Программа учебной дисциплины (модуля) История исторической науки Автор программы: Никонов С. А





Скачать 204.87 Kb.
НазваниеПрограмма учебной дисциплины (модуля) История исторической науки Автор программы: Никонов С. А
Дата публикации20.12.2014
Размер204.87 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
1. Программа учебной дисциплины (модуля) История исторической науки

2. Автор программы: Никонов С.А.

3. Рецензенты:

4. Цели освоения дисциплины

Целью изучения дисциплины «История исторической науки», является знакомство с основными концепциями отечественной истории, с этапами формирования исторической науки в России.

5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Историография отечественной истории» изучается с первого по второй семестр. Для ее освоения необходимы:

  • знание истории (в пределах школьного курса в соответствии с требованиями ГОС);

  • владение первичными навыками самостоятельной учебной деятельности;

  • общее понимание хода и направленности отечественной истории.

Материал дисциплины изучается во взаимодействии со следующими дисциплинами учебного плана:

  • «История России (до ХХ в.)».

  • «Источниковедение».

  • «Историография отечественной истории».



В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать:

  1. Основные этапы истории отечественной исторической науки и основные концепции отечественной истории;

уметь:

  1. применять историографические знания в научно-образовательных практиках;

владеть:

  1. основными навыками поиска и систематизации необходимой информации в области отечественной историографии и истории.


7. Объем дисциплины (модуля) и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина (модуль)).

Общая трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 3 зачетных единиц
(из расчета 3 ЗЕТ= 36 часов); 108 часов.


№ п/п

Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость в

часах/ЗЕТ

Всего аудит.

Часов в интеракт.форме. (из ауд.)

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Часы на СРС

. (для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)*








030600.62 История (профиль – общий профиль)

3

6

108/3

56

14

20

36

-

52

зачет



8. Содержание дисциплины (модуля)
Разделы дисциплины (модуля) и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




наименование раздела/темы

количество часов

всего ауд. часов/ в интеракт. форме

ЛК

СМ

СР

1

Академическая историческая наука в России XIX – XX вв.: формальные и неформальные организации

10/4

4

6

10

2

Становление советской исторической науки в 1920-е – нач. 1930-х гг.

10/2

4

6

10

3

Историческая наука Русского зарубежья

10/2

4

6

10

4

Историческая наука в условиях тоталитарного общества СССР 1930-х – 1950-х гг.

10/2

4

6

10

5

Историческая наука эпохи «застоя»

8/2

2

6

6

6

Историческая наука на переломе: «перестройка», постсоветское время

8/2

2

6

6




Итого

56/14

20

36

52



Семинарские занятия

Семинар – форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся обсуждают сообщения, доклады и рефераты, выполненные ими по результатам учебных или научных исследований под руководством преподавателя.

Семинар №1
ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА НА РУБЕЖЕ XIXXX вв.


  • Научные школы в исторической науке России на рубеже веков.

  • Деятельность научных исторических сообществ на рубеже веков (исторические общества, археологические общества).

  • Проблема кризиса дореволюционной историографии накануне потрясений ХХ в.

Методические рекомендации

В данном занятии студентам предстоит рассмотреть ряд связанных друг с другом вопросов. Во-первых, деятельность в крупнейших российских университетах научных исторических школ, выявить роль крупных ученых в их организации. Во-вторых, рассмотреть деятельность формальных научных сообществ – обществ, и сферу их научной деятельности. Как представляется, анализ двух названных аспектов позволит ответить на вопрос о состоянии исторической науки России накануне потрясений.
Литература

  • Сборник материалов по истории исторической науки в СССР (конец XIX – начало XX вв.). М., 1985. Разделы 2-3.

  • Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник.
    М., 1988.

  • Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991.

  • Ключевский В.О. Сочинения в 8-ми томах. М., 1956-1962; Сочинения в 9-ти
    томах. М., 1987-1991.

  • Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1992.

  • Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1990. Т. 1.

  • Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России. М., 1986.

  • Александров В.А. Василий Осипович Ключевский // История СССР. 1991. № 5.

  • Брейар С. Портрет Милюкова // Отечественная история. 1993. № 3.

  • Киреева Р.А. Ключевский как историк исторической науки // История и историки. М., 1965.

  • Ковальченко И.Д., Шикло А.Е. Кризис русской буржуазной исторической науки в конце XIX – начале XX века // Вопросы истории. 1982. № 1.

  • Луцкий Е.А. Развитие исторической концепции М.Н. Покровского // История и историки. М., 1965.

  • Нечкина М.В. Василий Осипович Ключевский. М., 1991.

  • Цамутали А.Н. Борьба направлений в русской историографии в период империализма. Л., 1986. Главы 1-6.

  • Чернобаев А.А. М.Н. Покровский – ученый-революционер // Вопросы истории. 1988. № 8.

  • Чумаченко Э.В. В.О. Ключевский – источниковед. М., 1970.

  • Эммонс Т. Ключевский и его ученики // Вопросы истории. 1990. № 10.

Семинар №2

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ (1917 – НАЧ.1920-Х ГГ.)


  • Революция 1917 г. и историческое сообщество России.

  • Историческая наука и идеология партии большевиков.

  • Научные учреждения для подготовки историков-марксистов (Институт красной профессуры).

Методические рекомендации

Революция 1917 г. стала потрясением в жизни страны и в жизни научного сообщества историков России. Студентам предстоит выяснить каково было отношение представителей исторической науки к новой власти и как они восприняли проводимую ей политику. Для понимания последующего этапа развития советской исторической науки важно установить те идеологические требования которая предъявляла советская власть к науке. Наконец, необходимо рассмотреть те новые учреждения исторической науки, которые пришли на смену дореволюционным научным институтам.
Литература

  • Кривошеев Ю.В., Дворниченко А.Ю. Изгнание науки: российская историография в 20-х – начале 30-х гг. ХХ в. // Отечественная история. 1994. № 3. С. 143-145.

  • Советская историография. Под общ. ред. Ю.Н. Афанасьева. М., 1996 С. 19-22 (ксерокопия).

  • Соловей В.Д. Организация учебного процесса в Институте Красной профессуры // История СССР. 1986. № 6.

  • Пихоя Р.Г. Востребованная временем история. Отечественная историческая наука в 20-30-е годы ХХ века // Новая и новейшая история. 2004. № 2.



Интерактивное занятие 1 (тема 2)

М.Н. Покровский – организатор или «дезорганизатор» исторической науки в СССР?
Вопросы для обсуждения


  • Становление ученого (М.Н. Покровский и В.О. Ключевский; М.Н. Покровский и большевики).

  • М.Н. Покровский и научное сообщество 1920-х – начала 1930-х гг.


Методические рекомендации

М.Н. Покровский сыграл важную роль в становлении советской исторической науки. В рамках данного занятия студентам необходимо выяснить конкретные мероприятия осуществленные М.Н. Покровским в организации науки. Существенным представляется вопрос о взаимоотношениях ученого и представителей «старой» академической науки.
Литература

  • Брачёв В. «Дело» академика С.Ф. Платонова // Вопросы истории. 1989. № 5.

  • Брачёв В. Сергей Федорович Платонов // Отечественная история. 1993. № 1.

  • Рахматуллин М.А. Дело по обвинению академика С.Ф. Платонова // Отечественная история. 1994. № 6.

  • Шмидт С.О. Сергей Федорович Платонов и «Дело» Платонова // Советская историография. Под общ. ред. Ю.Н. Афанасьева. М., 1996 С. 215-239.

  • Кривошеев Ю.В., Дворниченко А.Ю. Изгнание науки: российская историография в 20-х – нач. 30-х гг. ХХ в. // Отечественная история. 1994. № 3. С. 143-153.

  • Артизов А.Н. Судьбы историков школы М.Н. Покровского (середина 30-х годов) // Вопросы истории. 1994. № 7.

  • Артизов А.Н. 1937 год. Институт Красной профессуры // Отечественная история. 1992. № 2.

  • Зеленов М.В. Главлит и историческая наука 20-х – 30-х гг. // Вопросы истории. 1997. № 3.

  • Зеленов М.В. Спецхран и историческая наука в СССР в 1920-30-е гг. // Отечественная история. 2000. № 2.

  • Маслов Н.Н. «Краткий курс истории ВКП(б)» – энциклопедия культа личности Сталина // Суровая драма народ. М., 1989.

  • Маслов Н.Н. «Краткий курс истории ВКП(б)» – энциклопедия сталинизма и
    постсталинизма: 1938-1988 гг. // Советская историография / Под общей ред. академика Ю.Н. Афанасьева. М., 1996. С. 240-273.

  • Пихоя Р.Г. Востребованная временем история. Отечественная историческая наука в 20-30-е годы ХХ века // Новая и новейшая история. 2004. № 2.



Семинар 3
СОВЕТСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В 1930-е гг.


  • Репрессии против ученых-историков.

  • Работа над периодизацией истории СССР.

  • И.В. Сталин – «организатор» исторической науки СССР.


Методические рекомендации

Период 1930-х гг. рассматривается в качестве тоталитарного в отечественной истории. Студентам необходимо выяснить как репрессивные действия власти отразились на состоянии исторической науки и судьбах конкретных ученых. Существенное значение приобретает вопрос о выработке периодизации истории СССР, поскольку в ходе этой работы были заложены основные концептуальные основы трактовки исторического прошлого нашей страны. И.В. Сталин – руководитель государства – благодаря своей неограниченной власти приобрел и влияние на сферу научного творчества. Студентам предстоит выявить формы и методы этого влияния.
Литература

  • Артизов А.Н. Судьбы историков школы М.Н. Покровского (середина 30-х годов) // Вопросы истории. 1994. № 7.

  • Артизов А.Н. 1937 год. Институт Красной профессуры // Отечественная история. 1992. № 2.

  • Зеленов М.В. Главлит и историческая наука 20-х – 30-х гг. // Вопросы истории. 1997. № 3.

  • Зеленов М.В. Спецхран и историческая наука в СССР в 1920-30-е гг. // Отечественная история. 2000. № 2.

  • Маслов Н.Н. «Краткий курс истории ВКП(б)» – энциклопедия культа личности Сталина // Суровая драма народ. М., 1989.

  • Маслов Н.Н. «Краткий курс истории ВКП(б)» – энциклопедия сталинизма и
    постсталинизма: 1938-1988 гг. // Советская историография / Под общей ред. академика Ю.Н. Афанасьева. М., 1996. С. 240-273.

  • Пихоя Р.Г. Востребованная временем история. Отечественная историческая наука в 20-30-е годы ХХ века // Новая и новейшая история. 2004. № 2.



Интерактивное занятие 2 (тема 3)
«Евразийская концепция» истории России – синтез историософии и идеологии
Вопросы для обсуждения


  • Научные центры евразийцев в Европе.

  • Восточный фактор в истории России в трактовке евразийцев.

  • Евразийцы и советская власть.


Методические рекомендации

Период эмиграции вызвал к жизни возникновение в Европе ряда научных центров русских ученых. Одним из наиболее заметных стали евразийцы. В рамках данного занятия студентам необходимо выявить особенности взглядов евразийцев на историческое прошлое и перспективы развития России, их отношение к существующей в СССР власти.
Литература
Интерактивное занятие 3 (тема 4)
Периодизация истории СССР в советской историографии 1930-х – 1950-х гг.: политический заказ и творчество историков
Вопросы для обсуждения


  • Выработка концепции истории СССР в рамках подготовки школьного и вузовского учебников истории в 1930-е гг.

  • «Краткий курс истории ВКП (б) и периодизация истории СССР.

  • Дискуссии о периодизации истории СССР на страницах журнала «Вопросы истории» в начале 1950-х гг.


Методические рекомендации

Советский период отечественной истории в жизни гуманитарных наук и исторической науки в частности, обозначился сильным давлением власти на ученых. В рамках данного занятия, студентам предлагается на основе одной историографической проблемы – периодизация истории СССР – выявить формы и методы этого воздействия. Особое внимание необходимо уделить дискуссиям по вопросам периодизации среди историков и вненаучным (политическим) формам разрешения этих дискуссий.
Литература


  • Артизов А.Н. Судьбы историков школы М.Н. Покровского (середина 30-х годов) // Вопросы истории. 1994. № 7.

  • Артизов А.Н. 1937 год. Институт Красной профессуры // Отечественная история. 1992. № 2.

  • Зеленов М.В. Главлит и историческая наука 20-х – 30-х гг. // Вопросы истории. 1997. № 3.

  • Зеленов М.В. Спецхран и историческая наука в СССР в 1920-30-е гг. // Отечественная история. 2000. № 2.

  • Маслов Н.Н. «Краткий курс истории ВКП(б)» – энциклопедия культа личности Сталина // Суровая драма народ. М., 1989.

  • Маслов Н.Н. «Краткий курс истории ВКП(б)» – энциклопедия сталинизма и
    постсталинизма: 1938-1988 гг. // Советская историография / Под общей ред. академика Ю.Н. Афанасьева. М., 1996. С. 240-273.

  • Пихоя Р.Г. Востребованная временем история. Отечественная историческая наука в 20-30-е годы ХХ века // Новая и новейшая история. 2004. № 2.



Семинар 4
«ОТТЕПЕЛЬ» В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ 1950-Х – 1960-Х ГГ.



  • «Десталинизация» исторического знания в 1950-е – 1960-е гг.

  • «Новое направление» в исторической науке.

  • Политические процессы второй пол. 1960-х гг. и свертывание «оттепели» в исторической науке.

Методические рекомендации

После ХХ съезда КПСС в советском обществе начались процессы получившие наименование «оттепели». В рамках данного занятия студенты должны рассмотреть развитие процессов ослабления идеологического диктата в исторической науке. Крайне важным представляется выявить те новые тенденции в развитии науки, получившие развитие благодаря этому ослаблению. Ввод советских войск в Чехословакию приостановил развитие политического потепление, что нашло сове отражение и в сфере исторического знания.
Литература

  • Гуревич А.Я. Социальная история и историческая наука // Вопросы философии. 1990. № 4.

  • Стариков Н.В. Эпоха «оттепелей» и этапы эволюции сталинизма: вопросы историографии // Советская историография / Под общей ред. академика Ю.Н. Афанасьева. М., 1996.

  • Исторические исследования в России: тенденции последних лет / Под редакцией Г.А. Бордюгова. М., 1996.

  • Партийная организация Института истории АН СССР в идейном противостоянии с партийными инстанциями 1966-1968 гг. // Вопросы истории. 2007. № 12.

  • Поликарпов В.В. «Новое направление» 50-х – 70-х гг.: последняя дискуссия советских историков // Советская историография. М., 1996.



Семинар 5

ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Л.Н.ГУМИЛЕВА.


  • Теория этногенеза Л.Н.Гумилева.

  • Евразийство в теории Л.Н.Гумилева.

  • Л.Н.Гумилев о взаимоотношениях Руси с ее восточными

  • соседями.

  • Основные вехи российской истории в трудах Л.Н.Гумилева.


Методические рекомендации

Студенты должны ознакомиться с нестандартными подходами Л.Н. Гумилева к оценке трагических событий 1237 – 1242 гг. и их последствий. Оригинальность концепции Гумилева заключается в «этнологическом» взгляде на российский исторический процесс.
Литература


  • Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории.

  • М.,1994.

  • Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М.,1993.

  • Гумилев Л.Н. Черная легенда: Друзья и недруги Великой

  • степи. М.,1994.

  • Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М.,1993.

  • Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы.

  • М.,1993.

  • Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства. М.,1992.


Темы для сообщения

«Л.Н. Гумилев и советская историческая наука»

Семинар 6
Изучение Великой Отечественной войны в советской и современной российской историографии


  1. Традиционные оценки II Мировой войны в советской исторической науке.

  2. Новое осмысление истории Великой Отечественной войны в условиях деидеологизации гуманитарных наук в конце 80-х – начале 90-х гг. XX в.

  3. Современные проблемы и тенденции в исследовании Великой Отечественной войны. Дискуссии.


Методические рекомендации

В рамках данного занятия студенты должны рассмотреть основные подходы к изучению истории ВОВ в советской и в современной российской историографии. Выявить воздействие политического влияние на изучение проблемы. Затронуть вопрос о новых подходах к изучению проблемы обозначившемуся в последние десятилетия.
Литература:


  • Данилов В.Д. Сталинская стратегия начала войны: планы и реальность // Отечественная история. 1995. № 3.

  • Горьков Ю.А. Готовил ли Сталин упреждающий удар против Гитлера в 1941 г. // Новая и новейшая история. 1993. № 3.

  • Ларионов А.Э. Суд над генералиссимусом: современные дискуссии о роли Сталина в ВОВ // Историография сталинизма. М., 2007.

  • Мерцалов А.Н., Мерцалова Л.А. Отечественная историография Второй мировой войны. Некоторые итоги и проблемы // Вопросы истории. 1996. № 9.

  • Печенкин А.А. Была ли возможность наступать // Отечественная история. 1995. № 3.

  • Томан Б.А. Новое фундаментальное исследование по истории Великой Отечественной войны // Новая и новейшая история. 2000. № 6.



Интерактивное занятие 4 (тема 6)
Историк в современном обществе
Вопросы для обсуждения


  1. Историческое знание в современном обществе: есть ли востребованность?

  2. Формы научных коммуникаций историков в XXI в.


Методические рекомендации

В рамках данного занятия студенты должны рассмотреть вопросы связанные со статусом историка и исторического знания сегодня. Обсуждение вынесенных вопросов, должно способствовать профессиональному становлению будущих специалистов.

Темы для самостоятельного изучения

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины (модуля)

Форма самостоятельной

работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Академическая историческая наука в России XIX – XX вв.: формальные и неформальные организации

Вопросы для самостоятельного изучения

10

Проверка

2

Становление советской исторической науки в 1920-е – нач. 1930-х гг.

Реферат

10

Проверка

3

Историческая наука Русского зарубежья

Реферат

10

Проверка

4

Историческая наука в условиях тоталитарного общества СССР 1930-х – 1950-х гг.

Контрольная работа

10

Проверка

5

Историческая наука эпохи «застоя»

Тестирование

6

Проверка

6

Историческая наука на переломе: «перестройка», постсоветское время

Контрольная работа

6

Проверка




Итого

-

52

-


Методические рекомендации по подготовке самостоятельных работ
Реферат – письменный доклад или выступление по определенной теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. Реферат может излагать содержание научной работы. Сроки сдачи реферата – 1 ноября.
Тематика рефератов


  1. Становление марксистской концепции истории России.

  2. Г.В.Плеханов.

  3. М.Н.Покровский.

  4. Изучение отечественной истории в 1917 – конце 20-х гг.

  5. Изучение отечественной истории в начале 30-х – середине 50-х гг.

  6. Изучение истории России в годы Великой Отечественной войны.

  7. Развитие советской историографии в конце 40-х – середине 50-х гг.

  8. Советская историография 50-х –80-х гг.

  9. Особенности развития отечественной историографии с середины 80-х годов.

  10. Новая тематика исследований в отечественной историографии. Методологические поиски конца 80-х – начала 90-х гг. в отечественной исторической науке.


Контрольная работа – промежуточный метод проверки знания учащихся. Сроки проведения контрольной работы – октябрь.

Тематика контрольной работы.

Вариант 1

1. Утверждение новой системы научных и учебных учреждений, занимающихся изучением истории (1917 – 1920-е годы).

2. «Новые направления» в изучении истории империализма.
Вариант 2

1. Концепция российской истории в трудах М.Н.Покровского.

2. Проблемы истории Великой Отечественной войны в российской историографии конца XX – начала XXI вв.
Вариант 3

1. Ликвидация в 1920 – 1930-х гг. исторических учреждений, связанных со старыми историческими школами. «дело» акад. С.Ф.Платонова.

2. Историческая наука России конца XIX – начала XX вв. Практика исторических исследований и поиск новых концептуальных подходов.
Вариант 4

1. История ВКП(б). «Краткий курс» и его роль в развитии исторической науки.

2. Дискуссии в советской исторической науке 1960-х гг.

Тестирование – метод изучения глубинных процессов деятелности человека, посредством его высказываний или оценок. Сроки проведения тестирования – декабрь.

Тематика тестирования.



  1. Укажите дату издания декрета Совнаркома, положившего начало полному огосударствлению архивного дела в России:


а) 1 июля 1919 г. в) 1 июня 1918 г.

б) 13 ноября 1918 г. г) 21 сентября 1920 г.


  1. Назовите главный недостаток, за который М.Н. Покровский критиковал научные труды С.Ф. Платонова:


а) «субъективизм» в) «псевдоисторизм»

б) «классовобоязнь» г) «неонорманизм»


  1. Кто из выпускников Института красной профессуры стал крупным исследователем истории декабристского движения:


а) М.В. Нечкина в) А.М. Панкратова

б) С.М. Дубровский г) И.И. Минц


  1. Как С.Ф. Платонов квалифицировал опричнину:


а) государственный переворот в) диктатура

б) гражданская война г) объединительная политика


  1. Когда началось «Академическое дело»:


а) в ноябре 1929 г. в) в октябре 1930 г.

б) в январе 1930 г. г) в марте 1931 г.
Перечень вопросов к зачету


  1. Реформирование в СССР системы учебных исторических учреждений в 1920-е годы.

  2. Научные сообщества 1920-х – начала 1930-х гг.: основное содержание и формы деятельности (Институт красной профессуры, Истпарт, общество историков-марксистов).

  3. Изменения в научной деятельности историко-филологического отделения АН СССР в конце 1920-начале 1930-х гг.

  4. Развитие отечественной немарксистской историографии в послеоктябрьский период.

  5. Дискуссия о своеобразии исторического развития России и природе российского абсолютизма.

  6. Работа советских историков по подготовке учебников для школ и вузов страны в 1930-е гг.

  7. «Краткий курс истории ВКП(б) и его роль в развитии советской исторической науки.

  8. Обсуждение вопросов становления Русского централизованного государства в 1930-1950-е гг.

  9. Становление советской историографии Великой Отечественной войны в 1940-1950-е гг.

  10. ХХ съезд КПСС и его влияние на развитие советской исторической науки.

  11. Дискуссии об особенностях российского империализма в конце 1950-1960-е гг.

  12. Обсуждение советскими историками вопроса об аграрном строе России накануне Октябрьской революции в 1960-е гг.

  13. Особенности развития советской историографии в «застойный» период.

  14. Исследования по древней и средневековой истории России в 1960-1970-е гг.

  15. Содержание историко-партийных исследований в конце 1950 – начале 1980-х гг.

  16. Изменения в развитии советской исторической науки в период «перестройки».

  17. Освоение советскими историками немарксистского идейного наследия в конце 1980 – начале 1990-х гг.

  18. Новая проблематика и новые подходы в изучении отечественной истории в 1990 – начале 2000-х гг.


Дополнительная литература


  • Алаторцева А.И. Советская историческая периодика. 1917-середина 1930-х годов. М.: Наука, 1989. 256 с.

  • Алексеева Г.Д., Желтова Г.И. Становление и развитие советской системы научно-исторических учреждений (20-30-е годы). Ташкент: Фан, 1977. 136 с.

  • Артизов А.Н. Судьбы советских историков школы М.Н. Покровского (середина 1930-х гг) // Вопросы истории. – 1994. № 7. С. 34-48.

  • Бордюгов Г.А., Козлов В.А. История и конъюнктура: Субъективные заметки по истории советского общества. М.: Политиздат, 1992. 332 с.

  • Виппер Р.Ю. Кризис исторической науки. Казань: Госиздат, 1921. 37 с.

  • Волобуев П.В. Выбор путей общественного развития: теория, история, современность. М.: Политиздат, 1987. 312 с.

  • Горбачев М.С. Октябрь и перестройка: революция продолжается. М.: Политиздат, 1987. 60 с.

  • Городецкий Е.Н. Советская историография Великого Октября (1917-середина 30-х годов). Очерки. М.: Наука, 1981. 368 с.

  • Гуревич А.Я. О кризисе современной исторической науки // Вопросы истории. - 1991. - № 2-3. С. 21-36.

  • Данилов В.П. Современная российская историография: в чем выход из кризиса? // Новая и новейшая история. - 1993. - № 6. С. 95-101.

  • Дискуссия о “Народной воле”. М.: Изд-во Ком. академии,1930. 208 с.

  • Зубкова Е.Ю. Общество и реформы 1945-1964. М.: ИЦ «Россия молодая», 1993. 200 с.

  • Иванова Л.В. У истоков советской исторической науки (подготовка кадров историков-марксистов). М.: Мысль, 1968. 197 с.

  • Из глубины. Сб. статей о русской революции. // Вехи. Из глубины. М.: Изд-во «Правда», 1991. 606 с.

  • Искендеров А.А. Историческая наука на пороге ХХ1 века //Вопросы истории. - 1996. - № 7. с. 3-31.

  • Историки спорят. Тринадцать бесед. М.: Политиздат, 1989. 510 с.

  • Историческая наука и некоторые проблемы современности. М.: Наука, 1969. 430 с.

  • Исторические исследования в России. Тенденции последних лет. /Под ред. Г.А. Бордюгова. М.: Политиздат, 1996. 464 с.

  • История и социология. М.: Наука, 1964. 341 с.

  • Карсавин Л.П. Философия истории. Спб.: АО Комплект, 1991. 351 с.

  • Коэн С. Бухарин. Политическая биография. М.: Прогресс, 1988. 570 с.

  • Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. Вып. 1. Посмертное издание. - Пг., 1923. 278 с.

  • Нечкина М.В. К итогам дискуссии о периодизации истории советской исторической науки // История СССР. - 1962.- № 2. с.57-76.

  • Об особенностях империализма в России. Сборник статей.М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. 440 с.

  • Осмыслить культ Сталина. М.: Прогресс, 1989. 656 с.

  • Панкратова А.М. Советская историческая наука за 25 лет и задачи историков в условиях Великой Отечественной войны // 25 лет исторической науки в СССР. М.;Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1942. С.3-40.

  • Покровский М.Н. Марксизм и особенности исторического развития России. Л.: Прибой, 1925. 143 с.

  • Покровский М.Н. Общественные науки в СССР за 10 лет // Вестник Ком. академии. - 1928. - № 2. С. 3-30.

  • Пономарев Б.Н. Задачи исторической науки и подготовка научно-педагогических кадров в области истории // Его же. Избранное: Речи и статьи. М. Политиздат, 1977. С. 164-196.

  • Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М. Республика, 1995. 512 с.

  • Регельсон Л. Трагедия русской церкви (1917 – 1945). Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1977. 627 с.

  • Российские женщины и европейская культура. М.: Наука, 2001. 327 с.

  • Сахаров А.Н. Методология истории и историография. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 216 с.

  • Сидоров Л.А. Оттепель в исторической науке. Советская историография первого послесталинского десятилетия. М.: Памятники исторической мысли, 1997. 228 с.

  • Соколов В.Ю. История и политика (К вопросу о содержании и характере дискуссий советских историков 1920 - начала 1930-х гг.). Томск.: Изд-во Томск. ун-та, 1990. 200 с.

  • Сталин И.В О некоторых вопросах истории большевизма // Соч. Т. 13. С. 84-102.

  • Тарновский К.Н. Советская историография российского империализма. М. Наука, 1964. 244 с.

  • Троцкий Л.Д. 1905. М. Госиздат, 1922. 419 с.

  • Эггелинг В. Политика и культура при Хрущеве и Брежневе 1953 – 1970. М.: АИРО-ХХ, 1999. 320 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа учебной дисциплины (модуля) История исторической науки Автор программы: Никонов С. А iconПрограмма учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.)....
Целями освоения дисциплины (модуля) «История России (до ХХ в.)», являются изучение основных этапов истории России
Программа учебной дисциплины (модуля) История исторической науки Автор программы: Никонов С. А iconПрограмма учебной дисциплины (модуля) История России (до ХХ в.)....
Дисциплина «История России (до ХХ в.). Часть 1» изучается с первого по второй семестр. Для ее освоения необходимы
Программа учебной дисциплины (модуля) История исторической науки Автор программы: Никонов С. А iconПрограмма дисциплины «История исторической науки» для магистерской...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов, обучающихся по магистерской...
Программа учебной дисциплины (модуля) История исторической науки Автор программы: Никонов С. А iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Программа учебной дисциплины (модуля) История исторической науки Автор программы: Никонов С. А iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Программа учебной дисциплины (модуля) История исторической науки Автор программы: Никонов С. А iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Программа учебной дисциплины (модуля) История исторической науки Автор программы: Никонов С. А iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Программа учебной дисциплины (модуля) История исторической науки Автор программы: Никонов С. А iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Программа учебной дисциплины (модуля) История исторической науки Автор программы: Никонов С. А iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Программа учебной дисциплины (модуля) История исторической науки Автор программы: Никонов С. А iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Программа учебной дисциплины (модуля) История исторической науки Автор программы: Никонов С. А iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Программа учебной дисциплины (модуля) История исторической науки Автор программы: Никонов С. А iconУчебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)...
Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 4
Программа учебной дисциплины (модуля) История исторической науки Автор программы: Никонов С. А iconЛитература: Историзм в России. О состоянии русской исторической науки...
Занятие 1 Постановка основных проблем исторической науки. Методологическая и источниковая база
Программа учебной дисциплины (модуля) История исторической науки Автор программы: Никонов С. А iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Программа учебной дисциплины (модуля) История исторической науки Автор программы: Никонов С. А iconРабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)
Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции...
Программа учебной дисциплины (модуля) История исторической науки Автор программы: Никонов С. А iconПрограмма дисциплины «Гендерная история: источники и историография»...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск