Скачать 59.19 Kb.
|
ГБОУ Гимназия № 1505 «Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория» Диплом Цивилизационный подход к изучению истории. Сравнительный анализ концепций Н.Данилевского и А.Тойнби. автор: Васильченко Елена, 10 класс «А» научный руководитель: М.Н. Гутлин Москва 2013 Оглавление: Введение Глава 1. Концепция Николая Данилевского 1.1 Биография Н.Данилевского 1.2 Суть концепции 1.3 Культурно-исторические типы 1.4 Роль России в развитии истории Глава 2. Концепция Арнольда Тойнби 2.1 Биография Арнольда Тойнби 2.2 Суть концепции 2.3 Столкновение между Западом и миром 2.4 Будущее цивилизаций Глава 3. Недостатки цивилизационного подхода Заключение Сравнение концепций, анализ, определение общих и различных черт и вывод Список использованной литературы Введение Как известно, история рассматривается не с одной конкретной и определенной точки зрения, а существует ряд различных подходов к изучению истории: - анархический - географический - формационный - психологический - теологический -личностно-субъективный -поверхностно-связанный - цивилизационный Каждый из этих подходов представляет собой интерес, но цивилизационный подход неоднозначен, так как социологи и историки, занимающиеся его изучением выделяют несколько концепций. В своей дипломной работе я детально изучу две концепции, основанные на цивилизационном подходе: концепцию русского философа и социолога Николая Яковлевича Данилевского и британского историка и культуролога Арнольда Тойнби. Несомненно, актуальным является то, что концепции обоих ученых позволяют рассмотреть вектор развития цивилизационного процесса. Также, в настоящее время многие вооруженные конфликты носят цивилизационный характер, в преодолении которых большую роль может сыграть цивилизационный подход. Моей целью является выделить основные черты сходств и различий концепций. Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: изучить необходимую литературу, по некоторому ряду критерий выделить общее и различное в обеих концепциях. Первая глава Николай Данилевский- мыслитель, естествоиспытатель, социолог и публицист. Николай Яковлевич Данилевский родился 28 ноября 1822 года в селе Оберец Ливенского уезда. Отец, Яков Иванович, являлся генерал-майором, а мать, Дарья Ивановна, представительница дворянского рода Мишиных. Николай Яковлевич с 1837 по 1842 обучался в Царскосельском лицее, затем поступил в Петербургский университет, где получил степень магистра ботаники. С 1844 года посещал собрания кружка Буташевича-Петрашевского, за что через пять лет и был заключен в Петропавловскую крепость. В ноябре 1849 года был выпущен, затем работал чиновником. С 1864 года и до самой смерти Данилевский провел в собственном имении на Южном берегу Крыма. Николай Яковлевич написал ряд работ, включающий в себя «Дарвинизм. Критическое исследование» и «Россия и Европа». В последней Данилевский обращает свое внимание на развитие цивилизаций. Данилевский, изучая цивилизации, развивает теорию культурно-исторических типов. Суть теории заключается в том, что не существует одной единой общечеловеческой цивилизации, но есть несколько групп, так называемых культурно-исторических типов, на которые ее можно разделить. Культурно-исторические типы по Н.Я.Данилевскому: -американский (мексиканский и перуанский) - ассирийско-вавилоно-финикийско-халдейский (древнесемитический) - аравийский (новосемитический) - еврейский - египетский - германо-романский или европейский(сюда же входит и кельтское племя, которое нельзя рассматривать как отдельный культурно-исторический тип из-за влияния римской цивилизации и отсутствия политической независимости) -греческий -индийский -иранский -китайский -римский Также Данилевский выделяет два относительно новых типа: -германский -славянский Николай Данилевский указывает на то, что ни один из культурно-исторических типов не может прогрессировать и развиваться бесконечно. Эти типы затрагивают и ориентируют на изучение сторон общественной жизни, например, изобретения в различных областях, поэзия и искусство. В этом Данилевский и видит прогресс и называет культурно-исторические типы, способные на развитие и обогащение, «положительными деятелями в истории человечества». Помимо них существуют и отрицательные деятели человечества. Данилевский называет их феноменами, которые появляются на какое-то время для того, чтобы повлиять на ход истории. К ним относятся гунны, монголы, турки. Вышеперечисленные типы не существуют сами по себе, они подчиняются определенным законам. Всего таковых существует пять:
Особую роль Николай Данилевский отводит славянскому культурно-историческому типу. Славянство и Россия идут своим собственным путем, определенным этнографическими особенностями. Данилевский выделяет четыре вида деятельности и рассматривает славянский тип относительно этих точек:
Список литературы:
|
Семинар ( ) Информационное сообщение Южного федерального университета проводят 28-29 мая 2009 г в г. Ростове-на-Дону творческую мастерскую (в ранге международного симпозиума)... | Темы практических занятий по истории семинар № Тема Методология изучения истории: понятие, методы, формационный и цивилизационный подходы к истории, школа «Анналов» | ||
Программа дисциплины «Сравнительный анализ политик энергетической безопасности» Мировая экономика», специализация «Мировые энергетические рынки». Изначально предложенное название «энергетическая безопасность в... | Рабочая программа дисциплины (модуля) «особенности правопонимания... Курс «Особенности правопонимания нового времени: сравнительный анализ» прививает у студентов умение сопоставлять и самостоятельно... | ||
«Национальные банковские системы: сравнительный анализ» Кафедра «Национальные банковские системы: сравнительный анализ» входит в перечень дисциплин по выбору вариативной части профессионального... | Диплом Эволюционная теория перед лицом православного мировоззрения Тимирязев очень вульгарно и цинично, не давая обоснованных доказательств, опроверг все доводы книги Данилевского об опровержении... | ||
4. Проблема большинства, авангарда, личности в истории Арнольд Тойнби... Если общество и далее не находит в себе творческой силы и жизненной энергии ответить на вновь повторяющийся вызов истории, то происходит... | Данная работа посвящена изучению английских, русских и чувашских... В данной работе представлен сравнительный анализ звукоподражаний английского, русского и чувашского языков и их основные функции | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сравнительный анализ причин и последствий на примерах предателей во всемирной истории | Темы рефератов Сравнительный анализ методологии оценки инвестиционного... Сравнительный анализ методологии оценки инвестиционного климата в странах ес и РФ | ||
Программа дисциплины «Сравнительный анализ банковских систем» («Comparative... Задача, которая ставится перед курсом «Сравнительный анализ банковских систем», – создать представление о структуре и особенностях... | Тематика рефератов по истории психологии к кандидатскому экзамену общенаучной дисциплине Сравнительный анализ подходов к развивающей и психотерапевтической роли искусства в глубинной и гуманистической психологии | ||
Рабочая программа дисциплины (модуля) «государственное и муниципальное... «государственное и муниципальное управление зарубежных стран: сравнительный анализ» | Урок по литературе Сравнительный анализ очерка Н. С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" Сравнительный анализ очерка Н. С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" и драмы Н. А. Островского "Гроза" | ||
Программа дисциплины «Революции и социальные движения: сравнительный... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»... | Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного... Федоров А. В. Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992-2008) // Дистанционное... |