Скачать 2.31 Mb.
|
Федеральное агентство по образованиюТомский государственный университет Кафедра новой, новейшей истории и международных отношений ________________________________________________________________ Н.Н. СоколовИСТОРИЯ ФРАНЦИИ на рубеже XVIII-XIX вв.Учебное пособие Томск - 2007 Н.Н. Соколов История Франции на рубеже XVIII-XIX вв. Учебное пособие. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. – 151 с. Учебное пособие подготовлено доцентом кафедры новой, новейшей истории и международных отношений исторического факультета Томского государственного университета Соколовым Николаем Николаевичем. В пособии рассмотрены узловые проблемы французской истории накануне и в годы Великой французской революции; в эпоху Термидора и Консулата во Франции; во время наполеоновского господства в этой стране в контексте формационного и цивилизационного развития европейского континента на рубеже XVIII-XIX вв. Автор пособия широко опирался на материалы, хранящиеся в строгановской библиотеке Научной библиотеки ТГУ. Пособие может быть использовано в процессе преподавания Новой истории в школах и вузах страны. Оно расширяет возможности самостоятельной работы студентов и школьников, изучающих историю стран Европы и Америки в XVI-XIX вв. в условиях внедрения в отечественном образовании болонской системы обучения. Автор выражает глубокую признательность создателям сайта Великая французская революция – http://liberte.newmail.ru/index.html,, способствовавшего подбору основных источников, литературы и иллюстративного материала по теме пособия. Редактор: доктор исторических наук И.Ю. Николаева (ТГУ) Рецензенты: доктор исторических наук В.П. Зиновьев (ТГУ) кандидат исторических наук Т.А. Бычкова (ТГУ) ОглавлениеПредисловие……………………………………………………..3 - 5 Лекция № 1. Причины Французской революции…………….6 - 18 Семинарско-практическое занятие по теме "Европейское Просвещение"…………………………………...19 - 28 Лекция № 2. Либеральный этап революции …………………..29 - 43 Лекция № 3. Власть французских радикалов ………………….44 - 55 Лекция № 4. Эпоха Директории и Консулата во Франции…....56 - 64 Лекция № 5. Место Наполеона Бонапарта в истории…………..65 - 78 Заключение……………………………………………………......79 - 80 Понятийный аппарат………………………………………………81- 97 Библиографический список……………………………………….98 -101 Приложения: ……………………………………………………...102 - 151 Документы…………………………………………………………102-121 Хронологическая таблица…………………………………………122-133 Указатель имён………………………………….………………….134-140 Карты………………………………………………………………..141-151 Великая французская революция конца XVIII в.………………...141 Вандейские войны…………………………………………………..142 Войны антифранцузской коалиции………………………………..143 Франция и Европа после наполеоновских войн…………………..151 Предисловие Авторский курс по истории стран Европы и Америки в Новое время (XVI - XIX вв.) рассчитан на 32 часа лекционных, 50 часов самостоятельной работы студентов (СРС), в том числе 10 часов по теме: «История Франции на рубеже XVIII-XIX вв.», включая 4 часа семинарско-практических занятий по теме: «Европейское Просвещение». Настоящее пособие дополняет изучение курса Новой истории по следующим основным направлениям:
Организация занятий по Новой истории учитывает перевод отечественных вузов на болонскую систему обучения. Этот процесс сужает возможности аудиторных занятий, но способствует расширению форм и методов самостоятельной работы студентов. Установочные лекции концентрируют внимание студентов на узловых темах и проблемах курса, основные цели и задачи которого отражены в программе, подготовленной кафедрой Новой, новейшей истории и международных отношений Томского государственного университета 2. В данном пособии ставится ряд задач, от решения которых зависит осмысление узловых тем и проблем истории Франции на рубеже XVIII-XIX вв.
Студенты Томского университета имеют уникальную возможность при организации самостоятельной работы воспользоваться библиотекой графа А.Г. Строганова, потомка купцов и промышленников, известных своей деятельностью по освоению Урала и Сибири 3. В 1875 г. эта библиотека была передана А.Г. Строгановым в дар будущему Сибирскому университету. Значительное место в строгановской библиотеке занимают материалы по истории Франции (более 300 наименований). Исторические сочинения, материалы по социально-экономическим отношениям, философские произведения, мемуары, памфлеты, пресса, романы и эссе воссоздают панораму французской жизни накануне, в годы и после революции, в период Директории, Консульства и Первой империи Наполеона Бонапарта. Интерес А.Г. Строганова к французской истории возможно был связан с тем, что его дядя П.А. Строганов в начале революции конца XVIII в. проживал в Париже и даже был членом Якобинского клуба. Ранние издания по истории Франции изучаемого периода носят прожирондистский, отчасти промонархический, ярко выраженный антиякобинский характер. Большая часть мемуаров написана в форме воспоминаний о Великой французской революции, опубликованных в 20-е-30-е годы XIX в. парижскими издателями братьями Будуэ. Авторы этих воспоминаний, как и составители исторических комментариев к ним, осуждали якобинский террор. При всех различиях в интерпретации событий революции, ее причин и значения, при широком разнообразии пристрастий авторов книг и брошюр всех их объединяет ненависть к радикалам, сыгравшим зловещую роль в исходе революции. Примечательно, что в этих сочинениях немало цитат из речей и публикаций самих якобинцев. В строгановской библиотеке хранятся все номера журнала Камилла Демулена “Старый кордельер”. Библиотека располагает также комплектом газеты “Монитор” периода Великой французской революции и периодическими изданиями времён наполеоновского госпосдства во Франции. Примечания:
|
Наполеоновские войны на рубеже XVIII-XIX веков Наполеоном. Луи Мадлен выдал на-гора 12 томов. Швейцарец Кирхейзен – 9 томов подробнейшей биографии Наполеона. Многотомники о Наполеоне... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература» Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй... | ||
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 10. 01. 01 «Русская литература» Программы, предполагающие знакомство с источниками и научной литературой, включенными в приведенные ниже списки. Первый и второй... | Дипломная работа На тему: «Международные аспекты проблемы иммиграции во Франции» История миграционной политики Франции с начала 20 века Опыт регулирования миграции во Франции. 7 | ||
Xvi. Русская культура на рубеже XIX xx веков: время кризиса и поиска... Xvi. Русская культура на рубеже XIX – XX веков: время кризиса и поиска новых ценностей в духовной | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Бонапарта, его взглядов и воззрений для выяснения целей, которые он преследовал, постижение сути политического строя, созданного... | ||
Патрика Зюскинда «Парфюмер. История одного убийцы» Франции во многом условного XVIII века, а общая атмосфера произведения демонична и метафизична, что лишь оттеняется рациональной... | Реферат Развитие математики в России в XVIII и XIX столетиях Развитие математики в России в XVIII и XIX столетиях. Возникновение в России систематической научной работы неразрывно связано с... | ||
Документальная история сибири XVII середина XIX вв. Владивосток I. Сибирские архивы в системе приказных учреждений русского государства (Конец XVI начало XVIII вв.) | Урок на тему: «Дворянская усадьба Василёво в XVIII xix веках» Приложение 10. Урок на тему: «Дворянская усадьба Василёво в XVIII – XIX веках». Автор: Смирнова И. М. учитель истории гоу торжокская... | ||
Учебно-методическое пособие по курсу «История русской журналистики... Учебно-методическое пособие по курсу «История русской журналистики XVIII xix веков»» составлена на основе требований Государственного... | Рабочая программа 7 класс линия «сфера» всеобщая история Планирование соответствует программе и Федеральному государственному стандарту основного общего образования по истории и обеспечена... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... По периоду будущей специализации (с древнейших времен до XVIII в.; история XIX начала ХХ в.; новейшая история России) поступающий... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Юдовской А. Я, Ванюшкиной Л. М. «Новая история. Конец ХV-XVIII в. 7 класс»- м.: Просвещение, 2007, а также Программы общеобразовательных... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Знать: Манхэтонский проект, период великих потрясений, общество потребления, протекцианизм Предпосылки и достижения технической революции... | Урока Тема урока Планируемые результаты освоения Песни о Степане Разине. 20-е годы XVII века начало XVIII века. Солдатские песни XVIII –xix веков |