Правда истории и «правда» киноискусства





Скачать 284.81 Kb.
НазваниеПравда истории и «правда» киноискусства
страница1/3
Дата публикации24.12.2014
Размер284.81 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы
  1   2   3
ЛЕВ СКЛЯДНЕВ.

РЕФЕРАТ.

ПРАВДА ИСТОРИИ И «ПРАВДА» КИНОИСКУССТВА.
История, с её пафосом борьбы, примерами высочайшего героизма, мужества, а также коварства и предательства (в истории много и такого было) во все времена была источником вдохновения для художников. Муза истории Клио определила законы, которые действуют на её территории. Появилась историческая живопись, историческая проза. Музыка тоже не чуралась истории, названия произведений говорят об этом: «Ричард III», «Лагерь Валленштейна», «Дон Карлос» и т. д. Кино, только родившись, стало пристально всматриваться в прошлое, не упуская возможности отразить в кинообразах все, что достойно внимания. Энциклопедический словарь кино так определяет понятие «исторический фильм»: «Произведение киноискусства, сюжет которого основан на изображении реальных событий и, как правило, реальных персонажей исторического прошлого». Выдаюшиеся режиссеры, приближая сюжеты далекой истории, не ставили только просветительские цели. Гораздо более важной задачей была актуализация содержания. В событиях прошлого искали аналоги событиям современным( например фильм американского режиссера Гриффита «Нетерпимость» ассоциировал с событиями первой мировой войны.) Режиссеры создавали биографические фильмы, герои которых жили в период античности или средневековья, а зрители могли «разглядеть» в них современных политиков( образ римских императоров Нерона, Калигулы и т.п. часто ассоциировал с диктаторами 20 –го столетия).

Но были и другого рода фильмы. «Известно, например, множество случаев мелодраматизации истории, т.е. превращение её в чисто внешний антураж интимно-личных коллизий» («Энциклопедический словарь кино», Москва, 1986 год.)

Излишне говорить в этой статье, о пользе изучения истории, это общеизвестная истина. Приведу лишь мысль Цицерона: «Не знать, что было до того, как ты родился, значит навсегда остаться неразвитым ребенком». В свете этой мысли естественно возникает вопрос, в какой мере исторические фильмы способствую знанию истории? Ответить однозначно трудно. Все зависит от того, какие цели ставит перед собой режиссер. Например, в 30-х годы особую важность приобрела проблема героя. «В западном кинематографе проявился двоякий подход в трактовке героя: или безудержная идеализация его, как исключительной и могущественной личности, вознесенной над человеческими интересами («Наполеон», 1927г. режиссер А.Ганс) или чаще всего сведение его деятельности к сугубо приватной сфере («Частная жизнь ГенрихаVIII», 1933год, режиссер А. Корда)» («Энциклопедический словарь кино», Москва, 1986 год.)

Осмысление отношения между героем и народом в советских исторических фильмах 30-х годов, служило критерием отбора фактов ( «Александр Невский», «Петр I», «Александр Суворов» ).

Для английских исторических фильмов, в целом характерен тщательный отбор всех деталей изображаемого быта. По этим лентам можно изучать визуальный облик эпохи. В этом плане любопытно сравнить живопись Ганса Гольбейна Младшего, долго служившего при дворе английского короля Генриха VIII, с характерными кадрами фильма режиссера Питера Трэвиса «Генрих VIII».

Оказывая огромное влияние на развитие мирового кинематографа, Голливуд внес свою лепту и в интерпретацию исторических тем. Для американских «фильмов-гигантов»60-х годов характерна масштабность, задействованность в съемках огромных людских масс, эффектность и яркость подачи материала.

Все средства хороши, чтобы ошеломить, поразить зрителей. В то же время, создателей этих «исторических боевиков», мало заботит «историческая правда», они характерны приблизительностью трактовки истории. В ряду таких фильмов можно назвать работы американского режиссера Энтони Манна «Эль Сид» и «Падение Римской империи». Но среди «исторических боевиков» есть и подлинные шедевры. «Спартак» Стэнли Кубрика запоминается не только батальными сценами, а и лирической линией, мастерски очерченной Керком Дугласом и Джин Симмонс.

К жанру исторических фильмов надо отнести и экранизацию классических произведений литературы. Хроники Шекспира дают богатый материал для осмысления истории и режиссеры не раз их экранизировали. Здесь в первую очередь надо назвать английского режиссера и актера Лоуренса Оливье. Шекспир очень свободно распоряжался хронологией. Это было связано с особенностями сценического воплощения пьес, ограниченности их театрального времени. Оливье в своих фильмах «Генрих VIII» и «Ричард III» добивается максимальной концентрации событий в рамках отведенного фильму времени.

Эту небольшую вступительную статью хотелось бы закончить риторическим вопросом. Что лучше, снять хрестоматийный фильм, по которому можно изучать хронологию исторических событий, но не интересный, оставляющий зрителей равнодушными, или повинуясь главным образом порыву творчества, не сковывая себя до педантичности «правдой истории», создать яркую ленту, вызывающую у зрителей желание больше узнать о эпохе?
ФИЛЬМ ПИТЕРА ТРЭВИСА « ГЕНРИХ VIII».
Выбор положительного героя всегда сопряжен для режиссера с трудностями. «Положительность» героя- понятие относительное, если дело касается лица исторического. В этом случае не обходится без некоторой идеализации.

Другое дело показать личность отрицательную. Если присмотреться к истории, то выбор грандиозный. Даже ограничив выбор злодеев только королями, то и тогда недостатка не будет. Принцип Макиавелли- цель оправдывает средства- является определяющим для большинства монархов, но масштабы творимого зла часто таковы, что его невозможно оправдать никакой политической целесообразностью.

Познакомившись с историей Англии, от завоевания её в 1066 году нормандским герцогом Вильгельмом Завоевателем до середины 16 столетия, убеждаешься, что короли ее, как правило, были либо узурпаторами власти, либо рабами собственных страстей.

Фильм английских кинематографистов «Генрих VIII», созданный в 2003г. рассказывает об одном из них. «Исторический Генрих VIII - это пожалуй самая отвратительная личность из всех перебывавших на английском престоле. Среди самых кровавых английских королей он выделялся своей тиранической жестокостью, циничным вероломством, ненасытной жадностью и наглым расточительством, беспредельным сластолюбием и развращенностью… На плаху отправлялись не только надоевшие ему жёны, но и ближайшие ему родственники…

Если Ричард III - это гибнущий злодей, то Генрих VIII- безнаказанный негодяй». (Ю.Ф. Шведов «Вильям Шекспир», «Исследования» изд. Московского университета 1977г.)

А вот как охарактеризовал ГенрихаVIII русский историк 19 века западник Тимофей Николаевич Грановский: «Личные страсти короля не могли также иметь благотворного влияния на народную нравственность, не могли усилить уважение к нему… Ни одна голова в Англии не была тверда на плечах. Король казнил за ослушание его воли не только самих виновных, но и их родственников… Почти каждая знатная фамилия принесла кого-нибудь из своих членов в жертву подозрительности короля, протестанты гибли как еретики, католики как ослушники».

Фильмы о Генрихе VIII Тюдоре уже появлялись на экране. Самый ранний звуковой фильм Александра Корды, выходца из Венгрии, обосновавшегося в Англии, «Частная жизнь Генриха VIII». С 1933 года он обошел весь мир, принеся его создателям огромные доходы, позволившие развернуть значительное кинопроизводство.

Современный фильм «Генрих VIII» режиссера Питера Трэвиса хорош уже тем, что зрителю за три часа проведенных у экрана, откроется огромная панорама жизни английского общества 1-й половины 16 столетия. Авторы (сценарист Питер Морган) вдосталь поиграют на нервах у зрителей. Турниры, пиры, пытки, истязания, заговоры, казни, эпидемия чумы, секуляризация церковной собственности - всего этого в фильме достаточно. Можно сказать, что ужасы средневековья безжалостно обрушиваются на зрителей. Но исторические коллизии лишь фон, на котором разыгрываются людские драмы. И победителей здесь нет. Тот, кто сегодня на вершине власти, завтра поднимется на эшафот. Экспрессивность высказывания главная особенность фильма. Нигде нет той идиллической «полянки», где герои, а вместе с ними и зрители могли бы чуть расслабиться. Предчувствие трагической развязки, с одной стороны интригует, а с другой, создает эмоциональный тон тревожного, нервного ожидания.

«Игра на нервах»- особенность экспрессионистской эстетики и в этом отношении фильм с полным правом можно назвать экспрессионистcким.

Драматургия фильма соткана из множества психологических дуэлей. В каждой из них идет борьба не на жизнь, а на смерть.

Понтегрю- Генрих: борьба за трон; кто истинный наследник Плантагенетов? У каждого свой резон.

Екатерина Арагонская- Генрих: с одной стороны опостылевшая жена, за 15 лет брака так и не подарившая королю желанного наследника, с другой, мужчина, мечтающий о браке с Анной Болейн.

Кардинал Уолси- Анна Болейн: борьба за влияние на короля.

Генрих VIII- Римский папа: во времена правления Генриха Тюдора в английской истории произошло знаменательное событие, Англия объявила о своей независимости от папского Рима и Генрих VIII стал главой английской церкви.

И наконец Анна Болейн- Генрих: любящая жена, мечтающая подарить королю наследника и похотливый сластолюбец, охваченный новой страcтью.

В фильме заняты замечательные актеры, создавшие запоминающиеся образы кардинала Уолси (Дэвид Суше), Норфолка (Марк Строн), Екатерины Арагонской (Ассунта Серна), Джейн Сеймур (Эмилия Фокс).

Особо надо сказать об исполнителях главных ролей. Рэй Уинстоун и Хелена Бонэм Картер – актеры безусловно выдающиеся. История и закат любви ими рассказанные – шедевр актерского мастерства. Уровень мастерства таков, что его не замечаешь. Забываешь, что перед тобой актеры.

Во взаимоотношениях с Анной, на какой-то момент в Генрихе, тиране и деспоте пробуждаются светлые человеческие чувства. Рэй Уинстоун заставляет зрителей сочувствовать своему герою, даже после того, как он совершил множество преступлений.

Роль Анны Болейн сложная, многоплановая. Хелена Бонем Картер тонко интерпретирует её, от неприятия всех домогательств короля, до зарождения чувства. От страстной любви до боли и трагедии раздавленной жизнью женщины.

История сыграла с Генрихом, с его маниакальным стремлением иметь наследником сына, злую шутку. Не сын Эдуард, болезненный юноша, переживший отца на 6 лет,

стал великим монархом, а его сестра, дочь Анны Болейн, Елизавета, правившая Англией 45 лет и добившаяся процветания и могущества страны.

ФИЛЬМ ЭНТОНИ МАННА «ПАДЕНИЕ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ».

Тот, кто хочет узнать историю древнего Рима, меньше всего должен рассчитывать на фильм американского режиссера Энтони Манна ( 1906-1967г.г.)

Обратимся к энциклопедическому словарю: « В начале 60-тых годов Э.Манн снял пышные исторические боевики «Эль Сид» (1961г.) и «Падение Римской Империи» (1964г.) с характерной для этого типа американских фильмов «приблизительностью трактовки истории».

«Приблизительность трактовки» - мягко сказано. Тот кто знает историю, посмотрев фильм Манна, согласится, что режиссер не связывал себя никакими обязательствами перед исторической правдой. Римский император Марк Аврелий (годы правления 161- 180 г.г.) вошел в историю, как один из самых образованных, а в моральном отношении положительных правителей. Он совмещал таланты полководца и философа. «Период правления Марка Аврелия отмечен ожесточенными оборонительными сражениями, знаменовавшими конец относительно спокойного развития эпохи принципата».(«Словарь античности.» Издательство «Прогресс». Москва, 1989г.)

Проводя большую часть своего правления в походах, неустанно громя врагов империи, он находил время для занятий философией. Свои философские воззрения изложил в виде афоризмов в единственном произведении «Наедине с собой». Эта книга стала настольной для нескольких поколений интеллектуалов.

Философия Марка Аврелия «оказала большое влияние на христианство, хотя сам император жестоко преследовал христиан».

Умер император от чумы, во время восточного похода в 180 году (в фильме он был отравлен).

Авторы фильма излагают события «с точностью до наоборот». Марк Аврелий провозглашает преемником своего сына Комадоса за три года до своей смерти. В фильме преемник – полководец Ливий. Император Коммод, именно так звали сына Марка Аврелия, вошел в историю как тиран и деспот. А убит он был своей любовницей – Марцией, вольноотпущенником Эклектом и преторианским префектом Летом. Сенат одобрил их поступок и объявил Коммода врагом отечества. В фильме император погибает во время гладиаторского поединка с Ливием. (Этот поединок с точки зрения исторической правды кажется очень надуманным).

Но не будем дальше искать отступлений от правды, их достаточно, извинимся перед музой истории Клио и посмотрим на фильм как на продукт Голливудской индустрии 60-тых годов. Несколько отзывов: «Потрясающие батальные сцены, которыми изобилует картина, а также удивительно узнаваемые декорации Рима создают атмосферу действительно происходящего события. Но мизансцены и тексты персонажей выдают американскую психологию поведения, чем смазывают весь созданный правдоподобный эффект. Прекрасная актерская работа (Софии Лорен), интересная и сложная по конструкции операторская съемка, а также идеально выстроенная режиссура, все в целом указывает на качественную дорогостоящую постановку Голливудской картины».

Некоторые особенности работ Энтони Манна 50-х годов (фильмы «Голая вершина», «Человек из Ларами», «Жестяная звезда», «Человек Запада») характерны и для фильма «Падение Римской Империи»: «напряженность повествования, выразительность натурных съемок, точная работа с актерами».

Что остается в памяти после просмотра фильма?

Запомнилась батальная сцена. Напряженность ожидания встречи римлян с маркоманами, щекочет нервы. Но вот битва началась. Динамика действия достигается постоянной, ритмичной сменой крупных, средних, общих планов. Недостатком этой мастерски снятой сценой, на мой взгляд, является отсутствие крупных планов лиц германцев (в кадре мелькают только рыжие парики), что снижает художественное впечатление, так как «обезличивает образ врага».

Сцена гонки на колесницах (фактически дуэль между Ливием и Комадосом) – образец высочайшего мастерства американских кинематографистов. Такая сверх эффектная и во многом фантастическая работа, и спустя более сорока лет после выхода фильма на экраны, завораживает зрителя. Гладиаторский бой Комадоса и Ливия – кульминация фильма. Здесь режиссер и актеры не пожалели сил, чтобы пощекотать нервы зрителям: и битва на копьях, и игра в «кошки-мышки», когда кто-то из дуэльянтов теряет оружие, и сверх эффектные приемы ведения боя и завершающий смертельный удар.

Кинематограф- жанр синтетический и музыка вносит свою лепту в эмоциональную окраску событий. Внешне эффектная, помпезная, но лишенная глубины музыка композитора Дмитрия Темкина- типичный образец звукового сопровождения голливудских исторических «боевиков».
ФИЛЬМ ЛОУРЕНСА ОЛИВЬЕ «ГЕНРИХ V»
Кинокритик Клод Бейли в книге «Кино: фильмы ставшие событием», включил в ряд самых выдающихся фильмов 20-го столетия работу английских кинематографистов «Генрих V» (1944г.) Понадобилось явление такого незаурядного актера и режиссера, как Лоуренс Оливье, чтобы пьесы и хроники Шекспира обрели адекватное им экранное воплощение.

Кроме «Генриха V» Оливье снял в 1948 году фильм «Гамлет» и исполнил в нем главную роль. В 1955 году выходит на экраны «Ричард III», а через 10 лет «Отелло».

Список шекспировских ролей, сыгранных выдающимся актером в театре, поражает своей широтой и разноплановостью - это главные герои почти всех трагедий, короли в исторических хрониках, комические персонажи. Английский критик писал: «Оливье- актер огромного диапазона. Вечером он выступает в «Макбете», а на следующее утро – в роли Мальволио в «Двенадцатой ночи». Своеобразен подход актера к исполнению роли, он характерен актуализацией затронутых тем, современностью их звучания. Чтобы уловить лоуренсовскую интонацию, артикуляцию его речи, нужно «слышать» фильмы на языке оригинала, без синхронного перевода (стандарт DVD дает такую возможность).

Актер тонко чувствует музыкальность языка Шекспира, драматургию построения сцен. Он выстраивает монологи своих героев по принципу динамического нарастания, что способствует эмоциональному напряжению. Резкое акцентирование слов в кульминациях, с последующим ослаблением динамики, придает сценам завершенность. Показательна в этом отношении игра Оливье в роли короля Генриха (например монолог короля перед битвой при Азенкуре). Но Оливье удаются не только героические эпизоды. Жанровые сцены фильма отмечены жизненным психологизмом и тонким юмором. Сцена обольщения принцессы Екатерины (Рени Эмерсон), настоящий шедевр актерского мастерства.

Оригинален режиссерский подход в подаче литературного первоисточника.

Пьеса начинается в театре, в присутствии зрителей. Труппа актеров театра «Глобус» в 16-м веке, готовится сыграть шекспировского «Генриха V». Мы видим на экране публику, кулисы. Затем нас вводят в саму пьесу, предложив предварительно прибегнуть к помощи нашего воображения. Мы оказываемся в 1415 году, при английском дворе. Король собирается идти войной на Францию. Английский флот движется на Арфлер. Затем следует знаменитое сражение при Азенкуре, в котором англичане наносят поражение французам. Победитель, король Генрих, объявляет себя наследником французского престола и женится на принцессе Екатерине, и здесь нас возвращают в театр елизаветинских времен - спектакль закончен, зрители аплодируют.

Средневековые лубочные картинки пейзажей с замками, словно вытканные на гобеленах (художник Поль Шериф), плавно переходят к натурным съемкам, создавая у зрителей ощущение волшебного перемещения из одного пространства в другое.

Огромное драматургическое значение в фильме имеет музыка, оказывая сильное эмоциональное воздействие на зрителя. В зависимости от сценической ситуации, характер её то торжественный (дворцовые сцены), то воинственный (во время битвы), то просветленный (пасторальные зарисовки).

Полные благородства и простоты мелодии классика английской музыки 20-го века Уильяма Уолтона, очевидно построены на подлинных мотивах шекспировских времен.

Удивляет тот факт, что фильм «Генрих V» снимался во время второй мировой войны, когда, казалось, было не до искусства.

Но именно в это время войска наших союзников готовились к высадке в Западной Европе и тема фильма, была как никогда актуальна, напоминая англичанам о своем славном прошлом, о победах в Столетней войне.

Шекспира экранизировали многие мастера, как тут не вспомнить замечательные работы Козинцева «Гамлет» и «Король Лир». Или фильмы Орсона Уэллса «Макбет», «Отелло», но все же имя Лоуренса Оливье вспоминается прежде, когда речь заходит об экранизации бессмертных творений Шекспира.

Прежде чем приступить к просмотру «Генриха V», удостоенного американской киноакадемией в 1946 году премии «Оскар», хотелось бы несколько слов сказать о судьбе исторического персонажа хроники Шекспира.

Из десяти исторических хроник Шекспира («Генрих IV» в двух частях, «Генрих VI» - в трех)

«Генрих V» - отмечен своеобразием. Исторические короли Англии - либо узурпаторы власти, либо рабы собственных страстей. Хроника «Генрих V» - «задумана как панегирик идеальному монарху, она лишена внутреннего конфликта, ее действия определяются лишь ходом внешнеполитического столкновения двух держав… Верней предположить, что образ Генриха V возник, как воплощение идеала, о котором Шекспир мечтал, но которого он не мог встретить в действительности. (Ю.Ф.Шведов. Исследования. Издательство Московского университета 1977 г.)

Поэтому образ короля лишен каких-нибудь отрицательных сторон. Он блестящий рыцарь, умелый полководец, государственный деятель, вся энергия которого направлена на благо Англии. Он достаточно демократичен, умеет общаться с представителями разных сословий, о чем говорит ночная сцена перед битвой. Он кажется лишен какого-нибудь лицемерия и коварства, свойственного другим правителям.

Но исторический Генрих, был далек от идеала. В его жизни было много поступков, характерных для правителей того времени (например, зверская казнь лорда Кобгема после вступления на трон, или личное участие в сожжении мирянина Томаса Бэдби и т. д.)

Но во многом благодаря гению Шекспира, образ короля Генриха, в памяти последующих поколений освящен ореолом мужества и благородства.

Судьба не была благосклонна к Генриху, через 7 лет после знаменитой битвы при Азенкуре, 35-летний король скончался, оставив 9-месячного наследника на английском и французском троне. Его сын Генрих VI, вскоре утратил и французский и английский престол, проведя остаток жизни в Тауэре, там же и убитый, но это уже другая история…
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правда истории и «правда» киноискусства iconКнига-білінгва, у якій вибр
Гончар писал, что правда «Кобзаря», как правда Святого Письма, для человечества никогда не устареет и не угаснет. Шевченко открыл...
Правда истории и «правда» киноискусства iconГорячие страницы украинской печати дайджест
Крымская правда», «Запорізька правда», «Сіверщина», «Літературна Україна», «Українська літературна газета», «Слово Просвіти», «Чорноморські...
Правда истории и «правда» киноискусства iconРеферат на английском языке на тему : «Правда, сказанная слишком поздно, страшнее лжи»
«Правда, сказанная слишком поздно, страшнее лжи» и защитить его. И подготовить монолог от имени известного деятеля на тему : «Где...
Правда истории и «правда» киноискусства iconКлассный час: «Правда и ложь».
Цель: знакомство с понятиями правда и ложь, совершенствовать навыки культуры общения, воспитывать такие нравственные качества личности,...
Правда истории и «правда» киноискусства iconКлассный час : «Правда и ложь»
Цель: знакомство с понятиями правда и ложь, совершенствовать навыки культуры общения, воспитывать такие нравственные качества личности,...
Правда истории и «правда» киноискусства iconИздательском Доме «Комсомольская правда»
Издательском Доме «Комсомольская правда» состоялась пресс-конференция руководителя Рособразования Н. И. Булаева на тему «Уроки егэ....
Правда истории и «правда» киноискусства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Донеччина», «День», «Дзеркало тижня», «Крымская правда», «Газета по-українськи», «Зоря Полтавщини», «Деснянська правда», «Високий...
Правда истории и «правда» киноискусства iconПроблемный диалог, организация групповой работы «Правда» Сони Мармеладовой»
Технология: кдм, проблемный диалог. Оборудование. Презентация «Правда» Сони Мармеладовой
Правда истории и «правда» киноискусства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
України»», «Україна молода», «Високий замок», «Крымская правда», «Київська правда», «Галичина», «Вечерний Харьков», «Чорноморські...
Правда истории и «правда» киноискусства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Интегрированный урок литературы и истории в 5-м классе по теме: «Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино"-это правда истории или...
Правда истории и «правда» киноискусства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Начнем с того, что все сказки, истории о силе колдунов, ведьм, волшебников правда. Но, к сожалению, неполная
Правда истории и «правда» киноискусства iconТезисы секции переводоведение и машинный перевод абакумова О. Б.(Орловский...
«К вопросу о моделировании семантики пословичных высказываний (на материале русских и английских пословиц, репрезентирующих концепт...
Правда истории и «правда» киноискусства iconПрограмма вступительного испытания по истории
Руси. "Русская правда". Внешняя политика древнерусского государства. Культура. Образование самостоятельных княжеств. Эволюция восточнославянской...
Правда истории и «правда» киноискусства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Чтения и рассказы по истории России / Соловьев,Сергей Михайлович; Сост и вступ ст. Дмитриева С. С.;Коммент. Дмитриева С. С.,Дойниковой...
Правда истории и «правда» киноискусства iconПисьма-отречения как характерная черта советского дискурса на материале...
Письма-отречения как характерная черта советского дискурса (на материале писем читателей в газеты «Правда» и «Известия» в 20-е гг....
Правда истории и «правда» киноискусства iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Літературна Україна», «День», «Донецкий кряж», «Дзеркало тижня», «Голос України», «Високий замок», «Крымская правда», «Чорноморські...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск