1. Пояснительная записка с. 3





Скачать 169.88 Kb.
Название1. Пояснительная записка с. 3
Дата публикации17.12.2014
Размер169.88 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > История > Пояснительная записка
Рассмотрена и рекомендована Утверждаю: «30» августа 2011г

к утверждению на заседании приказ №132

Педагогического совета

МБОУ «Гапкинская СОШ» Директор:____________О.Н.Горбачёва

Протокол №1 от 29 августа 2011г МБОУ «Гапкинская СОШ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гапкинская средняя общеобразовательная школа»

Инновационная образовательная программа внеурочной деятельности по истории
«Школьный музей»

на 2011-2014 уч.г.


Автор: руководитель музея Костромина Э.В.
Содержание

1. Пояснительная записка с. 3

2. Образовательное пространство с. 5

3. Цели и задачи с. 6

4. Основные формы и направления работы с. 6

5. Принципы работы школьного музея с. 7

6. Основные направления и виды деятельности школьного музея с. 7-8

7. Календарный план работы школьного музея с. 10

8. Ожидаемые результаты с. 18

9. Источники и список литературы с. 20

Если история способна научить чему–нибудь, то прежде всего сознанию себя самих, ясному взгляду на настоящее.

В.О.Ключевский

Пояснительная записка.

Важнейшей задачей современной школы России является воспитание российской гражданской идентичности, которая включает в себя:

патриотизм, уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;

знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России;

усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Большую помощь учебным предметам в решении данных задач оказывает дополнительное образование, и в частности, школьный музей.

Как известно, музей осуществляет связь времён. Он даёт нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования.

Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая – то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.

Школьный музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы и предметы быта. Участие детей в поисковой работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров способствует заполнению их досуга. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы    исследования,    производить    историографический    анализ    темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.

В основу программы положен системно-деятельностный подход, целью которого является:

 научить учащихся самостоятельно учиться;

 помочь освоить ключевые компетенции (умения), которые позволят им успешно социализироваться в современном мире.

В ходе реализации программы используются технологии проектного обучения, интерактивных технологий, личностно-ориентированного подхода.ИКТ-технологии позволяют учащимся не только осуществлять поисковую и исследовательскую работу, но совершать виртуальные экскурсии во многие музеи России, которые посмотреть во отчую им не предоставляется возможности (большая часть учащихся проживает в малообеспеченных семьях).

Программа ориентирована на учащихся 5-11 классов, рассчитана на 3 года.

Образовательное пространство

Музей является не просто особым учебным кабинетом школы, но одним  из воспитательных центров открытого образовательного пространства. Программа развития музея включает в себя формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Цели и задачи.

Цель:

средствами школьного музея создать условия для образования,   развития и воспитания личности школьника, способного к  самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом (на примере истории малой Родины), активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи:

  • расширение и углубление знаний учащихся по истории России и родного края;изучение истории возникновения и развития хуторов Константиновского района, школы х. Гапкин;исследование особенностей быта, уклада жизни жителей наших хуторов;

  • ·формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

  • формирование навыков исследовательской деятельности, самостоятельной и групповой работы;

  • приобщение учащихся к общественно-полезной работе, развитие деятельности по охране памятников истории и культуры;

  • пополнение фонда школьного музея;

  • воспитание чувства патриотизма, гражданственности, толерантности, уважения к истории своего народа.

  • развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

  • формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.


Основные формы и направления работы:

  • организация и проведение поиска информации для музея;

  • проведение учащимися экскурсий в школьный музей;

  • использование экспонатов и документов музея для работы на уроках истории;

  • проведение тематических мероприятий и конкурсов, участие в образовательных и творческих конкурсах, соответствующих тематике музея;

  • организация встреч учащихся с ветеранами, вдовами, очевидцами ВОВ;

  • посещение выставок, музеев

  • виртуальные экскурсии в музеи: Московский Кремль, Русский музей, Третьяковскую галерею, Государственный Эрмитаж, Петергоф, Мамаев курган, музей-панорама Сталинградская битва, археологический музей-заповедник Танаис и др.


Принципы работы школьного музея


  • Систематическая связь с уроками, со всем учебно-воспитательным процессом.

  • Использование в учебно-воспитательном процессе разнообразных приёмов и форм учебной и внеучебной работы: музейных уроков, школьных лекций, семинаров, научно-практических конференций, поисковой и проектной деятельности, шефской помощи ветеранам и др.

  • Самостоятельная, творческая и инициативная деятельность учащихся.

  • Помощь руководителю музея со стороны учительского коллектива, ветеранов педагогического труда.

  • Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда.

  • Обеспечение единства познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиции, проведении экскурсий, во всей деятельности музея.

  • Строгий учёт, правильное хранение и экспонирование собранных материалов.


Основные направления деятельности школьного музея:

  • «Комната боевой славы» - история Великой Отечественной войны

  • История хуторов, изучение быта и традиций местного населения

  • История МБОУ «Гапкинская СОШ»


Основные виды деятельности музея:

  • Организационная работа:

- составление и утверждение календарного плана работы музея;

- регистрация поступающих экспонатов;

- создание архива музея в электронном варианте.

  • Поисковая деятельность:

- работа с архивными документами, с периодической печатью, сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях села;

- встречи с участниками и очевидцами исторических событий, запись их воспоминаний, фотографирование;

- изучение вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов;

- поиск и сбор предметов материальной и духовной культуры;

- консультации с работниками библиотек, архивов, музеев и т.д.

  • Исследовательская деятельность:

- написание ученических исследовательских работ в форме докладов и рефератов.

  • Оформительская деятельность:

- составление альбомов, докладов-отчетов, рефератов;

- оформление выставок, плакатов, стенгазет, альбомов-раскладушек;

- оформление экспозиций, витрин для школьного музея.

  • Просветительская деятельность:

- проведение встреч, праздников, экскурсий и литературно-исторических композиций;

- участие в школьных и муниципальных конкурсах сочинений;

- сотрудничество с районной газетой «Донские огни».

  • Методическая деятельность:

- проведение классных часов, внеклассных мероприятий по материалам школьного музея.


Календарный план работы школьного музея



Направление деятельности

Мероприятия

Сроки проведения

2011-2012 учебный год

1

Организационная деятельность

1) Составление и утверждение календарного плана работы музея

2) Регистрация поступающих экспонатов

3) Создание архива музея в электронном варианте

1) в начале учебного года

2) в течение года

3) в течение года

2

Поисковая деятельность

1) Работа в районном архиве, поиск информации об истории хуторах.

2) Работа в районной и сельской библиотеке с периодической печатью.

3) Работа с документами в сельской администрации.

4) Беседы и запись воспоминаний старожилов, очевидцев событий, ветеранов труда и войны.

5) Переписка с родственниками погибших воинов при освобождении х. Гапкин.

6) Поиск предметов старины, народно-прикладного искусства, старинных монет.

7) Поиск информации в интернете.

В течение года

3

Исследовательская деятельность

Написание докладов и рефератов на темы: «История моего хутора», «История нашей школы»

февраль 2012 г.

4

Оформительская деятельность

1) Оформление альбома «Освобождение хуторов от немецко-фашистских захватчиков во время Великой Отечественной войны».

2) Оформление экспозиции «Интерьер сельского дома»

3) Оформление обучающимися стенгазет, посвящённых Великой Отечественной войне

1) октябрь – декабрь 2011 г.

2) в течение года

3) май 2012 г.

5

Просветительская деятельность

1) Проведение экскурсий по темам:

- История наших хуторов

- Быт и традиции наших жителей

- История школы

- Летопись Великой Отечественной войны

- Воины – интернационалисты

2) Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях, посвящённых:

- Дню пожилого человека

- Дню народного единства

- Дню хутора

- Дню Конституции

- освобождению хутора Гапкин от фашистских захватчиков в годы ВОВ

- Дню Победы

3) Участие в краеведческих конкурсах

и в конкурсах исследовательских работ

4) Экскурсия в краеведческий музей х. Раздоры

5)виртуальные экскурсии в музеи: Московский Кремль, Русский музей, Третьяковскую галерею, Государственный Эрмитаж, Петергоф, Мамаев курган, музей-панорама Сталинградская битва, археологический музей-заповедник Танаис и др.

В течение года

октябрь

ноябрь

декабрь 2011 г.

январь 2012 г.

май 2012 г.

апрель 2012 г.

В течение года


6

Методическая деятельность

1) Использование материалов музея на уроках истории Отечества и истории Донского края

2) Участие в траурном митинге, посвящённом освобождению хутора Гапкин от фашистских захватчиков в годы ВОВ

3) Участие в акции «Венок памяти», посвящённой празднованию 9 мая

4) Помощь классным руководителям в проведении классных часов на темы: «Моя малая Родина», «Они сражались за Родину»

В течение года

январь 2012 г.

май 2012 г.

В течение года

2012-2013 учебный год

1

Организационная деятельность

1) Регистрация поступающих экспонатов

2) Создание архива музея в электронном варианте

В течение года

2

Поисковая деятельность

1) Работа в районном архиве, поиск информации об истории хуторах.

2) Работа в районной и сельской библиотеке с периодической печатью.

3) Работа с документами в сельской администрации.

4) Беседы и запись воспоминаний старожилов, очевидцев событий, ветеранов труда и войны.

5) Переписка с родственниками погибших воинов при освобождении х. Гапкин.

6) Поиск предметов старины, народно-прикладного искусства, старинных монет.

7) Поиск информации в интернете.

В течение года

3

Исследовательская деятельность

Написание докладов и рефератов на темы: «Дети Великой Отечественной войны», «Мой прадед – участник Великой Отечественной войны»

апрель 2013 г.

4

Оформительская деятельность

1) Оформление альбомов «История нашей школы», «Воины – интернационалисты»

3) Оформление обучающимися стенгазет «Труженики тыла в годы войны», «Дети войны»

октябрь – декабрь 2012 г.

май 2012 г.

5

Просветительская деятельность

1) Проведение экскурсий по темам:

- История наших хуторов

- Быт и традиции наших жителей

- История школы

- Летопись Великой Отечественной войны

- Воины – интернационалисты

2) Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях, посвящённых:

- Дню пожилого человека

- Дню народного единства

- Дню хутора

- Дню Конституции

- освобождению хутора Гапкин от фашистских захватчиков в годы ВОВ

- Дню Победы

3) Участие в краеведческих конкурсах

и в конкурсах исследовательских работ

4) Экскурсия в археологический музей-заповедник Танаис

5) Виртуальные экскурсии в музеи Московский Кремль, Русский музей, Третьяковскую галерею, Государственный Эрмитаж, Петергоф, Мамаев курган, музей-панорама Сталинградская битва и др.

В течение года

октябрь

ноябрь

декабрь 2012 г.

январь 2013 г.

май 2013 г.

май 2013 г.

В течение года


6

Методическая деятельность

1) Использование материалов музея на уроках истории Отечества и истории Донского края

2) Участие в траурном митинге, посвящённом освобождению хутора Гапкин от фашистских захватчиков в годы ВОВ

3) Участие в акции «Венок памяти», посвящённой празднованию 9 мая

4) Помощь классным руководителям в проведении классных часов на темы: «Моя семья», «Праздник со слезами на глазах»

В течение года

январь 2013 г.

май 2013 г.

В течение года

2013-2014 учебный год

1

Организационная деятельность

1) Регистрация поступающих экспонатов

2) Создание архива музея в электронном варианте

В течение года

2

Поисковая деятельность

1) Работа в районном архиве, поиск информации об истории хуторах.

2) Работа в районной и сельской библиотеке с периодической печатью.

3) Работа с документами в сельской администрации.

4) Беседы и запись воспоминаний старожилов, очевидцев событий, ветеранов труда и войны.

5) Переписка с родственниками воинов, погибших при освобождении х. Гапкин.

6) Поиск предметов старины, народно-прикладного искусства, старинных монет.

7) Поиск информации в интернете.

В течение года

3

Исследовательская деятельность

Написание докладов и рефератов на темы: «Моя родословная», «Обычаи и традиции жителей наших хуторов»

апрель 2014 г.

4

Оформительская деятельность

1) Оформление альбома «История наших хуторов», «Выпускники школы»

2) Оформление обучающимися стенгазет, посвящённых Великой Отечественной войне.

октябрь – декабрь 2013 г.

май 2014 г.

5

Просветительская деятельность

1) Проведение экскурсий по темам:

- История наших хуторов

- Быт и традиции наших жителей

- История школы

- Летопись Великой Отечественной войны

- Воины – интернационалисты

2) Участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях, посвящённых:

- Дню пожилого человека

- Дню народного единства

- Дню хутора

- Дню Конституции

- освобождению хутора Гапкин от фашистских захватчиков в годы ВОВ

- Дню Победы

3) Участие в краеведческих конкурсах

и в конкурсах исследовательских работ

4) Экскурсия в Ростовский краеведческий музей

5) Виртуальные экскурсии в музеи: Московский Кремль, Русский музей, Третьяковскую галерею, Государственный Эрмитаж, Петергоф, Мамаев курган, музей-панорама Сталинградская битва, археологический музей-заповедник Танаис и др.

В течение года

октябрь

ноябрь

декабрь 2013 г.

январь 2014 г.

май 2014 г.

май 2014 г.

В течение года


6

Методическая деятельность

1) Использование материалов музея на уроках истории Отечества и истории Донского края

2) Участие в траурном митинге, посвящённом освобождению хутора Гапкин от фашистских захватчиков в годы ВОВ

3) Участие в акции «Венок памяти», посвящённой празднованию 9 мая

4) Помощь классным руководителям в проведении классных часов на темы: «Традиции и обычаи донских казаков», «Листая страницы Великой Отечественной»

В течение года

январь 2014 г.

май 2014 г.

В течение года


Ожидаемые результаты:

Данная программа нацелена на развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

Личностные результаты:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
    Метапредметные результаты:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе, презентация, реферат и др.);

  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

  • активное участие учеников в краеведческих и исторических конкурсах, олимпиадах, массовых мероприятиях.
    Предметные результаты:

  • овладение представлениями об историческом пути народов своей страны как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории родного края и своей страны;
    · готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего родного края и страны.


Источники:

Виртуальные музеи:

http://www.peterhofmuseum.ru

http://www.virtualrm.spb.ru

http://tours.kremlin.ru

http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html

www.panoramas.classic

http://www.stalingrad-battle.ru

Список литературы

    1. Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. М., 1980 г.

    2. Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.

    3. Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. М., 1982 г.

    4. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе. Спб., 2002 г.

    5. Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории, М., 1974 г.

    6. Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе №2, 2003 г.

    7. Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе, М., 1987 г.

Туманов В.Е., Школьный музей, М., 2002 г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

1. Пояснительная записка с. 3 icon2. Пояснительная записка
Пояснительная записка к учебным планам 5 – 11 классов на 2013 – 2014 учебный год
1. Пояснительная записка с. 3 iconПояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины...
Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б
1. Пояснительная записка с. 3 iconПояснительная записка Пояснительная записка
Рабочая программа по истории Брянского края (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом...
1. Пояснительная записка с. 3 iconРабочая программа по истории 7 класс пояснительная записка. Пояснительная...
«История Древнего мира» под редакцией А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой
1. Пояснительная записка с. 3 iconПояснительная записка к курсовой работе на тему: “Цифровой диктофон”
...
1. Пояснительная записка с. 3 iconРабочая учебная программа по изобразительному искусству. Пояснительная записка
Пояснительная записка (цели и задачи курса изобразительное искусство, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном...
1. Пояснительная записка с. 3 iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения: очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе среднего профессионального образования
1. Пояснительная записка с. 3 iconПояснительная записка основной
Рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий разделы: пояснительная записка, основное содержание, учебно-тематический...
1. Пояснительная записка с. 3 iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
1. Пояснительная записка с. 3 iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
1. Пояснительная записка с. 3 iconПояснительная записка Пояснительная записка рабочая программа дисциплины...
Программа учебной дисциплины по выбору для специальности 050703. 65 Дошкольная педагогика и психология (заочная форма обучения, 6-летний...
1. Пояснительная записка с. 3 iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены
1. Пояснительная записка с. 3 iconРеферат Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников....
Пояснительная записка: с., рис., табл., приложений, источников
1. Пояснительная записка с. 3 iconУчебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных...
В результате коммуникативного взаимодействия с учителем, ученик называет тему урока, ставит задачи
1. Пояснительная записка с. 3 iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 список...
Форма обучения – очная, заочная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе спо
1. Пояснительная записка с. 3 iconПояснительная записка 5 тематический план учебной дисциплины 8 пояснительная...
Форма обучения – очная, заочная (сокращенная) на базе впо, очно-заочная (вечерняя), очно-заочная (сокращенная) на базе спо


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск