Реферат по программе движения "Отечество" "Любимый сердцу уголок"





Скачать 199.18 Kb.
НазваниеРеферат по программе движения "Отечество" "Любимый сердцу уголок"
Дата публикации01.01.2015
Размер199.18 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > История > Реферат
Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Голдыревская средняя общеобразовательная школа"

Кунгурского района

РЕФЕРАТ

по программе движения "Отечество"

"Любимый сердцу уголок"

направление - школьные музеи

ученика 9 класса

Гордеева Вячеслава

Евгеньевича

Руководитель:

учитель географии

Банникова Л.И.

п. Голдыревский, 2005г.


Содержание

Введение

Основная часть

  1. Как все начиналось

  2. Основные разделы экспозиций.

  1. Зал трудовой и боевой славы (II этаж школы).

  • летопись поселка Голдыревский;

  • летопись предприятий поселка (племсовхоз "Голдыревский", ЗАО "ПМК-2", Кунгурское племпредприятие);

  • трагедия народа;

  • тыл-фронту;

  • ветераны Великой Отечественной войны - нащи односельчане;

  • помним их поименно;

  • воины - интернационалисты;

  • он учился в нашей школе;

  • 60-летию Победы посвящается (сменная экспозиция).

  1. Незабываемые страницы истории (III этаж школы).

  • летопись Голдыревской средней школы;

  • пионерская организация школы;

  • ветераны педагогического труда;

  • достопримечательности поселка;

  • песенное народное творчество;

  • детские рисунки "Наш край глазами детей".

  1. Крестьянская горница.

  1. Пропаганда историко-культурного наследия на местном материале.

Заключение.

Библиография.

Приложения.

Введение
В настоящее время в нашей стране наблюдается обращение людей к своим истокам. Они хотят знать историю своего края, традиции, обычаи народа.

Много удивительного и интересного можно узнать о том месте, где мы родились и живем, о людях, окружающих нас, если собрать материал и оформить его.

Такую цель мы и поставили, когда начали создавать музейную комнату в школе. Ее назвали "Любимый сердцу уголок". Каждый, кто участвовал в ее создании, любит свой край по-настоящему, гордится его историей, его людьми и сам является истинным патриотом.

В данном реферате рассказано, как собирался материал, как создавалась музейная комната, из каких экспозиций она состоит, какая работа проводится в ней в настоящее время.

Собранные материалы музейной комнаты заинтересуют местных жителей и тех, кто занимается музейным делом. А также могут быть использованы на уроках и во внеклассной работе.



  1. Пропаганда историко-культурного наследия на местном материале.


Одной из основных задач музейной комнаты является культурно-образовательная деятельность и воспитание подрастающего поколения на музейной педагогике. Наша комната широко открыла свои двери для учащихся школы, которые проводят уроки в ней, используют экспонаты и стенды для внеклассных занятий.

Здесь проходят встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами труда, с воинами - интернационалистами, пенсионерами. Группа ребят проводит лекции.

У нас установлена тесная связь с пожилыми жителями поселка. Они сами приносят разные материалы, фото в музейную комнату, подсказывают правильные названия экспонатов, помогают правильно разместить их. Это бывшие работницы совхоза Голдыревский: Лэс А.Г., Киселева А.П., Первушин Е.А.

У фотовыставки "Ветераны педагогического труда", "Он учился в нашей школе", "Воины-интернационалисты" всегда стоят дети школы, читают, делятся своими мнениями.

Музейная комната продолжает начатые добрые традиции: научно- исследовательскую, экспозиционную, собирательскую и культурно-образовательную, так как музейная комната это не только сокровищница, но и источник знаний.


Основная часть

  1. Как все начиналось…


А начиналось создание музейной комнаты со сбора предметов старины русских изб. Этой работой занимался краеведческий кружок школы под руководством учителя Вильгельм И.К.

Одновременно сбором материала занималась старейшая учительница Голдыревской средней школы Калинина М.А..

В дальнейшем она передала весь собранный материал нашей музейной комнате.

Экспонатов было собрано много, в кабинете истории они уже не помещались. Тогда директор школы Лаврова В.С. предложила создать макет русской избы на III этаже школы. Под ее руководством и шла вся работа по организации музейной комнаты. До сих пор Валентина Сергеевна является главным организатором в этой работе. Она очень желает, чтобы музейная комната получила статус музея и много делает для этого.

Педагог дополнительного образования Тетюева С.В. с группой учеников составили опись всех экспонатов. Затем, разделив комнату на части, создали в одной из них макет русской избы, а в другой - разместили материалы по летописи поселка Голдыревский и Голдыревской школы.

Оставшиеся экспонаты и материалы разместил на стенах II и III этажа школы.

В результате второй этаж школы стал залом трудовой и боевой славы. Третий этаж отражает прошлое и настоящее нашего поселка.

Были оформлены альбомы по родному поселку и его людях, созданы экспонаты, выставки , альбомы о предприятиях на территории поселка. Сбор материала и оформление осуществляли ребята краеведческого кружка под руководством учителя географии Банниковой Л.И.

30 марта 2002 года считается днем основания нашей музейной комнаты.


Заключение
Функции нашей музейной комнаты становятся все более многообразными, но главное в ее деятельности: хранить память о прошлом и отражать историю, давать объективные знания об ушедшем времени.

Подводя итог проделанной работе, хочется отметить, что сделано много. Но предстоит выполнить еще больше. А самое главное - добиться, чтобы наша музейная комната быстрее получила статус музея.

Для написания реферата были использованы материалы музейной комнаты, методические рекомендации Кунгурского краеведческого музея.

II. Основные разделы экспозиций

Зал трудовой и боевой славы

Летопись поселка Голдыревский

Первый дом на территории будущего поселка Голдыревский был построен Кунгурским женским монастырем. В 1926-27 годах в нем жили и монашки, которые выращивали скот для монастыря. Тогда же был вырыт колодец глубиной 4 метра.

В конце 20-х годов в стране начинается движение за кооперацию и коллективизацию сельского хозяйства. В 1928 году на территории будущего поселка образуется коммуна. Главным направлением ее деятельности были выращивание овощей и зерновых. Главными полеводом был Зверев Р.Н. Коммунары - это выходцы из соседних деревень Бушуи, Казарма, Сабарка. Они построили первое здание будущего поселка, двухэтажный дом, ставший позднее начальной школой.

Постепенно поселок рос, расширялся, богател. Строились новые фермы, склады для хранения овощей, жилые квартиры, школа, амбулатория, магазины. Благоустраивались дороги.

Племсовхоз "Голдыревский", расположенный на территории поселка был одним из крупных сельскохозяйственным предприятием района.

Неоднократно он становился победителем с социалистическом соревновании.

В 90-ых годах племсовхоз распался. Это сильно отразилось на поселке. Многие жители уезжали, строительство не велось, благоустройство не осуществлялось.

В настоящее время имеются попытки создать фермерские частные хозяйства.

Летопись предприятий поселка

Кунгурское племпредприятие
Кунгурское племпредприятие было организовано в марте 1958 года в поселке Семсовхоз . Именовалось "Филиал государственной станции искусственного осеменения сельскохозяйственных животных".

Филиал организовал пункты искусственного осеменения коров в Кишертском, Ординском, Суксунском районах. Обучал техников - осеменаторов, закупал и содержал семенных быков.

В 1952 году стало называться "Станция искусственного осеменения". Подчинялось Пермскому областному управлению сельского хозяйства.

Состав ее постепенно расширялся: росло количество голов быков - производителей, увеличивались площадь пашни и машинно-тракторный парк. Появились специальные машины для перевозки семян в жидком азоте, расширялось строительство корпусов для животных.

В 1971 году на основании приказа Росплемобъединения станция искусственного осеменения была переименована в Кунгурское племпредприятие.

С 1987 года по 1996 директорром был Рагозин Б.А. Это умелый руководитель порядочный, отзывчивый человек. Пользовался большим авторитетом и уважением среди руководителей и специалистов района и рабочих племредприятия.

С 1996 года племпредприятие возглавляет Лазаренко В.П.

ЗАО "Кунгурская ПМК -2"
В марте 1966 года Постановлением Совмина РСФСР в поселке Семсовхоз была организована Кунгурская машинно-мелиоративная станция. На базе этой станции и образовалась современная ЗАО "Кунгурская ПМК-2". Сюда стали поступать современная техника, специалисты, руководящие кадры. Созданы прорабские участки в 5 районах. Первыми организаторами были прораб И.А. Чепуров, механик В.Г. Заворин, завмастерскими Е.П. Домрачев. Директором был Б.И. Туголуков.

Началась застройка центральной усадьбы: в поселке появились первые жилые дома с благоустройством, были возведены котельная, гараж, бетонированные площадки для машин.

Главное назначение этого предприятия - мелиоративные работы (осушение болот).

За высокие показатели в социалистическом соревновании коллектив ПМК-2 неоднократно был победителем, обладателем Переходящего Красного Знамени, Почетных грамот. Уже в 1968 году стал победителем в областном соревновании.

5 работников удостоились правительственных наград, 16 были отмечены значками отличников по профессии.

За 35 лет своего существования ПМК-2 осушила под торф 569 га земли, под сельхозугодия 4855 га, провела орошение на 4835 га, заготовила торфа 4982 тысяч тонн, вывезла органики 4938 тысяч тонн, построила жилья 11000 квадратных метров, построила 18 мостов, дорог 77,8 километров.

С 1996 года ПМК-2 изменила свою специализацию и стала заниматься ремонтов дорог и мостов. С 1983 года и по сегодняшний день возглавляет предприятие Тиунов В.А.

Трагедия народа.
Вы все видели, но не все вы выжили,

Биты стреляны, закалены.

Нашей Родины, злой и униженной

Злые дочери и сыны.

А. Жигулин.
28 августа 1941 года принят Указ Президиума Верховного Совета СССР "О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья". Одним росчерком пера "Всесоюзного старосты" Калинина, выполнявшего преступную волю Сталина, практически все российские немцы срочно были отправлены за колючую проволоку или на лесоповал в Сибирь и Урал. 21 ноября 1948 года эта высылка была объявлена "вечной". Самовольный выезд из мест поселений карался отправкой в лагеря строго режима сроком до 20 лет. Немцам не разрешалось учиться в высших и средних учебных заведениях, их не призывали в армию. Руководящие должности, которые им доверялись, были не выше бригадира. Лишь спустя два года после смерти "Отца народов" немцам выдали паспорта:

Люди и судьбы… Как бы сложилась судьба каждого из них, если бы не это "великое переселение народов"? Их культура, обычаи, традиции?… Человек оказался бессильным перед волею и прихотью Сталина. В результате исковерканные судьбы многих людей…

В совхозе "Голдыревский" немцы проживают с конца войны. С 1945 года в совхоз стали поступать большие партии немцев-трудармейцев для работы на полях и фермах хозяйства. Многие здесь осели, вызвали родственников, обзавелись семьями и живут до сегодняшнего дня. На страницах этого альбома мы расскажем о памятных встречах репрессированных немцев, проходивших в п. Голдыревский и п. Комсомолец, где наиболее компактно проживают российские немцы.

В 1994 году Пермским телевидением снят фильм об этих людях "Мы помним все".

Тыл - фронту
В годы Великой Отечественной войны многие специалисты и рабочие совхоза ушли на фронт защищать Родину. Женщинам заменяли мужчин - работали на тракторах, пахали и сеяли, косили сено. Коллектив совхоза трудился под девизом "Все для фронта, все для победы!" не доедали, не досыпали, были плохо обуты, одеты, но трудились по-фронтовому.

В приказах и распоряжениях военного времени по совхозу сохранились волнующие записи: "Из приказа № 20, § 7 от 1 февраля 1943 года. "Трактористкам А.Оленевой, А.Татауровой, А. Сысолятиной, Л.Остеровой, О.Новоселовой, занимающихся на курсах газогенераторных тракторов СХТЗ, назначить стипендии из расчета средней ставки трактористов по профинплану".

"Из приказа № 114 от 28 июля 1943 года "За активное участие и добросовестное отношение к труду, проявленные в период посевной компании премировать лучших работников - тракториста С.Пичугина костюмом, тракториста Т.Оленеву 100 рублями, трактоиста А. Сысолятину флаконом духов и чулками".

Несмотря на трудные послевоенные годы в совхозе проявляли большую заботу о семьях воинов, погибших на фронте. Материальная помощь была оказана семьям фронтовиков.
Помним их поименно
С территории Голдыревского сельского совета ушли на фронт и не вернулись 188 односельчан.

Одни отдали свои жизни за свободу нашей страны, за светлое будущее во имя счастья на Земле.

И наш долг - помнить и чтить их имена.

Он учился в нашей школе
Бурыка Евгений Игоревич родился в городе Череповец 21 января 1981 года. Семья переезжает в Пермскую область, в поселок Голдыревский. В 1988 году Женя идет в 1 класс Голдыревской средней школы. В 1997 году заканчивает ее. В 1999 году призывается в ряды Российской Армии.

В период с 3 октября 1999 года по 10 мая 2000 года проходил военную службу на территории Северо-Кавказского региона. 221 день участвовал в боевых действиях.

Старший оперативный разведывательной роты рядовой Бурыка Е.И., выполняя боевое задание, верный Военной Присяге, проявив стойкость и мужество, погиб 10 мая 2000 года.

Является кавалером 2-ух Орденов мужества.

Его имя занесено в Книгу Почета.

В поселке Голдыревский 31 октября 2002 года открыта мемориальная плита, а улица Молодежная переименована в улицу Евгения Бурыки.

60 - летию посвящается
Эта фотовыставка посвящена 60-летию Победы. Она отражает мероприятия, посвященные великой дате. Празднование Победы стало традицией школы.
2. Незабываемые страницы истории.
Летопись Голдыревской средней школы
Казарминская школа была основана в 1925 году в деревне Казарма в доме крестьянина М.А. Черепанова. Дом был недостроен, и крестьянин сдан верх дома в аренду на условии, чтобы его достроили.

Организатором школы была Копытова М.А.. Школу посещали дети из Казармы, Каменкт, Лаврят, Бушуй. За 3 года Мария Антоновна занималась со своими классами одна.

В 1934 году школа переехала в центральную усадьбу совхоза имени Кабаково в поселок Семсовхоз. Школа стала двухкомплектной. Вторым учителем стала Стругова Л.Н. В школе была создана пионерская организация из 15 пионеров.

В 1939 году в школе работало уже 4 учителя.

С 1945 года на территории поселка Голдыревский открылась начальная школа. В 1944 году Казарминская школа стала семилетней. Через 2 года в ней создается комсомольская организация. В 1963 году школа становится восьмилетней.

В 1971 году в поселке Голдыревский была построена новая школа, а в 1976 году она стала средней. Долгое время директором был Кристель А.Я.

Сегодня в школе обучается 185 человек, педагогический коллектив 24 человека.
Пионерская организация школы.
Первый пионерский отряд был организован в тридцатые годы. Пионервожатой была Мотя Буданова, рабочая совхоза. В отряд входили пионеры: Копытова Нина, Иконникова Поля, Иконников Аркадий, Копытова Ира.

В 70-80-ых годах пионерская дружина носила имя В. В. Николаевой-Терешковой. За активную работу неоднократно ей было присвоено звание правофланговой. Ребята с интересом работали по маршрутам: "Моя Родина- СССР", "За учебу", "Пионерстрой", "Тимуровцы", "В мире прекрасного", "Сильные, смелые, ловкие", "Звездочка". Изучали историю Родины и своего края, помогали престарелым, вовлекали в свою деятельность младших школьников-октябрят и другое.

Деятельность октябрят была организована в игровой форме "Октябрята по стране Октября".

На базе дружины был создан район. Сигнальный отряд, командиром которого является Седельников Алексей. Активная работа председателя совета дружины: Разорвнна Ирина, Калинина Ольга.

Хранятся пионерские знамена разных поколений, отрядные флажки ,горны, барабаны.

Исполкомом Голдыревского сельского совета к 50-летию создания пионерской организации имени В.И. Ленина была награждена дружина и подарен ковер с его изображением.

В музее имеется летопись пионерской организации, альбом о пионерских вожатых, председатель совета дружины.
Ветераны педагогического труда.

В октябре 2005 года в школе появилась фотовыставка "Ветераны педагогического труда", посвященные учителям, проработавшим в школе всю жизнь.

За многолетний добросовестный труд они награждены грамотами, значками, им присвоены высокие звания.

Раскрываются этапы пройденного пути каждого учителя, их воспоминания.

Материал собирался в форме интервью с учителями. Работу проводили члены краеведческого кружка.
Достопримечательности поселка

  • Фотовыставка рассказывает о достопримечательностях нашего поселка, которые появились в последние годы.

  • Памятник павшим односельчанам в годы Великой Отечественной войны, открытый в 1973 году в поселке Семсовхоз в связи с 30 - летием Победы.

Ежегодно возле памятника проводятся митинги.

  • Голдыревский сельский совет, построенный в 1973 году в поселке Семсовхоз.

  • Контора ЗАО "ПМК-2" Кунгурское племпредприятие (проходная).

  • Детский сад "Березка" в поселке Семсовхоз построен в 1975 году, рассчитан на 115 лет.

  • Семсовхозовская начальная школа построена в 1991 году. В эти годы в ней работали 5 педагогов и обучались 97 детей.

  • Детский сад поселка Голдыревский

  • Дом культуры поселка Голдыревский

  • Амбулатория поселка Голдыревский

  • Аллея славы

  • Мемориальная доска памяти в честь Евгения Бурыки

  • Стадион в поселке Голдыревский

  • Голдыревская средняя школа


Песенное народное творчество
Занимаясь собиранием фольклора с детьми, мы ставили перед собой следующие задачи:

  • возрождение и восстановление традиций своего края;

  • сохранение народного творчества Кунгурского края, усиление интереса к его истокам;

  • пропаганда и популяризация русской народной песни и песен других народностей, проживающих на этой территории.

За время с июня 2000 года по август 2001 года собрано в п. Голдыревский, д. Казарма, п. Семсовхоз более 40 песен, более 70 частушек, записано 2 аудиокассеты (видеозапись). Сбор информации проводили методом коротких однодневных экспедиций, которых было более 20. В экспедициях участвовало за это время 16 человек, более активные, заинтересованные из них: Лэс Света, Волкова Оля, Механошина Маша, Рягузова Лена, Плотникова Настя, Торсунова Наташа, Федотовских Наташа, Галузина Марина, Седухина Наташа, Артемьева Катя – все учащиеся Голдыревской школы.

Волкова Оля обучается второй год в заочной школе по краеведению, участвовала в районном НОУ, где использовала собранный материал.

Огромное богатство имеется у наших хранителей старины – это народная мудрость, которая воспета в песнях, заложена в пословицах, загадках. Отношение взрослых и детей к нашей работе различное. Вот некоторые впечатления детей:
Воронцова Наташа на вопрос «Нужно ли нам сохранение традиций нашего края?» ответила так: «Обязательно нужно, ведь в этом жизнь наших дедушек, бабушек, мам и пап, на этом мы учимся чему-то сами и будем учить своих детей».
Гущина Аня: «Мне было интересно работать, ведь мы узнали столько интересных людей».
Впечатления Плотниковой Насти были такие: «Мы очень уставали, т.к. приходилось много ходить при любой погоде – жарко или холодно и не всегда наши экспедиции были удачными, бывало, что очень трудно было найти общий язык с пожилыми людьми, нам говорили: «Зачем это вам все?», а когда все же нам что-то удавалось: было интересно слушать и видеть как у них блестели глаза – они были снова молоды и жили там, в том времени».
Впечатления Галузиной Марины: «Очень интересно слушать, узнавать о том, как жили раньше, как праздновали, гуляли, работали и всегда пели – легко ли жилось или трудно. С песней всегда легче!»
Волкова Оля считает: «Мы много сделали, но это только начало – впереди огромный труд».
Этот труд нелегкий, хотя и не всегда видимый, но главное, что дети чувствуют, что это нужное дело и они ощущают себя полезными в нем.

Учителя нашей школы по-разному воспринимают эту работу, кто-то считает бесполезной тратой времени, т.к. трудно что-то найти, когда все почти забыто, утеряно. Но мы с оптимизмом принимаемся за работу, идем на поиск.
Размышления учителей нашей школы, классных руководителей детей, с которыми я работаю:
Шляпникова Ирина Михайловна : «Сохранение народных традиций, обрядов – это важнейшая работа, огромный, сложный труд, ведь сохранение национального наследия – это необходимая часть воспитания подрастающего поколения. Считаю, что работу эту проводить с детьми просто необходимо».
Шнейдмиллер Ирина Владимировна: «Это нужно детям! Они приобщаются к культуре, к истокам народного творчества, соприкасаются с фольклором не только в книге, учебнике, но и сами являются участниками. Слушают первозданное исполнение песен, частушек, узнают о жизни, которой жили их бабушки, дедушки и более старшее поколение жителей нашего поселка».
Сухнева Татьяна Николаевна : «Воспитание учащихся на народных традициях прошлого и настоящего – одна из составных частей воспитания патриотизма. Знание детьми истоков своей семьи, края, Родины поможет стать каждому полноценной личностью. Собирание, бережное хранение и знакомство детей с народным творчеством приносит им большую радость.

Поделились с нами своей мудростью, своими незабытыми запасами:
Котельникова Галина Леонтьевна, 1940 года рождения, родом из д. Опачевка Ординского района. В п. Голдыревский приехала в 1976 году. С ее слов записаны песни: «На берегу реки» (другое название песни «В одном прекрасном месте»), «Отец мой был прекрасный пахарь», «Колосилась в поле рожь густая».
Брессен Евгения Филипповна, 1930 года рождения, родом из Саратовской области г.Балашова. в п.Голдыревский с 1950 года. С ее слов записаны песни: «В лес за грибами», «Катя, Катерина – купеческая дочь», «Ой, матросы-моряки», много частушек.
Пшеничникова Ирина Николаевна, 1924 года рождения. Родом из Читинской области, с. Пальшина, Карымского района. В 1946 году приехала в п. Голдыревский. Песни поет вместе с подругой – Брессен Е.Ф. почти все песни записанные у Брессен Е.Ф. – они исполняли вместе.
Могильникова Евдокия Григорьевна, 1925 года рождения. Приехала в п. Голдыревский в 1940 году из д. Богомолово. С ее слов записаны песни: свадебная песня (величальная жениху), «По волнам плывет матрос», «Над серебряной рекой» (частично), «Вы не вейтеся русые кудри», «Пребурной ноченькой осенней».
Первушина Екатерина Антоновна, 1915 года рождения, приехала с родителями из г. Кургана еще малолетней девочкой. Спела нам много песен, вот некоторые из них: «В воскресенье мать старушка», «Шли два героя», «Мчится поезд», «Этот случай был в прошлом году», «Вы поля», «Сидела вечером поздненько», «На Варшавском вокзале», «Ворон», «Ехали солдаты», «Зачем я тебя полюбила».

Детские рисунки "Мир глазами".
Ежегодно в школе проходят конкурсы детских рисунков о стране, о нашем крае, о поселке.

Выставки лучших рисунков устраиваем на III этаже школы. Наши дети неоднократно были победителями районных и участниками областных конкурсов художественного творчества.

А работа Ашомченковой Насти "Этих дней не смолкнет слава" побывала на областной выставке "Мир без войны", посвященный 55 -летию Великой Отечественной войны и на Поклонной горе в г.Москве.


Библиография

  1. Материалы научно-практической конференции, посвященный 90 - летию Кунгурского краеведческого музея. Кунгур, 1999г.

  2. Агафонов Н.Н., Белавин А.М., Крыласова Н.Б. "Страницы истории Земли Пермской": Учебное пособие. Пермь. "Книжный мир", 1995г.

  3. Материалы музейной комнаты Голдыревской средней общеобразовательной школы.


3. Крестьянская горница

Внутренняя обстановка крестьянской избы отличалась строгими, издавна установившимися формами, примерно четверть избы занимала печь. От расположения печи зависел крестьянский интерьер. Печь обычно находилась справа от входа. Такая изба называлась "изба пряхи", так как когда хозяйка садилась к окну на лавку и начинала прясть или ткать, то свет падал с левой стороны - правильно и удобно при работе. Если печь находится слева, то такая изба называется "непряха".

По диагонали от печи располагался передний, или красный, угол, здесь висели иконы, к празднику он украшался вышитыми полотенцами (так же как и простенки между окнами в некоторых местах), в переднем углу находится и обеденный стол, это было самое почетное место, и под иконы усаживали самых дорогих гостей. В этой части избы отмечались самые значительные события в жизни семьи. По стенам, примыкающим к переднему углу избы, шли плотно прикрепленные и вырубленные лавки, параллельно лавкам, выше окон, делали полки - грядки, на которых хранили посуду и домашнюю утварь. До XIX в крестьянской избе преобладала неподвижная мебель, которая строилась вместе с избой и составляла с ней одно целое. Пространство от устья печи до передней стены служило женской половиной - называлась она куть или середап, здесь хозяйка готовила пищу, хранила все принадлежности для стряпни. Куть иногда отделялась от остального помещения занавеской или легкой стенкой - заборкой из тонких досок.

Печь очень редко ставили вплотную к стене, и расстояние от печи до боковой стены называется запечье, в углу запечья подвешивали рукомойник, под ним ставили лохань, а на кованый гвоздь вешали вытканное полотенце. Часть этого помещения использовали для хранения домашней утвари. В задней части избы - от печки до боковой стены - под потолком делали деревянный настил - полати, которые использовали как спальное место. Сбоку от печи во всю ее длину пристраивали из досок шкафчик с дверцами - голбчик, или голбец, откуда лестница вела в подполье. От входной двери до боковой стены была устроена широкая лавка, забранная досками, - коник, или кутник, вертикальная боковая доска ее нередко вырезалась сверху в виде конской головы. На конике мужчины обычно занимались хозяйственными работами, поэтому эта лавка считалась мужской. Резьба в виде конской головы, завитков или розеток часто украшала прикамское жилище, а также детали внутреннего интерьера. Во многих селениях особенно в Кунгурском крае, Обвинском поречье и Чердынском крае, расписной интерьер создавали с учетом назначения каждой части избы. В темном подпорожье, ниже полатей, расписывали стенку шкафа-голбца, а также простенок возле печи и входную дверь, на стенки наносили цветы, а на двери - крупные красные круги - символы солнца и древа жизни.

Согласно этим описаниям мы сделали макет такой горницы из собранных старинных предметов.

Всего в избе насчитывается 56 таких предметов. В центре избы располагаются макеты мужчины и женщины. Мужчина сидит на лавке и подшивает валенки. Женщина прядет.

Эта горница вызывает большой интерес у посетителей музейной комнаты, в ней люди как -будто находятся в прошлом. Особенно долго рассматривается русская печь, ткацкий станок, иконы, церковные книги.

Освещали дома с помощью лучины, вставленной в светец, который мог иметь различные формы, но чаще всего на одной подставке было сделано три держателя для лучинок, источниками света были также окна и печь. Так как дни зимой и осенью очень короткие, печь топится полтора - два часа, а лучина не могла дать много света, то в избе крестьянина был полумрак, спать ложились рано и вставали с петухами, а днем женщины использовали каждую минуту рационально.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по программе движения \"Отечество\" \"Любимый сердцу уголок\" iconИтоги ншк 5а выборнова Ксения Махметовна Проектная работа «Любимый...
Проектная работа «Любимый уголок природы. Заповедные места лосиных заповедников»
Реферат по программе движения \"Отечество\" \"Любимый сердцу уголок\" iconСовременные взгляды на лечение хронической сердечной недостаточности
Благодаря системе саморегуляции при увеличении протока крови к сердцу сила сердечных сокращений увеличивается, поэтому объемы притекающей...
Реферат по программе движения \"Отечество\" \"Любимый сердцу уголок\" iconСостав команды органа ученического самоуправления «Совет старшеклассников»
«Экология» в рамках городского слета участников туристско-краеведческого движения «Отечество»
Реферат по программе движения \"Отечество\" \"Любимый сердцу уголок\" iconЭссе на тему «Усть-Илимск-город-романтик»
Для меня Сибирь самая прекрасная. Где бы я ни был, в какой бы райский уголок не забрасывала меня судьба, пусть то южный берег Крыма,...
Реферат по программе движения \"Отечество\" \"Любимый сердцу уголок\" icon11 Всероссийский Родительский Форум "спасём семью – спасём россию!"
Пресс-релиз Межрегионального общественного движения «семья, любовь, отечество» от 12 декабря 2010 г
Реферат по программе движения \"Отечество\" \"Любимый сердцу уголок\" iconКонкурс проводится по следующим номинациям: Номинация по программам...
...
Реферат по программе движения \"Отечество\" \"Любимый сердцу уголок\" icon«Н. Г. Гарин-Михайловский» «Детство Тёмы». Читать отрывки в учебнике...
Написать творческую работу на тему (по выбору): «Мой любимый древнегреческий герой» или «Мой любимый древнегреческий миф»
Реферат по программе движения \"Отечество\" \"Любимый сердцу уголок\" iconПоложение о проведении районного конкурса исследовательских работ...
...
Реферат по программе движения \"Отечество\" \"Любимый сердцу уголок\" iconГубкинского городского округа
Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество», посвященного Году российской истории», в целях активизации работы туристско-краеведческих...
Реферат по программе движения \"Отечество\" \"Любимый сердцу уголок\" iconПоложение о научно исследовательской конференции «Они были у нас»...
Учитель думать, уметь сформулировать математическую мысль. Развивать интерес к математике
Реферат по программе движения \"Отечество\" \"Любимый сердцу уголок\" iconКомитет образования
Победы в Великой Отечественной войне», а также в целях активизации работы туристско-краеведческих объединений в рамках движения «Отечество»,...
Реферат по программе движения \"Отечество\" \"Любимый сердцу уголок\" iconАнализ проведения предметных недель учителями пс фито
Они готовят интересные выступления, создают красивые стенды и стенные газеты, принимают участие в различных соревнованиях и викторинах....
Реферат по программе движения \"Отечество\" \"Любимый сердцу уголок\" iconМоу бродовская сош творческая игра "Славься, Отечество!"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки, обучающихся...
Реферат по программе движения \"Отечество\" \"Любимый сердцу уголок\" iconМой любимый литературный герой
Оказалось, что это очень интересная и весёлая книга. Персонажи «Денискиных рассказов» для меня стали по-настоящему близкими и воспринимаются...
Реферат по программе движения \"Отечество\" \"Любимый сердцу уголок\" iconРеферат На тему: «Лечебная физическая культура в школе»
Движения составляют главный источник здоровья, бездействие есть могила здоровья, движения могут заменить лекарства, между тем как...
Реферат по программе движения \"Отечество\" \"Любимый сердцу уголок\" iconДорога обустроенная полоса земли, используемая для движения тс
Проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых тс, разделяется на полосы движения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск