Н. Н. Соколов история франции на рубеже XVIII-XIX вв





НазваниеН. Н. Соколов история франции на рубеже XVIII-XIX вв
страница1/17
Дата публикации23.12.2014
Размер2.31 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > История > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17



Федеральное агентство по образованию


Томский государственный университет

Кафедра новой, новейшей истории и

международных отношений

________________________________________________________________


Н.Н. Соколов




ИСТОРИЯ ФРАНЦИИ на рубеже XVIII-XIX вв.


Учебное пособие




Томск - 2007




Н.Н. Соколов
История Франции на рубеже XVIII-XIX вв. Учебное

пособие. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. – 151 с.
Учебное пособие подготовлено доцентом кафедры новой, новейшей истории и международных отношений исторического факультета Томского государственного университета Соколовым Николаем Николаевичем.

В пособии рассмотрены узловые проблемы французской истории накануне и в годы Великой французской революции; в эпоху Термидора и Консулата во Франции; во время наполеоновского господства в этой стране в контексте формационного и цивилизационного развития европейского континента на рубеже XVIII-XIX вв. Автор пособия широко опирался на материалы, хранящиеся в строгановской библиотеке Научной библиотеки ТГУ.

Пособие может быть использовано в процессе преподавания Новой истории в школах и вузах страны. Оно расширяет возможности самостоятельной работы студентов и школьников, изучающих историю стран Европы и Америки в XVI-XIX вв. в условиях внедрения в отечественном образовании болонской системы обучения.
Автор выражает глубокую признательность создателям сайта Великая французская революция – http://liberte.newmail.ru/index.html,,

способствовавшего подбору основных источников, литературы и иллюстративного материала по теме пособия.
Редактор:

доктор исторических наук И.Ю. Николаева (ТГУ)
Рецензенты:

доктор исторических наук В.П. Зиновьев (ТГУ)

кандидат исторических наук Т.А. Бычкова (ТГУ)






Оглавление



Предисловие……………………………………………………..3 - 5
Лекция № 1. Причины Французской революции…………….6 - 18

Семинарско-практическое занятие по теме

"Европейское Просвещение"…………………………………...19 - 28
Лекция № 2. Либеральный этап революции …………………..29 - 43

Лекция № 3. Власть французских радикалов ………………….44 - 55

Лекция № 4. Эпоха Директории и Консулата во Франции…....56 - 64

Лекция № 5. Место Наполеона Бонапарта в истории…………..65 - 78
Заключение……………………………………………………......79 - 80
Понятийный аппарат………………………………………………81- 97

Библиографический список……………………………………….98 -101
Приложения: ……………………………………………………...102 - 151
Документы…………………………………………………………102-121

Хронологическая таблица…………………………………………122-133

Указатель имён………………………………….………………….134-140
Карты………………………………………………………………..141-151

Великая французская революция конца XVIII в.………………...141

Вандейские войны…………………………………………………..142

Войны антифранцузской коалиции………………………………..143

Франция и Европа после наполеоновских войн…………………..151

Предисловие
Авторский курс по истории стран Европы и Америки в Новое время

(XVI - XIX вв.) рассчитан на 32 часа лекционных, 50 часов самостоятельной работы студентов (СРС), в том числе 10 часов по теме: «История Франции на рубеже XVIII-XIX вв.», включая 4 часа семинарско-практических занятий по теме: «Европейское Просвещение».

Настоящее пособие дополняет изучение курса Новой истории по следующим основным направлениям:


  1. Переходная эпоха от феодализма к капитализму. Осуществляется стадиально-региональный подход, сравнительно-исторический анализ моделей аграрной капиталистической эволюции; изучаются национальные варианты абсолютизма и промышленного переворота. Ставится задача усвоить специфику зарождения рыночной экономики и особенности становления буржуазной государственности в отдельных странах на европейском и американском континентах.




  1. Буржуазные революции переходной эпохи. Усваивается типология революций (революции межформационные, внутриформационные, межстадиальные, внутристадиальные); анализируются причины, ход, итоги буржуазных реформ и революций XVI-XIX вв. Ставится сверхзадача данного направления: выявить диалектику взаимоотношений реформы и революции в Новое время.




  1. Основные идеологические течения, зародившиеся или получившие развитие в XVI-XIX вв.: Протестантизм, Просвещение, Либерализм и, как реакция на эти альтернативы, Национализм, Романтизм, Консерватизм, Социализм и другие формы общественного сознания в изучаемый период. Расширяются представления о формационных и цивилизационных изменениях в странах Европы и Америки в Новое время.




  1. Международные отношения XVI-XIX вв. При изучении этой темы главное внимание уделяется становлению, эволюции и краху Вестфальской и Венской систем, а также осмыслению актуальных проблем колониализма в Новое время.


Организация занятий по Новой истории учитывает перевод

отечественных вузов на болонскую систему обучения. Этот процесс

сужает возможности аудиторных занятий, но способствует расширению форм и методов самостоятельной работы студентов. Установочные лекции концентрируют внимание студентов на узловых темах и проблемах курса, основные цели и задачи которого отражены в программе, подготовленной кафедрой Новой, новейшей истории и международных отношений

Томского государственного университета 2.
В данном пособии ставится ряд задач, от решения которых зависит осмысление узловых тем и проблем истории Франции на рубеже XVIII-XIX вв.


  1. Определить «нижнюю» и «верхнюю» границы распространения идей Просвещения во французском обществе в изучаемый период (к вопросу о социально – экономических, политических причинах революции конца XVIII в. во Франции).

  2. Выделить основные линии развития революционных событий во Франции: линию буржуазно- дворянского компромисса и линию радикальную, которая завершилась установлением якобинской диктатуры и переросла в конечном итоге в бонапартистское правление в стране (к вопросу о внешней и внутренней периодизации Французской революции).




  1. Поставить вопрос о разрыве и преемственности (континуитете) во французской истории конца XVIII – начала XIX вв., прослеживая процесс «дехристианизации» в период якобинской диктатуры, анализируя переходные формы буржуазной государственности в годы Директории, Консулата и Первой империи во Франции (к вопросу о диалектике революции и контрреволюции, реформы и революции).




  1. Дать оценку якобинской диктатуре и террору, определив при этом социальную природу якобинской власти, учитывая спор "московской" и "ленинградской" школ в отечественной историографии.




  1. Показать место Наполеона Бонапарта во французской истории ("голубая" и "чёрная" легенды о нём в мировой историографии).


Студенты Томского университета имеют уникальную возможность при организации самостоятельной работы воспользоваться библиотекой графа А.Г. Строганова, потомка купцов и промышленников, известных своей деятельностью по освоению Урала и Сибири 3. В 1875 г. эта библиотека была передана А.Г. Строгановым в дар будущему Сибирскому университету.

Значительное место в строгановской библиотеке занимают материалы по истории Франции (более 300 наименований). Исторические сочинения, материалы по социально-экономическим отношениям, философские произведения, мемуары, памфлеты, пресса, романы и эссе воссоздают панораму французской жизни накануне, в годы и после революции, в период Директории, Консульства и Первой империи Наполеона Бонапарта.

Интерес А.Г. Строганова к французской истории возможно был связан с тем, что его дядя П.А. Строганов в начале революции конца XVIII в. проживал в Париже и даже был членом Якобинского клуба.

Ранние издания по истории Франции изучаемого периода носят прожирондистский, отчасти промонархический, ярко выраженный антиякобинский характер. Большая часть мемуаров написана в форме воспоминаний о Великой французской революции, опубликованных в 20-е-30-е годы XIX в. парижскими издателями братьями Будуэ. Авторы этих воспоминаний, как и составители исторических комментариев к ним, осуждали якобинский террор. При всех различиях в интерпретации событий революции, ее причин и значения, при широком разнообразии пристрастий авторов книг и брошюр всех их объединяет ненависть к радикалам, сыгравшим зловещую роль в исходе революции. Примечательно, что в этих сочинениях немало цитат из речей и публикаций самих якобинцев.

В строгановской библиотеке хранятся все номера журнала Камилла Демулена “Старый кордельер”. Библиотека располагает также комплектом газеты “Монитор” периода Великой французской революции и периодическими изданиями времён наполеоновского госпосдства во Франции.
Примечания:


  1. Программа лекционных курсов для студентов исторического факультета. Томск, 2002. С. 3-12. Электронный вариант программы.- Режим доступа: http://www.if.tsu.ru/chair4/index.htm.

  1. Жеравина О.А., Соколов Н.Н. Источники и литература о Великой французской революции в Научной библиотеке Томского университета (Библиотека Строганова) // Новая и новейшая история. 1988. № 2. C. 176-179.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Н. Н. Соколов история франции на рубеже XVIII-XIX вв iconНаполеоновские войны на рубеже XVIII-XIX веков
Наполеоном. Луи Мадлен выдал на-гора 12 томов. Швейцарец Кирхейзен – 9 томов подробнейшей биографии Наполеона. Многотомники о Наполеоне...
Н. Н. Соколов история франции на рубеже XVIII-XIX вв iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...
Н. Н. Соколов история франции на рубеже XVIII-XIX вв iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература»
Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй...
Н. Н. Соколов история франции на рубеже XVIII-XIX вв iconДипломная работа На тему: «Международные аспекты проблемы иммиграции во Франции»
История миграционной политики Франции с начала 20 века Опыт регулирования миграции во Франции. 7
Н. Н. Соколов история франции на рубеже XVIII-XIX вв iconXvi. Русская культура на рубеже XIX xx веков: время кризиса и поиска...
Xvi. Русская культура на рубеже XIX – XX веков: время кризиса и поиска новых ценностей в духовной
Н. Н. Соколов история франции на рубеже XVIII-XIX вв iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бонапарта, его взглядов и воззрений для выяснения целей, которые он преследовал, постижение сути политического строя, созданного...
Н. Н. Соколов история франции на рубеже XVIII-XIX вв iconПатрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы»
Франции во многом условного XVIII века, а общая атмосфера произведения демонична и метафизична, что лишь оттеняется рациональной...
Н. Н. Соколов история франции на рубеже XVIII-XIX вв iconРеферат Развитие математики в России в XVIII и XIX столетиях
Развитие математики в России в XVIII и XIX столетиях. Возникновение в России систематической научной работы неразрывно связано с...
Н. Н. Соколов история франции на рубеже XVIII-XIX вв iconДокументальная история сибири XVII середина XIX вв. Владивосток
I. Сибирские архивы в системе приказных учреждений русского государства (Конец XVI начало XVIII вв.)
Н. Н. Соколов история франции на рубеже XVIII-XIX вв iconУрок на тему: «Дворянская усадьба Василёво в XVIII xix веках»
Приложение 10. Урок на тему: «Дворянская усадьба Василёво в XVIII – XIX веках». Автор: Смирнова И. М. учитель истории гоу торжокская...
Н. Н. Соколов история франции на рубеже XVIII-XIX вв iconУчебно-методическое пособие по курсу «История русской журналистики...
Учебно-методическое пособие по курсу «История русской журналистики XVIII xix веков»» составлена на основе требований Государственного...
Н. Н. Соколов история франции на рубеже XVIII-XIX вв iconРабочая программа 7 класс линия «сфера» всеобщая история
Планирование соответствует программе и Федеральному государственному стандарту основного общего образования по истории и обеспечена...
Н. Н. Соколов история франции на рубеже XVIII-XIX вв iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
По периоду будущей специализации (с древнейших времен до XVIII в.; история XIX начала ХХ в.; новейшая история России) поступающий...
Н. Н. Соколов история франции на рубеже XVIII-XIX вв iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Юдовской А. Я, Ванюшкиной Л. М. «Новая история. Конец ХV-XVIII в. 7 класс»- м.: Просвещение, 2007, а также Программы общеобразовательных...
Н. Н. Соколов история франции на рубеже XVIII-XIX вв iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать: Манхэтонский проект, период великих потрясений, общество потребления, протекцианизм Предпосылки и достижения технической революции...
Н. Н. Соколов история франции на рубеже XVIII-XIX вв iconУрока Тема урока Планируемые результаты освоения
Песни о Степане Разине. 20-е годы XVII века начало XVIII века. Солдатские песни XVIII –xix веков


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск