Диплом Цивилизационный подход к изучению истории. Сравнительный анализ концепций Н. Данилевского и А. Тойнби





Скачать 59.19 Kb.
НазваниеДиплом Цивилизационный подход к изучению истории. Сравнительный анализ концепций Н. Данилевского и А. Тойнби
Дата публикации20.02.2015
Размер59.19 Kb.
ТипДиплом
100-bal.ru > История > Диплом


ГБОУ Гимназия № 1505

«Московская городская педагогическая гимназия – лаборатория»

Диплом

Цивилизационный подход к изучению истории. Сравнительный анализ концепций Н.Данилевского и А.Тойнби.

автор: Васильченко Елена, 10 класс «А»

научный руководитель: М.Н. Гутлин

Москва 2013

Оглавление:

Введение

Глава 1. Концепция Николая Данилевского

1.1 Биография Н.Данилевского

1.2 Суть концепции

1.3 Культурно-исторические типы

1.4 Роль России в развитии истории

Глава 2. Концепция Арнольда Тойнби

2.1 Биография Арнольда Тойнби

2.2 Суть концепции

2.3 Столкновение между Западом и миром

2.4 Будущее цивилизаций

Глава 3. Недостатки цивилизационного подхода

Заключение

Сравнение концепций, анализ, определение общих и различных черт и вывод

Список использованной литературы



Введение

Как известно, история рассматривается не с одной конкретной и определенной точки зрения, а существует ряд различных подходов к изучению истории:

- анархический

- географический

- формационный

- психологический

- теологический

-личностно-субъективный

-поверхностно-связанный

- цивилизационный

Каждый из этих подходов представляет собой интерес, но цивилизационный подход неоднозначен, так как социологи и историки, занимающиеся его изучением выделяют несколько концепций.

В своей дипломной работе я детально изучу две концепции, основанные на цивилизационном подходе: концепцию русского философа и социолога Николая Яковлевича Данилевского и британского историка и культуролога Арнольда Тойнби. Несомненно, актуальным является то, что концепции обоих ученых позволяют рассмотреть вектор развития цивилизационного процесса. Также, в настоящее время многие вооруженные конфликты носят цивилизационный характер, в преодолении которых большую роль может сыграть цивилизационный подход.

Моей целью является выделить основные черты сходств и различий концепций.

Для выполнения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: изучить необходимую литературу, по некоторому ряду критерий выделить общее и различное в обеих концепциях.

Первая глава

Николай Данилевский- мыслитель, естествоиспытатель, социолог и публицист.

Николай Яковлевич Данилевский родился 28 ноября 1822 года в селе Оберец Ливенского уезда. Отец, Яков Иванович, являлся генерал-майором, а мать, Дарья Ивановна, представительница дворянского рода Мишиных. Николай Яковлевич с 1837 по 1842 обучался в Царскосельском лицее, затем поступил в Петербургский университет, где получил степень магистра ботаники. С 1844 года посещал собрания кружка Буташевича-Петрашевского, за что через пять лет и был заключен в Петропавловскую крепость. В ноябре 1849 года был выпущен, затем работал чиновником. С 1864 года и до самой смерти Данилевский провел в собственном имении на Южном берегу Крыма.

Николай Яковлевич написал ряд работ, включающий в себя «Дарвинизм. Критическое исследование» и «Россия и Европа». В последней Данилевский обращает свое внимание на развитие цивилизаций. Данилевский, изучая цивилизации, развивает теорию культурно-исторических типов.

Суть теории заключается в том, что не существует одной единой общечеловеческой цивилизации, но есть несколько групп, так называемых культурно-исторических типов, на которые ее можно разделить.

Культурно-исторические типы по Н.Я.Данилевскому:

-американский (мексиканский и перуанский)

- ассирийско-вавилоно-финикийско-халдейский (древнесемитический)

- аравийский (новосемитический)

- еврейский

- египетский

- германо-романский или европейский(сюда же входит и кельтское племя, которое нельзя рассматривать как отдельный культурно-исторический тип из-за влияния римской цивилизации и отсутствия политической независимости)

-греческий

-индийский

-иранский

-китайский

-римский

Также Данилевский выделяет два относительно новых типа:

-германский

-славянский

Николай Данилевский указывает на то, что ни один из культурно-исторических типов не может прогрессировать и развиваться бесконечно. Эти типы затрагивают и ориентируют на изучение сторон общественной жизни, например, изобретения в различных областях, поэзия и искусство. В этом Данилевский и видит прогресс и называет культурно-исторические типы, способные на развитие и обогащение, «положительными деятелями в истории человечества».

Помимо них существуют и отрицательные деятели человечества. Данилевский называет их феноменами, которые появляются на какое-то время для того, чтобы повлиять на ход истории. К ним относятся гунны, монголы, турки.

Вышеперечисленные типы не существуют сами по себе, они подчиняются определенным законам. Всего таковых существует пять:

  1. Для группы народов или племен характерно наличие отдельного языка или группы языков. Это определяет самобытность культурно-исторического типа.

  2. Необходимо наличие политической независимости. (Так, например, кельты не могут считаться отдельным культурно-историческим типом, поскольку потеряли независимость).

  3. Невозможна передача начал одного культурно-исторического типа другому.

  4. Важно разнообразие этнографических элементов, не поглощенных одним политическим телом и составляющих федерацию, или политическую систему государств.

  5. Цикл развития культурно-исторического типа включает период роста неопределенной продолжительности, период расцвета и появления плодов относительно короток.

Особую роль Николай Данилевский отводит славянскому культурно-историческому типу. Славянство и Россия идут своим собственным путем, определенным этнографическими особенностями.

Данилевский выделяет четыре вида деятельности и рассматривает славянский тип относительно этих точек:

  • религиозная деятельность (отношения человека к Богу, мировоззрение, вера)

  • культурная деятельность (научное, художественное, техническое значение)

  • политическая деятельность (отношение людей между собой как членов одного народного целого, и отношения между этим целым и другими народами)

  • общественно-экономическая деятельность

Список литературы:

  1. Даймонт М. Евреи, Бог и история – М.: Мосты культуры / Гешарим, 2009

  2. Данилевский Н. Россия и Европа. - М.:Институт русской цивилизации, Благословение, 2011. - 816 с.

  3. Данилевский Николай Яковлевич. http://pravaya.ru/ludi/450/410. Ссылка действительна на 26.12.2012

  4. Данилевский Николай Яковлевич. http://hrono.ru/biograf/bio_d/danilevski_n.php. Ссылка действительна на 26.12.2012

  5. А.Тойнби Исследование истории. – М.: АСТ: МОСКВА, 2010

  6. А.Тойнби Цивилизация перед судом истории. Мир и Запад. - М.: АСТ:Астрель;Владимир: ВТК, 2011. - 318 с.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Диплом Цивилизационный подход к изучению истории. Сравнительный анализ концепций Н. Данилевского и А. Тойнби iconСеминар ( ) Информационное сообщение
Южного федерального университета проводят 28-29 мая 2009 г в г. Ростове-на-Дону творческую мастерскую (в ранге международного симпозиума)...
Диплом Цивилизационный подход к изучению истории. Сравнительный анализ концепций Н. Данилевского и А. Тойнби iconТемы практических занятий по истории семинар № Тема
Методология изучения истории: понятие, методы, формационный и цивилизационный подходы к истории, школа «Анналов»
Диплом Цивилизационный подход к изучению истории. Сравнительный анализ концепций Н. Данилевского и А. Тойнби iconПрограмма дисциплины «Сравнительный анализ политик энергетической безопасности»
Мировая экономика», специализация «Мировые энергетические рынки». Изначально предложенное название «энергетическая безопасность в...
Диплом Цивилизационный подход к изучению истории. Сравнительный анализ концепций Н. Данилевского и А. Тойнби iconРабочая программа дисциплины (модуля) «особенности правопонимания...
Курс «Особенности правопонимания нового времени: сравнительный анализ» прививает у студентов умение сопоставлять и самостоятельно...
Диплом Цивилизационный подход к изучению истории. Сравнительный анализ концепций Н. Данилевского и А. Тойнби icon«Национальные банковские системы: сравнительный анализ» Кафедра
«Национальные банковские системы: сравнительный анализ» входит в перечень дисциплин по выбору вариативной части профессионального...
Диплом Цивилизационный подход к изучению истории. Сравнительный анализ концепций Н. Данилевского и А. Тойнби iconДиплом Эволюционная теория перед лицом православного мировоззрения
Тимирязев очень вульгарно и цинично, не давая обоснованных доказательств, опроверг все доводы книги Данилевского об опровержении...
Диплом Цивилизационный подход к изучению истории. Сравнительный анализ концепций Н. Данилевского и А. Тойнби icon4. Проблема большинства, авангарда, личности в истории Арнольд Тойнби...
Если общество и далее не находит в себе творческой силы и жизненной энергии ответить на вновь повторяющийся вызов истории, то происходит...
Диплом Цивилизационный подход к изучению истории. Сравнительный анализ концепций Н. Данилевского и А. Тойнби iconДанная работа посвящена изучению английских, русских и чувашских...
В данной работе представлен сравнительный анализ звукоподражаний английского, русского и чувашского языков и их основные функции
Диплом Цивилизационный подход к изучению истории. Сравнительный анализ концепций Н. Данилевского и А. Тойнби iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сравнительный анализ причин и последствий на примерах предателей во всемирной истории
Диплом Цивилизационный подход к изучению истории. Сравнительный анализ концепций Н. Данилевского и А. Тойнби iconТемы рефератов Сравнительный анализ методологии оценки инвестиционного...
Сравнительный анализ методологии оценки инвестиционного климата в странах ес и РФ
Диплом Цивилизационный подход к изучению истории. Сравнительный анализ концепций Н. Данилевского и А. Тойнби iconПрограмма дисциплины «Сравнительный анализ банковских систем» («Comparative...
Задача, которая ставится перед курсом «Сравнительный анализ банковских систем», – создать представление о структуре и особенностях...
Диплом Цивилизационный подход к изучению истории. Сравнительный анализ концепций Н. Данилевского и А. Тойнби iconТематика рефератов по истории психологии к кандидатскому экзамену общенаучной дисциплине
Сравнительный анализ подходов к развивающей и психотерапевтиче­ской роли искусства в глубинной и гуманистической психологии
Диплом Цивилизационный подход к изучению истории. Сравнительный анализ концепций Н. Данилевского и А. Тойнби iconРабочая программа дисциплины (модуля) «государственное и муниципальное...
«государственное и муниципальное управление зарубежных стран: сравнительный анализ»
Диплом Цивилизационный подход к изучению истории. Сравнительный анализ концепций Н. Данилевского и А. Тойнби iconУрок по литературе Сравнительный анализ очерка Н. С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда"
Сравнительный анализ очерка Н. С. Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" и драмы Н. А. Островского "Гроза"
Диплом Цивилизационный подход к изучению истории. Сравнительный анализ концепций Н. Данилевского и А. Тойнби iconПрограмма дисциплины «Революции и социальные движения: сравнительный...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200. 62 «Политология»...
Диплом Цивилизационный подход к изучению истории. Сравнительный анализ концепций Н. Данилевского и А. Тойнби iconМедиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного...
Федоров А. В. Медиаобразование в России и Украине: сравнительный анализ современного этапа развития (1992-2008) // Дистанционное...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск