.
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена учебно-методической комиссией ИФФ

протокол № __ от ____________ 201_ года.
Председатель учебно-методической комиссии ИФФ Морозова О.Ю.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа учебноЙ дисциплины (модуля) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебноЙ дисциплины (модуля) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебноЙ дисциплины (модуля) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебноЙ дисциплины (модуля) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебноЙ дисциплины (модуля) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебноЙ дисциплины (модуля) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебноЙ дисциплины (модуля) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебноЙ дисциплины (модуля) iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебноЙ дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебноЙ дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебноЙ дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебноЙ дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебноЙ дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебноЙ дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебноЙ дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Рабочая программа учебноЙ дисциплины (модуля) iconРабочая программа учебная дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск