1. Программа учебной дисциплины (модуля) История исторической науки
2. Автор программы: Никонов С.А.
3. Рецензенты:
4. Цели освоения дисциплины
Целью изучения дисциплины «История исторической науки», является знакомство с основными концепциями отечественной истории, с этапами формирования исторической науки в России.
5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Дисциплина «Историография отечественной истории» изучается с первого по второй семестр. Для ее освоения необходимы:
знание истории (в пределах школьного курса в соответствии с требованиями ГОС);
владение первичными навыками самостоятельной учебной деятельности;
общее понимание хода и направленности отечественной истории.
Материал дисциплины изучается во взаимодействии со следующими дисциплинами учебного плана:
«История России (до ХХ в.)».
«Источниковедение».
«Историография отечественной истории».
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
Основные этапы истории отечественной исторической науки и основные концепции отечественной истории;
уметь:
применять историографические знания в научно-образовательных практиках;
владеть:
основными навыками поиска и систематизации необходимой информации в области отечественной историографии и истории.
7. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина (модуль)).
Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц (из расчета 3 ЗЕТ= 36 часов); 108 часов.
№ п/п
| Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения
| Курс
| Семестр
| Виды учебной работы в часах
| Вид итогового контроля (форма отчетности)
| Трудоемкость в
часах/ЗЕТ
| Всего аудит.
| Часов в интеракт.форме. (из ауд.)
| ЛК
| ПР/
СМ
| ЛБ
| Часы на СРС
. (для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)*
|
|
| 030600.62 История (профиль – общий профиль)
| 3
| 6
| 108/3
| 56
| 14
| 20
| 36
| -
| 52
| зачет
|
8. Содержание дисциплины (модуля) Разделы дисциплины (модуля) и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
№
| наименование раздела/темы
| количество часов
| всего ауд. часов/ в интеракт. форме
| ЛК
| СМ
| СР
| 1
| Академическая историческая наука в России XIX – XX вв.: формальные и неформальные организации
| 10/4
| 4
| 6
| 10
| 2
| Становление советской исторической науки в 1920-е – нач. 1930-х гг.
| 10/2
| 4
| 6
| 10
| 3
| Историческая наука Русского зарубежья
| 10/2
| 4
| 6
| 10
| 4
| Историческая наука в условиях тоталитарного общества СССР 1930-х – 1950-х гг.
| 10/2
| 4
| 6
| 10
| 5
| Историческая наука эпохи «застоя»
| 8/2
| 2
| 6
| 6
| 6
| Историческая наука на переломе: «перестройка», постсоветское время
| 8/2
| 2
| 6
| 6
|
| Итого
| 56/14
| 20
| 36
| 52
|
Семинарские занятия
Семинар – форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя.
Семинар №1 ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА НА РУБЕЖЕ XIX – XX вв.
Научные школы в исторической науке России на рубеже веков.
Деятельность научных исторических сообществ на рубеже веков (исторические общества, археологические общества).
Проблема кризиса дореволюционной историографии накануне потрясений ХХ в.
Методические рекомендации
В данном занятии студентам предстоит рассмотреть ряд связанных друг с другом вопросов. Во-первых, деятельность в крупнейших российских университетах научных исторических школ, выявить роль крупных ученых в их организации. Во-вторых, рассмотреть деятельность формальных научных сообществ – обществ, и сферу их научной деятельности. Как представляется, анализ двух названных аспектов позволит ответить на вопрос о состоянии исторической науки России накануне потрясений. Литература
Сборник материалов по истории исторической науки в СССР (конец XIX – начало XX вв.). М., 1985. Разделы 2-3.
Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988.
Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991.
Ключевский В.О. Сочинения в 8-ми томах. М., 1956-1962; Сочинения в 9-ти томах. М., 1987-1991.
Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1992.
Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1990. Т. 1.
Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России. М., 1986.
Александров В.А. Василий Осипович Ключевский // История СССР. 1991. № 5.
Брейар С. Портрет Милюкова // Отечественная история. 1993. № 3.
Киреева Р.А. Ключевский как историк исторической науки // История и историки. М., 1965.
Ковальченко И.Д., Шикло А.Е. Кризис русской буржуазной исторической науки в конце XIX – начале XX века // Вопросы истории. 1982. № 1.
Луцкий Е.А. Развитие исторической концепции М.Н. Покровского // История и историки. М., 1965.
Нечкина М.В. Василий Осипович Ключевский. М., 1991.
Цамутали А.Н. Борьба направлений в русской историографии в период империализма. Л., 1986. Главы 1-6.
Чернобаев А.А. М.Н. Покровский – ученый-революционер // Вопросы истории. 1988. № 8.
Чумаченко Э.В. В.О. Ключевский – источниковед. М., 1970.
Эммонс Т. Ключевский и его ученики // Вопросы истории. 1990. № 10.
Семинар №2
СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ (1917 – НАЧ.1920-Х ГГ.)
Революция 1917 г. и историческое сообщество России.
Историческая наука и идеология партии большевиков.
Научные учреждения для подготовки историков-марксистов (Институт красной профессуры).
Методические рекомендации
Революция 1917 г. стала потрясением в жизни страны и в жизни научного сообщества историков России. Студентам предстоит выяснить каково было отношение представителей исторической науки к новой власти и как они восприняли проводимую ей политику. Для понимания последующего этапа развития советской исторической науки важно установить те идеологические требования которая предъявляла советская власть к науке. Наконец, необходимо рассмотреть те новые учреждения исторической науки, которые пришли на смену дореволюционным научным институтам. Литература
Кривошеев Ю.В., Дворниченко А.Ю. Изгнание науки: российская историография в 20-х – начале 30-х гг. ХХ в. // Отечественная история. 1994. № 3. С. 143-145.
Советская историография. Под общ. ред. Ю.Н. Афанасьева. М., 1996 С. 19-22 (ксерокопия).
Соловей В.Д. Организация учебного процесса в Институте Красной профессуры // История СССР. 1986. № 6.
Пихоя Р.Г. Востребованная временем история. Отечественная историческая наука в 20-30-е годы ХХ века // Новая и новейшая история. 2004. № 2.
Интерактивное занятие 1 (тема 2)
М.Н. Покровский – организатор или «дезорганизатор» исторической науки в СССР? Вопросы для обсуждения
Становление ученого (М.Н. Покровский и В.О. Ключевский; М.Н. Покровский и большевики).
М.Н. Покровский и научное сообщество 1920-х – начала 1930-х гг.
Методические рекомендации
М.Н. Покровский сыграл важную роль в становлении советской исторической науки. В рамках данного занятия студентам необходимо выяснить конкретные мероприятия осуществленные М.Н. Покровским в организации науки. Существенным представляется вопрос о взаимоотношениях ученого и представителей «старой» академической науки. Литература
Брачёв В. «Дело» академика С.Ф. Платонова // Вопросы истории. 1989. № 5.
Брачёв В. Сергей Федорович Платонов // Отечественная история. 1993. № 1.
Рахматуллин М.А. Дело по обвинению академика С.Ф. Платонова // Отечественная история. 1994. № 6.
Шмидт С.О. Сергей Федорович Платонов и «Дело» Платонова // Советская историография. Под общ. ред. Ю.Н. Афанасьева. М., 1996 С. 215-239.
Кривошеев Ю.В., Дворниченко А.Ю. Изгнание науки: российская историография в 20-х – нач. 30-х гг. ХХ в. // Отечественная история. 1994. № 3. С. 143-153.
Артизов А.Н. Судьбы историков школы М.Н. Покровского (середина 30-х годов) // Вопросы истории. 1994. № 7.
Артизов А.Н. 1937 год. Институт Красной профессуры // Отечественная история. 1992. № 2.
Зеленов М.В. Главлит и историческая наука 20-х – 30-х гг. // Вопросы истории. 1997. № 3.
Зеленов М.В. Спецхран и историческая наука в СССР в 1920-30-е гг. // Отечественная история. 2000. № 2.
Маслов Н.Н. «Краткий курс истории ВКП(б)» – энциклопедия культа личности Сталина // Суровая драма народ. М., 1989.
Маслов Н.Н. «Краткий курс истории ВКП(б)» – энциклопедия сталинизма и постсталинизма: 1938-1988 гг. // Советская историография / Под общей ред. академика Ю.Н. Афанасьева. М., 1996. С. 240-273.
Пихоя Р.Г. Востребованная временем история. Отечественная историческая наука в 20-30-е годы ХХ века // Новая и новейшая история. 2004. № 2.
Семинар 3 СОВЕТСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В 1930-е гг.
Репрессии против ученых-историков.
Работа над периодизацией истории СССР.
И.В. Сталин – «организатор» исторической науки СССР.
Методические рекомендации
Период 1930-х гг. рассматривается в качестве тоталитарного в отечественной истории. Студентам необходимо выяснить как репрессивные действия власти отразились на состоянии исторической науки и судьбах конкретных ученых. Существенное значение приобретает вопрос о выработке периодизации истории СССР, поскольку в ходе этой работы были заложены основные концептуальные основы трактовки исторического прошлого нашей страны. И.В. Сталин – руководитель государства – благодаря своей неограниченной власти приобрел и влияние на сферу научного творчества. Студентам предстоит выявить формы и методы этого влияния. Литература
Артизов А.Н. Судьбы историков школы М.Н. Покровского (середина 30-х годов) // Вопросы истории. 1994. № 7.
Артизов А.Н. 1937 год. Институт Красной профессуры // Отечественная история. 1992. № 2.
Зеленов М.В. Главлит и историческая наука 20-х – 30-х гг. // Вопросы истории. 1997. № 3.
Зеленов М.В. Спецхран и историческая наука в СССР в 1920-30-е гг. // Отечественная история. 2000. № 2.
Маслов Н.Н. «Краткий курс истории ВКП(б)» – энциклопедия культа личности Сталина // Суровая драма народ. М., 1989.
Маслов Н.Н. «Краткий курс истории ВКП(б)» – энциклопедия сталинизма и постсталинизма: 1938-1988 гг. // Советская историография / Под общей ред. академика Ю.Н. Афанасьева. М., 1996. С. 240-273.
Пихоя Р.Г. Востребованная временем история. Отечественная историческая наука в 20-30-е годы ХХ века // Новая и новейшая история. 2004. № 2.
Интерактивное занятие 2 (тема 3) «Евразийская концепция» истории России – синтез историософии и идеологии Вопросы для обсуждения
Научные центры евразийцев в Европе.
Восточный фактор в истории России в трактовке евразийцев.
Евразийцы и советская власть.
Методические рекомендации
Период эмиграции вызвал к жизни возникновение в Европе ряда научных центров русских ученых. Одним из наиболее заметных стали евразийцы. В рамках данного занятия студентам необходимо выявить особенности взглядов евразийцев на историческое прошлое и перспективы развития России, их отношение к существующей в СССР власти. Литература Интерактивное занятие 3 (тема 4) Периодизация истории СССР в советской историографии 1930-х – 1950-х гг.: политический заказ и творчество историков Вопросы для обсуждения
Выработка концепции истории СССР в рамках подготовки школьного и вузовского учебников истории в 1930-е гг.
«Краткий курс истории ВКП (б) и периодизация истории СССР.
Дискуссии о периодизации истории СССР на страницах журнала «Вопросы истории» в начале 1950-х гг.
Методические рекомендации
Советский период отечественной истории в жизни гуманитарных наук и исторической науки в частности, обозначился сильным давлением власти на ученых. В рамках данного занятия, студентам предлагается на основе одной историографической проблемы – периодизация истории СССР – выявить формы и методы этого воздействия. Особое внимание необходимо уделить дискуссиям по вопросам периодизации среди историков и вненаучным (политическим) формам разрешения этих дискуссий. Литература
Артизов А.Н. Судьбы историков школы М.Н. Покровского (середина 30-х годов) // Вопросы истории. 1994. № 7.
Артизов А.Н. 1937 год. Институт Красной профессуры // Отечественная история. 1992. № 2.
Зеленов М.В. Главлит и историческая наука 20-х – 30-х гг. // Вопросы истории. 1997. № 3.
Зеленов М.В. Спецхран и историческая наука в СССР в 1920-30-е гг. // Отечественная история. 2000. № 2.
Маслов Н.Н. «Краткий курс истории ВКП(б)» – энциклопедия культа личности Сталина // Суровая драма народ. М., 1989.
Маслов Н.Н. «Краткий курс истории ВКП(б)» – энциклопедия сталинизма и постсталинизма: 1938-1988 гг. // Советская историография / Под общей ред. академика Ю.Н. Афанасьева. М., 1996. С. 240-273.
Пихоя Р.Г. Востребованная временем история. Отечественная историческая наука в 20-30-е годы ХХ века // Новая и новейшая история. 2004. № 2.
Семинар 4 «ОТТЕПЕЛЬ» В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ 1950-Х – 1960-Х ГГ.
«Десталинизация» исторического знания в 1950-е – 1960-е гг.
«Новое направление» в исторической науке.
Политические процессы второй пол. 1960-х гг. и свертывание «оттепели» в исторической науке.
Методические рекомендации
После ХХ съезда КПСС в советском обществе начались процессы получившие наименование «оттепели». В рамках данного занятия студенты должны рассмотреть развитие процессов ослабления идеологического диктата в исторической науке. Крайне важным представляется выявить те новые тенденции в развитии науки, получившие развитие благодаря этому ослаблению. Ввод советских войск в Чехословакию приостановил развитие политического потепление, что нашло сове отражение и в сфере исторического знания. Литература
Гуревич А.Я. Социальная история и историческая наука // Вопросы философии. 1990. № 4.
Стариков Н.В. Эпоха «оттепелей» и этапы эволюции сталинизма: вопросы историографии // Советская историография / Под общей ред. академика Ю.Н. Афанасьева. М., 1996.
Исторические исследования в России: тенденции последних лет / Под редакцией Г.А. Бордюгова. М., 1996.
Партийная организация Института истории АН СССР в идейном противостоянии с партийными инстанциями 1966-1968 гг. // Вопросы истории. 2007. № 12.
Поликарпов В.В. «Новое направление» 50-х – 70-х гг.: последняя дискуссия советских историков // Советская историография. М., 1996.
Семинар 5
ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Л.Н.ГУМИЛЕВА.
Теория этногенеза Л.Н.Гумилева.
Евразийство в теории Л.Н.Гумилева.
Л.Н.Гумилев о взаимоотношениях Руси с ее восточными
соседями.
Основные вехи российской истории в трудах Л.Н.Гумилева.
Методические рекомендации
Студенты должны ознакомиться с нестандартными подходами Л.Н. Гумилева к оценке трагических событий 1237 – 1242 гг. и их последствий. Оригинальность концепции Гумилева заключается в «этнологическом» взгляде на российский исторический процесс. Литература
Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории.
М.,1994.
Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.,1993.
Гумилев Л.Н. Черная легенда: Друзья и недруги Великой
степи. М.,1994.
Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М.,1993.
Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы.
М.,1993.
Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства. М.,1992.
Темы для сообщения
«Л.Н. Гумилев и советская историческая наука»
Семинар 6 Изучение Великой Отечественной войны в советской и современной российской историографии
Традиционные оценки II Мировой войны в советской исторической науке.
Новое осмысление истории Великой Отечественной войны в условиях деидеологизации гуманитарных наук в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в.
Современные проблемы и тенденции в исследовании Великой Отечественной войны. Дискуссии.
Методические рекомендации
В рамках данного занятия студенты должны рассмотреть основные подходы к изучению истории ВОВ в советской и в современной российской историографии. Выявить воздействие политического влияние на изучение проблемы. Затронуть вопрос о новых подходах к изучению проблемы обозначившемуся в последние десятилетия. Литература:
Данилов В.Д. Сталинская стратегия начала войны: планы и реальность // Отечественная история. 1995. № 3.
Горьков Ю.А. Готовил ли Сталин упреждающий удар против Гитлера в 1941 г. // Новая и новейшая история. 1993. № 3.
Ларионов А.Э. Суд над генералиссимусом: современные дискуссии о роли Сталина в ВОВ // Историография сталинизма. М., 2007.
Мерцалов А.Н., Мерцалова Л.А. Отечественная историография Второй мировой войны. Некоторые итоги и проблемы // Вопросы истории. 1996. № 9.
Печенкин А.А. Была ли возможность наступать // Отечественная история. 1995. № 3.
Томан Б.А. Новое фундаментальное исследование по истории Великой Отечественной войны // Новая и новейшая история. 2000. № 6.
Интерактивное занятие 4 (тема 6) Историк в современном обществе Вопросы для обсуждения
Историческое знание в современном обществе: есть ли востребованность?
Формы научных коммуникаций историков в XXI в.
Методические рекомендации
В рамках данного занятия студенты должны рассмотреть вопросы связанные со статусом историка и исторического знания сегодня. Обсуждение вынесенных вопросов, должно способствовать профессиональному становлению будущих специалистов.
Темы для самостоятельного изучения № п/п
| Наименование раздела
дисциплины (модуля)
| Форма самостоятельной
работы
| Кол-во часов
| Форма контроля выполнения самостоятельной работы
| 1
| Академическая историческая наука в России XIX – XX вв.: формальные и неформальные организации
| Вопросы для самостоятельного изучения
| 10
| Проверка
| 2
| Становление советской исторической науки в 1920-е – нач. 1930-х гг.
| Реферат
| 10
| Проверка
| 3
| Историческая наука Русского зарубежья
| Реферат
| 10
| Проверка
| 4
| Историческая наука в условиях тоталитарного общества СССР 1930-х – 1950-х гг.
| Контрольная работа
| 10
| Проверка
| 5
| Историческая наука эпохи «застоя»
| Тестирование
| 6
| Проверка
| 6
| Историческая наука на переломе: «перестройка», постсоветское время
| Контрольная работа
| 6
| Проверка
|
| Итого
| -
| 52
| -
|
Методические рекомендации по подготовке самостоятельных работ Реферат – письменный доклад или выступление по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Реферат может излагать содержание научной работы. Сроки сдачи реферата – 1 ноября. Тематика рефератов
Становление марксистской концепции истории России.
Г.В.Плеханов.
М.Н.Покровский.
Изучение отечественной истории в 1917 – конце 20-х гг.
Изучение отечественной истории в начале 30-х – середине 50-х гг.
Изучение истории России в годы Великой Отечественной войны.
Развитие советской историографии в конце 40-х – середине 50-х гг.
Советская историография 50-х –80-х гг.
Особенности развития отечественной историографии с середины 80-х годов.
Новая тематика исследований в отечественной историографии. Методологические поиски конца 80-х – начала 90-х гг. в отечественной исторической науке.
Контрольная работа – промежуточный метод проверки знания учащихся. Сроки проведения контрольной работы – октябрь.
Тематика контрольной работы.
Вариант 1
1. Утверждение новой системы научных и учебных учреждений, занимающихся изучением истории (1917 – 1920-е годы).
2. «Новые направления» в изучении истории империализма. Вариант 2
1. Концепция российской истории в трудах М.Н.Покровского.
2. Проблемы истории Великой Отечественной войны в российской историографии конца XX – начала XXI вв. Вариант 3
1. Ликвидация в 1920 – 1930-х гг. исторических учреждений, связанных со старыми историческими школами. «дело» акад. С.Ф.Платонова.
2. Историческая наука России конца XIX – начала XX вв. Практика исторических исследований и поиск новых концептуальных подходов. Вариант 4
1. История ВКП(б). «Краткий курс» и его роль в развитии исторической науки.
2. Дискуссии в советской исторической науке 1960-х гг.
Тестирование – метод изучения глубинных процессов деятелности человека, посредством его высказываний или оценок. Сроки проведения тестирования – декабрь.
Тематика тестирования.
Укажите дату издания декрета Совнаркома, положившего начало полному огосударствлению архивного дела в России:
а) 1 июля 1919 г. в) 1 июня 1918 г.
б) 13 ноября 1918 г. г) 21 сентября 1920 г.
Назовите главный недостаток, за который М.Н. Покровский критиковал научные труды С.Ф. Платонова:
а) «субъективизм» в) «псевдоисторизм»
б) «классовобоязнь» г) «неонорманизм»
Кто из выпускников Института красной профессуры стал крупным исследователем истории декабристского движения:
а) М.В. Нечкина в) А.М. Панкратова
б) С.М. Дубровский г) И.И. Минц
Как С.Ф. Платонов квалифицировал опричнину:
а) государственный переворот в) диктатура
б) гражданская война г) объединительная политика
Когда началось «Академическое дело»:
а) в ноябре 1929 г. в) в октябре 1930 г.
б) в январе 1930 г. г) в марте 1931 г. Перечень вопросов к зачету
Реформирование в СССР системы учебных исторических учреждений в 1920-е годы.
Научные сообщества 1920-х – начала 1930-х гг.: основное содержание и формы деятельности (Институт красной профессуры, Истпарт, общество историков-марксистов).
Изменения в научной деятельности историко-филологического отделения АН СССР в конце 1920-начале 1930-х гг.
Развитие отечественной немарксистской историографии в послеоктябрьский период.
Дискуссия о своеобразии исторического развития России и природе российского абсолютизма.
Работа советских историков по подготовке учебников для школ и вузов страны в 1930-е гг.
«Краткий курс истории ВКП(б) и его роль в развитии советской исторической науки.
Обсуждение вопросов становления Русского централизованного государства в 1930-1950-е гг.
Становление советской историографии Великой Отечественной войны в 1940-1950-е гг.
ХХ съезд КПСС и его влияние на развитие советской исторической науки.
Дискуссии об особенностях российского империализма в конце 1950-1960-е гг.
Обсуждение советскими историками вопроса об аграрном строе России накануне Октябрьской революции в 1960-е гг.
Особенности развития советской историографии в «застойный» период.
Исследования по древней и средневековой истории России в 1960-1970-е гг.
Содержание историко-партийных исследований в конце 1950 – начале 1980-х гг.
Изменения в развитии советской исторической науки в период «перестройки».
Освоение советскими историками немарксистского идейного наследия в конце 1980 – начале 1990-х гг.
Новая проблематика и новые подходы в изучении отечественной истории в 1990 – начале 2000-х гг.
Дополнительная литература
Алаторцева А.И. Советская историческая периодика. 1917-середина 1930-х годов. М.: Наука, 1989. 256 с.
Алексеева Г.Д., Желтова Г.И. Становление и развитие советской системы научно-исторических учреждений (20-30-е годы). Ташкент: Фан, 1977. 136 с.
Артизов А.Н. Судьбы советских историков школы М.Н. Покровского (середина 1930-х гг) // Вопросы истории. – 1994. № 7. С. 34-48.
Бордюгов Г.А., Козлов В.А. История и конъюнктура: Субъективные заметки по истории советского общества. М.: Политиздат, 1992. 332 с.
Виппер Р.Ю. Кризис исторической науки. Казань: Госиздат, 1921. 37 с.
Волобуев П.В. Выбор путей общественного развития: теория, история, современность. М.: Политиздат, 1987. 312 с.
Горбачев М.С. Октябрь и перестройка: революция продолжается. М.: Политиздат, 1987. 60 с.
Городецкий Е.Н. Советская историография Великого Октября (1917-середина 30-х годов). Очерки. М.: Наука, 1981. 368 с.
Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. - 1991. - № 2-3. С. 21-36.
Данилов В.П. Современная российская историография: в чем выход из кризиса? // Новая и новейшая история. - 1993. - № 6. С. 95-101.
Дискуссия о “Народной воле”. М.: Изд-во Ком. академии,1930. 208 с.
Зубкова Е.Ю. Общество и реформы 1945-1964. М.: ИЦ «Россия молодая», 1993. 200 с.
Иванова Л.В. У истоков советской исторической науки (подготовка кадров историков-марксистов). М.: Мысль, 1968. 197 с.
Из глубины. Сб. статей о русской революции. // Вехи. Из глубины. М.: Изд-во «Правда», 1991. 606 с.
Искендеров А.А. Историческая наука на пороге ХХ1 века //Вопросы истории. - 1996. - № 7. с. 3-31.
Историки спорят. Тринадцать бесед. М.: Политиздат, 1989. 510 с.
Историческая наука и некоторые проблемы современности. М.: Наука, 1969. 430 с.
Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. /Под ред. Г.А. Бордюгова. М.: Политиздат, 1996. 464 с.
История и социология. М.: Наука, 1964. 341 с.
Карсавин Л.П. Философия истории. Спб.: АО Комплект, 1991. 351 с.
Коэн С. Бухарин. Политическая биография. М.: Прогресс, 1988. 570 с.
Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. Вып. 1. Посмертное издание. - Пг., 1923. 278 с.
Нечкина М.В. К итогам дискуссии о периодизации истории советской исторической науки // История СССР. - 1962.- № 2. с.57-76.
Об особенностях империализма в России. Сборник статей.М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. 440 с.
Осмыслить культ Сталина. М.: Прогресс, 1989. 656 с.
Панкратова А.М. Советская историческая наука за 25 лет и задачи историков в условиях Великой Отечественной войны // 25 лет исторической науки в СССР. М.;Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1942. С.3-40.
Покровский М.Н. Марксизм и особенности исторического развития России. Л.: Прибой, 1925. 143 с.
Покровский М.Н. Общественные науки в СССР за 10 лет // Вестник Ком. академии. - 1928. - № 2. С. 3-30.
Пономарев Б.Н. Задачи исторической науки и подготовка научно-педагогических кадров в области истории // Его же. Избранное: Речи и статьи. М. Политиздат, 1977. С. 164-196.
Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М. Республика, 1995. 512 с.
Регельсон Л. Трагедия русской церкви (1917 – 1945). Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1977. 627 с.
Российские женщины и европейская культура. М.: Наука, 2001. 327 с.
Сахаров А.Н. Методология истории и историография. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 216 с.
Сидоров Л.А. Оттепель в исторической науке. Советская историография первого послесталинского десятилетия. М.: Памятники исторической мысли, 1997. 228 с.
Соколов В.Ю. История и политика (К вопросу о содержании и характере дискуссий советских историков 1920 - начала 1930-х гг.). Томск.: Изд-во Томск. ун-та, 1990. 200 с.
Сталин И.В О некоторых вопросах истории большевизма // Соч. Т. 13. С. 84-102.
Тарновский К.Н. Советская историография российского империализма. М. Наука, 1964. 244 с.
Троцкий Л.Д. 1905. М. Госиздат, 1922. 419 с.
Эггелинг В. Политика и культура при Хрущеве и Брежневе 1953 – 1970. М.: АИРО-ХХ, 1999. 320 с.
|